Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В.И. Алексеева Философия бессмертия К. Циолковского: истоки системы и возможности анализа



Общественные науки и современность 2001. № 3 http://ecsocman.hse.ru/data/370/346/1218/016aLEKSEEWA.pdf

 

«...Здесь мы подходим к тем идеям Циолковского, которые долгие годы оставались непонятными, казались не просто странными, но и страшными, и никоим образом не вязались с обликом ученого-гуманиста. Циолковский предлагал уничтожить безболезненно целые классы растений и животных, тем самым свести к минимуму их общее количество, сохранить только то, что необходимо для поддержания жизнедеятельности человека. "И Землю, и другие планеты придется привести к порядку, чтобы они не были источником мучения для атомов, живущих в несовершенных существах" [Циолковский, 1928, с. 4]. Идеал жизни будущего немыслим для Циолковского без гуманного уничтожения всех животных вообще и сохранения минимума необходимых человеку растений. "Животных уже нет. Остался один человек. Питание исключительно растительное. Прекратилось убийство не только людей, но и животных. Растения стали давать больше роскоши в питании, чем самые изысканные мясные кушанья" [Циолковский, 1993, с. 5].

(...)

Однако наибольшие возражения вызывали идеи Циолковского относительно методов усовершенствования человеческого рода.

(...)

1. Ограничение рождаемости для неполноценных членов общества – инвалидов, умственно отсталых, преступников, тяжелобольных.

2. Искусственный подбор родителей, осуществляемый имеющими на то право руководителями общества. "И вот начинается искусственный подбор родителей – для получения совершенного потомства. Все женаты и живут с любимыми женами понастоящему, даже лучше. Но детей имеют только избранные люди: более здоровые, долголетние, способные к обильному размножению, склонные к плодотворной деятельности, к усвоению истины. Чем более этих свойств, тем более они могут иметь и детей. Контролирует эту возможность размножения общество, его представители и основанные ими законы" [Циолковский, 1993, с. 5].

3. Создание кастового общества на основе выборности лучших людей и запрещение браков между представителями обществ разных классов. "Дети избранных, достигшие совершеннолетия, помещаются в основные общества. Там они своими заслугами и качествами могут возвышаться и переходить в высшие общества, насколько хватит сил и таланта. Иногда они снова достигают родителей, а иногда и подымаются выше их. Браки возможны только между членами обществ одного класса, например женщина третьего класса не может выйти замуж за мужчину второго класса. Цель - улучшение пород на основании явлений наследственности.

Этот закон можно облегчить, допустив браки для близких классов. Например, третьим и четвертым, первым и вторым" [Циолковский, 1998, с. 22].

Получаются своего рода резервации, если не буквально в физическом смысле, то уж точно в моральном и интеллектуальном. Бросаются в глаза чрезмерное планирование, желание расписать все сферы жизни человека, особенно личной и интимной, по правилам рассудка, извлечь из всего пользу. Нет места свободному выбору, желаниям, чувствам, даже просто неожиданностям. (...)».

 

И тут.

 

К.Э. Циолковский. Космическая философия – От редакции (В.В. Казютинский, к.ф.н.)

https://ruslit.traumlibrary.net/book/ciolkovskiy-cosm/ciolkovskiy-cosm.html

 

«...Особенно часто К. Э. Циолковский высказывал мысль, что «разум и сила высших животных», посещая миры, на которых развивается «несовершенная, неразумная и мучительная жизнь», уничтожают ее – «по возможности без мучений и заменяют своей совершенной породой». Вот почему в космосе возможна только жизнь «разумная, могущественная и счастливая»: всякую иную «устраняет разум и могущество передовых планет».

 

«Как бы перекликается и отражает»

 

«Это было время дерзких мечтаний и фантастических размахов строительства. Страна еще только-только начинала налаживать хозяйство, а Циолковский уже говорил о строительстве межпланетных кораблей в молодой социалистической России. «Новая планета», написанная Юоном в 1921 году, как бы перекликается с мечтами калужского ученого и отражает большие социально-политические потрясения того времени».

Л. Ромашкова. Юон Константин Федорович. В сб. Образ и цвет. Издательство «Изобразительное искусство», Москва, 1973

http://www.artpanorama.su/?category=article&show=subsection&id=1177

 

Картина К. Ф. Юона «Новая планета» (1921)

http://2.bp.blogspot.com/-Hy7a1dcHp8s/UAceJzqRIGI/AAAAAAAAHDI/prb_wxyoFEo/s1600/Konstantin+Yuon+-+New+Planet+1921.jpg

 

«Художник запечатлел революцию в виде грандиозной космической катастрофы».

Энциклопедия Кирилла и Мефодия https://megabook.ru/article/Юон%20Константин%20Федорович

 

Википедия: К.Ф. Юон – живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. Впоследствии академик АХ СССР (1947), народный художник СССР (1950). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). (...). Перед революцией его учениками были В. А. Фаворский, В. И. Мухина, братья Веснины и др.

 

Циолковский не был одиноким мечтателем. И он сильно заслуженный у большевиков.

 

«В 1932 году, когда Циолковскому исполнилось 75 лет, памятная дата отмечалась торжествами в Москве и Калуге, а самого ученого правительство наградило ученого орденом Трудового Красного Знамени за «особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР».

Илья Носырев. Путь в небеса

11 апреля 2015 https://rusplt.ru/sdelano-russkimi/put-v-nebesa-16330.html

 

Гуманист

 

«Мне хочется, чтобы эта жизнь ваша была светлой мечтой будущего, никогда не кончающегося счастья. Моя проповедь в моих глазах даже не мечта, а строго математический вывод из точного знания».

К.Э. Циолковский. Монизм Вселенной

 

«Если космос имеет причину, то и причине этой мы должны приписать такие же ее свойства – всеобщей любви».

К.Э. Циолковский. Воля Вселенной

 

Попутно найдено

Попутно найдено К началу

 

«Человек бессмертен не только потому, что не знает даты своего ухода, но и потому, что способен овладеть теми смыслами, которые будут существовать после него», - считает Александра Очирова, доктор философских наук, посол Доброй воли при ЮНЕСКО, президент международного Союза «Будущее женщины». Поэтому по её мнению, споры о бессмертии лишены всякого смысла. Каждый может стать бессмертным, если этого захочет.

http://secretworlds.ru/publ/kak_stat_bessmertnym/9-1-0-11185

 

(Удалено)

 

Причины (если надо)

Причины К началу

 

Заметки на полях

 

С давних пор «власть рождается на суровой почве». Там же растет эго. Всё это «освящаеся мифологией». Верования распространяются, соприкасаются, спорят, совместимые – сливаются, несовместимые – воюют, меняются, рождают химеры. В чехарде религий постепенно тает вера в посмертное «я», начинаются всякие с ним манипуляции – «это я», «это не я», «я не существует» «я есть всё», «всё во мне и я во всём». Но вертится это вокруг эго. «Самость – тусклая призма», и властный ум склонен скорее менять вещи, чем понимать их – и менял быстрее, чем понимал. В наше время «причины» ясны, однако мир уже основательно запутан и накопилась огромная инерция – биологическая, культурная.

 

«Из всех дисгармоний человеческой природы самая главная есть несоответствие краткости жизни с потребностью жить гораздо дольше». – И.И. Мечников. Интересно, чем он объяснял «дисгармонию» и почему приписал ее всем. При Дарвине было замечено, что в эволюции развитие одной способности может привести к ослаблению другой или кофликту между ними. Здесь очевидный конфликт двух индивидуальных качеств – разума/самосознания и инстинкта самосохранения. Но «эволюция» на разной почве разная.

 

* * *

 

...Ранняя эволюция человека почти целиком определялись внешними обстоятельствами. Археология показала, что сильное чувство индивидуальности появилось в течение 4-го тысячелетия до н. э. в тех обществах, которые попали в полосу природной катастрофы – необратимой засухи. Факты на этот счет, например, в книге Стивена Тэйлора «Грехопадение», у Марии Гимбутас и других. Речь об индоевропейцах и семитах. Экологический шок заставил их «поумнеть», закалил волю, ожесточил и превратил в агрессивных кочевников. Последнее еще подстегнуло рост самомознания, так как привело к разделению с себе подобными – окружающими племенами, до известной степени и между соплеменниками. А с природой их уже разделила засуха. Известный эксперт по сравнительной мифологии Д. Кэмпбелл характеризует мифы первых кочевников-воинов как «беспрецедентный переход от безличного к личному». Это личное элитарно – «я» господина и «мы» народа господ. Параллели – майя, ацтеки, некоторые народы африки и др., сложившиеся на «суровой почве».

 

«В целой природе нет осколков и отрывков». – Д. Мюир. Природная языческая «душа» – это «всё». Вернее, всё богатое, просторное, прекрасное, безопасное, в чем она сформировалась. Проблем, которые занимали индоевропейцев и семитов. здесь не отмечено. Отмечена «беспечность» (Тацит).

 

Вставка


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь