Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эмоциональные расстройства. Две крайности



В один воскресный вечер 1966 года я читал пропо­ведь под названием «Святой Дух и исцеление от эмо­циональных расстройств». Это был мой первый опыт подобного рода. Я убежден, что меня сподобил на это Бог, иначе у меня никогда не хватило бы храбрости ве­сти разговор на такую тему. То, о чем я рассказывал в тот вечер — об исцелении памяти и расстроенных чувств, — теперь хорошо известно. Тема описана во множестве книг. Но в те времена об этом было не при­нято говорить.

Поднявшись на кафедру, я оглядел сидящих передо мной прихожан и увидел почтенного старца, доктора Смита, своего хорошего знакомого. Когда мы с женой Хелен узнали, что священником именно в эту церковь, у каждого из нас в памяти всплыли лица не­скольких уже немолодых людей, и на душе стало тревожно. Одним из них было лицо доктора Смита: я все время думал, как буду окормлять его. Когда я был мо­лодым, он до смерти запугал меня своими проповедя­ми, и до сих пор я все еще неловко чувствовал себя в его присутствии.

В тот вечер я увидел его среди прихожан и развол­новался. Однако я уверенно начал и прочитал до кон­ца проповедь на тему, которую, как я считал, указал мне Бог. После богослужения, за которым следовало чудесное молитвенное время, доктор Смит продолжал сидеть на месте. Я молился вместе с подошедшими ко мне людьми; где-то в глубине сознания я молился и о том, чтобы Смит поскорее ушел. Но он не уходил. Вот он встал, поднялся ко мне и в своей обычной грубова­той манере сказал:

— Дэвид, могу я переговорить с тобой наедине?

В моем сознании снова ожили знакомые образы прошлого, и я, как испуганный маленький мальчик, поплелся за стариком. Сев на стул в кабинете, я почув­ствовал то же самое, что скорее всего чувствовал Мои­сей, глядя на огонь и дым Синая. Но я был неправ — я совсем упустил из виду, что человек меняется. Я как бы заморозил доктора Смита на определенной стадии и исключил возможность его роста.

Доктор обратился ко мне очень доброжелательно:

— Дэвид, я никогда не слышал проповеди, подоб­ной этой. Но я хочу кое-что сказать тебе. — Его глаза увлажнились. В течение многих лет ом был выдаю­щимся благовестником и проповедником, привед­шим ко Христу тысячи людей, поистине великим че­ловеком. Но, оглядываясь назад на свое собственное служение, он пришел к выводу: — Знаешь, всегда на­ходились люди, которым я не мог помочь. Это чест­ные люди. Я не сомневаюсь, что многие из них — христиане, исполненные Духа Святого. Но у них были сложности в жизни. Они приходили с ними ко мне, и я пытался помочь. Но ни мои советы, ни обра­щение к Писанию, ни молитва не приносили им на­стоящего избавления. — Он помолчал, потом доба­вил: — Дэвид, все эти годы я чувствовал за собой ви­ну. Но ты, как мне кажется, на верном пути. Не оста­навливайся, разрабатывай эту тему. Не прекращай читать проповеди об исцелении чувств, ибо я верю, что ты нашел ответ.

Когда он поднялся со стула, мои глаза были влаж­ными, и я произнес:

— Спасибо, доктор.

Но самым главным было то, что я сказал про себя: «Спасибо, Боже, за Твою поддержку, посланную через этого уважаемого человека».

Проблема

В течение пятнадцати лет кассеты с записями моих проповедей разлетались по всему миру. А письменные и устные свидетельства людей укрепляли меня в уве­ренности: существует круг проблем, требующих осо­бой молитвы и глубинного исцеляющего действия Духа. Где-то между нашими грехами, с одной стороны, и нашими болезнями, с другой, лежит область, назы­ваемая в Писании «немощи».

Можно объяснить, что это такое, на примере при­роды. На западе США растут красивейшие гигантские деревья — секвойя и калифорнийское мамонтово де­рево. Во время экскурсии гид обязательно покажет вам поперечный срез гигантского дерева. Каждое его кольцо — год жизни. Вот кольцо, образовавшееся в год сильнейшей засухи. А вот два кольца, оставшиеся от дождливых лет. Вот метка от удара молнии. А вот следы вполне нормальных лет. Вот это кольцо снидетельствует о лесном пожаре, чуть не уничтожившем дерево, а вот это — о болезни растения. Все они вкра­плены в сердцевину дерева и рассказывают историю его жизни.

То же и у нас. Под нашим защитным слоем, под за­щитной маской скрываются кольца нашей жизни.

Вот шрамы от прошлых болезненных обид: малень­кий мальчик устремился к новогодней елке, чтобы найти под ней свой подарок, и достал грязный булыж­ник, подложенный ему в наказание за какие-то мел­кие мальчишеские шалости. Шрам врезался глубоко, став причиной многочисленных межличностных кон­фликтов.

А вот выцветшее место от ужасного пятна, остав­шегося неизгладимым следом на всю жизнь: много лет назад за сараем, или в стогу сена, или в лесу старший брат знакомил сестренку с радостями — нет, горестя­ми — секса.

А вот след от болезненного, подсознательного вос­поминания: ребенок бежал за отцом-алкоголиком, пытающимся убить маму, потом сам кинулся к кухон­ному ножу. Эти шрамы болели так долго, что стали причиной необъяснимой обиды и гнева. Эти раны не залечат ни обращение, ни освящающая благодать, ни молитва в се обычном понимании.

В кольцах наших мыслей и чувств заложена исто­рия нашей жизни; прошлое хранится в памяти и про­должает жить в нас. Наша, память непосредственно и очень существенно влияет на наши убеждения, чув­ства и отношения, на наше восприятие жизни и Бога, других и себя.

Мы — проповедники — часто внушаем людям оши­бочную мысль о том, что рождение свыше и «исполне­ние Духом Святым» автоматически прекращает любые эмоциональные переживания. Но это не так. Драматический момент обращения ко Христу, как бы важен и ценен он ни был, не несет в себе эмоционального исцеления. Не следует считать его лекарством от всех внутренних проблем.

Нам нужно понять это, прежде всего для того, чтобы научиться сострадать самому себе и позволить Свято­му Духу исцелить наши раненые и мятущиеся души. Мы не должны сурово судить других людей. К их про­тиворечивому поведению следует отнестись с понима­нием и терпением. Тогда мы перестанем несправедли­во критиковать и осуждать собратьев-христиан: ведь они такие же люди, как мы с вами, со своими ранами и шрамами, ошибками и неверными установками, вли­яющими на их поведение.

Стоит нам понять, что спасение не приносит мгно­венного эмоционального исцеления, как мы ясней осознаем суть доктрины об освящении. На основании поведения человека невозможно понять, насколько

глубока его вера.

Вы спросите: разве неверно, что «по плодам их узнаете их»? (Матфея 7:16). Верно. Но верно и то, что по корням их вы поймете их и не станете осуждать. Джон может казаться более набожным и ответствен­ным христианином, чем Билл. Но, если принять во внимание ту плодородную почву, на которой рос Джон, Билл представится нам просто праведником. Он достиг большего прогресса, чем Джон, в своем уподоблении Христу. Как неправильно, как не по-христиански судить о людях поверхностно!

Кто-то возразит: «Вы что же, снижаете планку? От­рицаете способность Святого Духа исцелять наши расстройства? Пытаетесь снять ответственность с нас самих, чтобы мы обвиняли в своих поражениях и не­удачах судьбу, наследственность, родителей, учителей, любимых или друзей?» Говоря словами апостола Павла: «Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?» (Римлянам 6:1).

Я отвечу так, как ответил на этот вопрос Павел: «Никак». Я говорю о том, что некоторые сферы на­шей жизни нуждаются в особом исцелении Святым Духом. Есть в нашей жизни то, что не изменить ни обычной молитвой, ни самодисциплиной, ни усили­ем воли. Есть проблемы, в которых нужно разобрать­ся, разучиться жить по-старому и научиться жить по-новому, преобразившись обновлением разума. Это не происходит мгновенно, под влиянием переломного момента.

Две крайности

Поняв изложенное выше, мы обезопасим себя от двух крайностей. Некоторые христиане во всех своих бедах привыкли винить дьявола. Вот что я хотел бы сказать молодым и незрелым верующим. На протяже­нии веков церковь с большой осторожностью объяв­ляла людей бесноватыми. За долгие годы моего па­сторского служения несколько раз были случаи, когда возникала необходимость именем Христа изгонять то, что, по моему убеждению, являлось злым духом. Пос­ле изгнания происходило избавление и исцеление.

Но лишь ревностные, богомольные, зрелые, испол­ненные Духа Святого христиане могут предпринимать попытки изгнания нечистой силы. Являясь душепопечителем, я сталкивался с огромным количеством лю­дей, ощущающих крайнюю безысходность и пода­вленность из-за того, что незрелые христиане пыта­лись изгнать из них воображаемых бесов.

Другая крайность — слишком упрощенный подход к эмоциональным проблемам: «Читай Библию. Мо­лись. Верь. Будешь заботиться о душе — пропадут навязчивые идеи. Ты не впадешь в депрессию. У тебя не возникнут сексуальные фантазии и проблемы».

Подобные слова жестоки. Человека, испытываю­щего боль и безуспешно пытающегося решить пробле­мы эмоционального характера, они лишь приводят в еще большее отчаяние. Он и так уже чувствует себя ви­новатым; и когда люди осуждают его лишь за наличие в его жизни той или иной проблемы, бремя вины ста­новится тяжелее.

Расскажу вам историю о человеке, который однаж­ды летел на самолете. Во время полета ему подали обед. Он распечатал упаковку и в салате увидел огром­ного таракана. Приехав домой, человек написал гнев­ную жалобу президенту авиакомпании. Через не­сколько дней ему было доставлено заказное письмо — ответ от президента, состоящий сплошь из извинений: «Это вопиющий случай, но Вы не волнуйтесь. Хочу сообщить Вам, что этот самолет был полностью про­дезинфицирован. Пропылесосили все сиденья и чех­лы. Мы наказали стюардессу, подавшую Вам обед; скорее всего она будет уволена. Вполне вероятно, что сам самолет на какое-то время снимут с рейсов. Уве­ряю Вас, подобного больше не повторится. Надеюсь, Вы будете летать самолетами нашей компании и в бу­дущем».

Это письмо произвело на горе-пассажира сильное впечатление. Но вдруг он кое-что заметил: к ответу президента случайно приклеилось его собственное письмо. Взяв его в руки, он увидел внизу резолюцию: «Послать стандартную отписку по тараканам».

Очень часто мы посылаем «стандартные отписки по тараканам» людям, страдающим от эмоциональных проблем. Мы даем им готовые, чрезмерно, упрощен­ные советы, которые усиливают их отчаяние и чувство разочарования.

Свидетельство

Что отнести к эмоциональным расстройствам? Одно из самых распространенных: — это глубоко уко­ренившееся в сознании ощущение собственной непол­ноценности, постоянное сомнение в своих силах, чув­ство собственной никчемности и второсортности, навязчивый внутренний голос, повторяющий: «Я пло­хой. Я ничего не стою. Меня никто никогда не полю­бит. Что бы я ни сделал — все не так».

Что происходит с таким человеком, когда он стано­вится верующим? Какой-то частью своей души он на­чинает верить в Божью любовь, принимает Божье прощение и на какое-то время находит покой. Затем внутри него вдруг что-то восстает с криком: «Это не­правда! Не верь этому! Не молись! Там наверху нет ни­кого, кто услышал бы тебя. Никому до тебя нет дела. Никто не развеет твои сомнения. Как вообще может Бог любить и прощать такого, как ты? Ты слишком плохой!»

Что же случилось? Благая весть не проникла в глубь его истерзанной души, которая тоже нуждается в благовестии. Необходимо, чтобы к его глубоким внутрен­ним шрамам прикоснулся Галаадский бальзам и они бы исцелились.

Следующий тип расстройства за отсутствием луч­шего термина я называю комплексом перфекциониста. В этом состоянии человек говорит себе: «Я никогда ничего не могу добиться. Я не могу сделать ничего хо­рошего. Я не могу понравиться ни себе, ни другим, ни Богу». Такой человек постоянно чего-то добивается, к чему-то стремится, при этом неизменно чувствует се­бя виноватым: ему кажется, что он все время обязан что-то делать, что он не имеет права бездействовать. «Я должен это сделать. Я обязан это выполнить. Мне следует стать лучше». Он постоянно карабкается вверх, но никогда не достигает вершины.

Что происходит с таким человеком, когда он становится верующим? Весь трагизм заключается в том, что свой перфекционизм он переносит на отношения с Богом, Который представляется ему фигурой, стоя­щей на верху высоченной лестницы. Он говорит себе: Я обязан добраться до Бога. Я Его чадо и должен порадовать Его. Я хочу этого больше всего на свете».

Он карабкается, ступенька за ступенькой, напрягая все свои силы, пока его колени не начинают кровото­чить, а лоб не покроется синяками и шишками. Нако­нец он достигает вершины и видит, что Бог поднялся на три ступеньки выше. Тогда страдалец берет себя в руки и решает еще поднатужиться. Он напряженно ползет вверх, но, как только достигает нужной сту­пеньки, понимает, что Бог опять выше него.

Несколько лет назад мне позвонила жена моего коллеги и приятеля и попросила помочь мужу, страда­ющему тяжелым нервным расстройством. Мы поеха­ли к нему в больницу, и по пути она сказала: «Я просто не понимаю Билла. Такое впечатление, что в нем жи­вет надсмотрщик, который не дает ему ни минуты по­коя. Он не может ни на минуту расслабиться или за­медлить темп. Он постоянно перенапрягается. Прихо­жане любят его; они на все готовы ради него, но он ни­чего не позволяет им делать. Это продолжается уже много лет. В результате он просто надорвался».

Я стал навещать Билла. Когда он более или менее окреп и смог говорить, то рассказал мне о своем доме и о детстве. Когда он был ребенком, ему все время хо­телось порадовать родителей. Он старался заслужить мамино одобрение. Но когда он помогал ей накрывать на стол, мама постоянно ворчала: «Билл, ты положил ножи не с той стороны». И он клал ножи с нужной стороны. «Теперь ты неправильно положил вилки» Затем шли тарелки. Он никак не мог ей угодить. Он старался изо всех сил, но не мог угодить и отцу. Он показывал отцу дневник, где были пятерки, четверки г тройки, и отец говорил: «Билл, я думаю, если ты хорошенько постараешься, то сможешь учиться без троек» И мальчик начал напрягаться все сильнее и сильнее пока тройки не исчезли из дневника. Тогда отец гово­рил: «Не сомневаюсь, что если ты еще немного поста­раешься, то будешь учиться на одни пятерки». Всю следующую четверть мальчик делал огромные усилия над собой, чтобы заработать пятерки. Он был в приподнятом настроении — теперь мама и папа уж точно будут рады. Он вприпрыжку бежал домой, так велико было его нетерпение. Отец взял в руки дневник и сказал: «Знаю я этих учителей. Они всегда всем ставят пя­терки».

Став пастором, Билл вместо одной мамы и одного отца приобрел несколько сотен человек: прихожане заняли место его недовольных родителей. Как бы ни старался, он никак не мог удовлетворить их. В конце концов он рухнул под невыносимой тяжестью: устал бороться за признание. Его сгубило желание утвердиться в глазах окружающих.

Как-то известного богослова, сторонника теории смерти Бога, спросили: «Что значит для вас Бог?»       

«Бог? Для меня Бог — это негромкий внутренний голос, который без конца повторяет: «Мало, мало, мало...».

Он почти ничего не сказал нам о Боге, но ярко вы­светил свою собственную душевную боль. Полагаю, что в мозгу таких нездоровых людей зарождается не­здоровое богословие. Насколько же сильно комплекс перфекциониста поражает христиан! Он даже лишает их возможности попасть в Царство Божье!

Третий тип эмоционального расстройства — крайняя впечатлительность. Человек перенес в прошлом какую-то душевную травму. Он искал любви, одобрения и расположения, но вместо этого получил прямо противоположное, и в душе у него остались глубокие травмы. Иногда он видит то, что другие не видят, и чествует то, что другие не чувствуют.

Однажды я шел по улице и встретил Чарли, крайне впечатлительную личность. Обычно я уделял ему по­ниженное внимание, но в то утро очень спешил, поэтому просто выкрикнул: «Привет, Чарли» и пошел дальше. Позже мне позвонил один из членов церкви и спросил:

— Разве вы за что-то сердитесь на Чарли?

— На какого Чарли?

— Ну, вы знаете, на какого, — на Чарли Олсона.

— Абсолютно не сержусь. Я сегодня видел его на улице.

Вдруг до меня дошло: я же не сказал ему сегодня ни одного доброго слова, не ободрил его, как делал обыч­но, учитывая его болезненную мнительность.

А еще я знал одного мужчину, который был на­столько мнительным, что перестал ходить на футболь­ные матчи. Каждый раз, когда команда начинала сове­щаться на поле, он думал, что все говорят о нем.

Чрезвычайно впечатлительные люди постоянно нуждаются в подбадривании. Им всегда недостает одо­брения. Порой они кажутся совершенно бесчувствен­ными. В них сильно чувство обиды: вместо того чтобы выразить свою боль, они прячутся за суровостью и грубостью. Они стремятся отомстить и причинить боль другим. Неведомо для самих себя они всю жизнь помыкают другими, обижают и подчиняют их себе. Они используют деньги или власть, или положение, или секс, или даже проповеди, чтобы обидеть других.

Влияет ли это на их христианское мироощущение? Да, и очень сильно.

Далее следует сказать о страхах, очень хорошо зна­комых многим людям. Пожалуй, самый сильный сре­ди них — страх неудачи. Есть люди, которые так силь­но боятся проиграть игру с жизнью, что предпочитают не участвовать в ней. Они просто «сидят на скамье за­пасных» и говорят: «Мне не нравятся правила», «У су­дьи нос крючком», «Мяч не совсем круглый», «Ворота не совсем прямоугольные».

Помню, как несколько лет назад я беседовал с про­давцом в магазине подержанных автомобилей. Наше внимание привлек мужчина, прохаживающийся меж­ду рядами машин. Он то ударял ногой по шинам, то приподнимал крышки капотов, то хлопал дверцами. Продавец сказал с отвращением: «Видите того типа, который ходит и все проверяет? Такие люди лишь от­равляют наше существование. Они приходят сюда по­стоянно, но никогда ничего не покупают, так как ни на что не могут решиться. Вот видите. Он ходит и уда­ряет по шинам. Потом скажет, что они не в порядке. Послушает мотор и скажет: «Слышите стук?». Никто никакого стука не слышит, а он слышит. У него всегда все не так. Он боится что-то выбрать, боится на что-то решиться, поэтому постоянно ищет предлоги, чтобы оправдать такое поведение».

В жизни много людей, боящихся потерпеть неуда­чу, принять неверное решение. Что будет с ними, ког­да они станут христианами? Вера — это великий риск; уверовать очень трудно. Решения рвут нас на части. Вера в Бога дается нелегко. Свидетельствовать им тя­жело. Отдаться на волю Святого Духа и полностью подчинить себя Богу почти травматично. Упражняться в благочестии сложно. Боязливые люди живут по принципу «если бы»: «Если бы это да кабы то, у меня все было бы в порядке». Но так как «если бы» никогда не наступает, то они и не добиваются того, чего им хо­чется. Боящиеся терпят поражения и постоянно пре­бывают в нерешительности.

К следующему типу можно отнести людей с сексу­альными расстройствами, о которых нужно погово­рить отдельно.

Когда апостол Павел писал свое Первое Послание к Коринфянам, он коснулся всех мыслимых и не­скольких почти немыслимых человеческих проблем. Он говорил о ссорах, внутренних расколах, судебных делах, о различных видах сексуальных проблем — от кровосмешения до проституции. Упомянул о добрач­ных, брачных и послебрачных отношениях. Написал о женском вдовстве, разводе, вегетарианстве, пьянстве на вечере Господней, говорении на иных языках, смерти и похоронах, принятии приношений и прове­дении точного подсчета голосов в церкви!

Но начал он свое послание со слов: «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Коринфянам 2:2). Это означа­ет, что наше Евангелие — самое практичное, макси­мально приближенное к нашей обычной жизни. Мно­го внимания в послании Павла уделяется сексуальным проблемам.

Мы — современные люди — воспитаны на непо­слушании, непотребстве и похотливости. Можно ска­зать, что мы живем в современном Коринфе. В нашем обществе человеку очень трудно достичь взрослого возраста, не страдая при этом каким-либо расстрой­ством сексуального характера.

Я думаю о сотнях людей, обращающихся ко мне за помощью. Помню женщину, которая услышала мою проповедь в своей церкви и потом, преодолев расстоя­ние в 1200 километров, приехала, чтобы побеседовать со мной; мужчину, который, прежде чем зайти в мой кабинет, одиннадцать раз обошел вокруг церкви, чтобы собраться с духом. Оба эти человека были истин­ными христианами и вели отчаянную борьбу с отклонениями в сексуальной ориентации.

Я вспоминаю о молодой женщине из отдаленного университетского городка, в котором читал пропо­ведь. Я и по сей день не знаю, как она выглядит, ибо она стояла ко мне спиной, а воротник ее пальто был высоко поднят и закрывал лицо. Она сидела в углу и рыдала, потом произнесла: «Мне нужно поделиться с кем-то, иначе я не выдержу». По-прежнему глядя в угол, она рассказала мне печальную историю, какие мы слышим все чаще и чаще, — историю об отце, из­насиловавшем ее в детстве.

Я думаю о сотнях молодых мужчин и женщин, ко­торым были внушены ложные и вредные идеи дей­ствующими из лучших побуждений, но невежествен­ными родителями и проповедниками. И теперь они не могут вступить в брак, неспособны быть мужьями и женами, не в состоянии жить без страха, вины и стыда. Им причинен колоссальный эмоциональный ущерб.

Может ли Евангелие помочь людям с различными эмоциональными расстройствами? Ведь если оно не несет им исцеления, то надо навесить замки на двери наших церквей, перестать играть в христианство и за­молчать со своей Благой вестью.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь