Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сотрудничайте с Духом Святым



Вы должны активно помогать Богу в процессе ис­целения и внутреннего обновления. Это длительный и трудоемкий процесс, а не мгновенный перелом. He знаю ни одного религиозного переживания, которое могло бы за одну ночь изменить ваши представления о себе. Нет, вы должны преобразоваться «обновлением ума вашего» (Римлянам 12:2). Глагол в этом предложе­нии указывает на длительное действие, слово ум гово­рит об образе вашего мышления, о способе восприя­тия мира.

Как же сотрудничать со Святым Духом?

• Просите Бога, чтобы Он останавливал вас каж­дый раз, когда вы принижаете себя. При этом вы не­ожиданно обнаружите: весь ваш образ жизни — пря­мое или косвенное самоунижение. Судите сами. Что вы делаете, когда вас хвалят? Вы говорите: «Спаси­бо», «Рад, что вам нравится», «Благодарю»? Или вы начинаете долго и нудно убеждать собеседника в том, что недостойны его похвалы? Если вы привыкли принижать себя, то на первых порах сложно будет остановиться: слишком уж вы смирились с ощуще­нием собственной никчемности. Не делайте этого больше!

И хуже всего, когда вы ударяетесь в сверхдухов­ность. Вам говорят: «Слышал, как вы сегодня пели. Очень понравилось». В ответ вы пускаетесь в рассуж­дения: «Ну что вы! Это был вовсе не я. Это был Господь»! Естественно, это был Господь! Вы во всем зависите от Него. Но не надо повторять это каждый раз, когда вы сделали что-то хорошо.

• Позвольте Богу любить вас и позвольте Ему на­учить вас любить себя и других. Вы хотите любви. Хотите, чтобы Бог поддерживал вас и был с вами. Это Он и делает! Но из-за того, что вам внушили ложные представления о любви, вам трудно принять любовь. Причем настолько трудно, что вам кажется: гораздо спокойнее жить без любви.

Призываю вас: начните процесс исцеления! И вы сможете высоко поднять голову, как и подобает чаду Божьему.


 

 

«Приидите ко Мне, все труждающиеся и обреме­ненные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен серд­цем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матфея 11:28-30).

«Посему для народа Божия еще остается субботтво. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успо­коился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак по­стараемся войти в покой оный» (Евреям 4:9-11).


7



Симптомы перфекционизма

 

Существует много разных видов депрессии, разли­чающихся по степени проявления. Я хочу подробно остановиться на том, который развивается вследствие эмоционального расстройства, а точнее, искаженного восприятия действительности, и называется перфекционизмом.

В тот момент, когда я упомянул это слово, кто-то тут же встал в защитную стойку: не должен ли христи­анин стремиться к совершенству? Конечно, да. Но су­ществует огромная разница между истинным совер­шенством личности и перфекционизмом, хотя внеш­не они похожи.

Перфекционизм — подмена христианского совер­шенства, святости, освящения и жизни, наполненной Духом Святым. Вместо того чтобы сделать нас святыми людьми и гармоничными личностями — цельными натурами во Христе, — перфекционизм превращает нас в душевных фарисеев и эмоциональных невротиков.

Вы считаете, что я преувеличиваю? Что это одно из новомодных открытий психологов или священников? Смею вас уверить: на протяжении веков вниматель­ные священники обращали внимание на таких хрис­тиан-страдальцев и были крайне обеспокоены этим явлением еще задолго до того, как в обиход вошло слово «психология». Они не знали, как помочь, но признавали наличие проблемы.

Джон Флетчер, современник Джона Уэсли, так описывал своих прихожан:

«Некоторые собственноручно взваливают на себя тя­желую ношу, и, когда оказываются не в состоянии нести ее, совесть начинает мучить их чувством вооб­ражаемой вины. Другие живут, терзаемые беспочвен­ными страхами: им кажется, что они совершили смертный грех. Короче говоря, перед нами сотни лю­дей, имеющих все основания думать о себе хорошо. Однако вместо этого им кажется, что у них уже не осталось надежды».

Священники и проповедник Джон Уэсли так писал об этом явлении:

«Иногда это чудесное качество — совестливость — обостряется до крайности. Мы знаем тех, кто боится, когда бояться нечего; кто беспрестанно осуждает себя без всякой причины, находя греховным то, что Писание нисколько не осуждает; кто выдумывает се­бе какие-то моральные обязательства, которые Писа­ние вовсе ни на кого не накладывает. Такое состоя­ние справедливо именуется угрызениями истерзан­ной совести, и это большое зло. Не поддавайтесь этому злу, задача молитвы — освободить вас от него, что­бы вы вновь обрели душевное здоровье» (Артур Зепп «Одна совесть — ненадежный водитель», Chicago: The Christian Witness Company, 1913, с. 103).

 

Один умудренный годами священник даже написал книгу о перфекционизме, которую назвал «Духовное исцеление страдающих от нервов и угрызений сове­сти». Поразительно точное название!

 

Симптомы

Перфекционизм — очень серьезная эмоциональная проблема, особенно остро проявившаяся в среде еван­гельских христиан. Его симптомы я вижу чаще, чем симптомы любого другого навязчивого состояния.

Что такое перфекционизм? Описать его гораздо легче, чем дать ему определение. Вот некоторые из его симптомов.

1. Тирания долга. Ее основная характеристика — по­стоянное всепоглощающее чувство, что тебе не удает­ся ни одно дело, что ты никогда не станешь хорошим человеком. Это чувство может проявляться по-разно­му, но сильнее всего оно воздействует на нашу духов­ную жизнь. Психолог Карен Хорни приводит его точ­ное описание в своей классической фразе «деспотизм долженствования». Вот типичные высказывания перфекциониста:

• «Я должен сделать это лучше»,

• «Я должен был сделать это лучше»,

• «Я должен суметь сделать это лучше».

Все на свете — от приготовления пищи до молит­вы — «Я сделал это недостаточно хорошо».

Три любимых выражения перфекционистов: «moг бы», «надо бы», «должен был бы». Если вы пребывает в этом эмоциональном состоянии, то чаще всего по­вторяете слова «если бы». Вы всегда стоите на цыпочках, всегда тянетесь вверх, стремитесь, стараетесь, но никогда не дотягиваетесь до желаемого.

2. Самоуничижение. Связь между перфекционизм мом и заниженной самооценкой очевидна. Никогда не бывая достаточно хорошим, вы постоянно ощущае­те собственные недостатки. Если вы никогда не бываете удовлетворены собой и своими достижениями, то, естественно, делаете вывод, что и Бог тоже никогда не бывает доволен вами! Вам кажется, что Он все время твердит: «Ну давай, ты можешь сделать это лучше!». А поскольку вы являетесь перфекционистом и никог­да не довольны собой, то вы отвечаете: «Щас, даю».

Как бы вы ни старались, вы всегда занимаете вто­рое, а не первое место. Но Бог, да и вы сами постоянно требуете от себя первого — вот и получается, что у вас все плохо. И вы снова возвращаетесь к своим духов­ным каторжным работам и еще больше напрягаетесь, чтобы понравиться себе и постоянно наращивающему Свои требования Богу, Который никогда не бывает полностью удовлетворен. И вы опять терпите неудачу, не соответствуете стандарту, не достигаете цели, но по природе своей остановиться уже не можете.

3. Тревога. Чувство долга и самоуничижение по­рождают больную совесть, прячущуюся под гигант­ским зонтом из вины, тревоги и осуждения. Словно атомный гриб, этот зонт висит над вашей головой. Временами он приподнимается, и из-под него прогля­дывает солнце, особенно во время евангелизационных собраний и конференций, которые помогают христи­анам приблизиться к Богу и углубить свою духовную жизнь.

К сожалению, солнце сияет лишь в период конфе­ренции, когда вы включаетесь в нее и рассчитываете на благословение. Вскоре вы падаете с духовного об­лака и больно ударяетесь. Вами овладевают все те же ужасные чувства. Возвращается ощущение, что Бог недоволен вами, что вы всегда и во всем виноваты. Эти чувства с глухим ворчанием стучатся в потайную дверь вашей души.

4. Законничество. К чрезмерно ранимой совести и безграничному чувству вины перфекциониста обычно добавляется крайняя щепетильность и законничество: вы преувеличиваете значение любых внешних правил и запретов. Давайте посмотрим, почему этот четвер­тый элемент неизбежно сопровождает первые три симптома.

Перфекционист с его болезненно ранимой совес­тью, заниженной самооценкой и неизбывным, почти автоматическим чувством вины необычайно воспри­имчив к тому, что о нем думают другие. Не пребывая в согласии с собой и будучи абсолютно неуверенным в Божьем одобрении, он отчаянно нуждается в симпа­тии окружающих. А потому падает жертвой чужих мнений и оценок. Каждая проповедь повергает его в отчаяние. Он занимается самокопанием: «Наверное, именно это я делаю не так... Если только я поборю в себе этот недостаток... разовью в себе эту добродетель... Перестань я делать это или начни я делать то, я обрету покой, радость и силу. Может быть, тогда Бог примет меня и будет доволен мной».

Итак, растет перечень правил и запретов; их стано­вится все больше и больше, потому что надо угождать все большему количеству людей. И одним лишь ним­бом над головой не обойтись: его форму нужно менять в зависимости от от того, с кем разговариваешь, а то вдруг не понравится? Итак, нимб над головой перфекциониста становится то круглым, то — квадрат­ным, то — треугольным, пока не превращается в «яр­мо» (см. Галатам 5:1). Ярмо — это широко применяв­шееся крестьянами того времени приспособление: его надевали на лошадь, которую впрягали в плуг, или с его помощью соединяли в пару волов. Но это слово имело еще и переносное значение, недаром Павел го­ворит об «иге (ярме) рабства». В Ветхом Завете ярмо было символом деспотии, символом порабощенного народа. Это был символ унижения и разрушения.

Благая весть о милости Божьей ворвалась в жизнь галатов, освободив их от подобного духовного ига. Благая весть состоит в том, что дорога к Богу — это не дорога безгрешной жизни. Сколько бы вы ни стара­лись, вы никогда не заслужите Божьего расположе­ния. Почему? Потому что Его расположение прихо­дит в облике благодати, действующей через Иисуса Христа.

Но через некоторое время галаты решили, что бла­годать слишком хороша, хороша до неправдоподобия, и стали прислушиваться к иным голосам. К «иному благовествованию», как сказал Павел (Галатам 1:6). Воз­можно, они прислушивались к иерусалимским закон­никам, призывавшим строго соблюдать все законы, выполнять все обряды. Или они внимали колосским аскетам, решившим во всем себе отказывать, чтобы доставить удовольствие Богу. Они следили за соблюде­нием особых праздников, новомесячия и суббот, на­стаивали на необходимости «самовольного смиренномудрия» и запрещали высоко думать о себе (см. Колоссянам 2:18). Они, как говорил Павел, «держались постановлений». «Не прикасайся», «Не вкушай», «Не дотрогивайся». Павел сказал, что «это имеет только вид мудрости в самовольном служении и смиренному­дрии» (см. Колоссянам 2:21, 23). Какие точные слова!

Таким вот образом иерусалимские законники и колосские аскеты произвели на свет галатских док­тринеров и ретроградов. Галаты возвратились к преж­ней вере — некой водянистой смеси, состоящей из веры и дел, закона и благодати. И результат оказался точно таким же, какой мы имеем сегодня, когда сме­шиваем закон и благодать. Незрелые и мнительные верующие превращаются в нервных перфекциони-стов, страдающих от осознания своей воображаемой вины,  несчастных и стеснительных. Они непреклон­ны в своих взглядах, холодны, поскольку неспособны источать любовь, полностью зависят от оценки дру­гих людей. Вот парадокс — они жестоко критикуют и осуждают окружающих, обвиняют их во всех смерт­ных грехах.

5. Злость. Но самое худшее еще впереди. Вы види­те, что с перфекционистом начинает происходить что-то ужасное. Он может не догадываться об этом, но в нем копится крайнее раздражение. В нем поднимается возмущение против долга, христианской веры, других христиан, против себя и, что самое печальное, против Бога.

Нет, на самом деле перфекционист не против ис­тинного Бога. То, о чем я сейчас пишу, очень печаль­ный факт. Перфекционист не восстает против мило­стивого, любящего, идущего на жертвы Бога, Кото­рый пришел к нам, Который в лице Иисуса Христа прошел весь путь до креста, заплатив такую огромную цену. Нет, возмущение перфекциониста направлено против пародии на Бога. Его карикатурный бог никог­да не бывает доволен, ему невозможно угодить, как бы упорно человек ни старался, сколь бы лишений ни терпел и как бы отчаянно ни напрягался. Его жесто­кий бог исподтишка поднимает планку, чтобы потом сказать: «Извини, ты недопрыгнул».

Гнев на такого бога кипит в душе перфекциониста Временами этот гнев вырывается наружу, и становится ясна суть «тирании должествования»: сатана старается подсунуть нам фальшивку, чтобы мы забыли, что такое истинное христианское совершенство. Порой перфекционисту удается разобраться в собственных проблемах, отыскать благодать и чудесным образом освободиться от страшного ига.

6. Непризнание. Но многие христиане упорно отрицают наличие в себе злости. В связи с тем, что гнев считается страшным грехом, его загоняют внутрь. И вся эта смесь из порочного богословия, законничества и спасения по делам превращается в замерзший Ниагарский водопад. Вот тут и появляются серьезней­шие эмоциональные проблемы. Перепады настроения становятся такими резкими и драматичнымии, что создается впечатление, будто в одном человеке ужива­ются сразу два.

Когда постоянно испытываешь стресс и напряже­ние, пытаясь жить в согласии с собственным «я», ко­торое тебе не нравится, с Богом, Которого не любишь, и с другими людьми, с которыми находишься не в ла­дах, нагрузка может оказаться слишком большой. И случается одно из двух: либо человек отходит от ве­ры, либо у него наступает полный упадок сил.

Отход от веры — явление печальное. Большую часть своего времени в качестве душепопечителя я уделяю людям, которые когда-то были активными христианами, а теперь отошли от веры. Такой отход все переворачивает с ног на голову. Человек не стано­вится неверующим. Он продолжает верить разумом, но уже не может верить сердцем. Перфекционизм не дает ему жить в согласии с собой. Он отчаянно пытает­ся, но каждый раз чувствует себя таким несчастным, что прекращает любые попытки.

Другие доходят до полного упадка сил. Этот груз на­столько тяжел, что его невозможно вынести, и под его воздействием они ломаются. Именно так и случилось с доктором Джозефом Куком, профессором антропо­логии университета Дж. Вашингтона в Сиэтле. Блес­тящий доктор философии, великолепно образован­ный в вопросах библейского богословия, он отправил­ся благовествовать и преподавать в Таиланд. Но через несколько лет был вынужден оставить служение, пре­вратившись в совершенно разбитого человека. Нерв­ное расстройство лишило его возможности и пропове­довать, и преподавать, и даже читать Библию. Как он сам сказал: «Я стал обузой жене, не приносил пользы ни Богу, ни людям» («Свободен для захвата», Fleming Revell, 1975).

Как такое случилось? «Я выдумал себе немыслимо­го Бога и получил нервное расстройство». Он верил в благодать, он даже учил ей! Но его собственные чув­ства, относящиеся к богу, с которым он жил изо дня в день, не соответствовали его учению. Изобретенный им бог был немилостив и недоволен.

«Требования Бога ко мне были настолько высоки, а Его мнение обо мне настолько низко, что вся моя жизнь проходила не иначе, как под Его недовольным взглядом... Дни напролет Он ворчал: «Почему ты не молишься чаще? Почему мало свидетельствуешь? Когда ты научишься самодисциплине? Как ты мо­жешь поддаваться нечестивым мыслям? Делай это. Не делай то. Смиряйся, кайся, трудись упорнее...» Бог всегда использовал Свою любовь против меня. Он демонстрировал мне Свои пробитые гвоздями ру­ки, а затем вызывающе смотрел на меня и говорил:

«Почему же ты не становишься лучше? Займись де­лом и живи так, как должно».

Самое главное то, что у меня был бог, который в глу­бине души смешивал меня с грязью. Вслух он гово­рил, что любит меня. Но я знал: он полюбит меня — о чем я так мечтал, — только если я позволю ему рас­топтать себя. Я искал и не находил в себе ни слова, ни чувства, ни мысли, ни решения, которые бы по-на­стоящему понравились моему богу».

 

Можно понять, почему глубоко верующий христи­анин дошел до полнейшего упадка сил под наплывом подобных чувств. Годы служения, душепопечительства и молитвы в кругу евангельских христиан убедили меня в том, что болезнь под названием «перфекцио­низм» очень распространена среди верующих.

Исцеление

Есть только один способ полного исцеления от перфекционизма: одновременно сложный и простой, как и само понятие «благодать». Благодать происходит от греческого слова «харис», что означает «любез­ность, благосклонность, одолжение, услуга». Но в Но­вом Завете это слово имеет особое значение: «Добро­вольно оказанная, незаслуженная, неограниченная, незаработанная и неоплатная милость». Любовь и признание Бога не основываются на наших заслугах. Как напоминает доктор Кук, благодать — выражение лица, которое принимает Бог, сталкиваясь с нашим несовершенством, грехом, слабостью и ошибками. Благодать — это сущность Бога, Его реакция на наши греховные и недостойные поступки. Благодать — бес­корыстный дар, добровольно отданный нам. Неужто в момент спасения в вас проникает некая «доза» благо­дати, после чего начинается жизнь, полная напряжен­ного стремления к совершенству? Нет, исцеление от перфекционизма не бывает мгновенным. Оно не пре­кращается ни на день и требует веры и постоянных размышлений о благодати, исходящей от любящего, заботливого Небесного Отца.

Процесс нелегкий — он не происходит сам собой. Некоторым людям удается вместить в себя благодать лишь после того, как избавятся от мучительных вос­поминаний. Им удается ощутить Божью заботу лишь после того, как они расстанутся с ложными стереоти­пами, внушенными им родителями, семьей, друзьями, учителями, проповедниками и церковью.

Перфекционисты — люди, «запрограммирован­ные» на то, чтобы хотеть невозможного, стремиться к недостижимому. Они знают только обставленную множеством условий любовь и нереальные надежды, невозможные достижения, любовь с оговорками и шаткое богословие, которое учит: человек оправдыва­ется делами. Естественно, что они не могут избавиться от своих стереотипов в одночасье. Чтобы измениться, нужно время: это длительный процесс, в ходе которо­го человек переосмысливает свою жизнь, исцеляется, «перепрограммирует» себя — обновление ума ведет к преобразованию личности.

Хочу рассказать, как это произошло в жизни одно­го молодого человека. Дон вырос в строгой христиан­ской семье. Члены семьи прекрасно знали богословие, но это никак не сказывалось на их повседневном об­щении. Возможно ли такое? Да, возможно! Родителям следует помнить: важно не только то, чему учишь ре­бенка на словах, но и то, какой пример ему показыва­ешь. Дона учили одному, а видел он совсем другое. Внутри него боролись противоречивые чувства.

Дон был окружен какой-то непредсказуемой, об­ставленной строгими условиями любовью. С раннего детства ему дали понять: «Тебя будут любить, ЕСЛИ...», «Нам нравится, КОГДА ты...», «Мы будем тебя любить, ПОТОМУ ЧТО...». У него возникло ощущение, что родители им всегда недовольны.

Ко мне Дон обратился, когда ему было чуть больше тридцати. К этому возрасту его депрессии стали частыми, длительными и все более опасными. Некоторые из его друзей (из лучших побуждений) внушили ему, что его проблемы носят духовный характер. «Исполненные Духа Святого христиане не могут испытывать подобных чувств. Они не могут ощущать ничего, кроме радости». От этого Дону стало только хуже: к депрессиям прибавилось чувство вины.

Нам с Доном потребовалось немало времени, чтобы найти выход. Ему было трудно понять и принять Божью любовь и благодать: он не умел ощущать их инстинктивно. С самого детства он не знал, какими должны быть отношения, построенные на благодати и любви, а потому ему было трудно поверить в Божью благодать и почувствовать ее.

К тому же Дон еще более усугубил собственные проблемы. В периоды депрессий он искал спасения в женщинах. Нет, он с ними не спал. Но использовал романтические отношения в качестве лекарства от де­прессии. Это было грехом, и он знал это: он ощущал чувство вины за то, что манипулировал людьми. Так к его псевдовине добавилась вина настоящая. Он никак не мог вырваться из порочного круга слез и раская­ния, но ему так и не удавалось сдержать данного себе же слова.

Наши с ним беседы продолжались более года. За это время он исцелился от многих болезненных воспоми­наний, избавился отложных стереотипов. Он аккурат­но выполнял все мои задания, записывал в дневник свои чувства, читал нужные книги и слушал кассеты, заучивал наизусть отрывки из Писания и молился.

Многому он научился и из наших с ним отноше­ний. Дон не раз пытался спровоцировать меня, чтобы я отверг его, отвернулся от него. Ему хотелось, чтобы я повел себя так же, как вели себя его мать и отец и как, по его мнению, вел Себя Бог.

Мгновенного исцеления не произошло, но — бла­годарение Богу — оно все же наступило! Медленно, но верно Дон понял суть благодати, увидел, что Бог по­ступает невероятно: любит его таким, какой он есть. Депрессии возникали все реже. Он ничего для этого не делал, они просто исчезли, как исчезают с деревьев сухие листья, чтобы уступить место новым. Он стал лучше контролировать свои мысли и поступки. Де­прессий у него больше не было, а были лишь нормаль­ные перемены настроения, как у всех нас.

Теперь, когда Дон приходил ко мне, он говорил: «Доктор, все это слишком хорошо, чтобы быть прав­дой, но это правда!». Запомните его слова! Вся беда в том, что перфекционист «запрограммирован» счи­тать: «Это слишком хорошо, чтобы быть правдой». Возможно, и вы думаете: «Конечно, я верю в благо­дать, но...».

«Приидите ко Мне, все нуждающиеся и обреме­ненные, — сказал Иисус, — и Я успокою вас» (Матфея 11:28). Разве это не Благая весть? Зачем же жить так, как живете вы, если можно жить лучше? «Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя... ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матфея 11:28-30).

«Иго Мое благо». Что это значит? Его иго удобно, так как изготовлено «точно по вашим меркам», соот­ветствует вашей индивидуальности, вашему естеству. «Бремя Мое легко» означает: Христос, давший вам бремя, никогда не оставит вас одного, а разделит бре­мя с вами. Не Он ли обещал послать Утешителя - Того, Кто помогает носить бремена?

Прочитайте слова гимна Чарльза Уэсли. Они пока­зывают, как благодать исцеляет измученное виной сердце перфекциониста.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь