Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вина, милость и взыскание долгов



Этой притчей Иисус придал яркость и объемное звучание Своему учению о прощении. Притча дает нам возможность постичь самую суть духовного и эмоционального исцеления. Иисус Христос — единственная из всех когда-либо живших на земле нормальная, пребывающая в абсолютно здравом уме Личность. Нам сказано, что Он знал человека до са­мых его глубин. Поэтому мы можем рассчитывать на то, что в Его учении содержатся самые проникновен­ные психологические истины.

Притча

Когда царь захотел «сосчитаться» с рабами своими, он обнаружил, что один из них должен ему фантасти­ческую сумму в десять миллионов долларов. В этой притче Иисус использует немыслимо огромную сумму. Ежегодные налоговые сборы с таких областей, как Иудея, Едом, Самария, Галилея и Перея, составлял всего лишь $800 000. Но в преувеличенном размер долга заложена суть притчи. Долг человека перед Богом и перед другими людьми настолько велик, что заплатить его невозможно. Так и раб, трудящийся за несколько центов в день, никогда не сможет набрать нужную сумму, чтобы вернуть долг в десять миллион нов долларов.

Раб пал на колени и стал просить о помиловании – об отсрочке долга: «Государь! Потерпи на мне и все тебе заплачу».

Мы видим, что представление о прощении у раба было одним, а у господина другим. Государь, умилосердившись, простил его долг целиком и отпустил его:

Но раб, выйдя, увидел своего товарища, который должен был ему жалкие двадцать баксов. Он схватил его и стал душить, говоря: «Отдай мне, что должен» Товарищ не мог этого сделать, и тогда раб не проявил к нему милосердия, а посадил его в темницу, пока не от­даст долга.

После этого государь призвал раба и сказал ему: «Весь долг я простил тебе; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь отдал его на истязания до тех пор, пока он не вернет весь долг.

И вот теперь, каким бы дурным нам это ни казалось, Иисус делает шокирующее заявление: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Постой, Господи! Что Ты пытаешься этим сказать? Какое представление о Небесном Отце Ты нам даешь? Может, это неправильный перевод? Нет, смысл ска­занного вполне однозначен. По отношению к непрощеным и непростившим Бог будет выступать в роли жестокого и сурового судебного пристава. Не преувеличение ли это, подобно раздутой денежной сумме? А не говорит ли притча о жизни грядущей, о наказании нечестивых? Возможно. Но нам не надо ждать вечной жизни, чтобы увидеть, как сбываются слова Иисуса. Здесь и сейчас непрощеного и непростившего человека терзают вина и обида. Он живет в своеобразной тюрьме, где подвергается пыткам в виде различных внутренних эмоциональных мучений.

Обязанности и долги

Притча Иисуса — наглядная иллюстрация челове­ческих отношений. Мир сотворен для прощения, ми­лосердия и любви.

Потребность наша в них велика, она вживлена в на­ше человеческое естество. Она в каждой клетке наше­го тела, во всех межличностных отношениях. Мы соз­даны для милосердия, любви и согласия.

Одно из библейских толкований греха — «наруше­ние Божьих законов». Нарушая законы, мы в каком-то смысле оказываемся у них в долгу. Слова «должен» и «долг» имеют один корень. Сказать «Я должен это сделать» или «Я не должен этого делать» все равно, что сказать «Я в долгу перед Богом» или «Я в долгу перед этим человеком» и «Мне надо сделать то-то» или «Мне не надо делать того-то».

Истина Божьих законов является также истиной человеческих отношений. Мы чувствуем свои обязан­ности и долги по отношению друг к другу. Согрешая против кого-либо, мы часто говорим: «Такое ощуще­ние, будто я перед ним в долгу» или «Я чувствую, что обязана перед ней извиниться». Когда человек освобождается из тюрьмы, мы говорим, что он заплати свой долг обществу.

Иисус положил эту концепцию в основу молитвы «Отче наш», уча нас молиться так: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим". Священник, душепопечитель или любой другой работающий с людьми человек знает, что долговая система самым удивительным образом встроена в человеческое естество. Когда у вас появляется ощущение долженствования, задолженности, срабатывает автоматический механизм, приводящий в действие встроенных судебных приставов. Мы хотим загладить свои проступки, заплатить имеющийся долг или получить долг с того, кто должен нам. Если мы гневаемся на себя, то говорим: «Я обязан расплатиться сполна». А если мы гневаемся на кого-то другого, то считаем, что распла­титься должен он. Именно таким образом приводится в действие неминуемый процесс, в ходе которого личность попадает в руки своих внутренних мучителей. Они — тюремные надзиратели, выбивающие из нас долги в ужасной тюрьме.

Лос-анджелесская футбольная команда известна своими четырьмя защитниками, которые всей своей массой наваливаются на атакующего противника и таким образом препятствуют его продвижению вперед. Их называют «бесстрашной четверкой». Иисус гово­рит, что непрощеные и непростившие оказываются под воздействием такой же бесстрашной четверки, со­стоящей из вины, обиды, борьбы и тревоги. Эта чет­верка порождает стресс, конфликты и различные эмо­циональные проблемы.

Доктор Дэвид Белджэм считает: причина болезней 75% пациентов, находящихся в данный момент в больницах с различными физическими заболевания­ми, кроется в их эмоциональном состоянии. Своими болезнями они сами наказали себя. И их физические болячки и недомогания — это невольное признание собственной вины (см. «Чувство вины: сфера, где пси­хология встречается с религией», Prentice-Hall, с. 54).

Причины эмоциональных проблем

Много лет назад я пришел к выводу, что существуют две причины эмоциональных расстройств, наибо­лее распространенных среди евангельских христиан:

1) неспособность понять, принять и впустить в свою жизнь безоговорочную Божью милость и прощение;

2) неспособность явить безоговорочную любовь, про­щение и милость другим людям.

1. Неспособность принять прощение. Очень многие из нас напоминают раба из притчи. Он не понял, что предложил ему государь, и попросил об отсрочке. И что случилось? Государь милостью своей дал ему больше, чем он просил, больше, чем он мог предста­вить и о чем мог молиться: отпустил его и простил ему все долги.

Но раб так и не услышал того, что сказал ему госу­дарь. Он подумал, что тот дал ему лишь просимое. А что раб просил? Терпения и времени. «Государь, по­жалуйста, не требуй с меня долг прямо сейчас. Немно­го продли мою долговую расписку, и, уверяю тебя, я отдам все, что должен». Из-за своей гордыни и душев­ной тупости он считал, что сможет вернуть 10 миллио­нов долларов, если ему дадут еще немного времени. Но государь милостью своей списал с него весь долг. Он не продлил срок действия долговой расписки — он разо­рвал ее. Он отменил ее действие и освободил человека от его долгов и от угрозы тюремного заключения.

Бедный раб никак не мог поверить в эту замеча­тельную новость, поэтому не смог ее принять, впустить в свою жизнь, насладиться ею. Он думал, что в еще остается в должниках, что ему просто дали время чтобы он мог работать и копить деньги на уплату долга. Он не осознал того, что долг прощен, а поэтому скрытые истязатели в виде обиды, вины, борьбы тревоги продолжали в нем свою работу. Ему казалось, что он все еще должен, что ему придется платить, а потому надо собирать долги с других.

Многие из нас ведут себя так же. Мы читаем и слышим о Божьей благодати и верим в нее. Но живем мы не по ней. Мы верим в благодать разумом, но не чувствуем ее душой, она не проявляется в наших отношениях с людьми. Нет другого слова, которое мы употребляли бы с большим лицемерием. Мы проповедуем благодать с церковной кафедры и поем о ней в своих гимнах, называем ее столпом христианства — ибо мы спасаемся благодатью через веру. Но все это проходит на уровне разума. Весть о евангельской благодати не достигла наших чувств, не проложила путь в наш отношения друг с другом. Мы выпаливаем одним духом определение: «Благодать — незаслуженный Божий дар». Но сами этого не чувствуем, не живем по благодати. Такая жизнь — слишком радикальна для нас.

Благодать — Божий дар и милость, которые не за­служены нами, не заработаны и никогда не смогут быть оплачены. Неспособность увидеть, узнать и по­чувствовать благодать приводит многих христиан к однообразному механическому труду: они все время что-то выполняют, чего-то добиваются и к чему-то прикладывают усилия. Они стараются избавиться oт своей вины, пытаются возместить и уплатить долг: прочитывают лишнюю главу из Библии и увеличива­ют на десять минут время молитвы, а затем идут и сви­детельствуют о своей виновности. Все, что они полу­чают, — это спасение по долговой расписке.

Многие христиане похожи на молодого священнослужителя, однажды пришедшего ко мне на прием. Ему было трудно ладить с людьми, особенно с женой и семьей. Я отдельно побеседовал с его женой; она была замечательная — приятная, отзывчивая, нежная, любящая — и целиком поддерживала мужа в его служении. Но он постоянно критиковал ее, превратил в козла отпущения. Что бы она ни сделала, все было плохо. Он насмехался над ней, предъявлял ей претензии, иг­норировал ее советы, отвергал ее любовь и ласки. И до него вдруг дошло, что он своими руками разрушает со6ственный брак.

Затем он понял, что и своими еженедельными душепопечительскими беседами он причиняет людям боль, так как ведет себя грубо и осуждающе. Он вы­плескивал все свои несчастья на других людей.

И вот, полностью отчаявшись, он пришел ко мне. В самом начале нашей беседы он воспринимал трудно­сти, как «настоящий мужчина»: во всем обвинял жену! Но через некоторое время он разоткровенничался, и я помял, в чем корень его болезненного состояния.

В молодости он проходил военную службу в Корее. Получив двухнедельный отпуск, он решил посетить Японию. Там он бесцельно слонялся по улицам Токио, ему было одиноко, тоскливо, сильно тянуло домой, и он поддался искушению и несколько раз сходил в пу­бличный дом.

Он так и не смог простить себе этого. Он просил Прощения у Бога и разумом понимал, что получил его. Но чувство вины не покидало его, и он себя ненави­дел. Каждый раз, глядя в зеркало, он не мог выносить вида собственного лица. Он ни с кем не поделился своей проблемой, и тяжесть стала невыносимой.

После службы он вернулся домой и женился на девушке, которая верно ждала его все эти годы. Но его внутренний конфликт усилился, потому что ему так не удалось ощутить полного прощения. Он был не в состоянии простить себе то, что сделал себе и ей, а поэтому и не мог принять ее щедрый дар — нежность любовь. Ему казалось, что у него нет права быть счастливым. Он сказал себе: «Я не имею права наслаждаться своей женой. Я не имею права наслаждаться жизнью. Я должен вернуть долг».

Грозные истязатели начали свою работу внутри него, и он старался наказать себя, заставить страдать, чтобы искупить вину. Все эти годы он жил в «темнице», и «сборщики налогов» ежедневно делали свое страшное дело. По выражению Эйдена Тозера, молодой пастор «принимал нескончаемые упреки совести".

Как радостно мне было, когда этот человек получил полное, безоговорочное прощение от Бога, затем жены и, наверное, самое главное — от себя самого Вне всяких сомнений он был христианином. Он верил в Божью благодать и даже проповедовал о ней, но не мог до конца принять Божье прощение. Он пытался расплатиться по долговой расписке. Он неустанно искупал свой грех, а внутри него как бы работал генератор по производству чувства вины.

Не будет прощения от Бога, пока вы не простите «от сердца своего брату своему согрешений его". Я удивляюсь, почему мы настолько узколобы, что считаем, будто под братом подразумевается кто-то еще. А если вы брат или сестра, нуждающиеся в прощении, если вы должны простить себя самого"? Разве это не от носится и к вам? Господь велел прощать наших врагов. А если ваш злейший враг — это вы сами? Почему вы исключаете себя? Этому бывшему военнослужащему настоящему священнослужителю надо было понять, что простить других означает простить и себя. Гнев, обида и горечь одинаково разрушительны и тогда, когда направлены против себя, и тогда, когда направлены против других.

2. Неспособность простить. Не принимая и не впитывая Божьей благодати и прощения, мы не можем явить другим безоговорочную любовь, прощение, благодать. В результате в отношениях с людьми возникает напряженность, что приводит к конфликтам. Непрощеные становятся непрощающими и замыкают по­рочный круг, так как не могут быть прощены.

Как трагична эта притча! Раб, не понявший, что полностью прощен, решил: я должен идти и собирать долги с тех, кто мне должен, чтобы заплатить государю мой долг — долг, который был отменен. Он пришел домой, проверил свои записи и сказал: «Мне надо по­дучить деньги со всех, потому что я пообещал государю заплатить долг». И что же случилось? Он нашел одного из товарищей своих и, схватив его, душил, го­воря: «Отдай мне, что должен. Верни мои двадцать баксов».

Задумайтесь над этим. Он считал, что ему дали отсрочку по долговой расписке. Сам же он не дал това­рищу ни минуты, а сразу сказал: «Заплати мне все сейчас же, а не то отправлю тебя в темницу». У его бедно­го товарища не было денег, и он отправил должника в тюрьму. Далеко не лучший способ межличностного общения!

Порочный круг стал еще более порочным. Непри­нятый стал непринявшим. Непрощеный — непростившим. Не получивший благодать — не дающим благодати. Подобное поведение моментами просто Постыдно. Результат — эмоциональные конфликты и испорченные отношения с окружающими.

Подумайте о том, что происходит в отношениях с самыми значимыми в вашей жизни людьми: с родите­лями, которые в детстве обижали вас; с братьями и сестрами, которые отказывали вам в помощи, дразни вас и насмехались над вами; с другом, который предал вас; с любимым, который отверг вас; с супругом, который обещал любить, чтить, утешать и заботиться о вас, но вместо этого изводил вас придирками, делал из вас козла отпущения и причинял вам боль. Все они перед вами в долгу, не так ли?

Они задолжали вам ласку и любовь, поддержку и защиту. Но поскольку вы чувствуете себя должником - виноватым, обиженным, неуверенным и неспокойным, непрощеным и непризнанным, — то в свою очередь и сами становитесь непрощающим и непризнающим. Не получив благодать — как вы можете дать ее другим? А если вы терзаетесь сами, то причиняете боль окружающим: вы накапливаете недовольство обиду. Вы хотите заставить людей, причинивших вам боль, заплатить то, что они задолжали вам. Вы — сборщик недовольства.

Брак в долгу

Многие из вступивших в брак не позволяют Богу сделать для них то, что только Бог и может сделать. И тогда они начинают требовать от своих супругов невозможного. Если очень постараться, то из мужчины выйдет хороший муж, а из женщины — хороша жена. Но вот божки из мужчин и женщин получаются никудышные: люди не предназначены для обожествления. И все эти чудесные обещания, которые люди дают в день бракосочетания — «Обещаю нежно любить тебя и заботиться о тебе в радости и печали, несмотря ни на какие превратности судьбы», — воз­можны лишь тогда, когда сердце человека защищено Божьей любовью, благодатью и заботой. Только про­щеная и помилованная душа может выполнить эти обещания. Чаще всего, говоря красивые слова обетов, человек имеет в виду следующее: «У меня масса внутренних потребностей, душевной пустоты и неоплаченных долгов, и я собираюсь дать тебе чудесную возможность заполнить мою «Марианскую бездну» и взять на себя заботу обо мне. Ну разве я не прелесть?»

Психолог Лэрри Крабб сравнивает поведение таких людей с поведением блохи на теле собаки. Блоха нисколько не заинтересована в том, чтобы у собаки была хорошая жизнь; она относится к собаке потребительски. Трагедия некоторых браков в том и состоит, что оба супруга лишь берут, и их брак уподобляется жизни двух блох при отсутствии собаки! Есть два сборщика — а собирать-то нечего.

Много лет назад ко мне обратилась одна пара. Они были женаты пятнадцать лет — пятнадцать лет супру­жеского пинг-понга. Муж делал удар — жена отбива­ла, и наоборот. Чередовались нападение и защита. Наши беседы протекали неспешно и были болезнен­ными. Сначала пришлось разобрать нагромождение богословских терминов, за которыми обнаружились разочарование, боль и настоящая обида, которую су­пруги испытывали друг к другу. Она вышла за него за­муж, считая его духовным лидером, — он активно уча­ствовал в жизни университета и казался внутренне дисциплинированным, решительным и трудолюби­вым молодым человеком, который воистину стремит­ся к Господу.

Представляете потрясение молодой девушки, когда оказалось, что ее избранник — человек нерешитель­ный, несобранный, ленивый и привыкший все откла­дывать на потом? Разгневанная, она, уподобившись знакомому нам рабу, «схватила его и стала душить», говоря: «Ты обманул меня. Ты обязан расплатиться со мной за те надежды, что я питала, выходя за тебя замуж». Она видела в нем своего должника. Постоянно ворча, она прожила с ним пятнадцать лет, повторяя «Отдай мне то, что ты мне должен».

А парень женился на этой девушке из-за ее привлекательной внешности, опрятности и аккуратности. И его постигло жуткое разочарование, когда обнаружилось, что она неряшливая хозяйка, не следит за своей прической, одеждой и внешним видом. У него было ощущение, что она его надула. «Ты у меня за все это в долгу, ведь, когда я ухаживал за тобой, ты именно это мне обещала; я считал, что ты таковой и являешься. Это были твои обещания». И он тоже «схватил ее за горло» и со свойственным ему сарказмом и язвительностью заявил: «Отдай мне то, что должна. Ты не рассчиталась по долговой расписке».

Пятнадцать лет каждый из них ждал перемен в другом. В этом и заключается трагедия межличностных отношений тех, кто претендует на звание христианина. Мы — сборщики долгов. Мы — сборщики недовольства. Почему? Потому что мы не понимаем, что наш долг полностью аннулирован, его больше нет. Несмотря на то, что Бог порвал расписку на Голгофе, мы все еще лезем из кожи вон, собираясь вернуть несуществующий уже долг.

Однажды на душепопечительской конференции, когда я закончил проповедь о взыскании долгов, ко мне подошла одна женщина. Она сказала: «Сама того не понимая, я именно так и вела себя с собственными детьми последние восемнадцать лет: взыскивала долги, требуя, чтобы они заплатили мне то, что должны, вместо того чтобы дарить им безоговорочную любовь». Вот что является причиной многих рас­стройств.

Тройное тестирование

Давайте совместно проведем трехступенчатое тестирование, чтобы выявить, существует ли кто-то, кого вы должны простить (включая самого себя). 1. Прежде всего тест на выявление обиды. Есть ли кто-то, на кого вы обижены и кого никак не можете простить: родители, брат, сестра, любимый, супруг, друг, сослуживец, кто-то, кто поступил с вами плохо в детстве, учитель в школе или человек, который когда-то оскорбил вас в сексуальном плане? 2. Тест на ответственность чуть сложнее. Это выглядит примерно так: «Ох, если бы только Иван, Сергей или Наташа, родители, жена, дети, жизнь, Бог — если бы только они отдали мне все, что должны, мне бы сейчас не было так плохо. У меня бы не было вну­тренних проблем. Если бы они заплатили мне, я бы смог расплатиться со своим господином».

В течение многих лет я был виновен в том, что пе­рекладывал ответственность на других. Каждый раз, когда у меня что-то не получалось или что-то было не так, я слышал внутри себя успокаивающий голос: «Не волнуйся, Дэвид. Ты не виноват. Все было бы нор­мально, если бы...».

Берете вы на себя ответственность за свои неудачи И промахи или в вас играет заезженная пластинка: «Они сделали меня таким. Он сделал... Она сдела­ла...»? Во многих случаях прощать другого и брать ответственность на себя — две стороны одной и той же медали. И это нужно делать одновременно.

3. Тест на ассоциативность — самый сложный. За­мечаете ли вы, что противитесь человеку только пото­му, что он вам кого-то напоминает? Может быть, вам не нравится, как муж воспитывает детей, так как он при этом напоминает вам собственного отца, который слишком давил на вас? Вам не нравится сосед, вы реагируете на коллегу с повышенной злобой или чрезмерной обидой, потому что вы так и не простили похожего на него человека. То есть воспоминания о непрощеном человеке из прошлого вызывают чувство гнева, объектом которого становится ни в чем неповинный человек, внешне напоминающий вашего обидчика.

Как поступать с долгами

Существует библейский способ, позволяющий разобраться со всеми этими переживаниями прошлого. Божий способ — нечто большее, чем просто прощение и подавление обиды. Бог берет грехи, неудачи и тяготы вашей жизни, окутывает их Своей любвью, наполняет их смыслом, и все в жизни меняется.

Лучшая иллюстрация тому — Крест. То, что, с чело­веческой точки зрения, было величайшей несправед­ливостью и глубочайшей трагедией, Бог превратил в драгоценнейший из всех известных человеку даров: дар спасения.

Есть и другие примеры — история Иосифа, которо­му старшие братья причинили огромное зло. Когда позже братья «пали пред лицем его» и сказали, что те­перь они его рабы, он не стал давить на них и требо­вать возмещения долгов. Его не волновали их долги. Вместо этого, зная, что им предстоит пережить нелег­кое время— предстоит простить самих себя — он ска­зал: «Не бойтесь; ибо я боюсь Бога. Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Бытие 50:19-20).

Являетесь ли вы частью свободного от долгов сооб­щества христиан? Свободен ли от долгов ваш брак? Ваша семья? Каждая церковь должна быть общиной, свободной от долгов, где мы любим потому, что любимы, где мы относимся благосклонно к другим потому, что так относятся к нам; где мы милостивы к другим и другие милостивы к нам потому, что мы познали радость, увидев, как Господь рвет нашу долговую расписку, по которой мы задолжали больше, чем заработали. Она аннулирована. Обрывки развеял ветер. Он освободил нас, и теперь мы можем освободить других, тем самым расширив область действия благодати и любви. Апостол Павел выразил это в восьми словах: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Римлянам 13:8).

А Иисус сказал так: «Даром получили, даром давайте» (Матфея 10:8).


«Итак, имея Первосвященника великого, прошед­шего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может со­страдать нам в немощах наших, но Который, по­добно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слеза­ми принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благогове­ние; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и совершившись сделался для всех по­слушных Ему виновником спасения вечного» (Евре­ям 4:14-16; 5:7-9).


3



Раненый Целитель

Если бы нам нужно было переделать отрицательное предложение из Послания Евреям 4:15 в утвердитель­ное, то оно читалось бы так: «Ибо мы имеем такого пер­восвященника, который сострадает нам в немощах на­ших». В Ветхом Завете слово «немощь» употребляется при описании приносимых священниками жертв. Немощь — это преимущественно физический недоста­ток, пятно, дефект, изъян у человека или животного. Даже если человек происходил из рода священника Аарона, но имел какой-то физический недостаток, он не мог выполнять функции священника. Его недоста­ток не позволял ему «приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему» (см. Левит 21:16-24). Так и жертвенные животные должны были быть «без порока». Множество указаний в книге Левит не оставляют сомнения в том, что животное с недостатком не могло быть принесено Богу. Как жертва, так и совершающий жертвоприноше­ние, должны быть лишены недостатков.

Однако в Новом Завете мы сталкиваемся с фигу­ральным значением слова «немощь». Это метафора, фигура речи. Здесь это слово часто встречается как от­рицательная форма греческого слова «стенос», что значит «сила». Если к слову присоединить приставку «а», то оно получит отрицательный смысл: «теист» — тот, кто верит в Бога; добавьте «а», и получится «ате­ист» — тот, кто в Бога не верит. Если вы поставите «а» перед словом «стенос» — «сила», то получите слово «астения», имеющее то же значение, что и «немощь» — «отсутствие силы, нехватка силы, слабость, хилость, дряхлость».

Едва ли это слово употребляется на страницах Нового Завета в чисто физическом смысле. Оно ско­рее характеризует душевную, нравственную или эмо­циональную слабость, недостаток силы. Немощи сами по себе не являются грехами, но они существенно подтачивают нашу стойкость перед лицом искуше­ний. По Новому Завету немощи — это качества чело­веческого естества, которые предрасполагают или склоняют нас ко греху.

Послание к Евреям больше, чем любая другая кни­га Нового Завета, напоминает книгу Левит. Оно гово­рит нам, что описанная в Левите система жертвопри­ношений нашла свое завершение в лице Иисуса Христа — нашего Первосвященника. Ветхозаветный священник имел недостатки, так как являлся обыч­ным человеком. Следовательно, совершая жертвопри­ношения за своих прихожан, он приносил жертву и за себя, чтобы покрыть свое несовершенство. Однако, имея собственные недостатки, он был способен по­нять недостатки других людей и относиться к ним мягче. Как священник, он мог проявить большее понимание, поскольку и сам не был лишен внутренних недостатков, толкающих нас к искушению и греху.

Автор Послания к Евреям рисует такую же картину применительно к нашему великому Первосвящен­нику и Посреднику — Господу Иисусу Христу. Так как Он никогда не грешил и не поддавался искушениям в отличие от ветхозаветного священника, Ему не нужно было приносить жертву за Себя. Но и Он, как и мы, подвергался постоянным испытаниям и поэтому по­нимает, каково ощущать себя немощным.

Если бы Он осознавал лишь факт наличия у нас не­достатков, уже это было бы хорошо. Но дело обстоит куда лучше. Он чувствует наши недостатки — не про­сто увечья, слабости, эмоциональные расстройства и внутренние конфликты, но и порождаемую ими боль. Он ощущает разочарование, тревогу, депрессию, обиду, забвение, одиночество, изоляцию, отверженность. Тот, Кому наши недостатки причинили страшные страда­ния, переживает всю гамму чувств, вызванных к жизни нашими слабостями и нашей ущербностью.

А где доказательство того, что Иисус понимает наши чувства, когда мы немощны? «Во дни плоти Своей», когда Иисус был человеком, Он «принес молитвы и мо­ления» (Евреям 5:7). Он сделал это красиво, спокойно и тихо? О нет! Он «с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, од­нако страданиями навык послушанию» (Евреям 5:7-8).

Речь идет о Гефсимании, о страстях и страдании, о кресте нашего Господа. Библия как бы говорит: «Он пережил все. Он знает, что значит плакать и молиться Богу с громкими рыданиями. Он боролся с чувствами, которые буквально разрывали Его на части. Он про­шел через это и может чувствовать то же, что и вы. Ему так же больно, как и вам».

Из всех слов, характеризующих вочеловечение, величайшим является имя Эммануил, что значит «с нами Бог». Бог с нами в страданиях. Прошедший через страдания Бог, знает, что мы чувствуем, и ощущает: боль вместе с нами. Вот почему мы можем смело подходить, уверенно приближаться к Нему. Бог не скажет: «Подходите с повинной» или «Подходите со стыдом». Вам не следует говорить: со мной что-то не в порядке, потому что у меня депрессия. Я бездуховен. Мы христи­ане порой бросаем друг другу такие жестокие упреки, но они противоречат духу Писания.

Бог — не родитель-неврастеник, который отказы­вается выслушивать от своих детей дурные вести. Мы не идем к отцу, который говорит: «Т-с-с! Не смей гово­рить такие слова. Не плачь. Будешь плакать, сделаю так, что станет еще хуже».

Мы идем к Небесному Отцу, Который понимает наши чувства и предлагает разделить их с Ним. Поэто­му мы можем уверенно приблизиться к престолу бла­годати, зная, что получим милость и обретем благо­дать в час нужды. Мы можем прийти, когда нуждаемся в прощении и когда чувствуем вину за свои грехи. Мы можем прийти и тогда, когда нас терзают и мучают собственные недостатки.

Гефсиманский сад

Чтобы понять, чего стоило Спасителю стать нашим Целителем, мы должны пройти вместе с Ним через Его страсти и страдания, о которых говорится в Еван­гелиях, в Псалтири и в книге пророка Исайи.

Сначала мы отправимся в Гефсиманский сад и по­смотрим, чего стоило нашему Спасителю быть Эмма­нуилом — Богом, Который с нами. Послушайте Его молитвы так, будто слышите их впервые. Он «начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно» (Матфея 26:37-38).

Что Ты произнес, Иисус? «Душа Моя скорбит смер­тельно»? Ты хочешь сказать, что Ты испытывал в этот ужасный час такие горькие чувства и такую боль, что даже желал умереть? Ты хочешь сказать, Господь, что Ты понимаешь меня, когда я подавлен, когда мне жизнь не мила?

Прочитайте Псалом 21, один из так называемых псалмов-жалоб: «Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось как воск, растая­ло... Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смерт­ной» (стихи 15-16).

И псалом 68: «Спаси меня, Боже; ибо воды дошли до души моей» (стих 2); «Я... вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня» (стих 3); «Я изне­мог от вопля» (стих 4); «Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог; ждал сострадания, но нет его, — уте­шителей, но не нахожу» (стих 21).

И в Евангелии от Матфея (глава 26): «И говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» (стих 40). Три раза Он обращался к Своим то­варищам, но все бесполезно. И вот «все ученики, оста­вивши Его, бежали» (стих 56).

Если вам приходилось бороться со страшным оди­ночеством или жуткой пустотой, если вы испытывали жесточайшие приступы депрессии, то знаете: в мо­менты борьбы труднее всего молиться, так как вы не чувствуете Божьего присутствия. Хочу заверить вас, что Он знает, Он понимает, Он чувствует вашу не­мощь. Он делит с вами все ваши чувства, ибо Он Сам испытал их.

Суд

Последуйте за Ним на суд, где Он выслушал ложные свидетельские показания. Вас когда-нибудь обвиняли несправедливо? Вы представляете, как это боль но? «Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам» (Матфея 26:67). «Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его" (Луки 22:63).

Очень часто во время беседы люди, испытывающие сильную душевную обиду, гнев или боль, сидят передо мной с каменными лицами, не выражая никаких эмоций. Но стоит задать вопрос: «Какое воспоминание является для вас самым ужасным? Какое причиняет вам самую сильную боль?», наступают перемены. Сначала они едва заметны. Затем глаза людей наполняются слезами, и вскоре даже крепкие сильные мужчины содрогаются от боли и гнева.

«О, я знаю, какое. Когда отец ругал меня и бил по голове. Когда мама давала мне пощечины». Нет ничего более разрушительного для человеческой личности, чем удары по лицу. Пощечины унизительны, недостойны, глубоко бесчеловечны. Они разрушают что-то очень существенное в нашей личности.

Но наш раненый Целитель понимает вас. Он испы­тал и пощечины, и удары по голове. Ему знакомы чув­ства, которые рождает боль. Он ощущает то же, что и вы. Он хочет исцелить вас, хочет, чтобы вы знали: Он не сердится на вас за ваши чувства. Он все понимает.

Крест

Пойдем дальше — до самого креста. Они злословили о Нем, кивали головами и говорили: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Матфея 27:40). Они насмехались над Ним, поносили Его, издевались над Ним.  Злословили, кивали головами, насмехались, поносили, смеялисьэти слова рождают в памяти боль, унижение и обиду детских лет. Я знаю человека, который считает, что школа зачастую оказывает травмирующее влияние на ребенка. Он даже написал книгу под названием «Есть ли жизнь после окончания школы?»

Меня поражают те болезненные видения и отзвуки, которые всплывают в памяти взрослых людей при вос­поминании об отроческих годах. Запавшие в душу звуки чаще всего выражают насмешку. Не забылись клички, вроде «Остряк-самоучка», «Толстяк», «Увалень», «Прыщавый», «Рябой». А не напоминает ли это об огромных очках в роговой оправе или безобразных пластинках для исправления зубов? Можете сами до­полнить список. Жестокость детей по отношению друг к другу — часть жизни человека.

Иисус знает, что вы чувствуете, когда вас отвергает друг, бросает любимый, высмеивает компания прияте­лей. По словам Исаии: «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Исаия 53:2-3).

Да, Он был муж скорбей и изведавший болезни. Если вы больны, то и Он чувствует то же, что и вы. Если вы одиноки — вдова, вдовец или разведены, — Он понимает, каково вам быть одному, чувствовать, что какая-то ваша часть буквально оторвана от вас.

Исследования показывают, что двумя самыми сильными стрессовыми факторами для тела, разума и души являются смерть супруга и развод. В некоторых случаях развод даже сильнее. Смерть супруга наносит очень болезненную, но чистую рану. Развод же чаще всего оставляет рану грязную, инфицированную, пульсирующую болью. Иисус понимает, каково одинокому родителю быть и мужем, и женой, и матерью и отцом в одном лице.

Но знает ли Он, каково немощному, когда он чувствует, что не может молиться? Когда он ощущает себя покинутым и оставленным Самим Богом? Апостольский Символ веры гласит: «Он спустился в ад». Когда Иисус висел на кресте, сами небеса обошлись с Ним неприветливо, не по-братски. Они казались пугающе глухими, когда Он был отрезан от земли живых. Он взывал помощи в Своих последних муках, но ответа не был «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения Моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне, ночью, — нет мне успокоения» (Псалом 21:2-3). Бог понимает мольбу оказавшегося в забвении. Он знает, каково чувствовать себя бессильным.

Древние символы веры говорят о том, что Христос спустился в ад. Это означает, что Иисус Христос понял страх, ужас, тревогу, которые мы с вами испытываем, погружаясь в пучину горя и депрессии. Нет ни одного чувства, о котором мы не могли бы рассказать Ему.

Мы идем к Нему не виноватыми и пристыженными, а смело и уверенно, зная, что Он не только чувствует так же, как и мы, но и хочет исцелить нас. И Он не оставляет нас одних, ибо Дух подкрепляет нас в немощах наших (см. Римлянам 8:26). Опыт земной жизни Иисуса Христа приходит к нам в Духе Святом, Который поддерживает нас в немощах, соучаствуя в процессе нашего исцеления.

Молодая, красивая, жизнерадостная, спортивная женщина Джони Эриксон, нырнув в озеро, ударилась о камень. В результате у нее развилась квадриплегия — паралич всех четырех конечностей. Она рисует картины, держа кисть зубами. О ней знает весь мир благодаря ее книгам и фильму, рассказывающему о ее жизни.

Однажды вечером Джони, осознав всю полноту своей беспомощности, пришла в отчаяние и попросила подругу дать ей повышенную дозу снотворного. Она решила умереть. Подруга отказалась, а Джони подумала: «Я не могу даже сама умереть». Поначалу ее жизнь была адом. Боль, злоба, горечь и душевные терзания поколебали ее дух: на самом деле она не чувствовала физической боли, но у нее было ощущение, что нервы пронзает насквозь что-то острое. Это продолжалось три года.

И вот как-то ночью с Джони произошла поразительная перемена, в результате которой она превратилась в прекрасную, верную последовательницу Христа. Лучшая подруга Синди сидела у ее кровати, отчаянно пытаясь каким-то образом подбодрить девушку. Должно быть, это пришло от Святого Духа, но она вдруг выпалила:

— Джони, Иисус знает, что ты чувствуешь. Ты не единственная парализованная. Он тоже был парализован.

Джони уставилась на нее.

— Синди, ты о чем говоришь?

— Да, Джони, это так. Вспомни, Он был пригвож­ден к кресту. Его спина после побоев болела так же, как временами болит твоя. Он тоже не мог двигаться. Ему надо было поменять положение, но Он не мог да­же шевельнуться. Джони, Он знает, каково тебе.

Слова Синди запали Джони в душу. Раньше она ни­когда не думала об этом. Божий Сын испытывал такие же болезненные ощущения, какие испытывала она. Божий Сын был таким же беспомощным, как и она.

Позже Джони сказала: «Бог стал невероятно близок мне. Я ощутила, как много сделала для меня любовь моих друзей и семьи. Я стала осознавать, что Бог тоже любит меня». («Где Бог, когда я страдаю», Фили Янси, М.: Триада, 2008.)

Мы — христиане — часто благодарим Бога за то, что Иисус на кресте принял на Себя все наши грехи. Но мы должны помнить и кое-что еще. Полностью отождествившись с нашей человеческой природой — особенно на том кресте, — Он испытал и все наши чувства. Он познал наши немощи, чтобы нам не приходилось страдать в одиночку.

Многим известны слова старого народного спиричуэла «Одинокая долина».

 

Иисус брел одинокой долиной,

Ему пришлось идти по ней одному; Никто не мог разделить путь с Ним, Ему пришлось идти одному.

 Вам суждено предстать пред судом, Предстать пред судом одному;

 Никто не может пойти вместо вас,

Вам суждено там быть одному.

 

Но я счастлив тем, что Эрна Мурман добавила еще одно четверостишие, после чего песня стала ближе к библейской вести.

 

Мы бредем одинокой долиной, Но мы идем не одни; Бог послал нам Своего Сына, Мы идем не одни.

(«Гимны для семьи Божьей», Paragon Associates, с. 217).

«Ибо мы имеем не такого первосвященника, кото­рый не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем» (Евреям 4:15). И эта уверенность дает нам основание надеяться на исцеление. Тот факт, что Бог не только все знает и заботится о нас, но и полностью понимает нас, являет­ся самым действенным фактором в исцелении наших эмоциональных расстройств.

 

 


 

«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против вла­стей, против мироправителей тьмы века сего, про­тив духов злобы поднебесных... Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и ста­райтесь о сем самом» (Ефесянам 6:10-12, 18).

«Чтобы не сделал нам ущерба сатана; ибо нам не­безызвестны его умыслы» (2 Коринфянам 2:11).


4


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.085 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь