Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЧИСЛЕННО-УПОРЯДОЧЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Две крайности. 1) вечность, 2) уничтожение; или: 1) потворство своим чувственным желаниям, 2) аскетическое самоистязание. Три уровня становления: 1) с чувством-желанием, 2) с формой, 3) без формы; или: 1) с восприятием, 2) без восприятия, 3) с ни восприятием, ни невосприятием. Три вида сосредоточения. 1) кратковременное, 2) пороговое, 3) экстатическое. Три двери действия. 1) тело, 2) речь, 3) разум. Три огня - три корня зла. 1) алчность, 2) ненависть, 3) заблуждение. Три вида знания. 1) знание о своих прежних рождениях, 2) небесный (божественный) глаз, 3) знание о пресечении хода потоков. Три знака обусловленных вещей. 1) подъем, 2) пребывание, 3) спад; или: 1) непостоянство, 2) страдание, 3) бессамосущность. Три корня зла. 1) алчность, 2) ненависть, 3) заблуждение. Три драгоценности. 1) Будда, 2) Дхарма, 3) Сангха. Три мира. 1) мир чувства-желания, 2) мир формы, 3) бесформенный мир. Четыре вида применения внимательности. 1) по отношению к телу, 2) по отношению к чувствам, 3) по отношению к мыслям, 4) по отношению к дхармам. Четыре вида жидких компонентов тела. 1) желчь, 2) слизь, 3) гной, 4) кровь. Четыре формы жизни. 1) рожденные из яиц, 2) рожденные из чрева, 3) рожденные из сырости, 4) рожденные сверхъестественным образом. Четыре бесформенных достижения. 1) уровень бесконечного пространства, 2) уровень бесконечного сознания, 3) уровень, где ничего нет, 4) уровень ни восприятия, ни невосприятия. Четыре плода, плоды четырех путей, т. е. плод Победителя потока, etc. Четыре вида схватывания, описаны на с. 113. Четыре дхьяны: первая, вторая, третья, четвертая. Четыре пары людей, те кто прочно укоренились на четырех путях и четырех плодах. Четыре пути: 1) путь Победителя потока, 2) путь Возвращающегося один раз, 3) путь Никогда не возвращающегося, 4) путь архата. Четыре извращенных взгляда, тех, кто видит 1) постоянное в непостоянном, 2) приемлемое в том, что является страданием, 3) сущность в том, что не имеет сущности, 4) привлекательное в том, что отвратительно. Четыре положения. 1) стояние, 2) ходьба, 3) сидение, 4) лежание. Четыре первичных элемента. 1) земля, 2) вода, 3) огонь, 4) воздух. Четыре состояния Брахмы. 1) дружелюбие, 2) сострадание, 3) сочувственная радость, 4) уравновешенность. Четыре священные истины. 1) страдание, 2) происхождение страдания, 3) прекращение страдания, 4) путь, ведущий к прекращению страдания. Четыре неограниченных состояния - четыре состояния Брахмы. Пять дверей дхармы, перечислены на с. 7-8. Пять препятствий. 1) чувство-желание, 2) недоброжелательность, 3) лень и тупость, 4) волнение и чувство вины, 5) сомнение (нереш ительность). Пять стадий дхьяны. 1) прикладное мышление, 2) дискурсивное мышление, 3) восторг, 4) радость, 5) одноточечность мысли. Пять мест перерождения. 1) существа в адах, 2) животные, 3) прета (голодные духи), 4) люди, 5) девы (боги, божества). Пять видов восторга, перечислены на с.78. Пять чувств-качеств: 1) формы, 2) звуки, 3) запахи, 4) вкусовые качества, 5) осязаемые качества. Пять скандх. 1) форма, 2) чувства, 3) восприятия, 4) импульсы, 5) сознание. Пять кардинальных добродетелей. 1) вера, 2) энергия, 3) внимательность, 4) сосредоточение, 5) мудрость. Шесть вспоминаний, вспоминание о 1) Будде, 2) Дхарме, 3) Сан-гхе, 4) нравственном поведении, 5) терпимости, 6) божествах. Шесть объектов чувств: 1) формы, 2) звуки, 3) запахи, 4) вкусы, 5) осязаемое, 6) предметы мышления. Шесть органов чувств: 1) глаз, 2) ухо, 3) нос, 4) язык, 5) тело, 6) разум. Семь благих дхарм: 1) вера, 2) энергия, 3) чувство стыда, 4) боязнь порицания, 5) внимательность, 6) сосредоточение, 7) мудрость. Семь стадий просветления. 1) внимательность, 2) исследование дхарм, 3) энергия, 4) радостность, 5) спокойствие, 6) сосредоточение, 7) уравновешенность. Семикратный долг. 1) приветливость, 2) почтительность, 3) признание грехов, 4) радостность, 5) обязательность, 6) духовная возвышенность, устремленная к просветлению, 7) посвящение заслуги. Семь состояний сознательной жизни. 1) различающиеся как в отношении тела, так и в отношении разума (люди, духи, etc); 2) различающиеся в отношении тела, но единообразные в отношении разума (божества, рожденные из тела Брахмы); 3) единообразные в отношении тела, но различные в отношении разума (Лучистые Божества); 4) единообразные и в отношении тела, и в отношении разума (Блистающие Божества); 5) те, кто рождается в сфере безграничного пространства; 6) те, кто рождается в сфере бесконечного сознания; 7) те, кто рождается в сфере отсутствия чего бы то ни было. Восемь великих адов - 8 мест наказания тех людей, которые совершили различные преступления, например, Санджива - для убийц, Каласутра - для лгунов и т. п. Восемь видов знания. 1) интуитивное знание, 2) способность создавать посредством магии ментальные тела (тела, рожденные разумом), 3) способность творить чудеса, 4) небесное (божественное) ухо, 5) знание о том, что происходит в сердцах других людей, 6) память о прежних существованиях, 7) небесный (божественный) глаз, 8) знание о пресечении хода потоков. Восьмеричный путы 1) правильные воззрения, 2) правильные стремления, 3) правильная речь, 4) правильное поведение, 5) правильный образ жизни, 6) правильное усилие, 7) правильная внимательность, 8) правильное сосредоточение. Восемь состояний жизни в миру. 1) прибыль, 2) потеря, 3) уважение, 4) презрение, 5) счастливая судьба, 6) несчастная судьба, 7) хвала, 8) порицание. Девять мест пребывания чувствующих существ: 1) люди, божества, существа в аду, 2) Боги, рожденные из тела Брахмы, 3) Боги Чистого Света, 4) Боги Блаженства, 5) существа без восприятия, 6) те, кто рожден в сфере безграничного пространства, 7) те, кто рожден в сфере бесконечного сознания, 8) те, кто рожден в сфере, где ничего нет, 9) те, кто рожден в сфере ни восприятия, ни невосприятия. Девятеричная запредельная дхарма 4 пути, 4 плода, Нирвана. Десять эмблем: перечислены на с. 7. Десять отвратительных предметов: перечислены на с.7. Десять направлений, восток, запад, север, юг; северо-восток, северо-запад, юго-запад, юго-восток; верх, низ. Одиннадцать видов формы. 1) прошедшее, 2) настоящее, 3) будущее, 4) внутреннее, 5) внешнее, 6) грубое, 7) утонченное, 8) низменное, 9) возвышенное, 10) далекое, 11) близкое. Двенадцать звеньев закона обусловленного взаимозависимого происхождения. 1) неведение, 2) кармическая деятельность, 3) сознание, 4) имя-и-форма, 5) шесть сфер действия чувств, 6) соприкосновение, 7) чувство, 8) страстное желание, 9) схватывание, 10) становление, 11) рождение, 12) старение и смерть. Двенадцать сфер действия чувств: объектов чувств, 6 органов чувств + 6 Шестнадцать аспектов четырех истин: перечислены в главе IV. Шестнадцать адов: 16 мест наказания, которым соответствует определенный вид мучений, претерпеваемый в них. Восемнадцать элементов: 6 органов чувств + 6 объектов чувств + 6 видов осознания чувств. Тридцать совершенств: первыми десятью совершенствами являются 1) совершенство в даянии, 2) совершенство нравственного поведения, 3) совершенство в самоотречении, 4) совершенство в мудрости, 5) совершенство в энергетичности, 6) совершенство в терпении, 7) совершенство в правдивости, 8) совершенстве в выдерживании непрерывного усилия, 9) совершенство в дружелюбии, 10) совершенство в уравновешенности. Следующие 10 совершенств - это более интенсивная форма первых десяти добродетелей. И, наконец, самая высокая степень выраженности этих совершенств образует следующие 10 запредельных добродетелей. Тридцать две части тела, перечислены в главе II. Тридцать два вида мучений: перечислены в Мадждхима Никая (во второй части полного свода священных текстов буддизма). Сорок объектов медитации: перечислены на с. 7. ___________________ ПРИМЕЧАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ 1.Скандхи - "пять комплексов индивидуального существования: а) организмическое существование; б) эмоциональный комплекс; в) перцептивный комплекс; г) волетивный комплекс; д) комплекс различительного сознания" (Ю. Н. Рерих. Тибетско-русский-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 6. М., 1986 г.). 2. Уттара - имя монаха в Тхерагатхе (см. примечание 3). 3. Тхерагатха - название текста, входящего в состав палийского свода текстов буддизма. Является собранием песнопений, в которых монахи, отказавшиеся от мирской жизни ради достижения просветления, описывают свой опыт постижения высших истин буддизма. 4. Витасока - имя монаха в Тхерагатхе. 5. Самбула-Каччана - имя монаха в Тхерагатхе. 6. Дхарма - 1) высшая реальность; 2) учение Будды. Дхарма, или дхармическая составляющая универсума,- это объект, как внешний, так и внутренний (т. е. имеющий отношение к психике, сознанию), каким он предстает с точки зрения мудрости. 7. Кхитака - имя монаха в Тхерагатхе. 8. Даоань - один из крупнейших представителей южно-китайского буддизма. 9. Даосизм - древне-китайское учение, основоположником которого считают философа Лаоцзы (6-5 вв. до н. э.). В основе даосизма заложена идея о том, что человек должен следовать естественным законам жизни (дао), чтобы приобрести мудрость и познать истину. 10. "Meditation and Piety in the Far East", 1953 г. 11. Висуддхимагга ("Путь чистоты") - одно из сочинений Буддхагхоши (5 в. н. э.), крупнейшего комментатора палийских канонических текстов буддизма. 12. Сангха - община буддийских монахов. Специальное значение этого термина представлено на с... 13. Брахма - верховное божество, творец Вселенной. 14. Четыре элемента - земля, вода, огонь, воздух. 15. Самадхи - санскритский термин для обозначения трансового сосредоточения. 16. Паттерн - образец, модель. 17. Дионисий Ареопагит - первый афинский епископ в I веке, которому приписывается авторство ареопачитик, собрание четырех трактатов, одним из которых является "Таинственное богословие". Выдержка из этого сочинения и приводится в настоящей книге. 18. Абхидхарма - собрание трактатов, составляющих третий раздел буддийского канона, в которых изложена система дхарм. Размышления по поводу теории дхарм являются источником мудрости. 19. Сатипаттханасутта - в палийских текстах она встречается дважды и входит в состав корпуса текстов как сарвастивадинов (см. примечание 39), так и махаяны (см. примечание 24). 20. Тхеравадины - представители наиболее древней школы буддизма. В настоящее время это направление является преобладающим в Шри-Ланке. 21. Абхаягиривадины - представители одного из направлений шри-ланкийского буддизма на раннем этапе его существования, приверженцы тхеравады. 22. Махавихара - одно из направлений раннего шри-ланкийского буддизма махаянистского толка (см. примечание 24). 23. Хинаяна (букв, "малая колесница") - "делала упор на изучение природы дхарм и достижение нирваны этическим путем, полагая, что этот путь сложен, доступен лишь малому кругу последователей, в основном монашеству (отсюда "малая колесница")" (Буддизм: Словарь. М., 1992 г.). 24. Махаяна - букв."большая колесница". Согласно махаяне, достижение высшей цели буддизма доступно не только монахам, но и мирянам. 25. Йогачарабхуми - трактат, в переводе с санскрита - "Наука о ступенях йогической практики". 26. Тяньтай - китайская буддийская школа 6-10 вв. 27.Тантра - форма буддизма, в которой преобладающую роль играют магические верования и ритуалы. 28.Бханти-школа - форма буддизма, базирующаяся на любви и преданности адепта личному божеству. 29. Амида - имя будды, культ которого возник в первые века н. э. Верующий в него переходит после смерти в его рай Сукхавати, а затем в Нирвану. 30. Чань- китайская школа буддизма, основанная в 6 в., более известна в Японии под. именем дзэн. 31. Коан - практика медитации в дзэн-буддизме, интеллектуальная задача, которую учитель предлагает ученику. "Как правило, коан содержит элемент парадоксальности, и решить его рациональным способом невозможно. Он должен полностью завладеть сознанием ученика, вытеснив прочие мысли, и тогда, после предельного ментального напряжения, наступает "Прорыв" и смысл коана становится понятным" (Буддизм: Словарь. М., 1992 г.). 32. Бодхисаттва - личность, находящаяся на пути к просветлению. 33. Пранаяма - дыхательные упражнения в практике йоги. 34. Буддхачарита - поэма Ашвагхоши, индийского философа и поэта (ок.80-150 гг. н. э.), в которой описывается жизнь Будды. 35.Нагарджуна - крупнейший философ махаяны; годы его жизни датируются приблизительно 2-4 вв. Основоположник школы мадхьямиков. "Нагарджуна отрицал реальность данного мира, дхарм, его составляющих, считая их относительными и условными. Любое явление он рассматривал с точки зрения пустоты, т. е. не признавал реальными как внешние объекты мира, так внутренние - психические явления" (Буддизм: Словарь. М., 1992 г.). 36. Праджняпарамита (букв, "запредельная мудрость"). "Литература, известная под названием праджняпарамитской (т. е. та, в которой речь идет о "высшей мудрости"), собиралась в Индии в течение многих веков, начиная с 1 в. до н. э. Наиболее известными сочинениями этого комплекса являются "Бриллиантовая сутра" и "Сутра сердца" (Буддизм: Словарь. М., 1992 г.). 37. Дхьяна - "начальная стадия сосредоточения, медитации, при которой объект сосредоточения полностью овладевает умом" (Ю. Н. Рерих. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 10. М., 1987 г.). 38. Тара - богиня, в буквальном переводе "спасительница". Известна 21 форма Тары. Наиболее почитаемые - белая и зеленая. 39. Сарвастивадины - представители одной из буддийских школ, имевшей в 1-2 вв. большое влияние на Северо-Западе Индии. 40. Карма - те действия, результатом которых является либо награда, либо наказание. 41. Татхагата - одно из титулований Будды. 42. Пеги Шарль (1873-1914) - французский поэт и публицист. Глава I 1. Арахат (пали), архат (санскрит) - святой, достигший высшей цели буддизма - нирваны и навсегда погрузившийся в нее. 2. Сансара - "(санскрит, дословно "блуждание", "переход через различные состояния", "круговорот") - в этико-религиозных воззрениях индийцев обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также населенных живыми существами миров, в которых происходит этот переход" (Буддизм: Словарь. М., 1992 г.). 3. Дипанкара - будда, проповедовавший перед Буддой Шакьямуни, основоположником буддизма, и предсказавший ему, что через много перерождений он станет буддой по имени Шакьямуни. 4. Зон - очень продолжительный период времени, соизмеримый с мировым циклом. 5. Бодхи - просветление. 6. Дхаммапада - собрание "423 наиболее важных изречений из различных текстов палийского канона. Согласно традиции, Дхаммапада содержит все учение и постигается в первую очередь сердцем, а не разумом. Дхаммапада - настольная книга буддистов" (Буддизм: Словарь. М., 1992 г.). Глава II 1. Пратьекаббуда - личность, достигшая, подобно Будде, просветления, но, в отличие от Будды, не способная или не склонная учить этому других людей. 2. Виная - одна из трех основных частей буддийского канона (см. примечание 3). 3. Типитака (буквально "три корзины") - палийский канон, собрание священных текстов буддизма. Состоит из трех основных частей: Виная-питаки, Сутта-питаки, Абхидхамма-питаки. 4. Никая - раздел Сутта-питаки. Всего в Сутта-питаке пять никая. 5. Куркума - желтый имбирь. Глава III 1. Левитация- способность передвигаться по воздуху не падая, одна из сверхъестественных способностей, являющаяся результатом практикования трансового сосредоточения. 2. Арья - "благородный, возвышенный, святой (обычно употребляется как эпитет перед именами бодхисаттв, святых, прославленных буддистов и т. п.)" (Ю. Н. Рерих. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 6. М., 1986 г.). 3. Патисамбхида (Патисамбхидамагта) - сочинение, входящее в состав Типитаки. В "Патисамбхидамагга анализируются различные концепции, касающиеся знания, морали, медитации и т. д." (Буддизм: Словарь. М., 1992 г.). 4. Амогхасиддхи - "один из будд в буддийской мифологии, олицетворение непогрешимой истины" (Буддизм: Словарь. М., 1992 г.). Глава IV 1. Город Гандхарвов - мираж, фата-моргана. ___________________ [1] Скандхи - "пять комплексов индивидуального существования: а) организмическое существование; б) эмоциональный комплекс; в) перцептивный комплекс; г) волетивный комплекс; д) комплекс различительного сознания" (Ю. Н. Рерих. Тибетско-русский-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 6. М., 1986г.). [2] Уттара - имя монаха в Тхерагатхе (см. примечание 3). [3] Тхерагатха - название текста, входящего в состав палийского свода текстов буддизма. Является собранием песнопений, в которых монахи, отказавшиеся от мирской жизни ради достижения просветления, описывают свой опыт постижения высших истин буддизма. [4] Витасока - имя монаха в Тхерагатхе. [5] Самбула-Каччана - имя монаха в Тхерагатхе. [6] Дхарма - 1) высшая реальность; 2) учение Будды. Дхарма, или дхармическая составляющая универсума,- это объект, как внешний, так и внутренний (т. е. имеющий отношение к психике, сознанию), каким он предстает с точки зрения мудрости [7] Кхитака - имя монаха в Тхерагатхе. [8] Даоань- один из крупнейших представителей южно-китайского буддизма [9] Даосизм - древне-китайское учение, основоположником которого считают философа Лаоцзы (6-5 вв.до н. э.). В основе даосизма заложена идея о том, что человек должен следовать естественным законам жизни (дао), чтобы приобрести мудрость и познать истину. [10] "Meditation and Piety in the Far East", 1953 г. [11] Висуддхимагга ("Путь чистоты") - одно из сочинений Буддхагхоши (5 в. н. э.), крупнейшего комментатора палийских канонических текстов буддизма. [12] Сангха - община буддийских монахов. Специальное значение этого термина представлено на с... [13] Брахма - верховное божество, творец Вселенной. [14] Четыре элемента - земля, вода, огонь, воздух. [15] Самадхи - санскритский термин для обозначения трансового сосредоточения. [16] Паттерн - образец, модель. [17] Дионисий Ареопагит - первый афинский епископ 1 веке которому приписывается авторство ареопачитик, собрание четырех трактатов, одним из которых является "Таинственное богословие". Выдержка из этого сочинения и приводится в настоящей книге. [18] Абхидхарма - собрание трактатов, составляющих третий раздел буддийского канона, в которых изложена система дхарм. Размышления по поводу теории дхарм являются источником мудрости. [19] Сатипаттханасутта - в палийских текстах она встречается дважды и входит в состав корпуса текстов как сарвастивадинов (см. примечание 39), так и махаяны (см. примечание 24). [20] Тхеравадины - представители наиболее древней школы буддизма. В настоящее время это направление является преобладающим в Шри-Ланке. [21] Абхаягиривадины - представители одного из направлений шри-ланкийского буддизма на раннем этапе его существования, приверженцы тхеравады. [22] Махавихара - одно из направлений раннего шри-ланкийского буддизма махаянистского толка (см. примечание 24). [23] Хинаяна (букв, "малая колесница") - "делала упор на изучение природы дхарм и достижение нирваны этическим путем, полагая, что этот путь сложен, доступен лишь малому кругу последователей, в основном монашеству (отсюда "малая колесница")" (Буддизм: Словарь. М., 1992 г.). [24] Махаяна - букв."большая колесница". Согласно махаяне, достижение высшей цели буддизма доступно не только монахам, но и мирянам. [25] Йогачарабхуми - трактат, в переводе с санскрита - "Наука о ступенях йогической практики". [26] Тяньтай - китайская буддийская школа 6-10 вв. [27] Тантра - форма буддизма, в которой преобладающую роль играют магические верования и ритуалы. [28] Бханти-школа - форма буддизма, базирующаяся на любви и преданности адепта личному божеству. [29] Амида - имя будды, культ которого возник в первые века н. э. Верующий в него переходит после смерти в его рай Сукхавати, а затем в Нирвану. [30] Чань- китайская школа буддизма, основанная в 6 в., более известна в Японии под. именем дзэн. [31] Коан - практика медитации в дзэн-буддизме, интеллектуальная задача, которую учитель предлагает ученику. "Как правило, коан содержит элемент парадоксальности, и решить его рациональным способом невозможно. Он должен полностью завладеть сознанием ученика, вытеснив прочие мысли, и тогда, после предельного ментального напряжения, наступает "Прорыв" и смысл коана становится понятным" (Буддизм: Словарь. М., 1992 г.). [32] Бодхисаттва - личность, находящаяся на пути к просветлению. [33] Пранаяма - дыхательные упражнения в практике йоги. [34] Буддхачарита - поэма Ашвагхоши, индийского философа и поэта (ок.80-150 гг. н. э.), в которой описывается жизнь Будды. [35] Нагарджуна - крупнейший философ махаяны; годы его жизни датируются приблизительно 2-4 вв. Основоположник школы мадхьямиков. "Нагарджуна отрицал реальность данного мира, дхарм, его составляющих, считая их относительными и условными. Любое явление он рассматривал с точки зрения пустоты, т. е. не признавал реальными как внешние объекты мира, так внутренние - психические явления" (Буддизм: Словарь. М., 1992 г.). [36] Праджняпарамита (букв, "запредельная мудрость"). "Литература, известная под названием праджняпарамитской (т. е. та, в которой речь идет о "высшей мудрости"), собиралась в Индии в течение многих веков, начиная с 1 в. до н. э. Наиболее известными сочинениями этого комплекса являются "Бриллиантовая сутра" и "Сутра сердца" (Буддизм: Словарь. М., 1992 г.). [37] Дхьяна - "начальная стадия сосредоточения, медитации, при которой объект сосредоточения полностью овладевает умом" (Ю. Н. Рерих. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 10. М., 1987 г.). [38] Тара - богиня, в буквальном переводе "спасительница". Известна 21 форма Тары. Наиболее почитаемые - белая и зеленая. [39] Сарвастивадины - представители одной из буддийских школ, имевшей в 1-2 вв. большое влияние на Северо-Западе Индии. [40] Карма - те действия, результатом которых является либо награда, либо наказание. [41] Татхагата - одно из титулований Будды. [42] Пеги Шарль (1873-1914) - французский поэт и публицист. ___________________ 1 Арахат (пали), архат (санскрит) - святой, достигший высшей цели буддизма - нирваны и навсегда погрузившийся в нее. 2 Сансара - "(санскрит, дословно "блуждание", "переход через различные состояния", "круговорот") - в этико-религиозных воззрениях индийцев обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также населенных живыми существами миров, в которых происходит этот переход" (Буддизм: Словарь. М., 1992 г.). 3 Дипанкара - будда, проповедовавший перед Буддой Шакьямуни, основоположником буддизма, и предсказавший ему, что через много перерождений он станет буддой по имени Шакьямуни. 4 Зон - очень продолжительный период времени, соизмеримый с мировым циклом. 5 Бодхи - просветление. 6 Дхаммапада - собрание "423 наиболее важных изречений из различных текстов палийского канона. Согласно традиции, Дхаммапада содержит все учение и постигается в первую очередь сердцем, а не разумом. Дхаммапада - настольная книга буддистов" (Буддизм: Словарь. М., 1992 г.). ___________________ 1 Пратьекаббуда - личность, достигшая, подобно Будде, просветления, но, в отличие от Будды, не способная или не склонная учить этому других людей. 2 Виная - одна из трех основных частей буддийского канона (см. примечание 3). 3 Типитака (буквально "три корзины") - палийский канон, собрание священных текстов буддизма. Состоит из трех основных частей: Виная-питаки, Сутта-питаки, Абхидхамма-питаки. 4 Никая - раздел Сутта-питаки. Всего в Сутта-питаке пять никая. 5 Куркума - желтый имбирь. ___________________ 1 Левитация- способность передвигаться по воздуху не падая, одна из сверхъестественных способностей, являющаяся результатом практикования трансового сосредоточения 2 Арья - "благородный, возвышенный, святой (обычно употребляется как эпитет перед именами бодхисаттв, святых, прославленных буддистов и т. п.)" (Ю. Н. Рерих. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Выпуск 6. М., 1986 г.). 3 Патисамбхида (Патисамбхидамагта) - сочинение, входящее в состав Типитаки. В "Патисамбхидамагга анализируются различные концепции, касающиеся знания, морали, медитации и т. д." (Буддизм: Словарь. М., 1992 г.). 4 Амогхасиддхи - "один из будд в буддийской мифологии, олицетворение непогрешимой истины" (Буддизм: Словарь. М., 1992 г.). ___________________ 1 Город Гандхарвов - мираж, фата-моргана.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы