Дифференциация йоги немедитации.
Термин "немедитация" обыкновенно означает, что медитацию нельзя помыслить обладающей какой-либо субстанцией или внутренней самоприродой. Как Калачакра так и Гухьясамаджа определяют её так:
Потому что она лишена всякого внутреннего содержания, медитации не существует. Действием медитации не является медитация; потому что она не есть ни субстанция ни ничто, медитация не может быть мыслимой действительностью.
Говоря о значении немедитации, как лишённой двойственнойти медитации и медитатора, Сараха поясняет:
О, не требуйте медитации на том, что лишено какой-либо самоприроды, ведь мысля двойственность медитации и медитатора и цепляясь к этому, ты уходишь от просветления.
На основании этих высказываний, некоторые люди утверждали, что данные два определения [не субстанция или не самоприрода и не двойственность] суть йога немедитации. Это не правильно. Первое [несубстанция] значило бы, что медитативные состояния, начиная с йоги неразличения и выше суть немедитация. Последнее [недвойственная медитация] превращало бы равно и йогу одного аромата в йогу немедитации. Если же интересуются, чем в действительности является немедитация, то это – состояние, кое удаляет даже тончайшую привязанность к двойственности медитации и медитатора, коя существовала прежде в йоге одного аромата. Поскольку оно является полностью пробуждённым состоянием, оно не требует никакого усилия при медитации и не разделено на двойственность внимания и невнимания, погружения и постпогружения. Отсюда обозначение "немедитация". Шавари поясняет:
Реализовавшийся ум не мыслит двойственности медитации и медитатора; как пространство не мыслит пространства, так и пустота не медитирует на пустоте. Как вода смешивается естественно с молоком, так и недвойственное осознавание и различные представления сочетаются согласованно в одном аромате безостановочного потока блаженства.
Дже Шанг заключает:
Когда зарождается состояние немедитации, сокровенное осознавание отделяется от своей опоры. Йогин тогда обретёт освобождение от действий медитации, уничтожит в себе медитатора, и осознает пространство реальности.
Йога немедитации имеет три уровня. Медитатор на нижнем уровне переживает все явления, кои рассветают в нём, как медитационное состояние. Раз он реализовал это немедитационное состояние, незапятнанное двойственностью медитации и медитатора, ему не надо ни удерживать его с опорой на внимание ни искать погружения посредством медитации. Однако, на нижнем уровне у него всё ещё будет очень тонкое цепляние, на подобие призрачной иллюзии, к возвышенным ощущениям. На среднем уровне медитатор достигнет ступени спонтанного свершения, освободившись от тонкого цепляния [присутствовавшего на нижнем уровне] и осуществив состояние немедитации, кое длится целыми сутками. Однако, после погружения, медитатор будет воспринимать тонкое сознание в кристаллизующемся виде. На верхнем уровне он достигнет трансформации этого тонкого сознания в запредельное осознавание и тем самым совместит медитационное сияющее осознавание с тем, кое возникает спонтанно. Поэтому медитатор будет постоянно испытывать бесконечное протяжение осознавания. Дифференциация между реализацией и нереализацией соединения двух сияющих осознаваний следующая. Медитатор добился подлинного постижения сущностной природы немедитации, если его пробуждённое состояние более не требует применения внимания или овладения йогой немедитации. С другой стороны, он всё ещё не не обрёл предельного постижения, если его реализация продолжает нуждаться в несколько большем совершенстве или ясности. Медитатор достиг окончательной силы немедитации, если он уничтожил не только мельчайшее восприятие двойственности и тончайшее неосознавание присущей уму природы [пустоты], но также достиг её соединения с потусторонним осознаванием. С другой стороны, медитатор не реализовал совершенной силы, если всё ещё воспринимает тончайшую двойственность и всё ещё немного не осознаёт неразличающее состояние ума. Медитатор пережил зарождение всех дуалистических мыслей как моедитационное состояние, когда он трансформировал все уровни своего источника-сознания – вместо того, чтобы уничтожить их – в осознавание бесконечной реальности. Он не испытал зарождение мыслей в качестве медитациионного состояния, если у него по-прежнему остаётся лёгкое скрытое цепляние к своему телу, уму и явлениям и маленький порок внутреннего ощущения. Трансцендентные качества йоги немедитации расцвели в медитаторе тогда, когда он достиг радужного физического превращения своего смертного тела в иллюзорную форму осознавания [джняна-рупакая], когда его ум трансформировался в сияющее осознавание [дхармакая], и когда он воспринимает бесчисленное количество миров будд. Такие трансцендентные качества не расцвели в нём, если он продолжает принимать своё тело, ум и внешние миры, и всех чувствующих существ нечистыми, и если у него ещё имеется лёгкое ментальное прилипание [к реализации]. Медитатор исполнил и возобладал над своим восприятием видимой реальности, когда обрёл все совершенные качества просветления, такие как десять трансцендентальных сил и четыре состояния бесстрашия299. С другой стороны, медитатор не сумел исполнить и получить влияние над своим восприятием видимой реальности, если качества просветления не расцвели полностью. Так происходит потому, что они по-прежнему затуманены тремя силами мирских отпечатков [тримудра] – отпечатками тела [кои ещё продолжают взращивать карму], отпечатками глубинной психики [кои ещё проявляются], и отпечатками ментального сознания [кое ещё остаётся несовершенным]. Медитатор окончательно взрастил семя трансцендентного тела, когда обрёл просветление дхармакаи, кое представляет собой нераздельный союз бесконечной пустоты и его запредельного осознавания, и когда способен посредством неисчерпаемых циклов своих просветлённых тела, речи и ума давать чувствующим существам нескончаемые духовные блага. Если он ещё вынужден полагаться на усилие, чтобы достигать космических миров будд, то медитатор не до конца взрастил семя трансцендентного тела. Совершенная реализация йоги немедитации и достижение полного просветления происходят в одно и то же время. По этой причине не достигают предельного состояния немедитации в этой жизни. То, что обычно достигают в этой жизни – только приблизительное приспособление к немедитации. Дже Гьяре объясняет это:
Так как немедитация – престол дхармакаи, она – лишь подобающая адаптация для большинства медитаторов.
Дже Гомцюл разъясняет отличие четырёх йог в ответе на вопрос Ленгома:
Йога сосредоточения приводит к пониманию присущей уму природы. Йога неразличения приводит к пониманию неотъемлемой природы пустотности. Йога одного аромата вызывает понимание неотемлемой природы явлений. Что касается того, что известно как йога немедитации, я неспособен оценить её.
Таким образом он отказался рассматреть йогу немедитации. Ученики Дже Пхагмо Трупы говорят, что три четверти из них реализовали йогу одного аромата. Даже Дже Готсангпа и великий святой Угьенпа не сумели реализовать ничего большего, чем йогу одного аромата. В наши дни есть такие, кто заявляет, что осуществили один аромат, а также йогу немедитации. Им нельзя верить, поскольку эти утверждения делались явно самонадеянно и по незнанию, при отсутствии обстоятельного понимания четырёх стадий йоги.