Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как победить предубеждения?



«Мертвые души» Гоголя не принадлежат к тем произведениям, которые при первом чтении возбуждают интерес у всех учеников. Им приходится пробиваться сквозь «тину мелочей», в котором погружены герои, следить за подробнейшими описаниями, которые на первый взгляд кажутся скучными. Уродливость и душевная незначительность героев поэмы отталкивают учеников. Любить в этой галерее духовных мертвецов некого.

 

4 М. А. Рыбникова, Русская литература в вопросах, темах и заданиях, изд. 3, М., 1928, стр. 47 – 48.

 

Разумеется, в каждом классе есть группа учеников, которых «Мертвые души» затронули непосредственно, возбудили многие вопросы. Но не эти ученики, к сожалению, определяют общую картину отношения класса к поэме Гоголя. Все эти и многие другие обстоятельства, о которых справедливо говорит Л. С. Герасимов в статье «Восприятия поэмы «Мертвые души» девятиклассниками», помещенной в этом номере, делают изучения поэмы «Мертвые души» в классе нелегким трудом. Приобщение к Гоголю может состоятся лишь при условии, что встреча с «Мертвыми душами» станет для класса новой ступенью нравственного и эстетического развития. Нам представляется, что в учителю помогут следующие направления в анализе поэмы. 

Необходимо за «тиной мелочей» открыть трагически звучащий голос автора. Надо обнаружить в анализе те стороны произведения, которые дали право Гоголю назвать его поэмой.

Следует убедить учеников, что художественное произведение может быть для нас дорого не только в силу симпатии к его героям, но и самим искусством изображения, талантом писателя. Надо показать, что стиль Гоголя, подробнейшее бытописание – замечательно точная рама для его героев. Эстетическое освоение сатиры Гоголя должно быть связано с нравственными выводами. Гоголь показал, как многолика пошлость, проявляющаяся в мелочах, на первый взгляд невинных. И если это острота зрения, нетерпимость к искажению человеческого, высокое представление о достоинствах и назначении человека, свойственные Гоголю, станут достоянием учеников, они не смогут равнодушно пройти мимо «Мертвых душ». Сила сатирического смеха вызывает не только удовлетворение посрамлением зла, но и гражданский гнев, желание уничтожить зло. Учитель поможет направить эти чувства, увидеть в современности черты Маниловых и Собакевичей. И тогда произведение о далекой эпохе наполнится современным звучанием.

Анализ поэмы в классе должен стать увлекательным, живым процессом. В смене уроков, разнообразных и интересных по построению, должна звучать единая мысль, «сцепление» уроков должно быть оправданным в глазах учеников. И каждый урок в то время должен нести неожиданность открытия. Если гипертрофия текстуального анализа – вообще зло, то втройне она опасна при изучении «Мертвых душ». Только избирательность в работе над текстом, целеустремленность анализа могут способствовать привлечению симпатий школьника к гоголевской прозе. Поэтому в методическом решении системы уроков по «Мертвым душам» целесообразно пользоваться постановкой общих вопросов к произведению, а на уроке «свести разбор к одному вопросу», как рекомендовала М. А. Рыбникова.

Вопрос, поиски ответа на который определяют последующий анализ, можно было бы назвать перспективным вопросом. Методика перспективного вопроса имеет ряд преимуществ: во-первых, ученики видят определенную трудность (сразу они ответить на вопрос не могут), и это вызывает у них желание преодолеть «препятствие»; во-вторых, анализ становится целеустремленным, привлекаются только те частности, которые содействуют решению общего вопроса; в-третьих, преодолевается дробность анализа, подчеркивается взаимосвязь художественных элементов произведения. Мы здесь занимаемся уже не недоевшим и школьникам и учителям «раскладыванием» героев по чертам (жаден, груб, подозрителен и т. д.) и иллюстрированием этих черт цитатами, а ищем единства в сочетании человеческих качеств. Методика перспективных вопросов позволяет подвести анализ к синтезу.

«Сцепление» уроков

 Все эти соображения побуждают нас наметить определенные задачи для каждого урока и последовательность занятий подчинить логике самого произведения. При таком порядке ученики имеют возможность в процессе анализа еще раз «вжиться» в поэму, погрузиться в нее. Каждый урок имеет тему и название, которые в начале работы над произведением сообщает учитель, в последствии дают уже сами ученики, как бы подводят итог сделанному во время занятия.

1-й урок. «Вечный Рим и российские «небокоптители» (история замысла написания поэмы «Мертвые души»). Вариант 1-го урока – «Ужас цензоров» (история печатания «Мертвых душ», споры современников о поэме).

2-й урок. Чичиков покоряет город N (введение учеников в характер гоголевского стиля на материале первой главы поэмы).

3-й урок. «Рыцарь пустоты» (постижение принципов построения главы о Манилове, которые помогают открыть характер героя).

4-й урок. «Дубинноголовая помещица» (самостоятельная работа учащихся над образом Коробочки. Обратить внимание учащихся на принципы построения диалога у Гоголя).

5-й урок. «Невинный враль или опасный скандалист?» (диспут о Ноздреве по вопросам, предложенным учащимися).

6-й урок. «Кулак, да еще и бестия в придачу!» (Самостоятельная работа учащихся над образом Собакевича; анализ исполнения чтеца или иллюстрации.)

7-й урок. «Паук, запутавшийся в своей паутине» (беседа о Плюшкине. Трагическое в сатире Гоголя).

8-й урок. «Кто опаснее: «разорители» или «накопители»?» (Заключительная беседа о помещиках, принципы типизации у Гоголя.)

9-й урок. Неделя из жизни города N (беседа «городских» главах и самостоятельное составление учащимися инсценировок по отдельным эпизодам. Понятие о развитии сюжета у Гоголя)1.

10-й урок. «Тайна Чичикова» (урок-монтаж из сообщений учащихся о поведении Чичикова в разных эпизодах поэмы. Понятие о новых принципах композиции образа).

11-й урок. «Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?» (Лекция учителя об авторе поэмы, о его отношении к благополучному прозябанию «небокоптителей» и трагедии народа. Понятие о жанре «Мертвых душ».)

 

Не имея возможности развернуть этот урок в отдельную главку статьи, мы рекомендуем лишь эпизоды, которые интересны взять для инсценировки: «В присутствии», «Сплетни» (начало VIII главы), «Бал», «Разговор двух дам», «Спор партий», «Собрание у полицеймейстера», «Встреча Чичикова с Маниловым». Инсценировки этих эпизодов могут быть использованы во внеклассной работе, которая станет, таким образом, прямым продолжением классного анализа. Ребята с удовольствием составляют сценарий и участвуют в инсценировках.

Таким образом, в системе занятий происходит смена уроков разного типа. Эта смена подчинена задаче чередование бесед, руководимых учителем, и самостоятельных работ учащихся. Если на первых двух уроках ведущая роль принадлежит слову учителю, если в беседе о Манилове учитель помогает ученикам выяснить логику построения главы, то в дальнейшем уроки о помещиках во многом опираются на самостоятельную работу девятиклассников. Но каждый раз в самостоятельной работе они встречаются с новой трудностью, с новой формой анализа образа. Коробочка – выяснение характера через диалог и авторскую речь; Ноздрев – сопоставление в диспуте читательского восприятия и авторского отношения к Ноздреву; Собакевич – сравнение гоголевского персонажа с образом, возникающим при прослушивании главы в исполнении чтеца, при рассматривании иллюстрации. Плюшкин венчает галерею «мертвых душ», это сложнейший урок, и учитель должен взять основу его тяжести на себя. Но ученики не остаются пассивными слушателями, они участвуют в беседе.

 Усложнение уроков о помещиках идет также по линии углубления и расширения проводимых сопоставлений. Во второй главе сопоставления проводится в рамках довольно узких (Манилов - Петрушка). Беседа о Коробочке выведет сопоставления за пределы одной главы (Коробочка - Манилов). В диспуте о Ноздреве происходит сопоставление в пределах разных произведений одного писателя (Ноздрев - Хлестаков). В беседе о Плюшкине необходимо показать, что все образы в произведении взаимосвязаны, что разделенность их условна, что сочетание образов, раскрываемых в определенной последовательности, обнаруживает глубинную авторскую мысль. Плюшкин сопоставляется и с Маниловым, и с Ноздревым, и с Коробочкой, и с Собакевичем, т.е. со всеми своими «предшественниками» в поэме. Но Плюшкин вызывает ассоциации, выходящие за пределы творчества Гоголя. Методическая традиция подсказывает нам необходимость сравнения Плюшкина с Бароном из «Скупого рыцаря» Пушкина.

Изучение второго круга глав (VII - XI) также опирается на самостоятельную работу учеников, но не исчерпывается ею; выводы, которые делает в классе учитель, раскрываются на материале наблюдений учеников. Таким образом, самостоятельная работа создает основу анализа, помогает преодолеть его беспочвенность, которая часто приводит к тому, что самые блестящие мысли не задевают учащихся. Каждая самостоятельная работа включается в общий ход анализа, вытекает из опыта, полученного на предыдущих уроках, и проясняется в обобщениях учителя. Такая система работы, на наш взгляд, помогает ученикам приблизиться к произведению, усвоить его мысли не с чужого голоса, а в непосредственном общении с художественным текстом.

Метод самостоятельной работы при изучении «Мертвых душ» оправдан спецификой самого произведения, многие главы которого построены однотипно. Но для того, чтобы ученики успешно справились с заданиями, необходимо убедить их, что самостоятельная работа требует высокой «квалификации» читателя, что она преследует иные цели, чем просто проверка знаний, контроль за тем, что и как усвоено. Это не механически сведенные ответы на вопросы, а маленькое исследование, требующее творчества, приводящее к частным открытиям.

  

1 Не имея возможности развернуть этот урок в отдельную главку статьи, мы рекомендуем лишь эпизоды, которые интересно взять для инсценировки: «В присутствии», «Сплетни» (начало VIII главы), «Бал», «Разговор двух дам», «Спор партий», «Собрание у полицеймейстера», «Встреча Чичикова с Маниловым». Инсценировки этих эпизодов могут быть использованы во внеклассной работе, которая станет, таким образом, прямым продолжением классного анализа. Ребята с удовольствием составляют сценарий и участвуют в инсценировках.   


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь