Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Зубы его белы более молока.



13Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона[49].

14Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; 15и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани.

16Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; 17Дан будет змеем на дороге[50], аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад.

18На помощь твою надеюсь, Господи!

19Гад,- толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам.

20Для Асира - слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства.

21Неффалим - теревинф[51] рослый, распускающий прекрасные ветви[52].

22Иосиф - отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; 23огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, 24но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, 25от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, 26благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими.

27Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу.

28Вот все двенадцать колен Израилевых; и вот что сказал им отец их; и благословил их, и дал им благословение, каждому свое.

29И заповедал он им и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина[53], 30в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской, которую [пещеру] купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения; 31там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию; 32это поле и пещера, которая на нем, куплена у сынов Хеттеевых.

33И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему.

Здесь приводится благословение, которое дает Иаков сыну своему Иуде (Иегуде). Как я уже писал выше, слова, которые говорит отец детям, касаются их самих и их поведения. Если проклятие Рувиму дано за то, что он переспал с Валлой, наложницей отца (об этом Иаков четко говорит), а Симеону и Левию – за то, что они устроили резню в одном из окрестных городов в ответ на изнасилование своей сестры Дины, которую насильник еще и хотел взять в жены (собственно, здесь Иаков говорит именно о его убийстве и его отца – правителя города, хоть вместе с ними они истребили все мужское население города, а женщин и детей взяв в плен). Притом, ясно, что проклятие говорится лично им. На деле же именно из рода проклятого отцом Левия вышел великий пророк Божий Моисей и его брат Аарон – родоначальник ветхозаветного священства. Таким образом, колено Левия на долгие века весьма возвысилось над всем Израилем, вопреки этому проклятию, наложенному на их предка. Точно также Иаков благословляет любимого своего сына Иосифа, который много пострадал и вышел победителем. А вот, слова, сказанные Иуде, вроде бы, не касаются лично его – он не сделал ничего, что дало бы повод отцу так его возвеличить, как он восхвалил Иосифа (проклятый отцом Рувим, хотя бы, пытался спасти Иосифа от смерти и горевал, что не смог совсем избавить его от неприятностей и вернуть в дом отца). И дети его не отмечены особым благочестием (двое из них изъяты из этой жизни за их нечестие (от имени одного из них даже родилось наименование одного из половых извращений), а внуков Фареса и Зару невестка Фамарь родила… от самого Иуды, когда упомянутые ранее два брата, за которых тот выдавал ее замуж, погибли, а за последнего он ее уже замуж не выдавал). Однако эти слова являются пророчеством, поскольку именно из его потомков вышел будущий царь Давид, из рода которого вышли Иосиф и Дева Мариам, которая и родила Христа….

Паремия 2. Книга пророка Софонии (Глава 3): Тако глаголет Господь: радуйся дщи Сионова зело, проповедуй дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля. Отъят Господь неправды твоя, и избавил тя есть из руки враг твоих: воцарится Господь посреде тебе, и не узриши зла ктому. Во время оно речет Господь Иерусалиму: дерзай Сионе, да не ослабеют руце твои. Господь Бог твой в тебе, Сильный спасет тя: наведет на тя веселие, и обновит тя в любви Своей, и возвеселится о тебе во украшении, яко в день праздника. И соберу сотреныя твоя: горе, кто приимет нань поношение? Се Аз сотворю в тебе, тебе ради, глаголет Господь, во время оно: и спасу утисненную, и отриновенную прииму, и положу я в похваление, и имениты по всей земли.

И русский текст: 14Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима!

15 Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла.

16 В тот день скажут Иерусалиму: "не бойся", и Сиону: "да не ослабевают руки твои!"

17 Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием.

18 Сетующих о торжественных празднествах Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение.

19 Вот, Я стесню всех притеснителей твоих в то время и спасу хромлющее, и соберу рассеянное, и приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их.

Паремия 3. Книга пророка Захарии (Глава 9): Тако глаголет Господь: радуйся зело дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна. И потребит колесницы от Ефрема, и кони от Иерусалима, и потребит лук бранный, и множество, и мир от языков: и обладает водами от моря до моря, и от рек до исходищ земли. И ты в крови завета твоего, испустил еси узники твоя от рова не имуща воды. Сядите в тверделех связани сонмища, и за един день пришельствия твоего сугубо воздам ти. Занеже напрягох тя Себе Иудо яко лук, исполних Ефрема, и воздвигну чада твоя Сионе на чада еллинска, и осяжу тя яко меч ратника. И Господь на них явится, и изыдет яко молния стрела его: и Господь Бог Вседержитель в трубу вострубит, и пойдет в шуме прещения Своего. Господь Вседержитель защитит их.

И русский текст: 9Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.

10 Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.

11 А что до тебя, ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды.

12 Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся! Что теперь возвещаю, воздам тебе вдвойне.

13 Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца.

14 И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных.

15 Господь Саваоф будет защищать их, и они будут истреблять и попирать пращные камни, и будут пить и шуметь как бы от вина, и наполнятся как жертвенные чаши, как углы жертвенника.

Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[54] пело духовенство в алтаре. Также в конце Великой вечерни после Трисвятого, при троекратном пении тропаря праздника, его пело и духовенство.

Кафизма на бдении была опущена вовсе, а сразу начался полиелея. Народу, в связи с традицией освящения верб, приносимых на службу, было чрезвычайно много, ведь традиция освящения верб известна в народе ныне гораздо больше, чем история праздника.

Евангелие на бдении (от Матфея): 1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, 2сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; 3и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.

4 Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: 5Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.

6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: 7привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; 9народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна[55] Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

10 И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?

11 Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

12И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, 13и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

15 Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! - вознегодовали 16и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

И событие самого праздника…

После чтения Евангелия было совершено освящение ветвей верб, сначала в центре храма, после чего священники ходили по всему храму, кропя букеты из вербовых ветвей, находящихся в руках у народа.. Итак, воскресные песнопения на службе не поются. 50 псалом – обязательно читаемый на утрени перед чтением канона, в случае полиелея и при всенощном бдении у нас обычно опускается и лишь один раз в году – на службе Недели Ваий, он неукоснительно прочитывается, как бы подчеркивая то, праздник этот имеет тень скорби, как и то, что Господь принимает все последовавшие за входом в Иерусалим страдания не ради чего-то, а ради наших грехов. Лишь после этого поются все традиционные песнопения, а затем начинает читаться

канон.

И вот, огромная масса народа, переполняющая в храм, направилась на помазание, что вызвало некоторый беспорядок и связанный с этим шум, сильно мешавший слушать чтение. Канон читается так, как это у нас заведено, при этом, как и раньше, верхний хор поет ирмосы канона, а боковой повторяет их после прочтения соответствующей песни (напомню, этот повторяемый ирмос называется катавасией). К слову, песнопение «На гору Сион взыди благовествуяй…..», обычно исполняемое при восхождении архиерея на архиерейский амвон для облачения перед литургией (положено для исполнения на ПАТРИАРШЕМ БОГОСЛУЖЕНИИ, но фактически поется при всех архиерейских службах) является как раз ирмосом 5 песни канона праздника Входа Господня во Иерусалим. У нас в соборе начало 9 песни канона праздника никак не отмечено – просто в этот момент диакон начинает кадить храм. Однако в храме Новомучеников существует традиция, о которой я раньше лишь читал в книгах – диакон на амвоне воспевает первые слова ирмоса 9 песни, а дальше уже подхватывает хор: Бог Господь, и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен грядый во имя Господа Спаса нашего. Это песнопение является задостойником праздника (исполняется на литургии вместо «Достойно есть»).

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с праздником и напомнил расписание служб, а также о порядке освящения верб. О возможном архиерейском служении в этот день не было сказано ничего.

Литургия.

В сам день я также был в Свято-Успенском соборе – на поздней литургии, которую совершал о.Антоний Новицкий в сослужении о.Димитрия Осипова (который, впрочем, большую часть службы принимал исповедь, да время от времени выходил во двор – освящать вербы). Народу, как всегда, в храме было очень много.

Этот праздник отмечен особыми праздничными антифонами, подобно всем Господским праздникам (включая Пасху). Поется 1 Антифон, составленный из строк 114 псалма:

Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего.

Припев: Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих: 2: Яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих 3: Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих 4: Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Слава, и ныне: Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

После этого следует второй антифон, составленный из строк 115 псалма, того самого, третьего из псалмов, начинающих последование ко Святому причащению, которое мы все с вами читаем, если желаем приобщиться Святых Таин:

Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. Спаси ны Сыне Божий, возседый на жребя, поющия Ти: Аллилуиа.

Стих 2: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Спаси ны Сыне Божий:

Стих 3: Чашу спасения прииму, и имя Господне призову. Спаси ны Сыне Божий:

Стих 4: Молитвы моя Господеви воздам, пред всеми людьми Его. Спаси ны Сыне Божий:

Слава. И ныне: «Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради

воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!»  

Третий антифон подобен антифонам многих Господских праздников, включая Пасху: чтец возглашает особые стихи, а хоры по очереди поют тропарь праздника:

Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость Его. Тропарь: Общее воскресение:

Стих 2: Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость Его. Общее воскресение:

Стих 3: Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его. Общее воскресение:

Стих 4: Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его. Общее воскресение:

На малом входе возглашается: : «Премудрость прОсти! Благословен Грядый во Имя Господне; благословихом вы из дому Господня; Бог Господь, и явися нам».

В этот раз, как на архиерейском богослужении, кондак праздника[56] при пении тропарей и кондаков после малого входа, пело духовенство в алтаре.

Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные.

2Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе.

3Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни.

4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

8 Наконец, братия мои, что́ только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала, о том помышляйте.

9 Чему вы научились, что́ приняли и слышали и видели во мне, то́ исполняйте,- и Бог мира будет с вами.

Читаемый отрывок начинается словами «радуйтесь». К этому присоединяется и обетование – Господь близко. Господь всегда пребывает рядом с человеком и всегда видит его дела. Здесь апостол имеет в виду, что Бог видит добрые дела его паствы, однако нам полезно помнить это при любых наших делах, особенно, когда мы согрешаем, что бывает очень часто. А еще эти слова полезно помнить терпящим скорби. Бог, если и попускает человеку потерпеть скорбь, попускает диаволу наводить на него бедствия, то не оставляет его до конца, но ровно настолько, чтобы скорбь послужила ему во спасение. Посему, да не унываем. А вся глава преисполнена выражениями радости самого апостола, который доволен тем уровнем духовного развития, которая достигла его паства, присоединяя к этому и пожелания дальнейшего развития.. Так что здесь не скажешь, что это просто приветствие, как можно подумать о некоторых других книгах Нового Завета, но пожелание того, что Духом Божиим дано самому апостолу, который, достигнув уже некоего уровня, сам стал сосудом Духа, переживая единение с Богом, как апостолы переживали Преображение Господне на Фаворе, когда они от охватившего их блаженства не хотели, чтобы видение заканчивалось. Поистине, это лучшее, что может пожелать человек человеку, ибо либо душа человека становится прибежищем Духа Божия, либо в нее вселяется иной дух, третьего же не дано... Так и апостол, сам, по его слову, благодушествуя в скорбях, пребывая в радости, ниспосылаемой ему Богом, желает, чтобы и его паства имела тот же дар. Однако для достижения этого уровня, которого желает апостол пастве (а значит, и нам), нужны многие труды, в которых может пройти вся жизнь и лишь к концу ее человек может приблизиться к тому, чего желает всем апостол: радости, доставляемой Духом Божиим, отличной от преходящей радости века сего, радости, которую неспособна поколебать никакая скорбь века сего, так что во всех бедах мир Божий и радость охватывает человека (хоть бы он, как праведный Иов, лишился всего и сам, в гное, сидел бы на куче мусора). Мы с вами стоим еще только в начале пути, тяжелого и страшного для нас, грешников, однако иного пути не дано... Помимо этого, апостол призывает отложить лишние заботы, то есть, выбросить из головы, всю земную суету, не беспокоиться о мелочах, но все упование возложить на Бога, знающего, чем и когда напитать человека. Речь не идет о том, чтобы сидеть и ждать, когда что Бог нам даст, ибо и сам апостол писал в другом месте: «А кто не работает, тот и не ешь…» (мало кто знает, что этот любимый лозунг советского времени взять из Священного Писания). Но трудясь, апостол советует не забивать голову мыслями о результатах этого труда, но верить Богу. заботящемуся о нем, внимание же свое переключить на спасение души своей, на стяжание Божественной Благодати, о плодах которой он здесь так красочно пишет…

Евангелие (от Иоанна): 1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3 Мария же, взяв фунт[57] нардового[58] чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5Для чего бы не продать это миро за триста динариев[59] и не раздать нищим?

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: 15Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

19Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

20Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Эллины.

21Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

22Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

23Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.

24Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

25Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

26Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

27Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

28Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.

29Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.

30Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.

31Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

32И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

33Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

34Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?

35Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.

36Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

37Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, 38да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?

39Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, 40народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

41Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

42Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, 43ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов не делает акцента на встрече Христа. Здесь эта встреча как бы второстепенное событие. Сперва нам показывается ужин, на котором Мария – сестра воскрешенного Лазаря, возливает на ноги Христа миро. У Евангелистов имеется три похожих события, так что некоторые склонны считать их описанием одного и того же события. Однако в синаксаре Великой среды разъясняется, что речь идет о разных случаях: в одном случае – некая женщина Христу, находящемуся в доме некоего прокаженного, именем Симона, возливает на голову миро, в другом женщина, о которой говорится лишь то, что она была «грешница» (обычно ее называют блудницей, а иные и вовсе цитируют католическое предание, олицетворяющее эту женщину со святой Марией Магдалиной), помазывает ноги Христа миром, будучи в доме уже фарисея, именем Симон. И здесь дело происходит в другое время, притом, в доме сестер Марфы и Марии. И именно Иоанн Богослов разъясняет, что шум по поводу «траты мира», которое «можно было бы продать за большие деньги и деньги раздать нищим» поднимал никто иной, как Иуда, говоривший это не потому что заботился о нищих, но потому что крал пожертвования из ящика, который сам же носил. И после того, как в очередной раз большой куш прошел мимо его рук, он решил, что зря тратит время, ходя за Христом, а потому решил предать Учителя, полагая, что за это ему дадут какое-нибудь вознаграждение. Так, страсть к деньгам отдаляла его от Бога, пока не сделала предателем. Ведь человек заботится, в первую очередь, о том, что для него важнее всего, остальным же жертвуя. Потому и Иуда пожертвовал тем, что считал второстепенным – своим Учителем, за которым он ходил лишь для наживы за счет пожертвований. Такова любая страсть – если человек уступает ей, то неизбежно начинает служить ей, поворачиваясь спиной к Богу. Но да не будет этого с нами!.... Итак, сперва Евангелист рассказывает о помазании, которое совершила святая Мария, заметив, что к месту, где они ужинали, собралось много народа, который пришел даже не столько ради Христа, но чтобы посмотреть на Лазаря, которого Он воскресил. Это вызвало ярость иудейских вождей, решивших убить и Лазаря. Вслед за этим описывается и вход Господень во Иерусалим. Здесь минимум деталей – лишь указывается то, что именно воскрешение Лазаря привело к тому, что народ встретил Его с таким восторгом. К ярости книжников и фарисеев, все кричали, исповедуя Его Христом (что заставило их проклинать этот народ, которому они так старались понравиться, демонстрируя свое благочестие). А Господь знает, что за этим последует и прямо говорит об этом, хоть ученики это не понимают, осознав, что Он говорит правду, лишь когда через несколько дней ночью придет вооруженная толпа, чтобы взять их Учителя. Иудейская верхушка, озлобленная тем, что Господь обличал их, обеспокоенная тем, что Он вел за собой все больше народа, уже приговорила Его к смерти и Господь это знал. Он мог бы легко разбить их козни в прах, как делал это не раз, будучи всемогущим, но Он пришел как раз для того, чтобы пострадать и принять смерть за род человеческий, дабы даровать человеку спасение. На этом и делает акцент Иоанн Богослов, который потому не приводит того, как Господь плачет, видя ликующий народ (как это делает Евангелист Лука), на поверку нестойкий в своем исповедовании Его Христом (совсем скоро этот же народ будет требовать его смерти). Также Евангелист не описывает того, как Господь, уже второй раз в своей жизни, изгоняет со двора Иерусалимского храма торговцев, превративших двор, где молился народ, в базарную площадь (ведь там продавали все для совершения жертвоприношений, включая жертвенных животных, а все это вкупе создавало невообразимый шум и гам, несовместимый с Домом Божиим), вызвав ярость первосвященников, которые начали спрашивать – по какому праву Он это делает. Для разъяснения цели входа Христа во Святой град это не обязательно. Потому именно этот отрывок и читается на литургии праздника, ведь нам напоминается, что Господь претерпел для того, чтобы и нам даровать очищение от грехов и вход в Царство Небесное. Приняв дар этот, мы бы проявили уважение к этому подвигу…. Как бы хотелось последовать этому пути, не сходя с него… Господи, на Тя уповах, спаси мя!

Причастников на службе было очень много, так что на причастие выходил и совершавший раннюю литургию о.Александр Корниенко.

По окончании службы проповедь говорил о.Димитрий Осипов. Поздравив всех с праздником, он выразил радость по поводу большого числа людей в храме. Народу в храме сего дня много. Но также много народу встречало Христа, когда Он входил в Иерусалим, крича Ему: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне…». Но пройдет всего несколько дней, и когда Христа будут распинать, то при нем останется совсем немного народу – лишь самые верные из Его учеников, а также некоторые женщины. Даже апостолы, по большей части, разбегутся. Точно также и теперь многие приходят в храм за освящением верб. Иные даже и в храм-то не входят, а потолкутся во дворе, получат то, за чем пришли, да и уйдут со спокойной совестью. Сегодня храм полон. А в дни воспоминания Страстей Христовых храм будет полупуст. Ведь и когда Христа встречал народ, то люди думали, что Христос приходит, как земной царь, воцарившись в Иерусалиме. Именно с этим и было связано это ликование народа, который доходил до того, что постилал свои одежды на Его пути, а также срывал ветви деревьев и также постилал их. И лишь сам Господь знал, зачем в действительности Он пришел. А пришел Он, дабы пострадать и умереть ради спасения человека. Нам, ради которых Господь принял страдания и смерть, полезно помнить об этом и по возможности, в дни воспоминания страданий Христа посетить храм Божий. А в дни эти будет вспоминаться то, как Христа, спустя всего несколько дней после Его входа в Иерусалим, предали, как Он был связан и приведен к первосвященникам. Те вскоре поведут Его Пилату, который, не видя в Нем вины, будет пытаться отпустить Его. Однако страх перед толпой и опасения доноса на него, как «не верного императору», помешали ему сделать это. Видя возмущение народа, подстрекаемого теми же первосвященниками и книжниками, он приказал бить Христа. Здесь нужно понимать, что били Его римские воины, притом, не просто руками, но еще плетьми с металлическими наконечниками, называемыми скорпионами, которые врезались в человеческое тело, разрывая кожу и вырывая с мясом. После этого избиения Христа снова вывели, но и тогда народ требовал распять Христа. И тогда Пилат отдал Его на распятие. По традиции. Его заставили нести Крест Его. Впрочем, нести Ему помог некто Симон Киринейский. Распинали же Христа необычно, прибив Его к нему гвоздями за руки. Но и тогда Он умер не сразу. И ныне этот Крест стал знамением нашего спасения, оружием против диавола. Христос, был распят, руками, как бы обнимая весь мир, всех призывая к Себе. Он умер на Кресте, дабы даровать нам спасение, дабы даровать нам путь покаяния, дабы даровать нам возможность наследовать Царство Небесное. Эту Крестную жертву Христа нам надлежит помнить. Ситуация, когда в момент начала Крестного пути Христова Господь остался один, не должна повторяться в нашей жизни. Поэтому, как мы пришли в храм в праздник этот, так надлежит нам почтить и дни воспоминания страданий Христовых. Да даст нам Господь помнить ту жертву, которую Господь принес ради нашего спасения.

По окончании службы он ознакомил всех с расписанием служб Страстной седмицы.

В праздник Входа Господня в Иерусалим Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Стефана (Привалова) во епископа Клинского

Воскресенье, Апреля 21 2019
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/7483-v-prazdnik-vkhoda-gospodnya-v-ierusalim-predstoyatel-russkoj-tserkvi-sovershil-liturgiyu-v-khrame-khrista-spasitelya-i-vozglavil-khirotoniyu-arkhimandrita-stefana-privalova-vo-episkopa-klinskogo

21 апреля 2019 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Стефана (Привалова), председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, во епископа Клинского, викария Патриарха Московского и всея Руси.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий, Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии; архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Орловский и Болховский Тихон; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Дионисий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност; епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний; епископ Южно-Сахалинский и Курильский Аксий; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; московское духовенство.

В храме присутствовали: Чрезвычайный и Полномочный посол Государства Катар в Российской Федерации Фахад бен Мухаммед аль-Аттыйя; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по экономической политике Д.Ф. Мезенцев; ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий; председатель Московского городского суда О.А. Егорова; заместитель председателя Совета директоров ПАО «ФосАгро» А.Г. Гурьев.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На малом входе Святейший Патриарх Кирилл возвел:

архиепископа Орловского и Болховского Тихона в сан митрополита — на основании определения Священного Синода от 4 апреля 2019 года (журнал № 23), в связи с назначением главой Орловской митрополии;

епископа Южно-Сахалинского и Курильского Аксия в сан архиепископа — на основании определения Священного Синода от 4 апреля 2019 года (журнал № 23), в связи с назначением на Южно-Сахалинскую кафедру (в соответствии с Положением о наградах, пункт 2.2.1 которого гласит: «Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит — это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ — епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию»).

Указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков Московской городской епархии к празднику Святой Пасхи 2019 года были удостоены права служения Божественной

литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни»:

протоиерей Геннадий Андриянов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Серебряниках г. Москвы;

архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма апп. Петра и Павла в Ясеневе г. Москвы, подворья ставропигиального мужского монастыря Введенская Оптина пустынь;

протоиерей Алексий Бабурин, клирик храма Ризоположения на Донской улице г. Москвы;

протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке г. Москвы;

протоиерей Феодор Батарчуков, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках г. Москвы;

архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади;

протоиерей Владимир Бушуев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове г. Москвы;

игумен Всеволод (Варющенко), клирик храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы;

протоиерей Василий Голованов, настоятель храма Вознесения Господня на Гороховом поле г. Москвы;

игумен Митрофан (Гудков), настоятель храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове г. Москвы;

Протоиерей Георгий Гуторов, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москвы;

протоиерей Николай Диваков, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москвы;

протоиерей Сергий Дынников, настоятель храма Новомучеников Подольских в Шишкином лесу г. Москвы;

протоиерей Игорь Зуев, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Голутвине г. Москвы;

игумен Алексий (Иванов), настоятель храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. Москвы;

протоиерей Александр Кашкин, настоятель храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москвы;

игумен Никифор (Кирзин), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии;

протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель храма прп. Серафима Саровского, Патриаршего подворья при Выставочном центре ЗАО «Экспоцентр» г. Москвы;

протоиерей Михаил Крутинь, клирик храма Воскресения Словущего на Арбате г. Москвы;

игумен Феофан (Лукьянов), руководитель Сектора протокола Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата;

протоиерей Феодор Рожик, настоятель храма Знамения иконы Божией Матери в Переяславской Слободе г. Москвы;

протоиерей Сергий Романов, настоятель храма равноап. кн. Владимира в Старых Садех г. Москвы;

игумен Максим (Рыжов), настоятель храма Живоначальной Троицы в Конькове г. Москвы;

протоиерей Александр Салтыков, и.о. настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах г. Москвы;

протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех святителей на Кулишках г. Москвы;

протоиерей Сергий Селезнев, настоятель храма Архангела Михаила в Овчинниках г. Москвы;

протоиерей Алексий Семкин, клирик собора Казанской иконы Божией Матери на Красной площади г. Москвы;

протоиерей Александр Смедюк, клирик храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве г. Москвы;

протоиерей Александр Сычев, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Дербеневе г. Москвы;

игумен Филарет (Тамбовский), клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке г. Москвы;

протоиерей Александр Тараканов, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Мещерском г. Москвы;

протоиерей Валентин Тимаков, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове г. Москвы;

протоиерей Димитрий Толкачев, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Узком г. Москвы;

протоиерей Александр Филимонов, клирик храма aпп. Петра и Павла в Лефортове г. Москвы;

протоиерей Константин Xаритошкин, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Сабурове г. Москвы;

игумен Симеон (Шевцов), настоятель храма aпп. Петра и Павла в Новой Басманной Слободе г. Москвы.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес священник Павел Мальнов, клирик храма Живоначальной Троицы в Ознобишине г. Москвы (Никольское благочиние викариатства Новых территорий Московской городской епархии).

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Клинского Стефана на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Святейший Патриарх Кирилл совершил славление празднику и обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Затем Святейший Владыка вручил церковные награды:

во внимание к трудам в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и в связи с 80-летием со дня рождения ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского I степени;

во внимание к помощи в строительстве храма святой равноапостольной великой княгини Ольги, Патриаршего подворья в Останкине г. Москвы, председателю Московского городского суда О.А. Егоровой была вручена памятная икона Святой Живоначальной Троицы;

во внимание к активному медицинскому и социальному служению и в связи с 60-летием со дня рождения доктор медицинских наук, профессор, главный врач Городской клинической больницы № 67 им. Л.А. Ворохобова Департамента здравоохранения г. Москвы А.С. Шкода был удостоен ордена святителя Луки, исповедника, архиепископа Крымского, II степени.

В алтаре Храма Христа Спасителя состоялась беседа Предстоятеля Русской Церкви с клириками, удостоенными богослужебных наград. От лица награжденных к Святейшему Владыке обратился протоиерей Максим Козлов: «Ваше Святейшество, от лица всех награжденных Вами сегодня сердечно благодарю Вас. Радость праздника Вы усугубили наградой для нас, Ваших недостойных клириков града Москвы».

«Эта награда особенная, потому что предыдущие все были связаны с чем-то материальным, — продолжил отец Максим. — Это чисто духовная награда, связанная только с богослужением. Мы все Вас почтительно и с любовью благодарим, Ваше Святейшество, и обещаем, что будем стараться служить так, чтобы не посрамить той чести, которой Вы нас сегодня удостоили».

Святейший Патриарх Кирилл, напутствуя награжденных, отметил: «Открытые Царские врата — это то, что имеет большое миссионерское значение. Когда верующие молятся перед открытыми Царскими вратами, когда они видят совершение Евхаристии, это, конечно, усугубляет силу духовного воздействия на них. Но и налагает ответственность на священника».

«Дай вам Бог перед открытыми Царскими вратами так совершать Божественную Евхаристию, чтобы ваш пример вдохновлял людей, укреплял в вере», — заключил Предстоятель Русской Церкви.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.139 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь