Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Структура и функции морали
- Нравственность и нравственный идеал - Нравственная деятельность - Моральная оценка - Функции морали Здесь будет рассмотрен лишь один из возможных подходов, отождествляющих нравственность и мораль. Нравственность – это, с одной стороны, понятия, убеждения, намерения, а с другой, - практические действия. Соединение же слова и дела составляет суть нравственного отношения к действительности и нравственных отношений между людьми. Таким образом, в структуре морали выделяются три основных элемента: сознание, деятельность и отношения. Моральное сознание включает в себя два уровня: рациональный и эмоциональный. Рациональный уровень является результатом целенаправленного формирования морального сознания. Одной из важнейших составляющих этого уровня выступают моральные принципы – обобщённое выражение нравственного долженствования, относящееся не к отдельным ситуациям и поступкам, а к жизненной ориентации человека. На них базируются нормы. Важнейшими принципами являются принципы коллективизма и индивидуализма. Коллективизм ориентирует человека на подчинение своих личных интересов общественным и служение им, требует самопожертвования. Но в своём крайнем варианте он может обернуться для личности потерей индивидуальности, утратой чувства личной ответственности, появлением индифферентности и покорности. Индивидуализм, в своём позитивном смысле, утверждает ценность и уникальность каждого индивида, пробуждая в нём уверенность в себе, стремление к самовыражению. Повышает уровень ответственности личности за собственную моральную деятельность. Вместе с тем, этот принцип может проявляться и в отрицательном смысле. Один из главных принципов морали – гуманизм - выражается в признании человека главной ценностью, а его интересов – приоритетными. Близок к гуманизму принцип альтруизма, заключающийся в бескорыстной заботе о благе другого человека. В противоположность ему выступает эгоизм, ориентация только на себя в ущерб остальным. Последнее время особо важным становится принцип толерантности, предполагающий проявление терпимости к иным взглядам, ценностям, поведению. Основные принципы морали проявляются в моральных нормах – конкретных правилах поведения, указывающих характер деятельности человека в отношении к обществу, к другим людям, самому себе. Они затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая людям проявлять взаимную заботу, уважение, поддержку, быть искренним, скромным, правдивым и т. д. Ключевое место в системе морали занимает нравственный идеал. Идеал является обобщением наиболее ценного в нравственных отношениях. В нём заключён образ нравственно совершенной личности, обладающей совокупностью всех моральных добродетелей. Идеал – это то, что позволяет человеку ориентироваться в жизни, выбирать линию поведения. Рациональный уровень морального сознания включает в себя также знание принципов, норм и категорий морали; понимание их сущности и необходимости применения; и принятие, т. е. согласие с ними. Эмоциональный уровень морального сознания характеризует непосредственную реакцию личности на событие, отношение и т. д. Этот уровень включает в себя чувства, эмоции, переживания, настроения личности. Нравственная деятельность. Благодаря всепроникающему характеру морали любые действия человека имеют определённое нравственное значение, поэтому нравственная деятельность – это не какая-то изолированная область поведения, а специфический смысл этого поведения, связанный с особенностями нравственных целей. Центральным моментом нравственной деятельности является поступок, который характеризует способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих им средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию. Поступок включает два компонента: мотив и оценку (самооценку). Мотив играет роль импульса, побудителя к действию: немотивированных поступков не существует. Мотивация указывает на предпочтение индивидом тех или иных ценностей. Мотивы и результаты поступка могут не совпадать или не соответствовать друг другу (например, «хотели как лучше, а получилось как всегда»). Один и тот же мотив может подтолкнуть человека на разные поступки (например, любовь к женщине может вызвать стремление к самосовершенствованию, чтобы завоевать её сердце, а может обернуться желанием уничтожить соперников). Вместе с тем, одна и та же линия поведения может быть продиктована разными мотивами (за самоотверженным трудом может стоять любовь к своему делу, а может и стремление к материальному вознаграждению). Поэтому оценка нравственного статуса личности должна зависеть не только от результатов, но и от мотивов, движущих её действиями. Моральная оценка предполагает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали. Она играет большую роль в нравственной регуляции поведения, т. к. все мы жаждем одобрения, – как путём совершения хороших поступков, так и недопущения плохих. Основанием для оценки выступают моральные принципы, нормы, идеалы. Нравственные отношения складываются в процессе нравственной деятельности. В них фиксируются определённые свойства любой человеческой деятельности с точки зрения её моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе, к природе. Регулируются они теми понятиями, которые составляют содержание морального сознания и имеют для индивидов императивное значение. Выделенные здесь структурные компоненты морали в действительности тесно взаимосвязаны, т. е. мораль всегда есть одновременно и деятельность, и сознание, и отношение. Функции морали. Основное назначение морали – быть способом духовного освоения мира, средством ориентации человека в мире социальных отношений и ценностей, регулировать поведение человека и всю систему общественных отношений с точки зрения поддержания единства и сплочённости общества. Основные функции морали: регулятивная, воспитательная, познавательная, оценочно-императивная, ориентирующая, коммуникативная, прогностическая и др. Они взаимоперекрещиваются: регулятивная включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую и отчасти коммуникационную; познавательная – ориентирующую и прогностическую и т. д. Оценочно-императивная отличает нравственную регуляцию от всякой иной, неморальной. В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив). В этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, - познает. Познавательная функция подчинена оценочно-императивной, поскольку мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломлённое в ценностях, или освещающее условия морального выбора. Регулятивная функция: мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества в целом. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, руководствуясь моральными ценностями. При этом побудительными силами и основными нравственными «регуляторами» являются общественное мнение и совесть. Специфика моральной регуляции в том и состоит, что идёт саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом. Воспитательная. Мораль делает человека человеком, поэтому нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать её, т. е. самосовершенствоваться. Коммуникативная функция морали. Суть её в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором человеческого общения, которое попросту невозможно вне морали. Людям легко договориться друг с другом, если они стоят на одинаковых (или близких) позициях по вопросам о том, что есть добро и зло, долг и совесть, счастье и любовь. Следует отметить, что выделение определённых функций морали является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие её воздействия на человека. Управленческая этика - Профессиональная этика - Моральные и профессиональные кодексы - Нравственная культура руководителя
Главной сферой реализации человеком своих деловых и личностных качеств является трудовой коллектив. Технико-технологические и организационно-экономические условия производства требуют от работника соответствующих знаний и навыков, последовательности выполнения операций, установления и поддержания определенных общественных отношений. Вместе с тем, как бы ни был регламентирован трудовой процесс, какими бы жесткими ни были экономические взаимосвязи людей, каждый из них должен соблюдать общепринятые этические, нравственные нормы поведения. Издавна в трудовой морали выделяется профессиональная этика, которая определяет этические принципы и нормы поведения людей в рамках конкретного вида трудовой деятельности. Профессиональная этика отражает особенности нравственного сознания, взаимоотношений и поведения людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности. Роль управления как вида общественной деятельности обусловило широкое использование достижений многих наук, среди которых значительное место занимают «поведенческие науки». К ним относят эргономику, промышленную психологию, социологию управления и другие. Имеется немало различных рекомендаций, касающихся «человеческих отношений», «этических кодексов» для управляющих, интересно написанных книг по этике служебного и внеслужебного общения. В основном это отработанный идейно-психологический инструментарий управленческого воздействия на сознание подчиненных. Менеджеры относятся к нему уважительно, неоднократно на практике убеждаясь в эффективности его применения для решения экономических и социальных проблем предпринимательской деятельности, обеспечения успеха в бизнесе. Этика управленческой деятельности – это цель постоянно принимаемых, нравственно обоснованных решений. Основополагающими принципами управленческой этики являются гуманизм, коллективизм, социальная справедливость, патриотизм, единство слова и дела. Решения и действия руководителей должны быть проникнуты уважением к людям, заботой об их здоровье, духовном и физическом развитии. Этика управленческой деятельности подразумевает, что управление призвано выступать как надежная система сохранения неприкосновенности личного достоинства людей, как гарант их прав и обязанностей. Этика управленческой деятельности направлена на совершенствование отношений, на развитие коллективных форм организации и стимулирования труда. Посредством управления должны разумно сочетаться общественные (государственные), коллективные и личные интересы. Обязательным условием выполнения профессиональных обязанностей руководителя является объективное и доброжелательное отношение к личным взглядам, служебным ожиданиям-притязаниям, профессиональному мнению подчиненных. Особое место имеет справедливая материальная и моральная оценка личного вклада каждого работника, трудового коллектива в общее дело развития производственной экономики. Руководитель постоянно находится перед моральным выбором, в результате которого его нравственное реноме не должно быть поколеблено ни в глазах людей, ни перед своей совестью. В производственном коллективе существует сложная система механизмов регулирования поведения людей. Механизмы регулирования поведения срабатывают тогда, когда наилучшим образом проявляются такие качества людей, как совесть, профессиональная честь, долг, нравственная ответственность за свои поступки и дела других. Значительное место в этике управленческой деятельности занимает разработка нормативных положений нравственного характера. Одним из таких положений являются моральные кодексы. В них конкретизированы подходы, осуществляемые в управленческой этике при изучении нравственных качеств личности, сформулированы основные нравственные требования к управленческой деятельности, представлены правила управленческого общения и внеслужебного поведения руководителя. Знание управленческой этики руководителем – обязательное требование к их научно-профессиональной компетенции. В последнее время особое внимание уделяется управленческой этике. Ее назначение - обеспечить этическими знаниями как управляющего, так и управляемого. Одной из актуальных проблем управленческой этики является формирование способности менеджера, направленной на обеспечение высоких моральных целей и возвышенных мотивов членов коллектива. Исходя из этого, со всей уверенностью можно говорить об актуальности преподавания управленческой этики. Этическая грамотность или безграмотность прибавляет или убавляет авторитет руководителя. Проблемы управленческой этики, управления людьми волновали многих мыслителей. Так, в свое время Луций Анней Сенека задавался целью создать науку психогогику, предметом которой, по его мнению, являлся бы свод специфических знаний по искусству руководства душой человека. Никколо Макиавелли отмечал, что управлять - это значит заставлять верить. Руководителями становятся в ходе трудной и кропотливой работы над собой. Талант руководителя представляет собой особые способности, которые необходимо развивать. Но, по всей видимости, кроме социальных условий, для этого необходимы и задатки руководителя. В структуру социальной подготовки менеджеров на передний план сегодня выходят проблемы гуманизации управленческой деятельности. Отсюда вытекает актуальность исследования человековедческих вопросов во всей полноте. Гуманитарные науки изучают сложнейшие «механизмы» человеческой души, способствуют обеспечению высокого уровня интеллигентности общества. Базовым условием нравственной грамотности современного менеджера является его самообразование, самосовершенствование. Но иногда нравственные знания и действия руководителя заражены верхоглядством. В наше время, к великому сожалению, широта образования зачастую бывает кроссвордной. При любой профессиональной подготовке одним из необходимых условий должна быть нравственная подготовка специалиста. Нравственность предполагает меру ответственности, меру свободы руководителя; она выполняет консолидирующую, аксиологическую функцию, стабилизирует социально-психологический климат в производственном коллективе. И, как отмечал в своё время И. Кант, этика является трамплином, который позволяет людям подняться выше себя, благодаря ей, человек освобождается от эгоистических склонностей и видит в другом человеке личность. Так что же должно входить в содержание нравственной культуры руководителя? Эффективность деятельности менеджера зависит от системы сформировавшихся взаимоотношений, делового поведения. Деловое поведение обусловлено нравственным базисом, предполагающим единство профессиональной деятельности и профессионального общения. Это процесс, в результате которого каждый индивид должен чувствовать свою ответственность за определенную работу с одновременным осознанием важности вклада результатов своей работы в общее дело. Но понимание делового поведения у конкретных членов коллектива не одинаков. Оно имеет свои основные виды: инициативное; инертное; исполнительное. В принципе, каждое поведение может быть спрогнозировано. Оно характеризуется самонастройкой (когда в основе лежит вопрос: во имя чего осуществляется оно?), функциональной определенностью (что должен делать субъект делового поведения?). Деловое поведение репродуцируется, воспроизводится в зависимости от управленческой ситуации. Нравственные отношения важны для такого коллектива, который функционирует как единая система, способен решать поставленные задачи. Деловое поведение одного члена коллектива не дает оснований говорить о коллективе как единой системе. Сложная структура социально-психологических, нравственных отношений, связей реализуется в коллективе во взаимоотношениях, взаимообогащении его субъектов. Система нравственных отношений взаимосвязана со всей структурой социальных отношений и представляет собой определенный их уровень. Это «человеческий уровень». В своей работе «Практика менеджмента» П. Дракер выделяет три уровня функционирования хозяйственной организации: материальный (совокупность составляющих элементов: оборудование, инструменты и т.д.), экономический (производство и распределение с целью получения прибыли), «человеческий», представляющий собой группу людей, действующих с целью достижения поставленных задач и личных целей. Нравственные отношения пронизывают по меньшей мере два уровня: экономический и «человеческий», и реализуются они через систему взаимосвязи организационно-управленческих актов и норм. Акты представляют собой предписание что, как и когда нужно делать. Они закрепляются приказами, регламентирующими документами различных видов и уровней. Нормы определяют, как нужно действовать в определенных условиях. Они могут быть запрещающими, рекомендательными, установочными.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
А. 1. Работа с основными понятиями 1. Этика, этические нормы, принципы. 2. Утилитаризм, панморализм. 3. Потребности, интересы личности. 4. Нравственные ценности, идеалы. 5. Долг, совесть. 6. Добро, зло. 7. Честь, достоинство. 8. Волюнтаризм, фатализм. 9. Альтруизм, эгоизм. А - 2. Контрольные вопросы 1. В какую эпоху произошло становление этики? 2.Дайте объяснения нормативным этикам древности (талион, золотое правило нравственности, заповедь любви). 3. В чем суть фатализма и принципа природосообразности в этике стоиков? 2. Кого и почему считают основоположником этического рационализма? 3. В чём суть категорического императива И. Канта? 4. Из чего образуется структура морали? 5. Какие основные функции выполняет мораль в обществе? 6. В чём суть принципа гуманизма? 7. Каких людей и почему называют индивидуалистами? 8. Как вы относитесь к основным идеям этики благоговения перед жизнью? 9. В чём причины популярности в разных странах мира этики ненасилия?
А - 3. Задания и упражнения 1. Можно ли, на ваш взгляд, сформулировать единый, одинаковый для всех людей смысл жизни? Обоснуйте ваш ответ. 1. Какое понимание счастья вам ближе всего и почему? 3. Как лучше жить – по долгу или по желанию? 4. Почему совесть называют внутренним контролёром личности? 5. Что такое свобода человека? 6. Перед кем и за что человек несёт ответственность? 7. В чём вы видите значение нравственного аспекта в жизни современного человека? 8. Моралисты всегда жаловались на упадок нравов. Не ожидает ли человечество нравственная катастрофа, подобная экологической? 9. В силу чего добро и зло рассматриваются в связи друг с другом? 10. В чем суть этики «благоговения перед жизнью» А. Швейцера. 11. Обоснуйте этику ненасилия Л.Н. Толстого. 12. Как вы понимаете рассуждения К. Маркса о социально-исторической природе морали и нравственно-философской экспертизе. 13. Как вы считаете, путь от идеи сострадания А. Шопенгауэра к сверхчеловеку Ф. Ницше: прогресс это или регресс? 14. В чем суть морального табу современного общества? Обоснуйте ваш ответ. 15. Дайте характеристику нескольких этических кодексов профессиональной деятельности. 16. Что вы понимаете под основными элементами корпоративной этики. Обоснуйте ваш ответ.
А - 4. Комментарии к суждениям 1. «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе». Конфуций, древнекитайский философ и учитель. 2. «Брань – это довод неправых». Ж.Ж. Руссо, французский писатель и мыслитель. 3. «Слова – ветер, а бранные слова – сквозняк, который вреден». У. Шекспир, английский писатель. 4. «Кто умеет обходиться с людьми, тот хорошо ведёт и частные и общие дела, а кто не умеет, тот и здесь и там делает ошибки». Сократ, древнегреческий философ. 5. «Если исполняющий должность начальника нанёс удар, то ответный удар наносить не следует. А если удар нанесён начальнику, то в ответ следует не только ударить, но и подвергнуть каре». Аристотель, древнегреческий философ и учёный. 6. «Лишённые общения с другими созданиями, мы бы щипали траву, а не размышляли о своей природе». П.Я. Чаадаев, русский мыслитель. 7. «Законы проявления деятельности коллектива суть те же, что и законы проявления деятельности отдельной личности». В.М. Бехтерев, русский физиолог. 8. «Никогда не давайте сотрудникам возможности заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение». В.Н. Лавриненко, российский философ. 9. «Защищайте своих подчинённых и будьте им преданными. Они ответят вам тем же». В.Н. Лавриненко, российский философ.
2. Основные характеристики общения - Функции общения - Виды общения
Потребность человека в общении обусловлена общественным способом его жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими людьми. Наблюдение за детьми, которые первые годы своей жизни провели среди животных и не имели возможности общаться с себе подобными, свидетельствуют о многочисленных нарушениях в их развитии как психическом и физическом, так и социальном. Общение, таким образом, становится основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида. В первые недели жизни дети могут обмениваться со взрослыми только жестами, мимикой, многочисленными звуками, что свидетельствует, пожалуй, о генетической «запрограмированности» на общение с окружением. И хотя мимика и звуковые «ответы» рефлекторны и их еще нельзя назвать общением в полном понимании этого слова, они чрезвычайно важны в процессе установления отношений между родителями и ребенком. Исследование Д. Ельконина показали, что проявлением подлинной потребности ребенка в общении со взрослыми является комплекс оживления, который возникает в момент появления родителей и во время их общения с ребенком. Когда ребенок оживленно двигает ручками и ножками, улыбается взрослому, поворачивает головку на голоса, которые звучат рядом, все это свидетельствует о появлении потребности в общении. В течение первого года жизни дети все лучше знакомятся со взрослыми, которые их окружают, у них появляются положительное эмоциональное отношение к взрослым, чувство доверия к ним, удовольствие от общения с ними, формируется привязанность к взрослым. Когда ребенка любят, разговаривают с ним, он начинает доверять взрослым, если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении, он вырастает с чувством недоверия ко всему окружающему миру. Сказанное вовсе не означает, что родители должны удовлетворять любую прихоть ребенка. Вместе с тем следует подчеркнуть, что факт недоверия, равно как и дефицит общения, тормозят психическое развитие ребенка, создают проблемы в процессе вхождения в социум. Это же самое можно сказать и об излишней опеке, чрезмерном общении, которые также вызывают трудности. Функции общения Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Американский миллиардер Дж. Рокфеллер (1839-1937), хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умения общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой либо другой товар в этом мире». А русский мыслитель П. Чаадаев (1794-1856) остроумно заметил: «Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». Общение – многоаспектная деятельность человека. Данная многоаспектность, как показывает В.С. Кукушкин, проявляется в следующих социальных функциях общения. Во-первых, общение развивает речевую технику (культуру речи). Не каждый человек интересен в общении, потому что не всегда его речь красива и содержательна. «Красноречие есть нечто такое, что даётся труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний», - полагал Цицерон. Во - вторых, общение служит основой познания друг друга и самосовершенствования. Сопоставления себя с другим осуществляется с двух сторон: каждый из партнёров уподобляет себя другому. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчёт не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы и установки взаимодействующего с ним человека. В результате человек самосовершенствуется. В - третьих общение обеспечивает психологический комфорт личности. Оно спасает человека от одиночества и не понимания окружающими. Именно по этой причине люди в более зрелом возрасте держат дома кошек, собак (чего не делали в молодости) и в общении с ними, заботе о них находят частичное удовлетворение. В - четвертых, общение творит человека. Испокон веков люди понимали, что человек не может существовать без общества. Самым большим наказанием считалось изгнание из общины. Отделяя человека от общества, мы разрушаем самого человека. Поэтому мера личности – это меры его участия в общественных коммуникациях. В - пятых оно развивает человека, даёт ему возможность самореализации. «Отдельный человек, - писал Л.Фейербах, - как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты». В - шестых, общение обеспечивает взаимодействие людей. Общение всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности участвующих в нем людей. В - седьмых, общение служит основой профессиональной деятельности. А некоторые профессии самым непосредственным образом связаны с общением, к примеру: менеджера, психолога, юриста, политика, педагога, переводчика, врача, соц. работника, официанта, контролера, и кондуктора на транспорте, продавца, актера, диктора радио и телевидения и др. От умения этих людей общаться, от их культуры общения зависит не только наше общее и материальное благополучие, но и наше настроение и здоровье. В - восьмых, общение даёт человеку одухотворение и радость. Оно является надёжным и эффективным средством от депрессии, печали и тоски. Особенно, если общение строится на доверии и выходит за рамки деловых вопросов и концентрируется на духовных межличностных аспектах. Наконец, не следует забывать: любая деятельность человека, в том числе и общение, результативно только тогда, когда осуществляется с любовью. Любовь к людям должна пронизывать всю нашу деятельность, быть её путеводной звездой. 2.2. Виды общения - Деловое общение. - Межличностное общение. - Инструментальное общение. - Целевое общение. - Светское общение. - Манипулятивное общение. - Примитивное общение. - Духовное общенuе. - Ритуальное общенuе. - «Контакт масок». Выделяется несколько видов общения. Деловое общение. Деловое общение представляет собой процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. Деловое общение формирует и развивает способности человека, служит средством приобретения знаний и навыков. Кодекс делового общения: 1) Принцип кооперативности (или кооперации) – «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятые направления разговора»; 2) Принцип достаточности информации «говори не больше и не меньше чем требуется в данный момент»; 3) Принцип качества информации – «не лги»; 4) Принцип целесообразности – «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) Принцип ясности – «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; 6) Принцип слушания – «умей слушать и понять нужную мысль»; 7) Психологический принцип – «умей учитывать индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела». Соблюдение данного негласного кодекса делового общения – не маловажная составляющая делового успеха, потому что если один собеседник ориентируется на принцип вежливости а другой – кооперации (принцип делового общения), возникнет нелепая, неэффективная коммуникация. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определённого вида деятельности, связанной с производством какого - либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают с формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких - либо других целей. Особенности делового общения заключаются в том, что: - партнёр в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта; - общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела; - основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество. Основную часть делового общения составляет служебное общение, которое определяет взаимодействие людей в фирмах, организациях и на предприятиях в рабочее время. Кроме того, понятие «деловое общение» охватывает взаимодействие людей в не рабочее время – на деловых приёмах, семинарах, выставках и т.п. Более узко трактует деловое общение Е.Н. Зарецкая, полагая, что «деловое общение – это любая профессиональная коммуникативная форма деятельности, чаще всего речевая, лежащая в сфере, которая определяется ответом на 4 вопроса: для чего мы говорим, что мы хотим сказать, какими средствами мы это делаем и какова реакция на нашу речь». Данное определение не полное, ибо всякое общение, не только деловое, помимо коммуникации включает в себя восприятие и взаимодействие. Межличностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит при разрешении какого - либо внутреннего конфликта. Инструментальное общение – общение, которое не является самоцелью, но преследует какую - то иную цель кроме получения удовлетворения, от самого акта общения. Целевое общение – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении. Светское общение характеризуется беспредметностью, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Правила светского общения: - вежливость, такт – «соблюдай интересы другого»; - одобрение, согласие – «не порицай другого», «избегай возражений»; - симпатия – «будь доброжелательным, приветливым». Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приёмов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. Примитивное общение – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или выскажут агрессивные грубые реплики; если получили от собеседника желаемое, то затем теряют интерес к нему. Духовное общенuе характеризуется полным взаимопониманием, когда можно затронуть любую тему и не обязательно с помощью слов – друг поймёт вас и по выражению лица, движениям, интонациям. Такое общение возможно, когда каждый участник представляет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, может предвидеть его реакции. Более глубокой формой духовного общения может считаться общение гуманистическое, удовлетворяющее потребности в понимании и сочувствии. Ритуальное общенuе характеризуется поддержанием связи с социумом, подкреплением представления о себе как о члене общества (дни рождения, встречи выпускников, свадьбы, похороны, приветствия и прощания и т.п.). «Контакт масок». Формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Используются привычные маски - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Очень часто «контакт масок» используется людьми, постоянно находящимися в центре внимания. В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию это: 1) материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются её продуктами, которые, в свою очередь служат средством удовлетворения их актуальных потребностей; 2) кондиционное общение (обмен психическими или физиологическими состояниями). При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на приведение друг друга в определённое физическое или психическое состояние; З) мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) - передача друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении; 4) деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками) совершенствует и обогащает собственную деятельность индивида; 5) когнитивное общение (обмен знаниями). Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Когнитивное общение выступает как фактор интеллектуального развития. По целям общение делится на следующие виды: 1) биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма). Биологическое общение связано с удовлетворением основных биологических потребностей; 2) социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида). По средствам общение может быть: 1) непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу, - рук, головы, туловища, голосовых связок и т.д.); 2) опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий); 3) прямое (предполагает личные контакты и непосредсвенное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения); 4) косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди). 2.3. Стили, уровни, стратегии и средства общения Стили общения: авторитарный, либеральный, демократический. В большинстве литературных источников авторы различают три стиля общения: авторитарный, либеральный и демократический. Авторитарный стиль общения - это навязывание мнения сверху, т.е. навязывание своей точки зрения, своего мировоззрения другому. Собеседник считает, что только он знает, как поступать правильно, и категорически пресекает любое индивидуальное развитие личности. Порядок, достигнутый с помощью приказов и кнута, не может способствовать многостороннему развитию личности, её творческой индивидуальности. Либеральный стиль на первый взгляд может показаться самым уместным в любой ситуации. Но здесь в системе отношений собеседников всегда присутствует некоторое заискивание, т.е. кто-то идёт на поводу у другого, что свойственно слабохарактерным и некомпетентным людям. Демократический стиль общения позволяет участникам общения (или коллективу, группе) чувствовать себя личностями. Наряду с перечисленным каждый руководитель должен иметь собственный стиль общения, учитывающий его индивидуальность. Общение может происходить на различных уровнях: - манипулятивный уровень заключается в том, что один из собеседников через определённую социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера; - примитивный уровень предполагает, что один из партнёров подавляет другого (один - постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент); - высший уровень - это тот социальный уровень, который позволяет независимо от социальной роли, статуса партнёрам относиться друг к другу как к равным личностям. Стратегии общения. Различаются следующие стратегии общения: Открытое-закрытое общение Монологическое-диалогическое |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы