Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Верно и преданно финишировать
В английском языке слова «хорошо» и «колодец» звучат со- вершенно одинаково. Колодец рисует нам картину источника воды, как ручей или фонтан. Когда мы черпаем жизнь и кре- пость из родника живой воды, мы наполняемся силой дарить освежение другим людям. Глубокие колодцы живой воды зна- ют, что их источник неисчерпаем. И тогда люди, глядя на нас, видят не монетки, рассыпанные на дне мелководного ручья, но непостижимую верность Бога. Услышать слова «Хорошо, добрый и верный раб» значит получить подтверждение о том, что работа выполнена. Биб- лия полна историй и притчей, которые рассказывают о чем- то с хорошим или плохим концом. Ной строил ковчег на
протяжении многих лет. Самсон, несмотря на полную сле- поту, закончил свой путь удивительной демонстрацией бо- жественной силы. Петр, отрекшийся от Христа, и Павел, го- нитель Христа, в конце концов прошли удивительный путь в силе своего служения. И есть другой человек, начавший строить дом, прежде не вычислив расходы. Он начал хоро- шо, но оказался осмеянным, так и не закончив работу (см. Лк. 14:27–29). Был другой слуга, получивший от господина один талант, который он решил закопать в землю до возвра- щения хозяина. Монеты не растут из земли, поэтому, когда он выкопал свой талант, в руках у него было ни больше, ни меньше чем в начале. Закончив там, где начал, слуга полу- чил звание нечестивого и место во внешней тьме (см. Мф. 25:14–30). Все три истории рассказывают о том, что главное — не темп жизни, но хорошее завершение забега. Настойчивое, верное, неизменное послушание всегда будет побеждать на фоне случайных вспышек энтузи- Главное — не темп жизни, но хорошее завершение забега. азма и подъема активности. И если где-то на пути мы будем спотыкаться или даже падать, но неизменно подниматься и идти дальше в вер- ном направлении, Бог приведет нас домой. Для того чтобы успешно идти по жизни, не- обходимо копать глубокие крепкие колодцы, и на это требуется посвящение верно закон- чить то, что мы начали. Любой человек может создать колодец желаний, но наша задача — выкопать глубо- кие колодцы, водоемы жизни, укрепленные Словом Божьим и обновленные свежестью от источника Святого Духа. В этом можно обнаружить великую награду от Господа — жизнь и обетование, не имеющие равных.
Вопросы для размышления 1. Какую сферу вашей жизни Бог «раскапывает» в настоя- щее время? 2. Как бы вы описали женщину, представляющую собой глубокий колодец? 3. Возможно ли быть человеком духовным, но при этом не библейским? 4. Каким образом вы могли бы усерднее заботиться о сво- ем колодце?
9 Дочь вне конкуренции
«Тиран умирает, и его могущество кончается, мученик умирает, и его могущество начинается». Сёрен Кьеркегор
Эта женщина • Проявила открытое неповиновение самому могущест- венному и яростному правителю в мире. • Смело проповедовала Евангелие, как никто другой. • Вынесла все побои, искушения и пытки, которые толь- ко можно представить, и при этом осталась верной Евангелию, друзьям и своему Господу. • Была посажена в тюрьму, но это не сломило ее. • Была безбрачной, но далеко не одинокой. • Была причислена к ряду апостолов, историки ранней Церкви считали ее служение не имеющим равных по числу знамений и чудес.
Наверное, вам интересно, о ком идет речь. Я понимаю. Я совсем недавно сама услышала о ней. Она одна из многих женщин, ставших матерями Церкви, и имена которых оста- лись погребенными под песком времени. Я несколько раз в жизни слышала о ее подвигах. Мне хотелось узнать о ней больше. Достаточно наслушавшись отдельных историй об этой легендарной женщине, я начала составлять подробный рассказ о ней из книги по истории Церкви. Я звонила учите- лям Библии, искала в Интернете и покупала книги. Как толь- ко я узнала ее имя, я смогла составить достаточную карти- ну и представить себе ее жизнь, и теперь я думаю, что и вы должны непременно встретиться с ней. Ее зовут Фотина, или иногда ее называют Фотини. Это греческое имя, которое означает «просветленная». Она при- няла это имя, когда крестилась в христианскую веру. Иисус, как в случае и со всеми нами, наполнил ее мир откровением о свете. Будучи посвященной христианкой, она была в числе учеников, собравшихся в верхней горнице. Когда сила Духа Святого сошла на них, она тоже была там; язык огненный опустился на нее, и она исполнилась Святого Духа и начала говорить на ином языке. В день Пятидесятницы Фотина по- лучила поручение проповедовать Евангелие до краев земли. Наша храбрая сестра оставила все, что могло ограничи- вать ее, она отказалась от жизненного комфорта и пошла до дальних пределов Африки. Она пошла не одна, но взяла с со- бой почти всех родственников. Ее встреча с Иисусом так ра- дикально преобразила ее жизнь, что оба ее сына и пять сестер обратились к Господу. Фотина, ее сын Иосиф и сестры отпра- вились в самые дальние уголки своего мира, как сказал Иисус в книге Деяния (1:8).
В Африке они верно трудились, распространяя Благую весть о Христе в Карфагене и производя восхитительный плод. Когда они узнали о том, что император Нерон яростно преследует христиан на всей территории империи и бросает их в тюрьмы, Фотина стала искать Божьей мудрости. Иисус явился ей во сне и велел идти в Рим и предстать перед прави- телем. Поэтому, вместо того чтобы скрываться от гнева им- ператора, Фотина, ее сын и сестра отплыли в Рим в сопрово- ждении большого числа христиан из Карфагена. Они слышали предупреждения о том, какие их будут ждать последствия, если они открыто исповедуют свою веру во Христа. Люди упрашивали их тайно поклоняться своему Богу. Вот какой разговор состоялся между ее сыном Викто- ром, который служил офицером в римской армии, и его на- чальником по имени Себастиан.
«„Виктор, я знаю, что ты, твоя мать и твой брат следуете за Христом. Как друг я прошу тебя подчиниться воле импера- тора. Если ты будешь доносить на христиан, ты получишь все их состояние. Я напишу твоей матери и брату и попрошу их не проповедовать Христа публично. Пусть они тайно ис- поведуют свою веру“. Виктор ответил: „Я хочу быть пропо- ведником христианства, как мой брат и моя мать“. Себасти- ан сказал: „О, Виктор, мы оба знаем, какое горе ждет тебя, твою мать и брата“»1.
Кто из нас продолжил бы открыто исповедовать свою веру, если бы узнал, что это решение гарантирует беду? Позже Вик- тор разделил участь своей матери, брата и тети. Вот что напи- сано в этом же документе о ее первой встрече с императором Нероном:
«Приезд Фотины и ее деятельность произвели любопытство в городе. „Кто эта женщина?“ — спрашивали люди. „Она приехала с толпой последователей и проповедует Христа с великой смелостью“. Солдатам было приказано привести ее к императору, но Фотина ждала их. Они привели ее с сы- ном Иосифом и друзьями-христианами к Нерону. Импера- тор, увидев их, спросил, зачем они пришли. Фотина ответи- ла: „Мы пришли, чтобы научить вас верить в Христа“. Полу- безумный правитель Римской империи не напугал ее. Она хотела обратить его!»2
Не удивительно, что Нерон не хотел принимать ее пропо- ведь. Он приказал бить по рукам железными палками тех, кто говорит о себе, что находится в руках Иисуса. Охранники по- вели Фотину и всех, кто был с ней, на избиение за их веру. На протяжении трех часов они били пленников по рукам же- лезными палками, но христиане не чувствовали боли и пели псалмы, пока сила их палачей не истощилась. Когда Нерон обнаружил, что избиение не произвело на них никакого эффекта, он посадил их в тюрьму и придумал план, как убедить Фотину и ее сестер отвратиться от веры. На этот раз он задумал подчинить их своей воле через доб- роту. По его приказу в большом банкетном зале поставили шесть тронов, перед каждым из них положили разного рода богатства, которые только можно было найти в Римской им- перии. Император не пожалел средств, чтобы собрать дра- гоценности, перед которыми едва ли устоит кто-либо из женщин. Помимо золота и серебра перед каждой женщиной положили драгоценные украшения и великолепные одеж- ды. Все эти богатства, а также спокойную жизнь в роскоши им предложили в обмен на отречение от христианской веры
и жертвы римским богам. Для того чтобы склонить их к та- кому предложению, император привлек к делу свою дочь Домнину. Когда Домнина вошла в зал, она тепло поприветствова- ла Фотину и упомянула в своем разговоре с ней имя Христа. Фотина по ошибке приняла ее за свою сестру в Господе. Она крепко обняла ее и открыто стала как родной по вере расска- зывать ей о преображающей любви и величии Христа. Дом- нина не смогла скрыть правду о себе, но вместо того чтобы противиться вере, она обратилась в христианство. При их разговоре присутствовали служанки императорской доче- ри, они тоже слушали смелую проповедь Евангелия из уст христианских сестер и обратились к вере. Затем Фотина по- просила Домнину и ее служанок убрать все драгоценности из зала и раздать их нищим, которых они найдут на улицах Рима. Домнина крестилась и получила новое имя. Нерон был в ярости. Он приказал отправить Фотину с сестрами и сыновьями на смерть через огонь. Для этого была сооружена большая печь, но когда их бросили в нее, огонь нисколько не повредил им. Тогда Нерон приказал умертвить их ядом. Когда пришел палач, Фотина добровольно вызвалась первой выпить смертельный напиток, но токсины не подей- ствовали ни на нее, ни на ее семью. Тогда один из тех, кого Нерон послал с ядом к пленникам, обратился ко Христу. Их не выпускали из тюрьмы еще три года, все это время за свою веру они подвергались всяческим пыткам, которые приходи- ли в голову разгневанному императору. Но чем больше он пытался их подавить, тем сильнее рас- пространялась молва о них. Слово их веры и силы расхо- дилось по всей империи, а их тюремная камера преврати- лась в дом поклонения. Жители Рима регулярно приходили
в камеры к верующим, чтобы получить молитву и услышать Евангелие. На протяжении трех лет послание о Христе про- должало наполнять Рим из тюремных камер, и многие уверо- вали. Нерон послал за одним из своих бывших слуг, которого он посадил в тюрьму, и этот человек рассказал ему о случившем- ся. Тогда император приказал немедленно обезглавить всех христиан, которых он держал в тюрьме, за исключением Фо- тины. Он надеялся сломить ее твердость через горе и одино- чество, поэтому приказал вывести ее из тюрьмы и бросить в глубокий, темный и сухой колодец. Некоторые источники сообщают, что она была очень подавлена сначала. Ее остави- ли в открытой могиле на несколько недель в полном одиноче- стве. Это были мрачные дни для Фотины, она горевала, но не из-за того, что потеряла своих родных и близких. Женщина знала, что они освободились от земной тюрьмы и уже обре- ли жилище на небесах. Она горевала оттого, что ей отказа- ли в привилегии стать мученицей, как ее сыновья и сестры, и тем самым лишили ее венца мученика. Из всего, что я про- чла, создается впечатление, что этот период времени для нее был самым трудным. В каждом историческом источнике упоминается этот мо- мент. По одной из версий, она умерла на дне сухого колодца, но не от отчаяния, а по собственному выбору. Как Стефан, она увидела Спасителя во сне и отдала Ему свой дух. В других письменных источниках говорится, что ее подняли из колод- ца после длительного заточения, и она освободилась от бре- мени жизни в тюрьме после того, как Иисус явился ей во сне. Как бы то ни было, жизнь этой женщины была глубоким колодцем живой воды, которая питала и освежала множество других людей.
Современные мученики Фотина не производила обожателей и поклонников, ее жизнь порождала свидетелей и мучеников. У этой женщины было то, что я тоже хочу иметь. Это качество может пона- добиться всем нам в грядущие дни — непоколебимая реши- мость. Церкви растут, когда мир благосклонен к христиан- ству. Но посвященные ученики рождаются в период испы- таний. Известный католический историк Кристофер Генри Доусон писал:
«Церковь росла в тени от палок и топоров палачей, каждый христианин жил, подвергаясь опасности физической пытки и смерти. Мысль о мученичестве окрасила всю историю ран- него христианства. И не только страхом, но идеалом и на- деждой. Мученика считали совершенным христианином, чемпионом и героем нового общества и его конфликта с вет- хим миром. Даже те христиане, которые не выдерживали ис- пытания и становились отступниками, смотрели на мучени- ков как на своих спасителей и защитников»3.
Мы живем в век, полный извращенного нечестия и на- силия. Каждый раз, когда я думаю, что хуже уже не может быть… становится еще хуже. Христиане по-прежнему по- гибают мученической смертью, и, вместо того чтобы подни- мать волну негодования, мир принимает равнодушный вид. Мое сердце болит, но ничуть не удивляется. Недавно на аме- риканской земле мученически за свою веру погибли школь- ники-христиане во время нападения вооруженного челове- ка, который хладнокровно стрелял в голову всем, кто испо- ведовал Христа, и в ногу, если человек отказывался от своей
веры. Вместо того чтобы назвать это преступлением на поч- ве ненависти, наши СМИ обсуждали вопрос по контролю за оружием. Если правильно толковать Библию, то облегчение и осво- бождение не придут через мировых лидеров. Но это не озна- чает, что мы должны молчать перед лицом тьмы. Мы должны быть живым и дышащим откровением, как написано в Пер- вом послании Иоанна (4:4):
«Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире».
Христиан обезглавливают в разных странах мира, и всю- ду распространяют видеоролики с записью этих зверских убийств в качестве глобального предупреждения всем, кто осмеливается назвать себя человеком креста. В свете проис- ходящего я думаю, что преступники помнят, кто мы, а мы за- были. Некоторое время назад военные мусульмане ворвались в здание одного из колледжей в Кении, где христиане собра- лись на утреннюю молитву, и расстреляли всех собравших- ся. Затем вооруженные преступники добрались до студентов в близлежащих общежитиях и под дулом пистолета спраши- вали об их вероисповедании. И снова все, кто имел мужество назвать себя христианином, были застрелены. Погибло почти 150 человек, и многие были ранены. В организации, которая взяла на себя ответственность за эти убийства, хвалились че- рез социальные медиа-каналы, что это только начало, и обе- щали людям креста, что преступлений будет еще больше4. Настало время приготовиться к страданиям за Христа. Лучше иметь сердце, готовое дать ответ, и приготовиться
к страданиям, чем оказаться застигнутым врасплох и отречь- ся от Него. Нам необходимо также относиться к страданиям, как ученики.
«Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Госпо- да Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5:41, 42).
Вы когда-нибудь встречали человека, который терпел побои за свою веру в Христа? Доводилось ли вам общаться с человеком, который радовался, что удостоился принять бесчестие за Имя? Мне — да. Жизнь этих святых полна ис- крящейся чистоты не оттого, что их побили, но оттого, что они встретились с живым Иисусом в своих страданиях за Него. Они получили венец благодати, к которому я только стремлюсь. Мне довелось встречаться с теми, кто трудится на полях, связанных с риском для жизни за христианскую веру. Эти люди почти ежедневно находятся в опасности. Ча- сто это мои драгоценные братья и сестры, которые трудятся над переводом наших книг. То, что я пишу в безопасности, они переводят, подвергаясь опасности. Чаще всего я чувст- вую себя недостойной трудиться рядом с ними. Их жизнь на- поминает мне о словах Павла, написанных в Первом посла- нии к Коринфянам:
«Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? Я каж- дый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем» (15:30, 31).
Западная слабость Можно быть с вами честной? Меня страшит состояние запад- ной Церкви. К сожалению, в настоящее время мы, пожалуй, чаще встречаем таких людей, которые бесчестят Его имя. По- рой меня пугает моя собственная апатия и эгоизм. Недавно мы с Джоном разговаривали за обедом с пасто- рами, которые сказали, что в своих церквях они постоянно предупреждают прихожан, исповедующих Иисуса Христа как Господа, о грехе прелюбодеяния. В ответ они получают недоуменные взгляды и неуверенные оправдания. Мужчины и женщины живут вместе, будучи не в браке, и объясняют это тем, что они все равно когда-нибудь поженятся, что же плохого в том, чтобы иметь сексуальные отношения сейчас? Другой служитель с тревогой поделился историей об од- ном известном христианском лидере, который планирует развестись со своей женой, хотя на то нет никаких библей- ских причин. Он объясняет это тем, что из-за развода он, воз- можно, потеряет возможность проповедовать приблизитель- но в течение года, а затем все вернется на круги своя. К сожа- лению, он, наверное, прав. Страх перед человеком больше не удерживает нас от греха. Только страх Господень заставит нас воздерживаться от зла. После одного особенного служения, когда Дух Святой сильно действовал и поручил сотням женщин взять свой крест и последовать за Иисусом, этот лидер поднялся на сце- ну и сказал всем женщинам, чтобы они не чувствовали давле- ния, ведь Богу не нужно, чтобы они что-то делали, Ему нужно только, чтобы они были. Неужели? Я так благодарна Иисусу за то, что Он не остановился на том, что Он есть Сын Божий, но Он добровольно оставил
Свою божественную природу и привилегии для того, чтобы сделать работу слуги за нас. Я смотрю на церковь и со стра- хом наблюдаю, насколько глубоко она погрузилась в мир и смешалась с ним.
Женщина с прошлым В истории Фотины все было иначе. Было время, когда она тоже жила в глубоком грехе, ее считали изгоем общества. Она была женщиной с прошлым, которая жила под юрисдикцией закона, не оставлявшего ей никакой надежды на будущее. Писание открывает нам окно в прошлое этой женщины. Когда мы встречаем ее впервые, у нее нет имени, она разве- денная и лишенная каких-либо благ в обществе. Ее жизнь на всех фронтах терпела поражение, никто не мог бы себе пред- ставить, что она когда-либо может стать служителем. Она сама это понимала и рассказывала Благую весть в виде во- просов и предположений. Может быть, вы тоже, как наша по- друга, чувствуете на себе осуждение людей настолько, что все ваши убеждения звучат только в виде намеков и вопросов. Простите их. Люди, которые связывают вас с вашим прошлым, еще не пережили откровение о Божьей милости и силе рождения свыше. Может быть, вы сами себе задаете вопрос. Мое прошлое поставило передо мной много вопросов. Хотя это были самые мрачные и грязные места моей жизни, позже благодаря иску- плению они превратились в мои самые глубокие колодцы. Это верно, что новичков в вере не следует быстро ставить на ли- дерские позиции, но тем не менее необходимо призывать всех христиан быть свидетелями спасительной силы. Нельзя зло-
употреблять драгоценной благодатью Иисуса или использо- вать ее для оправдания своего греховного образа жизни (см. Рим. 6:1, 2). Наоборот, благодать должна вдохновлять нас из- меняться и преображаться, чтобы наша жизнь показывала ум- ножение праведности и свидетельствовала о новых именах. Прежде чем Фотина взяла себе новое имя «просветлен- ная», мы знали ее только по этнической принадлежности. Мы встретились с ней, когда подслушали ее личный разговор с Иисусом. Она наша подруга, женщина-самарянка. Удиви- тельно, что эта женщина, которая когда-то имела пять мужей, однажды будет трудиться с пятью сестрами! Мне так нравит- ся это, потому что в Библии число пять символизирует благо- дать. Она же пережила благодать на благодать. Мне всегда нравилась эта женщина. На протяжении мно- гих лет я воспринимаю ее как женщину с великим потенциа- лом. Она была глубоким колодцем, но она жила на мелково- дье жизни. Ее испытания и реальности ее выбора выкопали внутри нее глубокую, темную и сухую яму. Враг ее души хо- тел, чтобы это место было навсегда надломленным в ее жиз- ни, чтобы она жила в изоляции от всех и похоронила все свои мечты. Когда я читаю разговор Иисуса с этой женщиной, описан- ный в четвертой главе Евангелия от Иоанна, я всегда став- лю себя на ее место. Я представляю, будто ученики подумали, что будет лучше оставить уставшего Иисуса одного у колод- ца. Еще не время было пастухам вести свои стада на водопой, женщины в той местности уже принесли воду для своих до- мов рано утром.
«…Иисус, утомленный после дороги, сел у колодца отдох- нуть. Это было около шестого часа. К колодцу пришла за
водой одна самарийская женщина. „Дай Мне, пожалуйста, напиться воды“, — попросил ее Иисус. Ученики Его в это время пошли в город купить еды» (Ин. 4:6–8, совр. перев.).
Иисус устал от долгого пути и докучливости фарисе- ев. Я представляю, как Он садится на край древнего колод- ца Иакова. Беспощадно палит ближневосточное полуденное солнце, но Он чувствует прохладу, веющую из глубокого колодца. Иисус смотрит в его глубину и задумывается о его истории, сопоставляя ее с событиями Его дней. Их поход в Иудею закончился внезапно, дорога была длинной и пыль- ной. Он перестал крестить, когда узнал, что религиозные ли- деры сделали из этого предмет соревнований, подсчитывая, сколько учеников у Него и у Иоанна (см. Ин. 1). Почему они не видели того, что было на самом деле? Они работали вместе заодно. Да, приходили толпы людей. Люди отчаянно голодали после многих лет засухи. Теперь им по- могали пророчество и обетование. Их жизни восстанавлива- лись через покаяние и потоки воды во время крещения. Все было свято и исполнено надежды, но они стали прев- ращать это в цирк. Поэтому Ему пришлось оставить воды Иордана ради этой пустыни. На мгновение Он прикрывает глаза от пыли и слепящего солнца. Он отдохнет и дождется у этого древнего колодца воз- вращения Своих учеников. Раздается Его тяжелый вздох. Вне- запно Его сердце наполняется ожиданием, Он слышит шепот Святого Духа: «У Меня есть цель в этом бесплодном самарян- ском поле». Иисус слышит одно слово — жатва. Он открывает глаза и видит одинокую дочь Самарии, пришедшую за водой. Она несет тяжелый сосуд. Он похож на те, что носят дру- гие женщины, когда приходят за водой рано утром. Ее сосуд,
так же как и сердце, пуст. Эта дочь пала так низко, что она избегает даже женской компании. Ученые библеисты предпо- лагают, что она решила прийти в разгар дня, потому что в это время у колодца меньше всего людей. Он наблюдает за ней. Он замечает, как она, взглянув на Него, быстро отвела глаза. По Его одежде она понимает, что перед ней еврей. Евреи с самарянами не общаются, они пре- зирают их. Эта женщина уже сталкивалась с проблемами, и теперь ей совсем не хочется их снова. На всякий случай она подходит к колодцу с другой сторо- ны, затем наклоняет свой сосуд и готовится зачерпнуть воды. Он обращается к ней. В изумлении она поднимает голову и замирает. Тон и тембр Его голоса подкупают ее. Он просит у нее воды так, словно приглашает ее куда-то, а не требует. В неуверенности она отвечает:
«Разве можно иудею просить у самарянки воды напиться? Иудеи даже не пользуются общей посудой с самарянами!» (Ин. 4:9, совр. перев.).
Вы можете себе представить, что предрассудки были на- столько сильны, что если иудей выпьет воду из того же ста- кана, он становится нечистым. Она не только из Самарии, но еще и женщина. Но Иисус не боится разделить с ней чашу… Он готов выпить за нее ее чашу гнева. Иисус также не хочет воспользоваться ей, как другие мужчины, которых она знала. Он хочет познакомиться с ней. Может быть, Он хочет погово- рить. Может быть, Он очень устал от высокомерия не пони- мающих Его религиозных лидеров. Возможно, как многим из нас, Ему служит утешением возможность открыть Свое серд- це незнакомому человеку.
«Иисус ответил ей: если бы ты знала о даре Божьем и о том, Кто просит у тебя напиться, ты бы сама попросила Его, и Он дал бы тебе живой воды» (ст. 10, совр. перев.).
Женщина изумилась. Кто этот человек, говорящий ей о да- рующем Боге? Она обходит вокруг колодца, чтобы встать по- ближе к Нему и увидеть, что у Него есть, что позволяет Ему говорить такие удивительные вещи. Может быть, у Его ног стоит какой-нибудь сосуд? Она видит, что у Него ничего та- кого с собой нет, что могло бы объяснить Его предложение. Возможно ли, что обещание этого Человека будет таким же пустым, как и слова всех остальных знакомых ей мужчин? За- интригованная, она спрашивает о Его способности почерп- нуть живой воды.
«Господин, Тебе и зачерпнуть-то нечем, а колодец глубок. Откуда же у Тебя живая вода?» (ст. 11, совр. перев.).
Она подмечает, что освежающая вода должна появиться из глубины колодца. Возможно, что этот еврей смеется над колодцем Иакова? Колодец имеет богатую историю, и он глубже, чем большинство других. Она продолжает с Ним разговор:
«Неужели Ты больше нашего предка Иакова, который оста- вил нам этот колодец и сам пил из него, и его сыновья пили, и стада его пили?» (ст. 12, совр. перев.).
Интересно, что этот колодец на протяжении веков называ- ли Иаковлевым. Само имя Иаков означает «обманывающий, оставляющий без места, хватающий за пятку». Когда Бог
пророчествовал вражду между семенем женщины и семенем змея, Он сказал, что змей будет жалить ее семя в пяту. Поз- же Бог изменил имя Иакова на Израиля, что означает «принц Божий». Здесь есть о чем задуматься: женщина, много раз обману- тая мужчинами, которые, как она верила, могут восполнить ее главные нужды, теперь сама разговаривает с Князем мира Израиля у колодца Иакова. Хотя она ошибается, Иисус точно знает, к чему Он клонит. Предмет этого разговора главным образом об отчаянии ее жажды, а не о состоянии колодца. Иисус делает то, что Он де- лает лучше всего… Он игнорирует ее вопросы и говорит на- прямую о ее глубочайших желаниях.
«Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13, 14).
В слове «всякий» Иисус объединяет всех, кто жаждет боль- ше, чем эта земля способна дать. Он вмещает иудеев и сама- рян, и всех остальных, кто когда-либо при- дет к этому источнику в настоящем или бу- дущем. Каждый земной колодец служит прообразом нашей отчаянной человече- ской жажды. Вот как написано в переводе «The Passion»:
«Если вы будете пить из колодца Иакова, вы будете жаждать снова и снова» (Ин. 4:13). Каждый земной колодец служит прообразом нашей отчаянной человеческой жажды. Старые колодцы не смогут навсегда утолить вашу жажду. Только Бог может это сделать. Эти древние колодцы не мог- ли сполна помочь людям, потому что их источник был связан условиями на земле. В любой момент мог проникнуть враг и бросить в колодец яд или грязь, или длительная засуха мог- ла осушить его. Как старый колодец, закон можно было легко отравить че- ловеческими указами или похоронить в земле ритуалов и пра- вил, созданных человеком. Самаряне признавали только пер- вые пять книг Торы и поклонялись на своей горе. Они жили в тени закона, хотя евреи доказали, что даже закон во всей его полноте не может дать нам жизнь, которую мы жаждем. Эти древние законы и патриархи даны нам, чтобы показать нашу отчаянную нужду в живой воде Святого Духа. Закон требует места поклонения. Закон делает Бога недостижимым. Покло- нение Богу сводится к соблюдению правил и перестает быть источником жизни. Под законом наше поклонение становит- ся не постоянным, а периодическим. В условиях закона Бога можно видеть на расстоянии, но нельзя прикасаться к Нему. Закон дает нам такую гору Синай, с которой можно созерцать Бога, но нельзя упасть в Его объятия. Когда наше святилище, предназначенное для поклонения Богу, оказывается где-то поблизости, а не внутри, мы риску- ем стать аутсайдерами. Встреча Иисуса с самарянкой унич- тожила многие рамки закона. Эта женщина нарушила закон и жила с мужчиной. Даже в нынешней относительно либе- ральной церкви о ней бы сказали, что она «живет в грехе». Но Иисус смотрел сквозь ее стыд и говорил прямо в ее сокру- шенное сердце. Закон требует больше от вас, чем он способен дать вам. Живую воду нельзя налить в какую-то емкость или взве-
сить, потому что это жидкий свет. То же самое нельзя сказать о мертвой воде. Если вы хотите не просто попить воды из колодца Иакова, а набрать воду с собой, вам нужна емкость. И вы сможете унести домой ровно столько воды, сколько по- местится в нее. Мертвая вода не светится, она тяжелая. Если ежедневно употреблять рекомендуемые два литра воды, то по весу это приблизительно два килограмма на человека. Если носить воду для приготовления пищи, уборки, стирки, ван- ны, рассчитывая на всю семью из четырех человек, то вес со- ставит уже более девяти килограммов. Не говоря о том, что сам сосуд тоже имеет вес, и для того чтобы принести воду, необходимо преодолеть определенное расстояние. Путь за водой нужно проделывать снова и снова каждый день. Иисус говорит о постоянной и неутолимой жажде. Эта женщина, дочь Ближнего Востока, выросла в сухой пустын- ной земле, она знала жажду всю свою жизнь. Нет такого ко- лодца и нет такой воды, какой бы прохладной она ни была, которая утолила бы ее отчаянную потребность в любви, забо- те и общении. Ее душа была совершенно обезвожена. Она на- деялась найти то, что восполнит ее желания и освежит душу, но снова и снова встречала обман. Желания этой женщины были нормальными, но, как и многие из нас, она искала отве- ты не в тех местах. Нет ничего плохого в том, чтобы хотеть любви. Нет ничего плохого в том, чтобы хотеть строить свою жизнь в интимной близости с другим человеком. Нет ничего плохого в том, чтобы хотеть жить достойно. Нет ничего плохого в том, чтобы хотеть жить целеустрем- ленно. Нет ничего плохого в том, чтобы хотеть иметь друзей. Нет ничего плохого в том, чтобы хотеть жить в поклонении.
Иисус не высмеивает ее желание и не презирает ее за него. Он подтверждает, что ее жажда обоснована, когда обещает уто- лить ее. Иисус предлагает ей вечную жизнь вместо безысход- ности. Из бездны и уныния души она искренне умоляет Его:
«Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин. 4:15).
В этом отчаянном вопле я слышу надежду. В ней я узнаю себя. Иисус, пожалуйста, сделай так, чтобы мне больше не надо было приходить сюда, потому что это место постоянно напоминает мне о моем падении. Так же как она, я не смогла соблюсти закон своей юности. Она знала, что не заработала и не заслужила этот подарок, она могла получить его только даром. Она растратила все имущество на свою зависимость, ее жажда поработила ее. Прежде чем Иисус смог дать ей живую воду, Он должен был увидеть, что она готова опустошить себя. Действитель- но ли она оставила все позади? Он говорил о мертвой сто- ячей воде в колодце, из которого она так долго черпала, — мужчинах.
«Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (ст. 16).
Не думайте, что этими словами Иисус хотел показать власть над ней или подчеркнуть ее грех. Скорее он хотел, что- бы упоминание о муже показало ей источник ее боли. Наша храбрая сестра говорила правду, несмотря на то, что она хо- рошо знала, что такой правдой может лишить себя живой воды, которую ей предлагает раввин.
«У меня нет мужа» (ст. 17).
Вероятно, эта правда тяжелым грузом давила ей на серд- це. Пять неудачных замужеств. При этом она не показыва- ет никакого намека на чувство вины или оправдание своего поведения, только голая омерзительная правда. У меня нет мужа…
«Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (ст. 17, 18).
Иисус может работать с теми, кто говорит правду и хра- бро исповедуется. Она сказала как есть, а Он добавил под- робности ее прошлого. Пятеро мужчин называли ее своей женой, только чтобы впоследствии бросить ее. Иногда я ду- маю, почему ей ставят в упрек ее грехи. Моя бабушка была замужем четыре раза за тремя мужчинами. Она не была жертвой; таков был ее выбор и порок. Но, возможно, в жиз- ни этой женщины ситуация была иной. Но мы не знаем на- верняка, действительно ли она была неправа. Она жила под законом, это означало, что женившийся на ней мужчина мог решить, что брак с ней был его ошибкой, и оставить ее с бу- магой, подтверждающей его разочарование. По закону она не могла менять мужей по собственной инициативе. Повтор- ный брак требовал подтверждения о разводе. Можете себе представить — пять раз неудача? Эта женщина настолько из- ранена, что готова жить с мужчиной, с которым у нее одна постель, но разные имена. Ее жизнь полна аппетитов, кото- рые отказываются находить утоление. Ее дух сокрушен, но надежда еще теплится.
«Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк» (ст. 19).
До недавних пор я не понимала вес этого признания. Она сделала шаг в неведомый для себя мир, потому что самаря- не верили, что был только один пророк — Моисей. Когда эта женщина признала в Иисусе пророка, она открылась для на- грады пророка, как написано: «Кто примет пророка потому, что он пророк» (Мф. 10:41, совр. перев.). В чем же награда пророка? Я верю, что этот дар может вы- ражаться разными способами, но нет ничего более драгоцен- ного, чем откровение и осознание живой истины. Пророков еще называют провидцами. Всюду, куда бы ни шел Иисус, Он открывал глаза разумения. Когда она решила принять Иису- са как пророка, она посмотрела в свое будущее и спросила Его, где ей следует поклоняться. Я могу себе только предста- вить, насколько она устала от своей старой жизни и старых путей. Она не могла и предположить, что настает новое вре- мя в ее жизни, в котором главным будет не место поклоне- ния, но объект.
«Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, ко- гда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (ст. 21).
В переводе «The Passion», сделанном с арамейского языка, этот стих открывается еще шире:
«Дорогая женщина, поверь Мне, что наступает время, ко- гда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу, но в своем сердце».
Она чествует Иисуса как пророка, кем Он и является, и Иисус говорит ей в ответ «дорогая», какой она является. Это слово означает «возлюбленная, драгоценная, желанная, бесценная, многоценная, ненаглядная». Интересно, когда по- следний раз ее так называли. Он исцелял сокрушенное сердце и раненый дух этой самарянки словами, в которых содержа- лось ее предназначение. Я по-прежнему слышу, как Иисус приглашает каждую из Своих дочерей: «Поверь Мне, Моя драгоценная, бесценная и возлюбленная, твое время настало…» Настало твое время верить. Остановитесь на секунду. Что Он шепчет вашему духу? Наш Бог ближе всего к нам не на горе, не в городе и даже не в церкви. Ни один человек не способен удержать вас от Его присутствия. К счастью, никакая ошибка не может разделить вас с Тем, Кто пребывает внутри вас. Иисус ждет вашего по- клонения в колодце вашего сердца. Писание напоминает нам, что наш Бог близок, как голос.
«Но что говорит Писание? „Близко к тебе слово, в устах тво- их и в сердце твоем“» (Рим. 10:8).
Иисус дал этой женщине радикально новый взгляд, когда она достигла самого дна в своей жизни. Слышал ли кто-ни- будь о Боге, не ограниченном каким-либо местом? О Боге, Ко- торый жаждал встречаться с ней всюду, где бы она ни была? Только представьте, как мила была ей эта новость. Она из- гой среди своего народа и изгой среди евреев, но Бог устроил Себе место внутри святилища ее сердца. Как она была пря- мой и искренней с Богом о себе, так и Сын Божий открыл ей Себя. Ее выбор заставил ее выйти за границы своего круга жизни. Иисус приглашает ее войти внутрь.
«Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:22–24).
Иисус истиной колеблет ее границы. Если слова этого рав- вина верны, значит, Отец ищет таких поклонников, каким она сама является, — поклонник, который жаждет поклоняться в духе и в истине. Мы не замечаем иронии, потому что знаем и принимаем все, что Иисус раскрывает как понятную истину, но в то вре- мя Его слова были абсолютно новыми. Скорее всего, она ни- когда раньше не слышала о Боге Отце. Вот как об этом напи- сано в переводе «The Passion»:
«Отныне поклонение Отцу будет вопросом выбора пра- вильного не места, но сердца. Поскольку Бог есть Дух, и Он жаждет иметь истинных поклонников, которые будут по- клоняться Ему и обожать Его в сфере Духа и истины» (Ин. 4:22, 23).
Она могла иметь связь с жаждущим ее Богом. Я верю, что в этот момент она осознала славную надежду в свете опыта своего конфликта с довлеющей религией. Она не знала точно, во что ей верить, ее сердце трепетало от надежды, смущения и чуда, но то, что ей было знакомо, она выразила смело.
«Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (ст. 25).
По-моему, Иисус не смог устоять перед ее по-детски наив- ной верой. Он больше не мог утаивать от нее Благую весть об истине. Я представляю, как Он внимательно смотрит на нее, когда тихо произносит:
«Это Я, Который говорю с тобою» (ст. 26).
Он сделал в точности то, что она ожидала от Мессии… Он сказал ей про нее. Порой наш Бог, не говоря обо всем, откры- вает нам все. Будь спокойна, дорогая. Наш Христос, помазан- ный, часто отвечает на наши вопросы о поклонении, говоря нам правду о нас самих. Одним взмахом Он разоблачает глу- пые традиции и отрезает человеческие суждения Своим ме- чом истины. Кто не бросит свой кувшин с водой и не побе- жит за Ним? Таков наш Иисус. Он не стыдится постыженных. Он берет их под Свое крыло и открывает им важные истины, которые фарисеи (и порой даже ученики) отказывались слу- шать. Этот момент прошел. Ученики вернулись и встревожи- лись, увидев, что Иисус разговаривает с женщиной, достой- ной только их презрения. Но она уже не обращает внимания на их отношение к ней. Как только вы почувствовали себя принятой Богом… какое значение имеет для вас отвержение человека? Интересно, что никто из учеников не приглашал самарян посмотреть на Иисуса. Но это не страшно, потому что Иисус уже послал Своего гонца. Он давно думал о ней.
«Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему» (ст. 28–30).
Если приглядеться, то мы обнаружим, что она тщательно подобрала слова. Она не назвала Его пророком и не сказала, что Он еврей, зная, что и то и другое может отвратить от Него ее сограждан. Она делится собственным свидетельством, что- бы открыть им путь к Нему. Мне очень нравится, что наша подруга приглашает их пойти и посмотреть на Него, вместо того чтобы пойти и послушать. Увидеть — может означать поверить, когда наши глаза открыты, нам хочется, чтобы все остальные тоже увидели. Мне очень нравится, как Иисус открывает что-то драго- ценное, важное и святое женщине, которая в глазах остальных людей была обычной, испорченной и грязной. Говоря о тайнах Божьих тому, кого все считают худшим из худших, Он откры- вает дверь всем нам. Вот почему я упоминаю ее историю во многих своих книгах. Я всегда обнаруживаю новую сторону в их разговоре и никогда не остаюсь равнодушной к ней. Уже много лет я обожаю этот интимный разговор, кото- рый из полной неудачницы превратил ее в значимого, посвя- щенного человека. Мне даже нравилось, что ее имя не напи- сано в Библии, потому что я могла легко подставить свое имя в эту историю. Это было еще до того, как я узнала, что ее зва- ли Фотина, «просветленная». В тот же день она начала благо- вествовать в Самарии, но вы знаете, что ее пределы не огра- ничились этой областью. Ее история должна быть ободрением для каждой из нас, глубокого колодца, живущего мелкой жизнью. Как еще мож- но объяснить, что беспутная женщина говорит с пророком о поклонении? Ее колодец был не просто глубокий… он был еще и сухой. У нее было пять мужей и двое сыновей, но жела- ние не проходило. Эта женщина, имеющая колоссальный по- тенциал, отдала себя сполна до глубины души.
Внезапно все изменилось. Она узнала о даре. Иисус при- гласил ее, и она смело попросила у Него живой воды. Этот по- трясающий Мессия знал ее всю и бесконечно любил. Поэто- му дочь, не имеющая равных, ответила на Его приглашение и щедро отпила Его живой воды, а затем пошла и стала Фо- тиной, евангелистом и апостолом, отправившейся навстречу опасности с непоколебимой решительностью. Женщина с прошлым, последуешь ли ты ее примеру?
Вопросы для размышления 1. Есть ли у вас голод по силе Божьей в своей жизни? 2. Как на вас повлияла история о Фотине? 3. Как вам нравится то, что она была женщиной у колод- ца? Какое обетование в этом для нас? 4. Есть ли в вашей жизни сферы, в которых вы, как глубо- кий колодец, который живет мелкой жизнью?
10 Жизнь вне конкуренции
«Вы никогда не будете слишком стары для того, чтобы поставить перед собой новую цель или мечтать о чем- то новом».
бы хотела поделиться с вами еще одной древней исто- рией о храбрости и посвящении. Жила однажды мо- лодая красивая девушка, не знавшая мужа, по имени Фекла1. Случилось как-то ей услышать, как Павел пропове- довал Евангелие в доме по соседству. Она сидела и с замира- нием сердца слушала, как Павел призывал молодых мужчин и женщин прославлять Христа своим целомудрием и добро- детелью. Фекла была обручена, но после слов Павла решила отказаться от предстоящего замужества и прожить остаток своих дней для славы Божьей. Павел даже и не догадывался, какое влияние оказал на Феклу. А между тем мать и жених де- вушки не сочли ее решение удачным. Они пустили в ход все свои связи и влияние, чтобы настроить против Павла разгне-
ванный народ. В результате апостола привели на суд к одному из правителей Иконии, который сразу посадил его в тюрьму. Убитая горем Фекла собрала свои драгоценности и отдала их стражникам за возможность встретиться в тюрьме с Павлом и лично услышать от него Благую весть об Иисусе. Когда род- ственники девушки обнаружили свою пропавшую дочь в каме- ре Павла, они устроили так, чтобы их обоих привели к градо- правителю. Павла бичевали и прогнали из города. Феклу соб- ственная мать отдала на суд, и девушку приговорили к смерти. Ее должны были сжечь на костре, чтобы показать урок всем дочерям, которые могли осмелиться на подобный бунт. В то время как Фекла шла на казнь, Павел и другие христи- ане собрались в катакомбах за городом и усиленно молились. Феклу привязали к столбу, но когда разожгли костер, огонь ее не тронул. Затем разразилась невиданная буря. Ливень поту- шил пламя под ногами девушки, и она была спасена от смерти. Решив, что это был знак свыше, посланный греческими бога- ми, власти испугались, освободили ее и выгнали из города. От- вергнутая Фекла примкнула к остальным изгнанным христиа- нам, и они решили отправиться вместе с Павлом в Антиохию. Стоило им войти в город, как один человек по имени Алек- сандр, имеющий большое влияние и власть, пленился красо- той Феклы и попытался купить девушку у Павла. Но получив отказ, попробовал отнять ее силой. Однако Фекла жестоко сражалась за свою честь и во время борьбы скинула с головы Александра лавровый венок и презрительно толкнула муж- чину на глазах у всех, приказав ему не прикасаться к Божьему творению. Разгневанный Александр притащил ее к правителю Ан- тиохии. На допросе Фекла призналась, что порвала одежду Александра, когда пыталась вырваться и убежать. И снова
была приговорена к смерти. Казнь назначили на следующий день. На этот раз ее должны были отдать на растерзание ди- ким животным. Женщины Антиохии были разгневаны. Суд над Феклой им показался несправедливым. Одна римская женщина бла- городного происхождения выступила с требованием разре- шить Фекле остаться до казни в ее доме, а не в тюрьме, чтобы сберечь девственность юной христианки. За один вечер жен- щины стали близкими подругами. На следующее утро пожилая знатная женщина горько ры- дала в то время, как Феклу связали цепью и вывели на арену перед свирепой львицей. Толпа взревела, когда раздетую де- вушку вытолкнули на стадион на растерзание львам и мед- ведям. Первой начала нападать львица. Она подбежала к ней, но вместо того чтобы напасть, развернулась и встала в позу защитницы у ног Феклы. Медведь ринулся в атаку, но прежде чем он коснулся де- вушки, львица его убила. Следующим напал лев, но львица снова вступилась за свою подзащитную. Битва закончилась смертью обоих львов, их тела упали к ее ногам, сплетенные в бою. Распорядители игр натравливали на жертву других зверей, но свирепые животные, один за другим, неожидан- но отступали и отказывались нападать. Толпа утихла, когда страх Божий наполнил только что бурлившие трибуны. Тогда Фекла возвысила голос и начала молиться с дерзновением. Губернатор поднялся и остановил игры. Он желал знать, кем была эта женщина и в чем источник ее силы. Она ответи- ла: «Я раба живого Бога… Я поверила в Того Сына Человече- ского, в Котором есть Божье благоволение. Ибо Он один есть пусть к спасению и источник вечной жизни… Кто не верит в Него, не будет жить…»
Правитель приказал принести ей одежду и отпустить ее. Сотни, если не тысячи людей, приняли Христа в тот день. И, как сообщают летописи первой Церкви, женщины Анти- охии славили Бога единодушно, пока стены города не сотря- слись от громких звуков хвалы. Фекла прожила долгую, полную жизнь и проповедовала Евангелие, пока не умерла в возрасте девяноста лет.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы