Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема нравственного выбора



НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Проблема нравственного выбора

Я считаю, что проблема выбора всегда определяет нравственную сущность человека, объясняет его поступки. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» раскрывается проблема подвига во имя людей. Молодой смельчак Данко стремится защитить своё племя от жестоких захватчиков. Но долгий путь через лес ожесточает людей, они обвиняют в своих бедах героя и пытаются его убить. Но не страх или отвращение, а любовь к людям испытывает Данко. Чтобы спасти свой народ и вывести его на простор полей, герой вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить дорогу своим соплеменникам.

Главный герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» должен решить: принять смерть, сохраняя верность присяге, как подобает дворянину, или навсегда обесчестить себя, перейдя на сторону бунтовщиков. Герой молод и неопытен, но выбор совершает без колебаний. Этот мужественный поступок вызывает уважение даже у восставших, Пугачёв сохраняет Гринёву жизнь, а впоследствии судьба предоставляет молодому человеку возможность вернуть себе честное имя.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, стоит перед выбором – быть свободным человеком, пойти своей дорогой или остаться рабом кесаря, своей должности и положения в обществе. Герою нужно принять правильное решение не только в отношении Иешуа Га-Ноцри, но и самого себя. Прокуратор понимает, что перед ним человек, который может открыть ему свет истины, но трусость не даёт Пилату поступить по справедливости.

Проблема равнодушия

Я считаю, что чёрствость души – страшная нравственная болезнь. Если человек не обращает внимания на чужое горе, не слышит голос собственной совести, то тем самым уничтожает в себе самое ценное качество – способность делать добро. Сердце такого человека покрывается непроницаемой бронёй, через которую уже не пробьются мольбы о помощи. Вместе с потерей доброты происходит потеря нравственности.

В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» главным героем является врач – представитель одной из самых гуманных профессий. Вначале Старцев мечтает помогать людям, но постепенно, под влиянием мещанской среды он изменяет своим нравственным принципам и становится бездушным обывателем: он кричит на больных, не желает слушать их жалоб, не способен на элементарные человеческие переживания. Старцев посвящает свою жизнь накопительству и морально деградирует.

В рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» в центре внимания находится внезапная смерть главного героя, американского миллионера. Казалось бы. трагическое происшествие должно вызвать сочувствие окружающих. Но в обществе, где всё продаётся и покупается, нет уважения ни к чему. Даже смерть воспринимается всего лишь как досадное недоразумение. Хозяин гостиницы на острове Капри требует, чтобы тело вывезли как можно скорее.

 

Проблема любви

Я считаю, что без любви человеческая жизнь пуста и бессмысленна. Это чувство может быть взаимным и неразделённым, приносить радость или огорчение, но в любом случае оно дарит огромное счастье. Сфера чувств всегда интересовала не только русских поэтов, но и писателей. Среди множества испытаний, выпадавших на долю литературных героев, наиболее трудным оказывалось испытание любовью, и не каждый проходил через него успешно.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» рассказывается несколько прекрасных историй об этом необыкновенном чувстве. Любовная тема начинается историей роковой страсти Павла Петровича Кирсанова к таинственной графине, ради которой он оставляет привычную жизнь и отправляется в бесконечную погоню за счастьем. Всё заканчивается трагически: графиня умирает, а Павел Петрович сломлен своей потерей. Эта роковая любовь нашла и Базарова. Увидев Одинцову на балу. он влюбляется в неё и не в силах побороть это чувство. Гордыня героя приводит его к драматическому финалу. Базаров умирает. Но в романе есть немало счастливых историй. Тургенев показывает любовь-дружбу Аркадия и Кати, основой их чувства были сходство характеров, общие увлечения и интересы. Рассказывается и о любви зрелого Николая Петровича к молоденькой девушке – Фенечке.

В повести А. Куприна «Гранатовый браслет» бедный чиновник Желтков, безнадёжно влюблённый в красавицу княгиню, способен на самопожертвование ради спокойствия своей избранницы. Он пишет Вере бесконечные письма, которые всегда остаются без ответа, дарит свою семейную реликвию – гранатовый браслет, наконец, совершает самоубийство, когда ему запрещают любить эту женщину. У героя нет никакой надежды на взаимность, и, несмотря на это он считает своё чувство величайшим счастьем. В прощальном письме, очень похожим на молитву, Желтков говорит о неразделённой любви как о величайшем человеческом счастье. Он боготворит Веру, считает, что в ней воплотилась вся красота мира. Недаром впоследствии гранатовый браслет, отвергнутый героиней,  украшает статую Богородицы в храме. «Да святится имя твоё…» - эти последние слова раскрывают всю глубину души героя.

Всепоглощающей страстью охвачена героиня романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Ради любимого человека она способна на любое преступление или жертву. Маргарита продаёт свою бессмертную душу, согласившись быть королевой на балу у сатаны, чтобы спасти Мастера. Несмотря на её преступления, героине даровано прощение за то, что «любила и страдала». Она не заслуживает света, но ей дарован вечный покой вместе с любимым человеком.

В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов бросается от одной любви к другой. К Аксинье он испытывает сильную страсть, которая живёт в его сердце, несмотря на годы, войну и разлуку. К Наталье Григорий чувствует уважение и благодарность, она для него олицетворение семьи, дома, счастья. Отношения героя с любимыми женщинами заканчиваются трагически: Григорий становится невольным виновником их смерти.

Проблема разрушающей силы ревности является центральной в трагедии У. Шекспира «Отелло». Главный герой женится на прекрасной девушке, которая сбежала с ним из родительского дома. Но в глубине души он сомневается в чувствах своей жены, не верит, что молодая, богатая женщина может искренне любить его. Поэтому Отелло легко верит обману и в порыве ревности убивает Дездемону, а потом, не выдержав мук совести, уходит из жизни сам.

 

Проблема дружбы.

Я считаю, что дружба – одно из самых важнейших проявлений чувств человека. Всегда очень важно, чтобы рядом с нами был тот, кто всё правильно поймёт, кто придёт на помощь в трудную минуту. Вступая в дружеские отношения с другим человеком, мы учимся хранить верность данному слову, избавляемся от эгоизма, начинаем сочувствовать чужому горю и радоваться чужой радости. Мы становимся лучше, чище, добрее.

Настоящую дружбу важно отличать от приятельства. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» показаны отношения двух молодых дворян, основанные на общности социального положения и интересов, но настоящей духовной близости у них не было. Но даже такие поверхностные отношения не привели ни к чему хорошему. Онегин начал ухаживать за невестой друга, желая просто поддразнить его, но эта неудачная шутка привела к дуэли и бессмысленной гибели Ленского.

У Печорина, героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», нет друзей, потому что он смотрит на всех людей свысока. К Максиму Максимовичу, честному и преданному человеку, герой относится снисходительно, иронизируя над его простотой. Над Грушницким издевается, желая подчеркнуть своё превосходство. Разрыв приятельских отношений заканчивается дуэлью, и молодой подпоручик погибает. Даже к доктору Вернеру, к человеку умному и интересному, Печорин подчёркнуто равнодушен.

Истинная дружба связывает героев романа И. Гончарова «Обломов». Несмотря на разницу в образе жизни, они относятся друг к другу с уважением и любовью. Штольц, с детства принявший роль лидера в отношениях, не раз выручает попавшего в беду Обломова: разоблачает мошенников, грабивших его поместье, приводит в порядок финансовые дела. Илья Ильич платит ему искренним восхищением и не чувствует себя униженным, так как доверяет другу.

Базарова и Аркадия Кирсанова, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», трудно назвать настоящими друзьями. Евгений считает, что главное в отношениях – это ощущение превосходства: «Я того уважать стану, кто меня сломает, а такого я ещё не встретил». Аркадий, наоборот, преклоняется перед своим кумиром, старательно ему подражая. Между ними нет тёплых чувств, нет взаимопонимания. Герои без сожаления расстаются, как только изменяется жизненная ситуация.

 

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Проблема добра и зла

Добро и зло – понятия, знакомые каждому из нас с самого детства. Но чаще всего мы воспринимаем их как набор определённых человеческих качеств. Добро – честность, нравственность, чистота; зло – подлость, притворство, высокомерие. Однако не всё так однозначно. В реальной жизни порой очень трудно различить, что хорошо, что плохо.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников одержим идеей спасения людей от зла, воплощением которого, по его мнению, является старуха-процентщица. Он уверен, что имеет право на убийство, защищая униженных и оскорблённых. Герой считает, что творит добро, но на самом деле он совершает преступление. Нельзя через кровь невинных людей восстановить справедливость. Насилие нельзя оправдать социальной пользой. Каждый человек имеет право на жизнь.

Необычно решается проблема добра и зла в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Кабанова заботится о будущем семьи, хочет, чтобы были благосостояние и порядок. Но стремление этой женщины сделать детей счастливыми оборачивается крахом: спивается Тихон, убегает из дома Варвара, заканчивает жизнь самоубийством Катерина. Деспотизм, насилие над волей человека могут только разрушать, и поэтому являются несомненным злом.

В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» показано проявление как социального, так и абсолютного зла. Пароход «Атлантида» - это своеобразная модель капиталистического мира. Злом является разделение на бедных и богатых, всеобщее лицемерие и безнравственность. Но в произведении есть и зло вечное, мировое. Это тёмные, не подвластные разуму человека силы: разбушевавшаяся стихия, смерть и олицетворение зла – Дьявол.

В пьесе М. Горького «На дне» очень неоднозначен образ странника луки. Оказавшись в ночлежке, он понимает, что люди, живущие там, обречены. Лука старается им помочь, находит для каждого добрые слова. Он считает, что несёт людям добро, но, вводя их в заблуждение, он не решает их жизненных проблем. Когда Лука исчезает, ситуация становится ещё более трагичной: попадает в тюрьму Васька Пепел. Уходит из жизни Актёр, жизнь Наташи изуродована.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» проблема добра и зла решается очень необычно. Воланд, верховный князь тьмы, показан как постоянное зло, которое необходимо для существования добра и вечной справедливости в мире. Он олицетворяет вечность, бесконечность времени, которое всех рассудит, каждому воздаст по заслугам. «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо» - этой цитатой из «Фауста» начинается роман. Но Воланд не может творить добро, он только уравновешивает эти противоборствующие силы, наказывая взяточников, лжецов, доносчиков. В реальной же жизни воплощением добра и зла является сам человек. Он способен на подвиг, как Маргарита, и на предательство, как Иуда; на вдохновенное творчество, как Мастер, и на уничтожение прекрасного, как Берлиоз. Никто не толкает людей на безнравственные поступки. Выбор делает сам человек.

 

Проблема творчества

Настоящий творец (поэт, музыкант, художник) создает свои произведения по зову сердца, а не по заказу. Только тогда искусство будет правдивым, только тогда оно станет залогом бессмертия автора. «Рукописи не горят», — пророчески произнес Воланд — герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Но на самом деле в истории русской литературы XX века множество трагических моментов, когда рукописи уничтожались, а их авторы по воле властей оказывались в тюрьме, в ссылке, в эмиграции. Завещание А.С. Пушкина «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи» стало определяющим в выборе творческого пути истинных художников.

Трагична история создания романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Автор писал его в период борьбы с космополитизмом, всё время ощущая жёсткое давление государства. Когда произведение было напечатано за рубежом и ему была присуждена Нобелевская премия, на автора обрушился целый шквал обвинений. За идеи, порочащие советского человека, Б. Пастернака исключили из Союза писателей. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго. Была организована травля, которая стала одной из причин гибели художника. Всё это я прочитала в книге, посвящённой Б. Пастернаку, в моей любимой серии «Жизнь замечательных людей».

Образ Мастера позволяет М. Булгакову в своём романе «Мастер и Маргарита» поднять проблему смысла творчества, ответственности творца за свой талант. Мастер наделён способностью понять, что есть благо, «угадать» истину. Его дар помогает спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности любить, творить добро. Но, к сожалению, Мастер, сочинив роман, не выдерживает борьбы за него, отказывается от своего творения, сжигает его.

 

Проблема свободы личности

На мой взгляд, свобода – это осознанная необходимость. Лучше классика сказать невозможно: «Каждый выбирает для себя//Женщину, религию, дорогу.//Дьяволу служить или пророку -//Каждый выбирает для себя.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» связанный и избитый Иешуа Га-Ноцри гораздо свободнее всемогущего прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Нищий философ верит в справедливость выбранной цели в жизни, и это даёт ему силы отстаивать свои убеждения. Совсем иначе ведёт себя Пилат. Он думает только о собственном благе и боится наказания за инакомыслие, поэтому не может спасти жизнь невинного человека, пойти против тоталитарной системы.

Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В. Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком.

В повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» главный герой, находясь в заключении, способен сохранить чувство собственного достоинства и противостоять тюремным законам. Лагеря не смогли в Шухове убить человеческое начало. Но на это способен только сильный в нравственном отношении человек, который имеет правильное представление о мире – не старается его изменить и не становится рабом обстоятельств.

 

 

СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Проблема одинокой старости

Одиночество обычно связано с невостребованностью человека. Особенно остро это состояние переживается в старости, когда дети выросли и пошли по жизни своей дорогой, знания и опыт стали никому не нужны. Пожилой человек невольно оказывается в жизненном тупике и не может самостоятельно решить этот вопрос. Но помочь ему могут другие люди, подарив немного душевного тепла и любви.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показано, как страдают родители Базарова, о существовании которых герой почти забыл. Он приезжал в гости только на три дня, потому что вытерпеть больше не в силах. Мать раздражала Базарова постоянными заботами, отец – стремлением найти общий язык. Герой считал родителей отсталыми людьми. Он обрёк их на одиночество не потому, что не в состоянии заботиться о них, а потому, что считает это ненужным.

Необычно решается проблема одиночества в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Главная героиня никогда не стремилась завести детей, создать настоящую семью. Она способна лишь на кратковременную привязанность к мужчине, которую называла любовью. Бесконечные поиски приключений, стремление к свободе от обязательств, эгоизм привели Изергиль к печальному итогу – к одинокой старости.

 

Проблемы интеллигенции

Слово «интеллигенция» появилось в России в середине 19 века, когда образование стало доступно не только дворянам, но и разночинцам. На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к уму и правде.

Профессор Преображенский из повести М. Булгакова «Собачье сердце» также яркий представитель русской интеллигенции. Он учёный с мировым именем, поэтому не боится противостоять требованиям новой власти, осуждает её разрушительную сущность. Филипп Филиппович обеспечивает людям здоровье и долголетие, но когда его эксперимент заходит в тупик, он признаёт свои ошибки и исправляет их. Доктор Борменталь и профессор Преображенский вступают в противоречие с представителями нового строя. Это столкнулись культура и антикультура, духовность и бездуховность. Истинные интеллигенты продолжают до конца бороться за человеческую душу.

Но в русской литературе есть и другой тип интеллигента, который предаёт это высокое звание. Такую историю рассказывает Ю. Трифонов в повести «Обмен». У героя произведения тяжело больна мать. Чтобы её жилплощадь не пропала, жена предлагает обменять их квартиры. Дмитриев понимает, что согласиться на обмен – значит обречь мать прожить оставшиеся месяцы в бесконечных ссорах, и всё-таки материальное берёт верх: он соглашается. Мать вскоре умирает, Дмитриев очень переживает, потому что понимает, что предал близкого человека, обрёк его на страдания. Произошёл обмен нравственных принципов на материальные ценности, вещи заменили духовную жизнь.

 

Роль личности в истории

Огромное влияние на ход исторического прогресса может оказать личность человека, которому доверено принимать решения, определяющие судьбы миллионов людей, и важно, чтобы этот человек был способен забыть о личном во имя долга, во имя тех, кому он беззаветно служит.

В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» Пётр Первый изображается как дальновидный государственный деятель: он строит Петербург, исходя из военных, политических и торговых соображений. Город, который был построен на топких болотах, стал красотой и гордостью России, символом могущества страны. Пётр во вступлении поэмы представлен как истинный творческий гений.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» показаны герои, чьи решения определили ход истории. Одни из них исходили из народных интересов, как Кутузов, другие стремились к личной власти, славе, господству над людьми, как Наполеон. Интересы полководца Кутузова полностью подчинены интересам России, скромность и простота, искренность и правдивость, близость к простым людям, знание и понимание их чувств – вот что выделяет его в кампании 1812 года. Наполеону же свойственны проявление культа личности, мания величия. Несмотря на самоуверенность, многочисленные победы над армиями противника, герой не может одержать верх в Бородинском сражении – повлиять на ход истории.

 

Проблема понятия «героизм»

Исключительные личности всегда привлекали внимание людей. Но понятия героизма во все времена определялись в соответствии с требованиями общества.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников, мучительно размышляя об исключительной личности, приходит к выводу, что настоящим героем является Наполеон. Он может не только взять власть в свои руки, но и удержать её, потому способен на поступки, немыслимые для других. Бросить в заснеженных просторах России свою армию может только человек, имя которого в веках будут произносить с трепетом и удивлением.

Но в русских традициях было принято прославлять человека только в том случае, если его героизм приносил пользу людям. Поэтому Л.Н. Толстой в своём романе «Война и мир» развенчивает исключительность Наполеона, доказывая, что нет величия там, где нет простоты и правды. С точки зрения писателя, настоящими героями являются и командующий русской армией Кутузов, и князь Багратион, и Андрей Болконский, и многие другие представители русского народа, для которых важно не прославиться и войти в историю, а спасти свою страну от захватчиков. И очень показательно, что рядом с ними в полный рост встают и скромные труженики войны 1812 года, такие как капитан Тимохин, ротмистр Денисов, старостиха Василиса, крестьяне, ведущие партизанскую войну. Именно они являются подлинными героями.

 

Проблема любви к родине

Есть в жизни человека важные нравственные понятия, без которых он не может состояться как личность. И одно из них – любовь ко всему родному: к стране, которую мы считаем своим Отечеством, к её историческому прошлому, к близким людям, без которых невозможно представить нашу жизнь. Если в отчий дом приходит беда, каждый понимает, насколько важно ощущать кровную связь с родной землёй.

В повести «Прощание с Матёрой» В. Распутин показывает, как русский человек относится к разрушению своего мира. По приказу сверху должна исчезнуть с лица земли одна из многих русских деревень. Жители Матёры понимают, что гибнет их мир, который они не ценили, но без которого не смогут счастливо жить в дальнейшем.

С удовольствием открываю книгу из серии «Жизнь замечательных людей» о Фёдоре Шаляпине, где рассказывается о том, что выдающийся русский певец, вынужденный уехать из России, всё время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нём находилось. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою Отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

 Истинный патриотизм русских людей показал в своём романе «Война и мир» Л. Толстой. Он раскрыл «военную тайну» - причину, которая помогла России одержать победу в Отечественной войне 1812 года над французами. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить.

 

Проблема жизни и смерти

Война противна человеческой природе, так как несёт страдания, смерть и уничтожение всего живого. Война – это преступление против человечности, потому что убивает веру и добро в справедливость.

В повести «В окопах Сталинграда» Некрасов изображает трагедию русского народа правдиво и откровенно. Он считает войну ненормальным для человека состоянием, показывает людей, которые постепенно привыкают к бесчеловечности и смерти. Война становится для людей бытом. Герой повести вспоминает случай, который потряс его до глубины души. Убитый боец лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип ещё дымившийся окурок. Это было страшнее всего: страшнее разрушенных городов, оторванных рук и ног… Это символ полного разрушения грани между жизнью и смертью.

Проблема воинского подвига

В литературе 20 века подвиг человека на войне изображается не только через победу над врагом, но и через борьбу каждого человека с самим собой. В поэме А. Твардовского «Василий Тёркин» нет ничего показного, внешне эффектного, картинного. Тяжёлые военные будни, война – ежедневный подвиг, не требующий шумихи, хотя это смертельно опасное дело. «Бой идёт, святой и правый,// Смертный бой не ради славы,// Ради жизни на земле».

Перелом в Великой Отечественной войне произошёл в период Сталинградской битвы. В романе Ю. Бондарева «Горячий снег» отражены самые трагические моменты войны, когда немецкие танки рвутся к Сталинграду. Молодые артиллеристы, вчерашние мальчишки, нечеловеческими усилиями сдерживают натиск фашистов. Небо было чёрным, земля горела под ногами, но русский солдат ценой колоссальных потерь выстоял.

«У войны не женское лицо…» Но так получилось, что на фронте рядом с мужчинами оказалось женщины, которым пришлось с оружием в руках защищать свою Родину. В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» рассказывается, как пять девушек-зенитчиц остановили ценой своих жизней десантный отряд фашистов. Героини были молоды, полны отваги и решимости. Не успевшие повзрослеть, они до конца выполнили свой воинский долг и ушли в бессмертие.

Проблема предательства

Главным героем повести В.Распутина «Живи и помни» является обыкновенный человек – простой сельский парень Андрей Гуськов. Он не был трусом, честно выполнял на фронте воинские обязанности. Герой мечтал, как приедет на несколько дней в родную деревню в отпуск. Дорога оказалась долгой и трудной, постепенно в душе Гуськова произошли изменения. Он решил больше не возвращаться на фронт, стал дезертиром. Оказавшись близ родного дома, герой понял, что совершил безнравственный поступок, теперь всю жизнь ему придётся прятаться от людей. Превратившись в преступника, Андрей убил в себе все человеческие чувства и желания.

В повести «Сотников» В. Быков показывает поведение людей в экстремальной ситуации. два партизана отправились в разведку и попали в плен к фашистам. Физически сильный Рыбак согласился сотрудничать с немцами, так как был уверен, что не вынесет истязаний. Слабый и больной Сотников внешне совсем не походил на героя, однако мужественно перенёс страшные пытки, но не выдал расположение партизанского отряда. Рыбак принял участие в казни своего сослуживца, но потом, не выдержав мук совести, покончил жизнь самоубийством. Предательство разрушает душу человека, навсегда лишает его покоя.

Проблема патриотизма

В моменты великих потрясений и глобальных перемен человек обязательно показывал себя, проявлял те или иные качества характера.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» одни герои произносят громкие слова, занимаются бесполезной суетой, как граф Растопчин, или не упускают случая нажиться, как Берг. Другие испытывают простое и естественное чувство, заставляющее сделать всё для защиты родной страны. Эти люди не ждут награды за проявленный героизм и самопожертвование, потому что ощущают в себе неподдельное святое чувство – патриотизм.

В романе Владимова «Генерал и его армия» генерал немецкой армии Гудериан расположил свой штаб в Ясной Поляне. Он, как Наполеон, хотел первым войти в Москву и в центре её поставить памятник Адольфу Гитлеру. Но, сидя за столом великого писателя, где около века назад были написаны четыре тома о непобедимости русской души, Гудериан почувствовал, что не так уж он и уверен в победе. Он вспомнил поступок графини Ростовой, приказавшей выбросить фамильное добро и отдать подводы раненым офицерам. Генерал понял, что ни Наполеон, ни Гитлер так и не разгадали секрет загадочной русской души. Что это за страна такая, где, двигаясь от победы к победе, приходишь к поражению?

 

РОЛЬ КНИГИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Ещё лет десять-двадцать назад казалось, что развитие компьютерных технологий приведёт к полному отказу человечества от книг. Но сегодня мы наблюдаем обратное: книги вновь обретают популярность. Появляются новые интересные авторы, читатели возвращаются к отечественной и зарубежной классике, а значит, книга осталась с нами. Она играет важную роль в жизни каждого человека. После того, как хорошая книга прочитана, её содержание становится объектом для размышлений. Такая книга на долгие годы - лучший друг человека. Именно поэтому настоящий читатель так ценит любимые книги.

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть замечательные слова: «Рукописи не горят», объясняющие, почему великие литературные произведения живут вечно. Они вдохновлены любовью и поиском смысла жизни, рождаются как ответ на вечные вопросы. Над ними не властно время, их не могут уничтожить ни огонь, ни нападки критики. Через долгие десятилетия они найдут свою дорогу к читателям и помогут различать добро и зло, вечное и сиюминутное, истину и ложь.

Татьяна в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» после отъезда Онегина, заходит в его кабинет, где о нем напоминает каждая мелочь. В результате знакомства с библиотекой Онегина, с пометками, делавшимися им на полях любимых книг, перед Татьяной раскрывается внутренний мир героя. Прикоснувшись к книгам, она коснулась души другого человека и поняла, что кроме любви есть и другие интересы и стремления. Пушкин показал, как в Татьяне благодаря пытливому чтению происходит возрождение.

Главный герой романа Д. Лондона Мартин Иден – рабочий парень, выходец из низов, познакомился с девушкой из образованной буржуазной семьи. Герой твёрдо решил измениться, чтобы стать достойным своей новой знакомой. В этом ему помогли книги: много читая и совершенствуясь, Мартин намного превзошёл в интеллектуальном плане свою знакомую и её семью. Он даже сам начал писать книги и в будущем стал успешным писателем.

В рассказе Ф. Селинджера «Фрэнни» молодая девушка пережила конфликт с внешним миром из-за прочитанной книги, которая оказала на неё столь негативное влияние. Книга была не плоха, но девушка приняла её со всем юношеским максимализмом, без должной готовности, а это привело к душевным расстройствам.

Литература должна соответствовать возрасту, развитию, эмоциональной готовности человека к прочтению.

 

ПРОБЛЕМА НАРКОТИКОВ

М.А.Булгаков в повести «Записки юного врача» поднимает эту злободневную проблему. Герой главы «Морфий» - доктор, со страшной правдой и последовательностью описывал в своём дневнике те шаги, которые приводят к зависимости от наркотиков. Что стало причиной подобного поведения? Халатность или самопожертвование? Ведь он прекрасно осознает, что он делает, может быть, поэтому в предсмертной записке он предостерегает живых от приема наркотиков. Но доктор пытается оправдать свою уже тягу к морфию тем, что врач должен на себе проверить действие некоторых лекарств, чтобы понимать ощущения больных. И всё же эта книга прозвучала как предупреждение об опасности почти через целый век.

ПРОБЛЕМА НАУКИ

Какие могут встретиться проблемы? 1. Проблема личности учёного. 2. Проблема совершения научного открытия. 3. Проблема неизбежности развития научно-технического прогресса. 4. В сегда ли современники могут оценить по достоинству серьёзные научные открытия.

История науки полна прекрасных легенд, начиная от Архимеда, от его победного крика «Эврика!» и заканчивая современными открытиями. У каждого учёного был свой путь в науке, свои личностные качества.

С удовольствием открываю книгу из моей любимой серии «Жизнь замечательных людей» об учёном Фарадее. Очень необычна его судьба: десятилетия упорного труда, настойчивость и оригинальность мышления, способность подойти к проблеме с неожиданной стороны. И самое главное – совершенное отсутствие тщеславия. Учёного не занимали практические результаты: революция в энергетике. Он просто хотел разгадать один из секретов природы.

Центральным образом романа И.С. Тургенева является Евгений Базаров. Герой занимается естественными науками, медициной, стремится к практической деятельности. Но, несмотря на обширные познания, герой циничен и безнравственен: он не признаёт никаких научных авторитетов, верит только в результаты опытов, отвергает любовь, искусство, составляющие существенную потребность человека. Тургенев на примере Базарова показывает, что учёный обязательно должен обладать нравственными качествами, потому что он несёт ответственность за развитие науки, а следовательно, определяет дальнейшую судьбу цивилизации, ход развития будущего. В противном случае знания учёного могут разрушить основы науки или государства.

Настоящим учёным является доктор Преображенский из повести М. Булгакова «Собачье сердце». Он решается провести уникальный эксперимент по пересадке органов человека собаке, чтобы в результате открыть секрет омоложения, усовершенствовать человеческий организм. Но опыт выходит из-под контроля: добрый и хитрый пёс превращается в жадного и безжалостного человека. Профессор понимает: нельзя вторгаться в живой организм, преследуя научные цели. Насилие над природой не проходит бесследно. Учёный всегда несёт ответственность за последствия эксперимента.

А как же совершается научное открытие? Человеку, далёкому от науки, очень трудно ответить на этот вопрос. Тут на помощь могут прийти книги, помогающие узнать о мире учёных, рассказывающие о непростой, а нередко трагической судьбе научного открытия.

Такими проводниками в мир науки становятся произведения Даниила Гранина. Ему принадлежит немало книг, в которых в центре внимания – проблемы науки, научных открытий, жизни учёных. Это повести «Иду на грозу» (Мир учёных-физиков в произведении – это поле битвы, на котором идёт борьба между подлинными учёными и карьеристами. Неспособные к творчеству, всеми правдами и неправдами добивающиеся административной карьеры в науке, карьеристы чуть не уничтожили научных поиск подлинных учёных, ищущих эффективный метод разрушения грозы), «Эта странная жизнь», роман «Зубр», рассказывающий о сложной судьбе учёного-генетика.

 С удовольствием открываю книгу из моей любимой серии «Жизнь замечательных людей» об учёном Д. Менделееве, создателе периодического закона. Учёному удалось не только систематизировать известное, но предсказать неведомое, как оно будет познано с помощью закона. Своим открытием деятель науки оказал влияние на разные области естествознания. Несмотря на многообразие задач, все они сводятся к разгадке тайны вещества, единого во всей Вселенной.

С удовольствием открываю книгу из моей любимой серии «Жизнь замечательных людей» об учёном-академике А. Сахарове, которого называют отцом водородной бомбы. Он стал видным общественным деятелем, когда понял, как могут использовать его открытие. Академика мучило чувство вины, так как он способствовал укреплению коммунистического режима. Он понял, что любое научное открытие можно применить как во благо, так и во зло. Всё зависит от решения людей, как использовать новые знания. Атомной энергией можно обогреть весь земной шар, а можно уничтожить его.

 

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Проблема нравственного выбора

Я считаю, что проблема выбора всегда определяет нравственную сущность человека, объясняет его поступки. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» раскрывается проблема подвига во имя людей. Молодой смельчак Данко стремится защитить своё племя от жестоких захватчиков. Но долгий путь через лес ожесточает людей, они обвиняют в своих бедах героя и пытаются его убить. Но не страх или отвращение, а любовь к людям испытывает Данко. Чтобы спасти свой народ и вывести его на простор полей, герой вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить дорогу своим соплеменникам.

Главный герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» должен решить: принять смерть, сохраняя верность присяге, как подобает дворянину, или навсегда обесчестить себя, перейдя на сторону бунтовщиков. Герой молод и неопытен, но выбор совершает без колебаний. Этот мужественный поступок вызывает уважение даже у восставших, Пугачёв сохраняет Гринёву жизнь, а впоследствии судьба предоставляет молодому человеку возможность вернуть себе честное имя.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, стоит перед выбором – быть свободным человеком, пойти своей дорогой или остаться рабом кесаря, своей должности и положения в обществе. Герою нужно принять правильное решение не только в отношении Иешуа Га-Ноцри, но и самого себя. Прокуратор понимает, что перед ним человек, который может открыть ему свет истины, но трусость не даёт Пилату поступить по справедливости.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 1657; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь