Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


С. С. ПРОКОФЬЕВ — Н. Я. МЯСКОВСКОМУ. Seine et Marne, France. Августа 1925 г., Марлотт



Августа 1925 г., Марлотт

 

Bourron-Marlotte,

Seine et Marne, France

4.VIII.1925

 

Дорогой Николай Яковлевич.

Ужас как долго не писал Вам, беспардонный срам! Сначала кончал симфонию, хотелось кончить и тогда написать Вам; когда кончил, Куськин сразу взял ее играть, — решил написать Вам послушавши; а когда послушал, то сам не разобрал, что за штуковина вышла и, смущенный, замолчал, пока не улеглось. Да и у всех других ничего, кроме недоумения, симфония не вызвала: так намудрил, что и сам, слушая, не всюду до сути добрался, с других же нечего и требовать. В общем — Schluss* — теперь не скоро от меня дождутся сложной вещи. Печатание откладываю до будущей весны, пока снова не послушаю. Все же где-то в глубине души есть надежда, что через несколько лет вдруг выяснится, что симфония вовсе порядочная и даже стройная вещь,— неужели же я на старости лет и с высоты всей моей техники так-таки и плюхнулся в калошу, да еще после 9 месяцев бешеной работы?!

После исполнения симфонии, в июне и июле, ничего значительного не делал, — корректировал Классическую симфонию, партитуру и голоса, и клавир второго концерта (тоже цветистость такая вышла, что третий — прямо для детей; нет, довольно! перехожу на трехголосие!). Затем переложил ор. 35, Песни без слов для скрипки и фортепиано 1,— вышло лучше, чем для голоса. Мой арранжемент вальсов Шуберта переложил для двух фортепиано2 по заказу Романова, который будет давать их как балет с двумя роялями на сцене, как часть декорации. Перекладывая, не удержался и подсыпал всяких контрапунктиков и украшений. По заказу того же Романова приписал еще два номера к квинтету — для расширения балета3, хотя эти номера, разумеется, не войдут в концертный квинтет. Этот балет и шубертовский Романов

* конец (нем.).

<стр. 217>

повезет осенью по Германии, Швейцарии и Франции, имея уже ангажементов на б месяцев. А на днях засяду за новый балет для Дягилева4; будет проще «Шута», менее сюжетный и более симфоничный. Декорации будет делать московский Якулов, автор проекта бакинской башни.

Видел в Париже Экскузовича и Б. Б. Красина, оба были стряпню любезны. Экскузович принял «Апельсины» в Мариинский театр и почти в Большой московский5. Первый контракт будет подписан в ближайшее время, второй решится в сентябре. Красин звал на 10 концертов, по симфоническому в Москве и Ленинграде и по два клавирабенда в Москве, Ленинграде, Харькове и Ростове. Я бы поехал, но предложение приходит очень уж поздно: мой сезон разобран другими контрактами, да еще этот дягилевский балет надо катать в спешном порядке. Словом, решили, — если я не смогу во второй половине этого сезона, то осенью 1926.

Вышли ли 6-я симфония и 4-я соната? Жду их. Писал ли Вам Зилоти что-либо про 5-ю симфонию? Мне он, выругав мою 5-ю сонату, которую я имел неосторожность ему послать, больше не кажет духа. Стоковский приезжал в Париж на несколько дней, инкогнито, чтобы не приставали. Я не мог его спросить про Вашу 5-ю, так как узнал не о его приезде, а об отъезде. Да и моих сочинений этот сукин сын не играет. Обидно только, что голоса Вашей симфонии завязли теперь в Америке. Напишите Зилоти, будет ли симфония играться в этом сезоне. Его новый адрес: Hotel Ansonia, Broadway and 72 St., New York. Был в Париже Саминский, который, кстати сказать, женился на высокой и тонкой, редко уродливой блондинке. Он дирижировал концертов, поставил в программу «Аластора» — и плакался, что не получил материала. Вашу записку с опусами для романсов передам Эбергу по его возвращении. Кстати, тетрадь Ваших романсов на Вяч. Иванова Эберг дал перевести на английский язык, вероятно, подготовляя новое издание. Я сейчас повторяю «Причуды» — буду поигрывать их зимою в концертах. Зубрю также мой 2-й концерт, который успел забыть с прошлого года: решил играть его во всех симфонических, в которые меня приглашают: в Швеции, Голландии и Америке, куда, кажется, отправлюсь на январь и февраль, — пусть к нему привыкают.

Из новинок, которые я слышал в весеннем парижском гран-ceзоне, самой интересной оказался балет «Зефир и Флора» Дукельского6, молодого русского композитора (21 год), бывшего ученика Глиэра. Затем он уехал в Америку, а оттуда год назад попал в Париж, где Дягилев немедленно заказал ему балет. Этот балет отлично сделан и имеет массу очень красивого материала. Середину его занимает тема с вариациями; начало этой темы посылаю Вам. Очень бойкий и развеселый балет «Матросы» сочинил Орик7. Успех был больше «Зефира», но, конечно, «Зефир» более настоящая музыка, чем эти «Матросы». Онеггер обмолвился фортепианным концертином8, презанятным, хотя для пианиста абсолютно не интересным. Стравинский дописался до ужасаю-

<стр. 218>

щей фортепианной сонаты, которую не без шика исполняет сам9. Но по музыке это какой-то Бах, изъеденный оспой. Довольно талантливый композитор появился в Италии: Риети. Если он не свихнется на итальянскую пошлость, то, кажется, из него выйдет человек. Среди всякой германо-французской мертвечины, которою не мало душили этой весной, Риети со своим концерто-гроссо мелькнул весело и занятно 10.

Я не помню, писал ли я Вам про постановку «Апельсинов» в Кёльне11 Дирижировал не Абендрот, который был в оппозиции, а молодой иенгерец Сенкар. Успех был не столько у кельнцев (хотя с марта по май «Апельсины» прошли 6 раз), сколько у берлинской прессы, и в результате «Апельсины» приняты в Штатсопер в Берлине. Заговорили также об «Огненном ангеле» (который никак не соркеструю) и о «Шуте». Спасибо за предложение поставить в Москве «Маддалену», но, увы, это предприятие придется отложить: все-таки надо сначала оркестровать «Ангела», а затем уже поковырять в старых тряпках. А за сколько продал бы Госиздат доски «Семеро их»? Надеюсь, за недорого, раз для них это старый хлам, да еще к тому же доставшийся им без гонорара. Романсы ор. 23 мы переводим на три языка и, вероятно, скоро издадим здесь.

Какие виды на исполнение 8-й симфонии?12 Что говорят видевшие партитуру и что чувствуете Вы сами, месяц спустя после окончания? В споре с Фейнбергом относительно моего 3-го концерта правы были Вы: во второй части при переходе от последней вариации к возвращающейся теме я делаю не замедление, а ускорение.

Ну, крепко обнимаю Вас. Оттого и редко пишу, что когда сяду, так не могу кончить. Поклон Держановскому. Все письма его, на которые я не ответил, лежат у меня отдельно стопочкой, и как я посмотрю, на сколько вопросов надо ответить, так каждый раз кладу перо обратно. [...]

Пишите мне сюда в Марлотт, до конца октября. Это тихое и живописное местечко в 2 часах от Парижа.

Любящий Вас С. Прокофьев

«Зефир и Флора» Дукельского.

<стр. 219>


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь