Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Апреля 1925 г., Москва. С. С. ПРОКОФЬЕВ — Н. Я. МЯСКОВСКОМУ



Апреля 1925 г., Москва

 

Дорогой Сергей Сергеевич,

пишу Вам только пару слов, чтобы выразить свое восхищение Вашим 3-м концертом1.

Сыграли его с опозданием на неделю, отчего исполнение немного выиграло, ибо была лишняя репетиция. Оркестр, в меру своих сил (надо сознаться, слабых довольно), старался. Сараджев тоже из кожи лез, чтобы вышло как следует, Фейнберг играл почти превосходно (в минус ему ставлю излишнюю торопливость в быстрых темпах, отчего оркестр за ним часто не поспевал, а он, в свою очередь, словно не хотел ни йотой поступиться, и второе — несколько сентиментальное исполнение 2-й части; тут я немного виню Вас, так как Вы не ставите метроном, и потому все мои и Сараджева споры с Фейнбергом не привели ни к чему, он уперся и, по-моему, испортил как тему, так и возвращение к ней, которое меня восхищало именно своей неожидан-

<стр. 214>

ностью, а он еще последний такт быстрой вариации, где вступает мелодия, делал rit[enuto], чем делал это вливание обычным переходом; когда я с ним с пеной у рта об этом спорил, он говорил, что если бы здесь не нужно было делать rall[entando], автор мог указать — senza rall[etando]. Ну, одним словом, мы с ним чуть не разругались; а в общем, он играл очень хорошо, горячо, ясно, технически законченно и очень тонко. Я восхищен решительно всем: и концепцией, и темами, и невероятным мастерством рисунка, тонкостью и продуманностью ансамбля (это настоящий симфонический концерт), и остроумием, меткостью и яркостью инструментовки. В этом отношении у Вас выработалось отменное мастерство — все наверняка и притом изумительно ново и свежо, даже кастаньеты. Успех был отличный, почти бурный.

Нa днях получил из Берлина маленькую партитуру сюиты из «Шута», — верно, по Вашему приказу? Большое спасибо. Я еще не успел ее как следует рассмотреть, но, даже мельком взглянув, изумился Вашей оркестровой изобретательности — у Вас оркестр действительно живет — и для всех занимательно, и целое должно сверкать. Пока я сделал себе в клавире соответствующие отметки, чтобы можно было бы играть как сюиту, кое-какие концы тут же переложил, кроме одного перехода к «Фуге», здесь оставил как в «балете».

По балету убеждаюсь, что в искусстве оркестрового орнамента Вы достигли полного мастерства, теперь меня очень интересует, как у Вас мы идет не орнаментальная музыка (думаю, что симфония Ваша «симфонична», как понимает это Асафьев; а тут требуется несколько иной склад оркестровки), и с нетерпением буду ждать симфонию. А 2-й концерт печатается?

Крепко обнимаю Вас.

Как хотелось бы повидать и послушать. Всего лучшего.

 

Ваш Н. Мясковский

 

Простите, что письмо вышло глупое, — ничего толком не сказал.

4/IV 1925. Москва

С. С. ПРОКОФЬЕВ — Н. Я. МЯСКОВСКОМУ

Мая 1925 г., Бельвю

Bellevue, 29 мая 1925

 

Дорогой Николай Яковлевич.

Не гневайтесь на меня, что сто лет не писал Вам. Неделю тому назад закончил симфонию, вышло 212 убористых страниц, 6-го она идет у Куси1, после чего напишу Вам о моих впечатлениях и вообще напишу подробно. Пока же гоняю по восьми переписчикам и урезониваю их, чтобы поспели вовремя. С 1 июня мой адрес: 32, rue Cassette, Paris VI.

Крепко обнимаю Вас.

Ваш С. Прокофьев

<стр. 215>

H. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ

Июня 1925 г., Москва

 

Дорогой Сергей Сергеевич,

дождаться обещанного Вами письма с известиями об исполнении 2-й симфонии я не в силах. Пишу Вам напоминание. Ведь уже почти месяц прошел! Неужели Вы не хотите понять, что все, что Вас касается, особенно, раз вопрос идет о новом чаде — для меня — волнующее событие, чем бы это ни было для других! Я настоятельно требую сведений. Не писал это время Вам отчасти потому, что, как это всегда бывает, со дня на день ждал от Вас письма. Кроме того, последний месяц был очень занят в консерватории, где у меня 15 (!) учеников, и которые только к концу сезона начинают неудержимо ходить на уроки, и, наконец, последние две недели вплотную сел за симфонию и сегодня, наконец, кончил инструментовку шумного и крикливого финала ее1. В этой симфонии я с усердием пытался следовать Вашему совету смотреть на оркестр, как на нечто живое и индивидуальное и вызывать «к жизни скрытые стремления» (по Скрябину!); не знаю, насколько им мне удалось: мучился я ужасающе и, быть может, только в финале почувствовал некоторую свободу. Первые три части мы уже играли в 8 рук, и кроме очень трудного скерцо (на 7/4), остальное, пожалуй, выходит, и ни в смысле музыки, ни ее изложения особенно меня не огорчило2. Завтра я уеду на месяц в деревню, и, полагаю, ничего не буду делать по музыкальной части, тем более, что я до сих пор не удостоился в свой деревенский pied à terre* раздобыть инструмент. Надеюсь, что и корректур не будет. 4-ю сонату я сделал два раза, 6-ю симфонию хотя и раз, но думаю, что больше не пришлют. Посылаю в Universal также все мои «Зинки», так как они по разным обстоятельствам здесь вышли из оборота. В связи с этим я перетасовываю все свои opus’цали и очень прошу Вас, когда увидитесь с Эбергом, передать ему мою самую настоятельную просьбу снабдить opus’ами изданные в Росс[ийском] издательстве романсы (то есть доски и в случи нового выпуска), а именно: «Из Гиппиус» — 3 пьесы — ор. 4, 3 наброска на слова Вяч. Иванова — ор. 8 и, наконец, «Сонет» — Мик[ель] Андж[ело] — ор. 16. Хотя все это и не очень правдоподобно, но лучше, чем теперешнее расписание — совсем ерундовое. На всякий случай, прилагаю записочку.

Между прочим, Вы не думаете, что для Вас имело бы смысл напечатать за границей Ваши пять романсов ор. 23 — здесь они остались в каталоге только частично. Кроме того, раз из каталога выброшен и «Семеро», имело бы большой смысл напечатать партитуру у Вас же, запросив (купив) у нас доски или же при помощи фотографического способа. Не помню, писал ли я Вам, что артистам Оперной студни Ху-

* временный дом, жилище (франц.).

<стр. 216>

дож[ественного] театра Ваша «Маддалена» очень пришлась по вкусу, и они хотели бы ее поставить (там отличный, хотя и небольшой оркестр и молодые певцы), но ведь оркестрована только одна сцена! Не сделаете ли Вы дальше? Ноты, наверно, можно будет послать через Держановского. Напишите, что Вы по этому поводу думаете. Через месяц я буду опять в городе и к тому времени буду ждать от Вас письма... если Вы будете отвечать сразу. Всего лучшего.

Любящий Вас Н. Мясковский

28/VI 1925


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь