Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


С. С. ПРОКОФЬЕВ— Н. Я. МЯСКОВСКОМУ



Февраля 1926 г., Нью-Йорк

18 фев. 1926

Дорогой Николай Яковлевич.

Писал Вам 8 января. С тех пор играл «Причуды» в St. Paul, Denver, Portland, San Francisco, Kansas-City и Нью-Йорке1; везде их принимали очень хорошо, лучше, чем в Европе. Кроме меня, их играет здесь Robert Schmitz, хороший французский пианист. Ленты для Duo Art я прокорректировал. Занятно, что хуже удалась простейшая: первая, 4-я, 5-я и 6-я — очень недурно, хотя возможно, что Вы будете меня бранить за рубаты в последней.

Здесь в Нью-Йорке сейчас сборище всех знаменитых дирижеров: Тосканини, Менгельберг, Клемперер, Фуртвенглер, Стоковский, Кусевицкий. Надо отдать справедливость последнему, он с честью выдерживает конкуренции и имеет залы всегда распроданными. Я с ним играл семь раз 3-й концерт, — в Н[ью]-Йорке, Бостоне и других городах2. Еще осталось сыграть один раз, и недели через две двинусь обратно во Францию.

Кусевицкий решил играть Вашу 7-ю симфонию в Париже, в одном из своих четырех концертов в Grand Opera, между 15 маем и 15 июнем. Напишите мне немедленно, как достать материал: из Швей-

<стр. 235>

царии ли или от Вас. Мне приходила в голову туманная мысль: не дать ли ему, вместо 7-й, Вашу симфоньетту, которую Вы переделали наново? Но я ведь ее не знаю, лишь когда-то давно Вы прислали ее темы — я помню, некоторые мне очень понравились. Что Вы думаете об этом?

Кстати, я хотел бы выудить от Вас мою собственную симфоньетту, которая уже давно уступлена издательству. Но доверить ее почте и все же боюсь. Не будете ли Вы таким милым, — узнать у переписчика, сколько стоит переписать партитуру? Тогда бы издательство выслало Вам эти деньги, Вы дали бы ее переписать и прислали мне оригинал, а копию сохранили бы на случай гибели оригинала во время пересылки.

Что вышло у Вас с Monteux? Играл ли он «Шута»?3 Повторяли ли Скифскую?4 Шли ли «Апельсины» в Ленинграде? Кто их слыхал? Что исполнялось из Ваших вещей?

Пишите на парижский адрес.

Крепко обнимаю вас.

Ваш С. Пркфв

Н. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ

Марта 1926 г., Москва

8 марта 1926. Москва

 

Дорогой Сергей Сергеевич, рад был невероятно, получив сейчас Ваше письмо. Так как Вы уже, верно, в Париже, пишу Вам без оттяжки. Как это ни странно, но столь усердно Вами играемые мои щеночки, — здесь у нас были сыграны — и то довольно плохо —всего один раз1. Никакая конкуренция у нас невозможна с популярностью Вашей музыки!! Концерты из Ваших сочинений бывают набиты битком. Но, правда, бегут больше всего на знакомое. И то хорошо. Монте здесь был и произвел на меня со стороны отличное впечатление, — конечно, это не чета Клемперерам и ему подобным, но зато у него отличный вкус и потому исполнение безукоризненное. Познакомиться мне с ним не пришлось — я был в очень жестокой хандре (пребываю и сейчас) и кроме того, очень неудачно простудил правую руку, — так что не мог ее поднять и, само собою разумеется, и играть ею. В сухую же знакомиться не стоило, кроме того, он здесь был окружен обществом, которое я плохо выношу, и мне очень не понравилось одно из его интервью. Все это, конечно, побочное, главное же, — я был определенно нездоров. Красин дал ему какие-то мои партитуры. Между прочим, нужно ли Вам послать только что напечатанную мою 4-ю симфонию? Если да, то куда?

<стр. 236>

«Шут» в исполнении Монте2 произвел на меня впечатление разное. С одной стороны, искреннее удовольствие качеством музыки (даже ссора купца с шутом!), восхищение звучностью, — по-моему, это выпуклее Скифской — как-то гораздо четче и ярче звучат все Ваши намерения, места же просто великолепны — и их так много, что трудно перечислять. Но есть «но». Мне показалось, что как сюита из 12 номеров — это несколько однообразно — ритмически, эмоционально и, наконец, по непрестанной ухищренности оркестрового наряда, потому в концерте хуже всего воспринялась 1-я половина, и только 2-я половина, где есть два адажных момента, смягчила общесгущенный колорит. Думаю, что тут исполнение не при чем — игралось все очень выпукло и гибко по темпам. Говорят, что в Ленинграде Монте выпустил какие-то части, не шлю, как вышло, пока не имел оттуда писем. Но тянет слушать еще. «Апельсины» шли. Как прошло — ничего не пойму. Я питаюсь только лично ко мне обращенными сведениями, то есть от Асафьева3. А он мне написал так: «Апельсины» прошли, по-моему был определенный успех, театральные же крысы шипят, что — провал». Что Вы поняли из этого? Я — ничего. Писал ему, спрашивал — ответа никакого. Я думаю, что по приезде в Париж Вы получите его собственные реляции. Относительно 2-го исполнения Скифской я Вам писал. 15 апреля ее здесь будет играть Малько в одном концерте с моей 7-й4, с чем я последнюю не поздравляю, конечно!

Мои дела очень поправились в Европе (не во Франции, конечно, ибо туда уже проник Сабанеев и брызжет своей ядовитой слюной — он меня так же ненавидит, как когда-то Вас; теперь, думается, будет к Вам подъезжать. Для характеристики этого типа Вам нужно прочесть его «Воспоминания о Скрябине»5 — постараюсь выслать). А дела мои вот какие: К. Сараджев ездил в Прагу и Вену и дал там 3 концерта с отличным оркестром Филармонии. В одном играл только мои: 7-ю и 6-ю, первую с хорошим успехом (вызвали раз 7), а вторую с громадным (не пускали с эстрады). 6-ю же он сыграл в Вене; как телеграфировал — с таким же успехом, как и в Праге6. Какая всему этому цена, и не знаю, но присланная им пресса (пражская), особенно немецкая, очень прилична, гораздо лучше и нью-йоркской, и филадельфийской. Правда, это все меня не выводит из равновесия, ибо я в ужасающей хандре.

Что касается Кусевицкого, то лучше всего получить материал из Швейцарии. Он у Werner Reinhart’a, Rychenberg, Winterthur. Там симфония идет 24 марта, и материал потом будет свободен, тем более, что там очень тщательно сделанная партитура (мной) и партии писанные и Швейцарии — надеюсь, тоже неплохо7. Симфоньетта хоть и переоркестрована (выброшены «дорогие» инструменты), но по музыке лучше не стала. Я ее не исполняю пока и здесь.

Что до Вашей симфоньетты, то я постараюсь устроить ее расписку в самом спешном порядке, боюсь только, что Вам покажутся дорогими наши цены — у нас гораздо дороже стоит такая работа, чем в Европе

<стр. 237>

Мне помнится, что у нас берут около 1½ рублей за партитуры! Не дешевле!

Во всяком случае, работа будет сделана.

Совершенно не кстати. Вы пишете, что 1-я пьеска моя плохо выходит на «механике». Когда здесь я ее слушал в большом (гулком) помещении, мне показалось нужным ее немного переинструментовать, а именно: там у меня в 3-х местах берется ля в басу, два раза в большой октаве, раз в контроктаве. Я думаю, что в больших помещениях надо играть иначе, а именно, оба раза, где большая октава — играть контроктаву, причем 1-й раз оставить ее звучать почти на весь следующий такт (½ такта), а там где контроктава, взять, наоборот, — в большой. Для малых помещений все остается как напечатано. Недавно получил Ваш 2-й концерт, — но он у меня, конечно, уже был.

Вообще, я думаю, что не стоит посылать мне Ваши ноты отдельно, ибо если только будет своевременно извещение о их напечатании, здесь сейчас же выписывают. Из Ваших нот я, единственно, что получил раньше, — это партитуру «Шута». [...]

Всего лучшего. Привет сердечный.

Ваш Н. Мясковский


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь