Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


С. С. ПРОКОФЬЕВ — H. Я. МЯСКОВСКОМУ. Н. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ. Мая 1926 г., Париж



Мая 1926 г., Париж

Париж, 15 мая 1926

Дорогой Николай Яковлевич.

Симфоньетту получил и сообщил издательству цену переписки, каковую сумму оно немедленно переведет с благодарностью в Музсектор. Ваша любезность с корректурой граничит с безобразием: не стоило терять Ваше драгоценное время на корректуру экземпляра, созданного лишь для того, чтобы служить страховкою на случай пропажи оригинала на почте. Обнимаю Вас и благодарю. Рассматривая симфоньетту, я пережил странное ощущение — знакомства наново с собственным сочинением, целые страницы которого я совершенно забыл.

Кусевицкий приехал, но боюсь, что с Вашей 7-й он пошел на попятную: из его последних слов я не вынес уверенности, что он сыграет ее в Париже. С другой стороны, он уже объявил ее на будущий сезон в своих бостонских программах. Посылаю Вам программу исполнения Вашей 5-й в Чикаго1, хотя мне не удалось узнать, как оно протекло. А получили ли Вы деньги от Зилоти за Нью-Йорк? Филадельфию? Чикаго? Если нет, то писали ли ему? А если не писали, то сообщите мне, и я возьму это дело на себя. Не забудьте сообщить в следующем письме.

6 мая француз Страрам (не очень талантливый, но аккуратный) сыграл мою 2-ю симфонию. Сделал семь 2-х и 3-х часовых репетиций: первая —одни скрипки, вторая — альты, виолончели и контрабасы и т. д. Словом, вызубрил много лучше Куси, хотя общая линия была все-таки стройнее у последнего. Слушатели, кажется, разобрались немного яснее, чем в прошлый раз, и если еще не любят, то уже боятся ее. Я решил положить еще несколько заплат на партитуру и затем пустить ее в гравировку. На исполнении был Яворский2, который Вам про него, вероятно, доложит по возвращении. Хотя, вообще, он колючий, но со мною был мил, даже моментами прост, очень звал съездить в Россию, куда меня и без того тянет.

Получили ли Вы концерт Дукельского, который я послал Вам? Постараюсь прислать его «Зефира». Новых нот моих из печати не выходило. То есть вышли партитура и голоса Классической симфонии и выходят романсы ор. 23 на четырех языках, но первую наемницу посылать нельзя, а вторые Вам известны.

Так как я страшно занят и в ближайшие дни никак не смогу написать Держановским, то очень прошу Вас передать им: 1) что я очень благодарю их за присылку рецензий и симфоньетты, 2) что Бол[еслав] Леопольдович наотрез отказался брать флаконы, 3) что «Музыку и революцию»3 я не получаю, но очень хотел бы иметь, 4) что адрес мой остается на Guaranty Trust и 5) что я в июне пришлю ему длинное письмо.

Крепко обнимаю Вас. [...]                                                                       Ваш С. Пркфв

<стр. 243>

С Сабанеевым меня все-таки познакомили. Я никогда точно не помнил, как он выглядит, и в момент знакомства не знал, что он есть он. Вид у него жалкий, потный, сгнивший. Он лепетал что-то о том, что изменил взгляды, вероятно, желая быть мне приятным. Да избавит меня судьба от дальнейших встреч!

Н. Я. МЯСКОВСКИЙ — С. С. ПРОКОФЬЕВУ

Мая 1926 г., Москва

 

Дорогой Сергей Сергеевич,

из Вашего последнего письма усмотрел, что Вы еще не читали моего, что и естественно, в котором кое-какие ответы на Ваши вопросы. В вашем есть то же самое. Симфоньетту получили; я спокоен, а что до корректуры, то — хотя это и заняло у меня около 3-х дней, но ведь и доставило удовольствия на тот же срок! Мне чрезвычайно захотелось услышать, и потому я все сделаю (вплоть до того, что нарушу Ваше запрещение, — если таковое почему-либо воспоследует), чтобы Малько ее сыграл. Сейчас из Вашей музыки слышу только скерцо и марш из «Апельсинов», которые играются буквально без удержа — при каждом удобном и неудобном случае — и всегда по нескольку раз. О 2-й симфонии пока сведений интересных не имею. Болеслав написал Держановскому1 так: слышал 2-ю симфонию. Дирижер Straram, что по-русски переводится — бездарность. Вот и все! Но что она «дойдет», я нисколько не сомневаюсь, только думаю, что у нас это случилось бы скорее, чем в Париже.

Что касается моих делишек, то они таковы. Малько недурно (хотя и в искаженных темпах, — почему это дирижеры не любят слушать авторских указаний? Никак не пойму!) сыграл 7-ю симфонию2, которая после того подверглась еще кое-каким изменениям, и потому я очень рад, что Кусевицкий ее сейчас не будет играть. Я постараюсь летом внести эти поправки в рейнхартовский экземпляр, и тогда пусть играет кто угодно и сколько хочет, ибо думаю, что больше ничего не потребуется.

8-я прошла хуже3. Внешний успех был очень порядочный, но я полагаю, что это было больше по моему личному адресу, ибо у меня в консерватории среди учеников есть очень много весьма активной публики. Сама же симфония, как мне показалось, не дошла. 1-ю часть проводили с недоумением (хотя она очень легкая и текучая; а, может быть, именно потому, ибо привыкли от меня получать разные «эмоции»), 2-ю также, но она и сыграна была скомканно — 7/4 не вышли у Сараджева и отчасти из-за грузных нюансов инструментовки, 3-я и 4-я части прошли благополучно, хотя на 3-й публика и поскучала. Оркестр был холоден, хотя и не ворчал, — ибо играть было не скучно. Я лично получил поль-

<стр. 244>

зу: во-первых, убедился, что так инструментовать лучше, чем раньше,— более индивидуально-инструментально и более полифонично, хотя и прозрачнее, во-вторых, некоторые очень трудные политональные моменты и чисто колористические — почти безукоризненно и даже неожиданно вышли, и в-третьих, определил слабые пункты как музыки, так и изложения. Надеюсь, за лето все дефекты устранить, и тогда это будет наиболее живописная и прилично звучащая из моих симфоний. [...]. Всего лучшего.

 

Ваш Н. Мясковский

Москва. 27 мая 1926

 

Да, вот еще что. 8-ю симфонию хочет играть зимой в Нью-Йорке Вальт[ер] Дамрош. Что это за птица? Стоит давать? Не лучше ли дать Стоковскому, если последний захочет, тем более, что он сюда приезжает?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь