Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Преподобный Серапион Кожеезерский



День памяти: 27 июня / 10 июля

Великорецкая икона свт. Николая Чудотворца

В миру Турсас Ксангавирович, мурза (" царевич" ) из казанских татар.

В октябре 1552 года русские покорили Казань и маленький мурза был привезен в Москву вместе с некоторыми другими знатными казанскими татарами[224]. Здесь он принял крещение, получив имя Сергий. Детство он провел в доме своего родственника, боярина Захарии Плещеева, который познакомил Сергия с Православной верой.

" Земная слава и богатства не прельщали его, падение родины говорило ему о тленности всего земного, " и молодой Сергий отправился странствовать по святым местам России. В 1565 году[225], спустя четыре года от начала своих скитаний, он оказался в на Кожем озере. Здесь под духовным руководством одинокого пустынника преподобного Нифонта, Сергий нашел желанный душевный покой.

По усиленной просьбе святого Сергия инок Нифонт постриг его в монашество с именем Серапион. К подвижникам вскоре стали собираться другие ревнители о духовном совершенстве и так составилась братия Кожеезерского монастыря.

Видя умножение братии, Нифонт, поручив ее Серапиону, отправился в Москву ходатайствовать об устроении обители, но едва пришел туда, как скончался и был погребен в одной из ее обителей. Тем временем в Кожеезерском монастыре начался голод. И тогда кормить братию стал преподобный Серапион. Не раз он отправлялся по местным деревням за сбором подаяния. Однажды ему где-то подарили ручные каменные жернова, которые он сам на своих плечах принес в обитель. " Трудолюбезным и братолюбным своим житием" преподобный Серапион спас от голодной смерти насельников Кожеезерской обители.

Немного позднее, в 1584 году, преподобному Серапиону пришлось самому совершить путешествие в Москву с просьбой об устроении обители и пожаловании ей земли. В следующем году он испросил у царя Феодора Иоанновича грамоту на землю для обители. После возвращения в обитель преподобный Серапион вместе с собравшимися иноками расчистил для пашни лес и соорудил два храма: в честь Святого Богоявления и во имя святителя Николая. Патриарх Иов дал преподобному Серапиону святые антиминсы.

Однако, став строителем Кожеезерского монастыря, преподобный Серапион уклонялся от начальствования и будучи действительным управителем честь власти передавал другим. Он поставил вместо себя игуменом своего ученика Антония, в схиме - Авраамия.

В 1608 году, когда преподобный Серапион пришел в глубокую старость, он отошел от дел монастыря и почти не нарушал строгого уединения. Скончался он 27 июня / 10 июля 1611 года. На месте его погребения была

поставлена часовня, а затем - Иоанно-Предтеченский храм Кожеезерской обители.

В 1613 году постриженик Кожеезерского монастыря инок Боголеп написал сказание об основании монастыря и о его первом строителе преподобном Серапионе. Он же составил и житие преподобного Серапиона.

В 1758 году обитель была приписана к Спасо-Преображенскому монастырю, а затем вовсе упразднена

секуляризационной реформой в 1764. Вместо неё был открыт сельский приход.

Возобновление Кожеезерского монастыря началось в 1851 году, с целью борьбы с расколом. По указу Святейшего Синода он был сначала приписан к Николаевскому Корельскому монастырю[226], а по Высочайшему указу 1853 года стал самостоятельным монастырем. В обители был введен общежительный устав, настоятель носил сан архимандрита. В Онежском, Пудожском и Каргопольском уездах Кожеезерский монастырь сделался источником христианского просвещения и оплотом Православия против царящего здесь раскола. В этот период в обители было три храма. При этом, ввиду удаленности от населенных мест, суровости климата и малой производительности земли монастырь был довольно беден и существовал главным образом на пожертвования благотворителей.

Вскоре после революции, в 1918 году, группа крестьян из соседнего села Кривой Пояс решили примкнуть к большевикам, после чего разгромила и разграбила обитель, убив настоятеля Арсения и нескольких других насельников. Оставшиеся в живых покинули опустевшую обитель. В том же году Монастырь был изъят у Церкви и в нём была устроена коммуна. Затем тут разместился поселок ссыльных " Кожпоселок, " который был расформирован в 1954 году. С того времени на Кожеострове лишь время от времени жили лесники.

С начала 1990-х годов пошли разговоры о возврате монастыря верующим. В 1997 году в обители был воздвигнут поклонный крест. В следующем году появились первые насельники - двое монахов из Оптиной пустыни и послушник. Наконец, в 1999 году монастырь был официально возобновлен. Оптинские монахи впоследствии покинули монастырь, но послушник Михей (Разиньков) на 2001 год стал иеромонахом-настоятелем.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-07; Просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь