Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР СИДОРОВ
Память 27 июня / 10 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился 30 августа / 12 сентября 1867 года на Нижне-Уфалейском заводе Екатеринбургской губернии в крестьянской семье. По окончании шести классов Екатеринбургской мужской классической гимназии, в 1890 году был определен учителем Кыштымского двухклассного училища Министерства народного просвещения. В августе 1895 года переведен учителем в Ревдинский завод. В 1895 г. был рукоположен в сан диакона с назначением в клир Вознесенской церкви с. Кузнецкого Екатеринбургского уезда. В 1897 г. был рукоположен в сан священника и определен к Николаевской церкви с. Далматово Шадринского уезда Пермской губернии. С марта 1898 г. - законоучитель в церковноприходской школе дер. Затеча, приписанной к Далматовскому приходу. Кроме священнических трудов, исполнял обязанности заведующего Далматовской второклассной школой Шадринского уезда, преподавал Закон Божий, а также занимал должность духовного следователя по 3-му округу Шадринского уезда. В 1909 г. подал в Духовную Консисторию прошение об увольнении с должности следователя, так как совмещать ее с обязанностями заведующего и законоучителя ему было сложно. В июле того же года был освобожден от должности, которую передали свящ. Владимиру Сергееву. 10 июля[227] 1918 года был арестован вместе с о. Владимиром Сергеевым в церкви большевиками накануне наступления на Далматово Белой армии. Их обвинили в попытке предупредить наступающие части Белой армии о готовящейся атаке[228]. В тот же день оба священника были изрублены красноармейцами в Сухом логу у линии железной дороги. Ни суда, ни следствия они не проводили. После отступления красных они были похоронены на городском кладбище с. Далматово. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода от 17 июля 2002 года для общецерковного почитания. Литература, документы
Использованные материалы
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВ Память 27 июня / 10 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился 3 / 16 июля 1868 года в с. Далматово Шадринского уезда Пермской губернии в крестьянской семье. По окончании Пермской духовной семинарии, в 1890 году был назначен надзирателем Екатеринбургского духовного училища. В 1891 году был рукоположен во священника, служил в Никольской церкви родного села. С 1899 года был законоучителем в Далматовском училище. 10 июля[229] 1918 года был арестован вместе с о. Александром Сидоровым в церкви большевиками накануне наступления на Далматово Белой армии. В тот же день оба священника были изрублены красноармейцами в Сухом логу у линии железной дороги. После отступления красных они были похоронены на городском кладбище с. Далматова. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода от 17 июля 2002 года для общецерковного почитания. Литература, документы
Использованные материалы
Священномученик Петр (Остроумов) День памяти: 27 Июня / 10 Июля Священномученик Петр родился 1 / 14 июля 1875 года в селе Троицкое Клинского уезда Московской губернии в семье диакона Петра Остроумова. В 1896 году Петр окончил учительскую семинарию в Подольском уезде и поступил учителем в одну из школ в Звенигородском уезде. В 1899 году Петр был рукоположен во диакона ко храму Рождества Христова в селе Петровское Клинского уезда, а в 1909 году – во священника к Троицкому храму в родном селе Троицкое. Здесь отцу Петру и пришлось пережить гонения от безбожных властей. В 1929 году местные власти вознамерились закрыть Троицкий храм, но препятствием для этого стал авторитетный сельский священник, которого и крестьяне хорошо знали, и он знал их всех, и потому отца Петра решили арестовать. Были допрошены свидетели, должные по своему положению помогать органам ОГПУ: заведующий избой-читальней и председатель сельсовета. Заведующий избой-читальней сказал: «Сам не слышал, но знаю от других граждан селения, что... Остроумов своими проповедями призывал население противостоять предполагавшемуся закрытию церкви, ходил сам по селению... и собирал подписи против закрытия церкви по домам». Председатель сельсовета сказал: «Из разговоров и слухов... я знаю, что... Петр Петрович Остроумов рассказывал проповеди, направленные на подрыв советской власти, говоря: “Необходимо веровать в Бога; коммунисты ведут вас к пропасти, и, придет время, вы все, обманутые коммунистами и советской властью, покаетесь”. После вынесения волостным съездом решения о закрытии церкви... Остроумов, совместно с церковным советом, созывал собрания верующих, иногда даже без разрешения… на которых собирал подписи против закрытия церкви...» Священник Петр Остроумов был арестован 18 октября 1929 года и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 1 ноября следователь допросил его. – Антисоветской агитации ни в частных разговорах и нигде я не вел. Проповеди, которые я произношу очень редко, носят чисто религиозный характер, и ничего антисоветского в них нет, – заявил священник на обвинение следователя. 12 ноября следствие было закончено. Отец Петр был обвинен в том, что, «являясь священником, использовал религиозные настроения верующих в целях антисоветской агитации, собирал подписи против закрытия церкви... провоцируя верующих на массовое выступление». 23 ноября 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника к трем годам ссылки в Северный край[230]. Когда отец Петр вернулся из ссылки, ему было запрещено жить ближе, чем за сто километров от Москвы, и он поселился в Волоколамском районе. В 1937 году отец Петр стал служить в Покровском храме в селе Покровском Волоколамского района. В том же году секретная осведомительница по кличке Березка отправила агентурные донесения сотруднику местного отделения НКВД. Она сообщала: «Поп Покровской церкви Остроумов занимается обработкой верующих. При подворном обходе селений... агитирует и распускает ложные слухи о войне, заявляя: “Скоро будет война, коммунисты это чувствуют... и... арестовывают крестьян, сажают безвинных священников в тюрьмы; я, наверное, хожу последние дни, осталось мне отслужить последний ноябрь месяц. Приходите, православные, на говение, скоро ведь все церкви закроют...” В ноябре 1937 года около часа дня в Покровской церкви Остроумов произносил проповедь, в которой просил верующих не покидать храма Божьего, молиться и чаще посещать церковь». Отец Петр был арестован 2 декабря 1937 года и заключен в одну из тюрем в Волоколамском районе. В этот же день были допрошены свидетели, которые показали, что священник часто произносил проповеди, призывая верующих не оставлять храма Божьего и больше молиться, так как храмы скоро закроют. Кроме того, часто раздавал детям конфеты. – Проживая в селе Покровском, вы среди верующих и колхозников вели антисоветскую и контрреволюционную деятельность. Дайте показания, – потребовал от священника следователь. Следствие было закончено в самый день ареста, 2 декабря; 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила священника к десяти годам заключения. Священник Петр Остроумов скончался 10 июля 1939 года в исправительно-трудовом лагере в Амурской области и был погребен в безвестной могиле. Причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских решением Священного Синода 18 августа 2004г. по представлению Московской епархии. О дне сем. Вечерня и утреня. В календаре на этот день даются чтения на случай совершения службы преподобному Сампсону Странноприимцу, перед именем которого стоит значок «без праздничного знака». Но у нас всегда была традиция служениря в этот день именно в честь преподобного Амвросия, а потому, даже если сейчас все изменилось (полилей даже не планируется), то я привожу именно эти чтения Евангелие на утрени (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. 28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Иго Христово благо и бремя Его легко. Об этом в один голос говорят все подвижники. Но эти подвижники, эти Сосуды Духа Божия водимы самим Господом и с апостолом Павлом могут воскликнуть, что от любви Божией их не отлучит ничто. Лишь покоряющийся Богу познает Его благость, поскольку идет в том направлении, куда его ведет Господь, а также потому что Бог не спасает человека без его желания. Живущий по заповедям Господним и не уклоняющийся от них живет с Богом и уже на земле Господь в нем созидает Царство Свое. Но как далеко все это от нас, непрестанно согрешающих и отклоняющихся от заповедей Божиих. Потому для нас соблюдение заповедей становится тяжелейшей борьбой, ибо бороться приходится с самым естеством падшего человека. Потому, желая не гневаться, не предаваться нечистым помыслам, не осуждать, человек понимает, что… не может этого сделать. И тогда он взывает о помощи к Богу и лишь с Его помощью он оказывается способным бороться. И лишь к концу этой борьбы, когда греховная грязь отступает из души и Благодать созидает в человеке Царство Небесное, тогда и бремя Христово становится легким, так как сам Бог ведет его через Дух, живущий в нем и во всем руководящий человеком. Мы от этого далеко, а потому для нас с вами эти слова кажутся непонятными и далекими…. Литургия. Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? 2Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? 3Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? 4А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. 5К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? 6Но брат с братом судится, и притом перед неверными. 7И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? 8Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. 9Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. 11И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. 12Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. 13Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. 14Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. 15Разве не знаете, что тела́ ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! 16Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. 17А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. 18Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. 19Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? 20 Ибо вы куплены дорогою ценою. || Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Глава 7. 1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. 2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. 3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. 4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. 5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. 6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. 7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. 8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. 9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. 10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - 11если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей. 12Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. 14Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. 15Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. 16Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? 17Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам. Апостол рассуждает о браке. Здесь содержатся слова, сколь важные, столь и непопулярные у проповедников, приверженным не Евангелию, а «Домострою» и традициям русской старины. Слова « Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена » отражают самую суть брачной жизни – единство супругов должно быть полным и речь не идет просто о том, чтобы муж железной рукой держал в своей власти жену (также стоит заметить, что святитель Иоанн Златоуст толкует эти слова в смысле целомудрия, то есть, ни муж, ни жена не могут вступать в половые связи с кем попало, но лишь друг с другом, хоть конечно, эти слова можно понимать и шире). И в Древнем Риме и в русском (в том числе, кубанском) казачестве считалось, что если муж не колотит свою жену, то он и не мужчина вовсе, а тряпка, подкаблучник. Но это не имеет никакого отношения к Евангелию, которое говорит о любви. И здесь апостол пишет: « муж оказывай жене должное благорасположение ». Эти слова о том, что любовь и уважение должно быть взаимным, непопулярны. В основном, проповедники любят рассуждать на тему власти, стоя на позициях патриархального всевластия мужа в семье, так что вспоминается лишь « жены, повинуйтесь мужьям вашим », да « жена да боится своего мужа ». А апостол пишет о любви, а не о распределении полномочий. И вдобавок к словам, которые любят цитировать сторонники патриархальной старины, в той же главе апостол Павел пишет и другие слова: « Мужья, любите жен ваших, как и Христос возлюбил Церковь и ПРЕДАЛ СЕБЯ (то есть, отдал жизнь) ЗА НЕЕ, освятив ее баней водной, дабы показать ЕЕ себе славной Церковью, не имеющей пятна и порока …». То есть, апостол призывает и мужа быть готовым к любви вплоть до готовности отдать всего себя, даже отдать жизнь ради жены, о чем упомянутые выше проповедники очень не любят говорить. Поистине, о власти начинают рассуждать там, где оскудевает любовь, либо ее вовсе не было. Еще апостол здесь раскрывает суть брака – он является снисхождением к человеческому естеству, дабы обуздать живущие в человеке инстинкты, дабы направить его от удовлетворения животных страстей к добру. Впрочем, целью жизни христианина является не брак или безбрачие и не деторождение или что-нибудь еще, а Царство Небесное. Если же для меня самым главным является что-нибудь из земного (увы, мне), а не небесное, то горе мне. Это моя проблема, а не Церкви, которая свята, освящена самим Богом. И здесь же апостол дает предписание о времени «упражнения в посте и молитве». Кажется, что ограничение невелико, тем более что тут же следуют слова «а потом будьте вместе». Но достаточно взглянуть на календарь, чтобы понять, что для «упражнений в посте и молитве» христианину отведена большая часть года, считая не только многодневные посты (и Сырную седмицу – в просторечии, Масленицу, когда мы уже не едим мяса, а в среду и пятницу службы подобны великопостным), но и среду и пятницу. А еще не поощряется супружеское сожительство в воскресные дни – в знак благоговения перед Воскресшим Христом, как и в день Пасхи и Светлой седмицы, как и в дни двунадесятых и великих праздников (и в дни Святок, наступающих после Рождества Христова). Так что брак является не разрешением на половые отношения, а ограничением блудных наклонностей в человеке, пусть и неполным, в отличие от монашества (послабление допускается ради необходимости продолжения рода). Поистине, хочется воскликнуть с апостолами: « Если таковая обязанность человека к жене, то лучше не жениться ». Но да будет воля Господня, а не моя. Евангелие (от Матфея): 1В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе 2и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. 3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, 4потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. 5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. 6 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, 7посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. 8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. 9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, 10и послал отсечь Иоанну голову в темнице. 11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. 12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. 13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. Событие Усекновения главы Иоанна Предтечи. Особо это событие вспоминается 11 сентября, когда в храме в честь этого совершается торжественное богослужение, но при этом в знак скорби в этот день бывает строгий пост (пища с маслом). Что тут сказать? « Сказано: не нарушай клятвы, но исполняй пред Богом клятвы твои. А я говорю – не клянись ни небом, потому что оно – престол Божий, ни землей, потому что оно – подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он – град Великого царя, ни собой не клянитесь, потому что не можете ни единого волоса сделать белым или черным. Но да будут слова ваши «да» - да, «нет» - нет, а что сверх того, то от лукавого ….». Лучших слов не найти…. И чтения праздника (преподобного Амвросия Оптинского). Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́ те друг другу. 14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. 15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. 16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. 18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. 19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны, ) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. 22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона. 24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Глава 6. 1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 2 Носи́ те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. И снова, как всегда в праздники преподобных, читаются эти слова про дела плоти и плоды жизни по духу. Дела плоти, как здесь четко указано – это грехи, поскольку человек склонен ко греху. Многие грехи, к несчастью, стали естественны для падшего человека. Для меня естественно гневаться, естественно осуждать других, естественно услаждаться красотой представителей противоположного пола. Список этот можно продолжать и продолжать. Однакото, что грех стал естественным для падшего человека, не означает, что он перестал быть грехом. Просто жить в грехе для человека – это значит просто плыть по течению, жить так, «как сердце подскажет». Напротив, желая жить по духу, то есть, по заповедям, которые дал нам Господь, которые по действию Духа Божия записаны в Евангелии, надо принуждать себя. Но попробовав не гневаться, не осуждать, я обнаруживаю, что не могу это сделать. Причина, как раз, в том, что грех стал для человека естествен. Но грех остается грехом. Грех по-прежнему отчуждает человека от Бога, а значит, чтобы преодолеть это отчуждение, надо бороться с греховными влечениями, насаждая взамен доброе. Правда, чтобы совершить это, нужна долгая и трудная борьба, в которой воевать часто приходится с самим естеством, для которого гроех стал нормой. Отсюда и слова про распятие плоти, кстати, точно отражающие суть дела. Притом, без помощи Божией в этой борьбе не победить, ввиду ее тяжести, а также потому что человеку здесь противостоит сильный враг - диавол, желающий погубить возможно больше людей и увести их вместе с собой в ад. Но с помощью Божией победа возможна, и пример тому – множество людей, достигших Царства Небесного, людей, которых мы ныне прославлялем в лике святых. И плоды духа, то есть, плоды этой борьбы за построение Царства Божия в своей душе, как раз и перечислены здесь. Таковы: любовь, не делящая людей на своих и чужих, готовая охотно истощать себя ради помощи ближнему. Из этой любви входят доброта и милосердие, делающие человека готовым помогать всем – друзьям и врагам (лучше сказать, человек такой признает врагом только одного диавола, во всех остальных же видя братьев). Таковы нисходящие на человека радость и мир, не имеющие ничего общего с обычной человеческой радостью, тут же сменяющейся печалью или мирным состоянием, тут же сменяющейся внутренним смятением. Это – действия Духа Божия. Эти радость и мир таковы, что их неспособны поколебать никакие скорби века сего, так что человек пребывает в радости, будучи, находясь в самом бедственном положении, и даже будучи мучим и истязаем врагами. Из этого проистекают кротость и незлобие, терпение, готовое с радостью переживать любые скорби, благодаря Бога за все. Также отмечу и веру, ту самую, что доверяет Богу так, как сын доверяет отцу, не думая о том, что отец не даст ему все нужное для жизни, но всецело доверяя ему, ту самую веру, что способна и горы переставлять. Наконец, плодом этой жизни является воздержание, с гневом отвергающее любое влечение ко греху, поражающее своей высотой окружающих. Но это именно плоды, то есть. они проявляются в результате долгой и трудно борьбы. Чаще всего, он проявляются уже к концу жизни человека. Потому для нас это, скорей, призыв – к чему надо стремиться…. Евангелие (от Луки): 13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем. 17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. 19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. 20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. 21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. 22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. 24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. 25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. 26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. И кратко – о заповедях блаженства… И еще (чтение преподобному Сампсону). Евангелие (от Луки): 13Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. 14Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? 15При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. 16И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? 18И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́ льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, 19и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. 20Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? 21Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. 22И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: 23душа больше пищи, и тело - одежды. 24Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? 25Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? 26Итак, если и малейшего сделать не можете, что́ заботитесь о прочем? 27Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. 28Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! 29Итак, не ищите, что́ вам есть, или что́ пить, и не беспокойтесь, 30потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; 31наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам. 32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. 33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, 34ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. 35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. 36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. 37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. 38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. 39 Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. 40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. 41Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? 42Господь же сказал: кто́ верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? 43Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. 44Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. 45Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, - 46то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. 47Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; 48а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. || И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. Ключевые слова – будьте готовы, ибо не знаете ни для, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Пока продолжается земная жизнь, то еще есть возможность покаяния, но с ее окончанием наступает время воздаяния и горе тому, кто предстал пред Богом неподготовленным. Господь же желает всех спасти, а потому очень много предупреждает учеников своих и нас в их числе, дабы мы не забывали об этом. Увы, вместо этого люди склонны выискивать мнимые «печати антихриста» или высматривать возможные признаки приближения конца света. Но во плоти всего этого мы можем не увидеть (разве лишь то, что увидит каждый человек после всеобщего воскресения мертвых), но всех нас ждет смерть и Суд, а потому это – куда важнее, так как от нашей готовности к вечности зависит и наша участь… Среда 11 июля. На этот день приходится сразу два полиелейных праздника. Первый из них – праздник иконы Божией Матери «Троеручица», а второй – в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских. самих же праздников в этот день относительно немного, а потому не буду писать много, а перейду к самим статьям.
Икона Божией Матери, именуемая " Троеручица" Дни памяти: 28 Июня / 11Июля, 12 / 25 Июля В IX веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин (+ ок. 780; память 4 / 17 декабря) бывший в то время визирем (главой правительства) при Дамасском халифе[231], при этом много писавший трудов в защиту православия, был оклеветан императором Львом III Исавром (717 - 740) перед халифом в государственной измене (было подброшено письмо, якобы написанное святым Иоанном, адресованное византийскому императору, в котором он обещал помощь). Халиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке. К вечеру святой Иоанн, испросив у халифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название " Троеручица". По преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией " О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь" [232], которая является задостойником[233] в литургии святого Василия Великого. Потрясенный чудом халиф приглашал святого вернуться на свою прежнюю должность, но он отказался, уйдя в монастырь. Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преп. Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала икону " Троеручицы" в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому (+ 1237; память 12 января / 25). Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания. Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко видели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук. «Троеручица» издавна почиталась и в России, где пребывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-Иерусалимскому монастырю[234]. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ныне в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной стене храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слышатся неустанные моления. Чудотворные списки с самого первоявленного афонского образа либо же с других списков «Троеручицы» находились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни[235] под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре[236], в Ниловой пустыни[237] на Селигере и в иных местах. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-07; Просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы