Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память: 28 июня (11 июля н. ст.) и 11 сентября (24 сентября н. ст.)
Подлинное житие за годы лихолетий, набегов врагов, и прочего, утрачено, но некоторые предания говорят, что они были греческими священниками, пришедшими сюда в X веке в земли Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами в самом начале просвещения Руси светом православной веры, другие называют чуть ли не 14 век[242], третьи относят их приход аж к апостольским временам. Кто знает, на чьей стороне правда? Подлинное житие утрачено, но то же предание говорит, что они, в первую очередь, проповедовали Слово Божие русским людям и финно-угорским народам севера, в первую очередь, карелам. Об этом свидетельствуют древние жития преподобного Авраамия Ростовского, в которых повествуется о его пребывании на Валааме, о существовании здесь православного монастыря в Х веке. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. Возможно, именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа. 11 / 24 сентября чествуется одно из таких перенесений мощей святых. Напоминание об утраченном житии Преподобных встречается в многочисленных списках " Валаамской беседы" - памятника церковной публицистики XVI-XVII веков. Зачало[243] " Беседы", несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа (" Карельских чудотворцев" ) из Новгорода (там они находились, будучи обретенными и перенесенными в город после нашествия шведов 1163 – 1164 годах) в монастырь " Всемилостивого Спаса" - по " утишении военной опасности", по-видимому, в 1182 г., что подтверждается новгородскими летописными источниками. Чрезвычайно широкое распространение " Валаамской беседы", известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция " нестяжателей" в известной церковной полемике XVI века. В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. По преданию, в 1685 году шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь молитвами преподобных вскоре послал на них великий недуг и расслабление членов, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню. В этом же году архимандрит Тихвинского монастыря[244] Макарий повергнул на имя Российских самодержцев следующие прошение: " Милостивые Государи и Великие Князи Иоанн Алексеивич, Петр Алексеевич, всея Великия и малыя и белыя России Самодерджцы, пожалуйте нас богомольцев своих; не дайте, великие государи, тех святых Германа и Сергия Валааских, паче же и Российских древних, преславных чудотворцев их мощем у проклятых лютор в поругании быть: повелите, государи, те святые мощи с того Валаамского острова от их лютерского поругания пренести в свое царское богомолие монастырь, дабы оне, проклятые люторы, тем не возносилися и святым нашим поругания не чинили, и за сие бы от окрестных государств, которые ныне состоят в благочестии и содержат закон греческий, поношения и укоризны не было; паче же премудрый Господь Бог, за сие люторам на святыя наша попущение, на нас праведного своего гнева не послал. Воистину великие Государи, тии Святые Герман и Сергий, Валаамские чюдотворцы, преславные, еще живи быша, и тогда прорицаху настоящая, будущая, яже о сем, великиие Государи, сотворите прилежное радение, дабы тех святых Германа и Сергия Валаамских, паче же Российских православных чудотворцев, много чудесныя их мощи от проклятых лютор в поругании не были. За сие же вашу государскую благую ревность и за прилежное тех святых Германа и Сергия чудотворцев о вас молитвы, подаст вам Господь Бог милость Свою и покорит вам вся враги, возстающия на Православную нашу Христианскую веру под ноги ваша, о сем молим вас милостивых и премилостивых великих государей. Мы богомольцы ваши, и милости просим великие Государи Цари смилуйтесь". В 1755 году игуменом Ефремом был выстроен новый деревянный соборный храм, в котором имелся придел преподобных Сергия и Германа, где находились их мощи под спудом, а сверху были сделаны раки, на которые положены живописные их образы. В 1819 году Святейшим Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти 28 июня (11 июля н. ст.) и 11 сентября (24 сентября н. ст.). Мощи преподобных Сергия и Германа почивают и ныне под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи Преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся. Преподобные отцы наши Сергие и Германе, молите Бога о нас! Нынешний монастырский комплекс окончательно оформился к концу XVIII, началу XIX века. Нынешний собор Преображения Господня был возведен и освящен в 1789 году аккурат ко дню памяти преподобных 28 июня /11 июля. С тех пор монастырь являлся, поистине, жемчужиной Русского Севера. После Русской катастрофы 1917 года революционное лихолетье поначалу не коснулось обители, ибо она оказалась на территории провозгласившей независимость Финляндии, которая проводила политику терпимости к православным. Беда началась, когда в 1939 году, после подписания пакта о ненападении с Германией и секретного протокола о разделе сфер влияния в Восточной Европе, СССР начал войну против Финляндии. Советская авиация и артиллерия непрестанно бомбила монастырь (напомню, суровая сталинская антицерковная резня в нашей стране еще шла и закончилась лишь с началом Великой Отечественной войны) и братия его была эвакуирована из Карелии в Финляндию, где основала Ново-Валаамский монастырь, а на самом острове воцарилась мерзость запустения, с коротким перерывом на время Великой Отечественной войны, когда после оккупации части Карелии Финляндией монахи получили возможность временно вернуться, и продлившаяся вплоть до начала 90 годов, точнее, до 1989 года, когда здесь началось возрождение монашеской жизни. В 1990 году монастырь стал ставропигиальным и тогда же был освящен нижний храм главного собора, посвященный преподобным Сергию и Герману и здесь же разместились мощи святых. В 1996 году была освящена новая рака для обретенных вновь мощей Сергия и Германа Валаамских и сравнительно недавно – в праздник Преображения Господня, 22 августа 2005 года ныне покойным Святейшим патриархом Алексием было совершено великое освящение главного храма Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря, который обрел былое великолепие и возрождение обители сменилось дальнейшим развитием. Так, в 2007 году на островах был освящен первый не возрожденный заново, а совершенно новый скит, посвященный равноапостольному князю Владимиру. Поэтому на Валааме в день памяти преподобных Сергия и Германа бывает торжественное богослужение, которое возглавляет Святейший патриарх Тропарь Сергию и Герману, Валаамским чдтвв., глас 4: Евангелия Христова истиннии послушницы явистеся, преподобнии, /мир и вся яже в нем, яко не сущая преобидевше любве ради Христовы, /и в морский остров вселистеся, /и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся, /постом, бдением же и всенощным стоянием / Тропарь, глас 1 От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители, / в тихое пристанище Валаама от востока приидосте, /и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте: /и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся, / всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите, / еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-07; Просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы