Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 28 июня / 11 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
Родился 9 / 22 января 1893 года в селе Салмановка Пензенской губернии в семье крестьянина. Окончил Пензенское духовное училище.
С 21 октября / 3 ноября 1914 года нёс послушание псаломщика в храме Михаила Архангела города Керки Закаспийской области[250]. В 1914 году началась Первая мировая война, и Григорий был призван в армию и служил до 1918 года рядовым. В октябре 1919 года был назначен псаломщиком к Покровской церкви села Высокого Чемкентского уезда Сыр-Дарьинской области (ныне - село Шакпак баба Тюлькубасского района Южно-Казахстанской области Казахстана). 9 февраля 1920 года был рукоположен во диакона к этому храму. 27 сентября 1922 года был назначен диаконом Иосифо-Георгиевской соборной церкви города Ташкента. С 3 августа 1923 г. стал служить на родине в храме Архангела Михаила в селе Салмановка. В 1925 г. переехал в город Беднодемьянск[251] Пензенской губернии и в мае был назначен на служение в Вознесенскую церковь. В 1931 г. вместе с семьей переехал в Московскую область и 20 апреля получил назначение в храм святых мучеников Адриана и Наталии города Лосиноостровска Московской области. 20 апреля 1935 г. назначен диаконом к Петропавловской соборной церкви города Коломны. В Коломне смогли снять маленькую комнатку, в которой ютилась семья отца Григория, состоящая из шести человек. Отец Григорий служил благоговейно и часто, детей водил в храм на службу, учил молитвам. В Коломне он встретился со священником Василием Горбачевым, с которым познакомился еще до революции. Отцу Василию и его семье долго не давали разрешения на прописку в Коломне, и отец Григорий убеждал друга потерпеть, не возмущаться. «Коломенским районным отделом управления НКВД по Московской области, – писали сотрудники НКВД, – вскрыта и ликвидируется контрреволюционная церковно-монархическая организация... В своем составе контрреволюционная церковно-монархическая организация насчитывает до пятидесяти человек – из числа духовенства, бывших людей, кулаков раскулаченных и активных церковников». 11 августа 1937 г. диакон Григорий был арестован и заключен в Коломенскую тюрьму. Во время ареста у отца Григория были изъяты ноты церковных песнопений, девять церковных книг и настольная книга священно- и церковнослужителя, составленная протоиереем Сергием Булгаковым. Против него подписались под протоколами допросов свидетели, иные не читая их, как священник Петропавловского собора, в котором служил диакон, благочинный церквей города Коломны; он показал, будто бы диакон Григорий говорил, что «коммунизм есть общность даже и жен, большевики из русского народа хотят сделать безвольного раба, который бы им беспрекословно во всем подчинялся и исполнял их прихоти. Большевики затягивают петлю на шее русского народа, но как бы они не просчитались и не попали в нее сами» В день ареста начались допросы. - Вы арестованы как участник контрреволюционной организации. Вы подтверждаете это? - спросил следователь. - Нет, участником контрреволюционной организации я не являюсь - Вы лжете перед следствием, следствие располагает материалами, изобличающими вам в участии в контрреволюционной церковно-монархической организации. Требую от вас правдивых показаний по этому вопросу. - Свой предыдущий ответ подтверждаю. Участником контрреволюционной церковно-монархической организации я не являюсь Следователь начал зачитывать показания арестованных священников города Коломны Алексеева, Сердобольского, Руднева, которые обвинили отца Григория в контрреволюционной деятельности, которую он якобы проводил. Все эти лжесвидетельства отец Григорий категорически отверг. 29 августа состоялся еще один допрос. - На протяжении нескольких дней вы упорно продолжаете скрывать от следствия свое участие в контрреволюционной церковно-монархической организации. Требую от вас прекратить ваше упирательство и приступить к исчерпывающим показаниям, - потребовал следователь. - Я дал вам показания и считаю, что они являются исчерпывающими, больше показать ничего не могу, и виновным себя в участии в контрреволюционной церковно-монархической организации я не признаю. Через некоторое время отца Григория перевели в Таганскую тюрьму в Москве, где он 5 сентября снова был допрошен. - Вы обвиняетесь как участник контрреволюционной группировки. Требуем от вас показаний. - Я ни в какой контрреволюционной организации не состоял и антисоветской деятельности не вел. Впоследствии, в 1957 г., органами внутренних дел было проведено расследование, которое вскрыло факты нарушения следствия в 1937 г. сотрудниками Коломенского районного отделения НКВД. Было установлено, что следователи арестовывали людей без всяких оснований, во время следствия заставляли подписывать выдуманные показания. К тем, кто отказывался это сделать, применяли непрерывные, так называемые " конвейерные", допросы, длившиеся несколько суток и сопровождавшиеся оскорблениями, угрозами, многочасовым стоянием и побоями. Но эти испытания не сломили отца Григория. 9 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила диакона Григория Самарина к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Наказание он был отправлен отбывать в Бурлаг НКВД. Ольга Михайловна, жена отца Григория, обратилась в НКВД с просьбой пересмотреть дело мужа. В 1939 г. дело было пересмотрено, однако жалоба была " оставлена без последствий, за несостоятельностью мотивов". Из лагеря, незадолго до смерти, отец Григорий послал своим детям письмо, в котором наставлял их читать душеполезные книги, учиться и помогать маме. Скончался 11 июля 1940 г. от воспаления легких в лагере в Хабаровском крае на станции Известковая. В 1957 году был реабилитирован. Определением Священного Синода от 7 октября 2002 г. был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Награды
Использованные материалы
События дня. Вечерня и утреня. Накануне я был на службе в свято-Успенском соборе, где была совершена обычная вседневная вечерня с добавлением входа, а также утреня с полиелеем в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Службу совершал о.Александр Корниенко без диаконов (который исполнял обязанности псаломщика за отсутствием такового) при пении бокового хора. Евангелие на утрени (от Луки): 26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. 28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. 29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие. 30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. 32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. 34Мария же сказала Ангелу: ка́ к будет это, когда Я мужа не знаю? 35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. 36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. 38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. 39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. 41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! 43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? 44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. 45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. 46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́ рдца их; 52низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55ка́ к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. 56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. И снова мы читаем тот же текст, посвященный событию Благовещения и последующей за ним встречей Пречистой Девы Мариам и праведной Елисаветы. Последняя первой именует свою родственницу Матерью Божией. ИМариам прославляет Бога, предсказывая почитание, которое в будущем ожидает ЕЕ. Но на деле это почитание ждет ЕЕ уже когда она с телом будет взята на небеса. А до тех пор ЕЕ ждет жизнь, полная лишений. После того, как Мариам дает согласие на непорочное зачатие, онаподвергает себя опасности, ведь она не просто женщина, выданная замуж. Она дала обет девственности и ее обручение Иосифу фиктивное. Забеременев же, она рискует быть обвиненное в блуде, а если она обручена, то ее, как прелюбодейку, могли бы побить камнями. Несомненно, она знает это, но дает согласие, безгранично веры Богу, зная, что ТОТ, кто всегда заботилсмя о НЕЙ, не оставит ЕЕ и сейчас. Этой веры, подобной вере дочери Отцу, не сомневающейся в том, что Отец всегда поможет ее и с Ним ей не нужно заботиться и о чем, ибо Он сам даст ей все необходимое. Этой веры не хватает нам… Литургия. В сам Жень я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Александр Корниенко при пении бокового хора. Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. 2Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. 3Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. 4Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. 5Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. 6Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. 7Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. 8Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. 9Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. 10А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - 11если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей. 12Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. 14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. 15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. 16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? 17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам. 18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. 19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих. 20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван. 21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. 22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. 23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. 24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом. 25Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. 26По настоящей нужде за лучшее признаю́, что хорошо человеку оставаться та́ к. 27Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. 28Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. 29Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 30и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; 31и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. 32А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 34незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. 35Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. 36Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. 37Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. 38Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. О чем пишет апостол? Да, о том, как поступать, если один из супругов уверовал во Христа, а другой – нет. И это вовсе не свидетельствует о разрешении вступать в брак с иноверными и инославными. Ниже апостол напишет об этом: «только в Господе», то есть, только с собратом (или сестрой) по вере. Посему венчания с неверующими, иноверцами или инославными строго запрещены. Впрочем, в Синодальный период из-за распространенной среди российской знати практики брать в жены немок или иных из европейских аристократических родов такие венчались с католичками и протестантками вовсю. Но это говорит лишь о чудовищном падении тогдашних нравов, помноженной на диктат светских властей над Церковью (Синодом управлял светский чиновник – обер-прокурор, назначаемый императором, а многие решения, например, о поставлении на кафедры епископов или канонизации святых, утверждал император), притом, что сама власть была глубоко поражена этими настроениями. Будущей семье такой брак сильно повредит (особенно, когда появятся дети и их надо будет воспитывать). Потому при разговоре о невозможности брака с иноверцами на этот пример ссылаться нельзя. А если разница в вере появилась уже после брака, то если семейные отношения уже сложились и утвердилась взаимная веротерпимость, то сожительство вполне возможно. Иное дело, неверующая сторона пытается навязать верующей свои взгляды и настроена агрессивно. Тогда, по слову святителя Иоанна Златоуста, лучше оставить брак, нежели благочестие…. Евангелие (от Матфея): 1В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе 2и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. 3Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, 4потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. 5И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. 6Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, 7посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. 8Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. 9И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, 10и послал отсечь Иоанну голову в темнице. 11И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. 12Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. 13И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. 14И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. 15Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. 16Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. 17Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. 18Он сказал: принесите их Мне сюда. 19И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. 20И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; 21а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. 22И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. 23И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. 24А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. 25В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. 26И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. 27Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. 28Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. 29Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, 30но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. 31Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? 32И, когда вошли они в лодку, ветер утих. 33Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. 34И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую. 35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных, 36и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись. Глава 15. 1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: 2зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. 3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? 4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. 5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, 6тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. 7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: 8приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; 9но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. 10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! 11 не то́, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека. 12Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? 13Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; 14оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. 15Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. 16Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? 17еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? 18а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, 19ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - 20это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека. 21И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские[252] и Сидонские[253]. В очередной раз фарисеи придираются ко Христу, на сей раз по поводу того, что его ученики не моют руки перед едой. Для нас мытье рук перед едой – это лишь вопрос гигиены, для иудеев же это – религиозное действие, так как иудей опасается принять что-нибудь скверное вместе с пищей. Так, позднее, они, предав Христа на распятие, озабочены были лишь тем, как бы не оскверниться, общаясь с язычником Пилатом, хоть осквернились они, когда совершили грех, предав НЕВИННОГО ЧЕЛОВЕКА на смерть. Так и здесь они озабочены лишь внешними правилами. И Господь тут же их обличает, что они, жонглируя заповедями и правилами Закона, разрешают себе все, что хотят – даже оставить без попечения собственных родителей, под предлогом, что то, чем те от них бы пользовались, предназначено для пожертвования на храм, то есть, является даром Богу. И тут же Он открывает немыслимую для иудеев истину – пища не может осквернить человека, так как в нет ничего, оскверняющего душу. Но оскверняется человек, творя грех устами, руками или мыслью. Эти слова остались непонятными и для фарисеев, увидевших в этом «нарушение Закона», да и для учеников, понимавших Закон так, как и все иудеи. Лишь по Сошествии на них Духа Господня они обретут полноту понимания истин Божиих. Итак, худа не пища, которую человек употребляет, но человек, обращающий поепечения о плоти в похоти, и обретающий пристрастие к этой пище, услаждаясь ею…. И чтения праздника иконы Божией Матери «Троеручица». Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. 4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. 5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. И снова перед нами традиционное для Богородичных праздничных праздников апостольское чтение. Апостол призывает в делах любви подражать Богу, ради спасения принявшему человеческое естество, а затем и страдания и смерть, дабы спасти человека. Притом, Он, будучи Богом, не гнушался снизойти до принятия человеческого естества. Потому и мы призываемся не делить ближних на «хороших» и «плохих», а исполнять заповедь о любви не на словах, а на деле. Как Бог любит всех и заботится обо всех людях одинаково, всем желая спасения, так и мы призываемся к любви ко всем, не деля людей на друзей и врагов, но желая добра каждому, имея готовность разделить его радость и горе, готовность истощать себя ради ближнего. Увы, об этом легче говорить, чем исполнять, но если человеку это и невозможно, то все возможно Богу, а потому и мы, далекие от этого, призываемся этому следовать… Еванглие (от Луки): 38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. 40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. 41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Глава 11. 1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. 2Он сказал им: когда мо́ литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. 5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. 8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. 9И Я скажу вам: проси́ те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. 11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? 12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? 13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него. 14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. 15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. 16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. 17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́ к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. 20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. 21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. 23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. 24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого. 27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! 28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. И традиционное для Богородичных праздников Евангельское чтение о Марфе и Марии. Господь пребывает в доме у тех самых сестер Марфы и Марии, чей брат Лазарь будет позднее воскрешен Христом. А теперь Господь проповедует в их доме. Но одна сестра внимательно слушает Христа. Другая же всецело поглощена заботой о столе, вряд ли даже слыша то, что Господь говорит. Зато она видит, что сестра ей не помогает, тут же укоряя Христа, за то, что Он попускает той «бездельничать». Но Господь замечает ей, что та, в отличие от нее, внимательно слушает Его, не просто слушая, а стремясь это исполнять. Именно то, что она примет умом и душой своей, взойдет и принесет плод, как раз будет с ней и не отнимется от нее. А хлопоты Марфы, по существу, Господь именует бесполезными, ибо без многого из того, что она хочет сделать можно было бы и обойтись. Впрочем, это не значит, что все то, что она делает, худо. Нет. Но она всецело поглощена своими хлопотами, игнорируя то, что говорит Господь, да еще укоряя свою сестру, внимательно слушающую Христа, да еще слагающую все услышанное в себе. Можем ли мы сказать о себе, что мы так внимательно слушаем и читаем Слово Божие? Увы, нет. А Мария слушала именно так. Тут вспоминаются слова святителя Феофана Затворника: «Все мы, как Марфа, суетимся…». По преимуществу, большая часть наших забот и попечений, которые мы считаем важными, на самом деле пустые. Они носят нас туда и сюда, лишь поздно вечером бросая без сил на постель, не давая ни помолиться, ни даже подумать о Боге. Такова страсть многозаботливости, угнетающая многих. О ней много рассуждает святитель Игнатий (Брянчанинов). Итак, плох не труд, но ситуация, когда житейские попечения заслоняют собой Бога, когда на заботу о душе «нет времени», потому что «много дел». которые, как правило, куда-то испаряются, когда человек хочет не молиться или читать что-нибудь полезное для души, а развлекать чем-нибудь свое тело…. По окончании литургии о.Александр поздравил всех с праздником, пожелав всем помощи Божией и заступничества Божией Матери. Проповеди он не говорил… |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-07; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы