Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пробуждение и свобода выбора



Когда я говорю о свободе выбора, открывающейся вместе с Пробуждением, речь идёт не о том, что пробуждённый расписывает каждый свой шаг заранее, планирует что подумать в следующий момент, управляет светилами и событиями всего мира. Речь идёт о разрушении ментальных шаблонов, из которых составлена любая личность=”я”=эго и работа которых проявляются в виде определённых действий, решений, ощущений, эмоциональных реакций на то или иное, и т.д.

Эти шаблоны устанавливают необходимость именно таких, а не иных алгоритмов поведения в различных ситуациях, способов мышления, восприятия, отношения к происходящему, представления о себе и о мире. Эти шаблоны управляют вниманием, в результате чего вся осознаваемая человеком информация проходит через уникальный личностный фильтр и воспринимается не совсем то, что передавалось, это похоже на игру в испорченный телефон, в которую наверно многие играли в детстве.

Хочу подчеркнуть, что ментальный шаблон и простое знание о чём то - разные вещи, знание не включает в себя убеждённость. К примеру: можно знать различные теории устройства и происхождения Вселенной, но не разделять их, или можно быть убеждённым в истинности одной из теорий, например в том, что мир создал Бог, тогда с этой позиции все остальные теории предстают ложными. К примеру: можно знать о различных способах достижения материального благополучия, или быть убеждённым в правильности одного из них, например - чтобы хорошо зарабатывать - надо много трудиться, тогда с этой позиции все остальные способы видятся неприемлемыми.

Надеюсь этих примеров достаточно, чтобы вы могли увидеть разницу между знанием и принятием некой информации за истину - что и есть - ментальный шаблон.

Источником шаблонного мышления является базовая дихотомия: ложь-истина, наглядно это можно представить так:

 

Люди на картинке спорят потому, что принимают, каждый, своё видение за истину, соответственно мнение оппонента признаётся ложным. Но, что интересно, смотрят они на одно и тоже. Хотя сама базовая дихотомия тоже представляет из себя простой шаблон, разрывом которого разрушается всё ветвистое дерево шаблонного мышления, разрушить этот шаблон не так-то просто, потому как различные шаблоны предстают не только в виде мыслей, оценок и импульсов к действию, но и в виде чувственных образов, которые наделяются в уме признаком объективной, самостоятельно существующей реальности. Поэтому " любое понимание вначале должно быть на интеллектуальном уровне, но интеллект должен быть достаточно сильным, чтобы осознать свою собственную ограниченность.", - говорит Рамеш Балсекар.
Многие духовно ищущие, страдая от работы ума, базирующегося на негативных убеждениях, начинают видеть в уме не инструмент, который можно использовать как во вред, так и во благо, а зло, от которого нужно избавиться. Отсюда и невежественное использование медитативных практик, применяемых в древности для подготовки ума ученика к джняна-йоге.
Исходя из вышесказанного нетрудно догадаться, что разрушить шаблоны, руководствуясь шаблонным мышлением нереально, потому так беспочвенны самовопрошания ( кто я? ), самокопания, борьба с фиксациями и др. подобные вещи. " Я", личность не может стать свободной, так как сама и является совокупностью ограничений. Но если изменить подход, провести исследование принципов работы причинного механизма, проявляющегося как наше " я" со всем его миром - тогда прорыв становится возможным, а причинный механизм превращается из хозяина в инструмент. Но при этом рушится всё здание личности.
Сделаем небольшое отступление, дабы разобрать самые распространённые петли ума, в которые попадают бредущие к Истине. Осознав, что тот, кого он считает собой - является сборником обусловленностей, человек попадает в логическую петлю, обусловленную базовой дихотомией - если всё запрограммировано - значит свобода воли невозможна в принципе, одно логически противоречит другому, БЕЗ ШАНСА. Такое понимание приравнивается к осознанию конечной истины, к нему приплетаются указатели мастеров, и фаталистические концепции мироздания (всё просто происходит, всё влияет на всё, эта жизнь только кино, а фильм уже отснят и т.д). Следующую ловушку в дзен называют привязанностью к пустоте. Человек увидел, что его " я" и весь проявленный мир основан на вещах и понятиях, не имеющих собственного существования, таких как верх-низ, длинный-короткий, большой-маленький, хорошо-плохо, свет-мрак, добро-зло и т.д, тогда всё многообразие мира предстаёт для него несуществующим, а реальность предстаёт в виде монолитного единства, он попадает в новую петлю ума, основанную на базовой дихотомии: воображаемое реальным быть не может, это понимание приравнивается к конечной истине, к нему приплетаются различные учения и указатели мастеров.
Эти ловушки могут продолжаться бесконечно, пока не распознана базовая дихотомия истина-ложь как шаблон, основанный на понятиях, не имеющих собственного существования. Тогда и происходит разрушение всех ограничений ума - то есть трансформация личности в пробуждённого, для которого всё имеет относительную истинность, для которого нет ничего самосущего.Так это описано в Ланкаватара-сутре:

< blockquote> Когда озираешь ты мир взором своего совершенного знания и сострадания, он должен тебе представать подобным сну, о коем нельзя сказать зыбок ли он, постоянен ли, ибо слова " бытие" и " не-бытие" неприменимы к нему.
Когда озираешь ты сущее взором своего совершенного знания и сострадания, оно должно тебе представать подобным видé ниям вне пределов ума человечьего, ибо [слова] " существо" и " не-существо" неприменимы к нему.
Совершенным знанием своим и состраданием, вне границ и пределов, ты постигаешь бессамостность всех вещей и существ и пребываешь свободным и чистым от омрачений страстями, учёностью и себялюбием.< /blockquote>

В конечном итоге колесо сансары это и есть блуждания Ума в дебрях им же, Умом порождаемых и поддерживаемых представлениях-воображениях.
Так что такое свобода выбора, открывающаяся вместе с пробуждением? Если ты видишь условность любых представлений о себе, мире, о том что возможно, а что нет, о том, что надо поступать именно так, а не иначе, о том, что счастье и смысл заключается именно в том, а не ином, разве твои решения будут определяться этими шаблонными представлениями и стимулами? Конечно же нет. Теперь ты способен выбирать ту или иную линию поведения осознанно в контексте настоящего момента, хотя этот выбор и не представляет для тебя никакой важности. Действия теряют силу обязательности, необходимости. Твоё счастье и удовольствие не зависит теперь от представлений о том, в какой ситуации ты должен находиться и чем обладать, чтобы быть счастливым. К примеру человек, привязанный к моде, будет выбирать в магазине соответствующую моде одежду, даже если она не совсем комфортная для тела, если такой привязанности нет можно выбрать ту одежду, которая будет наиболее комфортна для тела в этот сезон. Этот принцип распространяется на все сферы реальности.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь