Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Индивидуальная осознанность



Искусство импровизации по Б.М. Рунину

«Постоянные посетители концертов отлично знают, что Рихтер или Коган никогда не исполняют одну и ту же вещь точно так, как играли ее прежде. Да и любителям театра хорошо известно, что, допустим, Смоктуновский или Ульянов в одних и тех же ролях, но в разных спектаклях никогда не повторяют себя досконально. Каждое исполнение, если оно действительно творческое, а не механическое, неизбежно сопровождается какими-то новыми нюансами, свежими красками, необычными оттенками. От раза к разу меняются акцепты, интонации, звучания, трансформируется сама пластика творческого поведения, самый характер воплощения личности артиста в создаваемом образе. Происходит это по разным причинам. Иногда на такие экспромты артиста толкает смутная неудовлетворённость, непредусмотренный поиск лучшего решения, безотчётная потребность экспериментирования. Иногда - изменившееся творческое самочувствие, которое тоже исподволь диктует артисту свою волю. Иногда - необычная обстановка: непривычный репертуар, незнакомая аудитория, новый состав исполнителей и т.д. Отступление от прежней программы действий в таких случаях далеко не всегда осознается исполнителем загодя и часто поражает его самого. Разумеется, эта характерная для импровизации единовременность «пароля» и «отзыва» - прерогатива не только исполнителя, но и «сочинителя» тоже. Легче всего объяснять этот феномен, когда речь идет о сочинительстве примитивном, т.е. о вольных или невольных подражаниях образцам или о «вариациях на тему», особенно в музыке. Так как образным мышлением в таких случаях автор себя не слишком обременяет, рука подобного сочинителя сама, помимо сознания, резво выводит создаваемую мелодию, даже как бы опережая намерение. «Обычно это - настойчивое повторение очень затрепанных кадансовых формул, как точек опоры, вокруг которых крутятся, с постоянным к ним возвращением «случайные» сочетания», - говорит Игорь Глебов. Но самое удивительное свойство импровизации в том и заключается, что она и в поистине изощрённом творчестве способна породить эту чудесную инверсию, когда реализация как бы предшествует намерению, когда рука как бы сама ведёт мысль и созданное фиксируется, подхватывается и оценивается автором лишь постфактум. Больше того, именно эта инверсия часто становится свидетельством подлинного взлёта творческой энергии человека. Представьте себе такую ситуацию, будь то в музыке, будь то в поэзии: ритмико-смысловая волна, вызванная к жизни автором, внезапно подчиняет себе его самого. И тогда, внимая её «несущей силе», ее имманентной логике, её внутренней динамике, её выдвинутым вперед велениям, он готов следовать и дальше подсказанному ею курсу. Даже вопреки своим первоначальным планам. В этом смысле импровизация может рассматриваться как логическая и психологическая модель творческого процесса вообще. Не случайно концепция, согласно которой творчество получает своё научное истолкование в качестве «опережающего отражения» (как исторически, так и логически), приобретает всё больше и больше сторонников. Во всяком случае, импровизация как творчество самородное и сиюминутное («здесь и сейчас»), как творчество «на лету и ненароком» (Тютчев), как творчество «навзрыд» (Пастернак), как «мгновенная удача ума» (Ахмадулина) подарила нам немало истинных шедевров. «Парадокс опережения», когда желаемое реализуется у художника раньше, чем он успевает осознать своё хотение, становится фактором поразительных открытий. Поразительных хотя бы уже одним тем, что они были непредсказуемы и для самого автора. Импровизационное начало неотъемлемо входит в структуру подлинно художественного, т.е. подлинно оригинального познания, которое может быть осмыслено, в частности, как череда локальных импровизаций. Ведь творческий процесс экспериментален на всем его протяжении. И на каждом этапе - это не столько следование уже имеющийся планам и намерениям, сколько естественно складывающиеся отступление от них».

Источник: http: //vikent.ru/enc/3659/

 

Эффективный тренер это тот, который в начале показывает, что он, безусловно, превосходит

своих учеников на данном этапе, потом, по прошествии некоторого периода обучения, он с

ними сравнивается, а потом даже начинает имитировать то, что ученики умеют лучше, чем он

сам. Чтобы ученик почувствовал, что он перерос своего учителя и тогда он от этого сильно

проникается. Это та точка, которая делает предложение цельным и законченным.(Из книги Бурхаева «другая химия»

 

Как заметил французский писатель Андре Жид,
«все, что должно быть сказано, уже сказано. Но поскольку это-го никто не услышал, можно все что угодно сказать еще раз».

 

 

Черный пояс не имеет ценности, если не подтверждается ежедневными поединками. В остальном же его единственная функция - поддержание штанов. Брюс Ли

 

 

Г енри Фонда волновался перед каждым выходом
на сцену, даже когда ему было 75 лет. Страх нику-
да не уходит. Воин и артист живут по одним и тем же
правилам, требующим, чтобы каждый день битва
начиналась заново. Война за креатив

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь