Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методика приобщения дошкольников



Методика приобщения дошкольников

К восприятию музыки

 

Интерес к музыке и потребность в ней формируются, прежде всего, в процессе ее восприятия-слушания. Большой вклад в разработку проблем музыкального восприятия внесли Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкая, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Н.А. Ветлугина. Особое внимание этому виду деятельности уделялось в системе музыкального воспитания, созданной в СССР в 70-ые годы 20 века (автор Дмитрий Борисович Кабалевский), глубоко разработана проблема приобщения дошкольников к восприятию музыки в работах Ольги Петровны Радыновой (Москва) (90-ые годы 20 века, программа «Музыкальные шедевры»).

 Отдельные аспекты этого вида деятельности раскрыты в исследованиях белорусских ученых: Г.А. Никашиной, Г.В. Савельева. Восприятие музыки как вид музыкальной деятельности трактуется несколько шире, нежели сам психический процесс, подразумевающий только отражение явлений действительности в сознании человека. Восприятие музыки – это активный процесс не просто ее «слушания», а процесс «слышания», подразумевающий понимание, познание музыкального образа, связанное с активностью эмоций, мышления и воображения.

Свойствами музыкального восприятия являются целостность, эмоциональность, осознанность, образность.

Особенность музыкального восприятия как вида деятельности детей в том, что:

1) он доступен детям уже в раннем возрасте (данные некоторых исследований говорят о восприятии музыки уже в период внутриутробного развития человека);

2) восприятие музыки является обязательным компонентом любого другого вида музыкальной деятельности: так, любому исполнению (песни, пляски, попевки на музыкальном инструменте) обязательно предшествует восприятие, музыкальное творчество также опирается на имеющийся у человека слуховой опыт, накопленный в процессе восприятия достаточно широкого круга произведений. Трудно переоценить роль музыкального искусства и его восприятия детьми в развитии эмоционального мира ребенка, эмпатии (через сопереживание музыкальному образу), произвольного внимания. Велико значение восприятия музыки и для интеллектуального и речевого развития: оно способствует формированию навыков анализа и синтеза, обобщения, сравнения, обогащает лексику ребенка (особенно прилагательными), способствует развитию связной речи (в ходе высказываний о музыке, выражения своего отношения, собственных суждений).

Все сказанное позволяет считать восприятие основным видом музыкальной деятельности дошкольников.

 Формы организации музыкального восприятия

Восприятие музыки в УДО проводится в следующих формах:

 1. Восприятие музыки как компонент любого вида музыкальной деятельности.

2. Восприятие музыки как самостоятельный вид детской музыкальной деятельности:

А) как часть музыкального занятия (чаще всего обязательная) во всех возрастных группах (3-6 минут);                        

Б) как самостоятельное занятие, часто во второй половине дня в среднем и старшем возрасте (10 и 15 минут).

3. Восприятие музыки на праздниках, досугах (особенность восприятия здесь – не проводится анализ музыкального произведения).

 

Требования к репертуару по слушанию музыки

В целом в музыке, предлагаемой для восприятия дошкольниками, необходимо преобладание гаммы светлых, жизнерадостных чувств и настроений, поскольку музыка воздействует на ребенка физиологически.

 1. Художественность музыкального репертуара. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки для развития музыкального, эстетического вкуса, появляются первые музыкальные предпочтения. Очень важно, чтобы дошкольники воспитывались на музыкальных образцах, которые являются общепризнанными музыкальными шедеврами, что не исключает использование и современной, популярной музыки, которая не противоречит этому требованию.

 2. Разнообразие музыки. В музыкальном репертуаре должны присутствовать как произведения фольклора, так и классической музыки, лучшие образцы современной и специфически «детской» музыки. Наличие произведений разных стилей, эпох позволит обогащать слуховой опыт дошкольников, расширять их кругозор, сделает их восприимчивыми к разнообразным «музыкальным языкам». По данным некоторых исследований, способность к восприятию различной музыкальной стилистики с возрастом снижается, подобно тому, как снижается способность к овладению вербальными языками (музыка и речь имеют общую интонационную природу).

3. Доступность произведения. Как по критериям эмоциональной доступности, доступности музыкального языка, так и по критерию времени восприятия музыки (около 2-ух минут непрерывного звучания); Этим требованиям удовлетворяют известнейшие произведения, получающие все более широкое использование в практике работы УДО. Например, классическая музыка: фортепианные пьесы из альбомов П.И. Чайковского (Детский альбом), А.Т. Гречанинова (Детский альбом), Р. Шумана (Альбом для юношества), С.С. Майкапара (Бирюльки), Г.В. Свиридова (Альбом пьес для детей), Д.Д.Шостаковича (Танцы кукол), белорусского композитора Г. Вагнера («Детский альбом», «Вмире сказок») и др.; симфонические произведения: «Детская симфония» И. Гайдна, Сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Бизе, симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк», симфонические картины А.К. Лядова «Кикимора», «Баба Яга» и др.

 18 – 21

21

Песенное творчество

Один из центральных разделов программы музыкального развития ребенка - песенное творчество.

Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности.

Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.

Тем не менее песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.).

Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей:

 

1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти топику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;

3) различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);

4) различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);

5) транспонирование простейшихмотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук.

 

Кроме того, можно использовать творческие задания для развития песенного творчества:

 

ü импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

ü импровизация музыкальных вопросов и ответов;

ü сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре (песня, танец, марш).

ü выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение;

ü активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный " разговор";

ü сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения.

 

Детям 2 — 3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слог ля-ля. та-та и т.д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию.

Дети 4 — 5 лет выполняют задания на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает налаживаться слухо-вокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и творческие задания с применением под страивания к звукам, транспонирования мотивов.

 

Дети 5 — 6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь попевки из «Музыкального букваря», например «Бубенчики звенят» и др.), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.

 

В 6 — 7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня). Правда, подобные задания они пробовали выполнять и раньше, но на несколько ином уровне.

Этапы развития песенного творчества:

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Наличие у песен словесного текста делает их доступнее по содержанию, чем другие музыкальные жанры. Работу над песенным творчеством можно разделить на три крупных части:

Речевой этап.

По теории Б.В. Асафьева музыка в звуковысотной интонации ближе всего к речи. Репертуаром для творческих заданий по развитию музыкальной речи могут быть русские народные потешки, попевки, яркие и образные, они изображают птиц, зверюшек. «Рассказывая» интересно и ярко, такие речевые упражнения формируют у ребёнка эмоциональный отклик на пение и интерес к нему.

 

Для восприятия метра и ритма речи подбираются стишки, где чётко прослушивается метр:

Лю-ли, лю-ли, лю-ли, при-ле-те-ли гу-ли.

Это могут быть любимые стихи детей, которые они смогут повторять в самостоятельной деятельности:

Зай-ку бро –си- ла хо -зяй -ка, под дож- дём о -стал -ся зай-  

Необходимо побуждать детей выразительно, образно прочитывать тексты упражнений и стихов.

2) Вокализация стихов или речь нараспев – промежуточное звено между речью и пением. А.Д. Демченко рекомендует эту технику как необходимый этап в работе над вокалом. А в нашем дошкольном учреждении это ещё и оздоровительные упражнения.

При вокализации стихов за счёт пропевания гласных, формируется певческое дыхание, а также правильная осанка. Для этих упражнений очень подходят детские стихи и даже сказки в стихах, такие, как «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево», «Тараканище» К Чуковского и т.п. Знакомые и популярные стихи дети интерпретируют с удовольствием и азартом. Это благодатная почва для проявления творчества. При занятии вокализацией необходимо обращать внимание детей на выразительность нашего голоса и побуждать их разнообразить его тембровое звучание, например:

Мишка косол-а-а-апый по лесу идёт,

Шишки собира-а-ает, песенки поёт.

Мишка идёт ме-е-едленно, вперева-а-алочку, ему трудно наклониться, он тяжё-о-олый.

Педагог может образным рассказом подготовить ребёнка к прочтению стихотворения вокально.

 

2) Собственно песенное творчество.

 

а) звукоподражание – это передача звуков окружающего мира. С самого раннего возраста ребёнок подражает лаю собаки – гав, гав, мяуканью кошки – мяу-мяу. При чтении взрослыми книг, он с удовольствием говорит голосом знакомых животных. Поэтому звуковая импровизация ему понятна и очень интересна:

Сели куры на забор

И пустились в разговор:

Ребёнок:

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

 

б) вопросно-ответные импровизации. Самый простой и понятный ответ – назвать своё имя, поздороваться, попрощаться:

Как тебя зовут? – Катя.

До свидания, дети! – До свидания.

Здравствуйте, ребята! – Здравствуйте!

Где был, Иванушка? - На ярмарке.

Что купил, Иванушка? - Курочку.

 

в) ритмические импровизации на слоги. Имея навык чтения ритмоформул ребёнку предлагается выполнить импровизацию по ним, используя слоги: да, ду, ля.

 

22-25

 Музыкально-ритмические движения

22 Музыкально-ритмические движения – вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки передается в движении. Музыка является основой, а движение - средством более глубокого ее восприятия и понимания. Такое понимание сути этого вида музыкальной деятельности сохраняется вне зависимости от термина, которым в разное время определялся этот вид деятельности – «ритмическое движение», «движение под музыку», «музыкальное движение», «ритмика» и др. Таким образом, цель этого вида деятельности – в углублении и дифференциации восприятия и формирования на этой основе навыков выполнения выразительных движений.

 Методика обучения музыкально-ритмическим движениям в массовом музыкальном воспитании детей впервые была представлена в системе ритмического воспитания швейцарского композитора и педагога Эмиля Жака- Далькроза (начало 20 века).

На современном этапе представляет интерес система «ритмической пластики», разработанная россиийским автором А.И. Бурениной и отраженная в программе «Ритмическая мозаика», которая с успехом используется в системе дошкольного музыкального воспитания Беларуси.

 В учебной программе дошкольного образования раздел «Музыкально-ритмические движения» выделен уже в группе второго раннего возраста (1-2 года).

  Задачи музыкально-ритмических движений:

 1. Формирование компонентов музыкальной культуры дошкольников (предпосылок музыкального вкуса, музыкальных интересов);

2. Развитие музыкальности и музыкально-творческих способностей (в наибольшей степени – эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства ритма);

 3. Обучение музыкально-ритмическим и двигательным умениям и навыкам (ритмично ходить, легко бегать, выполнять легкие ритмичные поскоки, выполнять движения с предметами, двигаться по кругу, в парах, выполнять перестроения и т.д)

 4. Формирование элементарных знаний о музыке (представления о темпе – быстро, умеренно, медленно, динамике – тихо, громко, музыкально форме – двух-трех частной, куплетной и др., жанрах музыки – марш, танец: полька, вальс, полонез и др.).

 5. Содействие физическому развитию (осанка, походка, четкость движений) детей, умению взаимодействовать со сверстниками.

Виды движений

1.Упражнения (многократное выполнение движений с целью обучения):

 а) упражнения, направленные на совершенствование основных движений (ходьба, бег, прыжки);

 б) общеразвивающие (с предметами и без них);

 в) подготовительные, в ходе которых разучиваются движения к пляскам (галоп, кружение и т.д.);

г) образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей игр и инсценировок; д) самостоятельные упражнения – законченные композиции (специально созданные авторами с этой целью, напр. «Всадники», «Барабанщики»).

2. Пляски:

 а) пляски с зафиксированными движениями (авторская композиция, сопровождающаяся описанием движений в соответствии с тактами музыки); - пляски с подлинными элементами народного танца; - характерные танцы («Снежинки», «Петрушки», «Куклы» и т.д.); - хороводы с пением, текст которых не связан с выполняемыми движениями; - современный детский танец; - детский бальный танец.

 б) пляски-импровизации на основе разученных движений и их элементов (начиная с плясок типа «зеркало», в котором все участники повторяют комбинацию движений за ребенком-ведущим, заканчивая самостоятельной сольной или коллективной композицией);

3. Музыкальные игры с движением:

 а) сюжетные, в которых показаны действия, характеры, взаимоотношения персонажей; - под пение (― У мядзведзя на бару‖ ); - под инструментальную музыку ( типа ― День и ночь‖, ― Весело-грустно‖, ― Зайцы и лиса‖ ); - игры-инсценировки, чаще используемые на развлечениях и досугах (― Теремок‖, ― Колобок‖ ). б) несюжетные, которые не имеют определенной тематики, задание связано с общим настроением музыки, ее выразительными средствами – различные игровые задания, соревновательные элементы и пр.

Методика приобщения дошкольников

К восприятию музыки

 

Интерес к музыке и потребность в ней формируются, прежде всего, в процессе ее восприятия-слушания. Большой вклад в разработку проблем музыкального восприятия внесли Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкая, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Н.А. Ветлугина. Особое внимание этому виду деятельности уделялось в системе музыкального воспитания, созданной в СССР в 70-ые годы 20 века (автор Дмитрий Борисович Кабалевский), глубоко разработана проблема приобщения дошкольников к восприятию музыки в работах Ольги Петровны Радыновой (Москва) (90-ые годы 20 века, программа «Музыкальные шедевры»).

 Отдельные аспекты этого вида деятельности раскрыты в исследованиях белорусских ученых: Г.А. Никашиной, Г.В. Савельева. Восприятие музыки как вид музыкальной деятельности трактуется несколько шире, нежели сам психический процесс, подразумевающий только отражение явлений действительности в сознании человека. Восприятие музыки – это активный процесс не просто ее «слушания», а процесс «слышания», подразумевающий понимание, познание музыкального образа, связанное с активностью эмоций, мышления и воображения.

Свойствами музыкального восприятия являются целостность, эмоциональность, осознанность, образность.

Особенность музыкального восприятия как вида деятельности детей в том, что:

1) он доступен детям уже в раннем возрасте (данные некоторых исследований говорят о восприятии музыки уже в период внутриутробного развития человека);

2) восприятие музыки является обязательным компонентом любого другого вида музыкальной деятельности: так, любому исполнению (песни, пляски, попевки на музыкальном инструменте) обязательно предшествует восприятие, музыкальное творчество также опирается на имеющийся у человека слуховой опыт, накопленный в процессе восприятия достаточно широкого круга произведений. Трудно переоценить роль музыкального искусства и его восприятия детьми в развитии эмоционального мира ребенка, эмпатии (через сопереживание музыкальному образу), произвольного внимания. Велико значение восприятия музыки и для интеллектуального и речевого развития: оно способствует формированию навыков анализа и синтеза, обобщения, сравнения, обогащает лексику ребенка (особенно прилагательными), способствует развитию связной речи (в ходе высказываний о музыке, выражения своего отношения, собственных суждений).

Все сказанное позволяет считать восприятие основным видом музыкальной деятельности дошкольников.

 Формы организации музыкального восприятия

Восприятие музыки в УДО проводится в следующих формах:

 1. Восприятие музыки как компонент любого вида музыкальной деятельности.

2. Восприятие музыки как самостоятельный вид детской музыкальной деятельности:

А) как часть музыкального занятия (чаще всего обязательная) во всех возрастных группах (3-6 минут);                        

Б) как самостоятельное занятие, часто во второй половине дня в среднем и старшем возрасте (10 и 15 минут).

3. Восприятие музыки на праздниках, досугах (особенность восприятия здесь – не проводится анализ музыкального произведения).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь