Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Задачи музыкального восприятия:
1. Формирование способности сопереживания образу; 2. Развитие музыкальности (эмоциональной отзывчивости на музыку, ладовысотного чувства, динамического и тембрового слуха, репродуктивного музыкального мышления и музыкальной памяти), специальных способностей к этому виду деятельности (способности целостно и дифференцированно воспринимать музыку); 3.Формирование оценочного отношения к музыке; 4.Обогащение слухового опыта; 5.Формирование знаний о музыке.
В каждой возрастной группе особое внимание уделяется и таким задачам, как: развитие слухового внимания и музыкально-сенсорных способностей в младшем возрасте; развитие репродуктивного мышления и музыкальной памяти в среднем возрасте; формирование знаний о музыке, начал музыкального вкуса и оценочного отношения в старшем возрасте.
Этапы организации музыкального восприятия, методы и приемы
Полноценное восприятие музыки состоится, если при его организации педагог, - во-первых, учитывает закономерности самого процесса музыкального восприятия (от целостного к дифференцированному и вновь к целостному); во- вторых, использует разнообразные методы и приемы, активизирующие восприятие. В организации восприятия музыкального произведения, как правило, придерживаются следующих этапов: 1. Первичное восприятие музыки (целостное). А) эмоциональная настройка на восприятие произведения (беседа, рассказ, сюрпризный момент, загадка, игрушка и т.п.). При этом, как правило, сообщается название произведения и его автор. Б) выразительное исполнение музыки (ТСО или живое звучание). В) беседа о прослушанной музыке. Основной вопрос: «Какие чувства выражены в музыке? », ― Каков характер музыки, ее настроение? ‖ В ходе беседы могут использоваться (особенно с младшими дошкольниками) методы уподобления характеру звучания музыки: мимическое, тактильное, интонационное. Далее музыкальный образ раскрывается посредством обсуждения вопроса ― О ком (о чем) рассказывает музыка? » 2. Повторное восприятие (дифференцированное). А) повторное исполнение (целиком, а затем и по частям) с акцентированием на различных особенностях произведения (смена динамики, тембров, частей и др.). Используются методы уподобления характеру звучания музыки: вокальное, моторно-двигательное, тембровое, цветовое; другие виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах, в которых не стоит цель выработки новых умений, а имеющиеся у детей навыки исполнения необходимы для более глубокой дифференциации восприятия, поддержания интереса детей; Б) параллельно с исполнением фрагментов произведения - беседа о музыке, главный вопрос в которой «Как рассказывает музыка? » 3. Узнавание и осознанное восприятие (целостное): А) узнавание произведения по отрывку; Б) уточнение, пояснение характера музыки и образа, средств музыкальной выразительности; В) сравнение произведения с другим произведением (знакомым или новым), по принципу контраста либо сходства (по названию, жанру). Например, Э. Григ «Шествие гномов», «В пещере горного короля» и М.П. Мусоргский «Гном»; П.И. Чайковский «Баба Яга», А.К. Лядов «Баба Яга», М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»; Э. Григ «Утро» и М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»; Циклы «Времена года» А. Вивальди и П.И. Чайковского. Требования к репертуару по слушанию музыки В целом в музыке, предлагаемой для восприятия дошкольниками, необходимо преобладание гаммы светлых, жизнерадостных чувств и настроений, поскольку музыка воздействует на ребенка физиологически. 1. Художественность музыкального репертуара. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки для развития музыкального, эстетического вкуса, появляются первые музыкальные предпочтения. Очень важно, чтобы дошкольники воспитывались на музыкальных образцах, которые являются общепризнанными музыкальными шедеврами, что не исключает использование и современной, популярной музыки, которая не противоречит этому требованию. 2. Разнообразие музыки. В музыкальном репертуаре должны присутствовать как произведения фольклора, так и классической музыки, лучшие образцы современной и специфически «детской» музыки. Наличие произведений разных стилей, эпох позволит обогащать слуховой опыт дошкольников, расширять их кругозор, сделает их восприимчивыми к разнообразным «музыкальным языкам». По данным некоторых исследований, способность к восприятию различной музыкальной стилистики с возрастом снижается, подобно тому, как снижается способность к овладению вербальными языками (музыка и речь имеют общую интонационную природу). 3. Доступность произведения. Как по критериям эмоциональной доступности, доступности музыкального языка, так и по критерию времени восприятия музыки (около 2-ух минут непрерывного звучания); Этим требованиям удовлетворяют известнейшие произведения, получающие все более широкое использование в практике работы УДО. Например, классическая музыка: фортепианные пьесы из альбомов П.И. Чайковского (Детский альбом), А.Т. Гречанинова (Детский альбом), Р. Шумана (Альбом для юношества), С.С. Майкапара (Бирюльки), Г.В. Свиридова (Альбом пьес для детей), Д.Д.Шостаковича (Танцы кукол), белорусского композитора Г. Вагнера («Детский альбом», «Вмире сказок») и др.; симфонические произведения: «Детская симфония» И. Гайдна, Сюита для оркестра «Детские игры» Ж. Бизе, симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк», симфонические картины А.К. Лядова «Кикимора», «Баба Яга» и др. 18 – 21 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы