Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Характеристика вокальных и хоровых навыков дошкольников. Особенности детского голоса и меры по его охране.
Организация этого вида деятельности требует знания и учета особенностей детского голоса, позволяет развивать его, соблюдая меры по его охране. Среди таких особенностей можно назвать: короткие и тонкие голосовые связки, малая емкость легких, неширокий диапазон (как правило, до трех лет - звуки ре1-соль1, к 5-ти годам ре1-си1; к 6-ти – до1-до2). Основными мерами по охране певческого голоса дошкольника является: - удерживание от громкого и длительного пения – не исполнять более 2-3 песен на занятии, 4-5 – на праздниках (в младшем возрасте 3), - подбор песенного репертуара с соответствующим данному возрасту диапазоном; - соблюдение гигиенических требований для помещения – не петь при температуре ниже 18 градусов и влажности более 40 процентов. Также необходимо удерживать детей от крика и визга, добиваться естественного тона разговора в любых условиях. При обучении пению особое внимание уделяется формированию вокально-хоровых навыков дошкольников. Важно учить детей уже в раннем возрасте соблюдать певческую установку – правильное положение корпуса во время пения. Так, необходимо сидеть (при исполнении разученных песен – стоять) прямо (в 2-4 года опираясь на спинку стула, в 5-6 лет – не прислоняясь к ней), ноги располагаются под прямым углом к полу, руки – на коленях, голова – прямо;
В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие вокально- хоровые навыки: - звукообразование (дети должны петь естественным высоким светлым звуком, образец такого пения должен демонстрировать и педагог; необходимо учить отрывистому образованию звука, что ближе для ребенка, а также протяжному пению – для того использовать специальные упражнения с большим количеством гласных, пение в среднем темпе); - дыхание (учить не брать дыхание в середине слов и фраз); - дикция (учить четко произносить звуки, особенно согласные, в конце слов; этому помогают скороговорки, громкий шепот- в старшем возрасте); - чистота интонации (как правило, координация между слухом и голосом у дошкольников еще слабая, поэтому необходимо показывать образцы чистого пения, петь в удобном диапазоне, больше использовать образцов без аккомпанемента, петь по подгруппам, использовать игровые задания на подражание, повторение интонаций и их транспонирование, уделять внимание фальшиво поющим – индивидуальный подход, рассадка детей во время пения); - ансамбль – согласованное пение в унисон (использование дирижерского жеста, пения в небольших подгруппах).
Методика разучивания песни предполагает три этапа (на протяжении 4-5 занятий): 1. Ознакомление с песней. Цель – заинтересовать ребенка, раскрыть содержание песни. Поскольку необходимый этап при разучивании песни это ее восприятие, то на данном этапе используются методы и приемы, связанные с восприятием музыки – эмоциональная настройка (беседа, сюрпризный момент, загадка и др), выразительное и качественное исполнение песни целиком (слуховая наглядность), беседа о прослушанной музыке: определение ее настроения, характера образа, некоторых средств выразительности, пояснения незнакомых слов и явлений. 2. Разучивание песни. На этом этапе проводится основная работа по обучению певческим умениям и навыкам – уделяется внимание дыханию, звукообразованию, дикции. Отдельно проучиваются интонационно сложные мотивы и ритмические группы – для этого используется двигательное моделирование (хлопки, отстукивание ритма, показ движения рукой изменения высоты звука) и предметное моделирование (большие и маленькие предметы для моделирования длительностей, предметы, расположенные на разной высоте или музыкальные лесенки для моделирования высоты). Песня разучивается по фразам, текст вместе с музыкой, поскольку слова и музыка песни должны составлять в сознании ребенка смысловое и образное единство. 3. Закрепление песни. Ведется работа над выразительным исполнением, оттачиваются необходимые навыки исполнения. На этом этапе желательно разнообразить формы исполнения песни, чтобы избежать утомления и удержать интерес детей в работе с песней. Это исполнение песни по подгруппам (мальчики – девочки), исполнение соло, исполнение с движениями, инсценировка, оркестровка.
21 Песенное творчество Один из центральных разделов программы музыкального развития ребенка - песенное творчество. Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту. Тем не менее песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.). Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей:
1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти топику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке; 2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций; 3) различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»); 4) различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»); 5) транспонирование простейшихмотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук.
Кроме того, можно использовать творческие задания для развития песенного творчества:
ü импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов; ü импровизация музыкальных вопросов и ответов; ü сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре (песня, танец, марш). ü выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; ü активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный " разговор"; ü сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения.
Детям 2 — 3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слог ля-ля. та-та и т.д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию. Дети 4 — 5 лет выполняют задания на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает налаживаться слухо-вокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и творческие задания с применением под страивания к звукам, транспонирования мотивов.
Дети 5 — 6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь попевки из «Музыкального букваря», например «Бубенчики звенят» и др.), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.
В 6 — 7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня). Правда, подобные задания они пробовали выполнять и раньше, но на несколько ином уровне. Этапы развития песенного творчества: Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Наличие у песен словесного текста делает их доступнее по содержанию, чем другие музыкальные жанры. Работу над песенным творчеством можно разделить на три крупных части: Речевой этап. По теории Б.В. Асафьева музыка в звуковысотной интонации ближе всего к речи. Репертуаром для творческих заданий по развитию музыкальной речи могут быть русские народные потешки, попевки, яркие и образные, они изображают птиц, зверюшек. «Рассказывая» интересно и ярко, такие речевые упражнения формируют у ребёнка эмоциональный отклик на пение и интерес к нему.
Для восприятия метра и ритма речи подбираются стишки, где чётко прослушивается метр: Лю-ли, лю-ли, лю-ли, при-ле-те-ли гу-ли. Это могут быть любимые стихи детей, которые они смогут повторять в самостоятельной деятельности: Зай-ку бро –си- ла хо -зяй -ка, под дож- дём о -стал -ся зай- Необходимо побуждать детей выразительно, образно прочитывать тексты упражнений и стихов. 2) Вокализация стихов или речь нараспев – промежуточное звено между речью и пением. А.Д. Демченко рекомендует эту технику как необходимый этап в работе над вокалом. А в нашем дошкольном учреждении это ещё и оздоровительные упражнения. При вокализации стихов за счёт пропевания гласных, формируется певческое дыхание, а также правильная осанка. Для этих упражнений очень подходят детские стихи и даже сказки в стихах, такие, как «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево», «Тараканище» К Чуковского и т.п. Знакомые и популярные стихи дети интерпретируют с удовольствием и азартом. Это благодатная почва для проявления творчества. При занятии вокализацией необходимо обращать внимание детей на выразительность нашего голоса и побуждать их разнообразить его тембровое звучание, например: Мишка косол-а-а-апый по лесу идёт, Шишки собира-а-ает, песенки поёт. Мишка идёт ме-е-едленно, вперева-а-алочку, ему трудно наклониться, он тяжё-о-олый. Педагог может образным рассказом подготовить ребёнка к прочтению стихотворения вокально.
2) Собственно песенное творчество.
а) звукоподражание – это передача звуков окружающего мира. С самого раннего возраста ребёнок подражает лаю собаки – гав, гав, мяуканью кошки – мяу-мяу. При чтении взрослыми книг, он с удовольствием говорит голосом знакомых животных. Поэтому звуковая импровизация ему понятна и очень интересна: Сели куры на забор И пустились в разговор: Ребёнок: Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
б) вопросно-ответные импровизации. Самый простой и понятный ответ – назвать своё имя, поздороваться, попрощаться: Как тебя зовут? – Катя. До свидания, дети! – До свидания. Здравствуйте, ребята! – Здравствуйте! Где был, Иванушка? - На ярмарке. Что купил, Иванушка? - Курочку.
в) ритмические импровизации на слоги. Имея навык чтения ритмоформул ребёнку предлагается выполнить импровизацию по ним, используя слоги: да, ду, ля.
22-25 Музыкально-ритмические движения 22 Музыкально-ритмические движения – вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки передается в движении. Музыка является основой, а движение - средством более глубокого ее восприятия и понимания. Такое понимание сути этого вида музыкальной деятельности сохраняется вне зависимости от термина, которым в разное время определялся этот вид деятельности – «ритмическое движение», «движение под музыку», «музыкальное движение», «ритмика» и др. Таким образом, цель этого вида деятельности – в углублении и дифференциации восприятия и формирования на этой основе навыков выполнения выразительных движений. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям в массовом музыкальном воспитании детей впервые была представлена в системе ритмического воспитания швейцарского композитора и педагога Эмиля Жака- Далькроза (начало 20 века). На современном этапе представляет интерес система «ритмической пластики», разработанная россиийским автором А.И. Бурениной и отраженная в программе «Ритмическая мозаика», которая с успехом используется в системе дошкольного музыкального воспитания Беларуси. В учебной программе дошкольного образования раздел «Музыкально-ритмические движения» выделен уже в группе второго раннего возраста (1-2 года). Задачи музыкально-ритмических движений: 1. Формирование компонентов музыкальной культуры дошкольников (предпосылок музыкального вкуса, музыкальных интересов); 2. Развитие музыкальности и музыкально-творческих способностей (в наибольшей степени – эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства ритма); 3. Обучение музыкально-ритмическим и двигательным умениям и навыкам (ритмично ходить, легко бегать, выполнять легкие ритмичные поскоки, выполнять движения с предметами, двигаться по кругу, в парах, выполнять перестроения и т.д) 4. Формирование элементарных знаний о музыке (представления о темпе – быстро, умеренно, медленно, динамике – тихо, громко, музыкально форме – двух-трех частной, куплетной и др., жанрах музыки – марш, танец: полька, вальс, полонез и др.). 5. Содействие физическому развитию (осанка, походка, четкость движений) детей, умению взаимодействовать со сверстниками. Виды движений 1.Упражнения (многократное выполнение движений с целью обучения): а) упражнения, направленные на совершенствование основных движений (ходьба, бег, прыжки); б) общеразвивающие (с предметами и без них); в) подготовительные, в ходе которых разучиваются движения к пляскам (галоп, кружение и т.д.); г) образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей игр и инсценировок; д) самостоятельные упражнения – законченные композиции (специально созданные авторами с этой целью, напр. «Всадники», «Барабанщики»). 2. Пляски: а) пляски с зафиксированными движениями (авторская композиция, сопровождающаяся описанием движений в соответствии с тактами музыки); - пляски с подлинными элементами народного танца; - характерные танцы («Снежинки», «Петрушки», «Куклы» и т.д.); - хороводы с пением, текст которых не связан с выполняемыми движениями; - современный детский танец; - детский бальный танец. б) пляски-импровизации на основе разученных движений и их элементов (начиная с плясок типа «зеркало», в котором все участники повторяют комбинацию движений за ребенком-ведущим, заканчивая самостоятельной сольной или коллективной композицией); 3. Музыкальные игры с движением: а) сюжетные, в которых показаны действия, характеры, взаимоотношения персонажей; - под пение (― У мядзведзя на бару‖ ); - под инструментальную музыку ( типа ― День и ночь‖, ― Весело-грустно‖, ― Зайцы и лиса‖ ); - игры-инсценировки, чаще используемые на развлечениях и досугах (― Теремок‖, ― Колобок‖ ). б) несюжетные, которые не имеют определенной тематики, задание связано с общим настроением музыки, ее выразительными средствами – различные игровые задания, соревновательные элементы и пр. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 1366; Нарушение авторского права страницы