Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Когда в великих мудрецах проснулась жажда знаний, на свет появились уши, слух, божество, отвечающее за слух, и объекты слуха. Великие мудрецы хотели услышать о Душе.



 

КОММЕНТАРИЙ: В «Бхагавад-гите» сказано, что процесс познания должен приводить человека к постижению Верховного Господа - суммум бонум всего сущего. Познание не сводится к одному естествознанию, то есть изучению законов природы, установленных Господом. Ученым никогда не надоедает слушать описания того, как действуют физические законы в материальном мире. Они готовы день и ночь слушать радио- и телепередачи, рассказывающие о том, что происходит на далеких планетах, но им не мешало бы знать, что слух и органы слуха даны им Господом для того, чтобы слушать повествования о Господе, то есть о Душе. К несчастью, слушая мирские разговоры, люди используют свой слух не по назначению. Великие мудрецы хотели услышать то, что сказано о Господе в Ведах. Ничто другое их не интересовало. Это желание стоит у истоков слухового восприятия знания.

 

 

Стих 23

व स ् त ु न ो म ृ द ु क ा ठ ि न ् य ल घ ु ग ु र ् व ो ष ् ण श ी त त ा म ् ।
ज ि घ ृ क ् ष त स ् त ् व ङ ् न ि र ् भ ि न ् न ा त स ् य ा ं र ो म म ह ी र ु ह ा ः ।
त त ् र च ा न ् त र ् ब ह ि र ् व ा त स ् त ् व च ा ल ब ् ध ग ु ण ो व ृ त ः ॥ २ ३ ॥

вастуно мриду-катхинйа
лагху-гурв-ошна-шитатам
джигхрикшатас тван нирбхинна
тасйам рома-махи-рухах
татра чантар бахир ватас
твача лабдха-гуно вритах

вастунах - всей материи; мриду - мягкость; катхинйа - твердость; лагху - легкость; гуру - тяжесть; ошна - тепло; шитатам - холод; джигхрикшатах - желая воспринимать; твак - ощущение прикосновения; нирбхинна - распределено; тасйам - в коже; рома - волосы на теле; махи-рухах - а также деревья, управляющие божества; татра - там; ча - также; антах - внутри; бахих - снаружи; ватах твача - осязание или кожа; лабдха - воспринятые; гунах - объекты чувственного восприятия; вритах - произошли.

 

Желание воспринимать такие физические свойства материи, как мягкость, твердость, тепло, холод, легкость и тяжесть, привело к возникновению осязания, кожи, пор на коже, волос на теле и божеств, управляющих ими (деревьев). С обеих сторон кожи находится слой воздуха, который отвечает за осязание.

КОММЕНТАРИЙ: Физические свойства материи (мягкость и др.) воспринимаются осязанием, поэтому осязание является для нас источником знаний о физическом мире. Например, притронувшись рукой к какому-нибудь предмету, можно определить его температуру, а по ощущению тяжести, возникающему при поднятии этого предмета, можно определить его вес. Осязание осуществляется кожей, порами на коже и волосками. Потоки воздуха с обеих сторон кожи также обеспечивают осязательную функцию. Осязание - это один из источников знания, и потому здесь говорится, что физическое или физиологическое знание является знанием низшего порядка по отношению к знанию о Душе, о котором шла речь в предыдущем стихе. Знание о Душе можно распространить на воспринимаемый чувствами мир, но физическое, материальное знание само по себе еще не приводит к постижению природы Души.

Что же касается волосков на теле человека и растительности на теле Земли, то они очень тесно связаны между собой. Растения позволяют поддерживать нормальное состояние кожи, являясь источником пищи и лекарств, о чем говорится в Третьей песни: твачам асйа винирбхиннам вивишур дхишнйам ошадхих.

 

 

Стих 24

ह स ् त ौ र ु र ु ह त ु स ् त स ् य न ा न ा क र ् म च ि क ी र ् ष य ा ।
त य ो स ् त ु ब ल व ा न ि न ् द ् र आ द ा न म ु भ य ा श ् र य म ् ॥ २ ४ ॥

хастау рурухатус тасйа
нана-карма-чикиршайа
тайос ту балаван индра
аданам убхайашрайам

хастау - руки; рурухатух - проявились; тасйа - Его; нана - различной; карма - работы; чикиршайа - желая; тайох - их; ту - однако; балаван - чтобы дать силу; индрах - полубог рая; аданам - деятельность руки; убхайа-ашрайам - зависящая от полубога и от руки.

 

После этого, когда Он [Верховная Личность] пожелал заняться различными видами деятельности, возникли две руки, присущая им сила, полубог рая Индра, а также деятельность, осуществляемая руками и этим полубогом.

 

КОММЕНТАРИЙ: Изучив приведенное здесь описание различных органов чувств живого существа, можно заметить, что ни один из них не является независимым ни на одной стадии своего развития. Господа называют Повелителем чувств (Хришикешей). Таким образом, органы чувств живых существ возникают по воле Господа, и каждый из них находится под властью определенного полубога. Следовательно, никто не вправе считать себя собственником чувств. живое существо подвластно чувствам, чувства подвластны полубогам, а полубоги служат Верховному Господу. Так устроено мироздание. В конечном счете всем управляет Верховный Господь, ни материя, ни живое существо не являются независимыми. живое существо, пребывающее в иллюзии и возомнившее себя господином своих чувств, запуталось в сетях внешней энергии Господа. До тех пор пока крошечное живое существо не избавится от своего ложного самомнения, оно будет обречено находиться под властью внешней энергии Господа, и, сколько бы оно ни провозглашало себя освобожденной душой, ни о каком освобождении из плена иллюзии (майи) не может быть и речи.

 

 

Стих 25

ग त ि ं ज ि ग ी ष त ः प ा द ौ र ु र ु ह ा त े ऽ भ ि क ा म ि क ा म ् ।
प द ् भ ् य ा ं य ज ् ञ ः स ् व य ं ह व ् य ं क र ् म भ ि ः क ् र ि य त े न ृ भ ि ः ॥ २ ५ ॥

гатим джигишатах падау
рурухате 'бхикамикам
падбхйам йаджнах свайам хавйам
кармабхих крийате нрибхих

гатим - движения; джигишитах - желая; падау - ноги; рурухате - были проявлены; абхикамикам - целенаправленного; падбхйам - из ног; йаджнах - Господь Вишну; свайам - Сам; хавйам - обязанности; кармабхих - своими предписанными обязанностями; крийате - заставил выполнять; нрибхих - разных людей.

 
















Затем Он захотел двигаться, и тогда у Него появились ноги, а из ног возникло управляющее божество - Вишну. Под Его непосредственным наблюдением самые разные люди совершают предписанные им жертвоприношения.

КОММЕНТАРИЙ: Все люди занимаются тем или иным делом, и о деятельности людей можно судить по их перемещениям. Особенно это заметно в больших городах, где толпы озабоченных людей перемещаются с одного места на другое. Впрочем, это происходит не только в городах - с помощью различных транспортных средств люди едут из одного места в другое, из одного города в другой. Чтобы добиться успеха в своих делах, они ездят по земле на машинах и поездах, под землей в метро, летают по небу на самолетах, и цель всех этих перемещений одна - заработать как можно больше денег и окружить себя всевозможными удобствами. Над тем, чтобы сделать жизнь человека комфортнее, трудятся ученые, артисты, инженеры и многие другие - в самых разных сферах человеческой деятельности. Однако они не знают, как нужно строить свою деятельность, чтобы она приводила к достижению цели человеческой жизни. Им неведом этот секрет, поэтому все, что они делают, они делают только ради удовлетворения собственных чувств и так они, сами того не замечая, все глубже и глубже погружаются во тьму.

Очарованные внешней энергией Верховного Господа, они совершенно забыли о Верховном Господе Вишну. Поэтому им кажется само собой разумеющимся, что единственный смысл существования человека в материальном мире заключается в том, чтобы получить как можно больше чувственных наслаждений. Однако эти превратные представления о жизни никому не приносят душевного покоя, и потому, несмотря на научный прогресс, основанный на эксплуатации человеком ресурсов природы, люди в материалистическом обществе продолжают оставаться несчастными. Чтобы установить мир во всем мире люди должны стараться совершать жертвоприношения. В «Бхагавад-гите» (18.45-46) этот секрет раскрывается в следующих стихах:

све све карманй абхиратах
самсиддхим лабхате нарах
сва-карма-ниратах сиддхим
йатха виндати тач чхрину
йатах правриттир бхутанам
йена сарвам идам татам
сва-кармана там абхйарчйа
сиддхим виндати манавах

Господь сказал Арджуне: «Услышь же от Меня, как, исполняя предписанные обязанности, человек может достичь высшего совершенства жизни. Его достигает тот, кто поклоняется Верховному Господу и совершает жертвоприношения во имя всепроникающего Верховного Господа Вишну, который вознаграждает каждое живое существо, действующее в соответствии со своими наклонностями, исполнением всех его желаний».

В том, что люди имеют разные наклонности, нет ничего дурного, поскольку каждый человек наделен достаточной независимостью, чтобы самому выбрать между различными занятиями и строить свою жизнь в соответствии с этим выбором. Важно, однако, чтобы ни при каких обстоятельствах он не забывал о том, что не является абсолютно независимым. Человек всегда находится под властью Верховного Господа и Его представителей. Зная об этом, необходимо всю свою деятельность и все плоды своего труда посвящать служению Верховному Господу, сделав это принципом своей жизни, как предписывают авторитеты, сведущие в науке трансцендентного любовного служения Верховному Господу Вишну. С точки зрения выполнения предписанных обязанностей самой важной частью тела являются ноги, поскольку без ног человек не способен перемещаться с одного места на другое, и потому Господь Сам берет на Себя контроль за ногами людей, созданных для того, чтобы совершать йаджны.

 

 

Стих 26

न ि र भ ि द ् य त श ि श ् न ो व ै प ् र ज ा न न ् द ा म ृ त ा र ् थ ि न ः ।
उ प स ् थ आ स ी त ् क ा म ा न ा ं प ् र ि य ं त द ु भ य ा श ् र य म ् ॥ २ ६ ॥

нирабхидйата шишно ваи
праджанандамритартхинах
упастха асит каманам
прийам тад-убхайашрайам

нирабхидйата - вышли из; шишнах - гениталии; ваи - несомненно; праджа-ананда - сексуальное наслаждение; амрита-артхинах - желая отведать нектар; упастхах - мужской или женский орган; асит - появился; каманам - похотливым; прийам - очень дорогой; тат - тот; убхайа-ашрайам - прибежище для обоих.

 












Вслед за тем, чтобы испытывать эротические наслаждения, производить на свет потомство и вкушать райский нектар, Господь создал гениталии. Так возник детородный орган и божество, управляющее им, Праджапати. Объект полового наслаждения и управляющее ими божество находятся под контролем гениталий Господа.

 

КОММЕНТАРИЙ: Для обусловленной души наслаждение сексом, которое испытывают гениталии, является райским блаженством. Объектом сексуального наслаждения является женщина, а ощущение сексуального наслаждения, так же как и женщину, контролирует Праджапати, который, в свою очередь, находится под контролем гениталий Господа. Имперсоналист должен уяснить из этого стиха, что Господь не безличен, ибо у Него есть гениталии, от которых зависят все объекты сексуального наслаждения. Если бы не райское блаженство, которое приносят сексуальные отношения, никто не стал бы обременять себя заботами, связанными с воспитанием детей. Материальный мир создан для того, чтобы дать обусловленным душам возможность возродиться и вернуться домой, в царство Бога, поэтому воспроизведение живых существ необходимо для осуществления цели творения. Сексуальное наслаждение служит стимулом к деятельности такого рода, поэтому даже наслаждение половыми отношениями может быть формой служения Господу. Наслаждение сексом считается служением Господу, если дети, рожденные в результате этого, получают надлежащее воспитание в сознании Бога. Смысл существования материального творения в том, чтобы пробудить дремлющее в живых существах сознание Бога. В формах жизни, отличных от человеческой, половые наслаждения никак не связаны со служением миссии Господа. Но в человеческой форме жизни обусловленная душа имеет возможность служить Господу, производя на свет потомство и помогая ему обрести освобождение. Человек имеет право зачать сотни детей и наслаждаться райским блаженством половых отношений, но только при том условии, что сможет воспитать всех своих детей в сознании Бога. В противном случае, зачиная детей, он мало чем отличается от свиней. Свиньи в этом отношении даже более искусны, чем люди, потому что в одном приплоде свиньи может быть до двенадцати поросят, тогда как у человека, как правило, рождается только один ребенок. Итак, необходимо всегда помнить, что гениталии, половое наслаждение, женщина и потомство связаны со служением Господу. Того, кто забывает об этой связи со служением Верховному Господу, законы природы обрекают на тройственные страдания материального существования. Половое наслаждение доступно даже собаке, но она лишена сознания Бога. Принципиальное отличие человека от собаки заключается только в том, что человек способен воспринять сознание Бога, а собака - нет.

 

 

Стих 27

उ त ् स ि स ृ क ् ष ो र ् ध ा त ु म ल ं न ि र भ ि द ् य त व ै ग ु द म ् ।
त त ः प ा य ु स ् त त ो म ि त ् र उ त ् स र ् ग उ भ य ा श ् र य ः ॥ २ ७ ॥

утсисрикшор дхату-малам
нирабхидйата ваи гудам
татах пайус тато митра
утсарга убхайашрайах

утсисрикшох - желая вывести; дхату-малам - отходы пищеварения; нирабхидйата - открылось; ваи - несомненно; гудам - выводящее отверстие; татах - вслед за этим; пайух - орган, осуществляющий опорожнение кишечника; татах - вслед за тем; митрах - управляющее божество; утсаргах - выводимая субстанция; убхайа - оба; ашрайах - прибежище.

 





Затем, когда Он пожелал вывести остатки съеденного, появилось выводящее отверстие - анус, а также соответствующий орган чувств вместе с управляющим им божеством, Митрой, который отвечает за работу этого органа чувств, равно как и за субстанцию, выводимую из кишечника.

 

КОММЕНТАРИЙ: Даже при опорожнении кишечника состав испражнений контролируется извне - и тем не менее живое существо осмеливается заявлять о своей независимости!

 

 

Стих 28

आ स ि स ृ प ् स ो ः प ु र ः प ु र ् य ा न ा भ ि द ् व ा र म प ा न त ः ।
त त ् र ा प ा न स ् त त ो म ृ त ् य ु ः प ृ थ क ् त ् व म ु भ य ा श ् र य म ् ॥ २ ८ ॥

асисрипсох пурах пурйа
набхи-дварам апанатах
татрапанас тато мритйух
притхактвам убхайашрайам

 

асисрипсох - желая перемещаться; пурах - в различные тела; пурйах - из одного тела; набхи-дварам - пупок или отверстие живота; апанатах - проявился; татра - затем; апанах - прекращение действия жизненной силы; татах - после этого; мритйух - смерть; притхактвам - отдельно; убхайа - оба; ашрайам - прибежище.

Затем Он пожелал переселяться из одного тела в другое, и тогда были созданы пупок, воздух исхода [апана] и смерть. Пупок - это обитель смерти и разделяющей силы.

 

КОММЕНТАРИЙ: Прана-вайу обеспечивает продолжение жизни, а апана-вайу останавливает жизненную силу. Обе вибрации исходят из углубления на животе (пупка). Через пупок осуществляется связь одного тела с другим. Господь Брахма родился из отверстия в животе Гарбходакашайи Вишну, и тот же принцип лежит в основе рождения обычных тел. Тело ребенка развивается из тела матери, а когда ему приходит пора начать самостоятельное существование, его отделяют от тела матери, перерезая пуповину. Так Верховный Господь проявляет Себя в виде отделенного множества. Следовательно, живые существа являются отделенными частицами Господа и потому лишены независимости.

 

 

Стих 29

आ द ि त ् स ो र न ् न प ा न ा न ा म ा स न ् क ु क ् ष ् य न ् त ् र न ा ड य ः ।
न द ् य ः स म ु द ् र ा श ् च त य ो स ् त ु ष ् ट ि ः प ु ष ् ट ि स ् त द ा श ् र य े ॥ २ ९ ॥

адитсор анна-пананам
асан кукшй-антра-надайах
надйах самудраш ча тайос
туштих пуштис тад-ашрайе

адитсох - желая иметь; анна-пананам - пищи и питья; асан - появились; кукши - живот; антра - кишечник; надайах - и артерии; надйах - реки; самудрах - моря; ча - также; тайох - их; туштих - питание; пуштих - обмен веществ; тат - из них; ашрайе - источник.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь