Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Микрофон. Легенды от Shure и Sennheiser.
Приветствую всех!
Как и было обещано, сегодня я продолжу тему « динамический микрофон ». Хочется рассказать о легендарных микрофонах Shure SM58 ( SM57 ) и Sennheiser MD 421-II. Это – замечательные динамические микрофоны с большим и славным послужным списком. В каком-то смысле, эти микрофоны являются олицетворением самой микрофонной индустрии, ее яркими представителями.
Начну с Shure. Музыкантам поколения 80-ых даже не надо особо рассказывать про Shure SM58, так как в те годы, да и в начале 90-ых, этот динамический микрофон был заветной мечтой любого рокера или попсовика. Можно сказать – предел мечтаний, что касается микрофонов. Многие «звезды» того времени запечатлены на своих рекламных фото именно с таким микрофоном в руках. Разжиться Shure SM58 было также престижно, как и заполучить в распоряжение группы настоящие Fender Stratocaster или Yamaha DX-7… В чем же секрет многолетнего успеха этого динамического микрофона?
Начну с того, что разъясню, в чем разница между Shure SM58 и SM57. Постараюсь сделать это проще. SM58 используется в основном для вокала, а SM57 для съема звука инструментов. Головка используется одинаковая, а вот конструкция фильтра различна. Я говорю о фильтре физическом, который защищает мембрану головки. В первом случае он отлично защищает от различных голосовых артефактов, и даже частично от обратной связи (характерного свиста при улавливании и умножении своего же звука, поступающего из мониторов), а во втором случае защита несколько ослаблена, так как важнее получить естественное звучание инструмента. Также в конструкции этих динамических микрофонов применяется специальное крепление внутренних частей, которое защищает полезный сигнал от нежелательных внешних воздействий.
Что касается Shure SM57, то его часто применяют для подзвучки гитарного кабинета - никакой другой микрофон не умеет так выгодно передавать фактуру и динамику гитарных струн. Прямо таки чувствуется их вибрация, их настроение. Практически все мировое рок-звучание, вошедшее в фонд современной музыкальной классики, сформировалось в окончательном виде именно при
участии микрофона Shure SM57.
Применяется он также для подзвучки ударных инструментов и перкуссии. Но, не только. Один мой старый знакомый, а именно Рома Рябцев, для своего вокала всегда выбирает именно модель SM57.
Вернемся к 58-му. Shure SM58, это –
профессиональный кардиоидный динамический микрофон. Будучи запущенным в производство еще в 1966 году, он по сей день остается безусловным лидером продаж среди остальных микрофонов. Сокращение «SM» – означает « Студийный Микрофон ». Модификация SM58S снабжена бесшумным переключателем. Изначально SM58 – проводной микрофон, этим обеспечивается
высокое качество передаваемого сигнала. Но, есть и беспроводные версии данного микрофона. Подробно рассказывать о них не стану. Однако замечу, что порой ради удобства приходится жертвовать некоторой долей качества. Но, так уж повелось - наша жизнь полна компромиссов.
У динамического микрофона Shure SM58 свое особое, неповторимое и узнаваемое звучание, оптимизированное именно под вокал, делающее его теплым, насыщенным и разборчивым. Особенно это касается речевого диапазона, который расположен в области средних частот. Вокал действительно звучит потрясающе. Настоящее сценическое звучание и концертный драйв. Надо также обратить внимание на исключительную надежность этого замечательного микрофона от Shure, что крайне важно для концертных выступлений.
Как у всех направленных микрофонов, звуковая составляющая SM58 зависит от расстояния до источника сигнала - чем ближе, тем больше присутствие низких частот. Кардиоидная характеристика обеспечивает защиту от обратной связи на сцене. Частотная характеристика: от 50 Гц до 15 кГц. Разъем: XLR. Микрофон очень удобно лежит в руке исполнителя.
* Огромная популярность данного микрофона повлекла за собой наводнение рынка поддельными микрофонами, якобы Shure SM58. Вот весьма полезная статья про то, как отличить настоящийShure SM58от некачественной подделки.
А теперь немного практики. Правильная подзвучка гитарного кабинета (гитарного комбика):
Используются два динамических микрофона. Один из них нужно расположить спереди, направив непосредственно на динамик гитарного комбика (ну, не нравится мне сухое слово «кабинет»), а второй - сзади, направив его на обратную сторону мембраны. Если у вашего комбика нет специальной открытой полости в задней части, то для доступа к динамику можно снять заднюю стенку целиком. Оба микрофона заводятся в микшерный пульт или интерфейс звуковой карты, но с той разницей, что у сигнала «заднего» микрофона переворачивается фаза
(кнопкой invert или phase). Таким образом, одномоментные противоположные положения диффузора превращаются в однонаправленные. Данный метод переворота фазы одного из каналов непосредственно влияет на правильную сфазированность обоих сигналов.
Затем, оба канала плюсуются – сигнал с измененной фазой подмешивается к основному. Этот нехитрый прием делает звук очень насыщенным и «жирным», а также подчеркивает его фактуру и усиливает динамику. Можно сказать, так значительно увеличивается КПД динамика гитарного комбика.
Очень важно прочувствовать и подобрать подходящее расстояние между микрофоном и динамиком. Расстояние придает глубину звучанию. Стандартным же расстоянием принято считать дистанцию в три размера головки используемого микрофона. Свободный выбор позиции микрофона относительно поверхности, окружности динамика (перемещение от края к центру)
позволяет звукорежиссеру вполне обойтись без эквалайзера, что по-сути очень правильно.
Теперь немного о динамическом микрофоне Sennheiser MD-421-II. Это – вершина достижений в сфере динамических микрофонов вообще, лично я так считаю. Более удивительного и ясного звука вы не добьетесь ни от одного из динамических микрофонов. Еще более поражает универсальность его применения и доказанная временем надежность. (У меня четыре таких микрофона служат верой и правдой уже 10 лет. А что им только не пришлось испытать…). Передаваемый им звук благороден по звучанию и имеет отличную
АЧХ. Диапазон частот от 30 Гц до 17кГц. Кардиоидная характеристика наделяет его всеми полагающимися преимуществами.
Это – действительно породистый студийный динамический микрофон. Иметь его в своем арсенале должна каждая студия звукозаписи. У Sennheiser MD-421-II имеется ослабляющий фильтр с пятью позициями, что делает его еще более гибким в работе. Он подходит как для записи вокала и речи (его очень любят радиодиджеи), так и для записи большинства музыкальных инструментов. Большой круглый дампфер делает его похожим на микрофон для исполнения диско.: ) Микрофон также имеет в комплекте удобное крепление, позволяющее использовать стойку. Единственный его недостаток – несколько высокая цена. Но, он того стоит. * Подумалось, может делиться в конце постов какими-нибудь звукорежиссерскими байками?
Из концертной практики. Вот сегодня я рассказывал про Shure SM58 и сразу вспомнилась давняя история. Для проведения одного большого концерта в дикой спешке монтировалась сцена. Так случилось, что устроителям мероприятия показалась здравой идея соорудить ее из бетона. Сделали они каркас и зацементировали его. Однако, к выступлению сцена просохнуть не успела. Виной тому были нежданные затяжные дожди. Результат – влажная поверхность со свойствами пластилина, вся в мутных белесых лужах.
От центрального электрощита в подсобке шел силовой кабель - аккурат рядышком со сценой, мокрый и все такое. От него было запитано все звуковое концертное оборудование. Микрофон - одна из модификаций Shure SM58, был подключен к распредкоробке (раньше ее называли
«лягушкой»), которая присоединялась к длинной «кишке», подключенной к микшерному пульту.
Ситуация для работы – отвратительная. Как с точки зрения удобства и здравого смысла, так и безопасности в целом. Итак – выступление. Солист работает, музыканты, танцоры… Все в серых брызгах цемента. И тут что-то происходит. Во время одной из композиций, солист в очередной раз подносит микрофон к губам и я слышу громкий мат. После – уже ничего. Солист буквально подбегает и сбрасывает мне все, что осталось от микрофона: отдельно головка с обрывками проводков и корпус. Я заменяю микрофон на другой и по вытянутому лицу вокалиста, и его эмоциональной жестикуляции понимаю, что случилось – накопившееся повсюду электричество мощно разрядилось ему в губы и он от испуга так сжал рукой микрофон, что его головка попросту отскочила. Виной тому были и влажный воздух, и мокрая сцена, и силовой кабель вдоль нее, и отсутствие элементарного заземления…
Вот она – проверка Shure SM58 на надежность! Не учли именитые производители в своих конструкторских расчетах мускулистые руки отечественных артистов!
Ситуация не из приятных. Правда, было потом забавно наблюдать, как артисты после выступления пытаются распрямить свою концертную одежду, начавшую буквально застывать на глазах. Мокрый цемент – не шутка.: )
Удачи вам в работе!
(с)пасибо за статью блогу audioproducer.blogspot.com
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы