Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
С чего начинается домашняя студия звукозаписи
Многие при обустройстве студий самого различного класса и применения сталкиваются с одними
и теми же проблемами. Что купить, чему отдать предпочтение, как избежать почти мгновенного устаревания компьютерного оборудования? Это все уже многократно обсуждалось в различной литературе и в Интернете, однако чаще всего рекомендации не охватывают всю проблему в целом, а касаются лишь частностей. Ниже речь пойдет об основах комплектации цифровой студии на базе компьютера. Такие студии нынче в каждом городе появляются, как грибы после дождя, но большинство из их новоиспеченных владельцев повторяют одни и те же ошибки... Я не стану касаться подбора оборудования для полностью " железных" и аналоговых студий не потому, что не люблю аналоговые технологии, а потому, что на таком оборудовании работают уже " взрослые" профессионалы и все эти советы им, что азбука для восьмиклассника. В скобках в конце почти каждой главки перечислены марки не слишком дорогого оборудования, на которое, по моему мнению, стоит обратить наиболее пристальное внимание.
Помещение
Практически это самое главное! Но почему-то большинство начинающих студийцев при строительстве студий придает этой проблеме наименьшее значение. Пьер Томас, основатель и исполнительный директор компании Fundamental Acoustic Research, считает, что " звучание самого лучшего монитора будет настолько хорошим, насколько хороша акустика помещения, в котором он установлен".Лучше всего заказать проект акустической отделки контрольной комнаты у специалистов. Как минимум – необходимо победить ранние отражения и стоячие волны в аппаратной. Особенно, если у вас в студии предполагается иметь не только мониторы ближней зоны.
Мониторинг
Это второе по важности! Необходимо реально слышать то, что вы делаете. Как сказал известнейший российский звукорежиссер Юрий Иванович Богданов: ― Недооцененка мониторинга – вот важнейшая проблема нашей работы. Мы просто не слышим, что крутим, может, и крутить-то ничего не надо! Поверьте, для достижения хорошего звука мониторы гораздо важнее любой супер-крутонавороченной звуковой карты и самых супер-новомодных сэмплов! И совершенно не важно, собираетесь вы делать – записи своих песен для соседа по квартире или хиты для
звезд мировой музыки – при отсутствии хорошего мониторинга вы в обоих случаях обречены на плохой звук. Нельзя использовать вместо мониторов разнообразные музыкальные центры и бумбоксы, компьютерные акустические системы, оборудование домашних театров и прочие прелести широко рекламируемых высоких звуковых технологий.
К сожалению, невозможно дать конкретные рекомендации по приобретению тех или иных мониторов. Тут как с женщинами – одним нравятся блондинки, другие без ума от брюнеток... Все нужно слушать самому. Непременно возьмите свои любимые записи (а лучше еще и собственные записи), шероховатости звучания которых (на различных видах оборудования) вы уже хорошо знаете, и внимательно послушайте их на выбираемых мониторах. Они не должны звучать красиво, они должны звучать честно! Если вы сразу и легко слышите все мелкие нюансы звука в разных записях и при этом звучание колонок вас не раздражает – вы нашли то, что искали. Но одной пары мониторов в большинстве случаев мало. К сожалению, идеальных универсальных мониторов не существует, и если вы детально слышите локализацию и спектральные компоненты звука на выбранных вами мониторах, то, скорее всего, вы непременно ошибетесь в балансах при сведении. Значит, потребуется вторая пара мониторов, которые звучат достаточно комфортно и позволяют не утонуть в деталях при сведении, показывая лишь общую звуковую картину. Обычно это мониторы ближней зоны, и чаще всего для данного применения рекомендуют знаменитые Yamaha NS-10, которые практически стали стандартом в звуковой индустрии, но уже, к сожалению, сняты с производства.
Конвертеры
От их качества зависит, что вы запишите и, главное, что вы услышите
в процессе работы над своей замечательной музыкой. Как и в случае с мониторами, вы должны реально слышать то, что делаете. Иначе ошибок не избежать. При выборе конвертеров имеет смысл обращать внимание на их возможность синхронизироваться с источником внешнего clock'а. Работа с использованием WordClock в студии с разветвленной цифровой коммутацией, значительно улучшает звучание системы за счет минимизации джиттера. Но это уже тема отдельного большого разговора.
Имеет смысл выбирать конвертеры, поддерживающие разрядность 24
бита, особенно для цифро-аналоговых преобразователей. Но стоит помнить и о том, что в аналого-цифровых преобразователях 20 бит являются физическим пределом разрешения, а поток с большей битностью получается благодаря оверсэмплингу. Другими словами, часто старые 16-битные или 20-битные линейные АЦП звучат лучше новых 24-битных... Если вы намерены все делать внутри компьютера исключительно в цифре и записывать результат на audioCD, имеет смысл не гнаться за частотой 96 кГц, а остановиться на конвертерах с частотой дискретизации до 48 кГц, так как преимущества записи в формате 96 кГц в большинстве случаев начинают проявляться только при сведении материала на отдельно стоящий АЦП с потребительской частотой (все еще 44, 1 кГц) через аналог.(Mytek, RME, Apogee, Lucid).
Микрофон
Даже если вы планируете записывать исключительно электронную музыку, вам потребуется приличный микрофон. Хотя бы для того, чтобы засэмплировать звуки своего голоса, гитарные ноты, стук пустых кастрюль и тому подобные звуки, которые вам пригодятся при создании своей индивидуальной звуковой палитры. Даже недорогой конденсаторный микрофон в абсолютном большинстве случаев для этих целей значительно лучше дорогого динамического собрата. Электретные микрофоны хотя и лучше динамических, но проигрывают конденсаторным. Самое сложное – отличить электретный микрофон, некоторые производители очень не любят
писать об этом и даже специально называют свои электреты studio condensor microfon (например, AKG C3000B, CAD E-100, Sennheiser e865, Peavey PVM480 и другие). Внимательно читайте технические характеристики в паспорте микрофона – там вполне может попасться мелкая надпись типа " конденсаторный микрофон с предполяризованной мембраной". Это и есть самый настоящий электретный микрофон! Кроме того, возможность использования низкого фантомного питания +12 В или +18 В, а также батареек, вставляемых в корпус микрофона, тоже указывает на электретную головку. Настоящий конденсаторный микрофон требует не менее +48 В для поляризации обкладок головки (иногда около 200 В, применяются такие микрофоны только со своим специальным блоком питания.(Rode, Октава).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы