Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж



 

Почитаемый в высочайшей степени Шри Шрила Прабхупада - это динамически проявляющаяся форма энергии милости Господа Гауранги Девы. Я слышал, что в детстве его наставники - осознавшие себя души - обычно обращались к нему по имени Шримад Бхактисиддханта Сарасвати. Позже, когда он в 1918 году принял уклад жизни в отречении, его стали величать Триданди Свами Шримад Бхактисиддханта Сарасвати. В дальнейшем в различных священных местах паломничества он представлялся как Шри Варшабханави Дайита Дас. Он - экспансия Шримати Радхарани, не отличающаяся от Нее Самой. Также он всегда с радостью проявлял свою природу, которая приносит наслаждение Шримати Радхике - настроение служения Господу Кришне. Он знал наизусть стихи религиозной песни " Вилапа-кусуманджали" - песни плача по разлуке с Шримати Радхарани. Когда он описывал славу Шримати Радхики, а иногда даже просто упоминал Ее имя, его охватывали эмоции и потоки слез лились из его глаз. Он ничего не мог поделать - эмоции пронзали его сердце, когда он слышал популярные строки песни " Вилапа-кусуманджали": " вайрагья-юг бхакти-расам, аса бхарайр-амритаснидхимайяйх" или " ясьях адапи васунанча лакхеланотха" из " Шри Радхараса Суддханиддхи". Часто пел он такую песню:

радха дасйе рахи чхада бхога ахи
пратиштхаса нахе киртанангорава
радха нитйаджан таха чхади мана
кена ва нирджана-бхаджана-кайтава

Перевод: " Нужно оставаться служанкой Шримати Радхарани, отбросив все материальные чувственные наслаждения и пытаться смиренно проповедовать славу Имени. Чистые преданные не просто занимаются бхаджаном в одиночестве, потому что это - разновидность обмана".

Когда он уходил из этого мира, вступая в свои вечные игры, его последние слова были: " Все вы стремитесь удовлетворить трансцендентные чувства Верховной Абсолютной Истины, вы должны сотрудничать друг с другом, подчиняясь самому преданному двойнику Верховного Господа. Эта самая преданная Верховному Господу душа (ашрая виграха) - Шримати Радхарани. Все вы находитесь здесь с одной целью: стать достаточно квалифицированными, чтобы служить Шримати Радхарани и самому возлюбленному Ее спутнику - духовному учителю".

В Пури-дхаме, за несколько дней до того как уйти в свои вечные лилы, он воспевал стихи из двух знаменитых молитв, прославляющих холм Шри Говардхану. Это были строки Шри Рупы Госвами " патьясам ме твам куру говардхана пурнам" и Шрилы Рагхунатхи даса Госвами " ниджа никата нивасам дехи говардхана твам". С помощью этих молитв он показал нам на личном примере, как нужно поклоняться холму Шри Говардхане. Точно так же Шри Шрила Прабхупада предлагал чистую воду и листья Туласи, поклоняясь Шри Говардхане (Божеству в форме камня). Перед тем, как отнести прасад в его комнаты в Чайтанья-матхе, мне лично случалось видеть, как он это делает. Священный холм Говардхана и святой пруд Шри Радха-кунда были объектами его наибольшего почитания и поклонения. Холм Чхаттак находится непосредственно возле храма Тота-Гопинатхи, где стоят Божества, которым служил когда-то Шри Гададхар Пандит (экспансия Шримати Радхарани). Считается, что холм Чхаттак не отличается от холма Говардханы, по этой причине Шри Шрила Прабхупада оборудовал себе место для занятий служением на его вершине. Во Враджа-мандале Шри Шрила Прабхпада соорудил надгробие из цветов (пушпа-самадхи) для Шрилы Бхактивиноды Тхакура, которое называется " Враджасвананда-сукхада-кунджа" и расположено на берегу нынешней Радха-кунды. Там он показал также образец памятования об играх Шри Кришны, происходящих в течение восьми периодов, на которые делятся сутки (ашта-калия-лилы). Личный спутник Господа Гауранги, Шри Двиджабанинатха, поклонялся раньше Божествам Шри Гоур-Гададхары в Чампахати, но после этого он на некоторое время отказался от такого поклонения. Затем Шри Шрила Прабхупада начал поклоняться Им снова. Этим поступком он показал, что формальное преданное служение - поклонение Шри Гоур-Гададхаре с привязанностью - было для нас более чем важно. Шри Шрила Прабхупада считал Шридаму Майяпур, место, где родился Шриман Махапрабху, изначальной Гокула-махаваной Враджи. Шривасанган, место совместного воспевания, считалось местом игр любви, залитым расами преданности Враджи. Он смотрел на Чандрашекхара-бхаван или на Шри Чайтанья Матх как на изначальный холм Говардхану.
Затем он соорудил водоем рядом с холмом Говардханой, который назвал Радха-кунда. Именно здесь, построив себе бхаджан-кутир в виде маленькой хижины, на берегу Радха-кунды, он начал проявлять невероятное отречение. Затем он показал метод глубочайшей преданности, искренне воспевая три лакха святых имен в день и завершил свой обет, повторив в целом 1000 миллионов имен в этом месте. Даже после успешного соблюдения своего обета Шри Шрила Прабхупада продолжал всегда с большой серьезностью воспевать святые имена. Он уделял особое внимание воспеванию святых имен как наиважнейшему процессу преданного служения и сам был привязан к этому методу. Когда бы я ни спрашивал Шри Шрилу Прабхупаду, можно ли мне уменьшить количество воспеваемых кругов, принимая во внимание мой режим, он всегда настаивал на том, что каждый должен стараться ежедневно воспевать один лакх святых имен. Он со всей серьезностью замечал, что Шриман Махапрабху даже не принимал воду от тех, кто не воспевали каждый день по лакху святых имен. Таким образом, его наставление таково: каждый должен не взирая ни на что найти время и должным образом воспеть в течение дня один лакх святых имен. Он добавлял, однако, что количество - не самое важное, но что следует изо всех сил стараться быть внимательными во время воспевания и держаться в стороне от оскорблений святого имени. Те, у кого есть хоть доля уважения к Шриману Махапрабху, никогда не станут пренебрегать Его словами даже на йоту.

Таким образом, Шри Шрила Прабхупада показал пример идеального поведения, поэтому его проповедь была эффективной. Он никогда не поощрял тех, кто берется проповедовать, не научившись перед этим вести себя должным образом. Он никогда не одобрял, когда каким-либо образом постулаты чистой преданности смешивались с другими процессами и старался оберегать чистоту преданного служения. Он никогда даже не помышлял о том, чтобы действовать вопреки этикету преданных (вайшнавов), он не нарушал этикет для того, чтобы привлечь последователей или вступить в какой-нибудь клуб и не смотрел сквозь пальцы на тех, кто позволял себе это. Шри Шрила Прабхупада не знал себе равных в умении вести за собой, в личном обаянии и силе характера. Когда бы ни приходили к нему великие ученые или влиятельные люди, они оставляли свою гордыню за порогом и в почтении склонялись перед ним. Шри Шрила Прабхупада нейтрально относился к их учтивости и сразу же смело начинал проповедовать чистые постулаты писаний. Он, Шри Шрила Прабхупада, никогда не одобрял людей, которые сдерживали себя или стеснялись помочь другим развить в себе преданность. Он сурово заявлял, что скупость во время проповеди преданного служения - то же, что и насилие над живыми существам. Он упоминал в своем комментарии к " Чайтанья-чаритамрите" (Мадхья, 12/135), что хотя убийство живых существ считается насилием, не распространять послания преданности другим, быть беспристрастным или давать поблажки, имея дело с теми, кто трудится ради того, чтобы наслаждаться своими плодами, или с имперсоналистами, или с грубыми материалистами, - это косвенное насилие, так как вместо того чтобы помочь дживе в индивидуальном духовном развитии, ей позволяют падать вниз.

Он был близким спутником Господа, и мы можем видеть, что уже в детстве он естественным образом был привязан к святым именам и поклонению Божеству. В Рампуре Шрила Бхактивинода Тхакур, видя его сильное стремление заниматься преданным служением, наградил его инициацией в святые имена и нрисимха-мантрой, когда ему было всего семь лет. Специально из Пури Бхактивинода Тхакур привез для него четки из туласи.
В 1881 году, когда велись землекопные работы во время постройки дома Шрилы Бхактивиноды Тхакура под названием " Бхакти-бхаван", нашли Шалаграм - Божества Господа Курмы. Отец, видя энтузиазм своего восьмилетнего сына, начал поощрять его, обучая всем тонкостям поклонения в соответствии с мантрами (" святыми формулами". Шри Шрила Прабхупада с верой продолжал каждый день поклоняться и соблюдал все предписания, например, носил тилак и т.д. И по сей день этому Шалаграму с верой продолжают поклоняться в " Бхакти-бхаване".
Шри Шрила Прабхупада пишет в комментарии к тексту " присте брамйад аманда мандра гири" (" Шримад-Бхагаватам", 12.13.2):

Веды по капле вливают истину в сердце живого существа во время дыхания Господа Курмы (Черепахи) и полностью искореняют его невежество. Дыхание дремлющего Господа в облике черепахи аналогично менталитету всех живых существ, которые то наслаждаются, то отвергают что-либо. Тем не менее, если Верховный Господь Курма становится милостив к живому существу, Он может спасти его от этих двух противоположных умонастроений - одобрения и неприятия - с помощью своего трансцендентного дыхания. Пусть же трансцендентное дыхание Господа Черепахи спасет эти удачливые живые существа от материальной иллюзии! Чтобы избавиться от чесотки у себя на спине, Господь Черепаха трется о гору, которая стоит на Нем сверху. Это почесывание аналогично противоречащим постулатам преданного служения заключениям инакомыслящих, отвергающих трансцендентную форму Господа. Таким образом, поскольку Господь не может спать из-за этой чесотки, живые существа остаются бездыханными. Пусть же ветер чистого дыхания Господа Черепахи умиротворит этих падших живых существ, мнения которых отклоняются от истины! Игры Господа Черепахи, включая Его явление, служит тому, чтобы обеспечить дуновение благоприятного ветра, который уносит желания материальных наслаждений из сердца извращенного живого существа".
Шри Шрила Прабхупада всегда подчеркивал, что надо отказаться от обоих противоположных умонастроений: как от наслаждения, так и от неприятия. В таком контексте большое значение имеет стих, начинающийся со слова " Ишавасья", означающий, что всё является собственностью Господа, и у нас нет права наслаждаться Его собственностью без Его позволения. И точно так же, поскольку нам это не принадлежит, мы не имеем права от этого отказаться. Что бы Верховный Господь в своем бесконечном сострадании ни дал нам из насущно необходимого, мы всё должны с радостью принимать, предложив это вначале Верховному Господу, а затем почитая остатки своего подношения.

Это единственный способ, с помощью которого мы можем преодолеть непреодолимую иллюзорную энергии или выбраться из-под ее власти. Таково значение стиха " ишавасья", произнесенного изначально Сваямбхувой Ману. На самом деле во время игр воплощения Черепахи взбивание Молочного океана произошло исключительно благодаря энергии и желанию Верховного Господа, а Полубоги и Демоны лишь формально там присутствовали. Таким же образом Верховный Господь взбил ведические писания с помощью чистых преданных Вьясадева и Шукадевы Госвами, в результате чего на свет появился нектар - расы преданности. Как воплощение Мохини лишила демонов божественного нектара и передала его полубогам, так и эссенция чистой преданности принадлежит только Его преданным и по Его милости, в то время как непреданные лишены такого экстаза. Таково благословение, которое пролил на преданных Сута Госвами.

Шри Шрила Прабхупада с колоссальным почтением относился к основным святым дхамам - Пури, Навадвипе и Вриндавану, и выказал величайшее уважение главенствующим Божествам каждого из этих мест. Он - океан высочайших благочестивых качеств, описать которые я смог лишь в незначительной мере. Лишь абсолютная покорность его наставлениям сделает совершенной мою человеческую жизнь, и лишь так смогу я обрести его милость.

………………………………….

Источник: http: //hari-katha.org/puri/prabhupad.htm

 

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, день ухода»

Тридандисвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Вторник, 24 декабря 1991г.
Вриндаван, Индия

 

Шрила Сарасвати Тхакур знал, что скоро оставит этот мир и отправится к своему Учителю, и поэтому дал своим ученикам последние наставления. В тот день с ним были наш Гуру Махарадж и другие известные ученики: Кунджа Бихари прабху, Бхакти Виласа Тиртха Махарадж и др. Он [Шрила Прабхупада] сказал всем собравшимся: «Я несчастен. Я пришел в этот мир с миссией – дать дживам то, что им принес Чайтанья Махапрабху. Он приказал мне распространить учение о випраламбхе (настроении разлуки с Радхой и Кришной) и гопи-преме. Он велел мне рассказать о причинах Его явления в этот мир и всем раздать Его дар.

Тем не менее, большую часть своей жизни я провел, разрубая джунгли майавады, сахаджийа-вады, сакхи-бхеки и других ложных идей, идущих вразрез с преданным служением. Если вокруг – сплошные джунгли майавады, то семена бхакти не могут прорасти. Поэтому мне пришлось вырубать эти бескрайние заросли, и до сих пор в мире осталось еще так много этих джунглей. Большую часть отпущенного мне времени я потратил на то, чтобы объяснить основы нашей философии».

После этих слов его настроение изменилось, а лицо залилось румянцем. Потом он произнес следующую шлоку:

йасйах кадапи васананчала-кхеланоттха-
дханйати-дханйа-паванена критартха-мани
йогиндра-дургама-гатир мадхусудано 'пи
тасйа намо 'сту вришабхану-бхуво дише 'пи

«Я приношу поклоны дочери Шри Вришабхану. Когда с ее стороны дует легкий ветерок и игриво колышет одежды Кришны, Он, Верховный Господь, которого не могут достичь даже высшие йоги, думает, что Его жизнь увенчалась успехом» («Шри Радха-раса-шуддха-нидхи», тект 2).

Потом Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур объяснил, как Кришна отдает себя во власть Шримати Радхики. Он процитировал стих Шрилы Рагхунатхи даса Госвами:

смара-виласита-тапле джалпа-лилам аналпам
крама-крити-парихинам бибхрати тена сардхам

митха ива парирамбхарамбха-вриттаика-варшма
кшанам апи мама радхе нетрам анандайа твам

«О Радха! Не отлучаясь ни на минуту, ты вечно пребываешь на ложе любовных развлечений, ведя долгие беседы с Господом Кришной и обнимая Его так крепко, что два Ваших облика словно бы сливаются воедино. Пожалуйста, хотя бы на мгновение предстань перед моим взором, наполнив меня счастьем» («Шри Стававали», «Шри Шри Према-пурабхидха-стотра», текст 4).

«Шри Кришна полностью покоряется Шримати Радхике. Она всегда исполнена гордости, потому что Кришна принадлежит Ей. Она обладает мадийа-майи-бхавой, – это означает, что Она всегда думает: «Кришна - Мой». У Чандравали настроение тадийа-бхавы – «Я принадлежу Кришне». Кришна находится во власти одной лишь Шримати Радхики, и все благодаря Ее мадийа-бхаве.

Шримати Радхику называют свадина-бхартрика. Это означает, что Она подчинила Себе Кришну. Свадина бхартрика может быть двух видов: маитри и сакхйа. Мадийа и тадийа – это две составляющие мадхурья-расы, или внебрачной любви. Каждая из них, в свою очередь, может проявляться в одном из двух настроений: маитри и сакхйа. Когда чувство любви второстепенно по отношению к искренней просьбе, как это бывает при молитве, такой вид свадина-бхартрики называется маитри. А когда прити (любовь) выступает вперед, затмевая собой молитву, то такой вид свадина-бхартрики называется сакхйа. Чандравали становится свадина-бхартрикой с настроением маитри-бхавы, в то время как Радхика – свадина-бхартрикой с сакхйа-бхавой. В такие минуты Шримати Радхика может повелевать Кришной, как только пожелает. Он выполнит любые Ее прихоти – Он сделает что угодно, услышав лишь намек на Ее пожелание. Он всегда будет готов выполнить Ее указание, получив хотя бы легкий намек. Что касается Чандравали, Кришна удовлетворяет только ее недвусмысленные указания – то есть она должна прямо сказать Ему, чего она хочет. Таким образом, Радхика является самой возвышенной среди всех гопи».

Шри Чайтаньи Махапрабху повелел Шриле Прабхупаде Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру донести до всех преданных, что Шримати Радхика – самая могущественная среди всех гопи и что стать Ее даси (служанками) мы сможем только, вступив на путь рупануга. Не следуя путем рупануга, то есть без руководства Шри Рупы-манджари, мы не сможем служить Радхике.

Самые близкие друзья-пастушки Шри Кришны (Его прийа-нарма сакхи), такие как Субал и Шридам,, дружественно расположены к Шримати Радхике. Они радуются, когда Радхике и Кришне удается встретиться. Есть также некоторые прийа-нарма сакхи, которые способствуют встречам Кришны и Чандравали. Но Прабхупада Сарасвати Тхакур был всецело предан Шримати Радхике. Он был настоящим рупанугой. Он хотел распространить эту идею Шри Чайтаньи Махапрабху: мы хотим стать служанками Шри Рупы Манджари, чтобы впоследствии служить Шри Шри Радхе и Кришне, а не Чандравали и прочим.

Шрила Сарасвати Тхакур хотел проповедовать рупануга-бхакти. На самом деле его желание было не проповедовать (ибо проповедовать рупанугу невозможно), а вдохновлять преданных на служение Шримати Радхике. Однако в самом конце его проявленных лил он сказал своим спутникам: «Я не смог сделать этого, и потому я так несчастен. Вы все должны держаться вместе, приняв прибежище ашрайа-таттвы (чистого преданного, вместилища любви к Кришне). Кто является воплощением ашрайа-таттвы? Гуру это ашрайа-таттва. Живя под его защитой, вы должны служить Божественной Чете Шри Шри Радхи и Кришне под руководством Шри Рупы-манджари». Вот каким был главный движущий стимул всех его деяний. И вот что он хотел дать миру.

Он продолжил: «Ради этой цели я принес страдания многим людям. Я забирал их образованных и способных мальчиков и девочек и приводил их в линию наших госвами. Тем самым я многих приводил в ярость. К тому же, определенные группы людей в Навадвипе и Вриндаване создали движение против меня (самаджи). Они не смогли понять моих идей и настроились против меня. Но придет день, когда они поймут, что я сделал нечто хорошее для всего общества и отдельно взятых его членов. Я сделал кое-что для благополучия всех и каждого. И тогда они раскаются.

Поэтому вы должны служить Радхе-Кришне под защитой гуру-таттвы. Не ссорьтесь. Не думайте, что станете счастливыми, добившись высокого положения в обществе. Вам многого не хватает, но вы не обретете счастья, добившись общественного признания и высокого статуса. Плод этого редкого человеческого тела – это отнюдь не удовлетворение бесполезных мирских амбиций. Кроме всех этих желаний, нас одолевают бесконечные болезни, а наши умы погружены во всевозможные волнения и тревоги. Оставьте все это.

Сосредоточьтесь на главной цели вашей жизни. Определите, куда вам нужно идти и что нужно делать, чтобы ваша душа обрела счастье. Не привлекайтесь мирскими делами. Однажды это земное тело, отравленное множеством болезней, состарится, и ему придет конец. Однако если вы предложите ваше тело для служения Кришне, ваша жизнь завершится успехом. Отдайте это жалкое, бесполезное тело Кришне.

Пожалуйста, постарайтесь понять мою точку зрения. Не ругайтесь между собой ради бесполезных мирских ценностей. Всегда помните эти мои слова».

Сказав это, он оставил этот мир.

В ту минуту там присутствовал наш Гуру Махарадж, Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махарадж. Был там и Бхакти-виласа Тиртха Махараджа, который тогда еще не принял санньясу. В то время он управлял всеми делами Матха. Он предложил, чтобы нашего Прабхупаду кремировали в Калькутте, в местном крематории. Но наш Гуру-Махарадж возразил ему. Он сказал: «Я прошу вас, не забирайте его. Мы отвезем трансцендентное тело нашего Прабхупады в Майяпур, где он занимался бхаджаном. И там он продолжит свой бхаджан, ибо он все еще жив. Он останется в самадхи [*См. Пояснение 1]. Там мы возведем для него самадхи-мандир. И тогда, пребывая там вместе со своим Господом, Шри Чайтаньей Махапрабху, он будет вечно направлять нас».

Когда те, кто хотел кремировать трансцендентное тело Шрилы Прабхупады, стали настаивать на своем, Гуру Махарадж пришел в ярость. Заслонив божественное тело своего Гурудева, он решительно сказал: «Вы не заберете его в Караталу. Любой, кто попробует это сделать, будет иметь дело со мной». И потом он организовал такси из Калькутты (где Прабхупада оставил этот мир) в Кришна-нагар. Ранним утром, примерно 1 января, несколько тысяч людей сопровождали трансцендентное тело Прабхупады в Майяпур. К вечеру они принесли его тело в то место, где сейчас располагается его Самадхи, и всю ночь пели киртан. С помощью нескольких юношей наш Гуру-махарадж вырыл Самадхи. Он лично руководил всей прощальной церемонией, точно так же, как я делал это для Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа во Вриндаване. Он умастил тело Шрилы Прабхупады ароматными маслами и усадил своего Гурудева в самадхи.

Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур буквально в мгновение ока распространил учение Господа Чайтаньи по всей Индии. Кроме того, он отправил в Западные страны Бон Махараджа, Тиртху Махараджа и Госвами Махараджа. И хотя проповедь на западе продвигалась не так успешно, как ему хотелось, тем не менее, он повторно послал Бона Махараджа в Англию, сказав ему: «Мы не хотим ничего перенимать у западных стран. Нам ничего от них не нужно. Просто передай им то, что я говорил тебе. Мы хотим дать ту же бхакти-бхаву, которую распространял Чайтанья Махапрабху. Не следуй примеру Вивекананды и не перенимай привычек Западной цивилизации в том, что касается еды, питья и женитьбы».

Он очень тревожился о состоянии проповеди на Западе. Потом он отправил с такой же миссией Госвами Махараджа. И наконец, он приказал ехать на Запад Шриле Бхактиведанте Свами Махараджу. И Шрила Свами Махарадж совершил чудо. Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур очень счастлив, видя, что Шрила Свами Махарадж исполнил его поручение, и он радуется, видя, что вы все продолжаете его дело.

Пусть сегодня Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада прольет милость на всех нас. Пусть он пробудит в наших сердцах чистое бхакти, чтобы мы могли практиковать сами и раздавать его другим.
……………………………

*Пояснение 1:
«Во время своего божественного ухода из этого мира, Парама-пуджйапада Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж приказал мне: «Ты должен оказать мне услугу, организовав мое самадхи». Он знал смысл и значение вхождения в самадхи, и что нужно делать в это время.

Самадхи – это слово на санскрите, состоящее из двух слогов: сама-дхи. «Сама» означает – «такой же», «тот же самый», а «дхи» – «разум». Это означает, что чистый преданный, покидающий этот мир, обретает тот же уровень, то же положение и то же настроение, что и личные спутники божества, которому он поклонялся. Он обретает такой же разум, такую же красоту и такие же качества. Он служит своему божеству в соответствии со своей сварупой (духовным обликом). Объект поклонения Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа – это Шримати Радхика, и он служит Ей под руководством Ее личных спутниц, манджари, возглавляемых Шри Рупой Манджари» (Шрила Нараяна Махараджа, Храм Джиду Бич ИСККОН, Бомбей, 1993)

 

Редакционный совет: Шрипад Мадхава Махараджа и Шрипад Враджанатха дас.

Редакторы: Шьямарани даси.

Транскрибист и наборщик: Джанаки даси.

Переводчик с английского: Таруни даси.

Корректоры: Вамшивадан дас, Джаянти даси.

 

 

«День ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Шрилы Прабхупады»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь