Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


НА КОНКУРСЕ «Таллин – 75»



Ещё одной способностью наградил Господь нашего учителя – прекрасной памятью. В счастливом сочетании с другими его способностями это помогало ему быть убедительным в его профессиональной деятельности дирижёра-художника, который должен донести, довести до сознания исполнителей-хористов, (тем более, любителей) то вИдение хорового произведения, образ которого возник в ЕГО представлении. Инструментами для этого служат - и богатый словарный запас, и арсенал примеров, аналогий и, безусловно хорошая память. Так вот, хочу рассказать о случае, который мне врезался в мою память. 1975 год. Международный Фестиваль-конкурс «Таллин-75». Филармонический зал «Эстония». Конкурсные выступления многочисленных хоров. В жюри – знаменитый эстонский хоровой маэстро Густав Эрнесаакс. Стоим в ожидании своего выступления где-то перед сценой под лестницей. И таким долгим нам показалось это ожидание, что все уже размагнитились, расслабились, стали разделяться на отдельные группки, болтать на отвлечённые темы. А.И., понимая, что молодые хористы не могут так долго сосредоточенно и неподвижно ожидать «своего часа», не ругал нас, а произнёс: «Ну, как же мне вас собрать, ребята? ». И вдруг, начал читать поэму Лермонтова «Мцыри». Сначала, ближе к нему подошли человека три, далее – ещё несколько, а он всё продолжает и продолжает своё выразительное чтение наизусть великолепной поэмы-шедевра.

  …«Вдруг голос – лёгкий шум шагов…                                

             Мгновенно скрывшись меж кустов,

             Невольным трепетом объят,

             Я поднял боязливый взгляд,

             И жадно вслушиваться стал.

             И ближе, ближе всё звучал

             Грузинки голос молодой,

             Так безыскуственно живой,

Так сладко вольный, будто он

Лишь звуки дружеских имён

Произносить был приучён.

Простая песня то была,

Но в мысль она мне залегла,

И мне, лишь сумрак застаёт,

Незримый дух её поёт.»

     Умолкли разговоры, подошли все присутствующие хористы. Выразительное исполнение поэтического произведения переломило ситуацию. А.И. таким образом достиг цели – вернул настрой и, крайне необходимую для данного момента, сосредоточенность хористов.

И вот, наш выход. Как всегда, в отработанном порядке выстраиваемся на сцене.

Первое произведение – С.В.Рахманинов «Тихая мелодия» («Тебе поем», исполняемая без слов, манерой «закрытый рот»). Даётся тон, Александр Иванович поднимает руки, необходимым жестом показывает вступление – звука нет, как будто испортилась аппаратура, обеспечиающая фонограмму. По моей спине пробежал ледяной холод, объял ужас, но, естественно, молчу вместе со всеми – ведь мы единый организм! Проходит секунда, другая, и вдруг, как из небытия возникает аккорд с нюансом «неслыхисимо»! Вот это «Тихая мелодия»! Действительно, это исполнение было необыкновенным, обусловленным, конечно, жутким волнением, но и поэтическим состоянием, в которое нас перенёс перед выступлением Александр Иванович. Представляю, что перечувствовал он в эти жуткие секунды!

                         Когда же я очнулся вновь,

                         И отлила от сердца кровь,

                         Она была уж далеко,

                         И шла хоть тише, - но легко…

Наташа Огнева – Хор ЛЭТИ ( 1977-97 ) гг

Моя первая встреча с Александром Ивановичем произошла в сентябре 1977 года на репетиции. Я и не предполагала, что в этот день началась новая эпоха моей жизни, продлившаяся целых 20 лет.

В 1982 году Александру Ивановичу пришло письмо с приглашением на Межреспубликанский конкурс хоров «Ювентус-83». Подготовку начали сразу же. Это была интересная и не самая лёгкая программа.

Произведения должны были исполняться наизусть и без перерыва. Чтобы мы, не дай Бог, не перепутали порядок исполнения произведений и не запели «не то», Александр Иванович «развлекал» нас следующим образом: он вставал перед хором и по выражению его глаз, по жесту мы должны были угадать, какое произведение он сейчас будет дирижировать. Его и нас это забавляло. К финальным репетициям мы не только узнавали произведение, но и по взмаху руки Александра Ивановича вступали в нужную ноту. (А ещё говорят, что игра «Угадай мелодию» вышла в 1995 году…). 

Когда стали известны результаты конкурса, нам сообщили, что мы выступаем в гала-концерте. Утром выяснилось, что половина хористов «не в голосе». Видимо сказалось расслабление после напряжённых конкурсных дней и ночные бдения. Репетиция перед гала - концертом проходила в институтской аудитории с кафедрой (трибуной). Борис Петрович Карандасов пытался нас распеть, расшевелить, заставить издать хоть что-то похожее на чистый звук, но из этого почти ничего не выходило. Народ сипел, хрипел, полулежал на партах. В этот момент появился Александр Иванович. Оглядев аудиторию, он поднялся на кафедру и начал говорить. О чём он говорил, я вряд ли вспомню. Но он говорил, дурачился, наливал себе из графина, снова говорил. Мы сначала улыбались, потом смеялись и через несколько минут начали полноценную репетицию.

Завершали мы своё выступление на гала-концерте негритянским гимном «Ezekiel sow the wheel». В заключительной части, заведя хор на «дума-лума, дума-лума, дума-лума» Александр Иванович развернулся и пошёл по направлению к кулисе. Встал там, сложил ручки и спокойно наблюдал за тем, как хор самостоятельно, чётко и точно, как часики, со всеми необходимыми нюансами отработал этот непростой фрагмент и вышел к хору только на финальные аккорды, поставив красивую точку в нашем выступлении.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь