Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Для кого предназначена тренировка



Чтобы понять, кто может практиковать сисуй-цзин, обсудим сначала цели этой практики.

Из предыдущих описаний понятно, что практика сисуй-цзина была создана монахами, которые стремились к просветлению. Для достижения этой цели монаху вначале необходимо было практиковать ицзинь-цзин для увеличения количества и повышения качества ци. Кроме того, он должен был вырабатывать и очищать семя-цзин и преобразовывать его в ци для наполнения «резервуаров» ци (т. е. восьми сосудов-май ). Из этих сосудов ци могла распространяться в «реки» ци (двенадцать каналов — цзин ) и достигать конечностей и внутренних органов. Помимо прочего, обильные количества ци могли использоваться для промывания костного мозга. Когда человек осваивал этот уровень, он обретал отличное здоровье и мог увеличить срок своей жизни. Однако для того, чтобы монах достиг просветления, ему необходимо было направлять ци в головной мозг и в верхний Даньтянь для питания мозга и подъема шэнь.

В практике сисуй-цзина важнейшим резервуаром ци считается Поддерживающий Сосуд, поскольку именно через него пролегает путь ци, направляемой вверх для питания головного мозга. Когда головной мозг наполняется ци, он получает прилив энергии и начинает функционировать более эффективно, используя больше клеток, чем те 30–35 процентов, которые задействуются обычно. Эго повышает чувствительность головного мозга, делает мышление более активным, наполняет энергией и возвышает дух. В результате практики сгущенная энергия поднимает дух, позволяет ему отделяться от физического тела и продолжать жить даже после смерти физического тела. Чтобы достичь такого уровня, монах должен вначале избавиться от своих обычных мыслей и эмоций, которые привязывают его к этому миру, включая сексуальные желания.

Хотя практика сисуй-цзина предназначалась для достижения просветления, или «буддовости», многие из тех, кто занимался цигуном, открыли, что она представляет собой самый эффективный способ поддержания отличного здоровья и увеличения срока жизни. Кроме того, было обнаружено, что эта практика может существенно улучшить половую жизнь. Естественно, людям, нацеленным исключительно на долголетие или усиление сексуальных способностей, не требовалось достигать высших уровней духовного развития.

Теперь можно понять, что вопрос о том, кому можно практиковать сисуй-цзин, достаточно спорен. Ответ зависит от целей конкретного человека. Довольно противоречивы и представления о том, когда можно начинать практику сисуй-цзина. В провинции Хэнань, где расположен монастырь Шаолинь, сохранились свидетельства о том, что этой практике обучались даже подростки, — особенно в округах Цзюньсянь, Аньян и Уань. В богатых семьях было принято отдавать сыновей-подростков в обучение первой ступени сисуй-цзин-цигуна для повышения их сексуальных способностей перед женитьбой, чтобы брак был счастливым. В те времена юноши обычно женились в возрасте около шестнадцати лет. Первая стадия практики сисуй-цзин-цигуна помогает ускорять процесс возмужания.

Однако в других текстах говорится, что практикой сисуй-цзина не следует заниматься до тридцати пяти лет, поскольку до этого возраста человеку очень трудно достичь глубокого уровня понимания теории и практики цигуна. Таким образом, эти документы утверждают, что, прежде чем приступать к практике сисуй-цзина, человеку следует сначала понять и достичь определенного уровня в практике ицзинь-цзина. Существуют записи, рассказывающие о людях, начавших практику сисуй-цзина в возрасте шестидесяти лет; эти люди становились моложе, их волосы из седых превращались в черные, сексуальная активность возобновлялась, а организм становился более здоровым.

Из всего сказанного можно заключить, что, если человека интересует улучшение половой жизни, он может заниматься первой стадией практики сисуй-цзина. Эго увеличит производимые объемы семени и спермы, а также повысит сексуальную «выносливость». Если вы преследуете эту цель, то заниматься можно в любом возрасте, от момента наступления половой зрелости до преклонных лет.

Однако если вы целитесь выше и стремитесь к отличному здоровью и долголетию, вам необходимо научиться преобразовывать семя в ци и наполнять ею сосуды, направлять ее в головной мозг и распределять по всему организму. Чтобы добиться этого, следует знать теорию и практические методы этого преобразования. В самом начале может не удаваться преобразовывать в ци большую часть семени, но с практикой, благодаря физическим или медитативным методам, вы обнаружите, что способны преобразовывать семя все более эффективно.

Если вы хотите достичь этого уровня, вам необходимо начать следить за своим питанием, контролировать свои сексуальные мысли и желания и, насколько это возможно, устранять из своей жизни стресс и раздражение. Вы должны воспитывать в себе отсутствие таких чувств, как гнев, радость или волнение. Тогда ваши мысли станут нейтральными, и ничто не будет вас беспокоить.

Поскольку для безопасной практики сисуй-цзина требуются расширенное понимание и глубокое ощущение ци, эта практика является чрезвычайно сложной для детей и юношей. Большинство людей не достигают необходимых зрелости и опыта, по меньшей мере, до тридцати лет.

Однако если вы стремитесь к практике сисуй-цзина ради достижения просветления, то обнаружите, что это долгий путь, требующий огромного терпения. Считается, что после десяти месяцев преобразования ци в шэнь (дух) требуется не меньше трех лет медитаций для защиты духовного младенца и обеспечения его роста. Затем требуется еще по меньшей мере девять лет медитации («лицом к стене») для достижения уровня отсутствия чувств, после чего вы сможете отделять свои дух и душу от физического тела. Достигнув этого уровня, человек обретает бессмертие, поскольку смерть уже не властна над ним.

 

 

Стихотворные тексты

Согласно имеющимся в нашем распоряжении документам, существуют два произведения, которые считаются источниками практики сисуй-цзина. Прежде чем мы начнем обсуждать упражнения, мне хотелось бы представить переводы отрывков из обоих этих текстов, связанных с практическими методами.

 

Документ 1

Этот текст был опубликован в китайской книге «Подлинное значение китайского гунфу промывания костного и головного мозга» (Чжунго сисуй-гунфу чжэнь ди ), написанной Чжао Чанхуном.

 

Духовное гун-(фу) промывания костного и головного мозга сначала использует инструменты, (заставляет) ци достигать четырех окончаний: языка, зубов, ногтей и волос. Ударяй лопаткой для защиты костного мозга.

 

Поскольку промывание костного и головного мозга представляет собой гунфу, которое специализируется на развитии духа (шэнь ), эта практика называется «духовным гун » (шэньгун ). Слово гун часто используется в китайском языке как сокращение от гунфу и обозначает нечто требующее времени и энергии для своего развития. В самом начале ваш И (ум) все еще слаб, поэтому вам следует использовать для выполнения упражнений инструменты, помогающие ци достичь четырех «окончаний»[46] — языка, зубов, ногтей и волос. Позже, после того как вы научитесь использовать свой И для эффективного направления ци, с инструментами можно расстаться. Кроме того, вы сможете направлять ци к своей голове, чтобы питать энергией головной мозг и возвышать свой дух. Когда дух возвышен, он способен управлять течением ци и направлять его по всему организму наиболее эффективным образом. Китайские врачи очень часто диагностируют состояние здоровья по указанным в тексте четырем окончаниям. Если вы сможете заставить свою ци достигать этих окончаний, вы способны направить ее и в любое другое место тела и обладаете хорошим здоровьем.

Кроме того, в начале обучения вам необходимо использовать прут или лопатку для постукиваний или похлопываний по телу вдоль каналов ци. Раньше это делали с помощью чу, песта, использовавшегося обычно для отделения зерен от мякины или для отбивания белья во время стирки. Такие удары по телу направляют ци, циркулирующую в костном мозге, к поверхности тела, что служит двум основным целям. Первая цель заключается в том, чтобы открыть миллионы малых каналов ци, по которым ци покидает основные каналы и которые связывают костный мозг с поверхностью тела. Вторая цель — направить ци к поверхности тела и образовать щит ци (вэй ци, или защитной ци ), защищающий тело от вредных внешних воздействий.

 

(Если) не продвигаешься и не культивируешь это, в твоем даосском обучении нет корня. (Когда) тренируешься семь седмиц (т. е. сорок девять дней), пять ци (сердца, печени, селезенки, легких и почек) возвращаются к (своим) источникам.

 

Считается, что для закладывания фундамента в практике сисуй-цзин-цигуна необходимо по меньшей мере сто дней. Этот фундамент является основанием всей вашей практики. Если заложенное основание слабое и нездоровое, вы просто потратите время и энергию, поскольку ваша практика не принесет плода. В начале стодневного периода закладывания фундамента необходимо в течение сорока девяти дней вернуть пять ци из пяти основных органов к их источникам.

В повседневной жизни ци различных органов склонна покидать то место, которому она принадлежит, а ее уровень в этих органах либо избыточен, либо недостаточен. Эго означает, что функции органов нарушены. Для органов очень важно, чтобы их ци вернулись к своему должному уровню и восстановили в органах их нормальные функции. Когда эти пять ци смешиваются и не циркулируют так, как им надлежит, человек болеет, а его органы вырождаются быстрее. Когда ци пяти органов циркулируют по нужным каналам, а их объем пребывает на правильном уровне, органы получают необходимое снабжение ци и выздоравливают.

Существует еще одно объяснение фразы о пяти ци, возвращающихся к своим источникам. Некоторые люди считают, что слово «источник» означает здесь изначальный дух (юань шэнь ), который пребывает в верхнем Даньтяне. Когда ци направляется к духовному центру (верхнему Даньтяню ), дух можно поднять до сильного, энергичного состояния. Тогда дух становится центром управления ци и способен эффективно контролировать ее течение. Эта ци включает в себя управляющую ци и защитную ци. Управляющая ци связана с функциями органов тела. Таким образом, фраза о пяти ци, возвращающихся к своим источникам, означает, что шэнь эффективно контролирует функции органов.

 

(Когда) срок практики достигает десяти декад (ста дней), Три Цветка достигают вершины.

 

После ста дней практики вы заложили фундамент и постепенно становитесь способным направлять Три Сокровища, или Три Цветка, к макушке головы. Когда китайцы говорят о трех сокровищах, они имеют в виду цзин (семя), ци (энергию) и шэнь (дух). Достигнув этой стадии, вы сможете преобразовывать семя-цзин в ци, переносить ее в головной мозг, питать его этой энергией и поднимать свой шэнь (дух). Теперь вы «посадили семя» шэнь -младенца (шэнь ин ), и началось образование духовного зародыша.

 

Пронеси (ци по) чудесным каналам (т. е. по двенадцати основным каналам), пройди сквозь восемь сосудов, и каждая часть тела встретится с источником (ци ). Чем больше оттачиваешь свою подготовку, тем дальше продвигаешься (и в будущем) войдешь в дверь Великого Дао.

 

Когда Три Сокровища способны достигать макушки головы, они смогут наполнить головной мозг энергией и перевести его к высшему, более сосредоточенному состоянию. Вы сможете провести ци по двенадцати каналам и восьми сосудам. Когда это произойдет, ваша ци достигнет всех частей тела. Чем больше вы занимаетесь, тем больше продвигаетесь вперед.

 

(Среди) практических методов этого гун-(фу) один связан с яичками (чжу лунь ), а другой — с пенисом (хэн мо ).

 

Здесь в стихах используются эвфемизмы: яички именуются «жемчужными колесами» (чжу лунь ), а пенис — «цилиндрическим жерновом» (хэн мо ). В этом предложении утверждается, что практику сисуй-цзина следует начинать с яичек и пениса.

 

Нанизывай вместе, чтобы получилось одно, скажем, И, скажем, си.

 

В этой фразе применяется очень образный разговорный китайский язык. Первая часть выражает идею нанизывания китайских монет на нить (в древности китайские монеты имели отверстия, позволяющие носить их на нитях). Таким образом, монеты соединяются вместе, хотя все еще остаются отдельными монетами. Когда китайцы перечисляют несколько предметов, они иногда используют слово «скажем» перед названием каждого предмета. И здесь означает практику ицзинь-цзина, а си — упражнения сисуй-цзина. Данная фраза означает, что в процессе занятий следует совмещать обе методики, вместо того чтобы заниматься одной и не обращать внимание на другую. Как объяснялось в первой части, ицзинь-цзин является практикой Ли (Огня), а сисуй-цзин представляет собой практику Кань (Воды). При совмещении они приводят к равновесию Инь и Ян. Таков путь Дао.

 

Для яичек тайные слова практики таковы: скажем, Выскальзывание (чжэн ), скажем, Массирование (жоу ), скажем, Полирование (цо ), скажем, Подвешивание (чжуй ), скажем, Похлопывание (пай ).

 

Слово чжэн означает борьбу в попытках освободиться. К примеру, если некто схватил вас за запястье и вы применяете силу, чтобы освободиться, это называется чжэнкай, т. е. «вырывание». Таким образом, чжэн означает метод, в котором вы захватываете яички рукой и позволяете им выскользнуть. Естественно, вначале это следует делать мягко, чтобы не поранить их. Жоу означает «массировать». Когда вы занимаетесь жоу, палец или пальцы остаются на одном месте и совершают круговые движения по коже. Поскольку кожа эластична, вы можете массировать подкожную область, не потирая пальцами саму кожу. Цо означает «потирать» или «полировать». Занимаясь цо, вы используете ладони и пальцы для потирания кожи и вызываете тепло. Чжуй означает подвесить нечто и позволить ему свободно упасть вниз. Последнее слово, пай, означает хлопок. Имеется в виду, что вы мягко похлопываете рукой по яичкам. Чжуй (подвешивание) используется для преобразования семени в ци, а остальные четыре слова обозначают распространенные способы стимуляции яичек. Мы обсудим все эти техники в следующем разделе.

 

Для пениса тайные слова практики таковы: скажем, Обхватывание (во ), скажем, Обвязывание  (шу ), скажем, Вскармливание (ян ), скажем, Заглатывание (янь ), скажем, Втягивание и Поглощение (шэ ), скажем, Поджимание (ти ), скажем, Закрывание (би ), скажем, Раскачивание  (шуай ).

 

Во означает удерживание чего-либо рукой. Шу означает «обвязывать» или «перевязывать». Ян означает «вскармливать», «улучшать», «взращивать», «пестовать». Янь означает «глотать». Шэ  употребляется в значениях «втягивать», «поглощать», «вбирать». Ти означает «поджимать», «приподнимать». Би означает «закрывать», а Шуай — «раскачивать из стороны в сторону». Все эти слова характеризуют техники стимулирования или тренировки пениса, хотя на самом деле не все они связаны непосредственно с пенисом.

 

Кроме этих тринадцати тайных слов, во всей этой практике существует еще одно тайное слово ган  (твердость).

 

Тринадцать тайных слов соответствуют методам, используемым для вырабатывания семени и преобразования семени в ци. Однако самым важным фактором успеха во всем процессе практики являются не процедуры или практические упражнения. Важнейшим фактором успеха является обладание сильным и твердым, как сталь, разумом и духом. Разум должен быть жестким, сосредоточенным, настойчивым, но одновременно и расслабленным. Обладая сильным разумом и высоким духом, вы сможете перемещать ци и достичь успеха в этой практике.

 

За исключением Закрывания, Заглатывания, Вскармливания, Подвешивания, Втягивания  и Поглощения  и Обвязывания, остальные семь слов связаны с использованием руки. От легкого к тяжелому, от насильственного к спокойному; завершай цикл и повторяй снова, не считай повторений. Немного практики — немного достижений, большая практика — большие достижения.

 

За исключением указанных шести (Закрывание, Заглатывание, Вскармливание, Подвешивание, Втягивание и Поглощение  и Обвязывание ), в остальных семи методах применяется рука. Сначала вам необходимо заставлять себя заниматься. Вы начинаете мягко и постепенно усиливаете воздействие, пока не будете чувствовать себя легко и спокойно. Чем больше упражняетесь, тем большего достигаете.

 

Поджимают точку в «магических воротах» (сюань гуань ). Закрывание означает замедление старения и восстановление функций (органов). Заглатывание есть дыхание в полостях (сюэ ). Обхватывание представляет собой подтягивание вверх почек (здесь имеются в виду яички), Вскармливание означает использование печи или сосуда для нагревания и подпитывания, Обвязывание представляет собой использование мягкого хлопка для перевязывания корня (пениса), Подвешивание означает очищение ци и ее сублимацию. Втягивание и Поглощение представляет собой питание тела (посредством) сидения и переноса ци.

 

«Поджимание» применяется к одной точке, а именно — к «магическим воротам» (сюань гуань ), или полости хуэйинь, расположенной между промежностью и анусом. В предыдущей главе объяснялось, что полость хуэйинь является точкой пересечения трех основных сосудов: Сосуда Зачатия, Сосуда Управления и Поддерживающего Сосуда. Это главные ворота, которые согласуют Кань и Ли и воздействуют на Инь и Ян организма. Это место также является точкой-ключом преобразования семени в ци. Поджимание может выполняться с помощью пальца или мысленно.

Закрывание является ключевым моментом замедления процесса старения и возвращения выродившихся органов к нормальному функционированию. Закрывание является одним из методов нэйдань; оно стимулирует яички и пенис и повышает производство семени. Заглатывание связано с полостным дыханием. Здесь «полость» означает хуантин  («желтый двор»), расположенный под пупком и над нижним Даньтянем. Обхватывание означает обхватывание обоих яичек. Китайцы считают, что яички и почки очень тесно связаны. По этой причине яички иногда называют внешними почками. При выполнении Обхватывания яички захватываются двумя руками и приподнимаются. Вскармливание представляет собой промывание и стимуляцию пениса с целью его подпитывания.

Обвязывание заключается в использовании мягкой хлопковой веревки для перевязывания корня (пениса). Подвешивание является еще одним ключевым методом, который используется для очищения и возгонки ци. Возгонка представляет собой процесс, во время которого под воздействием нагревания твердое тело превращается в пар непосредственно, без предварительного превращения в жидкость (подобно тому, как лед может возгоняться в виде водного пара). В даосском преобразовании ци это означает преобразование материи (семени) в энергию (ци ) и подъем последней к небесам (к голове). Втягивание и Поглощение также является одним из важнейших процессов. С его помощью вы научитесь тому, как сохранять ци в своем организме и как втягивать, поглощать ци природы и партнера для питания собственного тела.

 

Чудесный секрет этих восьми слов (позволяет) украдкой преодолеть (т. е. ускользнуть от влияния) (цикл) сотворения и преобразования, управляемый Небом и Землей. Их (т. е. восьми слов) сила способна промыть костный и головной мозг и покорить волосы. Слабый человек (становится) сильным, мягкое (становится) твердым, согнутое (становится) длиннее, больной (становится) здоровым, великим мужем.

 

Восемь тайных слов «чудесны», потому что помогают избежать судьбы, уготовленной нам Небом и Землей (природой). Наша естественная судьба заключается в том, чтобы родиться, состариться, болеть и наконец умереть. Если вы занимаетесь практикой этих восьми слов, вы можете сохранить свой костный мозг очищенным, а головной мозг — бодрым, и даже заставить свою ци проникнуть повсюду, вплоть до волос. Поскольку костный мозг является источником крови, вы сможете сохранить свою кровь свежей и здоровой. Тогда эта кровь, циркулирующая в вашем организме, поможет поддержать здоровье во всем теле и замедлит процесс старения. Практика в соответствии с этими восемью словами способна сделать слабого человека сильным, то, что было мягким, твердым, а то, что было коротким, — длинным. Если вы больны, то выздоровеете, а ваши сексуальные возможности возрастут.

 

Используй это (тренированное тело) для ударов (в сражении); деревянного, каменного, железного молота как могу я устрашиться?

 

После завершения описанной выше практики, сражаясь в бою, мне не нужно бояться ударов различным оружием (деревянным, каменным или железным). Надлежащим образом развитое тело неподвластно повреждениям.

 

Используй это (тренированное тело) в мужской работе (т. е. в сексе); тысяча сражений — без истощения.

 

Практика сисуй-цзин-цигуна развивает в человеке сексуальную выносливость.

 

(Если я) следую (пути природы, я дарую) рождение человеческому существу. Тигр лишен драконьей слюны; (если я иду) против (природы, я) становлюсь бессмертным, дракон проглатывает костный мозг тигра. Подлинная тайна заключена только (в выборе) одного или другого пути. Удержание или высвобождение зависят от меня, чему следовать и кому дарить — я выбираю человека.

 

В Китае половое сношение часто называют лун-ху цзяогоу, т. е. «совокупление дракона и тигра». Дракон, вырабатывающий слюну (семя), олицетворяет мужчину, а тигр — женщину. Если у женщины дурной нрав, ее называют му лао ху, что означает «старая тигрица». Если тигр получает драконью слюну (женщина получает семя мужчины), может родиться ребенок. Однако когда мужчина отклоняется от пути природы и удерживает семя во время сношения, он может стать бессмертным, если способен преобразовывать семя в ци и наполнять энергией свой головной мозг. Мужчина способен также поглощать энергию из глубин женского тела, т. е. на самом деле, из ее костного мозга. Тайна смерти и бессмертия заключается в выборе между семяизвержением и удержанием семени. Высвобождение или удержание зависят от меня. Я выбираю, кому дарить свое семя и ци.

 

Используй это для обретения великого достижения, тогда волосы будут подобны алебардам с крюками; ци и кровь (подобны) гремящему барабану (и) могут быть услышаны как воинская смелость.

 

Алебарда — опасное оружие. Алебарда, оборудованная крюком, — еще более мощное и опасное оружие. Если вы достигаете успеха в практике цигуна, ваша ци будет полноводной и широкой и сможет достичь кончиков ваших волос. Человек, знающий, как оценивать состояние здоровья по состоянию волос, сможет распознать ваше выдающееся достижение. Энергия вибрирует, и чем выше энергия, тем выше частота этих вибраций. Успех в практике сисуй-цзина наполнит вашу кровь и ци такой энергией, что она будет вибрировать, словно гудящий барабан. Люди смогут ощутить, что вы обладаете силой героя-воина, и вы сможете исполнить все, что только захотите.

 

Используй эту (практику) для предотвращения старения, тогда возможно устанавливать свою жизнь самому, без крайностей, как Небо. Я не знаю, существует на Небе и на Земле другая лекарственная трава лучше этой. Существует ли в человеческом мире что-нибудь важнее этого?

 

Как уже обсуждалось в предыдущем разделе, упражнения сисуй-цзина использовались даосскими монахами в их стремлении к просветлению. В этой практике существует четыре стадии. Первые две из этих стадий могут помочь обычному человеку достичь здоровой и долгой жизни. Это готовит его к более духовным третьей и четвертой стадиям, на которых он выходит за пределы противоположностей и крайностей, которые обычно причиняют нам беспокойство. К сожалению, эти дальнейшие стадии здесь не обсуждаются. В конце концов, не так уж много людей действительно заинтересованы в освобождении от человеческих эмоций и достижении просветления будды. Почти все документы, которые сохранились до нашего времени, подробно описывают первые две стадии, но не уделяют практически никакого внимания двум последним стадиям.

 

Этого рода тренировочный метод — вне даосской традиции; если нет исконного согласия, удачи и добродетели — не учи. Старайся, старайся.

 

В даосизме существует много различных школ и множество практических методов. Практика сисуй-цзина не входит в традиционный курс обучения ни одной из этих школ. Этот афоризм утверждает, что этой практике следует учить только особых людей. Большинство китайцев верят, что люди живут не один раз. Прошлые жизни часто определяют события и взаимоотношения жизни настоящей. Слова «исконное согласие» (су юань ) относятся к очень тесным дружеским отношениям, которые могут предопределяться опытом прошлой жизни. Эго такая дружба, когда можно беседовать всю ночь, совершенно не уставая. В стихах говорится о том, что следует преподавать практику сисуй-цзина только тому человеку, по отношению к которому учитель ощущает подобную близость и который проявил свои высокие моральные качества. «Удача», о которой здесь упоминается, означает, что, помимо прочего, человеку должна выпасть удача встречи с учителем, который хочет и может научить его.

 

Документ 2

Этот текст был опубликован в первом томе книги Чжунго шэньгун («Китайский шэньгун»), написанной Гунцзянь Лаожэнем.

 

(После) собирания ци более трехсот дней передний и задний Сосуды Зачатия и Управления совершенно полны, тогда занимайся гунфу нижней (части тела). В материнском лоне эти два сосуда, Зачатия и Управления, были соединены. После рождения пища, входящая внутрь и выходящая наружу, (вызывает) разделение переднего и заднего. Их путь таков: Сосуд Управления начинается в шанинь (т. е. в полости иньцзяо ), проходит через макушку и по позвоночнику, спускаясь к вэйлюй (копчик, полость чанцян ). Сосуд Зачатия начинается в чэнцзян, проходит по груди и спускается к хуэйинь. (Эти) два (сосуда) не связаны. Теперь занимайся гунфу нижней (части тела), тогда ци достигнет (того уровня, на котором она) начинает связывать и обмениваться.

 

В этом документе говорится, что после того, как вы в течение по меньшей мере трехсот дней занимались практикой ицзинь-цзин-цигуна, вы удалили закупорки в Сосудах Зачатия и Управления и наполнили их ци. Теперь можно приступить к «гунфу нижней части тела», т. е. к практике сисуй-цзин-цигуна, которая начинается с тренировки паховой области.

Даосы верят, что у человеческого зародыша Сосуды Зачатия и Управления изначально соединены. Эта связь разрывается при рождении, после того как пища начинает поступать через рот. Зародыш получает питание и кислород от матери через пуповину, и его живот (Даньтянь ) двигается наружу и внутрь, как насос, помогая при этом втягивать питание. Благодаря этим движениям живота полость хуэйинь, которая соединяет Сосуд Зачатия, Сосуд Управления и Поддерживающий Сосуд, открыта. Как только ребенок рождается, он начинает принимать пищу через рот, а кислород — через нос. Поскольку дыхание животом уже не является необходимым, ребенок начинает дышать грудью. Полость хуэйинь становится неактивной и поэтому постепенно запечатывается, а связь между Сосудами Зачатия и Управления слабеет. Таким образом, первое упражнение, необходимое для медитации и особо отмечаемое буддистами и даосами, представляет собой дыхание животом, цель которого заключается в том, чтобы вновь открыть эту полость. После этого вы должны продолжать практику сисуй-цзина для того, чтобы сохранить обилие ци и не допустить запечатывания полости хуэйинь.

 

При практике этого гунфу его методы — в двух местах. Оно включает одиннадцать названий. Два места: одно — яички, второе — Нефритовый Ствол (т. е. пенис).

 

Это означает, что в практике сисуй-цзин-цигуна существует одиннадцать важных ключей к занятиям, применяемых к двум частям тела: к яичкам и пенису.

 

Для яичек, скажем, Собирание (цзань ), скажем, Выскальзывание (чжэн ), скажем, Полирование (цо ) скажем, Похлопывание (пай ).

 

Собирать что-то вместе называется цзань. Это слово имеет то же значение, что и Обхватывание (во ) в предыдущем документе. Цзань означает обхватывание или собирание яичек руками. Чжэн, цо и пай означают то же, что и в предыдущем документе. Можно заметить, что во втором тексте не упоминаются два слова: Растирание [47]  (жоу ) и Подвешивание (чжуй ). Однако цзань (Собирание ) можно назвать соединением Обхватывания и Растирания. Я считаю практические ключи обоих документов одинаковыми во всем, за исключением метода Подвешивания (чжуй ). Поскольку Подвешивание является ключевым моментом преобразования семени в ци, я не сомневаюсь, что это слово было удалено из второго документа преднамеренно и передавалось далее только устно с целью сохранения в тайне.

 

Для Нефритового Ствола (т. е. пениса), скажем, Заглатывание (янь ), скажем, Раскачивание (шуай ), скажем, Поглаживание  (фу ), скажем, Промывание (си ), скажем, Обвязывание  (шу ), скажем, Вскармливание (ян ), скажем, Полирование (цо ).

 

В этом документе встречаются три слова, которых не было в первом: Поглаживание (фу ), Промывание (си ) и Полирование (цо ). Поглаживание означает легкое растирание, прикасание и массирование руками. Оно предназначено только для стимуляции пениса и наполнения его энергией. Промывание  означает здесь промывание пениса в особых травах. К документу прилагается множество рецептов из трав, предписанных для этих целей. Но в предыдущем документе это слово не упоминалось. Полирование фигурировало в прошлом документе как процедура для яичек, но не для пениса. Здесь оно означает растирание пениса обеими руками.

Особо хочу подчеркнуть, что четыре слова — Обхватывание (во ), Втягивание и Поглощение (шэ ), Поджимание (ти ) и Закрывание (би ) — встречаются в первом документе, но отсутствуют во втором. Эти слова тоже связаны с очищением, сохранением и преобразованием семени. Я уверен, что они были удалены из второго документа для сохранения в тайне самой сердцевины всего процесса.

 

Из этих одиннадцати слов, за исключением Заглатывания (янь ), Промывания (си ), Обвязывания (шу ), Вскармливания (ян ), в практике оставшихся семи слов используются руки. Все от легкого к тяжелому, от свободного к тугому, от насильственного к естественному; (когда) цикл завершен, повторяй сначала, не считай, сколько раз, каждый день шесть курящихся палочек, занимайся три раза (в день).

 

Можно заметить, что этот афоризм выражает идеи, подобные высказанным в предыдущем документе. В древнем Китае не было часов, поэтому время измерялось сгорающими ароматическими палочками. Такая палочка горела около 40 минут. Это означает, что заниматься нужно три раза в день, примерно по полтора часа.

 

Сотня дней, практика закончена, тогда ци полна; (эта ци ) выше десяти тысяч предметов.

 

В первом документе выражена сходная мысль. Для создания духовной основы, или шэнь -младенца, необходимо по меньшей мере сто дней. Через сто дней практики ваше тело наполняется ци. Эта ци более ценна, чем какой-либо материальный предмет, которым человек может обладать.

 

Собирание, Выскальзывание, Полирование, Похлопывание, Раскачивание, Заглатывание, шесть слов, все используют руки для проведения (занятий), постепенно перемещаясь от легкого к тяжелому.

 

В этом предложении повторяются уже высказанные ранее идеи.

 

О Заглатывании: в начале тренировки сперва вдохни полный рот свежего воздуха, используй И, чтобы проглотить его, молча отправляй его в грудь. Затем вновь вдохни полным ртом воздух, отправь его в пупок, вновь проглоти полный рот и отправь его вниз, к тренируемому месту.

 

Хотя в первом документе о Заглатывании говорилось очень коротко, этот документ в точности описывает, как его проводить. В прошлом документе под Заглатыванием имелось в виду полостное дыхание, особенно дыхание полости хуантин («желтый двор»). Однако во втором документе подразумевается, что полость — это паховая область, включающая полость хуэйинь, или «магические ворота» (сюань гуань ). В этом методе кроется ключ к повторному раскрытию этой полости.

 

Затем проводи практики Собирания, Выскальзывания  и другие.

 

Это означает, что Заглатывание — первая выполняемая вами практика.

 

Для Обхватывания (во ) всегда используй лукообразную ци для достижения вершины и (упражняйся, пока это) не станет привычным.

 

Обхватывание является еще одним тайным словом, позволяющим вашей ци достичь макушки головы. Это слово ранее не встречалось в данном тексте, что может указывать на то, что отдельные его части уничтожены — возможно, преднамеренно. Во время практики Обхватывания ваш разум должен быть натянутым, как лук, а воля должна быть сосредоточенной и направленной. Идея лукообразной ци аналогична идее Твердости, используемой в первом документе. Направление ци к макушке головы требует решимости и сосредоточенности. Чтобы с легкостью делать это, необходимо много упражняться.

 

О Промывании: используй травяную воду для промывания дважды в день. Одна (цель) — плавная циркуляция крови и ци, другая — (уход за) старой кожей.

 

Промывание означает использование настоев трав для промывания пениса два раза в день. Травы помогают циркуляции ци и кровообращению, а также предотвращают вырождение кожи. Эго слово вообще не упоминается в первом документе.

 

Об Обвязывании (шу ): после (описанных выше) практик, (после того, как) промывание закончено, используй мягкий хлопок, чтобы сделать веревку, обвяжи ствол и корень, расслабь и затяни, чтобы было впору, цель в том, чтобы он был постоянно вытянут и не сгибался.

 

Шу означает «обвязывать» или «затягивать» что-то. Здесь это означает, что во время эрекции пениса его обвязывают мягкой хлопковой веревкой по всей длине с надлежащей жесткостью — не очень свободно и не очень туго. Затем необходимо использовать И, чтобы напрягать и расслаблять его. Это упражнение помогает сохранять эрекцию пениса.

 

О Вскармливании (ян ): тренировка завершена и объект велик и силен, в любой войне (ты сможешь) одолеть других, (в этом) его изначальная обязанность. Но (если ты) боишься, (что он станет) ленивым, или (у тебя есть) иные беспокойства, сначала используй старый сосуд, вскармливай его иногда.

 

Это и следующее предложения выражают идею, о которой упоминалось и в предыдущем документе, а именно о том, что всегда следует использовать для стимуляции пениса теплую и холодную воду (или настой трав). Это поможет сохранить его сильным, крупным и здоровым. После того как вы закончите эту практику, вы можете счесть полезным или необходимым время от времени повторять эти упражнения, так что сможете использовать «старый сосуд» для согревания новых трав.

 

О Вскармливании (ян ): оно означает использование тепла (т. е. теплой воды пли теплого настоя трав) для его спокойного вскармливания. Не ослабляй и не напрягай резко. Должен заставить (его) привыкнуть к войне, тогда (ты) не потерпишь поражения. (Занимайся) этой практикой в течение ста дней, чем дольше, тем лучше. Слабый (становится) сильным. Мягкий — твердым. Короткий — длинным. Больной — здоровым. Стань сильным мужем. Даже деревянного, каменного, железного молота как могу я испугаться? Используй это в сражениях, в мире нет полководца сильнее. Используй его, чтобы подбирать и собирать волшебную жемчужину с легкостью, используй его, чтобы передавать поколениям, тогда и столетний будет мальчишкой. Я не знаю, существует ли нечто более счастливое и великое, чем это, на небе и на земле.

 

Та же идея выражается в последних афоризмах предыдущего документа. После чтения обоих документов можно заметить следующее:

1. Обсуждение практики очень кратко и неясно. Вот почему в древности были необходимы устные указания.

2. Информация, приведенная в документах, совпадает примерно на 70 процентов.

3. Второй документ неполон, записи о некоторых ключевых техниках в нем отсутствуют. Второй документ включает описание техники Промывания, о которой не упоминалось в первом документе. Промывание в травах могло стать развитием метода Вскармливания. Оба процесса очень похожи, за исключением того, что при Вскармливании используется вода, а при Промывании — настой трав.

 

 

8-4. Очищение семени-цзин и его преобразование в ци (нянь цзин хуа ци )

Это первая стадия, стадия стодневного «закладывания фундамента». На этой стадии вы учитесь тому, как повышать производство цзин и преобразовывать его в ци. Хотя вы уже накопили большие запасы ци благодаря практике ицзинь-цзина, этого все еще недостаточно для практики сисуй-цзина. Было обнаружено, что преобразование цзин в ци можно очень сильно увеличить путем стимулирования гениталий. Этот метод особенно важен для тех, кто начал заниматься практикой сисуй-цзина без предварительной практики ицзинь-цзина и не накопил больших запасов ци. Если такой человек не выработает достаточно ци, его тело станет слишком отклоненным в сторону Инь и пострадает. Те же, кто не практиковал ицзинь-цзина, обнаружат, кроме того, что практика сисуй-цзина позволяет им развиваться лишь до определенного уровня.

Наиболее распространенным способом повышения производства цзин (семени) является стимуляция. Стимулировать можно методами вайдань или нэйдань. Среди мастеров китайского цигуна стимуляция методами вайдань считается более эффективной и быстрой, и она становится все более популярной. Хотя практика нэйдань более медленна и ее результаты не заметны в короткие сроки, она считается лучшим методом стимуляции, поскольку не нарушает спокойствия и хладнокровия человека и не мешает воспитанию разума. По этой причине буддисты предпочитают методы нэйдань.

Теоретически, для того чтобы выработать больше ци для практики сисуй-цзина, вам необходимо сначала производить больше семени, чем обычно требуется. Хотя доступные документы перечисляют множество способов стимуляции гениталий, сработать может любой метод, на котором вы будете сосредоточены, пока вашей целью будет повышение производства семени. Это в особенности справедливо для стимуляции методами вайдань. В одном документе есть строфа, описывающая эту стадию занятий.

 

В сосуде иньцяо май ци туманна. Как много подлинных изначальностей (скрыты) в ней; (если сможешь) собрать (их) и (направить их) ко входу в пустоту и очищению в ци, (даже) в Пэнлай, что в десяти тысячах миль от тебя, открыт (тебе) путь.

 

При стимуляции паховой области и производстве семени ци наполняет сначала сосуд иньцяо май. Она называется туманной, потому что тяжела как густой туман. Эта ци считается семенной ци, поскольку она получена преобразованием из семени. Семя считается частью изначальной цзин. «Изначальности» означают здесь изначальную цзин (юань цзин ), изначальную ци (юань ци ) и изначальный дух (юань шэнь ). Если человеку известно, как собирать (использовать) и направлять эту ци и как очищать ее в своем шэнь (духе), он сможет жить вечно, подобно бессмертным. Пэнлай — это остров древнекитайских народных легенд, на котором, как считалось, живут бессмертные люди.

Выше уже упоминалось, что после того, как выработаны обильные объемы семени, его необходимо преобразовать в ци. Если человек не делает это эффективно, избыток семени вызовет у него очень сильное сексуальное желание. Следовательно, после того, как вы завершили процесс стимуляции паховой области, следует приступить к процессу преобразования. Уловкой, повышающей эффективность преобразования, является направление ци из четырех сосудов в ногах вверх, к хуантин  и к голове. Это особенно важно в отношении сосуда иньцяо (Пяточного Янь -Сосуда). Причину мы объясним позже, при описании практики нэйдань. Когда ци из четырех сосудов в ногах направлена вверх, преобразование семени в ци ускоряется, чтобы заполнить недостаток ци в этих четырех сосудах.

Следующая стадия практики сисуй-цзина, во время которой ци направляется в хуантин и в головной мозг, называется лянь ци шэн хуа, что означает «тренировка и сублимирование (возгонка) ци». Она именуется также хуань цзин бу нао, т. е. «возвращение цзин для питания головного мозга».

Далее в этом разделе мы обсудим некоторые вайданьские и нэйданьские методы производства семени. Сначала мы поговорим о стимуляции яичек, а потом — о тренировке пениса.

 

Практика вайдань  

1. Гун Жемчужных Колес (чжу лунь сингун ) — методы стимулирования яичек

Чжу  означает «жемчужина», а лунь — «колесо» или «вращение». Син означает «делать», «выполнять», а гун — это сокращение от гунфу, что означает «практика». Стимуляция яичек представляет собой метод повышения производства семени путем прямой работы с фабрикой семени. Эти методы эффективны и просты. Вы сможете с легкостью выполнять все описанные ниже вайданьские методы стимуляции, принимая душ или ванну. Перед выполнением тех техник, в которых используются руки, следует сначала убедиться, что они чистые. Кроме того, если ваши руки холодны, необходимо растереть их друг о друга, пока они не согреются. В занятиях этими методами можно начинать примерно с двадцати повторений каждого упражнения и постепенно повышать их количество и интенсивность выполнения упражнений.

Об этой практике упоминают оба документа, которые мы обсуждали в предыдущем разделе:

 

Для яичек тайные слова практики таковы: скажем, Выскальзывание (чжэн ), скажем, Массирование (жоу ), скажем, Полирование (цо ), скажем, Подвешивание  (чжуй ), скажем, Похлопывание (пай ).

Для яичек, скажем, Собирание (цзань ), скажем, Выскальзывание (чжэн ), скажем, Полирование (цо ), скажем, Похлопывание (пай ).

 

Все эти техники используются для повышения производства семени, за исключением Подвешивания  (чжуй ), которое применяется на второй стадии, в практике возгонки ци. О Подвешивании мы поговорим в следующем разделе, а сейчас обратимся к остальным техникам, перечисленным в двух документах.

 

А. Выскальзывание (чжэн ) (прилагать усилия; высвобождаться; выскальзывать)

Чжэн означает «высвобождаться, прилагая усилия». В этом упражнении вы мягко обхватываете или захватываете яички руками, после чего позволяете им выскользнуть.

 

a.  Гун Драконьей Жемчужины и Пальцев ( лун чжу чжи гун)  

Расположите обе руки под яичками с ладонями, обращенными вверх. Мягко захватите и прижмите яички всеми пятью пальцами. Затем сделайте несколько круговых движений по яичкам большими пальцами рук, и позвольте яичкам выскользнуть (рис. 8–1).

 

Рис. 8–1. Гун Драконьей Жемчужины и Пальцев ( лун чжу чжи гун )

 

b.  Гун Выскальзывания из Ладоней ( чжан чжэн гун)  

В этом упражнении используются обе руки. Зажмите яички между ладонями. Мягко прижмите их и позвольте им выскользнуть (рис. 8–2).

 

Рис. 8–2. Гун Выскальзывания из Ладоней ( чжан чжэн гун )

 

В. Массирование (жоу )

Жоу  означает «массировать». Во время массирования руки двигаются по кругу вместе с кожей, при этом руки и кожа не трутся друг о друга.

 

a. Гун Драконьей Жемчужины и Ладоней ( лун чжу чжан гун)  

Это упражнение очень похоже на технику Выскальзывания из ладоней. Единственное отличие заключается в том, что вы просто растираете яички круговыми движениями обеих ладоней. Держите ладони горизонтально, параллельно друг другу и зажмите яички между ними. Расположите пенис так, чтобы он не мешал круговым движениям рук (рис. 8–3).

 

Рис. 8–3. Гун  Драконьей Жемчужины и Ладоней ( лун чжу чжан гун )

 

b. Цигун Растягивания Сухожилий Дракона ( лун цзинь шэнь цигун)  

Прижмите vas deferens (канал, по которому выходит сперма из яичек) большими и указательными пальцами рук. Протирайте их между пальцами, двигаясь вниз вдоль трубок, от корня пениса к яичкам (рис. 8–4). Это прочищает канал от закупорок.

 

Рис. 8–4. Цигун Растягивания Сухожилий Дракона ( лун цзинь шэнь цигун )

 

с. Цигун Развития Сухожилий Дракона ( лун цзинь чжань цигун)  

Зажмите vas deferens большими и указательными пальцами и двигайте их в стороны, разводя и оба канала (рис. 8–5). Это стимуляция каналов, а не самих яичек, и она также очищает каналы от блоков.

 

Рис. 8–5. Цигун Развития Сухожилий Дракона ( лун цзинь чжань цигун )

 

С. Полирование (цо ) (растирать; полировать)

Цо означает «полировать» или «растирать». Во время выполнения цо  руки растирают кожу до возникновения тепла. Цо используется также для пениса, но об этом мы поговорим позже.

 

а. Гун Руки-Ножа ( шоу дао гун)  

Растирайте и полируйте верхнюю часть мошонки ребрами обеих ладоней (рис. 8–6). Это упражнение преследует две цели. Первая цель заключается в стимуляции и прочистке vas deferens, а вторая — в повышении жесткости кожи в качестве подготовки к упражнениям Подвешивания, которые описываются ниже.

 

Рис. 8–6. Гун   Руки-Ножа ( шоу дао гун )

 

D.  Похлопывание (пай ) (похлопывать; шлепать)

а.  Гун Похлопывания Рукой ( шоу пай гун)  

Это упражнение следует выполнять по утрам, после того как вы посетили туалет. Выполняя упражнение, повернитесь лицом к востоку, слегка прикройте глаза и примите «стойку всадника». Захватите пенис левой рукой и похлопывайте по мошонке правой ладонью. Начинайте с легких похлопываний и постепенно усиливайте их. С каждым ударом делайте вдох, втягивайте анус, открывайте глаза и смотрите вдаль (рис. 8–7).

 

Рис. 8–7. Гун Похлопывания рукой ( шоу пай гун )

 

E. Собирание (цзань )

а.  Гун Вращения Жемчужин ( чжуань чжу гун)  

Цзань означает «собирать» или «удерживать нечто вместе». Захватите оба яичка одной рукой и катайте их по кругу, как два небольших шарика, затем повторите это столько же раз другой рукой. Катая яички, не прижимайте их, а просто двигайте по кругу в ладони (рис. 8–8).

 

Рис. 8–8. Гун   Вращения Жемчужин ( чжуань чжу гун )

 

2. Гун Нефритового Ствола (юй цзин гун ), или гун Цилиндрического Жернова (хэн мо сингун ), — методы стимулирования пениса

Юй означает «нефрит» и подразумевает нечто драгоценное, а цзин означает «ствол», под которым понимается пенис. Хэн в китайском языке означает «поперечный», а мо — «жернов». Вместе два последних слова означают цилиндрический жернов, а даосы словами хэн мо очень часто обозначают пенис. Сингун переводится как «практика».

Пенис — очень чувствительный орган. Его стимуляция повышает сексуальное желание, а также производство семени. Описанная здесь практика поможет вам привыкнуть к стимуляции и повысит вашу выносливость в половых сношениях. В практике сисуй-цзин-цигуна вы должны достичь такого уровня, при котором сможете сами выбирать, будете эякулировать или удержите семя. Именно это имеют в виду, когда говорят: «Удержание или высвобождение зависят от меня, за кем следовать и кому дарить — я выбираю человека».

В каждом из документов, которые мы рассматривали в предыдущем разделе, была строфа, перечисляющая упражнения для пениса:

 

Для пениса тайные слова практики таковы: скажем, Обхватывание (во ), скажем, Обвязывание (шу ), скажем, Вскармливание  (ян ), скажем, Заглатывание (янь ), скажем, Втягивание и Поглощение (ш э), скажем, Поджимание  (ти ), скажем, Закрывание (би ), скажем, Раскачивание (шуай ).

Для Нефритового Ствола (т. е. пениса), скажем, Заглатывание (янь ), скажем, Раскачивание (шуай ), скажем, Поглаживание (фу ), скажем, Промывание  (си ), скажем, Обвязывание (шу ), скажем, Вскармливание  (ян ), скажем, Полирование  (цо ).

 

Все эти техники используются для повышения производства семени, за исключением Обхватывания  и Поджимания, которые применяются в практике возгонки ци. Обхватывание и Поджимание будут описаны в следующем разделе. Оставшиеся методы можно разделить на две группы: Заглатывание, Втягивание и Поглощение  и Закрывание считаются техниками нэйдань, а все остальные — стимулирующими упражнениями вайдань. Сначала мы обсудим техники вайдань, а потом обратимся к методам нэйдань.

 

А. Вскармливание (ян ) (вскармливать; питать); Промывание (си )

Ян  означает «взращивать», «вскармливать». Си означает «мыть». Я поставил эти два слова рядом, потому что считаю, что они означают одну и ту же практику. Эта техника упоминается в документах несколько раз. Один из них гласит:

 

Вскармливание означает использование печи или сосуда для нагревания и питания.

 

Это означает, что необходимо опустить пенис в сосуд с теплой водой или настоем трав и подпитывать его. Второй документ описывает эту технику более подробно:

 

О Промывании: используй травяную воду для промывания дважды в день. Одна (цель) — плавная циркуляция крови и ци, другая — (уход за) старой кожей.

О Вскармливании (ян ): тренировка завершена и объект велик и силен, в любой войне (ты сможешь) одолеть других, (в этом) его изначальная обязанность. Но (если ты) боишься (что он станет) ленивым или (у тебя есть) иные беспокойства, сначала используй старый сосуд, вскармливай его иногда.

О Вскармливании (ян ): оно означает использование тепла (т. е. теплой воды или теплого настоя трав) для его спокойного вскармливания. Не ослабляй и не напрягай резко. Должен заставить (его) привыкнуть к войне, тогда (ты) не потерпишь поражения.

 

Из этих описаний понятно, что при Промывании и Вскармливании пенис вкладывается в сосуд, наполненный настоем трав или обычной теплой водой. Основная цель этой практики в том, чтобы повысить циркуляцию крови и ци, а также выносливость пениса к стимуляциям. Некоторые другие источники упоминают, что Промывание и Вскармливание означают попеременное воздействие на пенис теплой и холодной воды для его стимуляции. В другом документе утверждается, что под сосудом подразумевается женское влагалище, а Вскармливание  означает получение ци от женщины.

 

В. Обвязывание (шу ) (обвязывать; перевязывать)

В одном документе говорится:

 

Обвязывание представляет собой использование мягкого хлопка для перевязывания корня (пениса).

 

Другой гласит:

 

Об Обвязывании (шу ): после (описанных выше) практик, (после того, как) промывание закончено, используй мягкий хлопок, чтобы сделать веревку, обвяжи ствол и корень, расслабь и затяни, чтобы было впору, цель в том, чтобы он был постоянно вытянут и не сгибался.

 

Шу означает «обвязывать» или «перевязывать». Перед тем как заняться этой практикой, стимулируйте пенис, пока он не натянется. Затем обвяжите корень пениса веревкой, сделанной из мягкой ткани. Вдыхайте и втягивайте живот и анус, затем выдыхайте, выталкивая живот наружу и расслабляя анус. Во время выдоха используйте свой разум для увеличения пениса. Эта практика предназначена для того, чтобы повысить контроль разума над пенисом.

 

С. Раскачивание (шуай ) (раскачивать; размахивать)

Шуай означает «раскачивать» или «размахивать». Занимаясь этой практикой, примите стойку наездника. Захватите корень пениса большим и указательным пальцами одной руки и раскачивайте им из стороны в сторону. Сделайте пятьдесят взмахов, затем повторите это упражнение еще пятьдесят раз, используя другую руку.

 

D. Поглаживание (фу )

Фу означает «прикасаться» или «легко потирать рукой». Занимаясь этой практикой, крепко зажмите пенис одной рукой, так чтобы головка пениса выступала наружу. Ладонью и пальцами другой руки поглаживайте и слегка трите головку пениса круговыми движениями. Сделайте это пятьдесят раз, после чего поменяйте руки и повторите упражнение еще пятьдесят раз.

 

Е. Полирование (цо )

Цо означает «тереть одно о другое». Занимаясь этой практикой, зажмите пенис с двух сторон ладонями и потрите между ними, двигая ладони вперед-назад. Выполните это упражнение пятьдесят раз.

 

Практика нэйдань  

Методы увеличения производства семени путем физической стимуляции (вайдань ), описанные выше, являются быстрыми и эффективными. Однако они также стимулируют увеличение производства гормонов, что повышает сексуальное желание. Таким образом, следует контролировать свой разум, чтобы прекращать думать о сексе. Если вы допустите ошибку и будете предаваться сексуальным фантазиям, вся ваша практика пропадет впустую.

Некоторые люди, занимающиеся сисуй-цзином, считают, что производство семени можно повысить, используя свое воображение. Проблема заключается в том, что, когда вы стимулируете производство семени путем воображения, эти фантазии обычно усиливают ваше сексуальное желание. Это будет беспокоить ваш разум и нарушать его сосредоточенность, что повлияет на качество занятий. Однако, если вы обладаете сильной волей и способны сдерживать свои эмоции, умственная стимуляция станет для вас одним из наиболее эффективных методов. Что касается умственной стимуляции, то у каждого из нас есть свои фантазии и мечтания, и они могут стать лучшим способом достижения цели практики.

Хотя умственная стимуляция является эффективным способом производства семени, китайские буддисты считают ее неуместной формой практики. Они верят, что человеку следует избавляться от эмоций и освобождаться от оков желаний.

Несмотря на то что в буддийских документах о цигуне иногда упоминается физическая стимуляция, считается, что большинство буддистов, занимающихся цигуном, предпочитают вырабатывать семя путем практики нэйдань. С точки зрения теории, в практике нэйдань для направления ци в паховую область и наполнения энергией одновременно пениса и яичек используются разум и различные дыхательные техники. Естественно, эти методы более трудны, чем техники вайдань, и вряд ли вы сможете быстро заметить их результаты. Однако при достаточно продолжительной практике и после того, как вы уловили основную идею направления ци в паховую область, вы можете проводить упражнения где угодно и когда угодно. Важнее всего то, что ваш разум станет намного спокойнее и хладнокровнее и не будет подвержен эмоциональным возмущениям. Согласно доступным документам, существуют три техники, наиболее часто используемые теми, кто занимается практикой нэйдань: Заглатывание, Втягивание и Поглощение и Закрывание.

 

А. Заглатывание (янь )

Чтобы понять основную идею этой техники, обратимся сначала к тому, что говорится о ней в документах. Первый документ гласит:

 

Заглатывание есть дыхание в полостях (сюэ ).

 

Во втором документе говорится:

 

О Заглатывании: в начале тренировки сперва вдохни полный рот свежего воздуха, используй И, чтобы проглотить его, молча отправляй его в грудь. Затем вновь вдохни полным ртом воздух, отправь его в пупок, вновь проглоти полный рот и отправь его вниз, к тренируемому месту.

 

В первом документе говорится о том, что техника Заглатывания задействует полостное дыхание. Здесь под полостями понимаются хуантин («желтый двор»), нижний Даньтянь и хуэйинь. После определенной тренировки вы сможете направлять ци вниз и смешивать Огненную ци с Водной ци в хуантин. Затем эта ци направляется в хуэйинь  и паховую область для наполнения энергией пениса и яичек. Когда с помощью дыхательных техник ци направляется в хуэйинь и паховую область, все эти полости расширяются и сжимаются, что напоминает процесс дыхания. Вот почему Заглатывание называют иначе полостным дыханием.

Второй документ указывает, как следует проводить технику Заглатывания. Необходимо принять стойку всадника, прижать кулаки к передней части бедер, вдохнуть и сосредоточить внимание на Огненной ци в среднем Даньтяне (в солнечном сплетении), а затем плавно выдохнуть. Вновь вдохните и используйте свой разум, чтобы направить Огненную ци в хуантин и, одновременно, Водную ци — из нижнего Даньтяня в хуантин. Выдыхая, расслабьте разум и тело и позвольте Огненной и Водной ци смешиваться (взаимодействовать). Вдохните еще раз и используйте свой И, чтобы направить эту ци в хуэйин ь и паховую область. Выдыхая, расправьте пах (рис. 8–9). Во время выполнения упражнения необходимо постоянно поджимать анус и хуэйинь («магические ворота»). Это предотвратит ци от входа в копчик и «магические ворота» и направит ее в паховую область. Если вы будете заниматься ежедневно, то очень скоро обнаружите, что способны направлять ци в паховую область и наполнять ее энергией, когда это потребуется.

 

В. Втягивание  и Поглощение (шэ )

Втягивание  и Поглощение представляет собой технику, которая позволяет поглощать или обмениваться ци с природой или партнером по занятиям. Строго говоря, буддисты, занимающиеся цигуном, предпочитают поглощение или обмен ци с природой, в то время как даосы используют как природу, так и партнера. Даосы говорят: Инь и Ян не всегда разделяются мужским и женским, Инь и Ян могут означать просто силу и слабость тела». Они говорят также: «Двое мужчин могут сажать и прививать, а две женщины могут приспосабливать и вскармливать». Это означает, что при получении ци от партнера его пол не имеет значения. К примеру, мальчик-подросток может быть очень сильным и отклоненным в сторону Ян, а старик — слабым и отклоненным в сторону Инь. Следовательно, взаимообмен ци между этими двумя людьми уравновесит их ци и принесет пользу обоим. Даосы также изучали, как мужчины и женщины способны переносить ци и подпитывать друг друга в половых процессах. Естественно, эти техники не перенимались буддистами. В буддийской практике Втягивания и Поглощения используется поглощение ци у природы, а также у партнера во время безмолвной медитации. Ниже мы рассмотрим методы поглощения ци природы, а затем обсудим несексуальные методы обмена ци с партнером во время безмолвной медитации.

 

а. Втягивание и  Поглощение из Природы  

Основными источниками энергии, из которых ее можно поглощать, являются Солнце, Луна и Земля. Солнце и Луна излучают электромагнитную энергию, которая попадает на поверхность Земли. Если вы умеете поглощать эту энергию и использовать ее для питания своего тела, вы быстро обнаружите, что это ускоряет вашу практику. Зимой, когда ваше тело становится более иньским, полезно, подставлять тело Солнцу и поглощать его излучение. Однако, следует понимать, что при этом очень важна правильная продолжительность. К примеру, в летнее время и ваше тело, и Солнце — очень янские, поэтому вам следует поглощать солнечную ци только ранним утром. Однако практикуя Втягивание и Поглощение, вы не просто поглощаете энергию своей кожей, но и используете И  в сочетании с дыханием для ее втягивания в глубину тела. Как только вы научитесь делать это, вы сможете использовать эту энергию природы для подпитывания, практически, любого участка вашего организма. Например, вы можете направить ее в паховую область для стимуляции производства цзин, или в костный мозг для его прочистки, или в головной мозг — для его подпитывания. Разумеется, вам следует также знать, как уравновешивать Инь и Ян, поскольку обилие такой энергии может слишком сильно сместить ваш организм в сторону Ян и вызвать различные проблемы.

Поглощение земной энергии, или ци, означает поглощение магнитной энергии, создаваемой в центре Земли. Если вы умеете делать это, то можете использовать эту магнитную ци для сглаживания циркуляции ци в вашем организме и уравновешивания разума. К примеру, если вы живете в Северном полушарии, во время сна и медитации вам следует обращаться лицом к югу. Это выравнивает ваше тело с магнитным полем Земли и помогает вам наиболее эффективно поглощать магнитную ци. Эта идея подробно обсуждалась в четвертой главе книги «Корень китайского цигуна».

Прежде чем мы перейдем к дальнейшему обсуждению того, как поглощать энергию природы для стимуляции производства цзин, нам хотелось бы предложить вам перевод отрывка из одного документа.

 

1. Гун Поглощения Эссенции [48]  (Природы)

 

Эссенция предельного Ян и предельной Инь — (когда) две ци взаимодействуют гармонично, они проникают внутрь и дают рождение миллионам живых существ. Древние люди, которые хорошо владели собиранием и глотанием (т. е. поглощением этой эссенции), — (после) долгого, долгого (поглощения) все становились бессмертными[49]. Их методы держались в тайне, люди в мире (их) не знали. Если кто-то и знал, ему не хватало настойчивости и сильной воли, а также терпения, и потому бесполезным было это знание, и мало кто достиг (успеха).

 

В предыдущих документах несколько раз упоминалось, что гармоничное взаимодействие Инь и Ян порождает миллионы живых существ. Методы поглощения Инь и Ян природы способны сделать человека «бессмертным». Поглощение часто называется цай янь, т. е. «собирание и глотание». Однако одного только знания этих методов недостаточно, поскольку без сильной воли, настойчивости и терпения нельзя добиться успеха.

 

Кто бы ни занимался внутренним (цигуном), от начала практики до успешного (окончания) и, наконец, до смерти, независимо (от того, пребывает он) в лени или занятости, нельзя останавливаться. Если практика собирания и глотания не прекращается, тогда не трудно стать бессмертным или Буддой. Целью собирания и глотания является усвоение эссенции Инь и Ян и(ее использование) для пользы (т. е. для подпитывания) моих шэнь и мудрости, что позволяет (мне) постепенно устранять сжатость и застойность и (помогает) ежедневно расти чистому Духу[50]; миллионы недомоганий не будут возникать. Это приносит величайшую пользу.

 

Под эссенцией Инь и Ян подразумевается эссенция Солнца и Луны, двух основных источников ци в природе. Эта практика очень важна для тех, кто занимается внутренним гунфу. Заниматься нужно непрерывно. Тот, кто способен постоянно заниматься, сможет использовать ци природы для питания и подъема своего духа, а также для питания головного мозга и возрастания мудрости. Более того, такой цигун устраняет сгустившуюся и застойную ци.

 

Метод для Солнца: выбери первый день лунного месяца. Сказано, что в начале Луны у нее новая ци, поэтому хорошо собирать солнечную эссенцию. Для лунной эссенции выбери пятнадцатый день Луны (т. е. лунного месяца). Сказано: «Золотые воды полны, и ци в изобилии — хорошо поглощать эссенцию Луны».

 

Если вы хотите поглощать эссенцию Солнца, то рекомендуется заниматься этим в первый день лунного месяца. Китайцы пользовались лунным календарем и использовали слово «Луна» как синоним слова «месяц». Считалось, что в начале месяца ци, излучаемая Солнцем, свежая и мягкая. Ци Солнца относили к Ян (Огню), а ци Луны — к Инь (Воде).

Для поглощения эссенции Луны следует заниматься этой практикой примерно на пятнадцатый день, т. е. в середине месяца, когда Луна полная и ее Водная ци тоже полна и обильна.

 

Если облачно или дождливо в первый и пятнадцатый или если занят делами, выбирай второй или третий, шестнадцатый или семнадцатый. Все еще можешь сгустить шэнь и поглощать (эссенцию). Если проходит шесть дней, тогда Солнце слабеет, а Луна смягчается; (тогда эссенции) недостаточно и ее не следует поглощать.

 

При неблагоприятной погоде или загруженности делами занятия можно отложить на один-два дня, но, если человеку приходится ждать дольше, то не следует заниматься этой практикой вообще, потому что энергия уже не пойдет на пользу. Для эффективного поглощения во время занятий необходимо сосредоточить разум и сгустить шэнь.

 

(Когда) поглощаешь солнечную эссенцию в начале Луны (т. е. лунного месяца), следует делать это между пятью и восемью часами, когда (Солнце) только что взошло. Стой на возвышенном месте и молча обратись лицом к Солнцу. Равномерно управляй дыханием через нос, поглощая эссенцию света при вдохе, пока не наберешь ее полный рот. Задержи дыхание и сгусти свой шэнь. Затем проглоти ее очень нежно. Используй И, чтобы отправить ее к Центральному Дворцу (т. е. в нижний Даньтянь ). Это один глоток. Подобных этому (сделай) семь глотков, сохраняй при этом спокойствие, затем уходи и заботься о (своих) ежедневных делах без волнений.

 

Лучшее время для поглощения солнечной эссенции — как только Солнце взошло. В это время Солнце мягкое, свежее и становится все сильнее. Если вы будете делать это, когда Солнце уже высоко, его эссенция будет слишком янской и может повредить, если вы ее проглотите. Во время занятия нужно сидеть или стоять тихо, повернувшись лицом к Солнцу. Регулируйте свои разум и дыхание. Следует выбрать место повыше, потому что там больше свежего воздуха. Когда вдыхаете, представляйте, что вы вбираете солнечную эссенцию и удерживаете ее во рту. Затем задержите дыхание и сплотите свой дух, проглотите эссенцию и направьте ее в нижний Даньтянь. Это следует сделать семь раз. Затем немного постойте в тишине и в полном спокойствии возвращайтесь к своим повседневным делам.

 

(Когда) поглощаешь лунную эссенцию на пятнадцатый день (лунного) месяца, используй тот же метод. Должно быть от восьми до двенадцати часов вечера. Собери и проглоти семь раз — это есть природное благо от Неба и Земли. Только тот, у кого настойчивое сердце, способен насладиться им. Только те, у кого есть уверенность, смогут взять его. Это одна из великих практик среди методов, запомни, чтобы не позабыть ее и не упустить ее.

 

Для поглощения лунной эссенции используется тот же метод, что и для поглощения солнечной эссенции, с той лишь разницей, что практика проводится в период от восьми часов вечера до полуночи. Считается, что в это время Водная ци Луны набирает наибольшую силу.

Легко заметить, что эти практические методы довольно просты. Будет ваша практика успешной или неудачной — зависит от вашей воли, терпения и настойчивости. Этот документ дает нам общую идею о том, как поглощать энергию природы. После определенного периода практики и ощущения этих методов вы поймете, что способны поглощать ци практически из всего, что вас окружает. К примеру, если вы чувствуете, что ваше тело слишком отклонилось в сторону Ян, то можете обвить руками дерево и позволить ему отрегулировать вашу ци и поглотить ее излишек. Ци  воздуха возле ручья можно использовать для прочистки легких и придания бодрости разуму. Помните, что ключом к успеху является умение координировать свой И  и дыхание для того, чтобы направить ци в глубину своего организма, высвободить из тела излишки ци и достичь равновесия Инь и Ян.

Далее мы поговорим о методах Поглощения, которые можно использовать для подпитывания паховой области и накопления ци в хуантин. Эту технику описывает только один документ. В нем говорится:

 

Втягивание  и Поглощение представляет собой питание тела (посредством) сидения и переноса ци.

 

Сядьте на стул (рис. 8-10) или на пол (рис. 8-11) лицом к Солнцу или Луне и сложите руки на нижнем Даньтяне. Слегка разверните носки наружу, чтобы предотвратить утечку ци  через ворота «бурлящего родника» (юнцюань [51]  ) на подошвах стоп. Затем вдохните и представьте, что вы поглощаете ци Солнца или Луны через байхуэй, лицо и кожу. Одновременно слегка подожмите хуэйинь и анус. Помните, КОГДА ВЫ ПОДЖИМАЕТЕ ХУЭЙИНЬ И АНУС, НЕ НАПРЯГАЙТЕ ИХ. ПРОСТО ПОДТЯНИТЕ ИХ ВВЕРХ, ИСПОЛЬЗУЯ, СКОРЕЕ МЫСЛЕННОЕ, ЧЕМ ФИЗИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ. Если вы не уловили идею того, как следует поджимать хуэйинь и анус, ци в них начнет сгущаться. Более того, мышечное напряжение в этих местах заставит сжаться и ваш желудок, что вызовет проблемы с системой пищеварения. Худшим результатом, к которому могут привести напряженные хуэйинь  и анус, является то, что в них возникнет застой ци и вы не сможете плавно направить ее в хуантин. Полость хуэйинь находится в воротах, которые называются «магическими воротами» (сюань гуань ), потому что правильность вашей работы с ними определяет успех всей вашей практики.

 

Рис. 8-10. Втягивание   и Поглощение ци Природы сидя на стуле

 

Рис. 8-11. Втягивание   и Поглощение ци Природы сидя на полу

 

Вдыхая, используйте свой И, чтобы направить ци в хуантин; выдыхая, направьте ци из хуантин в паховую область и на несколько секунд задержите дыхание. При этом представляйте себе, как ци заполняет всю паховую область и наполняет ее энергией. Разумеется, ключ к успеху вновь кроется в управлении хуэйинь и анусом. При выполнении этого упражнения следует поджимать хуэйинь и анус как при вдохе, так и при выдохе. Если вы не будете делать это, ци пройдет через хуэйинь в Сосуд Управления и вы не достигнете своей цели.

 

Ь. Взаимная Передача  ци между партнерами  

Существует множество методов взаимообмена ци с партнером. Мы обсудим только два наиболее распространенных способа. Первый из них используется для подпитывания паховой области, а второй — для взаимопомощи в завершении Малой циркуляции.

 

Метод 1

Расположитесь лицом друг к другу так, чтобы ваши тела соприкасались, словно при объятиях. Ваш разум должен быть хладнокровным и спокойным, чтобы он позволил вам полностью сосредоточиться. Согласуйте свои дыхания так, чтобы, когда один вдыхал, другой выдыхал. После того как вы потратили на это некоторое время и добились того, что ваши дыхания согласованы и равномерны, вы почувствуете, что ци ваших тел объединились в одно. Когда это произойдет, вы ощутите себя прозрачными, словно ничто не разделяет вас и не препятствует циркуляции ци между вами. После этого, выдыхая, используйте свой И, чтобы направить ци из своего тела в тело партнера с тем, чтобы она достигла паховой области. Разумеется, при этом ваш партнер должен сделать вдох и направить эту ци в свою паховую область. После того как этот процесс завершен, ваш партнер выдыхает, а вы вдыхаете, и вы оба направляете ци для подпитывания вашей паховой области. Помните, что важнейшим ключом этой практики является то, что вы оба должны легко поджимать анус и хуэйинь на протяжении всего занятия. Продолжительность занятия определяется вашим желанием.

 

Метод 2

Эта практика взаимной передачи часто используется для того, чтобы помочь друг другу завершить или усилить циркуляцию ци между Сосудами Зачатия и Управления (Малую циркуляцию ). Она предназначена только для тех, кто знаком с методами практики Малой циркуляции. Если они вам не известны, обратитесь к нашей книге «Цигун — здоровье и боевые искусства».

Сядьте со скрещенными ногами, прислонившись друг к другу спиной. Прежде чем вы начнете обмениваться ци, вам обоим следует успокоить разум и сделать дыхание размеренным. Путь, в котором вы будете помогать друг другу, проходит от копчика (точка чанцян, Gv-1) к верхней части спины. Вы можете переносить ци в эту область спины либо вдыхая, либо выдыхая; оба способа допустимы, но вы оба должны использовать один и тот же метод, чтобы суметь помочь друг другу.

 

С. Закрывание (би )

Закрывание означает остановку, или задержку, дыхания для того, чтобы удержать ци в паховой области. Это один из наиболее эффективных способов стимуляции паховой области.

 

Закрывание означает замедление старения и восстановление функций (органов).

 

При стимуляции паховой области возрастает производство цзин. Это поддерживает в человеке сексуальную активность и замедляет старение. Повышенное производство цзин увеличивает выработку ци и возрождает внутренние органы.

Чтобы выполнить Закрывание, сделайте глубокий вдох и направьте ци в полость хуантин. Затем выдохните и направьте ци в паховую область, после чего старайтесь не дышать так долго, сколько сможете. Сделав это, вы почувствуете, словно у вас в паху начинает надуваться воздушный шар. Во время занятия постоянно слегка поджимайте хуэйинь  и анус.

Выдохните весь воздух, который вы задержали, пятью короткими выдохами. Это позволит вам еще немного задержать воздух в паховой области. Если у вас во рту скопилась слюна, проглотите ее и направьте ци в нижний Даньтянь. После занятия некоторое время не ходите в уборную. Если вы сделаете это, вся ци, скопившаяся в паховой области, будет потеряна. Собственно говоря, при любой практике цигуна желательно не ходить в туалет по меньшей мере в течение часа после занятий.

 

 

8–5. Очищение ци и ее преобразование в шэнь (нянь ци хуа шэнь )

Это вторая стадия, стадия десятимесячного вынашивания духовного зародыша. На этой стадии вы очищаете ци, полученную в результате преобразования, и направляете ее вверх, к хуантин и к голове. Этот процесс называется лянь ци шэнхуа, то есть «тренировка и сублимация ци ». Есть песня об этой стадии практики:

 

Шэнь и ци взаимодействуют и входят в темное и скрытое. Золотая печать нажимает на «магические ворота» (сюань гуань ); пять ци двигаются к своим источникам и окружают их, покоряют волосы и промывают костный мозг, положись на (этот) подлинный документ.

 

Когда ци направляется к макушке и встречается с изначальным духом (изначальным июнь), эта ци и изначальный шэнь начинают взаимодействовать. Согласно теории китайского цигуна, верхний Даньтянь является обителью шэнь. Эта обитель темна и закрыта (скрыта). Обильную ци следует направить в эту обитель, чтобы она взаимодействовала с шэнь и открыла эти ворота. Когда это происходит, говорят о кай цяо, что означает «открывание замка с секретом». Чтобы направить ци вверх, необходимо научиться использовать Золотую Печать (средний палец) для нажатия на точку, которая называется «магическими воротами» (сюань гуань, или хуэйинь ).

Направляя ци в верхний Даньтянь, можно поднять дух. Этот поднятый дух сможет эффективно управлять и регулировать циркуляцию ци в организме. Если вы добьетесь этого, циркуляция ци в пяти иньских органах (сердце, печени, селезенке, легких и почках) вернется к своему изначальному уровню. Как только вы достигнете этой стадии, вы сможете также направить ци в костный мозг, чтобы прочистить его, и к поверхности кожи, чтобы «покорить волосы». Это означает прекращение старения, которое обычно явно проявляется в коже и волосах.

Эту стадию практики тоже можно разделить на методы вайдань и нэйдань. Независимо от того, какой метод используется, основная цель заключается в том, чтобы добиться возгонки ци вверх, к головному мозгу, для его подпитывания и подъема духа.

 

Вайданьская сублимация ци  

А. Подвешивание (чжуй ) (падать; ронять; подвешивать)

В документе говорится:

 

Подвешивание означает очищение ци и ее сублимацию.

 

Чжуй означает «подвешивать что-то на веревке». В даосской практике сисуй-цзин-цигуна метод чжуй является одним из важнейших процессов. Именно Подвешивание позволяет человеку направить ци вверх от сосудов в ногах и постепенно увеличить эффективность преобразования цзин в ци. Этот метод применялся в основном даосами. Буддисты обычно использовали для этого преобразования И и некоторые малые формы управления телом. Вообще говоря, практика Подвешивания  является более быстрым и эффективным способом для тех, чьи способности к медитации все еще поверхностны. Преобразование с помощью И довольно сложно и требует большого опыта и глубоких способностей к медитации.

В основном эта практика заключается в том, что к гениталиям подвешивается груз, после чего необходимо раскачивать его вперед и назад. Поскольку вес оттягивает гениталии вниз, необходимо обладать И  (намерением) их поджимания вверх. Такое намерение подтягивания вверх вырабатывает ци, необходимую для того, чтобы удержать груз и уравновесить две силы, тянущие вверх и вниз. Когда вы используете свой разум, чтобы скоординировать эти движения, вы направляете ци вверх, к хуантин, а также, через Поддерживающий Сосуд, — к головному мозгу. Этот процесс называется хуань цзин бу нао («возвращение семени и подпитывание головного мозга»).

Прежде чем вы начнете практику подвешивания и раскачивания, вам следует освоить два упражнения, усиливающие паховую область.

 

Подготовка

а. Гун Руки-Ножа ( Шоу дао гун)  

Это упражнение описывалось в разделе, посвященном первой стадии. Используйте ребра обеих ладоней для растирания основания гениталий. Это усиливает область, которой предстоит удерживать груз.

 

b.  Гун Укрепления Сухожилий Дракона ( лун цзинь жэнь гун)  

Сложите большой и указательный пальцы кольцом и захватите верхнюю часть гениталий у самого живота (рис. 8-12). Сделайте около восьмидесяти потягиваний вниз, затем поменяйте руку и повторите это еще примерно восемьдесят раз. Это также усиливает область, к которой подвешивается груз.

 

Рис. 8-12. Гун   Укрепления Сухожилий Дракона ( лун цзинь жэнь гун )

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.471 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь