Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Перевод с тибетского С.Э. Короткова. Удивительным кажется, что высшему иерарху тибетского буддизма приходится перед лицом



 

Удивительным кажется, что высшему иерарху тибетского буддизма приходится перед лицом современников отстаивать учёный авторитет таких известнейших и прославленных буддистов прошлого как Падмасамбхавы и Вималамитры. Именно скептическое отношение заставило V Далай-ламу написать столь пространный колофон.
По отношению к иным тантрам, например Хеваджре, Гухьягарбха старше. У Гухьягарбхи есть родственная тантра, как бы тантра-сестра, это – Гухьясамаджа. Именно Гухьясамаджа-тантра по древности может соперничать с Гухьягарбха-тантрой. Хотя есть свидетельства в пользу большей древности Гухьягарбхи. В ней не цитируется Гухьясамаджа-тантра, в тоже время

" Многие отрывки из Гухьягарбхи (gSang-pa’i Nying-po) цитируются в Комментарии к Гухьясамадже (gSang-ba ‘dus-pa’i ‘grel-pa) Ваджрахасы (Дорже Шепа). Это Тантрараджа-шри-Гухьясамаджа-тика (D, RGYUD, № 1909), которая включена в раздел под названием " Глава о системе Ваджрахасы" в Указатель к Данжуру, подглтовленный Будоном Ринпоче." (" Синяя Летопись" СПб., 2001, с.76).

И там же:

" Также в " Комментарии к " mNyam-sbyor" (Шри-Сарвабуддха-самайога-дакини-майясамбара-тантрартходара-тика. D, RGYUD, № 1659), составленном Индраналой (Гьячин Донпо), найдены многочисленные цитаты из " Гухьягарбхи" (Будон. Сунбум, т.26 (Lа), л.27б.). Этот Комментарий также был одобрен Будоном Ринпоче, который много цитировал его".

Линии преемственности этих тантр на начальном этапе их передачи в Тибете вплоть до Буддагухьи совпадали. В дальнейшем Гухьясамаджа стала одной из главных тантр новых школ и главной в гелуг, а Гухьягарбха так и продолжила своюю историческую жизнь как главная тантра линии махайоги старой традиции.
Вообще же история включения старых тантр в Ганжур похожа на увлекательное библиографическое приключение. Вот что в примечании к Третьей Книге " Синей Летописи" пишет Ю.Н. Рерих: " Многие тибетские учёные ставили под вопрос подлинность тантр ньингмы. Поэтому Будон не включил их в свой Каталог и утверждал в " Чойчжуне" (Будон. Сунбум, т.24 (Yа), л.179б):

" Что касается древних переводов тантр ньингмы, то лоцава Ринчен Санпо, Лха-лама Еше-вё, Подэн Шива-вё, Гой Кугпа Лхэцэ и другие придерживались мнения, что тантры ньингмы не представляют собой чистые тантры. Мой Учитель, лоцава Ньима Гьялцэн, и Ригрэл (Ригрэл Рэлти), а также другие считали их настоящими тантрами, потому что они нашли в Самье индийские подлинные тексты, а части " Ваджракила-тантры" были обнаружены в Непале. По моему мнению, лучше оставить их, не высказывая суждения об их подлинности…" (" Синяя Летопись" СПб., 2001, с.76).

Удивительно корректная формулировка.
Подытоживая; есть Девять Ян: Три Причинные Колесницы, Три Внешние Тантры, Три Внутренние Тантры.
Три Внутренние Тантры – это Махайога, Ануйога и Атийога.

Махайога – созерцание нераздельности шуньяты и Ясного Света; пуст Ясный Свет.
Ануйога – созерцание нераздельности шуньяты и Блаженства; пусто Блаженство.
Атийога – созерцание нераздельности шуньяты и Естественного Ума или Ригпа; пусто Ригпа.


Махайога представлена циклом Майяджалы, состоящим из четырёх типов Волшебной Сети: Майяджала Ваджрасаттвы, Майяджала Вайрочаны, Майяджала Дэви и Майяджала Манджушри.
Майяджала Ваджрасаттвы сотоит из восьми текстов. Первый из них и главнейший, называемый ещё коренным текстом всей Махайоги, это Гухьягарбха-тантра.
Махайога акцентирует, культивирует и возвышает простое восприятие проявленого – Ясный Свет, Ануйога практикует нарочитые методы возбуждения органов чувств для восприятия пространственных измерений – Блаженство, Атийога сосредотачивается на глубинной подкладке восприятия, на голом ощущении самобытия – Ригпа.
Ануттарайогатантры названы по именам главных Идамов: Хеваджра-тантра, Гухьясамаджа-тантра, Чакрасамвара-тантра и т.п. В название Гухьягарбхи входит не название центрального персонажа, а название основополагающей темы Внутренних тантр и буддизма в целом – Истина Тайны Сердца Бытия. Эта Истина в Гухьягарбхе и во всей махайоге раскрывается через Ваджрасаттву. Можно сказать, что Ваджрасаттва, Майяджала, Гухьягарбха – синонимы. Названием Гухьягарбха говорится о непостижимости Бытия, о её сплошной и гладкой Основе. Термин Майяджала или Волшебная Сеть указывает на развёртывание Основы в пространственную метрику. Под именем Ваджрасаттва Гухьягарбха обнаруживает всё как личность.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.006 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь