Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 23 октября / 5 ноября, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Бутовских новомучеников
Родился 1/ 14 сентября 1876 года в селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафоникова, впоследствии священника, и супруги его Марии Андреевны, дочери псаломщика Андрея Яковлевича и Пелагии Ивановны Трониных. Мария Андреевна обладала прекрасным слухом и хорошим голосом и знала наизусть около трёхсот народных песен, в которых отражались нравственные воззрения и исторические предания русского народа, что оказало немалое влияние на Василия и его старших братьев Николая и Александра. Был назван в честь Николая Чудотворца. По смерти последнего сынка, младенца Иоанна, – писал впоследствии отец Николай в своих воспоминаниях, – моя дорогая мамаша дала обещание святителю Николаю Чудотворцу (Великорецкому), что если по молитвам его перед Господом у неё будет сын, то она посвящает его ему, называя его именем, когда бы он ни родился, и при первом удобном случае отправляется на место явления его святой иконы на Великую реку и там служит благодарственный молебен... В их доме царили мир и покой. Они вели примерную семейную жизнь, оба отличались добропорядочностью, трудолюбием, долготерпением, отзывчивостью ко всему живому, старались воспитать эти качества и в своём сыне. Мать Коли обладала редкой добротой, глубокой набожностью и старалась с детства приучить его к искренней молитве, приводя в пример слова Иоанна Златоуста о том, что душа без молитвенного обращения к Богу мертва и бездыханна. С самого раннего детства Коля приобщился к церковной жизни при храме в своём родном селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии. В своих воспоминаниях о. Николай пишет: «...Лет с шести я с матерью ходил на клирос и пел с нею, а с семи лет уже читал часы и даже Шестопсалмие...». В это же время он несёт послушание пономаря. С семи лет обучался в Медянском мужском земском начальном училище, затем - в Вятском духовном училище. Сдал вступительные экзамены довольно легко благодаря бойкому чтению на русском и славянском языках и хорошей подготовке по Закону Божьему. Тем не менее, в последующем, из-за плохой успеваемости по арифметике, он должен был остаться в первом классе на повторный курс. В 1897 году окончил Вятскую духовную семинарию. Женился на Нине Васильевне, урождённой Фёдоровой. Отец Николай был очень начитанным, любил музыку. Играл на скрипке, рояле, имел прекрасный голос. У него было четыре сына: Герман (род. 1901), Серафим (род. 1903), Владимир (род. 1904), Николай (род. 1918) и две дочери: Варвара (род. 1900) и Лидия (род. 1910). Все дети были очень музыкальны. Когда собиралась вся семья, то любимым занятием было вместе петь духовные песнопения. И впоследствии, почти все дети пели в церковном хоре. Два сына были регентами в храме. Отец Николай очень любил природу, особенно любил собирать грибы. После отца Николая осталось большое литературное наследие. Наиболее ранний образец его литературного творчества представляет дневник ученика 1-го класса семинарии, который он довольно аккуратно вел на протяжении всего учебного года. 17 / 30 сентября 1899 года был рукоположен во диакона к Никольской церкви города Слободской Вятской губернии. В том же году был рукоположен во священника ко храму в селе Загарье Вятского уезда. 10 /23 июня 1900 года отец Николай снова начал вести записи, озаглавленные «Мои записки и дневник». Они содержат довольно подробные сведения о его пастырском служении, миссионерской деятельности, диспутах с раскольниками. Записи приводятся с большими перерывами, в них есть ссылка на Путевые заметки путешествия в Чернигов 1902 г., о паломничестве по обету к мощам святителя Феодосия Черниговского отца Николая с матушкой Ниной с заездом в Троице-Сергиеву Лавру, Москву и Киев. В 1910 году был назначен заведующим Загарской церковноприходской школой. 16 / 29 августа 1916 года был назначен уездным наблюдателем церковно-приходских школ Вятского уезда. С 1 / 14 сентября 1916 года утверждён в должности законоучителя Вятского IV начального училища. 8 / 21 сентября 1916 года был определён к Вятскому Спасскому собору без права получения доходов. С 15 / 28 декабря 1917 года служит священником в Вятском Преображенском женском монастыре[21]. С 8 ноября 1918 года был завхозом Вятского Народного университета. 23 января 1923 года был избран в состав епархиального управления, независимого от обновленческого Высшего церковного управления. В феврале 1923 года был арестован в Вятке за " контрреволюционную деятельность" и заключён во внутреннюю тюрьму на Лубянке. Потом был переведен в Таганскую тюрьму. Пробыл в тюрьме 4, 5 месяца, выпущен 8 июня за отсутствием улик. Осенью 1923 года получил назначение в Знаменскую (Царево-Константиновскую) церковь в Вятке и был возведён в сан протоиерея.
Отец Николай знал несколько языков: греческий, французский, татарский. В 1926 году он переписывает ряд остросатирических произведений Бориса Самсонова (Записки товарища Баррикадова и другие). В конце 1926 года отец Николай был вынужден покинуть Вятку. Этот тяжёлый период его жизни нашел отражение в письмах, адресованных вятским родным и знакомым. В них причиной он называет клевету, возведенную на него недоброжелателями, будто бы он в свое время был в тесных сношениях с обновленцами Поповым, Ковиным и Кряжевских и даже назначение свое в Царево-Константиновскую Знаменскую церковь получил от " врагов церкви Христовой". В эту клевету поверили его духовный отец протоиерей Всехсвятской церкви А. Серебренников и тогдашний временный управляющий Вятской епархией епископ Виктор (Островидов). В 1927 году служит в селе Ворсино Подольского района Московской области. В 1928 году стал служить в Покровской церкви села Ерино Подольского района Московской области, в 1930 году стал настоятелем. Назначен благочинным Подольского округа. Здесь отец Николай начал работу над своим главным литературным трудом - мемуарами. В них он довольно полно описывает свое детство и родословную, много размышляет о воспитании в семье, дальнейшее повествование касается времени учебы отца Николая в земском и духовном училищах, в семинарии. Этот автобиографический труд остался неоконченным. Все труды отца Николая являются важными неопубликованными источниками по истории, в особенности церковной, Вятского края на рубеже XIX-XX веков. 16 октября 1937 года арестован по обвинению в тесной связи с контреволюционно настроенной группой лиц и проведении антисоветской деятельности. Из обвинительного заключения: АГАФОНИКОВ, будучи враждебно настроен к Соввласти, имел тесную связь с к/р настроенной группой лиц - АГАФОНИКОВЫМ А.В., ФИШЕР Е.В. и ПОДУЗОВЫМ В.В., ныне арестованными органами НКВД за к/р деятельность, совместно с ними организованно проводил а/сов. деятельность среди населения. Отец Николай виновным себя ни в чем не признал. Заключён в тюрьму в городе Подольске, Серпухове, а затем был переведен в Москву, в Таганскую тюрьму. 3 ноября 1937 года тройка НКВД по ст.58-10 ч.1 УК РСФСР приговорила отца Николая к расстрелу. Расстрелян 5 ноября 1937 на полигоне Бутово под Москвой, погребен в безвестной общей могиле. В августе 2000 года причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Награды
Труды
См. также
Использованные материалы |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы