Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методическое обеспечение программы. На всём протяжении занятий в оркестровом классе руководитель фиксирует внимание



 

На всём протяжении занятий в оркестровом классе руководитель фиксирует внимание участников коллектива на необходимости правильной, свободной посадки за инструментом, правильного исходного положения рук и всего корпуса, соблюдения единого метра, правильных позиций, приёмов игры, штрихов.

Руководитель не должен забывать, что развитие вкуса, художественного воображения, исполнительского мастерства невозможно без освоения конкретных музыкально-технических приёмов (развития техники исполнения штрихов, формирования правильных приёмов звукоизвлечения, освоения движений, обусловленных художественными и техническими задачами).

В процессе занятий в классе оркестра постоянно пополняется слушательский багаж в целях расширения их музыкального кругозора. В активизации музыкального воспитания решающая роль принадлежит развитию внутреннего слуха. Без формирования данного навыка невозможно совершенствовать освоение чтения нот с листа, которое так важно для занятий в классе ансамбля и оркестра. Руководитель (дирижёр оркестра), фиксируя внимание музыканта на важнейших сторонах нотного текста (лад, тональность, размер, ритм, ключевые знаки, исполнительские ремарки, нюансы динамики) должен учить осмысленно прочитывать нотную запись. Чтение с листа расширяет аппликатурные навыки, развивает находчивость.

В процессе занятий коллективными формами музицирования руководитель может широко использовать такую активную форму, как ознакомление с музыкальным произведением. При ознакомлении, помогая участнику осознать содержание произведения, руководитель ограничивается более общими указаниями (рассказывает о композиторе, подчёркивает стилистические, фактурные особенности, характеризует жанровые закономерности произведения).

  Репертуарный план работы в классе ансамбля, оркестра предусматривает знакомство с произведениями, различными по жанрам, стилю, педагогической направленности (произведения народного творчества, русской классики, советской, а также лучших образцов современной и классической зарубежной музыки).

Учитывая наличие в оркестре различную подготовку, руководитель подбирает произведения, доступные по содержанию и техническим трудностям для каждого участника коллектива. Завышение репертуара ведет к загрузке участников утомительной и неинтересной работой. Планирование работы и глубоко продуманный выбор изучаемого материала - важные факторы, способствующие правильной организации репетиционного процесса. План выстраивается дифференцированно, в зависимости от исполнительских, индивидуальных особенностей музыканта, в тесной связи с целями и задачами на конкретном его этапе.

Также важно продумывать и планировать репетиционный период. Отличное знание партитуры изучаемого произведения обязательно для каждого руководителя. Каждая репетиция заблаговременно обеспечивается нужным количеством инструментов, чётко переписанными и проверенными партиями, пультами и т.д. - за всё это целиком отвечает руководитель коллектива. Поскольку состав оркестра ежегодно изменяется, следует в начале года выбирать для разучивания произведения более лёгкие и доступные, что поможет новичку влиться в коллектив. Важно, чтобы за годы участия в оркестре каждый музыкант, как можно глубже, ознакомился с различными функциями оркестровых инструментов. Необходимо, чтобы каждый оркестрант за время своего пребывания в оркестре охватил круг музыкальных произведений, самых различных по жанру, форме и характеру.

Руководитель коллектива требует от музыкантов серьёзного и внимательного отношения к домашним заданиям по изучению своих оркестровых партий. Хорошее знание партий даст возможность уделять основное время работе над художественной стороной исполняемых произведений. Во время занятий нужно подробно знакомить оркестрантов с музыкальной терминологией, объяснять значения терминов и требовать строгого их соблюдения. Необходимо, чтобы все оркестранты принимали самое активное участие в организации и проведении занятий. Также в обязанности руководителя входит наблюдение за дисциплиной, чистотой и порядком в оркестровом классе, как на репетициях, так и в перерывах между занятиями.

Для групповых занятий достаточно обычного кабинета. Для общих репетиций оркестра желательно проводить на сцене или в специально оборудованной большой аудитории. Это должно быть изолированное, сухое помещение. В перерывах место, где проводится репетиция необходимо проветривать. В аудитории должно быть достаточное количество жёстких стульев, чтобы свободно размещались все участники.

Необходимость в течение репетиции решать многие задачи требует от руководителя максимума сосредоточенности, организованности, умения рационально использовать ограниченное репетиционное время. Поэтому к репетиции необходимо тщательно готовиться. В проведении репетиции нельзя придерживаться раз и навсегда заведённого порядка, в каждом отдельном случае структура её может меняться в зависимости от конкретных условий работы, обстоятельств и учебных задач. Репетиционная работа должна чередоваться с двумя перерывами по 10 минут.

Во время репетиций лучше не делать слишком много замечаний музыкантам и остановок игры, так как это отвлекает их и рассеивает внимание (фиксируются лишь грубые ошибки, внимание обращается на существенные детали и общий характер исполнения разучиваемого произведения). Одним из важнейших условий успешной работы на репетиции является хороший строй оркестра. Поэтому качеству строя постоянно уделяется самое серьёзное внимание. Особое внимание при работе с оркестром уделяется ансамблю - хорошо слаженному и уравновешенному звучанию. Очень важно научить музыкантов начинать пьесу с любого места в нужном темпе, поэтому произведение желательно делить на небольшие части: предложение, период и т.д. Специфика работы с оркестром требует занятий по оркестровым партиям. Это необходимо особенно в начальном периоде. В оркестровой практике существует два способа разучивания репертуара – общая оркестровая репетиция и групповые репетиции. Их следует умело сочетать и чередовать. Групповые занятия облегчают проведение общих репетиций, помогают быстрому освоению произведений, совершенствованию оркестровых и исполнительских навыков. Для выработки единых приёмов игры и штрихов лучше объединять в группы музыкантов, играющих на инструментах одинакового строя и одинакового способа звукоизвлечения.

Оркестр иногда также разбивается на две группы - ведущую и аккомпанирующую. Иногда полезно соединять аккомпанирующую группу с инструментами, ведущими мелодию.

В процессе репетиции руководитель прибегает к беседе, которая в значительной степени активизирует восприятие музыкантов, помогает им глубже вникнуть в содержание исполняемого произведения. В зависимости от конкретных условий бесед может проводиться как перед исполнением музыкального произведения, так и после. В беседе с участниками коллектива, имеющими небольшую подготовку, можно ограничиться некоторыми биографическими сведениями, выяснением общего характера разучиваемой пьесы, не останавливаясь детально на выразительных средствах. В ходе беседы с музыкантами более старшего возраста нужно обратить внимание на особенности музыкального языка, характер музыкальных образов, выразительность мелодии, гармонических оборотов и т.д. Конечная цель репетиции - добиться глубоко содержательного и выразительного исполнения разучиваемых произведений.

Оркестр часто используется в концертах в качестве аккомпанемента хору, солистам - вокалистам и инструменталистам.

Учитывая большое воспитательное значение концертных выступлений, следует готовить коллективы и для участия в отчётных концертах, смотрах, проведения шефской работы среди населения, в период предвыборных кампаний и других мероприятий по обслуживанию населения.

Репертуар оркестра также должен быть разнообразен и интересен как для исполнения участникам, так и слушателям в конечном результате. Это должны быть оригинальные произведения, а также обработки и переложения.

Рекомендации по организации самостоятельной работы участников оркестра. Он должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания.

После каждого занятия с руководителем оркестра необходимо самостоятельно репетировать, чтобы исправить указанные недостатки в игре. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

Примерный музыкальный репертуар

  Репертуарный список не является исчерпывающим. Руководитель любительского духового оркестра может по своему усмотрению пополнять его новыми произведениями, обрабатывать и делать переложения для того состава, который имеется в наличии. Репертуарный список включает в себя обработки народных мелодий, песен, произведения русских и зарубежных авторов, лучшие образцы классического наследия и известные сочинения современных композиторов.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь