Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Музейной коммуникации в контексте осмысления
образовательной деятельности музея Приоритетность гуманистической концепции в образовании подтверждена сегодня как на теоретическом уровне, так и результатами педагогической практики, о чем свидетельствует опыт деятельности Ш. А. Амонашвили, Л. И. Новиковой, Е. В. Бондарев-ской. Привлекательность этой концепции для музейной педагогики определяется ее изначальной гуманистической направленностью, установкой на творческое развитие личности ребенка, а также утверждением о значении культуросообразности педагогической среды. На развитие гуманистической концепции образования, оказавшей значительное влияние на перестройку форм и методов учебного процесса в школах Англии, США, Канады и других стран, оказали большое влияние получившие развитие в 1950-е годы идеи «гуманистической психологии». Ее сторонники — А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, А. Комбс и др., — развивая интеллектуальную традицию, начало которой положили в XVIII в. Д. Локк, А. Руссо, Ф. Вольтер, считали, что психология должна заниматься всем внутренним опытом человека. Видя в человеке феномен природы, они особо подчеркивали необходимость развития таких его способностей и возможностей, как креативность, самостоятельность, ответственность и самоактуализация. Только такого человека К. Роджерс называл «полноценно функционирующей личностью». 5 - 4008 65 А. Маслоу в своей теории мотивации, оказавшей огромное влияние на развитие психологической науки, также подчеркивает важность самоактуализации личности. Для сформировавшейся на основе гуманистической психолог педагогической практики, ориентированной «на свободный учет ин-дивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов пе-дагогического процесса в обучении, воспитании и образовании» стало привычным рассматривать учащегося как партнера учителя, не как «объект обучения и воспитания». При этом основной за чей педагога, исповедующего принципы гуманистической психоло-гии, является помощь ученику в выявлении природы и уникально-сти его личности и тех качеств, которые определяют ее способность к сознательному выбору и ответственным поступкам в своей жизни Отсюда — установка на творчество учащихся как основу учебное и воспитательного процесса и в школе, и в музее. Ибо имени творчество ведет к самоактуализации и самореализации личности. Описанные выше идеи, интуитивное следование которым был| присуще А. Лихтварку, А. В. Бакушинскому и другим основополож никам музейной педагогики, нашли широкий отклик в музейной среде, где создавались благоприятные условия и возможности эстетического воспитания и художественного развития. Новые под ходы в работе с детско-юношеской аудиторией были призваны рас крыть творческий потенциал личности. Таким образом, приоритет ной целью музейной педагогики является гармонизация личности через развитие творческих способностей, ведущих к самовыраже-нию и самопознанию, а методом ее достижения — диалог в широ-ком его смысле (диалог с памятником, педагогом, межличностны| диалог по поводу конкретного памятника и музея). В современных концепциях образовательная деятельность му| зея все чаще характеризуется с позиции теории «коммуникации вошедшей в широкий научный обиход с конца 1940-х годов. Своим происхождением она обязана двум источникам. Первым из них яв-ляется разработанная в 1949 г. К. Шенноном математическая тео-рия связи, где намечены основные элементы передачи информации другим — труды философа М. Мак-Люена, в которых есть прямые высказывания о музейной коммуникации как способе общения зея и посетителей. Применительно к музею понятие коммуникации сделал употребительным канадский ученый, директор музея в г. Калгари Д. Камерон. Введя его в 1960-е годы в профессиональную практи- ' Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. СПб., 2001. С. 486:1 66 ку, он сделал попытку рассмотреть музей как систему, реализующую коммуникативный процесс между посетителем и экспонатами, представляющими собой «реальные вещи». В основе этого процесса лежит, с одной стороны, способность посетителя понимать «язык» этих вещей, с другой — способность музейных специалистов, занимающихся созданием экспозиций, строить особые невербальные «пространственные» высказывания1. Д. Камероном сформулирован ряд предложений по организации музейной деятельности для взаимодействия со зрителем, который находится в центре коммуникационной схемы. Суть их сводится к утверждению необходимости: — участия в создании музейной экспозиции, наряду с храните — обучения экскурсоводами посетителей «языку искусства», с — введения в структуру профессиональной музейной деятель И хотя за пределами интересов Д. Камерона остались многие формы музейной деятельности, обеспечивающие уровни взаимодействия посетителя с экспозицией (хранение, научные исследования, документирование и т. д.), предложенная им теория музейной коммуникации позволила преодолеть сформировавшийся взгляд на музей как на придаток системы образования. Данное обстоятельство, в свою очередь, вызвало необходимость разработки модели музейной коммуникации. Назовем основные варианты этой модели, предложенные специалистами: /. Познавательная — посетитель общается с сотрудником музея (экскурсоводом, хранителем, реставратором и т. д.) с целью получения знаний, а экспонат служит предметом или содержанием этого общения (К. Хадсон). Эта модель наиболее распространена в музеях нехудожественного профиля. Данный тип коммуникации может носить как монологический, так и диалогический характер. 2. Эстетическая — посетитель музея непосредственно общается с экспонатом, который приобретает самоценное значение (Г. Осборн, Д. Вайлер). Цель этого общения — не столько знания, 1 См.: Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации 2 Там же. С. 20—21.5* 67 сколько эстетическое восприятие, которое не должно подавляться искусствоведческой информацией. Такая модель коммуникаций имеет отношение прежде всего к художественному музею. 3. Знаковая — посетитель музея через экспонат, который 4. Диалоговая — посетители музея общаются между собой. По 5. Междисциплинарная — современный музей является ме- 6. Информационно-коммуникативная — музей рассматрива- Рассмотренные шесть структурных моделей музейной коммуни-кации свидетельствуют о возможности использования различных ее типов, что зависит не столько от профиля музея, сколько от инте| ресов, целей и мотивов посещения его зрителями и развитости функциональной деятельности музея. Поэтому в своей практике му-зеи используют элементы всех названных моделей. 1 Alexander E.P. Museums in motion: an introduction to the history and functions ( museums. Nashville, 1978. P. 308. 68 Тем самым теория, музейной коммуникации, выступив в качестве основы, на которой строится процесс общения посетителя с музейными экспонатами, позволила преодолеть сформировавшийся в 1930—50-е гг. взгляд на музей как на формальный придаток системы образования. Разработка теории музейной коммуникации в основном проходила в период так называемого «музейного бума» 1960—70-х годов и в сторону повышенного внимания в психологии к когнитивным процессам. Этот интерес был обусловлен достижениями компьютерной техники, которые позволили сопоставить мозг человека — кодирующий, хранящий и восстанавливающий информацию — с компьютером, который облегчает деятельность, нацеленную на решение конкретной рациональной задачи. Значительно увеличив приток посетителей в музеи и омолодив его аудиторию, «музейный бум» позволил проверить и скорректировать на практике основные положения теории музейной коммуникации. В это время вновь усилился интерес не только к общим проблемам контакта зрителя с музеем, но и к проблеме эстетического развития и художественного воспитания подрастающего поколения. Огромная популярность музея потребовала решительного обновления традиционных экспозиций. Резко активизировалась выставочная деятельность, ориентированная, не без влияния широкой зрительской аудитории, прежде всего на искусство XX в., во всем разнообразии его граней, а также на технические достижения эпохи. Отражением этих новых веяний стало возникновение в Европе и США целой сети музеев современного искусства, которые закладывали в свою структуру принципы «Дома культуры и искусства» уже на проектном уровне. Яркими их примерами являются Центр культуры и искусства имени Ж- Помпиду в Париже и аэрокосмический музей в Вашингтоне. Мощный приток зрителей на музейные экспозиции обозначил и круг вопросов, связанных с поиском новых форм коммуникации с ними, среди которых главными были следующие: 1. Как повысить эффективность общения, используя дифферен 2. Как сделать посетителя равноправным участником общения? 3. Как соотносятся визуальная и вербальная информация, полу Развитие музейной коммуникации обусловило широкий интерес к музею со стороны представителей культуры и науки, в том числе и в контексте споров о нужности искусства в эпоху освоения кос- 69 моса, и нашло свое отражение в процессе активной «музеелиза-| ции» всех сторон жизни общества. Подтверждением тому служат данные социологического центра Института Европейских исследо-ваний «Современная политика и европейские музеи», согласно ко-торым число музеев в Европе за последние тридцать лет удвои-лось1. Тем самым традиционно считавшийся хранителем классиче-ского наследия музей начал более активно влиять на современную интеллектуальную, духовную, художественную жизнь. Вместе с хра-мом, библиотекой (медиатекой), школой и университетом он вошел в институциональную структуру, определяющую поступательную динамику и устойчивость функционирования и эволюции культуры (А. Ливай). Музей начинает рассматриваться и как наиболее эффективное средство «введения» подрастающего поколения в культуру, которая именно в его художественно-временном пространстве открывает все богатство своих смыслов и драматических коллизий, противоре| чий и достижений. Не случайно в гуманитарных кругах возникает дискуссия: чем является музей в современном мире — храмом или форумом? Уже упомянутый автор теории музейной коммуникации канадский ученый Д. Камерон отмечал, что музей, подобно храму| выполняет вневременную и универсальную функцию, используя структурный образ реальности не просто для ориентира и справки но в качестве объективной модели для сопоставления с индивиду| альными представлениями. В противоположность этому музей форум — это место для конфронтации, экспериментов и дебатов. Обозначенная проблема отражала неудовлетворенность специа-листов (в том числе и музейных) положением музея и оценкой его деятельности, который для многих оставался только местом коллек-ционирования памятников культуры и искусства, в то время как они хотели его видеть центром широких социокультурных контактов творческой жизни2. Полифункциональный подход к музею позволил ученым и спе-циалистам выйти на новый уровень осмысления его цивилизацион-ной роли. Музейная деятельность стала рассматриваться как дея-тельность общества по сохранению и приумножению природного культурного наследия, а значит, правомерным стало и ее прогноз» рование. 1 См.: Culture Europe. 1996. № 10, Janvier — fevrier. 2 См.: Современный художественный музей: проблемы деятельности и перспекти- 70 §3. Музейный бум» в контексте утверждения педагогических основ в образовательной деятельности отечественных музеев «Музейный бум», прошедший с начала 1960-х годов по всему миру, обнаружил массовую востребованность музея в обществе. Его отправной точкой и характерной приметой стало стремительное развитие туризма, вследствие чего заполнившие музейные залы зрительские потоки сделали основной формой общения музея со зрителем обзорную экскурсию. Беглый осмотр экспозиции при ориентации на информацию самого общего характера не предполагал формирования познавательного и углубленного интереса к музейным памятникам. В особенно сложном положении в период «музейного бума» оказались художественные музеи, так как изначально они были ориентированы на решение задач эстетического воспитания и творческого развития личности. Данное обстоятельство требовало, с одной стороны, включения музея в школьный учебно-воспитательный процесс, с другой — поиска методики занятий, свободных от стереотипов школьных уроков и от жесткой методической нормативности традиционных экскурсий. В основе этого поиска лежал индивидуальный подход к детям, который позволил установить три уровня взаимосвязи: — музейный педагог — ребенок; — ребенок и среда музея; — музей и реальная жизнь. Разумеется, решить их на уровне экскурсионных циклов было невозможно, и отечественные музеи вернули к жизни, наполнив новым содержанием, популярные еще в 1930-е годы музейные кружки. Работа в них стала строиться с учетом возрастной психологии и включать все виды деятельности музея — от экспозиционно-фондо-вой до реставрационной и научной. В кружках практиковались экскурсии, лекции, беседы, встречи с художниками, деятелями науки и т. п., выезды в другие города. Все это позволяло глубже осмыслить специфику музея как социокультурного организма, понять «жизнь» памятника и судьбу творческой личности. Музейные кружки, как правило, объединялись в клубы, каждый член которого получал удостоверение, дающее право пользования научной библиотекой музея и бесплатного посещения других музеев города. Клубы юных любителей искусства стали в художественных музеях научно-практической базой отечественной музейной педагогики, развивавшейся параллельно с утверждением принципов гума- _ низации и гуманитаризации школьного образования. Здесь отрабатывались методики работы с памятником, развивались понятия ис- 71 торического контекста его бытования, прослеживались этапы эстетического развития ребенка. Анализ опыта работы клубов и кружков позволил сделать следующие важные выводы. 1. Процесс художественного воспитания непосредственно свя- 2. Основой развитого художественного восприятия является 3. Задача развития художественного восприятия, опирающегося Разумеется, накопленный методический опыт оказывал опреде-ленное влияние и на работу в рамках экскурсионных циклов, основ-ными заказчиками которых были школы. Расширение работы cо школьной аудиторией обеспечило широкий обмен опытом между музейными и школьными педагогами, сблизив их точки зрения на необходимость художественного воспитания и творческого развития ребенка начиная с детского сада. Наряду с клубами любителей искусства, важное место в работе. В свою очередь, накапливаемый материал стал предпосылкой! для создания музейных фондов детского творчества, что благопри-ятствовало ведению систематического изучения возрастных особен-ностей детского рисунка и психологии художественного восприятия детей1. На основе этих фондов начали проходить занятия с учителями, воспитателями, психологами, с родителями и детьми, организо-вываться выставки, которые, как правило, сопровождаются детски-
1 В числе первых такой Фонд был создан в 1958 г. в Государственном Русском му- ми праздниками, позволяющими детям, благодаря театрализации и играм, обогатить свое восприятие музейного пространства. Задача массового привлечения подрастающего поколения в музей потребовала взаимодействия музея с органами народного образования, с городскими и областными институтами усовершенствования учителей. Многие музеи страны в рамках этих контактов были объединены темой «Музей и школа». Учителей знакомили с задачами и содержанием музейных форм работы. Для них организовывались циклы лекций по истории отечественного искусства, которые строились с учетом школьной программы, проводились семинары для преподавателей нового учебного курса «Мировая художественная культура», введенного в школьные программы в 1970-е годы. Важной формой работы со школами стали и педагогические советы с участием музейных сотрудников. В том же русле развивалось сотрудничество и с преподавателями эстетики профессионально-технических училищ. Углубляя работу со средней школой, музеи не обошли вниманием и студенчество, которое на всем протяжении минувшего столетия оставалось вне сферы интересов как отечественных, так и зарубежных специалистов. Работа со студенческой молодежью поставила перед отечественным музеем новые педагогические задачи. Гуманитарное образование в вузах США, Англии, Канады и других стран находится на достаточно высоком уровне, и ему посвящено 17—20% от общего количества часов, отводимых на освоение учебной программы в целом. Поэтому художественные музеи специальных программ по эстетическому развитию и художественному воспитанию там не имеют. В СССР интерес к проблемам эстетического воспитания студенческой молодежи первыми проявили социологи (А. Н. Семашко, В. Т. Лисовский, А. Ф. Еремеев), выступавшие за необходимость гуманитарной подготовки студентов негуманитарных вузов, которая проходила в основном в рамках факультетов общественных профессий. Государственный Русский музей был первым музеем страны, который в 1972 г. начал работу с этой группой студенчества. На протяжении десяти лет в условиях научно-практического эксперимента здесь создавалась комплексная программа эстетического воспитания студенческой молодежи вузов негуманитарного профиля. Она явилась первым опытом такого рода в практике музейной образовательной деятельности и строилась исходя из возможностей крупнейшего музея национального искусства — Русского музея, а также опиралась на общий культурный потенциал Ленинграда — других его музеев, творческих союзов и т. п. Программа име- 73 ла воспитательно-образовательный характер и в методическом пла-не разрабатывалась с учетом эмоционального и логико-рациональ-ного аспектов восприятия искусства (специфика прежде всего| технических вузов), свойственных данному возрасту1. Воспитательные задачи программы состояли в следующем: — сформировать эмоциональную культуру и художественный — сформировать способность адекватного восприятия произве- — воспитать бережное отношение к художественным ценно-] Образовательные задачи формулировались так: — дать необходимые знания в области теории и истории искус- — ознакомить с творчеством крупнейших мастеров искусства, — приобщить студенчество через творческие союзы, выставки,; — развить способности личности к художественному творчест- Создание в 1985 г. в Русском музее Кабинета эстетического воспитания студенческой молодежи дало возможность сформировать на его основе фонотеку, библиотеку и комплекс необходимых технических средств. Разработанный музейными работниками, совместно с преподавателями Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и артистами театров города, вводный полихудожественный курс «Виды искусства» орга-нично включал в материал занятий произведения музыки и литера- § туры. Впервые разработанная в музейной образовательной практике система работы со студенческой молодежью дала возможность значительно расширить влияние художественного музея на их общегуманитарное и художественное образование. Она способствовала формированию целенаправленного интереса к изобразительному искусству, музыке, истории и духовному росту личности. А накопленный за два десятилетия ее реализации большой методический и практический опыт работы со студенчеством стал для многих со- ' См.: Столяров Б.А. Художественный музей и эстетическое воспитание молоде- жи.Л., 1988. 74 трудников просветительских служб музея школой высокого профессионализма. В целях наибольшего удобства для занятий в музее были организованы специальные «студенческие» четверги, удлинившие его работу на два часа. В это дополнительное время учащейся молодежи предоставлялась возможность встречаться в условиях музейной среды с мастерами отечественного искусства. §4. «Музейный бум» и специфика образовательной |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы