Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Деятельности в зарубежных музеях



В 1960—80-е годы

Образовательная деятельность зарубежных музеев не испытала таких резких перепадов, как в СССР. Туризм был там весьма раз­витой традиционной формой активного отдыха граждан, а что каса­ется педагогических аспектов работы с музейным зрителем, то наи­более ярко они проявились в эти годы в художественных музеях Германии, Франции и США. Многое в ней не претерпело серьез­ных изменений и поныне.

Германия. Содержание работы с детской аудиторией в музеях разделенной послевоенной Германии было разным, но имело взаи­модополняющий характер. В 1963 г. при Министерстве просвеще­ния ГДР была создана группа «Музей и школа». В ее задачи входи­ло планирование и руководство педагогической деятельностью му­зеев, организация их связи со школами, а также теоретические ис­следования в области музейной педагогики.

В Западной Германии, в связи с либерализацией системы обра­зования и влиянием гуманистической педагогики, образовательная деятельность музеев развивалась системно. С целью углубления взаимодействия со школой в Мюнхене, Майнце, Нюрнберге, Кель­не, Западном Берлине, Гамбурге и других городах создаются круп­ные музейно-педагогические центры. В своей деятельности они были ориентированы на следующие задачи:

— работа с общественностью (взаимодействие со средствами
массовой информации, дискуссии в прессе, выпуск каталогов и ин­
формационных материалов);

— музейные образовательные курсы для различных категорий
посетителей (циклы лекций, экскурсии, изучение художественных
ремесел, организация свободного времени);

— связь со школой и работа с детьми всех возрастов (детские
музеи и дидактические выставки, выпуск информационных и позна­
вательных изданий для детей).

75


Одновременно в обоих германских государствах шел процесс осмысления национального исторического опыта в рамках темы «Музеи как места образования», занимавшей важное место в ра­боте Германского музейного союза вплоть до 1991 г., когда был ор­ганизован Всенемецкий музейно-педагогический союз, перед кото­рым были поставлены задачи координации и совершенствования музейно-педагогической деятельности.

В 1981 г. вышел в свет первый немецкий учебник по музейной педагогике, авторы которого рассматривают музейную педагогику как область деятельности всех без исключения музеев, независимо от их профиля1. Учебник предназначался для оказания практиче­ской помощи музейным специалистам и школьным учителям, учи­тывая специфику их воздействия на аудиторию. Согласно предло­женному подходу, школьный учитель на основе своих профессио­нальных функций должен быть экспертом, который выбирает темы и средства осуществления учебного процесса и контролирует пове­дение и знания ученика. Музейный педагог находится в партнер­ских отношениях с учениками и выступает в роли знатока.

Технология проведения занятий в художественном музее, ори­ентированных на формирование у ученика художественного вкуса и умения видеть произведение, строится на соблюдении следующих принципов и правил:

— на экскурсии дети должны сидеть, чтобы утомительное стоя­
ние не нарушало их внимания;

— музейный педагог должен обращаться к детям по имени, что
помогает создать обстановку непринужденного общения;

— диалог (дискуссия) должен прерываться короткими игровы­
ми ситуациями;

— учитывая отсутствие у детей развитого чувства времени, сле­
дует временные категории объяснять на доступных им примерах;

— дать возможность каждому ребенку продемонстрировать
свой опыт общения в музейной среде и свои знания;

— в ходе занятия необходимо использовать элементы театрали­
зации («оживление» картин, ролевая игра и т. д.);

— речь музейного педагога должна быть грамотной и понятной
детям.

Особое место в методиках проведения занятий занимает игра. Бу­дучи средством замены прямого педагогического воздействия на детей, она облегчает преподавателю ведение учебного процесса в музее.

1 Weschenfelder К ., Zacharias W. Handbuch Museumspadagogik. Orientiren und Metoden fur die Praxis. Dusseldorf, 1981.

76


Анализируя работу немецких музеев, нужно отметить, что в 1970-е годы в обоих германских государствах возник интерес к дет­ским музеям, появившимся в Государственной картинной галерее Карлсруэ, Историческом музее Франкфурта-на-Майне и Музее эт­нографии Берлина. Однако плодотворность развития варианта «му­зея в музее» вскоре была поставлена под сомнение из-за различий взглядов специалистов на роль игры в музее, а значит, и участия в его жизни посетителей. Консерватизм разнопрофильных музеев, ориентированных на традиционные формы работы со школьниками, а также формирование координирующих музейно-педагогических структур — музейных центров — вне музея не позволили заняться изучением проблем педагогической специфики деятельности худо­жественного музея.

Таким образом, если в России процесс осмысления музейно-пе-дагогического опыта шел на основе широкой практики и возвраще­ния к задачам художественного образования, сформулированным еще в начале XX в., то в Германии он определялся прежде всего теоретическим анализом национального исторического пути в этой области. Содержанием его стали:

— введение в широкую практику термина «музейная педагогика»;

— организация музейно-педагогических центров, координирую­
щих образовательную деятельность музеев;

— выход в свет первого учебника по «музейной педагогике»;

— опыт организации детских музеев как части художественных,
исторических и этнографических музеев.

Франция. Специфика культурно-просветительской деятельно­сти французских музеев и их взаимоотношений с системой образо­вания заключается в том, что работа с посетителями в них осуще­ствляется профессиональными туристическими экскурсоводами, а не сотрудниками музеев. В их обязанности входит обслуживание целого ряда музеев, имеющихся в том или ином городе. У этой практики есть существенный недостаток, ибо широкий диапазон музейных коллекций и ограниченность времени для их осмотра при­водит к стандартизации методов работы, в которой преобладает ин­формационный подход. В известной мере в нем заинтересованы учителя, стремящиеся к максимальной полноте ознакомления школьников с культурными сокровищами, сосредоточенными в де­сятках музеев данного города, вследствие чего класс, как правило, посещает конкретный музей не чаще одного-двух раз в год. Тем не менее музеи Парижа накопили интересный опыт практической ра­боты со школьной и учительской аудиторией, который мы рассмот-

77


рим на примере трех музеев — Лувра, Орсе и Музея современного искусства Центра культуры и искусства имени Ж. Помпиду.

Работа с детьми в Лувре дифференцирована по возрастному признаку и ставит своей целью развивать у них интерес к изо­ бразительному искусству и понимание его языка. Чтобы по­мочь учителю органично включить искусство в школьный педаго­гический процесс и связать его с творчеством великих мастеров прошлого и современной жизнью класса, сотрудники педагогиче­ской службы предлагают бесплатные консультации по темам заня­тий, а также формам и методам предварительной подготовки уча­щихся к посещению музея. Учителю предлагается выбрать инте­ресующую его тему, затем он получает необходимый материал для проведения предварительного занятия с учащимися в школе. Этот материал включает публикации исторического, искусствоведче­ского и методического характера, а также слайды, репродукции, аудио- и видеозаписи.

Занятия в музее включают темы, связанные только с экспози­цией Лувра — музеем мировой художественной культуры, что слу­жит большим подспорьем для изучения школьного курса истории искусства. Наиболее распространенными формами работы являют­ся экскурсии и мастерские, где дети рисуют, изготавливают костю­мы, моделируют архитектурные конструкции, строят композиции из различных предметов. В занятиях с младшими школьниками особое место занимают разнообразные игры: имитационные, в ходе кото­рых нужно воспроизвести движения, позы и жесты персонажей; те­атрализованные, предполагающие обучение детей ношению древ­ней одежды или пластическое выражение эмоционального впечат­ления. Практические задания и игры стимулируют самостоятель­ность детей в процессе освоения изобразительного искусства, раз­вивают их способность восприятия художественного образа. Тем самым изучение искусствоведческого материала на этих занятиях опосредовано активным участием детей в целом комплексе темати­ческих акций, содержание которых носит нетрадиционный характер. В качестве примеров здесь можно упомянуть «Складки и драпиров­ки древнегреческой скульптуры», «Материалы искусства», «Все­ленная в живописи XVII века», «Живописные техники», «Выраже­ние чувств» и др. Выбор тем занятий и методика их проведения оп­ределяются возрастом и уровнем подготовки детей.

В методике проведения занятий со старшеклассниками сочета­ются логико-аналитический и эмоционально-личностный подходы к восприятию искусства, а посещение музея дополняется различными

78


формами аналитической работы в классе (обсуждение увиденного, написание сочинения и т. д.).

Помимо лекций-бесед в залах музея и студийных занятий, педа­гогическая служба предлагает учителям специально разработанные музеем пособия, по которым он сам может провести занятие1. В целом же именно учитель, исходя из задач своего предмета — при­надлежит ли он к гуманитарному или естественно-математическому циклу — все равно, — «встраивает» посещение музея в учебную программу. Однако это не означает, что произведение искусства рассматривается лишь в качестве иллюстрации соответствующей области знания. Методика занятия подчинена развитию способно­сти учащихся воспринимать и анализировать произведение искусст­ва, хотя изначальный интерес учителей к посещению музея имеет практический характер, связанный с конкретными задачами их про­фессиональной деятельности.

Чутко реагируя на эти запросы, музей составляет тематические планы занятий для детской и учительской аудитории в соответствии с пожеланиями школы.

Для реализации своих образовательных целей музей Орсе, представляющий культуру Франции и Европы с 1848 по 1914 г., предлагает широкий диапазон обзорных и тематических экскурсий. Учитывая специфику музея, они включают темы междисциплинар­ного характера, отражающие развитие культуры, искусства, архи­тектуры, науки в их взаимодействии. Связи с учителями поддержи­ваются также посредством консультаций и учебных пособий. Учи­теля должны подготовить к посещению музея детско-юношескую аудиторию в возрасте от 5 до 20 лет. Учитывая, что это посещение может быть единственным, нужно сделать его максимально насы­щенным и эффективным. На решение этой задачи направлены раз­работанные педагогической службой музея информационно-методи­ческие листки, включающие:

1. Вопросы, которые следует рассмотреть с учащимися в про­цессе подготовки к посещению музея (историческая справка, спе­цифика искусства рассматриваемого времени, особенности музей­ной экспозиции и т. д.). Цели и задачи, решаемые в процессе экс­курсии по данной теме (взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, историей и др.). Методические рекомендации по орга-

1 Посвященные различным темам занятий, пособия для учителя содержат тексто­вое изложение содержания и методику работы с учащимися в условиях школы и музея. Здесь же имеется видеокассета с записью примеров подготовки учителей к работе и са­мого занятия, различных форм работы с учащимися в классе и фрагментов посещения экспозиции Лувра.

79


низации подготовительного занятия. Список произведений, с кото­рыми надлежит познакомиться в ходе экскурсии. Рекомендации по форме проведения с учащимися заключительного занятия. Список литературы по данной теме.

2. План посещения музея с кратким анализом тех произведе­ний, которые включены в экскурсию.

После соответствующих консультаций и подготовки в библиотеке музея учитель имеет право самостоятельно провести занятие, кото­рое может проходить не только на экспозиции, но и в так называе­мом Молодежном центре, где располагаются учебные классы, сту­дии, библиотека, залы аудиовизуальной и компьютерной техники.

Самостоятельные задания для детей в музее Орсе направлены как на выявление их знаний об экспонируемых произведениях, так и способности соотнести предметы прикладного характера (мебель, костюмы и т. д.) с эпохой их создания, определить художественные материалы и техники. Тем самым работа в Молодежном центре до­полняет и развивает приобретаемый на экспозиции опыт зритель­ного восприятия произведений изобразительного искусства.

Музей современного искусства в Центре культуры и искусства имени Ж.. Помпиду в своей работе с детьми делает акцент на твор­ческое их развитие без привлечения к этому процессу школьного учителя. Этот опыт столь нестандартен, что учитель, особенно изо­бразительного искусства, может извлечь из него много пользы. Об­ширная коллекция этого музея, располагающегося в одном из са­мых необычных по своей архитектуре зданий города, включает про­изведения во временном диапазоне от классиков постимпрессио­низма и авангарда до живущих ныне мастеров изобразительного ис­кусства. Тем самым у зрителя есть уникальная возможность не только воспринимать сложившиеся художественные формы, но следить за движением творческого поиска, включаясь в эмоцио­нальное сопереживание художественного образа. В этом процессе восприятия важен не историко-художественный анализ произведе­ния искусства XX в., а побуждение к активному осмыслению уви­денного на основе собственного жизненного опыта. Помочь в этом осмыслении может лишь тот, кто непосредственно участвует в со­временном художественном процессе, то есть художник. Вот почему | «служба просвещения отдела культурного развития» музея прини­мает на работу в качестве экскурсоводов профессиональных худож­ников, давая им полную свободу в выборе тем своих экскурсий и способов преподнесения материала (диалог, побуждающий зрителя к выражению собственных впечатлений, дискуссия, построенная на ассоциативности восприятия экспонируемых произведений, моно-

80


лог). В процессе занятия экскурсовод постоянно обращается к де­тям с предложением выразить свои ощущения и впечатления, во­влекая их в обсуждение изобразительно-выразительных особенно­стей элементов произведения, что чрезвычайно важно для развития способности самостоятельного эстетического суждения. При этом, как и в Лувре, в работе с самыми маленькими используются эле­менты игры.

Старшие школьники в большей мере ориентированы на усвое­ние необходимого для понимания памятника объема информации о художнике и техниках исполнения им своих работ, однако главной целью занятия и здесь остается вовлечение учащихся в процесс восприятия произведения изобразительного искусства и развитие у них способности анализировать зрительные впечатления.

Музей современного искусства располагает также Детской сту­дией, работа в которой является самостоятельным направлением его образовательной деятельности и никак не связана с вышеопи­санными экскурсиями. Тем самым здесь оказались четко разделены процессы зрительного восприятия и творческого развития. Если в первом случае использование экскурсии-беседы определяется тези­сом «музей для того, чтобы смотреть», то в студии дети 6—12-ти лет занимаются изобразительным искусством, музыкой, художест­венным конструированием, компьютерной графикой и иными со­временными видами художественно-творческой деятельности.

Как видим, французские художественные музеи, образователь­ная деятельность которых ориентирована на общегуманитарное и художественное развитие личности, разрабатывают практические формы работы со школьниками и учителями в достаточно уз­ком — в теоретическом смысле — пространстве национального опыта на основе:

— специфики собственных обширных и репрезентативных кол­
лекций;

— использования широкого диапазона форм и методик работы,
свободной от теоретического догматизма и давления со стороны
системы образования.

США и Канада. Образовательная деятельность американских музеев, имеющих с 1969 г. официальный статус образовательных учреждений, также ориентирована в первую очередь на детскую ау­диторию и осуществляется по нескольким направлениям: дидакти­ческие выставки, экскурсии для школьников, лекции и концерты, специальные программы для инвалидов, профессиональная подго­товка школьных учителей.

6-4008                                                                               78


Каждый музей разрабатывает собственные программы, с учетом характера своих коллекций и экспозиционных возможностей, стре­мясь привлечь к сотрудничеству учителей-предметников. Так, Ва­шингтонская Национальная галерея предлагает большое количество занятий для школьных групп не только по изобразительному искус­ству, но и по другим дисциплинам — истории, литературе, биологии и др. В последнем случае учитель выбирает те памятники, которые, на его взгляд, связаны со школьной программой. Среди представлен­ных музейно-образовательных тем есть, например, такие: «Живот­ные и природа в произведениях живописи и скульптуры», «Семья и дети в искусстве», «Приключения и герои в искусстве», «Цвет, ли­ния и форма», «Художник», «Моральный выбор» и т. д. Реализуют­ся эти темы через небольшие циклы из 3—4 экскурсий и лекций, которые проводят музейные добровольцы — волонтеры.

Как правило, профессиональные музеи США не ориентированы на создание специальных зон для работы с детьми. В уже названной Национальной галерее дети работают в общем экспозиционном пространстве независимо от характера занятия.

Примером иного рода является Канадский музей цивилизации в Торонто, собрание археологических и художественных памятников которого служит пособием по изучению истории развития цивилиза­ций от древней Месопотамии до современной Европы. Образова­тельным целям здесь служит специально созданная в 1983 г. инте­рактивная Галерея открытий, предназначенная для желающих полу­чать знания и опыт через непосредственный контакт с музейными объектами. Подобно педагогическим музеям XIX в., Галерея предла­гает посетителям разнообразную информацию о предметах, выстав­ленных в ее залах. Среди них — средневековые латы, человеческий скелет, каменный топор, клинописные дощечки, китайская керамика и театральные куклы, разного рода сосуды, ковры и др. Все эти предметы могут исследоваться учащимися — самостоятельно или под руководством музейного специалиста — с целью выявления их специфических черт, технологических особенностей изготовления, идентификации нанесенных на них изображений и т. д.

Большой популярностью пользуются в Галерее совместные за­нятия детей и родителей. В программу этих занятий входит знаком­ство с ремеслами и интерактивный исторический театр.

Таким образом, обогащение образовательной деятельности му­зеев в 1950—80-е годы идеями гуманистической педагогики и раз­витие теории музейной коммуникации расширило возможности их работы с детско-юношеской аудиторией и подготовило почву для разработки теоретических аспектов музейной педагогики.

82


 Вопросы для повторения

1. Расшифруйте аббревиатуру ЮНЕСКО и ИКОМ.

2. Охарактеризуйте роль ИКОМ в развитии образовательной деятель­
ности музея.

3. Какие вопросы музейной деятельности рассматриваются на страни­
цах журнала «Museum»?

4. Назовите основной принцип гуманистической педагогики.

5. Охарактеризуйте задачи, на решение которых ориентирована гума­
нистическая педагогика.

6. Что явилось методологической основой теории музейной коммуника­
ции?

7. Охарактеризуйте основные модели музейной коммуникации.

8. Как реализуются модели музейной коммуникации в практике образо­
вательной деятельности музея?

9. Охарактеризуйте работу детского музейного кружка.

 

10. Назовите критерии, по которым определяется результативность ра­
боты музейного кружка в области художественного воспитания.

11. Охарактеризуйте цели и задачи музейной студии творческого разви­
тия.

12. Охарактеризуйте специфику взаимодействия музея и школы в Гер­
мании.

13. Перечислите специфические особенности культурно-просветитель­
ской деятельности музеев Франции.

14. Сравните формы образовательной деятельности Вашингтонской
Национальной галереи и Канадского музея цивилизации в Торонто.


Глава 4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь