Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Учитель и музей: опыт сотрудничества в Германии и США⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24
Взаимодействие музея со школой в Германии строится на помощи учителю в решении определенных учебных задач. В этом смысле художественный музей не является исключением. Как и в музеях любого другого профиля, учитель здесь выступает «экспертом», то есть на основе своих профессиональных функций выбирает средст- 1 Eisner E.W. Does Experience in the Arts Boost Academic Achievement // Art Education. 1998. Vol. 51, № 1. P. 13—19. 179 ва и содержание музейно-педагогического процесса, контролируя при этом поведение и знания ученика. Большое место занимает методическое руководство самостоятельной работой школьников, в помощь которым создаются специальные «ра бочие тетради». Разработанные для детей самого разного возраста, они представляют собой удобного формата оригинально оформленные и хорошо проиллюстрированные брошюры с заданиями для работы на экспозиции1. Тематика их созвучна школьной программе, что позволяет как учителю, так и музейному педагогу; углублять и расширять знания и навыки детей по определенным те-мам. Как правило, «рабочая тетрадь» создается музейными сотрудниками на основе консультаций с учителями и состоит из трех час-тей, одна из которых представляет собой короткую информацию об используемых в занятии памятниках, в то время как две другие ориентированы на совместную работу учителя и ученика. Выполнение заданий учеником позволяет углубить полученные им в школе зна-ния. Другая функция «рабочей тетради» — помощь учителю в ос-воении языка музейной экспозиции и оценки музейных подлинни-ков с точки зрения их исторической либо художественной значимо-сти, что весьма важно для формирования музейной культуры школьника. В целом назначение «рабочих тетрадей» в учебно-воспитательном процессе заключается в том, чтобы: — концентрировать внимание на избранных музейными педаго — способствовать осознанию ценности музейного памятника; — побуждать ребенка к творческой деятельности, используя — формировать пространственно-временные представления» — развивать умение выражать свое отношение к экспонируе- Таким образом, взаимодействие музея со школой в Германии определяется прежде всего подчиненностью деятельности музея школьному образовательному процессу и помощью учителю в ос-воении музейного материала. Оригинальной находкой в этом взаи-модействии стала разработка и использование «рабочих тетрадей», развивающих музейную ориентацию учащегося. Однако, ориентиру-ясь в основном на студийные формы работы и индивидуальные, ав- Особенно популярны такие тетради в музеях исторического профиля. 180 торские методики своих сотрудников, художественные музеи Германии не имеют комплексных программ, целью которых является последовательное развитие художественного восприятия. В США, где развитие теории и практики образовательной деятельности шло наиболее последовательно, перестройка взаимоотношений между музеями и школой идет на уровне государственной политики. В условиях децентрализации образовательной системы страны (в школах здесь нет единого учебного плана, а следовательно, и центрального органа, регулирующего учебно-воспитательный процесс) это оказалось трудной задачей, несмотря на то что здесь еще в начале XX в. сложились партнерские взаимоотношения, в которых музею принадлежала ведущая роль. И хотя музеи страны имеют официальный статус образовательных учреждений, налаживание контактов художественных музеев со школой было непростым делом. Проблема заключалась в ориентации школы на технологический прогресс. Это обстоятельство выявило серьезные недостатки в преподавании гуманитарных дисциплин в целом и заставило обратить внимание на исторический опыт развития музейной педагогики. Обращение к нему значительно оживило процесс сближения интересов школы и музея и обогатило арсенал образовательных форм, предлагаемых музеем, добавив к разного рода экскурсиям, студиям, концертам, дидактическим выставкам образовательные программы, созданные для учителей, которые стали активно привлекаться к совместной с музеем работе. В ее основе лежит тезис: посещение музея в США — лишь эпизод в жизни ученика, а потому его эффективность в большей мере зависит от умения учителя согласовать его с изучаемыми предметами, чем от мастерства музейного сотрудника. Подготовка учителя к самостоятельной работе в музее мотивируется следующим: — через учителя музей получает возможность воздействовать — учитель лучше сможет подготовить школьника к восприятию — зная уровень гуманитарной подготовки своих учеников, учи — музейные педагоги получают возможность сосредоточиться 181 Такая практика широко поддерживается государственными и] общественными организациями, ибо способствует позитивным из-менениям в системе образования. В этой связи большинство аме-риканских музеев разрабатывает программы по развитию художест- венной культуры учителей и подготовке их к работе в музеях разно-го профиля1. В их основе лежит концепция, согласно которой обу-чение — это процесс исследований, экспериментов и открытий. Большую известность получила деятельность Информационно-ме-, тодического центра музеев Смитсоновского института, включающего в свою структуру шестнадцать музеев различного профиля и из- -дающего учебные пособия и методическую литературу по разным. отраслям знания. Упомянутые программы часто создаются как обязательный компонент определенного учебного предмета и рассчитаны на внедрение в школе. Они предусматривают проведение курсов для учителей и включают в себя методические разработки занятий, облегчающие учителю проведение урока, комплекты информационных материалов, а также методические пособия, выдаваемые учителю во временное пользование («учительские пакеты»). Данные пособия содержат методические рекомендации, разного рода схемы и таблицы, аудио- и видеоматериалы, слайды. Лидером в подготовке таких «учительских пакетов» среди художественных музеев является Вашингтонская Национальная галерея, активно и в комплексе использующая весь арсенал названных средств для раскрытия потенциала изобразительного искусства в образовательном процессе. Сюда относится рассмотрение видов и техник изобразительного искусства, отдельных периодов его развития, а также монографии о мастерах мирового искусства. Подготовка учителей осуществляется в информационно-методическом центре галереи, именуемом Педагогическим институтом. Велика роль в этой подготовке музейных библиотек. Все крупные музеи США имеют образовательные библиотеки с обширными фондами. Учителя, музейные педагоги и их помощники — музейные волонтеры имеют возможность готовиться здесь к занятиям и получать консультации. Важно отметить, что американским музеям в их образовательной практике свойственно оптимистическое намерение откликаться на любую просьбу не только учителя, но и рядового музейного посетителя, а потому приоритет имеют короткие по срокам реализации 1 С 1969 г. в США работает специальный Центр подготовки учителей («Center of Teaching and Learning»), предлагающий им самые разнообразные программы и стажировки для повышения квалификации. 182 программы просветительного характера, рассчитанные только на возможности экспозиции. Музей Метрополитен, например, представляет в год около 20000 таких программ, давая возможность принять в них участие любому из 5-ти миллионов посетителей в год (из них около 150000 учителей). Особенностью программ является их ориентация на сложный этнический состав населения США, а потому американские специалисты часто называют их мультикультураль-ными, то есть включающими историю и художественные достижения народов, представители которых являются гражданами США. Однако при том, что рассматриваемые программы ориентированы на учебно-воспитательный процесс, позволяя школьникам и учителям расширить свое представление об искусстве любой из представленных в музее исторических эпох, следует еще раз подчеркнуть, что они ставят перед собой задачу введения в пространство художественной культуры, а не систематического художест венного развития. Это обстоятельство позволяет ориентировать реализацию программ не на штатных музейных педагогов, а на институт волонтеров, назначение которого — в поддержке образовательной деятельности музеев разного профиля. Волонтерами могут стать люди разных профессий и возрастов, и функции их весьма разнообразны: от организации посещений музеев школами — до работы в отделах и информационных службах. В образовательных службах художественных музеев, как правило, работают волонтеры с гуманитарным образованием. Это прежде всего пенсионеры, то есть люди с большим жизненным опытом. После специальной и достаточно продолжительной подготовки в области возрастной психологии, истории искусства и специфики художественного музея, бесплатно или за очень скромное вознаграждение, они начинают проводить экскурсии со школьниками в рамках уже названных программ. Привлечение волонтеров к практике образовательной деятельности вызвано не только соображением экономии музейных средств. При небольшой нагрузке в несколько рабочих часов в неделю они оказывают музеям неоценимую помощь в привлечении новых школ, доказывая им необходимость работы в музее. Подготовка учителей в американских музеях отвечает задачам Национальных стандартов в области преподавания художественных дисциплин, принятых в 1994 г. и позволяющих на практике определить важность преподавания искусства в школе1. 1 См.: Национальные стандарты преподавания художественных дисциплин в США: (National Visual Art Standards) / Реферативный пер. С. Б. Горюновой // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. С. 240—270. 183 §3. Учитель и музей: опыт отечественного взаимодействия Отзываясь на запросы школ в подготовке и проведении экскурсионных и лекционных циклов по определенным темам для учеников и занятий для учительской аудитории, отечественные художественные музеи зачастую ориентировались на искусствоведческий тип сознания, не соотнося его с задачами формирования визуальной грамотности и целостного художественного восприятия. Ситуация стала меняться, когда в поисках новых подходов в работе со зрителями музеи стали перестраивать свои образовательные службы, что позволило им в последние годы выйти на новый, системный уровень сотрудничества с образовательными учреждениями и институтами повышения квалификации учителей. Такой опыт есть сегодня не только у таких крупных музеев, как Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, но и у художественных музеев Рязани, Твери, Перми, Саратова, Петрозаводска и других городов России. В значительной мере формирование этого процесса было связано с деятельностью Государственного Русского музея, в котором с 1975 г. существует отдел социально-психологических исследований, одним из первых в стране приступивший к диагностике музейной аудитории. Это позволило данному музею раньше других начать корректировку своей образовательной деятельности . На ГРМ, имеющем статус научно-методического центра художественных музеев Российской Федерации, вот уже более четверти века лежит ответственность за разработку стратегии и тактики деятельности образовательных служб отечественных художественных музеев. Отсюда устойчивые связи ГРМ с педагогическими вузами и отраслевыми НИИ, занимавшимися вопросами культуры и образования. Корректировка собственной образовательной деятельности музея была обозначена двумя событиями знакового характера — созданием в 1989 г. Гимназии при ГРМ, а годом позже — Российского центра музейной педагогики и детского творчества, ставшего первой отечественной музейно-педагогической службой. Впервые в музейной практике произошла трансформация одного из крупнейших музеев мира в музейно-образовательный комплекс, что позволило начать разработку научно-обоснованной системы взаимодействия областей культуры и образования, инициатором чего выступил музей. 1 См.: Козиев В.Н. Школьники, учителя и студенты в Государственном Русском музее // Художественный музей в образовательном процессе. — СПб., 1998. 184 Поиск „новых решений проблем художественного образования музейными средствами определился в нестандартных подходах к составу сотрудников Центра. В его коллектив вошли искусствоведы, педагоги, психологи, художники, специалисты театрального профиля, сотрудники средней и высшей школы. Это позволило подойти к рассмотрению музейно-педагогического процесса с междисциплинарных позиций. Располагая широким диапазоном лекционных и экскурсионных программ и форм кружково-студийной работы, Центр поставил своей задачей реализовать традиционную для отечественно го художественного воспитания цель —формирование средствами изобразительного искусства свободной творческой личности, способной к преобразовательной деятельности, что потребовало установления прочных и результативных связей со школой, а значит, и с учителем. Сделав одним из главных своих направлений работу с воспитателями детских садов и учителями начальной и средней школы — ее стержнем стала многоуровневая комплексная музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», — сотрудники Центра приступили к созданию системы сотрудничества с учреждениями образования. При этом важно было найти единомышленников не только среди учителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, но и среди директоров школ и представителей управления образованием. В этой системе, получившей широкое развитие в регионах России, сложились четыре основных направления. 1. Информационно-издательское, к которому относится: а) организация и проведение разного рода мероприятий — от б) изготовление и распространение информационных материа 2. Школьно-гимназическое, которое включает непосредствен 13-4008 185 занятий, разработке методических рекомендаций по преподаванию дисциплин художественно-эстетического цикла и развитию у школьников способности художественного восприятия изобразительного искусства, в рецензировании авторских разработок учителей, обобщение экспериментального опыта и т. д. 3. Консультационно-методическое, возглавляемое создан В этом отношении особую значимость для учителей имеют дидактические выставки из циклов «Язык изобразительного искусства: первый диалог» и «В мастерской художника». Их цель — помочь учителю и школьнику «войти» в пространство художественного музея через знакомство с жанрово-видовой спецификой и языком изобразительного искусства, на которых оно постигается не только визуально и вербально, но и тактильно. Эти выставки сопровождаются комплексом мероприятий, включающих: мастер-классы, проводимые известными художниками; массовые творческие акции; игры; семинары для учителей, на которых рассматриваются проблемы преподавания и полихудожественного подхода в изучении изобразительного искусства. 4. Учебное — в рамках данного направления по специальным а) курсовая подготовка воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальной и средней школы. Ее цель — дать представление о педагогике художественного музея как о междисциплинарном знании и построенной на его основе специфической практической деятельности, ориентированной на передачу художественного опыта; познакомить с педагогическими возможностями художественного музея и изобразительного искусства; 1 Межрегиональный методический кабинет по музейной педагогике создан в 1998 г. на базе Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея. 186 сформировать навыки визуальной грамотности и дать представление о методике работы с памятником в условиях экспозиции музея; б) стажировки сотрудников образовательных служб художест в) музейно-педагогические занятия и практики для студентов Опыт сотрудничества Центра с образовательными учреждениями позволил Русскому музею стать одной из важных составляющих художественного и гуманитарного образования на всех его уровнях и приступить к проектированию системы, которая должна иметь четкую организацию уровней и направлений взаимодействия с образовательными учреждениями. Практика показала, что наиболее эффективной моделью приобщения к изобразительному искусству в музее являются музейно-педагогические программы, разработанные с учетом специфики коллекции конкретного художественного музея и современных педагогических методик. §4. Профессиональная подготовка музейного педагога в системе высшего образования Идея подготовки специалистов, способных с равным успехом работать как в музее, так и в школе, относится еще к началу XX в., однако для ее реализации понадобилось почти столетие. Причина такого запоздания заключается в том, что в системе образования во многом еще существует подход, основанный на четком разделении научных дисциплин, которые в процессе обучения изучаются отдельно друг от друга. Музейная же коллекция способна представить зрителю внутренние связи различных областей знания. Это обстоятельство во многом и определяет специфику профессионального мышления музейного сотрудника и школьного учителя1. Недостатки в практической подготовке учителя к самостоятельной работе в художественном музее очевидны и заключаются в следующем: — потенциальные возможности музея как эффективного средства художественного воспитания и образования до сих пор остава-
1 См.: Бойко А.Г. Опыт сопоставления профессионального сознания музейного и школьного педагога (к постановке проблемы) // Образовательная деятельность художественного музея. Вып. 4. СПб., 1995. 187 лись учителю неизвестными вследствие невостребованности музей-но-педагогической деятельности в музее; — учителя имеют недостаточный уровень знаний в области изо — очень часто на первое место ставится не произведение ис Поэтому, в свете насущных задач модернизации образования необходимо обеспечить подготовку музейного педагога в системе профильного обучения в педагогических вузах, имеющих непосред-ственные контакты в области образовательной деятельности с му-зеями. Разного рода курсы, стажировки и семинары в музее могут лишь частично выполнять эту задачу. На сегодняшний день наиболее убедительным опытом профессиональной подготовки музейных педагогов обладают США. Здесь.;] названных специалистов готовят сразу в нескольких высших учебных заведениях (университеты Вашингтона, Лос-Анджелеса и Южной Каролины). Среди них особая роль принадлежит университету имени Дж. Вашингтона (Вашингтон), который, создав в сотрудничестве с музеями кафедру музейной педагогики, разработал первый в США профессиональный курс по предмету нашего рассуждения. Программа обучения рассчитана на второй уровень высшего обра-зования — магистратуру. Это значит, что у студентов, уже имеющих степень бакалавра, предполагается хорошее знание изобрази-тельного искусства, музееведения и родственных музею гуманитар-ных и естественнонаучных дисциплин. На новом этапе обучения студенты получают профессиональные знания в области психологии, социологии, теории и практики образования, приобретают навыки исследования и опыт музейно-педагогической работы1. Таким образом, программа предусматривает подготовку специалиста, высоко компетентного в своей области деятельности. Что касается России, то специализация в рассматриваемой области уже около десяти лет осуществляется в рамках кафедр музееведения вузов культуры по специальности «Музейное дело и охрана 1 Зачастую наличие музейно-педагогического опыта является необходимым уже при поступлении в магистратуру. 188 памятников -истории и культуры». Однако подготовка в ограниченных рамках традиционного музееведческого, искусствоведческого или педагогического образования страдает определенными недостатками и не отвечает современным требованиям, поскольку не обеспечивает достаточного уровня знаний в области изобразительного искусства, психологии и не дает понимания специфики музейной среды. Рассматривая научно-дисциплинарные и практические отличия музейной педагогики от музееведения и искусствоведения, отметим, что в стандартах вышеназванных профессий отсутствуют такие принципиально важные темы, как: — сущность и формы музейной коммуникации; — междисциплинарное представление о сущности визуального — представление о научно-исследовательской работе в области — специфика детского творчества; — арт-терапевтическая деятельность в современном музее. но-педагогической методики, использования видеокомпьютерных технологий в образовательном процессе, то они рассматриваются там только в общем виде и зачастую вне профессионального контекста. В свою очередь, принятый в 2000 г. Государственный стандарт педагогического образования (исключая специальность 020900 — искусствоведение с квалификацией «учитель истории искусства») не предусматривает преподавания истории искусства и других искусствоведческих дисциплин, не говоря уже о музейно-педагогиче-ских. Что касается искусствоведческо-педагогического образования, то, согласно вышеназванному стандарту, музееведческая и тем более музейно-педагогическая подготовка не предполагается. В сложившейся ныне ситуации оптимальной для педагогического вуза представляется следующая система: — организация на факультете изобразительного искусства ка — создание дополнительной специальности или специализации 189 Система высшего музейно-педагогического образования на этапе его формирования должна предоставлять возможность как базо-вой подготовки специалистов, так и переподготовки в магистратуре работников музеев всех профилей и педагогических работников. Их обучение может быть организовано в педагогических вузах или в вузах культуры и искусства. Подготовка музейного педагога в педагогическом вузе Накопленный опыт взаимодействия музея и системы образования, утверждение музейной педагогики как отрасли педагогической науки позволили перейти к профессиональной подготовке специалиста в системе высшего профессионального образования. Речь идет о направлении 540700 «Художественное образование», квалификация «бакалавр художественного образования», профиль! 540701 «Музейная педагогика»1. В плане профессиональной подготовки специалист, готовящийся по профилю «Музейная педагогика», должен: — обладать целостным представлением о музее и его роли в — владеть системой представлений о специфике образователь — понимать место музейно-педагогической деятельности в раз — уметь выявить общие и конкретные потребности взаимодей — обладать навыками организации данного взаимодействия в — знать методы, приемы, формы и технологии музейной педа — владеть системой знаний по теории и истории музейной пе 1 Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. 540000 Педагогические науки. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. 190
— осознавать необходимость развития художественных способ — знать первоисточники музейно-педагогической и специаль — уметь эффективно организовать процесс освоения музейных — обладать умениями и навыками научно-исследовательской, Подготовка музейного педагога в педагогическом вузе осуществляется на факультете изобразительного искусства, где к изучению блока базовых музейных предметов приступают после освоения студентами блока психолого-педагогических дисциплин. Содержание дисциплин профильной подготовки: «Основы музейного дела». Основываясь на общепринятой музееведческой дисциплине, данный учебный предмет формирует знания о становлении и методологии научного музееведения, типологии и функциях музея и направлениях его научно-исследовательской деятельности. Рассматриваются методы и способы построения музейной экспозиции, основы музейной коммуникации, принципы и организация реставрационной деятельности, правовые условия деятельности музея и международное межмузейное сотрудничество. «Музейная педагогика». Дисциплина формирует знания по истории становления и о современном состоянии музейной педагогики как междисциплинарной области и отрасли педагогической науки о предмете, целях и задачах музейной педагогики, о специфике педагогического процесса в условиях музейной среды, о методических особенностях музейно-педагогической работы с аудиторией разных возрастов. «Детское творчество и арт-терапия в музее». Состоящая из двух блоков дисциплина формирует знания о психолого-педагогических, социальных и медико-биологических аспектах детской изобразительной деятельности, о специфике работы детской студии в художественном музее, выставках детского творчества, их типологии, целях и задачах, о формах и методике работы в условиях музейной среды с детьми, имеющими отклонения в развитии; рассматривает цели и задачи арт-терапевтических программ, а также этические и профессиональные нормы деятельности арт-терапевта. 191 «Мифологические и библейские сюжеты в искусстве». В 1 рамках данной дисциплины изучаются мифологические и библей-ские сюжеты, отображенные в произведениях изобразительного искусства, и особенности их образных трактовок в разные исторические эпохи. «Музеи мира». Дисциплина формирует знания по истории развития музейного дела на примере крупнейших музеев мира, о характере коллекции и направлениях деятельности ведущих отечественных и зарубежных музеев, о месте музеев в современном социокультурном процессе. «Информационные технологии в музейно-образователь ной деятельности». Дисциплина формирует знания о месте видеокомпьютерных технологий в музейно-образовательной деятельности, их возможностях в организации процесса восприятия классического искусства, об использовании их в современной художе- ственной практике, а также о специализированном программном обеспечении. «Практическая деятельность в области изобразительно го и декоративно-прикладного искусства». Дисциплина формирует знания и навыки в области академического рисунка и живописи, в области декоративно-прикладных техник, в создании копий и реплик с изучаемых в курсе истории искусства произведений и их фрагментов в различных техниках. «Технологии и методики обучения музейно-педагогическим дисциплинам». Дисциплина формирует знания технологий музей-но-педагогической деятельности и навыки анализа и проектирования занятий, уроков с детско-юношеской аудиторией в условиях музейной среды и образовательного учреждения, а также интеграции музейно-педагогических программ с предметами гуманитарного и художественного циклов. Учебно-исследовательские и производственная практики в просветительских и музейно-педагогических службах музея формируют умения и навыки практической работы с дошкольниками, школьниками и студентами на музейной экспозиции, в фондах и выставках детского творчества. Качество музейно-педагогической подготовки в условиях вуза определяется уровнем его взаимодействия с музеем, что дает возможность будущему специалисту полноценно включиться в профессиональную деятельность в системе культуры и образования. 192 Вопросы для повторения 1. Назовите установки, определяющие важность участия учителя в об 2. Какие формы деятельности использует музей, осуществляя подготов 3. Назовите три уровня результативности (по Э. Эйснеру) художест 4. Охарактеризуйте назначение и содержание школьных «рабочих тет 5. Охарактеризуйте роль учителя в музеях США. 6. В чем назначение и какова специфика содержания «учительских па 7. Назовите специфическое отличие образовательных программ музеев 8. Какова роль волонтеров в зарубежных музеях? 9. В каких формах осуществляется взаимодействие отечественного му
10. Охарактеризуйте четыре основных направления системы сотрудни 11. Охарактеризуйте проблемные аспекты подготовки музейного педа 12. Почему подготовка музейного педагога в условиях педагогического 13. Охарактеризуйте уровень профессиональных требований к специа 14. Назовите дисциплины профильной подготовки музейного педагога. Заключение Музейная педагогика стала реальностью наших дней и отраже-нием представлений о наиболее эффективной организации приобщения личности к культуре средствами художественного музея, суть цивилизационного смысла существования которого — во взаимодействии культуры и образования. Сегодня она стремительно завоевывает популярность в широком пространстве общепедагогического интереса, от детского сада до вузовской аудитории и международных симпозиумов. Являясь проводником и средством освоения культуры и искусства на новом уровне их востребованности обществом, войдя в обиход школьной и музейной образовательной практики, она требует подготовки специалиста, обладающего высоким уровнем общей и художественной культуры личности в сочетании с практическими навыками работы в школьной и музейной среде. Завершая разговор о музейной педагогике, сделаем некоторые выводы. 1. Образовательная деятельность стала одним из определяющих 2. Теоретический анализ имеющихся на данный момент трудов
— музей, собирающий, хранящий и исследующий памятники — образовательная деятельность музея представляет собой Системная организация процесса данной образовательной деятельности возможна лишь на основе ее научно-теоретического осмысления и выделения в системе педагогических наук такой отрасли, как «музейная педагогика» и ее направления — «педагогика художественного музея», представляющая собой междисциплинарное научное знание, и построенную на его основе специфическую практическую деятельность, ориентированную на передачу художественного опыта в условиях музейной среды; — педагогика художественного музея вносит свой вклад в раз — музейная педагогика является теоретическим фундаментом — музейно-педагогический процесс опирается на диалогиче — составляющие музейно-педагогического процесса: музейная — осуществляя музейно-педагогический процесс, музейный 195 — музейно-педагогический процесс опирается на принципы ин — развивая и совершенствуя способность зрителя восприни — осваивая сложные процессы современного художественного а) школа визуального мышления; б) пространство, аккумулирующее эстетический и художествен в) «фильтр качества» в отношении человека к жизни и окру — организация процесса музейной образовательной деятельно 3. Анализ специфики взаимодействия отечественных и зарубеж — спецификой коллекции конкретного музея; — помощью учителю в решении проблем расширения и углуб — государственной политикой в области художественного об 4. На современном этапе модернизации отечественного образо 196 5. Необходимость особой профессиональной подготовки музей — полноценность подготовки музейного педагога определяется — подготовка музейного педагога носит самостоятельный ха 6. Востребованность музейной педагогики определяется интен Список литературы 1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. 2. Арнольдов А.И. Путь к храму культуры. М., 2000. 3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. 4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994. 5. Бакушинский АВ. Исследования и статьи. М.,1981. 6. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль, 1987. 7. Библер B. C. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 8. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 9. Бойко А.Г. Музейно-педагогическая интерпретация психологической концеп
10.Бойко А.Г. Опыт сопоставления профессионального сознания музейного и 11.Борее А.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986. 12.Валери П. Об искусстве. М., 1993. 13.Ванслова Е.Г. Музей и школа. М.: Просвещение, 1985. 14.Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч (научно-практические рекомендации). 15.Верб Э.А. Искусство и педагогика: Хрестоматия для студентов педагогиче 16. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии 17. Всесоюзн. конференция-семинар музейн. сотрудников «Решения XXVI съезда КПСС и задачи научной пропаганды искусства в художественных музеях Совет 18. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 19. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 20. Гельман Р.А. Организация выставок детского творчества в художественном 21. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. 22. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. СПб., 23. Гнедовскш Af.fi. Современные тенденции развития музейной коммуникации
24. Грегори Р. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 25. Гуружвпов В.А. Взаимодействие музея и школы в формировании смыслопо- 26. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Сб. науч. тр. / НИИ культуры МК РФ и АН СССР. М., 1989. 27. Зеленко А.У. Школьный музей. М., 1927. 28. Зинченко В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного 29. Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в системе до 30. Ильин rJl. Философия образования. М., 2002.
31. Искусство в системе культуры: Сб. ст. Л.: Наука, 1987. 32. Каган М.С. Взаимоотношение наук, искусств и философии как историко-ху- 33. Каган М.С. Изобразительное искусство в сфере человеческого общения // Советское искусствознание. 1982. № 1. 34. Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: По 35. Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование 36. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 37. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. 38. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Изд-во политической литерату 39. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2001. 40. Керрол Э.И. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. 41. Кершенштайнер Р. Развитие художественного ребенка. М., 1914. 42. Коваль М.Ю. Дети в музее: размышления психолога // Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методология и практика. М., 1989. 43. Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики // Художественный музей в образовательном процессе. СПб., 1998. 44. Колесникова И.А. Современная образовательная специфика музейного про
45. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Коги- 46. Культурно-образовательная деятельность музеев : Сб. тр. творч. лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела / Под науч. ред. Е. К- Дмитриевой, И. М. Коссовой. М., 1997. 47. Кульчинская НЛ. Музей как образовательная модель: построение «картины 48. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М.: 2001. 49. Лебедева Л.Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании. СПб., 50. Лому нова А.К- Воспитание музейной культуры посетителя. М., 1988. 51. Лысюк В.Г., Ефимов П.Г. Художественный образ и его пластическое вопло 52. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999. 53. Макарова-Таман Н.Г. Проект «Дом: детский открытый музей» в Москве // 54. Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Детские музеи в 55. Медведева Е.Б. О значении термина «музейная педагогика» в теории и 56. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная 57. Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!». 58. Мейлах Б.С Процесс творчества и художественного восприятия. Комплекс 59. Мигаль Б.Г. Роль художника в музейно-педагогическом процессе // Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!». Тез. семинара. СПб., 1995. 60. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: Теория, ме 61. Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: Сб. науч. тр. Вып. 5: Педагогика и культурология музейной деятельности. СПб., 1999. 62. Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. СПб., 1997. 63. Музей и дети: «Всесоюзн. межмузейная конференция». Тез. Ташкент, 1982. 64. «Музей и культура» в начальной школе: Программа. Опыт внедрения : Экспериментальное метод, пособие. М.: 1995. 65. Музей и образование: Материалы для обсуждения / Гнедовский М.Б., Макарова Н.Г., Юхневич М.Ю. М., 1989. 66. Музей и образование // Музейное дело и охрана памятников : Обзорная информация. Вып. 5. М., 1989. 67. Музей и подрастающее поколение (Из опыта музейно-педагогической рабо 68. Музей и подрастающее поколение: Тр. науч.-практ. центра по проблемам 69. Музей и школа: диалог в образовательном пространстве : Сб. ст. Вып. 1: Направление поиска. СПб., 1996; Вып. 2: Образ и мысль. СПб., 1997; Вып. 3: Раз 70. Музей, школа, семья: Тр. Гос. музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 1. СПб., 1996. 71. Музей. Образование. Культура: Процессы интеграции. Вып. 2. М., 1999. 72. Музейная педагогика: Междисциплинарные диалоги: Первая тетрадь. СПб.: 73. Музейная педагогика в школе. Вып. 1. СПб., 1998; Вып. 2. СПб., 2001; 200
74. Некрасова-Каратеева ОЛ. О природе выставок детского художественного 75. Некрасова-Каратеева О.Л. К проблеме музея детского художественного 76. Некрасова-Каратеева ОЛ., Осорина М.В. Психологические особенности 77. Йеменский Б.М. Мудрость красоты. О проблеме эстетического воспитания :
78. Образовательная деятельность художественного музея (Тр. Российского 79. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 80. Платонова О.В., Жвитиашвили Н.Ю. Арт-терапия в художественном му 81. Предметный мир культуры: Музейно-экскурсионная программа для началь 82. Пшеничная СВ. Музей как социокультурный феномен : Информацион 83. Ребенок в музее: социологические и психолого-педагогические аспекты // 84. Романов Н.И. О задачах и методах экскурсий по искусству // Экскурсион 85. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. 86. Руубер О.О. О закономерностях художественного визуального восприятия. 87. Сапеео И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды худож 88. Селевко Г.К- Современные технологии образования. М.: Народное образо 89. Симонов П.В. Сверхзадача художника в свете психологии и нейрофизиоло 90. Современные тенденции развития музейной коммуникации в капиталистиче 91. Столяров Б.А. К вопросу об истории развития и определениях в музейной 92. Столяров Б.А. Музей в системе образования: (К проблеме специфики му- 93. Столяров Б.А. Музейная педагогика: К проблеме институциализации об 94. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современ 14 — 4008 95. Столяров Б.А. Российский научно-практический центр по проблемам му 96. Столяров Б.А. Художественный музей и эстетическое воспитание молоде 97. Столяров БЛ., Бойко А.Г. и др. Музейно-педагогическая программа 98. Столяров Б.А., Бойко А.Г. Концепция и программа эстетического воспита 99. Столяров Б.А., Бойко А.Г. Художественный музей и система образования:
100.Столяров Б.А., Соколова НД., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного 101.Федоров Н.Ф. Музей. Его смысл и назначение / Музейное дело: Экс 102.Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств // Советский му 103.Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. М.: 104.Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 105.Хадсон К- Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001. 106.Художественное восприятие / Под ред. Б. С. Мейлаха. Сб. 1. Л.: Наука, 107.Художественный музей в образовательном процессе. СПб.: Специальная 108.Шифферман X. Ощущение и восприятие. 5-е изд. СПб., 2003. 109. Шмат Ф.И. Искусство как предмет обучения. Харьков, 1923. 111.Эстетическое воспитание и экология культуры. М., 1988. 112.Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. Ч. 1. М.: Сов. 113.Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство» 114.Юхневич М.Ю. Музейная педагогика — профессия // Советский музей. 115.Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи в дореволюци 116.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педаго 117.Alexander Е .Р . Museums in motion: an introduction to the history and 118.Eisner E.W. Does Experience in the Arts Boost Academic Achievement // Art 119. Germalne С Museums and Young People in Continental Europe //
120.Hostel F. Museums and Their Enemies // Journal of Aesthetic Education. 121.KersckefisteinerR. Theorie der Bildung. Leipzig— Berlin, 1926. 122.Lichtwark A. Obungen in der Betrachtung von Kunstwerken. Berlin: Verlag 123. Mayer M. Can Philosophical Change Take Hold in the American Art 124.Museums and children. Paris: UNESCO, 1979. 125.Museums and disabled persons // Museum. 1981. № 3. 126.Museums and Teachers. Paris: ICOM, 1956. 127. Museum education: History, Theory and Practice / Ed. N. Berry and 128.MuseumspSdagogik in Rusland und Deutschland. Hannover, 1998. 129.MuseumspSdagogik. Museen als Bildungsstatten: Deutcher Museumsbund. T. 130.National Visual Art Standards // Naea News. 1994. Vol. 36, № 3. 131.Osborne H. Museums and their functions // Journal of Aesthetic Education. 132.Preparing Teachers of Art / National Art Education Association. Reston, 1997. 133.Reading, the Arts and the Creation of Meaning / National Art Education 134.Research Methods and Methodologies for Art Education / Ed. by Sharon D. 135.The Art museum as educator / Ed. B. I. Newsome and A. Z. Silver. Berkley; 136.Wenger, Cer van. Educational Programs in Museums // Danish — ICOM, 137.Weschenfelder K-, Zacharias W. Handbuch Museumspadagogik. Orientiren Словарь основных терминов Авторство — удостоверенная подписью или установленная в результате искусствоведческого анализа принадлежность произведения конкретному мастеру. Аксиология (от греч. axios — ценность и logos — слово, понятие) — учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности и мотивацию человеческих поступков. Аллегория (от греч. allegoria — иносказание) — выражение какой-либо отвлеченной идеи в конкретных художественных образах. Анализ (от греч. analysis — разложение, расчленение) — 1. Метод научного исследования, в основе которого лежит мысленное или фактическое расчленение целого на составные элементы. 2. Детальное изучение, рассмотрение каких-либо фактов или явлений. 3. Определение состава и свойства вещества. Анахронизм (от греч. ana — назад, против и chronos — время). — 1. Ошибочное отнесение явления или события одного времени к другому. 2. Устарелое явление, понятие, мнение. Античность (от лат. antiquus — древний) — период истории и культуры, относящийся ко времени существования Древней Греции и Древнего Рима. Арт-терапия — 1. Использование искусства с психотерапевтическими целями. 2. Метод психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в способностях и качествах личности детей, испытывающих трудности в процессе своего развития. Архаика (от греч. archaikos — древний) — 1. Старинный, древний; отличительные черты старины, древности. 2. Ранний период в истории искусства (древнегреческого или древнеегипетского). Археология — наука, изучающая историю на основе вещественных данных, которые зачастую становятся музейными предметами. Архетип (от греч. arche — начало и typos — тип, первообраз, оригинал) — реконструируемые фабула или сюжет, общие для мифов, фольклора и литературы разных народов. Архитектура (от греч. architekton — зодчий, строитель) — 1. Область художественно-практической деятельности человека, предметом которой является проектирование и сооружение здания или комплекса зданий. 2. Конкретное здание или комплекс зданий. Ассоциация — связь воспринимаемого объекта с представлениями нашего сознания. Атрибуция (от лат. attributio — приписывание) — установление принадлежности анонимного произведения конкретному автору или художественной школе, определение времени и места его создания. Аудитория (от лат. auditorium) — 1. Помещение для чтения лекций. 2. Слушатели лекции, доклада, речи, экскурсии и т. п. Аудитория музейная — группа людей, объединенных познавательным интересом к музею, характеризующаяся по следующим основным признакам: возраст, образовательный уровень, профессиональная принадлежность и место жительства. 204 I Бессознательное — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. Библиография (от греч. biblion — книга и graphs — пишу) — 1. Научное описание печатных произведений, составление их указателей и иной информации. 2. Перечень книг и статей по какой-либо теме. Виды искусства — реальные формы художественно-творческой деятельности, различающиеся прежде всего по способу материального воплощения художественного содержания — словесному для литературы, звуковому для музыки, объемно-пластическому для скульптуры и т. д. Визуальный (от лат. visualis — зрительный и англ. visual — наглядный, оптический) — воспринимаемый зрительно. Визуальное мышление — вид человеческой деятельности, результатом которой является «порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значения видимыми. Эти образы отличаются автономностью и свободой по отношению к объекту восприятия» (В. П. Зинченко). Возрастная психология — область психологической науки, изучающая закономерности психического развития в онтогенезе. Включает в себя детскую психологию, психологию юношества, психологию зрелости и геронтопсихологию. Восприятие — 1. Способность воспринимать явления окружающего мира, отражающиеся в сознании в виде представлений и образов. 2. Чувственный образ предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих своими внешними структурными характеристиками на анализаторы (органы чувств) животных и человека. Восприятие художественное — восприятие произведений искусства как продукта художественного творчества. Восприятие эстетическое — вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии прекрасного в жизни и в искусстве, сопровождающийся эстетическим переживанием. Вотивные изображения (от лат. votum — жертва, приношение) — в Древнем Риме приносимые по обету или с просьбой на алтарь почитаемого божества сосуды с благовониями, дорогая посуда, скульптурные изображения и др. Время — проявление бытия с точки зрения прошлого, настоящего и будущего и покоящихся на них отношений «раньше», «одновременно», «позже». Понятие времени выражает длительность и последовательность событий и принадлежит не только внешнему, но и внутреннему миру человека, который познает время, переживает его и отчасти управляет им. Выставка — отбор, оформление, размещение (развеска, установка) разного рода предметов, в том числе художественных произведений, с целью показа, просмотра, обсуждения. Гипербола (от греч. hyperbolo — преувеличение) — стилистический прием, особенностью которого является чрезмерное преувеличение каких-либо свойств или черт изображенного человека или предмета. Гипертекст — способ представления информации на экране компьютера, при котором весь материал разбивается на небольшие фрагменты, связанные друг с другом ссылками (выделенные внутри документа с помощью цвета, шрифта, курсивом и т. п. одно или несколько слов, иллюстрация и т. д.). Ссылки, посредством щелчка 205 по ним мышью, позволяют передвигаться по интересующему материалу, минуя утомительное пролистывание. Деятельность — 1. В философии — специфический способ отношения к миру. 2. В психологии — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в котором человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект. Одно из ведущих понятий отечественной психологии. Диалог (от греч. dialogos) — 1. Разговор между двумя или несколькими лицами. 2. Часть литературного произведения, представляющая собой разговор, либо литературное произведение, написанное в виде беседы. 3. Переговоры, контакты между двумя партиями, блоками, странами (ср.: политический, международный диалог). 4. Важнейший метод музейной педагогики. Зритель — человек, зрительно воспринимающий что-то со стороны — произведение изобразительного искусства, сценическое действие, кинофильм и т. д. Игра — особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание событий в воображаемом плане. В зависимости от решаемых задач, в психолого-педагогической практике игры подразделяются на: дидактические, игры-драматизации, процессуальные, игры с правилами, режиссерские, сюжетно-ролевые. Идентификация (от лат. identificare — отождествлять)— 1. Опознание чего-либо или уподобление кому-либо. 2. В психологии — выступает как процесс опознания того качества, на основании которого личность может быть признана целостной или идентичной самой себе. 3. Эмоционально-познавательный процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим, с некоторой группой людей или с каким-то образом. Иероглиф (от греч. hieros — священный и glyphs — то, что вырезано, знак) — 1. Фигурный знак в системе идеографического письма, обозначающий понятие, слог или звук. 2. Непонятное, трудно разбираемое письмо, почерк. Инсайт (от англ. insight — прозрение, озарение, интуитивное проникновение в суть) — внезапно возникшее осмысление ситуации, понимание причинности, способа действия, единовременное и целостное восприятие предмета и т. п. как бы без предшествующего анализа и логического умозаключения. Интерактивность (от англ. interaction — взаимодействие) — в условиях музея — метод, дающий возможность посетителю и музейному педагогу включиться в продуктивный диалог с музейной средой, в которой, помимо экспозиции, могут быть созданы специальные зоны, насыщенные разного рода музейными предметами либо их моделями, позволяющими активизировать визуальный, тактильный и вербальный каналы восприятия. Интернет (англ. Internet) — всемирная компьютерная сеть. Интерпретация (от лат. interpretatio — разъяснение) — 1. Толкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо. 2. Творческое раскрытие художественного образа в литературе, изобразительном искусстве, музыке и т. д. Интуиция (от лат. intuitio — взгляд на что-либо, созерцание чего-либо) — 1. Безотчетное неосознанное чувство (чутье), подсказывающее правильное поведение, понимание чего-либо. 2. Способность постижения истины непосредственным путем, минуя стадию логического доказательства. 206 Картина -г 1. Произведение живописи, выполненное красками на холсте, доске, бумаге и т. д. 2. То, что можно видеть или представлять в конкретных образах. 3. Общее сост&шие, положение чего-либо. 4. Разговор о чем-то, вызывающем восхищение (ср.: картина природы). 5. Часть акта в драматическом произведении, требующая самостоятельной декорации. Каталог (от греч. katalogos — перечень, список)— 1. Список, перечень каких-либо однородных предметов (книг, экспонатов, товаров), составленный в определенном порядке. 2. Справочное издание, содержащее такой список, перечень. Классификация (от лат. classis — разряд и facio — делаю) — система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т. п. по определенным общим признакам. Клиент (от лат. clientis — подопечный)— 1. Лицо или учреждение, пользующееся услугами адвоката, нотариуса, банка и т. д. 2. Постоянный покупатель, заказчик, посетитель. 3. В компьютерных технологиях — комбинация программных и аппаратных средств, задействованная пользователем в обмене информацией с сервером. Компьютеры, передающие информацию далее по сети Интернет, при приеме данных тоже являются клиентами, однако при дальнейшей отправке данных становятся серверами. Коллективное бессознательное — самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от предков. Коллекционирование — собирание каких-либо предметов по принципу их однородности и внутренней целостности. Коллекция (от лат. collectio — собирание) — систематизированное собрание каких-либо предметов. Коллекция музейная — совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес. Коммуникация (от лат. communicatio — связь, сообщение) — информационное взаимодействие между следующими элементами системы (по модели К- Шеннона и У. Уивера): источник информации, генерирующий сообщение для передачи; передатчик, передающий сообщение по каналам связи; канал связи; приемник информации, декодирующий сигналы и переводящий их в сообщение; адресат, которому предназначено сообщение. Коммуникация межличностная — деятельность, связанная с содержательным анализом информации, со смыслоформирующими стремлениями, которые свойственны, с одной стороны, источнику, а с другой — получателю информации. Коммуникация музейная — процесс общения посетителя с музейными памятниками, условиями успешности которого являются: 1) его способность понимать «язык» музейных предметов; 2) способность музейных сотрудников создать условия для этого понимания. Комплектование — составление комплектов чего-либо. В музее имеет отношение к коллекции. Композиция (от лат. compositio — составление) — 1. Строение, расположение, соотношение составных частей произведения литературы или искусства. В творческой деятельности композиция является методом художественно-образного формообразования. 2. Произведение искусства, имеющее определенное построение, единство. 3. Теория составления музыкальных произведений- 4. Сочинение музыкальных произведений. 5. Сплав из различных металлов. 207 Консервация (от лат. conservatio — сохранение) — составная часть процесса реставрации памятников искусства с целью закрепления их состояния на данный момент и защиты их от дальнейших разрушений. Концепция (от лат. conceptio — соединение, совокупность) — 1. Система связанных между собой взглядов, представлений на какое-то явление или проблему. 2. Основная мысль, идея произведения, сочинения и т. п. Копия (от лат. copia — множество, обилие) — точное повторение, воспроизведение подлинника (оригинала). Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — 1. Резкий поворот, крутой перелом, тяжелое переходное состояние. 2. Переломный момент в ходе болезни, за которым следует улучшение или ухудшение состояния. 3. Острый недостаток, нехватка чего-либо (ср.: энергетический, финансовый кризис). Лицевая рукопись — название древнерусской рукописной книги, содержащей наряду с текстом цветные миниатюры. Личное бессознательное — элемент структуры личности в теории К. Юнга. Оно состоит из подавленных воспоминаний и забытых переживаний, а также фактов бытия, которые оказались достаточно яркими, для того чтобы быть пережитыми в сознании. Личность — I. Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. 2. Системное качество человека, формирующегося в совместной деятельности и общении с другими людьми, определяемое включенностью личности в общественные отношения. Международный совет музеев (ИКОМ) (англ. International council of museums (ICOM)) — созданная в 1946 г. международная неправительственная организация, занимающаяся вопросами музейного дела. В состав ИКОМ входят созданные в 135 странах мира национальные комитеты. Структура организации включает: Консультативный комитет, Исполнительный совет, Секретариат и Информационный центр. Высшим органом ИКОМ является созываемая один раз в три года Генеральная ассамблея. При непосредственном участии ИКОМ издается журнал «Музеум». Метод (от греч. methodos — путь исследования) — 1. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. 2. Прием, система приемов в какой-либо деятельности, способ или образ действия. Методика— 1. Совокупность методов и приемов практического выполнения чего-либо (например, научного исследования). 2. Раздел педагогики, рассматривающий методы преподавания учебных предметов либо воспитания человека. Методология (от греч. methodos — метод и 16gos — учение) — совокупность приемов исследования, применяемых в научном познании мира и деятельности человека. Метонимия (от греч. met5nymia — переименование) — замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности (например, «лес поет» вместо «птицы поют в лесу»). Миф (от греч. mythos — сказание, предание) — 1. Древнее народное сказание о богах и обожествленных героях, о происхождении мироздания и жизни на Земле. 2. Вымысел, измышление, ложь. 3. Оторванное от действительности изложение каких-либо фактов и событий, основанное на их некритическом, ошибочном истолковании. 208 Мифология (от греч. mythos — сказание, предание и logos — учение) — 1. Совокупность, собрание мифов. 2. Комплексная научная дисциплина, изучающая мифы. v : Модель (от франц. modele) — 1. Служащий наглядным примером образец какого-либо изделия. 2. Образец, с которого снимается форма для отливки или воспроизведения в другом материале. 3. Тип, марка, образец конструкции. 4. Мысленный образ будущего художественного произведения. Музееведение (музеология) — формирующаяся научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения и передачи информации посредством музейных предметов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности. Музеефикация памятников — направление музейной деятельности и охраны памятников, посвященное преобразованию недвижимых памятников истории и культуры или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального их сохранения, выявления их историко-культурной, научной, эстетической ценности и включения в современную культуру. Музей (от греч. museion — дом муз) — учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализованных ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека. Музей-квартира — мемориальный музей-памятник, посвященный выдающемуся деятелю истории, науки, культуры и т. д. Музей-памятник — музей, возникший в результате музеефикации единичных памятников (напр., Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге). Музейный предмет — понятие музееведения, служащее для обозначения предметов — результатов человеческой деятельности или движимых памятников естественной истории, которые стали объектами познавательного и ценностного отношения и включены в состав музейного собрания. Музейно-педагогическая программа — научно и методически выверенная последовательность педагогических действий, учитывающих специфику музея и возрастные особенности аудитории. Музейно-педагогические программы имеют комплексный характер и могут включать в себя блоки учебных курсов, обеспечивающих поэтапное и последовательное развитие, воспитание и обучение личности музейными средствами. Музейно-педагогический процесс — системно организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и учащихся, обеспечивающее единство развития, воспитания и обучения в условиях музейной среды на основе целостности и общности всех элементов его структуры (музейный предмет, музейный педагог и музейный зритель). Музейный педагог — специалист, осуществляющий педагогическую (образовательную) деятельность в музее. Он организовывает музейно-педагогический процесс и, на основе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, обеспечивает в рамках заданной этим процессом программы непосредственное общение зрителя с музейным памятником. Музейный предмет — предмет реальной действительности, являющийся носителем социокультурной и естественнонаучной информации, включенный в музейное собрание. 209 Музейный фонд — совокупность всех принадлежащих музею музейных предметов с относящимися к ним научно-вспомогательными материалами. Входящие в музейный фонд предметы могут находиться в хранилищах (фондах), на временном хранении, в экспозиционном пространстве и т. д. Музейный фонд Российской Федерации — совокупность постоянно находящихся на территории РФ движимых памятников истории и культуры, имеющих научную, художественную, историческую или иную культурную ценность и являющихся предметами музейного значения. Музеография — 1. Отрасль музееведения, решающая информационные, рекламные и популяризаторские задачи. Одна из важнейших источников музееведения, содержанием которой является описание среды, недвижимых памятников и музейных предметов. 2. Совокупность изданий по истории музея, его экспозиции и коллекций. Мультимедиа — соединение в единый программный комплекс компьютерной информации различной природы — текстовой, звуковой, неподвижных (графических) и движущихся (видео) изображений. Использование в одном электронном документе звуковых комментариев, музыкальных произведений, теле- и видеосюжетов, которые записываются в файлах различных форматов. Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях, связанный с решением тех или иных задач. Мышление возникает в процессе человеческой деятельности и осуществляется в теснейшей связи с речью. Ему свойственны способности к абстракции, обобщению, анализу и синтезу, формированию гипотез и идей. Оборудование экспозиционное — комплекс элементов и приспособлений, с помощью которого осуществляется конструктивно-пространственная организация экспозиции. Обеспечивает фиксацию и сохранность экспонатов в любой точке экспозиционного пространства. Образование — в педагогической литературе последних лет термин употребляется в следующих значениях: 1. Одна из действенных форм практического осмысления мира. 2. Совокупность учреждений, выполняющих образовательные задачи. 3. Процесс усвоения знаний; обучение; просвещение. 4. Совокупность знаний, полученных в результате обучения. Образовательная деятельность музея — специфическая форма музейной активности, характеризующаяся педагогической направленностью на развитие, воспитание и обучение личности музейными средствами. Обучение — целенаправленная деятельность профессионального педагога или иного компетентного лица, ориентированная на превращение социокультурного опыта в достояние обучаемого. Общение — 1. Процесс взаимодействия двух или более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью согласования и объединения усилий и налаживания отношений. 2. Педагогическое явление, в котором межсубъектные отношения определяются духовным взаимодействием субъектов в процессе межличностного контакта. Охрана памятников — система мер на основе правового регулирования по сохранению и включению в общественную жизнь памятников культуры как части культурного наследия. 210 Памятник1— материальный объект или художественное произведение, созданное человеком в прошлом и не утратившее своей ценности, сохранившееся в памяти. Педагог (от греч. paidag6gos — воспитатель, наставник) — лицо, имеющее специальную подготовку и занимающееся преподавательской и воспитательной работой; учитель, преподаватель. Педагогика (от греч. paidag5gik5) — наука о воспитании, образовании и обучении. Педагогика гуманистическая — направление в педагогической науке, исходящее из признания свободного выбора и учитывающее индивидуально-личностные интересы и возможности субъектов педагогического процесса. Педагогика музейная — отрасль педагогической науки и построенная на ее основе научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды. Педагогика художественная — отрасль педагогики, ориентированная как на профессиональное образование в области искусства, так и на всякую образовательную деятельность, связанную с развитием и воспитанием личности через художественные образы. Педагогика художественного музея — направление музейной педагогики, формирующееся на пересечении музееведения, педагогики, психологии, искусствоведения как междисциплинарное научное знание и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, ориентированная на передачу художественного опыта в условиях музейной среды. Персона (от лат. persona — личность, лицо) — 1. Особа, личность. 2. Важная, значительная особа. 3. В изобразительном искусстве — действующее лицо, объект изображения, персонаж. Пиктография (от лат pictus — разукрашенный и graphia — письмо) — широко распространенное у древних народов рисуночное письмо, в котором вместо букв изображены конкретные объекты. Повторение авторское — повторение художником (живописцем, скульптором и т. д.) уже созданного ранее произведения с использованием тех же материалов и художественных приемов. Подлинник — 1. В изобразительном искусстве — оригинальное художественное произведение. 2. В древнерусской иконописи — сборник образцов (прорисей), на которые ориентировался мастер при создании иконы. Познание — высшая форма отражения объективной действительности, не существующая вне процесса познавательной деятельности. Различают обыденный, художественный и научный типы познания. Полихудожественное воспитание — форма приобщения к искусству, позволяющая школьникам понять истоки различных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки в области каждого из видов искусства. Праздник — 1. День торжества в честь или память выдающегося события, обычая или святого. 2. Веселое торжество, устраиваемое кем-либо по какому-либо поводу. 3. Испытываемое от чего-то наслаждение, приятное и радостное чувство. Произведение — 1. Результат труда, создание, творение. 2. В искусстве — продукт творческого труда художника. Пространство — понятие, которое характеризует взаимное расположение сосуществующих объектов. 211 Профиль (франц. profil — очертание, от лат. Шит — нить)— 1. Очертание, вид лица или предмета сбоку. 2. Вертикальное (поперечное или продольное) сечение — разрез какого-либо участка поверхности, предмета. 3. Форма поперечного сечения проката. 4. Совокупность основных типических черт, характеризующих хозяйство, профессию, специальность, учреждение. Профиль музея — категория классификации музея, его специализация, определяющая состав музейного собрания, принципы комплектования музейных фондов, тематику экспозиционной и просветительско-образовательной деятельности. Психоанализ (от греч. psyche — душа и analysis — разложение, расчленение) — 1. Направление современной психологической науки, занятое разработкой теории личности и выяснением ее внутренней структуры, закономерностей развития и динамики психических изменений. 2. Совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, вызываемых неосознаваемыми мотивами. В психоанализе особое внимание уделяется роли биологических и неосознаваемых факторов в регуляции поведения. Психология (от греч. psyche — душа и logos — учение, слово) — наука о законах, происхождении и функционировании психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведении животных. Психология аналитическая — направление в психологии, в основе его лежит теория личности К- Юнга, ведущее значение в которой придается обретению личностью индивидуальности (самости) в результате преодоления внутренней конфликтной ситуации. Психология гуманистическая — направление в психологии, возникшее в 1950-х годах, представители которого (Ш. Бюлер, Г. Олпорт, А. Маслоу, К- Роджерс) понимали личность как уникальную целостную систему, ориентированную на самоактуализацию. Психология детская — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка, условия, движущие силы и проявления развития психики и поведения в детском возрасте. Развитие личности — процесс формирования социальных качеств личности в результате воспитания. Реставрация — комплекс мероприятий, направленных на сохранение памятника истории и культуры или произведения искусства, выявление его художественных достоинств и общественной ценности. Рисунок — 1. Изображение, сделанное на плоскости карандашом, пером, углем и т. п. и являющееся структурной основой зрительно воспринимаемой формы. 2. Совокупность линейных элементов в картине. Самоконтроль — осознание, оценка и управление человеком собственными действиями, психическими процессами и состояниями. Самооценка — оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самость — индивидуальность. Свод — 1. Сведенные в одно целое и расположенные в определенном порядке сведения, материалы, тексты, документы (ср.: свод законов). 2. Архитектурная конструкция, криволинейное покрытие, соединяющее стены или опоры сооружения. Символ в психологии — рассматривается в персональном и универсальном смысле, как наилучшее выражение чего-либо существенного неизвестного. Синкретизм (от греч. synkretismos — объединение) — 1. Слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо. 2. Сочетание разнородных, несовместимых, противоречивых воззрений. Синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание) — 1. Метод научного исследования, состоящий в изучении предмета, явления как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей. 2. Обобщение, соединение (в том числе данных, добытых методом анализа). 3. Обобщение, соединение. 4. Получение сложных химических веществ путем соединения простых веществ или элементов. Собрание музейное — научно-организованная совокупность музейных предметов, научно-вспомогательных материалов и хранящихся в музее средств научно-информационного обеспечения. Включает фонды (основной, научно-вспомогательный, обменный и дублетный), библиотеку и архив музея. Содержание и форма — 1. В философии — категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности. 2. В мышлении — фундаментальные понятия логики и теории познания. 3. В искусстве — взаимообусловли-вающие друг друга стороны искусства в целом или отдельного художественного произведения. При этом в содержании находит отражение многообразная действительность в ее эстетическом своеобразии (человек, его взаимоотношения с миром, жизнь общества. Сотворчество — уровень восприятия, позволяющий зрителю (слушателю) открыть и понять за событийной стороной произведения искусства его глубинное смысловое значение. Процесс сотворчества требует знания языка искусства и развитой способности художественного восприятия. Стилизация — 1. Воссоздание колорита какой-либо эпохи в художественных или литературных образах. 2. Произведение, представляющее собой подражание по форме какому-либо стилю. Стиль (от греч. stylos — стержень, палочка для письма на восковой дощечке) — сложившаяся система принципов, закономерностей и правил определенного творческого метода, а также особенностей художественной формы, присущей какой-либо исторической эпохе. Сценарий (от итал. scenario)— 1. Литературно-драматическое произведение, на основе которого создается кино- или видеофильм. 2. Сюжетная основа театрального действия с указанием действующих лиц, порядка и времени выхода на сцену. 3. Заранее подготовленный план какого-либо действия, программа проведения мероприятия, зрелища, занятия. Сюжет (от франц. sujet) — 1. Совокупность последовательно развивающихся событий, составляющих основное содержание художественного произведения. 2. Тема, предмет изображения в произведении изобразительного и музыкального искусства. Творчество — род человеческой деятельности, особенностью которой является создание нового, не имеющего аналогов в природе и в самой этой деятельности. Творчество художественное — род деятельности, в процессе которого создаются образы, позволяющие по-новому увидеть окружающий мир. Текст (от лат. textum — связь, соединение)— 1. Напечатанные, написанные или запечатленные в памяти слова или предложения, образующие какое-либо высказывание, сочинение, литературное произведение, документ и т. п. 2. Основной материал какого-либо сочинения, документа. 3. Слова к музыкальному произведению. 213 Тема (от греч. thema — то, что положено в основу) — 1. Предмет повествования, изображения, исследования, разговора, беседы. 2. Основной мотив музыкального произведения или его части, служащий предметом дальнейшего развития. Теория (от греч. thedria — рассмотрение, исследование) — 1. Логическое обобщение опыта, общественной практики, отражающее закономерности развития природы и общества. 2. Учение о какой-либо области явлений и знаний. 3. Совокупность основных положений, образующих раздел какой-либо науки, области мастерства, искусства. 4. Общие, разрабатываемые в отвлеченно-логическом плане основы какой-либо науки, мастерства. 5. Обобщенная система взглядов, воззрений по какому-либо вопросу. Термин (от лат. terminus — предел, граница) — слово (или сочетание слов), являющееся точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства. Терминология — совокупность, система терминов, употребляемых в какой-либо области научного знания, искусства, общественной жизни. Технология (от греч. techne — искусство, мастерство и 16gos — учение) — совокупность знаний, операций, методов и процессов в искусстве, определенной отрасли науки или производства. Технология музейно-педагогическая — совокупность знаний, психолого-педагогических установок, методов и приемов развития, воспитания и обучения в условиях музейной среды. Технология педагогическая — 1. Совокупность психолого-педагогических установок, методов, способов и приемов обучения и воспитательных средств, нацеленных на комплексное формирование личности. 2. Направление педагогической науки, исследующее наиболее рациональные пути и способы обучения. Типология (от греч. typos — отпечаток, образец и logos — учение) — научная классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. Трактовать (от лат. tractare — рассуждать) — давать какое-либо толкование чему-либо. Трансформация — преобразование, видоизменение. Троп (от греч. tropos — поворот) — слово или оборот речи, употребленные в переносном значении. Туризм (от франц. tourisme) — активный отдых со специально организованными путешествиями, включающими в себя познавательный, культурный, спортивный и иные элементы. Турист (от франц. touriste) — человек, занимающийся туризмом. Фабула (от лат. fabula) — сюжетная схема событий, поступков героев и т. п. в художественном произведении. Факсимиле (от лат. fac simile — делай подобное) — точное воспроизведение рукописи, документа, подписи, произведения графики. Фантазия (от греч. phantasia — воображение) — 1. Способность выдумывать, представлять что-либо; творческое воображение. 2. Продукт воображения, мечта. 3. Построенное на импровизации музыкальное произведение свободной формы. Феномен (от греч. phainomenon — являющееся)— 1. Необычное, особенное, редкое явление или факт. 2. В философии — познаваемое явление, принципиально отличающееся от непознаваемой сущности предметов. Феноменальное поле (феноменальный мир) — внутренний мир человека. 214 Фонд (от^.франц. fond)— 1. Денежные средства или материальные ценности, предназначенные для какой-либо цели. 2. Ресурсы, запасы чего-либо (ср.: музейные, библиотечные ч|х>нды). 3. Общественная организация, распоряжающаяся средствами, поступающими для социально значимых целей. Форма в искусстве — внутренняя организация, структура художественного произведения, создаваемая при помощи специфических изобразительно-выразительных средств для выявления содержания. Фрагмент (от лат. fragmentum — обломок, кусок, осколок) — в искусстве часть композиции или художественное произведение, сохранившееся лишь частично (фрагментарно). Фрустрация — психологическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностями. Хранение музейных фондов — направление работы, осуществляемое на основе режима и системы хранения музейных экспонатов. Художественное собрание — собрание разного рода художественных произведений. Художественное сознание — один из элементов (составляющая) художественной деятельности человека, протекающей на уровне логического и интуитивного мышления. Художественность — 1. Специфическая особенность искусства, отличающая его от других форм познания. 2. Мера совершенства произведения искусства. Художественные музеи — профильная группа музеев, документирующих развитие искусства, удовлетворяющих эстетическую потребность человека и с этой целью осуществляющих собирание, хранение, изучение и популяризацию произведений искусства. Художественный метод — система принципов и способов поиска, отбора и обобщения художественного материала, выражающая направленность мышления и профессиональной деятельности художника на определенном историческом этапе развития искусства. Художник — творчески мыслящая личность, человек, создающий неповторимые художественные образы, в которых имеющие общечеловеческое значение универсальные закономерности преломляются сквозь призму его индивидуального восприятия. Цель исследования — то, что необходимо выяснить в ходе исследования. Ценности — специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека или общества. Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственно-правовой) — 1. Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, достигнутый в рамках той или иной общественно-экономической формации. 2. Современная мировая культура и свойственные ей технические достижения. Школьные музеи — относятся к группе музеев учебных заведений и музеев педагогического профиля. Создаются и функционируют в общеобразовательных школах всех типов и внешкольных учреждениях с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, развития познавательной и творческой активности учащихся, формирования у них навыков ценностно-ориентированного отношения к культурно-историческому наследию и приобщения к нему. 215 Эклектика художественная (от греч. eklektikos — выбирающий) — соединение в одном художественном образе различных, зачастую чужеродных стилевых элементов. Экскурсионное дело — область культурно-образовательной деятельности, содержанием которой является ознакомление с памятниками истории и культуры, объектами природы и иными достопримечательными местами. Включает в себя теорию, методику, практику, содержание, управление и организацию экскурсионной работы. Экскурсия — форма образовательной (просветительской) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом объектов с целью приобретения знаний и впечатлений. Экскурсовод — человек, на профессиональном уровне осуществляющий экскурсионную деятельность. Экспозиция — 1. Пространство, включающее элементы архитектурно-художественного решения, в котором, согласно разработанной концепции, организовывается показ экспонатов. 2. В условиях музейной среды — целенаправленная и научно обоснованная демонстрация композиционно организованных, снабженных комментариями,' технически и художественно оформленных музейных предметов, создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений. 3. Основная форма музейной коммуникации. Экспонат — предмет, являющийся структурным элементом экспозиции, выставленный с целью демонстрации и привлечения внимания зрителей. Эмпатня (от греч. empathia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение (вчувствование) в переживание другого человека. Эстетика (от греч. aisth8tik6s — ощущение, чувство) — 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, природе и жизни. 2. Система взглядов на искусство. 3. Красота, художественность в чем-либо. Этика (от греч. ethos — обычай) — 1. Философское учение о морали. Ее принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной или профессиональной группы. Этнография (от греч. ethnos — народ и graphs — пишу) — 1. Наука, изучающая состав, происхождение, расселение и культурно-исторические взаимоотношения народов мира, их материальную и духовную культуру. 2. Совокупность всех особенностей быта, нравов, культуры какого-либо народа, народности, местности. Язык искусства — совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства изобразительно-выразительных средств материального воплощения художественного образа. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы