Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Статистика употребления мате



 

Мы знаем, что данные статистики не всегда могут быть достаточно точными, но когда большинство исследований сходятся на том, что мате употребляют более 79 % жителей Аргентины, мы склонны им доверять.

Вот что говорится в одном из последних исследований, когда были опрошены 5000 аргентинцев.

Во‑первых, аргентинцы употребляют мате 6 дней в неделю, вне зависимости от своего социального статуса.

92 % опрошенных аргентинцев предпочли пить мате классическим способом, используя калабасу и бомбилью. 14 % предпочитают терере. Людям, которые пьют мате cebado, как правило, больше 21 года.

Из 75 % людей, которые предпочитают сладкий мате, 7 из 10 добавляют в качестве подсластителя сахар.

Мате в пакетиках предпочитают лишь 5 % населения.

Теперь приведем данные, относящиеся к жителям Уругвая. Это страна, в которой потребляется самое большое количество мате на душу населения. Считается, что постоянно употребляют мате 85 % жителей страны. При этом 50 % (в расчете на 100 %) пьют мате несколько раз в день. 25 % – два раза в день. 7 % – постоянно (думается, они не выпускают калабасу из своих рук), и лишь 2 % и 1 % соответственно пьют мате время от времени и по выходным. Из этой статистики становится понятно, что постоянно пьющих мате не много ни мало 2 миллиона 760 тысяч человек, а если прибавить к этой статистике аргентинцев, то получится, что мате пьют на постоянной основе почти 35 миллионов человек, не считая жителей Парагвая, Чили, Бразилии, Боливии, Перу, Ливана, Сирии и других стран, в которых питье мате становится хорошей традицией.

 

«Культурная жизнь» мате

 

Понятно, что мате – это в первую очередь особая культура, которая не имеет ничего общего с культурой чайной. В Латинской Америке она доминирует. Это тоже понятно.

Для стран‑поставщиков чая – это болезнь, распространившаяся, как эпидемия чумы. Ее не остановить, потому что мате, словно снежный ком, увлекает все новых и новых людей. Это не плохо. Здоровый образ жизни никогда не приносил ничего, кроме выгоды.

Мате стал темой для творчества множества живописцев, среди которых Флоренсио Молина Кампос, известнейший аргентинский художник, и Лорен де Бакко, чья картина, на которой изображен гаучо, пьющий мате, поражает воображение сосредоточенностью образа.

 

Гаучо

 

Мате и гаучо – эти слова дополняют друг друга. Без мате образ гаучо был бы неполным, как, конечно же, и наоборот. Образ гаучо был не раз воспет аргентинскими классиками, в том числе Хосе Эрнандесом в эпической поэме «Мартин Фьерро». В этой поэме, понятное дело, не обошлось без упоминания о мате:

 

Брат, ему причинили вред

И в том мате присутствует след

 

Давайте позволим себе небольшую игру. Закройте глаза. Перенеситесь туда, где вы услышите топот копыт от множества лошадей, табунами перемещающимися с места на место. Вы услышите стук бича, вы почувствуете ноздрями запах конского пота, а лицом разогретый до чрезвычайных температур воздух, и не ваши ноги, а ноги вашего коня топчут эту красную землю.

Раскаленное солнце освещает просторы. Долгий переход совершен. Вы устали. Спешились. Привязали коня к дереву. Похлопали благодарно его по крупу. Присели в тени. Разожгли костер, на него поставили паву. Прислонились к холодному стволу дерева, шляпа съехала на глаза. Пора отдохнуть. Тем временем вода готова. Из мешочка засыпали в поронго мате, вставили бомбилью, долили воду. Блаженно прищурились. Рядом послышался топот: это сын привез еду. Вы показываете рукой на мате, сын достает свою калабасу, осторожно берет паву, подливает себе воды и спрашивает:

– Папа, мы гаучо?

– Да, сынок.

– А кто мы?

Глаза снова прикрыты. Вокруг – только горячий воздух. Внутри – только мате. А в нем – история южноамериканского ковбоя.

Гаучо зародились на рубеже 16–17 веков от брака испанцев с индейцами. Само слово заимствовано из языка кечуа («хуачу» – сирота, бродяга). Это были суровые люди, во владении которых была лишь лошадь. Есть мнение, что первыми гаучо были дезертиры и преступники, благодаря чему этих людей было принято опасаться.

По всей вероятности, появились они тогда, когда на земли современных Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая испанцами был завезен крупный рогатый скот. Гаучо были пастухами, ведя полукочевой образ жизни. В то время основным скотом их пастбищ были коровы (впрочем, как и сейчас), которые использовались вовсе не из‑за мяса. Основной ценностью считалась кожа, которую огромными партиями закупали в Европе.

В отличие от европейцев, гаучо использовали корову всю, без остатка. Они жарили мясо тут же, на открытом огне, и эта их «кулинарная особенность» вызывала отвращение у просвещенной части общества, тем самым усиливая негативное восприятие гаучо. Правда, в конечном счете, привычка жарить мясо на открытом огне превратилось в нечто вроде национального рецепта, приобретя название «кулинарии асадо».

Питание гаучо было очень простым. Как уже говорилось, они ели мясо, жаренное на открытом огне, а также подкреплялись мате, что вскоре вошло в привычку всего общества.

Чарльз Дарвин в 1833 году посетил Южную Америку и так писал про эту общественную группу: «Они имеют длинные волосы ниже плеч, лицо, чёрное от ветра, фетровую шляпу, чирипу [широкие мужские брюки из одного куска ткани] и сапоги из кожи лошади, длинный острый нож за спиной, который держится на ремне, и едят обычно жареное мясо, иногда добавляя в него мате и сигареты».

Гаучо доставляли немало хлопот государству: их неукротимые нравы вкупе с беспощадным отношением к человеческой жизни настраивали общество против них. Началось это еще на заре становления этой культуры: поначалу они просто воровали скот, который потом продавали. Лишь после того, как земля в Аргентине стала частной собственностью, гаучо пришлось наниматься на работу. Их брали с удовольствием: никто не умел лучше обращаться со стадами, чем эти суровые люди. Тем не менее, их все‑таки не любили, и боялись, потому что если у человека с собой всегда нож, то как его можно не опасаться?

Когда в конце 18 века началась борьба за независимость от Испании, стало понятно, что без суровых пастухов не обойтись. Вся конница состояла именно из них. Образ грубого, неотесанного мужлана постепенно стал сменяться на образ защитника, освободителя родины.

Сейчас никто лучше них не знает, как обходиться с животными, и гаучо являются той общественной группой, которая представляет собой символ свободы.

Мате до сих пор является важной частью их жизни. Зачастую у гаучо есть йербера (yerbera) – это аксессуар, состоящий из двух отсеков, в одном из которых хранится мате, а в другом сахар. Йербера была изобретена для того, чтобы мате всегда был под рукой, и не было необходимости куда‑то бегать за ним. Временами в йерберу клали длинную ложку, которая использовалась для того, чтобы засыпать мате в калабасу. Среди других полезных вещей, которые были во владении гаучо, можно отметить специальную сумку, изготавливающуюся из толстой кожи, которая нашивалась на деревянный каркас. Сумка несла несколько функций: в ней носили мате, но так же на ней можно было и сидеть, греясь, например, у костра, неспешно потягивая йербу в «кругах мате». Знаменитые «круги мате» в последнее время чаще всего соблюдаются именно гаучо, когда они, уставшие, возвращаются со своей нелегкой работы. Собравшись вместе, они неспешно потребляют напиток, который для гаучо связан в первую очередь с их героическими предками, а, никак уж, не с гуарани.

 

Танго

 

Культура мате конца 19 и начала 20 века была бы неполной без танго, которое первоначально возникло в местах поселения африканцев, являясь синтезом древних африканских движений.

Хорхе Луис Борхес в «El idioma de los argentinos» писал: «Танго принадлежит к Ла‑Плата и является „сыном“ уругвайской милонги и „внуком“ хабанеры».

Поначалу танго был очередным танцем, который, в числе многих, зарождался на рубеже столетий, и не привлекал того пристального внимания, которое впоследствии будет приковано к нему. Танго – это страсть, чувственность, небывалая раскованность. Именно из‑за этих ярких чувств он был запрещен, будучи признан развратным. Тем не менее, его продолжали танцевать, собираясь в душных темных клубах, подкрепляя себя калабасой с терпким мате.

Даже сейчас, спустя почти сотню лет, танго все еще продолжает ассоциироваться с мате у людей, влюбленных в этот танец: школа танго «Мате Амарго» яркое тому подтверждение.

В Аргентине вы найдете калабасы с изображениями танцоров танго – для настоящего аргентинца танго и мате просто неразделимы.

 

Фестивали мате

 

Популярность йербы в Аргентине настолько велика, что в стране проводятся фестивали мате.

История их такова. Первый из них был устроен в 1944 в Посадасе, и после удачного почина было принято решение о проведении этого праздника на постоянной основе. На фестивале воздавали почести местным йербатеро (производителям мате), а в завершение выбиралась «Королева Мате», первой из которых стала Анита Паас, девушка типичной красоты того времени.

Поначалу существовав, как событие местного масштаба, постепенно фестиваль перерос в нечто большее, и в 1961 году законодательным собранием провинции Миссионес был принят закон № 82, в котором говорилось, что теперь эти фестивали будут ежегодными.

1972 год можно считать важной вехой в развитии фестиваля. Очередным законом город Апостолес был закреплен в качестве хозяина фестиваля (что не удивительно, учитывая, какое количество йербы производится именно здесь). Теперь ежегодно, в октябре‑ноябре, в этом городе проводится грандиозное общенациональное празднество. В Апостолесе располагается и штаб‑квартира фестиваля: «Дом мате» (Casa del Mate). Кстати, в Буэнос‑Айресе есть и ресторан с таким названием, где первое, что бросается в глаза, так это изображение Че Гевары, пьющего национальный напиток.

1973 год – открыт памятник мате в Апостолесе.

1982 год под патронтажем CRYM (предшественника INYM) здесь прошла первая национальная конференция производителей.

2004 год можно считать поворотным в судьбе фестиваля: теперь он стал международным, так как участие в нем отныне принимают Бразилия и Парагвай.

В настоящее время это не просто фестиваль, где подсчитывается, сколько мате произведено, и кто же в этом году является лучшим йербатеро. Культурная программа достаточно широка: от показов изобразительного искусства до выступлений живых коллективов. Интерес к этому мероприятию не раз отмечали первые лица государства: в 1984 и 1989 годах его посещали президенты страны.

Но не только в Апостолесе проходят фестивали. Очередной национальный фестиваль мате проводится в Паране, ежегодно, в феврале месяце. Так же, как и в Апостолесе, здесь выбирается «Королева Мате», проводятся всевозможные конкурсы и интересные культурные мероприятия. Побывать на таком фестивале – значит окунуться в мир мате полностью, без остатка растворившись в зеленом золоте гуарани.

Да что там говорить! Люди, порой, самостоятельно, без поддержки серьезных организаций создают объединения, которые, как нам кажется, отражают дух мате больше, нежели грандиозные праздники. Так, в Аргентине несколько лет назад возникло движение, когда люди собираются на заброшенных вокзалах и станциях, и пьют там мате, проводя всевозможные конкурсы и мини‑выставки. Думается, что именно за такими встречами будущее, потому что не все имеют возможность приехать на фестиваль мате, а вот организовать встречу единомышленников может каждый, было бы желание.

 

Дорогами мате

 

Здесь пойдет речь не о древних путях, которыми передвигались гуарани и кечуа, а о вполне современном маршруте, который пролегает между провинциями Корриентес и Миссионес, широко поддерживаемом Министерством туризма Аргентины и Институтом продвижения туризма. Сейчас это туристическое направление достаточно сильно разрослось, и речь уже идет не об одном маршруте (ведь название La Ruta de la Yerba Mate переводится как «путь, маршрут», то есть в единственном числе), а о целых восьми направлениях, каждое из которых, по большому счету, уникально. Счастливчику выпадет возможность познакомиться не только с производством, но и в полной мере проникнуться культурой мате, уникальной природой провинций, посетив исторические памятники, такие как редукции Сан‑Игнасио или Санта‑Мария… Не менее интересны музеи Хуана Шичовски и компании Las Marias. Конечно же, не обойдется и без природных памятников: вам обязательно покажут водопады Игуасу, Мокона и, конечно же, водно‑болотный заповедник Эстерос‑дель‑Ибера, в котором обитают около 350 видов птиц. Это земля гуарани, и там нужно побывать.

Рассказывать про эти поездки можно бесконечно долго, но лучше, все же один раз съездить, причем, разумеется, постараться побывать везде. Тем более, что вас найдут чем удивить: в Галерее мате местные сомелье создали удивительные смеси из доступных на аргентинском рынке марок. По правде говоря, некоторые из них вызывают уважение…

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь