Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Июня. Полуобразованный Риббентроп
Камера Риббентропа. Под впечатлением автопортрета, представленного Папеном, где тот предстает в образе видного государственного деятеля и культурного человека, Риббентроп также пожелал наделить себя чертами, присущими этому типу людей. Он увяз в затянутом, сбивчивом и путаном изложении своей концепции «политической динамики»: динамика однопартийной системы России неизбежно привела к распространению коммунизма в Европе в точности так же, как и национал‑социалистическая динамика должна была привести к утверждению национал‑социализма на оккупированных территориях. Америка, напротив, с ее двухпартийной системой являет собой пример более сбалансированной динамики, в то время как динамика британской империи… И так далее. В заключение он спросил меня, понятно ли мне, о чем он говорил. Чтобы избавить себя от дискуссии, я ответил положительно. Риббентроп настолько воодушевился, что на него даже напала икота. Даже самый непроницательный не мог не заметить, что он и сам толком ничего не понимал. Затем Риббентроп осведомился, читал ли я Отто Шпенглера (он, несомненно, имел в виду Освальда Шпенглера). И тут же известил меня о том, что в корне не согласен с тем, как Отто Шпенглер представляет себе будущее Запада, частью которого, несомненно, является и Америка. И нам не следует забывать, что… После этого он вдруг возомнил, что французы должны быть благодарны ему за то, что Париж не подвергся бомбардировке с воздуха. Я спросил, а разве французы не объявили Париж «открытым городом»? Ну, в общем, объявили, конечно, но Гитлер тем не менее собрался подвергнуть его бомбежке. И он, Риббентроп, а не кто‑нибудь другой, вступился за Париж, собрав в кулак все свое влияние, и сумел‑таки переубедить фюрера, и, что важно, еще до того, как столица Франции была объявлена «открытым городом». Мне показалось, что он даже и не задумывался над тем, верю я ему или нет. Воистину, последняя оставшаяся радость – послушать самого себя… Еще один, по мнению бывшего министра иностранных дел Рейха, вполне приемлемый сценарий из прошлого: катастрофы можно было избежать, если бы Америка прислушалась к нему. В 1940 году он отправил кого‑то в США с миссией втолковать людям из «Стандарт ойл» и евреям‑банкирам, чтобы те не допустили вступления в войну Америки. И если бы только все они тогда не ополчились на Германию… Риббентроп снова пожаловался мне на непрестанные головные боли и даже шутил – мол, у него в голове уже, наверное, можно выгравировать слово «еврей» – причина этих болей в том адском нервном напряжении, в котором он пребывает еще с 1941 года, после своей отчаянной попытки уговорить Гитлера отказаться от проводимого им антисемитского курса. – Я понимаю, Гитлер был убежден, что именно евреи начали эту войну, но это было совершенно неверно, и я всегда говорил ему, что это неверно. Риббентроп как раз завершил изложение на бумаге своих пуганых и пространных выкладок на тему еврейского вопроса, предназначавшихся для его защитника. И попросил меня взять их у него. Пусть я прямого отношения к этому процессу не имею, тем не менее миру необходимо знать, что он в самом деле не антисемит и никогда таковым не был, так что ни к каким зверствам касания не имеет.
Июня. Христиане и иудеи
Утреннее заседание.
Папен продолжил свою защитительную речь. Он заявил, что закон о предоставлении Гитлеру чрезвычайных полномочий, позволивший ему сосредоточить в своих руках всю полноту власти, был продиктован крайне сложной политической ситуацией в стране. Но все были убеждены, что закон этот основывался на решении социальных проблем христианским путем. Папен заключил с Ватиканом конкордат, однако Гитлер считал этот документ лишь клочком бумаги. Отношение Папена к еврейскому вопросу – типичное для любого добропорядочного католика. Он отрицал свою причастность к бойкоту принадлежавших евреям магазинов в 1934 году, дав понять, что Гитлер и Геббельс ввели его в заблуждение относительно мирного способа решения еврейского вопроса.
В перерыве католики и не принадлежавший к ним Розенберг заспорили об отношении католической церкви к антисемитизму. Розенберг утверждал, что Папен выразил мысль о том, что в христианской стране влияние евреев не должно быть чрезмерным. Зейсс‑Инкварт сообщил к сведению присутствующих, что 85 % всех венских адвокатов – евреи, а затем и о том, что между пасторством и антисемитизмом, дескать, прямая связь – большинство пасторов но сути своей – антисемиты, и в первую очередь в Польше, где еврейские погромы происходят вот уже несколько столетий – и поныне! Ввоз польских евреев в Германию поднял волну антисемитизма. Франк согласился с Зейсс‑Инквартом, однако исторические корни решил представить несколько иначе. – Да, да, пасторы еще со времен инквизиции в принципе были настроены против евреев. Ха‑ха‑ха! Они из‑за своей религиозной нетерпимости подвергали пыткам людей по всей Европе, позже дошло и до сожжения ведьм на кострах. Розенберг, воодушевленный утверждением Франка о том, что инквизиция представляла собой позорную главу в истории католической церкви, ввернул свое: – Да, и подобное творилось на протяжении четырех или даже пяти веков! Разве можно назвать это спонтанным взрывом эмоций? Слегка опомнившись, Франк продолжал: – Предшественники тех, кто организовывал и руководил Освенцимом, орудовали в камерах пыток инквизиции. Это действительно был черный период нашей истории! Фрик и Розенберг были уверены, что Гитлер в сравнении с палачами инквизиции был просто агнцем. Франк с этим не согласился, но оспаривал их утверждение без особого рвения: – Нет, агнцем он, конечно, не был! И все же был воистину ад! Ха‑ха‑ха! Видите, профессор, человечество испокон веку пребывало в кошмаре! Бестия, что внутри человека, время от времени вылезает из него наружу. Розенберг и Кальтенбруннер упивались перечислением подробностей методов пыточных дел мастеров периода инквизиции, о деяниях и авантюрах Торквемады и т. д. Чтобы придать всей картине оттенок достоверности, Франк заострил внимание на том, что именно непревзойденные в своем религиозном фанатизме протестантские правители северной Германии положили начало процессам о ведовстве и кострам. Судя по всему, интерес Франка, как адвоката, имел чисто профессиональную подоплеку. – Мне приходилось держать в руках некоторые протоколы подобных процессов XV–XVI веков. Они там вполне серьезно расспрашивали старух, как часто тем случалось вступать в половую связь с дьяволом! Ответы в точности заносились в протокол, йотом их пытали, чтобы они рассказали побольше. Ха‑ха! Вот уж гротескная картина!
Обеденный перерыв. Во время обеда в отсеке для пожилых обвиняемых продолжилась дискуссия об отношении католической церкви к антисемитизму, однако Папен высказался в более христианском духе: – О том, как католическая церковь относится к антисемитизму, известно всем, – сказал он, обращаясь ко мне и Шахту. – Суть в том, что все люди равны перед Богом и что расистские предубеждения средствами оценки служить не могут. Папен предположил, что вначале Гитлер, признавая Германию христианской страной, признавал и это. Однако впоследствии выяснилось, что Гитлер был лжецом, патологическим лжецом. Шахт был убежден, что Гитлер был лжецом изначально, но вот как лжеца патологического разоблачить его было крайне непросто – он всех одурачивал. – Нет, правда, я сам присутствовал, когда он произносил речь по поводу назначения его рейхсканцлером. Говорю вам, его заявления о созидательном идеализме звучали очень честно и убедительно, он говорил от души, никто и усомниться в этом не посмел. Поверьте, тогда его слова так запали нам в душу, что мы все почувствовали – в Германии грядет новая эпоха.
Послеобеденное заседание.
Когда нацистское правительство обернулось диктатурой, а не коалицией, Папен в своей марбургской речи в 1934 году попытался обратиться к немецкому народу. Он клеймил позором попрание прав человека, свободу слова и вероисповедования, материализм безбожников, отказ от духовного, беззаконие, византинизм, бюрократизацию общества и многое другое, что нацисты пытались затушевать, ссылаясь на революционную необходимость. (На скамье подсудимых оба адмирала единодушно сочли Папена изменником.) Геббельс наложил запрет на опубликование этой речи. Папен заявил Гитлеру о своей отставке. Однако Гитлер считал все недоразумением и уговорил его остаться. Но Гитлер обманул его, потому что Функ получил от него приказ сообщить Гинденбургу о самоуправстве Папена и передать ему о желании Папена уйти со своего поста.
(Описывая в деталях свой арест во время путча Рема, Папен сумел вогнать в краску Геринга, который, с напускным равнодушием откинувшись на спинку стула – заученная поза в моменты волнения или смущения, – продолжал пристально следить за ходом его речи.)
В этой чистке погиб один из адъютантов Папена, а еще двое были брошены в концентрационный лагерь. Три дня спустя после их ареста Геринг представил все как досадное недоразумение. Папен, добившись аудиенции у Гитлера, потребовал от него принять заявление об его отставке.
В перерыве Шахт подтвердил, что все в речи Папена соответствует истине. Однако, продолжал бывший управляющий имперским банком, он готов спорить на что угодно, что обвинитель не замедлит спросить Папена, почему же тот после столь возмутительного инцидента опять решил вернуться в правительство Гитлера. Функ подтвердил, что действительно получал соответствующий приказ Гитлера и поставил в известность Гинденбурга. Реакция престарелого Гинденбурга была лаконичной: «Каждый, кто проявит недисциплинированность, должен уйти!» Ширах в беседе со своим адвокатом недоумевал, как Папен мог вернуться в нацистское правительство. Единственным, по его мнению, объяснением, может служить то, что он решился на подобный шаг под давлением католической церкви, чьи интересы в этом правительстве представлял.
Папен продолжил свою защитительную речь: вскоре после ухода его в отставку ему был предложен пост посла в Ватикане, однако он отклонил это предложение. В день убийства Дольфуса от Папена в категоричной форме потребовали занять пост посла в Вене. В качестве предварительного условия Папен выдвинул отзыв Хабихта, нацистского подстрекателя, на чьей совести было убийство Дольфуса.
(При этих словах Геринг, оживившись, сказал Гессу: «Это гнусная ложь – Хабихта отозвали еще раньше!»)
Далее Папен заявил, что согласился принять этот пост лишь из соображений долга.
(Геринг продолжал злиться: «Я слышать не могу эту ерунду, эту ложь от начала и до конца!» Далее последовали проклятья в адрес Папена: «Трус! Трусливый заяц! Лжец!») Когда Папен вернулся на свое место на скамье подсудимых, кое‑кто из обвиняемых, в том числе и Франк, выразили ему свою благодарность за речь, но их мнению, вполне достойную государственного деятеля. Но не успел Папен покинуть скамью подсудимых, чтобы уйти в свою камеру, как Франк заявил остальным обвиняемым: «Теперь легко говорить… Теперь он разыгрывает из себя человека чести, значимую персону. Какого же дьявола он не перебрался в Соединенные Штаты сразу же после 30 января? Теперь бы вернулся оттуда тоже значимой персоной – сидел бы в зале среди публики и посмеивался над нами». Франк и Фрик продолжали бубнить о попытках Папена откреститься и от партии, и от Гитлера, ревностным почитателем которого он был всегда.
Тюрьма. Вечер
Камера Франка. Вечером в беседе со мной Франк представил другую версию оценки Папена: – Ах, этот добрый старина Папен! Будто лисица в капкане! Ха‑ха‑ха! Пытался, видите ли, делать все от него зависящее, как настоящий националист. А у него любой обязательно спросит: «Почему же вы оставались, когда Гитлер черт знает что творил?» Ха‑ха‑ха! Ему самое место в Швейцарии возле этого Гизевиуса, они бы там сообща ковали планы покушений и заговоров против Гитлера! До 1934 года он вел себя, как подобает, до самой своей отставки, а потом вернулся и подумал, а может, я еще и пригожусь им. Но вот сплоховал! Ха‑ха‑ха‑ха! Перепутал в драме конец с началом. Надо было по‑другому заключительный акт изобразить. Комедия‑то стала трагедией! Ха‑ха‑ха‑ха‑ха!!! И снова уже ставшая знакомой и привычной смешинка. Раскрасневшись, Франк в образной форме решил поведать мне, как Папен пытался переиграть свою жизнь. Потом снова вернулся к теме Гитлера: – Он наверняка понимал, что в 1941 году стоял перед угрозой проиграть войну, и сказал тогда: «Во всем виноваты евреи, и я их уничтожу всех до одного!» Сжав зубы и шипя, Франк замолотил по худосочному тюремному столику кулаком. – Я их уничтожу! – выкрикнул он, явно копируя своего фюрера. – Вам не кажется, что все именно так и было? Это колоссальная проблема психологического порядка! У людей будущих веков волосы дыбом встанут, и они скажут: «Боже мой! Как такое могло случиться?» Это даже преступлением не назовешь! Преступление – слишком мягкое слово. Украсть – преступление, убить человека – преступление. А это что? Такое просто ни в какие рамки не лезет, не укладывается ни в какие людские представления! Придать убийству конвейерный характер! По две тысячи в день приканчивать. Золотые зубы и ценности – в Рейхсбанк! Волосы – для набивки матрацев! Боже всемогущий! И приказ этот исходил от дьявола в человеческом обличье! Послушали бы вы, какие речи он толкал перед женской аудиторией! Вы бы тут же заключили – вот оно, само воплощение добра. А он хладнокровно творил такие зверства. Нет, ничего подобного нельзя было допускать, как бы ты ни обожал свой немецкий народ… Вскоре Франк снова был спокоен и сменил патетику на мистику: – Неужели Бог позволял такое? Что же, он шесть миллионов раз согласно кивнул, когда евреев шали в газовые камеры? – Тряхнув головой, Франк спокойно и торжественно добавил: – Тут уж поневоле усомнишься в справедливости небесной! Нет, один американский или английский писатель, не помню, как его зовут, выразился очень точно: «Будьте уверены, на сей раз Бог возмущен не меньше человечества!» Лучше и не скажешь. Все это подлинно было делом рук дьявола!
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы