Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. нравственное воспитание взрослеющих детей



В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Нравственность ребёнка – это необходимое условие принципиальности его позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Среди современных проблем воспитания наиболее острой является проблема нравственного воспитания. Это обусловлено серьёзными изменениями политической и социальной системы государства, его экономики; ростом преступности, насилия, проявлений жестокости, эгоизма и нравственной распущенности. Нередко привычные нравственные нормы входят в противоречие с социальной действительностью. Подобные процессы оказывают негативное влияние на общественную мораль и деструктивно действуют в первую очередь на сознание подростка, его нравственное воспитание.

 Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс формирования отношений (соответствующих нормам общечеловеческой морали), полоролевого общения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей подростков. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

 Базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для него прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и  раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. 

Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Нравственнее сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений и состояний. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе.

Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, нравственным мышлением.

 Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления. Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. 

Нравственное воспитание – не вдалбливание, не формальное заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, дисциплиной и ложно понятой свободой, добром и злом, совестью и правонарушением, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом, открытостью и лицемерием шлифуются черты характера, нравственные качества и свойства личности.

Все это позволяет более глубоко понять сущность нравственного воспитания. Ошибочно рассматривать противоречивость в поведении и сознании взрослеющих детей как явление случайное или только как результат недоработок в воспитании. В преодолении ребенком внешних и внутренних противоречий заключается сама суть нравственного становления личности.

Как только ребенок вступает во взаимоотношение с окружающим миром, у него сразу образуются реальные объективные взаимосвязи, которые находят отражение в субъективном нравственном восприятии и образуют для него субъективное нравственное пространство.

Успех нравственного воспитания подростков во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, с другими родственниками, на улице с товарищами и друзьями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям.

 Нравственное воспитание – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Только в борьбе, преодолении противоречий внутри и вне себя ребенок может почувствовать, ощутить и осознать себя нравственно цельным и сильным, владеющим собой, не пленником страстей и обстоятельств.

 Таким образом, нравственное воспитание есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, вопросов, конфликтов и столкновений. Противоречивость содержания нравственной жизни подростков следует рассматривать как главный объект воспитательного процесса, над организацией которого необходимо систематически и постоянно работать, сосредоточивая усилия на умелом разрешении противоречий, развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, привычных форм поведения

Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни подростков, всей их деятельности и отношений. Важно не столько то, что подросток говорит о себе, своих намерениях и поступках, сколько то, как он поступает в каждом конкретном случае, как он относится к другим людям, к общественной и личной собственности, к труду, к общественной деятельности, к общим и личным интересам, к требованиям общественной дисциплины: эти отношения рисуют нравственный портрет личности.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности и общении. Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений подростка и общения в условиях разных общественных групп (семьи, родственников, школьного детского коллектива, спортивной секции, дворовой компании и др.). О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания – способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

 О нравственной воспитанности говорит также наличие у подростка сильной воли, способности осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим решениям, самому себе. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование школьников.

 Нравственная воспитанность или невоспитанность человека в зависимости от социальных условий может проявляться в различных качественных состояниях. Индивидуальное нравственное сознание может находиться в противоречии с нравственными общественными отношениями. Противоречие между индивидуальной и общественной моралью проявляется в скрытых формах безнравственности и невоспитанности. Оно возникает под влиянием эгоизма, потребительской психологии, стремления к наживе, когда взрослеющий человек, маскируя свое подлинное лицо, действует в обход правовых и моральных норм. 

Опираясь на труды В.А. Сухомлинского, выделим следующие факторы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье.

· Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей. В то же время слепая неразумная материнская любовь, напротив, делает человека безнравственным потребителем.

· Атмосфера искренности. Родители не должны лгать ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь и обман ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём, или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь». Такие ответы только порождают в душе ребёнка любопытство и раздражают самолюбие. Лучше отвечать: «Я не имею право сказать тебе это. Каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности.

· Разъяснение, воздействие словом. В.А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия.

Как правильно говорить с ребёнком?

Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать. Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без вас. Это бессмысленно. Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка. В-третьих, надо продумывать, как связать вашу беседу с жизнью, какого практического результата вы хотите добиться. И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом, если вы убеждаете, то не оставляйте убеждение без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке», – писал В. А. Сухомлинский.

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному: 1) младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг; 2) подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых; 3) со старшеклассниками В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

· Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможности успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

· Крайней мерой родительского воздействия, к которой с осторожностью приходится прибегать, В.А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Применение наказания оправданно в целях ограждения ребёнка от опасности, вреда здоровью, от совершения им противоправных поступков, а также как логический результат нарушений родительских запретов. Наказание не должно оскорблять достоинство человека, вселять в него неверие, убеждать в отсутствии любви и добрых побуждений родителей.

· Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств и тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

· Очень важным методом в воспитании В.А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя»; «… искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда». Потворство родителей действует очень вредно.

· Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом, и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку. Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

· Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

· Необходимо исключение так называемых «прибавочных раздражителей» из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя. Нужно стараться оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми.

· Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к семи годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не стать примером безнравственного поведения.

· Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений и в связи с этим остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками, и контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей. «Супружеское ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто», – писал И.А. Ильин.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь