Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 4. Дезориентирующие установки семьи в полоролевом воспитании подрастающих детей



Семья порождает самые мощные детские переживания. Будучи оптимальной социальной средой для удовлетворения детских потребностей, семья может не справляться со своими функциями, создавать условия для психотравмирующих переживаний и проблемного развития детей. При этом страдает процесс формирования психополоролевого самосознания, являющийся неотъемлемой составной частью для формирования личности.

Отсутствие солидарности родителей в воспитании и дисгармоничность полоролевого поведения родителей может привести к преобладанию у подростков качеств, противоположных их половой принадлежности. Кроме того, наблюдается более низкая или менее адекватная самооценка подростков.

При этом формированию у девочек мужских черт в ущерб женских способствуют определённые факторы, связанные с влиянием воспитания матери и отца:

Так со стороны матери – это:

· дефицит эмоционального интереса и принятия, излишняя авторитарность и контроль, непринятие мнения дочери, отсутствие у матерей сочувствия и женственности;

· формальное проявление материнского внимания и заботы, отсутствие запретительно-требовательных функций и поощрений (воспитание по типу «скрытая гиперпротекция», «псевдосотрудничество»);

· гиперопека тревожной и неуверенной мамы в сочетании с отсутствием эмоционального понимания, авторитета и власти.

Со стороны отца негативно воздействуют:  

· отсутствие или дефицит позитивного интереса к дочери, выражения любви, заботы и внимания;

· недостаточность сильной отцовской позиции, дисциплинарных воспитательных функций;

· эмоциональная отстраненность и холодность, недоступность, отсутствие сотрудничества в общении с дочерьми (даже в сочетании с сильной отцовской позицией в семье, когда девочка «тянется» к недоступному отцу).

Излишняя фемининность у девочек наблюдается прежде всего при излишней опеке с повышенной директивностью («доминирующая гиперпротекция»), что больше характерно для матерей, при отцовской любви и принятии дочерей с недостаточностью с его стороны наставничества, руководства и сотрудничества.

Все авторы солидарны в признании решающей роли взаимодействия между родителями для позитивного полоролевого развития детей, воспитания у них адекватных полоролевых ориентаций и установок. При этом ряд установок, чаще всего проецируемых матерью, препятствует полноценному полоролевому воспитанию мальчиков и девочек.

Рождение, выхаживание и воспитание ребенка требуют от родителей многих усилий и забот. Однако это не дает оснований считать детей своей собственностью. Необходимо уважать ребенка. Даже новорожденный, как бы мал, слаб и беспомощен он ни был, является совершенно самостоятельным человеком со своей собственной судьбой, и он требует не только ухода и заботы, но и уважения, пусть форма этого уважения и не такая, как в отношении взрослых. В каждом возрасте она должна быть особой, но в основе отношения к ребенку всегда должно лежать и уважение, а не только любовь. Ясно, что родители желают ребенку лишь хорошего, но само по себе это желание и стремление не оправдывает любых их действий по отношению к нему.

Собственническая установка нередко проявляется в стремлении руководить поведением ребенка во что бы то ни стало и в любой ситуации, принимать за него решения. Особенно наглядно это проявляется в случае возникновения у сына или дочери намерений жениться или выйти замуж.

Безразличная установка приводит к отсутствию родительского участия в судьбе взрослеющего или взрослого ребёнка. Проявление безразличной установки – отсутствие сознательного воспитательного воздействия родителей на ребенка, недостаточное руководство и контроль за его деятельностью, за его общением с представителями другого пола. С безразличием родителей связана и их беспомощность, и некомпетентность при ответах на вопросы ребенка, или в случае необходимости принять какое-либо воспитательное решение: что-либо поощрять, что-либо порицать и т. д. Ведь при заинтересованном отношении родителей все эти вопросы и ситуации не столь уж и сложны для понимания, и выработать правильный подход вовсе не трудно. Безразличная установка в половом воспитании может иметь следствием наиболее разнообразные осложнения: это и ранние и малооправданные браки, которые часто заканчиваются разводами; это и ранняя беременность (когда родители вправе усыновить внука); это и ранняя и нередко беспорядочная половая жизнь – помеха нормальному социальному развитию и угроза здоровью.

Не зная возрастных особенностей развития ребёнка, этапов полоролевой идентичности и считая его в половом отношении абсолютно нейтральным существом, некоторые родители панически воспринимают любые проявления этого развития, рассматривая их как патологию (паническая установка). Многие со страхом реагируют и на вопросы ребенка, касающиеся половых отношений, так как склонны вкладывать в них свой смысл, искажать истинные интересы ребенка, преувеличивать степень его заинтересованности.

 Следует подчеркнуть, что половое воспитание – это выработка устойчивости, нравственного иммунитета к отрицательным влияниям, а не устранение их как таковых (что невозможно). Как справедливо было сказано, «невежество не есть невинность и не может быть защитником добродетели». Кстати, именно в неодобрительном отношении взрослых к проявлениям взаимного интереса мальчиков и девочек, юношей и девушек находится источник всех обидных прозвищ типа «жених и невеста», когда вполне нормальные ситуации и отношения выдаются за неприличные и детям навязывается соответствующее к ним отношение. Подобные прозвища учат детей видеть в приличном неприличное.

Некоторые супруги не хотят иметь детей: считают, что нужно жить «для себя», забывая при этом, что жить для детей и есть жить «для себя» (эгоистическая установка). Некоторые женщины рожают лишь одного ребенка (имея все возможности для большего) – для «престижа», как доказательство своей способности родить. Нередки случаи, когда женщина делает подряд несколько абортов до рождения первого ребенка, совершая, по сути детоубийство: ее пугают трудности ухода за ребенком (о радостях она не имеет и понятия), хочется «погулять на свободе», отвлекают другие дела и т. д. Ясно, что все это есть результат неправильного воспитания, проявление затянувшейся духовной незрелости человека.

Отрицательное отношение к интимной жизни как таковой присутствуют в аскетической установке. У родителей, чаще у матери, в силу различных причин складывается отрицательное отношение к половой жизни. Сначала ребенка, чаще девочку, стремятся по возможности совершенно оградить от контактов с мужским полом – не разрешают играть со сверстниками-мальчиками, прививают к ним отрицательное отношение. Затем к этому добавляется и подавление в ребенке проявлений его половой принадлежности: высмеивается стремление девочки к нарядам и украшениям – вместо того чтобы, воспользовавшись этим стремлением, прививать хороший вкус, чувство меры и т. д.; высмеивается интерес к другому полу. Ясно, что в отношении к мужскому полу у девушки остается лишь то, что связано с расчетом и формальной необходимостью (замужество). Вступает в брак она с чувством внутреннего антагонизма по отношению к мужу, и это является одним из важнейших источников разлада супружеской жизни, так как превращает ее в обязанность, в тяжелый и неприятный долг. Аскетическая установка в полоролевом воспитании, особенно у девушки, снижает эмоциональность, подменяет непроизвольные поведенческие реакции рассудочностью, переводя весь ее интерес к мужскому полу в область абстрактно-логических рассуждений, оценок и расчетов. Ясно, что это не способствует успеху в личностных контактах. Вместо естественного, здорового интереса у девушки в голове тщательно разработанная и продуманная программа взаимоотношений на все случаи жизни, в которой предусмотрены мельчайшие детали поведения. Здесь аскетическая установка тесно смыкается с потребительской.

В качестве особого явления встречается потребительская установка, которая более характерна для воспитания девочек. Для каждой нормальной девочки должна быть естественной мысль, что со временем она выйдет замуж, будет иметь собственную семью, детей и т. д. Это необходимый момент полоролевого воспитания. Но замужество ни в коем случае не должно становиться самоцелью – это выхолащивает его, извращает смысл. Тем не менее стремление найти выгодного мужа, который бы «обеспечивал», содержал и т. д., и в наши дни порой становится главной задачей в отдельных семьях, где имеется дочь «на выданье». Если разобраться, то в основе всего этого, помимо меркантильного расчета, лежит и неуважение к человеку, будь то собственная дочь или ее будущий муж, глубокое пренебрежение человеческими чувствами. В жертву такому стремлению здесь приносится любовь и счастье; замужество становится способом отчуждения человека, отделения его от его сущности, инструментом не союза, а разобщения.

Нужно воспитывать убежденность в том, что конкретно интимные отношения –  лишь часть в комплексе отношений между любящими друг друга мужчиной и женщиной, что в основе этого гармоничного комплекса прежде всего лежит чувство любви и взаимного уважения, и ни одна его часть не может быть оторвана от других.

 Как было сказано когда-то, «любовь – это дерево, у которого корни в телесном мире, а ветви его разветвляются над этим миром, в сфере одухотворенной, и с культурой они становятся все больше, все богаче».

Потребительская установка мужчин по отношению к девушкам и женщинам откровенно основана на стремлении обмануть, воспользоваться доверием, неопытностью. В основе такого поведения лежит социальная безответственность, неуважение к людям, примитивный эгоизм, а также то, что удовлетворение физического влечения превратилось в «единственную конечную цель». Для некоторых –  эта деятельность является способом удовлетворения болезненного стремления к самоутверждению, болезненного как в силу его выраженности, так и потому, что делается это за счет другого человека, чувства, достоинство, а нередко и здоровье которого приносятся в жертву этому стремлению. 

Эта информация предназначена для родителей, которые хотят воспитать дочерей по законам нравственности: ведь не доверять людям – в принципе безнравственно, но вместе с тем знать о существовании таких «специалистов» и уметь вовремя их распознать необходимо каждой девушке.

Отдельного внимания требуют разные виды негативной установки. Первый – негативная установка как месть. Ее следует расценивать как проявление непорядочности. Она возникает обычно у женщин вследствие некритического отношения к событиям собственной жизни. Например, личная жизнь по какой-либо причине не сложилась. Необязательно в этом виноват кто-то другой. Кроме того, порой семейная жизнь не складывается и у хороших людей. Естественно, это особенно вероятно, если попался муж-пьяница или непорядочный человек. В любом из этих случаев некоторые матери внушают своим дочерям негативное отношение ко всем представителям мужского пола, заранее настраивая их против мужчин, давая им резко отрицательные обобщенные характеристики. Наиболее убедительным воспитательным моментом здесь является собственное отношение к бывшему мужу. Поскольку у некоторых женщин он главный подлец среди прочих мужчин-подлецов, ему чинятся всяческие препятствия во встречах с ребенком. Особый вред при этом наносится девочке. Мальчику внушить отрицательную установку по отношению к собственному полу трудно.

Вторая разновидность негативизма – негативизм как самоутверждение. Чаще это внушенная матерью или бабушкой форма, являющаяся как бы продолжением семейной традиции. Здесь главенствует принцип, что мужчиной нужно руководить, что его сразу же надо прибрать к рукам и держать крепко. И если это удается, он сводится до положения большого ребенка. Ему что-то позволяется, что-то нет, причем это решается за него. Деньги на текущие расходы выдаются ежедневно, зарплата его ревниво отбирается (последнее не просто действие, а незыблемый семейный принцип, один из краеугольных камней в фундаменте семейной политики). Существование подобных случаев в жизни доказывает живучесть такой установки. Однако следует иметь в виду, что, выходя замуж с такими взглядами, рискуешь быстро остаться у «разбитого корыта» – ведь не все мужчины бесхарактерны или глупы и то, что получилось у одной, у десятков не получается, а жизнь испорчена. Женщины этой группы, потерпев неудачу в личной жизни, тем не менее, продолжают считать себя большими специалистками в семейных делах и весьма охотно наставляют своих более молодых подруг в том, как именно следует обращаться с мужчинами, строить семейную жизнь. Эта разновидность негативизма внешне не имеет отрицательных черт, но является таковой по существу. Эта вредная установка реализуется, как правило, при непременном участии и под руководством тещи, которая считает своим первейшим родительским долгом вмешиваться в личную жизнь дочери.

 Третья разновидность негативизма – негативизм как профилактика. Эта разновидность чаще возникает из общих соображений или понаслышке. Сводится она к тому, что мать внушает сыну, что ему следует быть очень осторожным с женщинами: от них можно заразиться дурной болезнью или же, женившись, попасть «под каблук», а потому следует их всячески избегать. Дочери же внушается, что цель всякого мужчины – «обмануть» и затем «бросить», воспользоваться невинностью и неопытностью девушки. Разумеется, все эти родительские воздействия основаны на реальных, но некритически оцененных фактах.

Негативизм часто приносит именно те результаты, которых родители стараются избежать, прививая ребенку эту установку. Даже в элементарных проявлениях результат бывает обратным.

 Следует учитывать, что в конкретных жизненных ситуациях может проявляться неблагоприятное влияние сразу нескольких установок в отношении полоролевого воспитания, в изолированном виде они почти не встречаются. Например, негативизм часто оказывается способом реализации аскетической установки, потребительская установка сама по себе может расцениваться как проявление негативизма, собственническая установка по отношению к детям может быть проявлением эгоизма или реализацией аскетической установки и т. д.

 

Список использованной литературы

 

1. Араканцева Т. А. Психологические особенности подростков с разным типом полоролевой ориентации: Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : М.: 1999. - 195 c.

2. Гендерная психология. Бендас Т.В. СПб.: Питер, 2006. - 431 с.

3. Гендерный подход в воспитании личности [Текст]/ авт.-сост. Л. В. Астапович. - Минск: Красико-Принт, 2011. - 128 с.

4. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2001.- 607 с.

5. Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. - СПб.: Саи-Веда, - 2000. - 136 с.

6. Столярчук Л. И. Теория и практика воспитания школьников в процессе полоролевой социализации: Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01: М.: 1998. - 399 c.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь