Третья КООРДИНАТА — ЗАВЕРШАЮЩИЙ ШТРИХ
Классическое дихотомическое видение мира, основанное
на первичной, безусловно необходимой на первых этапах
познания, жесткой категоризации явлений по принципу "да—
нет", конечно, позволяет представить достаточно контраст-
ную, хотя и черно-белую, картину. Ускользающее в этом
случае богатство цветовой палитры — хотя, быть может, и
не имеющее решающего, с точки зрения науки, значения —
довольно досадный факт. Возможно поэтому кажутся такими
перспективными (или необходимыми как шкала настройки
изображения) концепции "постепенного нарастания изме-
нений признака", "нормального распределения признака в
популяции", согласно которому индивидуальные особенно-
сти представляются не в виде отдельной точки, а в виде не-
прерывного континуума и т.д. К разговору о "третьей коор-
динате" мы вернемся позже, в разделе о втором, после иерар-
хического, принципе организации индивидуальности —
принципе координации.
Общим, пожалуй, для всех выделенных дихотомий яв-
ляется следующее положение. Важно не только конста-
тировать нерасторжимость, неотделимость, недизъюнктив-
ность формального и содержательного, наследственного и
приобретенного, общего и единичного, физического и
социального etc., но исследовать специфику соотношения
между этими факторами, проявляющуюся в иерархичес-
познание ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ^ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
кой организации мира психической реальности и фено-
мена индивидуальности, как центральной его части.
1.4. иерархическая СТРУКТУРА СУБЪЕКТА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ: ОРГАНИЗМ, ИНДИВИД,
ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Изучая закономерности общечеловеческих различий, не
избежать вопроса: "Все ли наблюдаемые факты рядополо-
жены?" или: "С помощью каких методов наиболее эффек-
тивно изучать те или иные явления?", и, наконец: "Какая
система знаний позволит — хотя бы относительно — упо-
рядочить многообразие проявлений индивидуальности?".
Эти вопросы вполне могли бы прозвучать во время дис-
куссии по проблеме соотношения основных понятий в Те-
ории Человеческих Различий, среди каковых традицион-
но выделяются следующие — организм, индивид, лич-
ность, индивидуальность. Исследователю, осваивающему
романтическую область изучения индивидуальности, так
или иначе придется столкнуться с необходимостью разли-
чения вышеуказанных понятий. Поэтому, прежде чем пе-
рейти к рассмотрению материала следующих разделов,
составим свою систему координат, определив точку от-
счета в анализе теорий, концепций и эксперименталь-
ных данных.
Объединенные в своеобразную парадигамальную рам-
ку, исходные для любой теории индивидуальности поня-
тия находятся в плоскости пересечения смысловых полей
двух фундаментальных конструктов — "человек" и
"субъект" (см. рисунок 3).
Практически никто из научно ориентированных иссле-
дователей не сомневается в том, что исходным, родовым
для всей психологии, и для дифференциальной в частно-
сти, является понятие "человек". При этом человек рас-
сматривается, в первую очередь, как биологическое суще-
ство, относящееся к классу млекопитающих вида homo
sapiens. Как раз в этом пункте проходит первая граница в
изучении различий (в основном устанавливаемых путем
теоретико-методологических констатации) между челове-
ком и другими живыми существами, в частности, речь идет
Дифференциальная ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Рис. 3. Семантическая иерархия базовых понятий
дифференциальной психологии
о так называемых "высших животных". Размышления над
тем, какие именно характеристики — по сути, а не по
названию! — отличают человека от своих ближайших "бра-
тьев по разуму", обнаруживают большую трудность в ин-
терпретации содержания таких хорошо знакомых понятий
как инстинкт и сознание, автоматизированный поведен-
ческий акт и волевой поступок, целесообразность и рассу-
дочность в проявлении избирательной активности и про-
чее, и прочее. Однако реально существующую границу
между структурно-функциональными особенностями орга-
низации не-человеческих и человеческих существ необхо-
димо прочертить, даже если нет уверенности в четкости и
ясности критериев основных различий (см. таблицу 1).
Качественный анализ представленных, а также многих
других отличий, является, в основном, предметом социо-
биологии и психобиологии. Для наших же целей существен-
но обозначение нижней границы, преддверия к области
дифференциально-психологического анализа. Психобиоло-
гическое (и социобиологическое) сечение имеет прямое
отношение к немаловажному вопросу о детерминантах (то
есть определяющих факторах) индивидуальных различий,
соотношении наследственности (эволюционно-генетичес-
кая переменная) и среды (социо-культурная переменная)
познание ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Таблица 1
Основные различия между человеком и высшими
животными
| Высшие животные
| Человек
|
Анатомо-
| Зачатки прямохождения у
| Прямохождение;
|
морфологи-
| приматов; менее развитая
| сложная мозговая
|
ческие
| структура мозга; органы
| организация
|
отличия
| воспроизведения звуков
| (наличие развитых
|
| не приспособлены для
| лобных долей и пр.,);
|
| речи
| наличие совершенного
|
|
| речедвигательного
|
|
| аппарата
|
Различия в
| Инстинктоподобная
| Есть высшие уровни
|
организации
| психика;не развито поняти
| ментальной иерархии —
|
психики
| иное и абстрактное мышле
| понятийное мышление,
|
| ние; в психике не выделена
| сознательная
|
| структура-Я как основа
| регуляция,
|
-
| сознания и самосознания
| нравственные
|
|
| переживания,
|
|
| Я-концепция,
|
|
| мировоззрение
|
Различия во
| Приспособительная и
| Осознанная
|
взаимодействи
| адаптивная активность на
| конструктивная и
|
и с миром (как
| основе преимущественно
| преобразующая
|
субъектов)
| автоматизированного
| активность; наличие
|
| поведения
| культуры, искусства,
|
|
| творчества; разумное
|
|
| познание себя и мира
|
в развитии личности, к проблеме взаимодействия биоло-
гического и социального в человеке. Глобальность этих тем
еще не раз заставит обратить на них внимание, но сейчас
мы уже подходим к следующей границе в нашем движе-
нии по уровням иерархической организации человека как
субъекта взаимодействия с миром.