Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Бертран де Бланшфор (1156–1169)



 

После гибели магистра де Трамле орден некоторое время возглавлял Андре де Монбар – один из девяти основателей ордена. В 1156 году он добровольно сложил полномочия и вернулся на родину в Бургундию, где затворился в аббатстве Клерво. На посту Великого магистра его сменил Бертран де Бланшфор, рыцарь из благородной семьи родом из Гиени. Вильгельм Тирский называет его человеком благочестивым и богобоязненным.

Тамплиеры продолжали оставаться главной силой, противостоящей мусульманам, хронисты ордена с ликованием писали о том, какое количество неверных они отправили в ад. Однако за то же время на небеса отправилось не меньшее число братьев – уровень смертности в Христовом воинстве был удручающе высок.

Вместе с королем Балдуином III Бертран боролся против сарацин Нур ад-Дина Занги. В июне 1157 года король собрал франкскую армию и в сопровождении четырех сотен тамплиеров (триста из них были мирскими рыцарями) выдвинулся освобождать осажденный город Баниас. Разбив лагерь рядом с озером Хула, в верхнем течении реки Иордан, они были застигнуты врасплох и разгромлены войсками Нур ад-Дина. Балдуин III и воины его свиты укрылись в соседнем замке Сафет, триста христианских воинов было убито, 87 – попали в плен (тридцати рыцарям-тамплиерам впоследствии удалось бежать). Среди плененных были и Бертран де Бланшфор, и брат Одо де Сент-Аман – маршал королевства Иерусалимского и будущий Великий магистр[70].

В следующем году, собравшись с силами, христиане взяли хорошо укрепленный замок Харим. Нур ад-Дин поспешил нанести ответный удар и вторгся в Иерусалимскую область, однако на этот раз счастье ему изменило. Король Балдуин и его союзник граф Дитрих Фландрский встретили мусульман на берегу Тивериадского озера, вступили с ними в бой и нанесли сильное поражение, так что сам эмир едва избежал плена. Во время ночного нападения на лагерь Нур ад-Дина, в котором особо отличились братья ордена, было убито и пленено две сотни неверных[71]; доблестный эмир, потревоженный в своей походной постели, вынужден был бежать с поля боя без оружия и доспехов.

В этом сражении особенно отличились англичанин Роберт Мэнсел и нормандский барон Жильбер де Ласи, прецептор ордена храмовников в княжестве Триполи. Имена и подвиги сих доблестных рыцарей удостоены упоминания в хронике Вильгельма Тирского[72]. Папа римский в письме к архиепископу Реймсскому, наместнику понтифика во Франции, писал о братьях ордена как о «новых Маккавеях, славных и доблестных избранниках Господа». Папа не уставал повторять, сколь «велик вклад этих святых воинов в христианском мире, сколь добродетельно их рвение, доблесть и неустанные старания в защите от коварства и неуемных притязаний нечистых язычников на святыни, к которым прикасался Спаситель в годы ее земной жизни. Нет сомнения, что слава о них распространилась по всему миру, и о подвигах их осведомлены не только соседние народы, но и все те, кто живет в самых отдаленных уголках земли». Святой понтифик повелел архиепископу оказать тамплиерам не только духовную, но и материальную поддержку: способствовать набору рекрутов и приобретению лошадей, а также призвать к содействию всех викарных епископов[73].

Пламенное рвение и воинственный энтузиазм тамплиеров можно сравнить лишь с ожесточенностью последователей Магомета, религиозный фанатизм которых едва ли не превосходил жаркую веру рыцарей-христиан. Нур ад-Дин на поле боя сражался, как самый беспощадный из его солдат. Однажды он воскликнул: «Увы, слишком долго я искал мученичества, не будучи в состоянии обрести его!» Имам Котб ад-Дин, услышав его слова, воскликнул: «Во имя Аллаха, не подвергай опасности свою жизнь, а вместе с нею ислам и всех мусульман. Ты – опора, Столп Веры. Если тебя убьют, сохрани Аллах, мы погибнем». Нур ад-Дин ответил: «О, Котб ад-Дин, что ты говоришь! Кто может спасти нашу страну и ислам, кроме великого Аллаха, которому нет равных?!» «Можно ли, – сказал он по другому поводу, – спокойно смотреть, как грабят дома наши, и не дать отпор грабителям, равно как и не защитить свою веру?»[74]

Как и тамплиеры, Нур ад-Дин постоянно сражался не только с вооруженными противниками, но и со своими страстями. Он противостоял соблазнам мира, укрепляя тело и дух постом, молитвой и беседами с суфи, духовными учителями. Праведный эмир преуспел в добродетелях, предписанных Кораном, строил школы и мечети, гостиницы и больницы для странников. С мечом в руках он сражался против врагов ислама и использовал всю энергию своей пылкой натуры на возвращение Иерусалима мусульманам[75].

 

Некоторые пункты Устава, а также принципы военно-религиозного служения тамплиеров и мусульман поражают сходством. Из сочинений арабских историков известно, что в мусульманском лагере были также под запретом пустословие и легкомысленное поведение, воины были обязаны пять раз совершать намаз, а между битвами пребывать в молитвенном погружении и изучать Коран.

Тамплиеры именовали себя «мстителями Иисуса Христа», а также «слугами и орудиями в руках Божиих для наказания неверных». Папа римский и Отцы Церкви считали их избранниками Божьими, призванными стереть с лица земли всех неверных. Во укрепление духа вооруженной паствы и ради пополнения рядов воинства Святые Отцы уверяли, что в награду за лишения и столь опасный труд в загробной жизни благочестивых рыцарей ожидают неизъяснимые радости рая[76].

«Сражаясь за Христа, – говорит святой Бернар в своем послании тамплиерам, – стяжаете Царство Небесное. ‹…› Так идите же вперед, о солдаты, не теряйте веры, но, укрепив дух, повергайте врагов Креста Христова и твердо верьте, что ни в жизни, ни в смерти не отделитесь от любви Божией. Повторяйте про себя в минуты опасности: будем ли мы жить или умрем – мы всегда с Господом. Отрадно возвращаться с поля боя победителем, столь же отрадно принять мученическую смереть в бою! Радуйся, доблестный победитель, – ты жив, а значит, тебе предстоит еще послужить Господу и стяжать славу, но только когда умрешь, ты сможешь прильнуть к Господу. ‹…› Блаженны мирно почившие в Господе, но поистине счастливы те, кто сражаются и умирают за Христа! ‹…› Смерть святых воинов в глазах Бога драгоценна…»

То же говорит и пророк Магомет: «Меч – ключ от неба и ада; капля крови, пролитая за дело Божие, ночь, проведенная с оружием в руках, – дороже двух месяцев поста и молитвы. Всякому, кто падет в бою, в Судный день будут прощены все грехи. Раны его будут блистать, как киноварь, источать благоухание и мускус, а утраченные конечности заменят крылья ангелов и херувимов».

Праведный халиф Абу-Бакр, последователь и сподвижник Магомета, так писал, обращаясь к арабским племенам: «Во имя милостивого Аллаха… всех уверовавших в единого Бога извещаю, что я намерен отправить истинно верующих в Сирию, чтобы освободить ее от рук неверных. Знайте, что эта война за веру, и послушание сие угодно Аллаху. ‹…› Помните, – говорил этот преемник пророка и полководец правоверным и благочестивым воинам, собравшимся претворить огнем и мечом сей акт послушания, – что вы всегда на виду у Бога: и на пороге смерти, и в ожидании Страшного суда, и в надежде на рай. ‹…› Сражаясь за Всевышнего, оправдайте гордое звание воина и мужчины и не поворачивайтесь спиной к опасности».

Возвышенные послания святого Бернара вдохновляли тамплиеров на ратные подвиги: «Оказавшись в пекле сражения, рыцарь отбрасывает прежнюю свою кротость, словно бы говоря: «Не ненавижу ли я тех, кто ненавидит Тебя, Господи; не мерзки ли мне враги Твои?» Мужи сии немедля яростно бросаются на врага, будто на стадо овец. Насколько бы враг ни превосходил их числом, они никогда не относятся к нему как к войску жестоких варваров или к страшной орде. Не полагаются они и на свою собственную силу, но верят, что Господь дарует им победу. Памятуют они слова Маккавеев:

«Легко и многим попасть в руки немногих, и у Бога небесного нет различия, многими ли спасти или немногими; ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила». Бесчисленное количество раз видели они, как один человек преследовал тысячу, и двое обращали десять тысяч в бегство.

Так, чудесным и небывалым образом, представляются они кротче агнцев, но в то же время яростней львов. Не знаю, было ли бы уместнее называть их монахами или солдатами, но только, пожалуй, лучше было бы признать их и тем и другим. Воистину, нет у них недостатка ни в монашеской мягкости, ни в воинской мощи. Что скажем мы об этом, кроме того, что сие было соделано Господом и чудно в глазах наших»[77].

Кардинал Жак де Витри, епископ Акры, нередко сопровождавший рыцарей-тамплиеров в их военных кампаниях, так описывает религиозно-военный энтузиазм братьев ордена: «Когда звучит призыв «К оружию!», те не страшатся врагов и без колебания бросаются в бой. Львы в битве, но агнцы в монастыре; храбрые воины на поле сражения, но кроткие монахи в молитве; свирепы и беспощадны к врагам Иисуса Христа, но добры и милосердны к христианам. В битве они идут под знаменем, разделенным на две половины – черный верх и белый низ[78], в знак того, что они справедливы и милостивы к христианам и страшны и ужасны для врагов. Сами братья называют это знамя Босеан (старофранцузское «beauseant» или «bien-seant» означает «пегий», «полосатый»)[79].

 

Среди многочисленных примеров проявления религиозного фанатизма мусульманских воинов наиболее примечательна приведенная ниже притча – эпизод из истории исламских завоеваний, изложенный Абу Мухаммадом Абдуллахом Аль-Вакиди, кади Багдада: «Мне грезится, – поведал отважный сарацинский юноша в разгар битвы против христиан под стенами Эмесы[80], – грезится, что я вижу двух чернооких дев, и столь они хороши, что, кажется, появись наяву хоть одна из них, любой, кто повстречал бы ее, умер от любви; я вижу в руках одной из них платок из зеленого шелка, на голове ее убор из драгоценных камней, она манит меня и зовет: иди же ко мне скорее, ибо я люблю тебя!» Воспламенившись этими словами, юноша взял меч и двинулся на врага, сея хаос и разрушение на своем пути, пока, наконец, не был сражен ударом копья. «Жизнь свою я посвятил служению Аллаху и его посланнику, – промолвил умирающий арабский воин, когда обнял в последний раз сестру и мать, – и за все удовольствия мира я бы не отрекся от своей доли. От одного из сподвижников пророка слышал я, что души мучеников в обличье зеленых птиц перенесутся в рай, где утолят голод дивными плодами райских садов, а жажду – водой райских родников. Прощайте, мы встретимся снова среди рощ и фонтанов, что уготованы Аллахом для избранных!»[81]»

 

Магистр Храма брат Бертран де Бланшфор был освобожден из плена по просьбе Мануила I Комнина, императора Константинополя[82]. После возвращения он написал несколько писем Людовику VII, королю Франции, в которых поведал о положении дел в Святой земле, об увеличении мощи и дерзости неверных, о разорении и запустении, вызванном страшным землетрясением, в результате которого были повержены замки, дома и крепостные стены городов.

«Гонители церкви, – писал магистр, – поспешили воспользоваться нашим несчастьем: великое множество неверных собирается со всех концов земли, чтобы единой силой ударить и изничтожить служителей Храма Господня»[83].

В период магистерства Бертрана де Бланшфора был заключен мирный договор с Фатимидами. В 1167 году в Каир на переговоры с юным халифом аль-Адид Лидиниллахом были отправлены послы крестоносцев – рыцарь-тамплиер Жоффруа и граф Гуго Гренье из Кесарии. «Сопровождаемые визирем и слугами халифа, рыцари миновали череду мрачных галерей дворца Фатимидов и достигли драгоценных врат, ведущих во внутренний сад правителя. Жар пустыни здесь смягчали многочисленные фонтаны, среди диковинных растений порхали птицы, услаждая слух пением, по саду расхаживали или томились в клетках редкие животные. Чернокожие воины и дворцовые евнухи препроводили посланников магистра до входа в личные покои халифа, скрытые от глаз посторонних шелковой завесой. Здесь визирь отложил в сторону свой кривой меч и трижды поклонился до земли, занавеси распахнулись, и посланники узрели повелителя правоверных»[84].

Брат Бертран де Бланшфор в своих письмах к королю Франции сообщает о военных операциях в Египте, о взятии Бильбейса, многолюдного города с преобладанием коптского населения, что возвышался на правой стороне дельты Нила, и безуспешной осаде стратегически важного укрепления – античного Пелузия[85].

Султан Нур ад-Дин, узнав, что Великий магистр и большая часть братии отправились в поход, вероломно вторгся в Палестину и устроил страшную бойню. Шестьдесят рыцарей ордена, оставшиеся в Иерусалиме, и возглавляемые ими туркополы, конные лучники, охранявшие границы государства, были убиты[86].

 

Рвение и преданность тамплиеров в их служении Христу по-прежнему было предметом восхваления и восхищения, как на Востоке, так и на Западе. Папа Александр III в своих письмах говорит о них как об отважных защитниках Иисуса Христа, которые ведут священную войну и ежедневно отдают жизни за своих братьев. «Мы молим, и мы увещеваем вас, – говорит он, обращаясь к архиепископам и епископам, – из любви к Богу, почтения к святому апостолу Петру и ко мне, как наместнику Божьему на Земле, а также во имя спасения собственных душ, оказывать им [орденам] помощь, поддержку и должные почести, сохранять все их привилегии неприкосновенными, гарантировать покровительство и защиту»[87].

Амори, король Иерусалима[88], преемник Балдуина III, в письме к «своему дорогому другу и отцу», Людовику VII, королю Франции, от имени всех правоверных христиан Святой земли молит проявить добросердечие, «но прежде всего, – говорит он, – мы усердно просим Ваше Величество о протекции в отношении в братьев Храма, которые постоянно жертвуют своими жизнями во имя Бога и веры и через коих мы делаем то немногое, что способны предпринять, ибо после Бога они опора всех тех, кто в восточных землях избирает путь праведной жизни»[89].

 

Филипп де Милли (1169–1171)

 

В 1169 году Великий магистр брат Бертран де Бланшфор отошел в лучший из миров, в августе того же года его пост занял Филипп де Милли (Мийи), лорд Наблуса и Трансиордании, седьмой по счету магистр Храма и первый из рожденных в Палестине. Он был лордом крепости Крак-де-Монреаль в Аравии Петрее (совр. Иордания), самым влиятельным бароном Иерусалимского королевства и другом короля Амори. После смерти жены Изабеллы в 1166 году Филипп де Наблус принял монашеский постриг и обеты ордена Храма[90].

А теперь сделаем небольшое отступление, чтобы поведать о возвышении другого великого военно-монашеского ордена, который к описываемому периоду занял лидирующее положение в защите Латинского королевства.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь