Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идеализм и диалектика Гегеля.



 Гегель (1770-1837) создает диалектику как систему, формулирует законы и категории диалектики.  Мировое развитие по Гегелю - развитие абсолютной идеи (духа). Идея первична. Абсолютная идея  порождает природу, а индивидуальное и общественное сознание - гос-во и всю всемирную историю. Мировое развитие имеет в себе внутреннюю цель - осознать себя, свой путь. Абсолютная идея  осознает себя в религии, искусстве и Ф. Общий вывод гегелевской Ф.: Все разумное действительно, все действительное разумно. Гегель считает, что зло и несовершенство мира преодолевается с помощью разума. Это оптимистическая и реалистическая философия. В диалектике понятий в развитии абсолютной идеи Гегель угадал диалектику внешнего мира,  сформулировал основные законы развития на идеалистической основе. В Ф. Гегеля имеется неразрешимое противоречие между его диалектическим методом, кот требует постоянного разв-я и  его идеалист-й системы, кот требует завершения развития. У Г. развитие Ф. заканчивается его  собственной Ф., а разв-е общ-ва - прусской монархией.

 

Сущность и исторические судьбы марксизма как философской системы.

 Маркс обратился к низам общ-ва, кот должны освободить себя и весь мир от  частной собственности. Центр-й идеей марксизма явл. материалистическое  понимание истории: люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них  не зависящих, люди - актеры и авторы собственной драмы. Не сознание людей  опр их бытие, а бытие опр. сознание. Развитие общ-ва есть естественный ист.  процесс. Общ-е пр-во - пр-во мат и дух ценностей. Пр-во выступает определяющим.  Марксизм не отрицает роль идей, роль духовного. Маркс сформулировал  краеугольные положения учения о коммунизме. Коммунизм кладет конец  предыстории человечества и открывает его подлинную историю, которая  свободна от антагонизмов м/у людьми и природой. Коммунизм уничтожает  отчуждение ч-ка от об-ва. Богатство Коммунистического об-ва - свободное  время. Абсолютизация марксистской теории , не учит опыта истор. развития, привели в  20в к существованию тоталитарного об-ва. Это нельзя ставить в вину Марксу. М  различал соц-фил и соц-полит стороны своего учения. Соц-полит теория, писал  М, будет зависеть от характера эволюции европейского капитализма, от соц  расслоения европейского общ-ва. <Открытое общ-во и его враги>. К.Поппер. В этой книге Поппер рассм. идейные  истоки тоталитарного общ-ва, кот уходят в историю (конфуцианство, Платон и  тд)

 

Фил. взгляды Ницше.

 Ницше (1844-1900) - нем философ, поэт. Язык его Ф - язык символов. Ницше -  Ф оболганный, табуированный (запрещенный), обремененный на существование между спецхраном и черным рынком. Многие сегодня считают Ницше  предшественником фашизма. Томас Манн: <Не фашизм - создание Ницше, а  Ницше - создание фаш-ма>. Ницше предвидел создание фаш-ма, наступление  тоталитарного общ-ва и критиковал такую демокр-ю, кот может привести к  фаш-му. Плохую услугу восприятию Ф Ницше оказала его сестра, кот руководила архивом (Н) после его смерти. В 1934 г архив (Н) посещает Гитлер и  беседует с его 90-летней сестрой. Это оказало еще большее влияние на отождествление Ф (Н) и фаш-ма. А Гитлер стал восприниматься как <сверхчеловек  Ницше>. Основные идеи нацистской идеологии - пангерманизм, антисемитизм  и славянофобия. (Н) рассматривал след. аспекты европейской культуры:  дионисийский и аполлоновский. Дионис - бог войны и виноделия в Др.Греции.  Дионисийское начало сравнивается с опьянением, кот пробуждает душу, когда  человек сливается с природой и близок к глубинам истокам жизни. Аполлон -  греческий бог света, солнца, гармонии, искусства. Аполлон - эстетическое и  этическое божество. Суть аполлоновского начала - познай самого себя и  сторонись чрезмерного. Культура должна быть гармоническим сочетанием этих  двух начал. (Н) считает, что европейская культура не смогла осуществить этот  идеал. Жизнь (Н) понимает, как всякое движение, становление. Всякому живому  присуща тяга к самоутверждению, подчинению себе чужой воли. Основа всего  сущего - воля к власти. Она утверждает власть сильных над слабыми. (Н)  выступает против уравнительности всех. (Н) пытается переоценивать ценности,  особенно христианские. Мораль и идеология христианства - мораль рабов. Был  1 только христианин, и он умер на кресте. Ницше раскрывает противоречие  между учением Иисуса и христианской церковью. Церковь - это единство  тварей и творца. Сверхчеловек (Н) - саморазрушение твари в человеке ради  созидания творца. Человек должен постоянно побеждать раба в себе. (Н) считал  своим антиподом Сократа. (Н) назвал себя однажды <философом неприятных  истин>. Мы должны освободиться от морали, чтобы жить морально.

 

27. Основные идеи русской философии второй половины 19 и нач. 20-го в. (славянофилы, западники, Соловьев, Толстой, Достоевский, Бердяев)

 Для России 19в. и начало 20 - это век классики и в фил. и в литературе. Русская фил. этого времени  - это фил. предупреждения, кот. не услышали. У истоков русской фил. 19 века стоит Чаадаев.  Чаадаев написал серию фил. писем. После публикации 1-ого письма, он был объявлен сумасшедшим, редактор сослан в Сибирь. Это был открытый протест против самодержавия и крепостничества. Ч. рассматривает каким путем должна идти Россия: путем Запада или своим путем.  Идеи Ч. развивали и западники и славянофилы. - Киреевский, Самарин, братья Аксаковы. Они  обосновывали самобытный путь развития Росс. В основе прогресса должны лежать православные,  которые должны являться основой мировоззрения. Общине, которая гармонизирует личный и  общественный интерес и монархия, которая оберегает об-во от революций. Славянофилы видели и  вскрывали противоречия м/у властью и об-ам, м/у народом и дворянством. Западники - Герцен,  Гроновский, Боткин, Тургенев. Осн. идеи: Росс. С петровских времен необратима привязан к западу  и должна идти по капиталистическому пути. Западники высоко оценивают фил. Гегеля, ориентируются на развитие науки, естествознание. В 60-70гг. представителями славянофильской традиции  выступили: Аполлон-Григорьев, Достоевский, Страхов. Идеи: почва - глубины народной жизни, из  которых выводится самобытный путь Росс. Достоевский - столько же философ, сколько и писатель.  Диалектика его идей воплощается в столкновении героев его произведений. Он рассматривает  антропологические проблемы и пр-мы оправдания бога. Человек - это противоречие темных и  светлых сторон, сознательного и бессознательного. Ч-к иногда не умеет исп дарованную ему  свободу и тогда в ч-ке торжествуют темные силы. Часто к истине ч-к приходит ч-з страдания,  преступления и наказания. Ч-к не может прожить без бога. Потеря веры в бога иногда превращ-ся в  человека-божество. Достоевский большую роль отдавал христианству. Он ценил красоту, но считал,  что красоту надо защищать. Достоевский делит ист-ю человечества на 3 части: патриархальность,  цивилизация, христианство. Соц-зм Достоевский оценивал лишь как путь внешнего устроения  человечества. Главное же - нравственное самоусовершенствование. Толстой (1828-1910) пережил духовный кризис и пришел к религиозному пониманию жизни. Он  отлучен от церкви, т.к. он отвергает церковное истолкование истин Иисуса. Идеи Толстого -  панморализм (чистая тирания морали), в личности должно подавляться все, а главенствовать только  моральное сознание. Идеи панморализма Толстой проводит в воспитании и в семейной жизни. (Т)  противопоставлял добро и красоту. Искусство, особенно музыка, обладает роковой силой,  несовместимой с добротой. (Т) раскрывает основную проблему современности, проблему всей  культуры.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь