Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Русский марксизм и эволюция философии в послереволюционной России
Плеханов (1856-1918) в своих трудах развивал историю Ф, гносеологические и социологические аспекты материального понимания истории. Ленин (18701924) считал, что марксизм состоит из 3 частей: Ф, политэк-мии, соцполит теории. Особую актуальность философские вопросы приобретают в годы застоя. В работе <Материализм и империализм> (Л) рассм. вопросы теории познания, связывает их с развитием естествознания. Но даже в этих отдельных вопросах он требует видеть столкновение классов, партийных классовых интересов. Он оценивает любую идеалистическую и религиозную мысль как политическую реакцию. С этого начиналась идеологизация и политизация Ф. После смерти (Л) произошла канонизация марксизма и догматизация его принципов. Развитие Ф стало уделом отдельных личностей и съездов партии. Сталин взял на себя право единственного и неповторимого толкователя марксизма. Борьба против идеализма была возведена в ранг гос. политики.
Основные тенденции зап. фил. 20в. Классическая фил была ориентирована на познание природу и обва с целью их преобразования. Она утверждала, что с помощью науки и развития ч-ка можно достичь идеального об-ва. Историческое развитие поколебало веру ученых в силу ч-кого разума в достижении об-го прогресса. Различные фил течения по-разному отн. к фил классике: Марксистская фил. отстаивает рационалистическую и гуманистическую традицию Неоклассическое течение ставит цель развития классических идей применительно к новым условиям. Возникают и антиклассические подходы: фил жизни, неопозитивизм, фрейдизм(психоанализ), экзистенциализм. В 20 в происходит возврат к основам мистико-религиозной фил к оккультным наукам. (алхимия, астрономия), возрождается интерес к паро-нормальным явлениям (ясновидение, телекинез, телепатия, полтергейст, НЛО), приобретают большое влияние и восточные религии. У истоков стоят различные научные направления (Римский клуб). Ученые ставят вопрос: <Можно ли остановить гибель природы и чел-ва и как это сделать? Выход они видят в формировании новых качеств ч-ка. Таких как глобальность мышления, любовь к справедливости и неприятие насилия. В 20в сущ 2 противоположные оценки роли науки и техники: Сциентизм и антисциентизм. Сциентизм преувеличивает роль науки и техники в жизни об-ва, считает, что с помощью науки можно решить все проблемы. Сциентизм стал основой создания футурологических концепций индустриального, пост индустриального и информационного обва. Антисциентизм - позиции возлагающие на НТП вину за все общественные бедствия.
Фрейдизм и неофрейдизм. Фрейд (1856-1939) Фрейдизм - метод разработанный Фрейдом для лечения психических заболеваний путем перевода бессознательного в сознательное с помощью гипноза. История объясняющая роль бессознательного в жизни ч-ка и об-ва играет огромную роль в жизни человека бессознательное (подсознательное). Бессознательное по Фрейду состоит прежде всего из сексуальных инстинктов (либидо). Юнг считает, что сущ коллективное бессознательное. Бессознательное может быть источником творческих и разрушительных тенденций в об-ве. Подсознательное преобразуется в дух деятельности, в сферах: религии, искусстве, политике и тд. Сущ антагонизм (противоречие) между природным началом ч-ка (сексуальными и агрессивными импульсами) и культурой с ее идеалами, нормами, запретами, кот не дают реализовать все желания ч-ка. Фрейд видит основой развития к-ры - бессознательное. Это явное преувеличение. Эрик Фромм (1900-1980) . Для него характерна меньшая биологизация сущности ч-ка и социопсихологизм. Он рассматривает проблему отчуждения ч-ка и пытается синтезировать марксизм и фрейдизм.
Фил. экзистенциализма. Он возникает в начале 20-го в. в Германии, России, Франции. Различают религиозный и атеистический экзистенциализм. Для экзистенциализма характерна ориентация на худ литературу. Одна из центральных проблем - проблема отчуждения. Ч-к одинок в этом мире. Все что он создает противостоит ему (партии, классы, и тд). Фил обязана помочь ч-ку. Ее предметом должно быть подлинное бытие ч-ка. Центральная категория - экзистенция. (Подлинное существование). Существование предшествует сущности. Ч-к сначала существует, а потом определяет себя в мире, приобретает свою сущность. Свобода ч-ка - свобода выбора и ответственность за этот выбор. Ч-к проявляет себя в пограничной ситуации в важный момент(смерть, болезнь:). Именно здесь проявляется его подлинное бытие. Социально-политические позиции у экзистенциалистов не одинаковы. Экзистенциалисты утверждают что жизнь - бытие к смерти. Ч-к должен достойно умереть, если приходит смерть и борется с ней если есть шанс жить. Ч-к ориентируется на жизнь, проявляет огромную волю к жизни.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы