Кулыурное и интеллжтуальное развитие общества
Наилучшим введением в тему трансформации идей служит хорошо известный труд: «Н. S. Hughes, «Consciousness and Society», вьщержавшая много изданий. Работа: «G. Lichtheim, «Europe in the Twentieth Century», 1972» написана в форме общего исторического обзора, но посвящена, в основном, вопросам интеллектуального развития, составлена сжато, но содержит много информации. Обширный материал представлен в работе: «J. Romein, «The Watershed of Two Eras», уже упоминавшейся выше. Тема науки освещена в работе: «С. С. Gillispie, «On the Edge of Objectivity», 1960», охватывающая обширный период и имеющая вводный характер, хотя написана она довольно сложно. Эта область очень обширна; наилучшими справочными изданиями можно считать: «С. С. Gillispie, «Dictionary of Scientific Biography», 1970– 1980», в 16 томах, и работу: «Р. Р. Wiener, «Dictionary of the History of Ideas», 1973–1974, в 4 томах. Рекомендуем также; «W. F. Bynum, E. J. Browne, R. Porter, «Dictionary of the History of Science», 1981»; и «Fontana Dictionary of Modern Thonght», 1977; обе книги написаны сжато и на хорошем уровне. Работа: «R. W. Clark, «Einstein, the Life and Times», 1971» – посвящена важнейшим областям физики; ее дополняет труд: «R. Мс Cormmach, «Historical Studies in the Physical Sciences», vol. II, 1970», описываю‑1 Щ1 Й отношение общества к теории относительности. Этому же автору принадлежит роман «Night Thoughts of а Classical Physicist», 1982, в котором он описал жизнь ученого (на примере одного германского академика). Книга: «С. Webster, «Biology, Medicine and Society 1840–1940», 1981» вводит читателя в мир генетики, евгеники, медицины и социальных приложений биологии.
Рекомендуем справочную книгу по искусству: «Encyclopedia of World Art» – полезна для знакомства с изобразительным искусством, хотя содержит не слишком много исторических сведений. Труд: «New Grove Dictionary of Music», 1980, в 16 томах, написан специалистами и для специалистов. Многие книги, посвященные общей истории Европы периода до 1900 года, содержат данные об искусстве того времени (например, труды Ромей‑на). Книги, посвященные общей истории искусства, часто представляют собой простое перечисление событий или грешат предвзятостью. Так, работа: «А. Hauser, «The Social History of Art», 1958» дает догматическое марксистское описание предмета. Работа: «W. Hofmann, «Turning – Points in Twentieth‑century Art 1890– 1917», 1969» – написана интересно, но содержит спорные вьшо‑ды. В работе «Ν. Pevsner, «Pioneers of the Modem Movement», 1936», подчеркнута связь между творчеством Уильяма Морриса и модернизмом. Влияние образа жизни людей разных классов на архитектуру показано в книге: «М. Girouard, The Victorian Country House», 1971» и в книге: «М. Girouard, «Sweetness and Light: The Quenn Anne Movement 1860–1900», 1977». Рекомендуем также: «R. Shattuck, «The Banquet Years: The Origins of the Avantgarde in France 1885 to World War One», 1967» (живо написанная и поучительная книга); «С. Gray, «The Russian Experiment in Art 1863– 1922», 1971 (прекрасно написанная книга). По истории театра (в том числе авангардного) рекомендуем книги; «Р. Jelavich, «Munich and Theatrical Modernism», 1985»; «R. Pascal, «From Naturalism to Expressionism; German Literature and Society 1880–1918», 1973».
Связь искусства с современным обществом и роль тенденций интеллектуального развития хорошо показаны в трудах Ромейна и Танненбаума. Очень живо написана книга: «S. Кет, «The Culture of Time and Space 1880–1918», 1983»; насколько она убедительна – судить читателям.
Основные тенденции развития социальных и гуманитарных наук показаны в энциклопедическом труде; «J. А. Schumpeter, «History of Economic Analysis», 1954», который лучше использовать только для справок. Много информации содержит работа: «G. Lichtheim, «Marxism», 1961». Социологи нередко спорят о предмете своей науки и о ее истории. Здесь хорошим руководством могут служить статьи по разделу «Социология», помешенные в журнале; «International Encyclopedia of the Social Sciences», 1968, vol. XV».
Книг no историографии данного периода не так уж много; можно указать на: «G. Iggers, «New Directions in European Historiography», 1975»; cm. также статью «История» в «Encyclopedia of the Social Sciences», 1932, под редакцией E. R. A. Seligman, a также книгу «International Encyclopedia», 1968, редакторы; H. Berr, L. Febvre.
История отдельных стран
Мы приводим здесь библиографию книг, написанных на английском языке, которая охватывает историю всех стран, использующих этот язык, а также историю многих стран Дальнего Востока, поскольку она, по традиции, изучается историками в США; однако многие важные труды по истории европейских стран написаны на других языках.
По истории Британии рекомендуются следующие книги; «R. Т. Shannon, «The Crisis of Imperialism 1865–1915», 1974» – хорошо написанная книга, выделены темы культуры и интеллектуального развития; «G. Dangerfield, «The Strange Death of Liberal England», 1935» – дает яркий взгляд на историю страны в этом периоде, хотя и содержит много ошибок в деталях описаний; «Е. Halevy, «А History of the English People in the Nineteenth Century», 1895–1915, vol. IV–V» – очень умная и эрудированная работа, написанная современником событий; «R. К. Webb, «Modern Britain from the Eighteenth Century to the Present», 1969» – идеальная книга для читателей, плохо знающих историю Британии.
Имеются переводы нескольких прекрасных книг по истории Франции; «J. М. Mayeur, М. Reberioux, «The Republic fromits Origins to the Great War 1871–1914», 1984» – наилучшее из кратких руководств; «О. Dupeux, «French Society 1789–1970», 1976»; «Т. Zeldin, «France 1848–1945», 1973» – энциклопедический труд (кроме освещения экономических вопросов), к тому же остроумно написанный; «S. Elwitt, «The Third Republic Defended: Bourgeois Reform in France 1880–1914», 1986» – содержит анализ идеологии руководителей государства; «Е. Weber, «Peasants in to Frenchmen» – рассказывает об одном из главных достижений республики.
Книг о Германии переведено меньше, хотя можно рекомендовать следующие: «Н. U. Wehler, «The German Empire 1871– 1918», 1984»; «А. Rosenberg, «The Birth of the German Republic», 1931» – написана марксистом, очень способным деятелем Веймарской республики; «G. Craig, «German History 1867–1945», 1981» – обстоятельная работа; «V Berghahn, «Modem Germany, Society, Economics and Politics in the Twentieth Century», 1986» – содержит более обширный фактический материал; «J. J. Sheehan, «German Liberalism in the Nineteenth Century», 1974»; «С. Shorske, «German Social Democracy 1905–1917», 1955» – довольно старая, но понятная для чтения; «G. Е1еу. «Reshaping the German Right», 1980» – написана в полемическом ключе, но помогает понять политику Германии.
По истории Австро‑Венгрии рекомендуются следующие книги: «С. А. Macartney, «The Habsburg Empire», 1968» – очень удобна для общего знакомства с предметом; «R. А. Капп, «The
Mulrinational Empire: Nationalism and National Reform in the Habsburg Monarchy 1848–1918», 1970», в 2 томах – исчерпывающий труд, местами несколько утомительный; «Н. W. Steed, «The Habsburg Monarchy» – написана современником, одаренным и информированным журналистом; корреспондентом газеты «Таймс»; «С. Shorske, «Fin‑de‑Siecle Vienna» – посвящена политике и культуре. Рекомендуются также труды двух венгерских историков‑экономистов, I. Berend и G. Ranki, содержащие обзор и анализ положения Венгрии.
По истории Италии (в пределах рассматриваемого периода) имеется довольно мало книг, переведенных на английский. Можно рекомендовать следующие: «D. Mack‑Smith, «Italy: А Modem History», 1969» – одна из работ автора, главные труды которого относятся к последующему и предыдущему периодам истории; «С. Seton‑Watson, «Italy from Liberalism to Fascism 1871–1925», 1967» – написана не так живо, как книга «В. Croche, «History of Italy 1871–1915», 1929 – написана великим философом, опус‑тивщим многие факты, не представляющие интереса для мыс‑лителя‑идеалиста, но интересные современному историку.
По истории Испании имеется две выдающиеся работы на английском языке: «R. Carr, «Srain 1808–1939», 1966» – написанная сжато, но содержащая много фактов; «G. Brenan, «The Spanish Labirinth», 1950» ‑ замечательная, хотя и «ненаучная» работа.
История балканских стран описана в трудах историков Дж. и Б. Джелавич; см. например: «В. Jelavich, «History of the Balkans», vol. II, 1983». Cm. также: «D. Chirot, «Social Change in a Peripheral Society: The Creation of a Balkan Colony», 1976 – содержит анализ трагедии румынского народа; «М. Djilas, «Land Withont Justice», 1958» – о периоде Монтенегрин; «S. J. Shaw, Е. К. Shaw, «History of the Ottoman Empire and Modem Turkey, vol. II: 1808–1975», 1977» – написана основательно, но не везде интересно.
Книг по истории других европейских стран, изданных на английском языке, имеется недостаточно, хотя есть хорошие монографии, вроде: «Scandinavian Economic History Review» и другие журналы.
По истории стран Африки, Латинской Америки и Китая имеются хорошие работы серии «Cambridge Histories». История стран
Дальнего Востока и полезные сведения по истории Японии содержит книга: «J. К. Fairbank, Е. О. Reischaner, А. М. Craig, «East Asia: Tradition and Transformation», 1978. По истории Японии см. книги: «J. Whitney Hall, «Japan: From Prehistory to Times», 1986; «J. Livingston, «The Japan Reader», vol. 1: 1800–1945, 1974»; «J. E. Hunter, «А Concise Dictionary of Modem Japanese History», 1984»; «Е. Seidensticker, «Low City, High City: Tokyo from Edo to Earthquake 1867–1923», 1985» ‑ интересная книга, написанная не для востоковедов, а для обычных читателей, интересующихся жизнью и культурой японцев. Наилучшим введением в историю Индии и ее современную жизнь служит книга: «J. М. Brown, «Modem India», 1985», снабженная хорошим списком литературы.
Некоторые работы по истории Китая, Ирана, Оттоманской империи, Мексики, России и других стран указаны ниже, в разделе «Революции».
По каким‑то причинам существует явный недостаток работ, которые могли бы служить хорошим введением в историю США, хотя и написано много учебников для колледжей и работ, поясняющих природу американизма, – здесь накопились уже горы монографий. Лучшей остается современная версия работы: «S. Е. Morison, Н. S. Conmiager, W. Е. Leuchtenberg, «The Growth of the American Republic», 1969. Cm. также: «G. Kennan, «American Diplomacy 1900–1951», 1984».
Революции
Классической является работа: «В. Moore, «The Social Origins of Dictatorship and Democracy», 1965», дающая оценку значения революций начала XX века; под ее влиянием написан труд: «Т. Scocpol, «States and Revolutions», 1978». Рекомендуются также следующие книги; «Е. Wolf, «Peasant Wars of the Twentieth Century», 1972» – эта работа имеет важное значение; «Е. J. Hobsbawm, «Revolution» – помещена в сборнике «R. Porter, М. Teich, «Revolution in History», 1986», дающем краткий обзор проблемы революций.
Чрезвычайно обширна историография царской России, ее крушения и ее революций. См. работы: «Н. Seton‑Watsdn, «The Russian
Empire 1801–1917», 1967 – довольно трудная для чтения; «Н. Rogger, «Russia in the Age of Modernisation 1880–1917», 1983»
– содержит основные данные по теме; «Т. G. Stavrou, «Russia under the Last Tsar», 1969» – сборник очерков по разным аспектам темы; «Р. Lyashchenko, «History of the Russian National Economy», 1949 – при чтении требует дополнения соответствующими главами из «Cambridge Economic History of Europe»; «G. T. Robinson, «Rural Russia under the Old Regime», 1932» – посвящена крестьянству России, удобна для начала изучения темы, хотя и несколько устарела; «Т. Shanin, «Russia as а Developing Society», vol. 1: «Russia’s Turn of Century», 1985, vol. 2: «Russia 1905–1907: Revolution as a Moment of Truth», 1986» – чрезвычайно интересная, но трудная для чтения работа, в которой дана попытка представить революцию «снизу» и объяснить ее влияние на последующую историю России; «L. Trotsky, «History of the Russian Revolution» – написана коммунистом, участником событий и отличается разумными оценками увиденного; «Маге Ferro, «The Russian Revolution of February 1917» – содержит хороший список литературы.
Постоянно растет и список книг, изданных на английском языке, посвященных другой великой революции – китайской, хотя большая часть их относится к периоду после 1911 года. Рекомендуются следующие работы: «J. К. Fairbank, «The United States and China», 1979 – краткое изложение современной истории Китая; еще лучше: «The Great Chinese Revolution 1800–1985», 1986
– этого же автора; «F. Schurmann, О. Schell, «China Reading 1: Imperial China», 1967 – содержит основной фактический материал; «F. Wakeman, «The Fall of Imperial China», 1975»; «V Purcell, «The Boxer Rising», 1963» – дает полное освещение этого эпизода истории; М. Clabaugh Wright, «China in Revolution: the First Phase 1900–1915», 1968» – можно считать вводной работой, перед чтением более сложных монографий.
По истории социальных преобразований в других древних восточных империях рекомендуются следующие работы: «Ν. R. Keddie, «Roots of Revolution: An Inteφretive History of Modern Iran», 1981»; «В. Lewis, «The Emergence of Modern Turkey», 1961, 1969» – no истории Оттоманской империи; «D. Kushner, «The Rise of Turkish Nationalism 1876–1908», 1977»; «Ν. Berkes, «The
Development of Secularism in Turkey», 1964»; «R. Owen, «The Middle East in the Worid Economy», 1981».
В рассматриваемый период произошла, фактически, только одна революция – в Мексике; здесь рекомендуются, в качестве вводных, следующие работы: «F. Katz, «The Secret War in Mexico», 1981» – особенно первые главы книги; «Cambridge History of Latin America» – глава, написанная тем же автором; J. Womack, «Zapata and the Mexican Revolution», 1969»; труды обоих авторов написаны превосходно.
Национально‑освободительное движение в Индии стало предметом многих дискуссий, но достаточно хороших работ по этой теме нет. Для начала рекомендуется: «J. Brown, «Modem India», 1985»; см. также: «А. Maddison, «Class Structure and Economic Growth in India and Pakistan Since the Mughals», 1971» – содержит основные данные по экономике и социальному развитию; «С. А. Bayly, «The Local Roots of Indian Politics: «Allahabad 1880– 1920», 1975» – монография, написанная блестящим знатоком Индии; «L. А. Gordon, «Bengal: The Nationalist Movement 1876– 1940», 1974» – посвящена региону, где происходили наиболее радикальные преобразования.
История исламских стран (помимо Турции и Ирана) освещена слабо. Рекомендуются: «Р. J. Vatikiotis, «The Modern History of Egypt», 1969»; «Е. Evans‑Pritchard, «The Sanusi of Cyrenaica», 1949» – написана знаменитым антропологом о Ливии, читается с интересом; автор предназначал свой труд британским офицерам, сражавшимся в пустынях Северной Африки в годы второй мировой войны.
Войны и борьба за мир
Новейшее и достаточно хорошее освещение проблемы причин возникновения первой мировой войны дано в работе: «J. Joll, «The Origins of the First World War», 1984». Cm. также: «А. J. P. Taylor, «The Struggle for Mastery in Europe», 1954» – несколько устаревшая работа, прекрасно описывающая сложность международной дипломатии; «Р. Kennedy, «The Rise of Anglo‑German Antagonism 1860–1914», 1980»; «Ζ. Steiner, «Britain and the Origins of the First World War», 1977»; «F. R. Bridge, «From Sadowa
to Sarajevo: The Foreign Policy of Austria‑Hungary 1866–1914», 1976»; «V Berghahn, «Germany and the Approach of War», 1973» – все это примеры хорошо написанных монографий недавнего времени; «G. Barraclough, «From Agadir to Armageddon; The Anatomy of a Crisis», 1982 – написана одним из самых оригинальных историков своего времени; «W. Н. Мс Neil, «The Pursuit of Power», 1982 – освещает общие вопросы войны и состояния общества; «В. Bond, «War and Society in Europe 1870–1970», 1983» – хорощо описан именно интересующий нас период истории; «Ν. Stone, «The Eastern Front 1914–1917», 1978» – главы 1 и 2; «М. Ferro, «The Great War», 1973» – хорошее, достаточно краткое описание последствий войны; «R. Wohl, «The Generation of 1914», 1979» – о тех, кто предвидел надвигавшуюся войну; «G. Haupt, «Aspects of International Socialism 1871–1914», 1986» – блестяще описана позиция Ленина по вопросам войны и революции.
СОДЕРЖАНИЕ
Эрик ХобсбауΜ ВЕК ИМПЕРИИ 1875 – 1914
Редактор/ί. А. Егоров Художник Т. Неклюдова Корректор Я. Передистый, Н. Пустовойтова
Лицензия ЛР № 065194 от 2 июня 1997 г.
Сдано в набор 24.08.98. Подписано в печать 30.10.98 г. Формат 84x108/32. Бумага офсетная. Гарнитура CG Times. Печать высокая. Уел. п.л.17,0. Тираж 5000 экз. Заказ Jsfe 291.
Издательство ^Феникс»
344007, г.Ростов‑на‑Дону, пер.Соборный, 17.
Отпечатано с готовых диапозитивов на полиграфическом предприятии «Офсет» 400001, г.Волгоград, ул.КИМ, 6.
Эрик Хобсбаум родился в Александрии в 1917г. Получил образование в Вепе, Берлине, Лондоне и Кембридже. Член Британской Академии и Американской Академии Искусств и Наук, обладатель почетных степеней университетов ряда стран. До пенсии работал в Бирбекском Колледже Лондонского университета, а затем в Новой школе социальных исследова 1н:й в Нью‑Йорке. Его книги: Primitive Rebels, Labouring Men and Worlds of Labour, Industry and Empire and Bandits.
Посвяще 1шая двадцатому веку трилогия известного британского историка Эрика Хобсбаума является од 1шм из величайших достижений совремешюй исторической мысли.
С момента выхода в свет первого тома этого выдающегося труда (более трех десятилетий назад) и вплоть до сегодняшнего дня исследование Хобсбаума неизменно попадает практически во все каталоги книг по всеобщей истории, предлагаемые англоязычному читателю. Разгадка этого феноменаль‑ 1ЮГО успеха проста: после нескольких десятилетий упорного и кропотливого труда английский ученый создал детальный и оригинальный обзор важнейших явлений и процессов, характерных для европейского общества в период между 1789 и 1914 гг. При этом он не только суммировал факты, но и попытался вписать их в систему исторического синтеза, «воссоздать дух того времени».
В <<Веке империи» Хобсбаум показал, как и почему «классический капитализм» пришел в упадок, а относительно мирный период развития европейского общества оказался чреват первой мировой войной, вскрыл причины, приведшие к кризису буржуаз 1юй морали и общества в целом.
ISBN5‑222‑00616‑6
|
[1] Большинство из них либо получили международное употребление, либо были просто переведены на различные языки. Так и «социализм», и «журналистика» стали интернациональными словами, тогда как словосочетание «железная дорога» стало основным названием рельсового пути повсюду, кроме той страны, в которой оно появилось.
[2] Так, в 1823–1827 гг. горожане в Бреслау были в среднем на 3 см выше, чем люди из окрестных сел; горожане из Лувена – на 2,см. По этому вопросу сведения взяты из военной статистики XIX в.··*
[3] в Чехословакии после 1918 г. были конфискованы земли у 80 владельцев
[4] поместий, каждое из которых превышало 25 ООО акров (10 ООО га), среди них 500 ООО акров у Шёнборнов и Шварценбергов, 400 ООО – у Лихтенштейнов, 170 ООО – у Кински**.
[5] Так же до некоторой степени обстояло дело и с Дальним Востоком, где они скупали чай, шелк, фарфор и т. д., спрос на которые в Европе все возрастал. Но политическая независимость Китая и Японии не позволяла вести с ними такую же пиратскую торговлю.
[6] «Только покупательная способность населения, доход на душу населения, цены на перевозки, да еще ограничения на торговлю росли медленно. Но
[7] рынок расширялся, и жизненный вопрос состоял в том, когда производитель товаров массового потребления настолько захватит его, чтобы получить возможность быстро и долго расширять их производство»^ .
[8] «Надомная система», являясь универсальной первой ступенью развития производства на пути от надомного или ремесленного производства к современной промьшшенности, может принимать бесчисленные формы, иные из которых очень близки к фабричным. Если писатель XVIII в. говорит о «мануфактурах», то он неизменно именно это имеет в виду.
[9] Во всех странах, обладавших какой‑либо рьшочной мануфактурой, преобладали текстильные мануфактуры: в Силезии (1800) они составляли 74 % всего количества мануфактур'·*.
[10] От постнаполеоновского радикализма в Британии до популизма в США все движения протеста, включая фермеров и мелких предпринимателей, можно определить по их требованию финансовой неортодоксии; «все это были денежные причуды».
[11] Швейцарец Симон де Сисмонди и консерватор Мальтус были первыми, кто задумался об этих причинах еще до 1825 г. Новые социалисты считали теорию кризисов краеугольным камнем в своей критике капитализма.
[12] Э. Бейнс в 1835 г. определил q>OAHK)io зарплату всех прядильных и ткацких процессов в 10 шиллингов в неделю при двухнедельном неоплачиваемом отпуске в год, а ткачам на ручных станках – по 7 шиллингов снижения зарплаты.
[13] В Британии любая точка суши удалена от моря не более чем на 70 миль, и все промышленные районы XIX в., исключая один, были расположены либо на море, либо на небольшом расстоянии от него.
[14] В 1848 г. одна iperb капитала французских железнодорожных линий была британской^’*.
[15] Конечно, такие расходы также стимулируют экономику, но не очень эффективно, и едва ли вообще в направлении промышленного роста.
[16] Общий капитал – основной и работающий в мануфактурной промьш1 леино‑сти – измерялся Мак‑Куллохом в 34 млн фунтов в 1833‑м, а в 1845‑м – в 47 млн фунтов.
[17] В соответствии с этой системой бедноте были гарантированы вьшлаты в виде субсидий из местных налогов, но будучи умеренными, они влекли за собой еще большую нищету, чем прежде.
[18] Другой взгляд на эту проблему состоит в том, что обеспечение производства рабочими руками зависит не от таких изменений, а от общего роста населения, которое, как мы знаем, очень быстро выросло. Но это сбивает с толку. В промьпиленной экономике не только численность, но и доля сельскохозяйственной рабочей силы должна была резко возрасти. Это значит, что мужчины и женщины, которые все‑таки должны были остаться в деревне и жить, как их предки, вынуждены переехать куда‑либо на каком‑то отрезке своей жизни, потому что города растут быстрее, чем вьфастает их население, которое в любом случае ниже, чем у деревень в нормальных условиях. И это зависит от того, уменьшается ли сельское население, остается его численность постоянной или даже вьфастает.
[19] Британии, как, к примеру, и США, приходилось рассчитывать только на массовую иммиграцию, частично на иммигращ1 ю из Ирландии.
[20] Это различие между британским и французским влиянием не должно вос
[21] приниматься как очень разные явления. Каждый из центров двойной революции не ограничивал своего влияния какой‑либо одной сферы человеческой жизни, а обе скорее дополняли одна другую, чем соперничали. Тем не менее, даже когда обе сближались – как в социализме, который был почти одновременно изобретен и назван в обеих странах, – они сближались с разных направлений.
[22] Это не умаляет влшшия американской революции. Она, без сомнения, помогла поддержать французов в узком смысле – обеспечила моделью конституции – в противовес французской – для различных латинских стран и способствовала время от времени росту демократических радикальных движений.
[23] Около 300 тыс. французов эмигрировали в период с 1789 по 1795 i^*.
[24] «Вы знаете, какое правительство (победило)?... Правительство Конвента. Правительство непримиримых якобинцев в красньк колпаках, носящее грубую шерстяную одежду, деревянные башмаки и питающееся одним хлебом и плохим пивом. Эти люди отправлялись спать на матрасы, расстеленные прямо на полу зала заседаний, когда они были слишком утомлены, чтобы бодрствовать и обсуждать будущее. Это те люди, которые спасли Францию. Я был одним из них, господа. И здесь, перед резиденцией императора, в которую я собираюсь войти, я говорю, что «горжусь этим». Цит. по: Ж. Саван. Префекты Наполеона (19S8), 111–112. Цит. по: J. Savant, des Pr£fets de Napol6on (1958), 111‑112.
[25] Неудачная попытка наполеоновской Франции вновь захватить Гаити была главной причиной ликвидации все еще остававшейся Американской империи (Луизианы), которая была продана США в 1803 г. Таким образом, дальнейшее распространение якобинства в Америке было предпринято для того, чтобы през^атить США в государство всего континента.
[26] Сьш Джеймса Уатта уехал во Францию, когда произошла революция, чем привел отца в страх и смятение.
[27] А именно: Пристли, Бейтам, Унлберфорс, Кларксон (борцы за отмену рабства), Джеймс Макинтош, Дэвид Уильямс из Британии; Клопшток, Шиллер, Кант и Анахарсис Клоотс из Германии, Песталоцци из Швейцарии, Костюшко из Польши, Горани из Италии, Корнелиус де По из Нидерландов, Вашингтон, Гамильтон, Мэдисон, Том Пейн и Джоэл Бало из США. Не все из них симпатизировали Революции.
[28] ♦ Поскольку Польша была республикой дворян и мелкопоместных землевладельцев, конституция была якобинской лишь внешне: власть дворян была усилена еще больше, а не отменена.
[29] Французам все же не удалось упрочить в качестве своего сателлита Рейнскую республику.
[30] Единственное оставшееся в Европе государство этого вида – Республика Андорра, находящаяся под двойным сюзеренством испанского епископа Ур‑гелла и президента Французской республики.
[31] Он был буквально в одном лице герцогом Австрийским, королем Венгрии, королем Богемии, графом Тироля и т. д.
[32] ментом, число призьшников было гораздо меньше.
[33] Если эти цифры основываются на денежных суммах, вотированных парла
[34] Обычно любая эмиссия банкнот, меняемых по требованию на золото или нет, было сравнительно редким явлением, до конца восемнадцатого века.
[35] Это была основа устойчивой традиции эмигрировать в качестве военного наемника в таких перенаселенных горных районах, как районы Швейцарии.
[36] То есть на протяжении всего пфнода, исключая несколько месяцев в 1834– 1845 и в 1841‑1846 гг.
[37] Фактически англо‑российские отношения, основанные на экономических вза> имовыгодных связях, традиционно были более дружелк^ны и только после наполеоновских войн начали серьезно ухудшаться.
[38] Только на практике с большим числом ограничений прав участия в выборах, чем в 1791 г.
[39] О Греции см. также гл. 7.
[40] Англичане были заинтересованы в Испании через испанских либеральных изгнанников, с которыми они вошли в контакт в 1820‑х гг. Британский антикатолицизм также сыграл определенную роль в привлечении внимания к сражающейся Испании такими произведениями, как «Библия в Испании» Джорджа Борроу и знаменитый «Сравочник по Испании» Мюррея, выдержанный в антикарлистском духе’".
[41] Тем не менее в некоторых районах с малоземельными крестьянами с арендой и налогами, как в Румьшии или Юго‑Западной Германии, радикалы Мад‑зини добились поддержки крестьянства и до и после 1848 г.
[42] В начале XVIII в. только около 60% всех названий, опубликованных в Германии, были на немецком языке, с этого времени оно увеличивалось почти постоянно.
[43] Движение сикхов существует и по сегодняшний день. Традиция воинственного сопротивления хинди в Махараштре сделало этот район ранним центром индийского национализма и дало некоторых ее первых лидеров‑тради‑ционалистов, таких как Тилак, но он был только региональным, в не доминирующем племенем. Что‑то вроде национализма маратхов может существовать сегодня, но его социальная основа – это сопротивление большого рабочего класса и низов среднего класса экономическому – и до сего дня – языковому преобладанию Гуджарата.
[44] Возможно, что режим сегодняшней Югославии разрушил то, что образовывало сербскую нацию, и разделил их по малым республикам и образованиям – Сербию, Боснию, Черногорию, Македонию, Косово. По стандартам лингвистики XIX в. бодышшство из них принадлежало к единому сербскому народу, кроме македонцев, которые ближе к болгарам, и албанского меньшинства к косметам. Но фактически они никогда не объединялись в сербскую нацию.
[45] Движение, отличное от ирландского национального движения.
[46] Таким образом, в начале 1830‑х гг. было подсчитано, что свободными наемными рабочими из населения были один человек из шести в селах и городах
[47] Англии, один из 20 во Франции и Германии, один из 25 в Австрии и Италии, один из 30 в Испании и один из 100 в России^*.
[48] Создание крупных поместий и появление безземельных рабочих было вьпвано отсутствием местного промьпиленного развития и производством одной‑двух культур на экспорт (в основном зерна). Подобная организация всегда приводит к такому положению. (В России в это время 90% зфна, предназначенного на продажу, поступало из поместий и только 10% – из крестьянских хозяйств). С другой стороны, там, где местное развитие промьшшенности создало растущий и разнообразный рьшок продовольствия для города, крестьяне и мелкие фермеры находились в благоприятном положении. Поэтому в Пруссии освобождение крестьян привело к экспроприации крепосгаых, в Богемии после освобождения 1848 г. появились независимые крестьяне'* .
[49] Правомерно предположить, что могущественные сельские буржуа, которые «теперь действительно находились в положении правящего сощ1 ального клас
[50] са, заправляли движением за объединение Италии»; по своей афарной ори‑ентащ1 и являлись приверженцами свободной торговли, вьшграли от объединения Италии, которому способствовала и Британия, но также тормозили индустриализащ1 ю Италии"*.
[51] Эти земли подобны отданным церкви для благотворительности или ритуальных целей в средневековых христианских державах.
[52] К 1848 г. только одна экономика имела эффективную промышленность – британская и поэтому была самой передовой в мире. Возможно, к 1840‑м гг. США и большая часть Западной и Центральной Европы встали на путь промышленной революции. В середине 1830‑х гг.^* Ричард Кобден считал, что уже можно с уверенностью сказать, что США могли считаться серьезным соперником британцев, а с 1840‑х гг. немцев, у которых уже началось быстрое промышленное развитие в сельском хозяйстве. И некоторое время спустя все оставалось без изменений, к 1840‑м гг. фактические изменения в промышленности неанглоязычного мира были скромными. К примеру, к 1850 г. во всей Испании, Португалии, Скандинавии, Швейцарии и на всем Балканском полуострове протяженность железнодорожных путей насчитывала немного более 100 миль – это меньше, чем во всех неевропейских странах вместе взятых. Если не считать Британии и еще некоторых мест, экономическая и обшественная жизнь в 1840‑х гг. не очень изменилась с 1788 г. Большинство населения мира, как и раньше, были крестьянами. В 1830‑м г. все еще лишь один
[53] Мировая победа промышленного сектора снова привела к равной скорости промышленного развития, хотя и различными способами.
[54] в Британии первая перепись была проведена в 1801 г., а первая отвечающая требованиям – только в 1831 г.
[55] Обычно цикл династий в Китае длился около 300 лет. Маньчжурская пришла к власти в середине XVII в.
[56] В 1860 г. они почти догнали Британию, пока металлические суда опять не обеспечили первенство Британии.
[57] Таким образом, с 1850 по 1888 г. эмигрировал миллион европейцев, а с 1889 г. общий объем международной торговли насчитывал около 3 400 млн фунтов, тогда как в 1840 г. – менее чем 600 млн.
[58] «Все это разорение продолжается при наличии великолепного хлопка‑сьфца, который они обязаны продавать нам... И это не все зло, поскольку рабочая сила, привлеченная в промышленность, оторвана от возделывания земли». (Морлей. «Жизнь Кобдена». Гл. 3).
[59] В1835 г. «Journal des D6bats» (около 10 тыс. экземпляров) зарабатывал около 20 тыс. франков в год, помещая объявления. В 1838 г. четвертая страница «Ля Пресс» сдавалась под объявления за 130 тыс. франков в год, а в 1845 г. за 300 тыс.**
[60] «Le grand podme de r£talage chante ses strophes de couleur depuis la Madeleine jusqu’i la Saint‑Denis».
[61] У этого класса людей, находящихся ниже среднего уровня, сформировались представления и мысли, находящиеся под влиянием интеллигентных и добродетельных представителей среднего класса, которые в свою очередь сразу вступили с ними в контакт. (Джеймс Милль. «Очерк о правительстве», 1823).
[62] Леон Фоше. «Манчестер в 1844 г.» (1844) С. 24–25: «Город показан, как это понимал утопист Бентам. Все оценивается по результатам, по мере полезности, а если красивое, величественное или благородное когда‑либо появлялось в Манчестере, оно подлежало изменению в соответствии с этими стандартами».
[63] В Европе общее число юристов и их относительное количество в сравнении с другими специалистами, всегда было гораздо больше.
[64] Германский разбойник Шиндерханнес(ЙоханнесБюклер, 1777–1803) снискал большую популярность, специализируясь на еврейских жертвах, а в Праге – промышленный бунт 1840‑х гг. также имел антиеврейскую окраску: Vienna, VrwaltungsarcMv, Polizeihofstelle, 1186–1845).
[65] У бедняков буржуазного общества оставалось три возможности, и нельзя уже было укрыться в таком месте, где традиционное общество все еще существовало бы. Они могли стараться стать буржуа, они могли позволить себе на все махнуть рукой, или они могли восставать.
Первая возможность, как мы уже видели, была не просто трудной технически для тех, у кого не было минимз^а вступительной платы за собственность или образование, но просто глубоко
[66] В 1855 г. 60% всех закладов ростовщикам в Ливерпуле стоили 5 шиллингов или менее, 27% – 2 шиллинга 6 пенни или менее того.
[67] Все это не затрагивало употребление пива, вина и других напитков, состав
[68] лявших часть обычного каждодневного рациона человека, только англосаксонские протестанты запрещали их.
[69] «Обстоятельства, вьшуждавшие рабочих выезжать из центра Парижа, обычно оказывали плохое влияние на их поведение и мораль. В прежние времена они обычно занимали верхние этажи зданий, где на нижних этажах жили дельцы и другие члены относительно благополучных классов. Между обитателями одного дома возникало нечто вроде солидарности. Соседи помогали друг другу в мелочах, заболев или потеряв место, рабочий всегда находил участие среди соседей, хотя, с другой стороны, у рабочего класса росло чувстю самоуважения». Все это цитируется из благодушного отчета Торговой палаты и полицейской префектуры, но новизна размежевания уже хорошо видна*
[70] Свидетельства целого ряда врачей, которым мы во многом обязаны нашими сегодняшними знаниями и последуюидами изменениями, сильно отличаются от в общем благодушного и самодовольного буржуазного общественного мнения. Куда большего признания, чем они имеют сегодня, заслуживают: Вил‑лерме и все внесшие вклад в Annales d’Hygien Publique, которые им были основаны в 1829 г.; Кей, Такрах, Саймон, Гаскелл, Фарр в Британии, и целый ряд врачей в Германии.
[71] ♦ Около одной трети нашего рабочего населения... состоит из ткачей и рабочих, чья заработная плата недостаточна для того, чтобы создать и содержать семью без приходской поддержки. Эта часть сообщества в большинстве своем приличные и уважаемые люди, которые страдают больше всего от снижения заработной платы и от трудностей этого времени. Вот для этого класса моих бедных друзей‑труженников я хочу порекомендовать систему кооперации (Ф. Бейкер. Первая лекция о кооперации. Болтон, 1830).
[72] Забастовка является таким стихийным и логичным следствием самого существования рабочего класса, что европейские языки имеют каждый свое слово для обозначения этого явления (grdve, huelga, sciopero, забастовка), в то время как слова для других институтов всегда были заимствованы.
[73] Пикок. «Аббатствоночныхкошмаров»(1818 г.): «Выфипософ, –сказалаледи, – и любите свободу. Вы являетесь автором трактата под названием „Философская болтовня, или Проект всеобщего просвещения челсшетеского ума”».
[74] В 1821 г. в Ланкашире проживало самое большое по численности общество друзей, относительно общего населения страны (17%), в 1845 почти половина домиков членов Тайного братства проживали в Ланкашире и Йоркшире®*.
[75] Лидер потерпевшего крах чартистского восстаиия в Ньюпорте, 1839 г.
[76] Фактически только народные песни этого периода типа «Са 1га» перенимают иногда католическую терминологию.
[77] Секты и раскольники в протестантизме, если и появились, остались немно
[78] гочисленными.
[79] В России, где все еще процветало истинно христианское общество и право
[80] славная церковь, подобные тенденции возврата к незапятнанной благочести‑вости прошлого почти не наблюдались, а скорее наблюдалось отступление в
[81] бездонную пропасть мистицизма, допустимого теперь в православии.
[82] Великий Томас Гоббс был твердо убежден в полном равноправии всех людей по всем вопросам, кроме «науки» с практической целью.
[83] Это не должно быть понято так, что личный интерес обязательно означал антиобщественный эгоизм. Гуманные и социально мыслящие утилитаристы придерживались мнения, что максимальное удовлетвсфение потребностей означает или, при правильном воспитании, может означать благотворительность, т. е. способность помогать ближнему. Дело в том, что это был не моральный долг или пример общественного поведения, но нечто такое, что делает человека счастливым. «Интерес, – yτвq)ждaл Гольбах в своих «Syst^me de la nature» (I, с. 268,) – это не что иное, как то, что каждый из нас считает необходимым для своего счастья».
[84] Кондорсе (1743–1794), чья мысль является фактически кратким руковод‑ством просвещенной буржуазии, после взетия Бастилии отошел от веры в ограниченное право голоса, уверовал в демократию, хотя с сильными ггфан‑тиями прав личности и меньшинства.
[85] Это не относится к Австрии, которая имела совсем другой, отличный ход исторического развития. Главной характеристикой австрийской мысли являлось то, что ничего заслуживающего внимания там не было, хотя в искусстве ((к.ч)6енно в музыке, архитектуре и театре) и некоторых областях науки австрийцы значительно продвинулись.
[86] Его исторические драмы – особенно трилогия о Валлеиштейие – содержат столько поэтических неточностей, что в это трудно поверить.
[87] Хотя Лукас показывает, что совершенно конкретный парадокс Смита «о спрятанной руке», который создает социально полезные последствия эгоистичного антагонизма индивидуума, у Канта становится чистой абстракцией – «антиобщественной общительностью». Der jimge Hegel. S. 409.
[88] Неевропейские цивилизации здесь не рассматриваются, кроме того, неизвестно, какое влияние на них оказала двойственная революция, если она вообще оказывала его.
[89] Отсутствие достаточно серьезной литературы и политически сознательного населения почти по всей Европе ограничивало использование такого нового, только что изобретенного дешевого репродуктивного вида искусства, как литография. Но замечательные достижения великих революционных художников в этом и других видах: «Бедствия войны» и «Каприччос» Гойи, фантастические иллюстрации Уильяма Блейка, литографии и карикатуры для газет Домье, – показывают, как сильна привлекательность этих пропагандистских техник.
[90] Поскольку романтизм часто становился лозунгом и манифестом ограниченного круга художников, то мы пыгаемся дать ему неисторическое, ограниченное значение, когда ограничиваем его только этим кругом или полностью исключаем тех, кто был не согласен с ними.
[91] Мадам де Сталь, Жорж Санд, художница мадам Виже Лебрен, Анжелика Кауфман во Франции, Бетина фон Арним, Аннет фон Дрост‑Хюльсхоф в Германии. Женщины‑романтики, конечно, давно были известны английскому среднему классу, где эта форма искусства являлась высокооплачиваемой для образованных девушек: Фанни Берией, Анна Рэдклиф, Джейн Остин, Элизабет Гаскелл, сестры Бронте – все сочиняли в этот период, а также поэтесса Элизабет Баррет Броунинг.
[92] Необходимо отметить, что это был один из редких периодов, когда поэты ие только симпатизировали крайне левым, но и писали стихи, которые одновременно были и хороши и носили агитационный характер. Одна из таких трупп социалистических поэтов Германии 1840‑х гг., куда входили Гервег, Веерт, Фрейлиграт и, конечно, Гейне – заслуживает внимания, хотя «Карнавал Анархии» Шелли (1820), который стал своевременным ответом на Пе‑терлоо, вероятно, явился наиболее значительной поэмой.
[93] Фрэнсис Хонер писал в 1879 г.: «Там все еще стояло много старых домиков, глубоко осевших, вокруг которых сады, которые разводили садоводы. Там, к примеру, окно – странно длинное и светлое, перед которым ткач работал на своем станке, и ему были видны его цветы, растущие перед ним; и он, таким образом, совмещал приятное с полезным... Но фабрика вытеснила его ручную машину, а кирпичная стена проглотила его садик»[93][93] традиционно приписывалось плотнику из Ронды XVIII в.
[94] Его первоначальная версия была рьщарская – главный боец находился верхом на лошади; нововведение в процессе убивания быка, стоящего на ногах,
[95] Всегда опасно проводить параллели между искусствами и науками, поскольку отношения между ними и общество, в котором они процветают, совершенно разные. Науки также по‑свое‑му отражали двойственную революцию, частично потому, что она поставила перед ними новые специфические требования; частично потому, что она открыла новые возможности для них, заставила их столкнуться с новыми проблемами; частично потому, что ее наличие предложило новый образ мышления. Я не хочу утверждать, что эволюция наук с 1789 по 1848 г. может рассматриваться исключительно относительно движений в обществе вокруг них. Человеческая деятельность в основном имеет свою внутреннюю логику, которая частично определяется этими движениями. Планета Нептун была открыта в 1846 г. не потому, ч? э
[96] Хотя идеи Сен‑Симона нелегко классифицировать, было бы нелепо отказываться от установившейся практики называть его социалнстом‑утопнстом.
[97] До 1846 г. не была опубликована работа «Antiquit6s seltiques et antidiluvienne». Фактически были открыты несколько человеческих ископаемых останков, но они оставались либо неизученными, либо просто забытыми в провинциальных музеях.
[98] Ратке преподавал в Дерпте (Тарту), Эстония, Пандер – в Риге, а великий чешский физиолог Пуркинье открыл новую лабораторию физиологических исследований в Бреслау в 1830 г.
[99] '* В их число входили и братья Гримм.
[100] У Энгельса в «Анти‑Дюринге» и «Фейербахе» содержится квалифицированная защита классицизма и романтизма, а также и Кеплера, когда он выступает против Ньютона.
[101] В пфиод с 1800 по 1848 г. было издано около 50 подобных справочников, не считая правительственных отчетов (переписи, официальные исследования и т. д.), а также многочисленные новые специальные или экономические журналы со множеством статистических таблиц.
[102] Боултон и Уатт в 1798 г. применили такое освещение, на хлопкопрядильных фабриках Филипса и Ли в Манчестере с 1805 г. постоянно применялась тысяча осветительных гсфелок.
[103] Численность крепостных крестьян со времен Екатфнны П до Павла I (1762‑1801) увеличилась с 3,8 млн душ до 10,4 млн в 1811 г.^*
[104] Эти подсчеты приблизительны, ио если предположить, что каждый относящийся к среднему классу владел по крайней мере одним слугой, то в 1851 г. 67 400 женщин составляли основную домащнюю прислугу среднего класса, и приблизительно 50 тыс. поваров (число экономок и горничных примерно такое же).
[105] ♦ Около трети выпускаемого в Бельгии угля и чугуна в чушках экспортировалось почти целиком во Францию.
[106] Это, конечно, не означает, что все изменения, которые тогда считались неизбежными, происходили: к примеру, всеобщая победа свободной торговли, мира на земле, ассамблеи представителей независимых государств, или исчезновение монархий, или римской католической церкви.
[107] Оно все еще составляло 80 тыс. из 4 млн.
[108] В растущих районах по nq)epa6oTKe льна во Фландрии население уменьшилось на5% с 1846 по 1848 г.
[109] Э. Дж. Хобсбаум. Век Революции, Европа 1789–1848 годов. Лондон, 1962.
[110] Его происхождение может быть отнесено к периоду до 1848 года, как предложено в «Веке Революции» (Введение), но детальное исследование предполагает, что это вряд ли произошло до 1849 года или получило более широкое хождение до 1860‑х годов.
[111] Франция, Западная Германия, Восточная Германия, Австрия, Италия, Чехословакия, Венфия, часть Польши, Югославия и Румыния. Политические результаты революции могут расцениваться как серьезные также в Бельгии, Швейцарии и Дании.
[112] Такой же случай имел место в Польше, с 1796 года разделенной между Россией, Австрией и Пруссией, которая определенно должна была принять участие в революции, но ее российский и австрийский правители преуспели в мобилизации крестьянства против (революционного) дворянства.
[113] Из делегатов в Немецкий предпарламент от Рейнской области сорок пять представляли большие города, двадцать четыре малые города и только десять человек сельскую местность, где проживало 73% населения.^*
[114] кий национализм был озабочен объединением многочисленных отдельных государств, но то, что мешало этому, было не иностранным господством, а – кроме интересов партикуляристов – вызьшалось отношением двух великих держав, которые сами по себе являлись немецкими, Пруссии и Австрии. Национальные устремления славян находились в противоречии в первую очередь с «революционными» нациями, такими как немцы и мадьяры, и поэтому были приглушены, если не смыкались с контрреволюционными. Даже чехи слева рассматривали Габсбургскую империю как защиту от поглощения национальной Германией. Поляки вообще не принимали большого участия в этой революции.
[115] Февральская революция в Париже стоила около 370 жизней. Во Франции
[116] Французские учителя, хотя и с подозрением относясь к правительству, соблюдали лояльность в годы Июльской монархии и, казалось, должны были примкнуть к «партии порядка» в 1848 году.
[117] Здесь и далее стихотворные переводы С. Г. Горяйнова и Т. В. Горяйновой‑
[118] В то время как экспорт британских товаров из хлопка утроился в количественном отношении между 1850 и 1875 годами, потребление хлопка для внутреннего британского рынка просто увеличилось на Vj’*
[119] В среднем, число ящиков бенгальского и мальвийского опиума, экспортируемого ежегодно в 1844–1849 годах. было43 ООО, в 1869–1874 – 87 ООО'**.
[120] До 1898 г. единственным путем получить техническую профессию в Англии было ученичество.
[121] cwt – центнер (длинный) – 50,8024 кг (прим. изд.).
[122] Библия европейских дипломатических, генеалогических и политических знаний, Almanache de Gotha, хотя и довольно осторожная, чтобы записывать то, что было малоизвестным об экс‑колониях, которые теперь были американскими республиками, не включала сведений о Персии до 1839 г., Китае до 1861 г., Японии до 1869 г., Либерии до 1868 г. и Марокко до 1871 г. Сиам вошел туда только в 1880 г.
[123] То есть общая сумма всего экспорта и импорта для всех стран в пределах европейской экономической статистики того периода.
[124] Стимул здесь был в основном экономический – поиск реального северо‑западного или северо‑восточного прохода для судоходства из Атлантического в Тихий океан, который – подобно трансполярным полетам наших дней – сэкономил бы много времени и, следовательно, денег. Поиск действительного Северного полюса в течение этого периода не проводился со сколько‑нибудь заметным упорством.
[125] Мы находим их следы среди удачливых бизнесменов, таких как механик
[126] Принадлежал ли к этой фуппе Международный Красный Крест (1860), также дитя нашего периода, вопрос более сомнительный, так как он основывался на экстремальной форме недостатка интернационализма, а именно войнах между государствами.
[127] Ибо, если бы Габсбургская монархия распалась на составляющие ее нации, было бы невозможным предупредить присоединение австрийских немцев к Германии, таким образом опрокидывая тщательно построенное прусское превосходство. Это на самом деле то, что случилось после 1918 года, и, как происходит, наиболее длительным результатом «великой Германии» Гитлера (1938–1945) было тотальное исчезновение Пруссии. Сегодня не осталось даже ее имени, кроме как в исторических книгах.
[128] За исключением конфликта между Соединенными Штатами и Кореей в 1950– 1953 годах; в то время Китай еще не рассматривался в качестве великой державы.
[129] Ни один современный англичанин, немец или француз не может читать литературные произведения четьфнадцатого века, написанные в их странах, не изучив то, что в определенном смысле считается другим языком, но все образованные итальянцы сегодня могут читать Данте с меньшими трудностями, чем современные англоговорящие люди могут читать Шекспира.
[130] Это отношение должно отличаться от подхода социальных революционеров, которые – по крайней мере в наш период – не придавали сколько‑нибудь большое значение национализму вообще и поэтому принимали во внимание лишь пользу, которую могли принести его действия. Для Маркса венгерский и польский национализм в 1848 году был хорош, потому что он находился на стороне революции, чешский и хорватский национализм плохи, потому что он объективно был на стороне контрреволюции. Но мы не можем отрицать, что в таких взглядах присутствовал элемент великодержавного национализма, весьма очевидно и среди в высшей степени шовинист‑ски настроенных французских революционеров (особенно бланкистов), и не легко его отрицать даже у Фридриха Энгельса.
[131] Сионизм, с высоким экстремизмом своих требований, ясно иллюстрирует это, ибо подразумевал приобретение территории, изобретая язык и делая светскими политические структуры народа, чье историчжкое единство заключалось исключительно в отправлении общего религиозного культа.
[132] Великая нация {франц.)
[133] ского опыта.
[134] Слово «митинг» также было заимствовано для массовых собраний рабочего класса французами и испанцами, но, возможно, в этом случае, из англий
[135] Маркс горячо поддерживал их и состоял в переписке с лидерами фениев.
[136] Воинская повинность существовала во Франции, Германии, Италии, Бельгии и Австро‑Венгрии.
[137] Из восемнадцати новых университетов, основанных между 1849 и 1875 годами, девять были за морем (пять в Соединенных Штатах, два в Австралии, по одному в Алжире и Токио), пять находились в Восточной Европе (Яссы, Бухарест, Одесса, Загреб и Черновцы). Два очень скоромных заведения были в Англии.
[138] «Средства массовой информации» – то есть на той стадии пресса – могли бы стать такими лишь тогда, когда была бы создана массовая грамотная публика, владеющая стандартным языком.
[139] Движение за превращение как идиша, так и ладино в стандартные литературные языки развилось, в первом случае, с середины столетия, и позднее было принято еврейскими революционными (марксистскими) движениями, но не ец)ейским национализмом (сионизмом).
[140] Швейцарский Национальный Совет избирался всем мужским населением в возрасте двадцати или более лет без имущественного ценза, но вторая палата избиралась кантонами.
[141] Солон – законодатель в Древней Греции; мудрый правитель (перен.); член законодательной палаты (ирон.) (прим. переводчика).
[142] Понятие «социалист», в отличие от более подстрекательского «коммунист» все еще могло бы достаточно условно использоваться для каждого, кто рекомендовал бы проведение государством экономических и социальных реформ, и в таком виде использовалось до всеобщего подъема социалистических рабочих движений в 1880‑х годах.
[143] Большая часть материалов, после смерти приведенных в порядок Энгельсом, как ^Капитал», тома II и III, и ^Теории прибавочной стоимости», фактически были написаны перед публикацией первого тома в 1867 году. Из главных трудов Маркса, за исключением некоторых писем, только *Крити‑ка Готской программы* (1875) следует за падением Коммуны.
[144] По приблизительным данным четверть миллиона европейцев поселились в Бразилии в период между 1855 и 1874 годами, в то время как в сопоставимый период свыше 800 ООО уехали в Аргентину и Уругвай.
[145] Смешанные браки не получили большого распространения в этих областях, в отличие от доиндустриальных империй – части которых все еще существуют (например, Куба, Пуэрто‑Рико, Филиппины), и появились, по крайней мере, в Индии, чтобы заметно сократиться с середины девятнадцатого столетия. Такие фуппы метисов были не просто уподоблены «цветной расе» (как в Соединенных Штатах) или могли «сходить» за белых, они иногда использовались как каста младших администраторов или техников, как в Индонезии или Индии, где они монополизировали управление железных дорог; но в принципе граница между «белыми» и «цветными» была довольно четкой.
[146] К своей чести английские левые были более терпимы и, в конечном счете, один или два индийских иммифанта были фактически избраны в английский парламент, первый из них как радикальный член Лондонского избирательного округа в 1893 году.
[147] Между 1848 и 1856 годами Англия аннексировала Пенджаб, большую часть центральной Индии, части западного побережья и Удх, таким образом добавив около трети к территории, находящейся под прямь1 м управлением англичан.
[148] Первый значительный критический анализ британского империализма в Индии, ^Экономическая история Индии» и *Индия в викторианский век» Р. К. Датта, должен был быть написан индийцем, чья карьера в британской администрации бьша самой блестящей в его или предьщущее время. Сходным образом был написан индийским функционером англичан, романистом Банкимом Чаидрой Чаттфджи национальный гимн Индии.
[149] Аль Афгани продолжил космополитическую традицию исламской интеллигенции в ходе скитальческой жизни, которая оторвала его от родного Ирана и привела в Индию, Афганистан, Турцию, Египет, Францию, Россию и в дфугие страны.
[150] В это время не только Англия, но также Франция, Россия и Соединенные Штаты получили концессии. Был открыт ряд других портов, иностранным торговцам была предоставлена свобода перемещения и независимость от китайских законов, имели место свобода действия для иностранных миссионеров, свободная торговля, включающая свободную навигацию иностранцев внутри страны, компенсации за потери во время войны и т. д.
[151] «Атлантические Штаты... постоянно обновляют правительства и социальное
[152] Вирджиния, CesqjHafl и Южная Каролина, Джорджия, Алабама, Флорида, Миссисипи, Луизиана, Теннеси, Арканзас, Техас. Некоторые пограничные штаты колебались, но не вышли из Союза: Мерилэнд, Западная Вирджиния, Кентукки, Миссури, Канзас.
[153] * Из 3266 зарегистрированных движений бдительности 230 возникли в этот период.
[154] Подсчитаны родившиеся между 1820 и 1849 годами. Расчет взят у С. Райт Миллз.
[155] Что касается мужского избирательного права, то ни одна страна до сих пор серьезно не рассматривала гражданские права женщин, за исключением американских военных, которые развернули кампанию после того, как в 1872 году Виктория Вудхалл участвовала в президентской кампании.
[156] Можно проследить теоретические корни анархизма, но на само анархическое движение они имели мало влияния.
[157] 32% арестованных печатников в составе Национальной гвардии были офицерами или унтер‑офицерами, 19% мастерами по деревообработке и только 7% – строительными рабочими.
[158] ♦ Крепостное право (в др. язьисах это система экономических отношений обозначается терминами yanaconas, huasipungos и др.) не следует путать с близкими ему по сути долговыми обязательствами, так же как и импортирование контрактных рабочих нельзя смешивать с понятием рабства. Два указанных типа отношений не противоречат отмене рабства и крепостного права, но одновременно они стремятся воссоздать их в рамках формально «свободного» контракта.
[159] Этот аргумент касается в основном рабства и в гораздо меньшей степени –
крепостного права'*
[160] Конечно, имениям не было необходимости формировать производительные сообщества. Они могли спокойно получать доход в виде денежной ренты, натуральной платы или части урожая крестьяи‑арендаторов, входивших в это производительное сообщество.
[161] В центральных черноземных районах потери крестьян были не столь значительными, а в некоторых случаях они даже выигрывали.
[162] Довоенный (лат.) (прим. nq>eBOfl4HKa).
[163] Освобождение рабов принесло парадоксальный с либеральной точки зрения результат. Оно вьшело земледельцев из‑под власти официального закона и заставило их формально подчиняться традиционному закону земледельцев, который был далеко не на руку капитализму.
[164] В чешских землях Шварценберги получили 2,2 мли гульденов компенсации, Лобковичи – 1,2 млн, Вальдштейиы и Алоиз Лихтенштейн – по миллиону каждый, Кински, Дитриштейн и Коллоредо‑Мансфилд – по полмиллиона каждый
[165] В последней трети XIX века бьшо установлено, что, по крайней мере в Венгрии, для обработки Joch (около О, б гектаров) земли требовался один рабочий день, если это было пастбище; 6 рабочих дней, если это были луга; 8,5 дней – для пшеничных полей; 22 дня – для кукурузных; 23 – для картофельных; 30 – для корнеплодов; 3S – для возделывания садов; 40 – дня сахфной свеклы; 120 – для винофадников и 160 – для табачных плантащ1 й“*.
[166] Реймонд Карр отмечает, что с середины века «лесной вопрос стал главной темой возрождающейся литературы»”*
[167] Середина XIX века отмечена началом процесса величайшей в истории миграция народов. Сейчас трудно детально измерить ее масштабы, тем более что существовавшая в те времена статистика не в состоянии была зафиксировать все передвижения мужчин и женщин в пределах страны или из государства в государство. Еще труднее установить число сельских жителей, переселявшихся в города, жителей, мигрировавших из района в район и из города в город, пересекавших океан и вторгавшихся в пределы государственных границ, постоянно менявших место жительства. Только одна драматическая форма миграции в ка‑кой‑то мере документально зафиксирована. С 1846 по 1875 годы около 9 миллионов человек покинули Европу, большинство из них ради Соединенных Штатов^* Эта цифра была в 4 раза больше, чем все население Лондона в 1851 году. В начале века она не могла превысить и полутора миллионов человек.
[168] Национальные войска предназначались в это время в основном для использования в пределах Индии, либо в тех регионах, где индийцы чувствовали себя куда комфортнее, чем в лондонских офисах британского правительства.
[169] Лучшими ресторанами в этих местах бостонский «Банкирский журнал» признал рестсфаны, принадлежавшие выходцам из «цветных» земель**
[170] Венгерские города были открыты для евреев‑переселенцев только в 1840 году.
[171] ♦ Так, немецкий кузнец в Принстоне (Штат Висконсин) скупил все фермерские земли и продавал их в кредит иммигрантам‑земледельцам'^ .
[172] Тред‑юнионы (от англ. trade – профессия, ремесло и union – объединение, союз) – профсоюзы в Англии, Австралии, Новой Зеландии и некоторых других англоязычных странах, в основном объединяли рабочих не по производственному признаку, а по профессиям (прим. переводчика).
[173] На строительстве индийских железных дорог работали в основном евразийцы, дети индианок и британских рабочих, которые не столь отрицательно относились к смешанным бракам, как средние и высшие классы.
[174] Статус курорта определялся той ролью, которую он играл в дипломатической жизни страны этого времени. Так, например, Наполеон III встретился с Бисмарком в Биаррице, а с Кавуром – в Пломбьере. Конвенция была подписана в Гаштайне. Это были первые ласточки многочисленных дипломатических конференций, проводившихся во второй половине XIX века где‑нибудь на озере или на Ривьере между 1890 и 1910 годами.
[175] лей за период, прошедший между двумя переписями населения, поделенные на количество лет‘*.
[176] Эти цифры отражают измеиеиия процентного соотношения городских жите
[177] В cq)CAHHe 70‑х считалось, что в Европе есть всего четыре города с населением более миллиона человек (Лондон, Париж, Берлин. Вена), шесть городов с населением более полумиллиона (Санкт‑Петербург, Константинополь, Москва, Глазго, Ливерпуль, Манчестер), и двадцать пять городов, с количеством жителей, превьииающим 200 тыс. Из них 5 находилось в Соединенном Королевстве, по 4 в Германии и Италии, 3 во Франции, 2 в Испании и по одному в Дании, Венфии, Нидерландах, Бельгии, России, Польше, Румьшии и Португалии. В 41 городе население составляло 100 тыс. человек: девять из них находились в Соединенном Королевстве, восемь – в Германии.
[178] Пункт 414‑й французского уголовного кодекса, принятого в 1864 году, предусматривал наказание за попытку прекращения или за коллективное прекращение работы с целью повышения или понижения заработной платы, либо за любое вмешательство в трудовой процесс посредством насилия, угроз или обмана. Даже в тех странах, где это не было предусмотрено законом, как, например, в Италии, подобный подход отражал всеобщее отношение к проблеме'·*.
[179] Яркий пример подобного контраста – профессиональные зрелищные спортивные состязания, хотя в то время они находились еще в зачаточном состоянии. Британский профессиональный футболист конца 70‑х должен был (до окончания мировой войны) работать за зарплату, довеском к которой была слава и иногда неожиданная удача. Правда, скоро его стоимость на футбольном рьшке вьфосла до нескольких тысяч фунтов стерлингов. Когда же футбольная звезда сам стал требовать, чтобы ему платили в соответствии с его рыночной стоимостью, с этого момента спорт претерпевает фундаментальные перемены. В США они произошли быстрее, чем в Европе.
[180] В Лилле число представителей высших классов увеличилось с 7 до 9% в период с 1820 по 1873–1875 гг., а доля собственности, оставляемой в наследство, возросла с 58 до 90%. Количество представителей средних классов увеличилось с 62 до 68%, а их завещательная собственнйсть составляла всего лишь 0,23%. Эта незначительная цифра, зафиксированная в 1821 г., впоследствии возросла до 1,4%.
[181] О силе моральных убеждений в странах протестантского мира говорит факт поведения рабовладельцев Северной Америки в отношении своих рабынь. В противовес тому, что можно было бы ожидать, следуя распространенному в католических странах Средиземноморья типу поведения (кубинская пословица, например, гласила; «Нет плода слаще финика и девственной мулатки»), количество смешанных браков или незаконнорожденных детей на рабовладельческом Юге было довольно скромным* .
[182] Мода на кринолины, скрывавшие нижнюю часть тела и резко подчеркивавшие талию, стала переходным знамением 50‑х годов.
[183] Дети, в свою очередь, делали все возможное, чтобы доставить удовольствие своим дорогим, обожаемым папам: они рисовали, работали, читали стихи, писали сочинения, играли на пианино, и все это в честь празднования дня рождения Альберта, принца‑консорта королевы Виктории'* .
[184] В Британии так называемые «публичные школы», которые начали быстро развиваться в это время, собирали сьшовей буржуа из разных частей страны. Во Франции ту же функцию вьшолнялн знаменитые парижские лицеи.
[185] Исключение составлял русский императорский балет, но отношения между
[186] Буржуазное общество третьей четверти XIX века было обществом самоуверенных индивидов, гордящихся своими достижениями. Ни в какой другой области завоеваний человечества это не проявлялось так, как в области знаний; в «науке». Образованные люди этого времени не просто гордились своей наукой, но готовились к тому, чтобы подчинить науке все остальные формы интеллектуальной деятельности человека. В 1861 г. статистик и экономист Курно отмечал, что «вера в философские истины настолько утеряна, что ни простой народ, ни академики уже не жалуют работы в этой области, смотря на них исключительно как на памятники мысли, представляющие исторический интерес»^* Это время действительно не было благоприятным для философов. Даже в традиционно философской стране – Германии не было ни одной достойной фигуры, способной пополнить собой плеяду вьщающихся философов прошлого. Сам Гегель, на‑
[187] ♦ До 1890‑хмодельтелескопа Джорджа Траунхоффа (1787–1826) оставалась основой для создания гигантских рефракторов, установленных в американских обсерваториях. Британская астрономия теперь отставала в качественном отношении от континентальной, но восполняла свое отставание рекордами длительности наблюдений. «Гринвич» можно было сравнивать со старомодной фирмой солидной репутации с гарантированной клиентурой, занимающейся повседневной рутиной», – считал С. Зинау.
[188] Этот вопрос обсуждался в сфере математической теории бесконечности и всех шокировал факт, что правила арифметики больше не будут давать ожидаемых результатов.
[189] Американская школа лингвистики, основанная на изучении американо‑индийских языков, к этому времени еще не сформировалась.
[190] Все это касалось и представителей классической античности. Их родовые общины стали базой для изучения исторической эволюции семьи, например, Mutterrecht (закон матриархата) Дж. Бахофена в 1861 г.
[191] в Европе только Иберия и Балканские страны отставали в этом отношении.
[192] Достижения английской поэзии в лице Тэннисона и Браунинга, конечно, блекнут на фоне творчества великих поэтов эпохи революций, таких как Бодлер и Рембо во Франции.
[193] Эти нововведения появились в 30 и 40‑е годы, но это нисколько не умаляет значение 50‑х, когда они получили самое широкое распространение.
[194] Невозможно переоценить вклад в искусство, особенно в классическую музыку конца XIX века, этой маленькой преуспевающей и культурно богатой нации.
[195] ♦ Выручка, получаемая с показов Folies Вег§ёге, уступала в количестве только Орёга и далеко опережала Comedie Franfaise'^*.
[196] Литература безусловно оказала большое влияние на музыку. Произведения Гете вдохновляли Листа, Гуно, Буато и Амброуса Томаса, не говоря уже о Берлиозе, на создание их шедевров. Шиллер оказал влияние на Верди, Шекспир – на Мендельсона, Чайковского. Берлиоза и Верди. Вагнер, создавший собственную поэтическую драму, считал в сравнении с ней музьжу второстепенным делом, хотя его напыщенный средневековый стих был просто мертв без музыки, которая стала частью концертного репертуара даже без слов.
[197] Когда другие художники пытались обмануть природу, рисуя Венер, они лгали. Мане спросил себя: «Почему я должен лгать, почему не сказать правду?» И он познакомил нас с «Олимпией», девушкой нашего времени, которую мы каждый день встречаем на улицах, накидывая ей на плечи линялую шерстяную шаль», и далее в том же духе (Э. Золя)“ .
[198] В общем можно сказать, что Курбе... это порождение своего времени. Его работы появились тогда же, когда и позитивная философия Огюста Конта, позитивная метафизика Вашеро, мои собственные «Право человека» и «Имманентное правосудие», когда появилось право на работу и права рабочих, обозначившие конец капитализма и независимость производителей, а также френология Гале и Шпурцхейма и физиогномика Лафатера» (Прудон)"*.
[199] Mgr. Дуанлоп заметил, что любой священник с опытом службы в провинциальных конфессиях подтвердит жизненную точность «Мадам Бовари» Флобера.
[200] Но Диккенс был прежде всего журналистом, его романы выходали отдельными изданиями, а вел он себя как артист, известный тысячам людей своими чтениями драматических сцен из собственных произведений.
[201] Эпоха буржуазного триумфа началась с поражения революции и окончилась продолжительным застоем. Первый из этих признаков более удобен для того, чтобы обозначить конец или начало какого‑либо исторического периода, но история не стремится быть удобной историкам, хотя некоторые из них этого не осознают. Принципы жанра драмы требуют окончить наше повествование каким‑нибудь зрелищным событием – провозглашением германского единства. Парижской Коммуной 1871 г. или великим биржевым крахом 1873 г. Но принципы драмы и принципы реальной жизни часто не совпадают. Наша история оканчивается не изображением горного пика или водопада, а более прозаичным пейзажем водяного потока; где‑то между 1871 и 1879 гг. Если уж выбирать точную дату, давайте остановимся на одном из годов середины 1870‑х, с которым не связано ни одного вьщающегося события, скажем, на 1875.
Новая эпоха, наступившая вслед за триумфом либерализма, была уже совсем другой. В экономике это проявилось в быстром отходе от необдуманной конкуренции частных предприятий, невмешательстве правительства и того, что немцы называли Manchesterismus (полная свобода торговли в викторианской Британии) и движением в сторону создания крупных промышленных объединений (картелей, трестов, монополий), правительственного регулирования и различных политических ортодоксов.
[202] Рсхгг расходов отличался во всех развитых заокеанских странах, которые находились в процессе создания инфраструктуры экономики, за счет импорта капитала – США, Канаде, Австралии и Аргентине.
[203] По различным причинам, среди которых самой важной является ультрареакционная позиция Ватикана при папе Пне IX (1846–1878), католическая церковь не могла в должной мере использовать в массах свой огромный потенциал, за исключением некоторых западных стран, где католики были в меньшинстве и где поэтому им приходилось организовывать группы давления – например, в 1870‑х гг, таковой была «Партия центра» в Германии’*.
[204] Ф. К. фон Нойман Шпалларт. «Обозрение экономики мирах^ (Штуттгарт, 1880), с. 335.А.Н. Кьяер. «Международная статистика морской навигации» (Христиания, 1880,1881)
[205] Начиная с V века н. э. и до 1453 года Римская империя еще существовала с переменным успехом, имея в качестве столицы Византий (впоследствии – Стамбул), а в качестве государственной религии – ортодоксальное христианство. Русские цари считали себя наследниками этой империи и называли Москву – «Третий Рим». Само слово «царь» происходит от слова «цезарь», а слово «Царьград», т. е. «город императора», является до сих пор славянским названием Стамбула.
[206] Эта область стала в 1918 году частью Румынии, а в 1947 году – частью Украинской Советской республики.
[207] Австралия, Новая Зеландия и Канада.
[208] Таможенные тарифы в европейских странах имели в 1914 году следующие средние значения: Соединенное Королевство – 0%; Нидерланды – 4%; Швейцария, Бельгия – 9%; Германия – 13%; Дания – 14%; Австро‑Венгрия, Италия – 16%; Франция, Швеция – 20%; Россия – 38%; Испания – 41%; США ‑ 30% (1913 г.), 49,5% (1890 г.), 39,9% (1894 г.), 57% (1897 г.), 38% (1909 г.).
[209] В период 1876–1902 годов было выполнено 119 переводов Библии, тогда как в предьщущие 30 лет – 74, а в период 1816–1645 годов – 40 переводов. С 1886 по 1895 год количество протестантских миссий в Африке достигло 23, что было в 3 раза больше, чем в любое из предьщущих десятилетий.
[210] Были и примеры «дипломатии канонерок», применявшейся для поддержки экономических интересов; вВенесуэле, Гватемале, Гондурасе, Мексике и на Гаити; но они не меняли общей картины. Конечно, британское правительство и капиталисты, не колеблясь, оказывали поддержку нужной стороне в случаях конфликтов между государствами и партиями, дружественно настроенными по отношению к британским экономическим интересам, и их врагами. Так, они поддержали Чили в войне против Перу в 1879–1882 гг., а затем выступили в Чили против президента Бальмаседа в 1891 г. В обоих случаях причиной была заинтересованность в.месторождениях селитры.
[211] Дрейфус, капитан Французского Генерального штаба, был арестован по ложному обвинению в шпионаже в пользу Германии в 1894 году. После кампании в его зашиту, потрясшей и расколовшей Францию, он был оправдан в 1899 г. и окончательно реабилитирован в 1906 году. «Дело Дрейфуса» оказало гнетущее воздействие на общественность всех европейских стран.
[212] После второй мировой войны христианские партии вновь возникли в Италии, Франции, Западной Германии и в Австрии и стали во всех этих странах (кроме Франции) главными правительственными партиями.
[213] В США тоже была учреждена в 1883 г. Комиссия по гражданской службе, заложившая основы Федеральной гражданской службы, независимой от политического патронажа. Однако в большинстве стран патронаж остается более значительным явлением, чем это принято считать
[214] Сомнительные дела политической элиты, вызывавшие удивление демократических наблюдателей и осуждение политических моралистов, не были исключительным явлением. Так, лорд Рэндольф Черчилль, отец сэра Уинстона, занимавший пост лорда‑канцлера казначейства, находясь при смерти, занял у банкира Ротшильда 60000 фунтов стерлингов; видимо, банкир имел свои интересы в государственной финансовой системе. Чтобы представить размер займа, достаточно сказать, что в то время он составлял 0,4% всего национального подоходного налога Британии*· .
[215] Король Умберто в Италии; императрица Елизавета в Австрии; президент Сади Карно во Франции; президент Мак‑Кинли в США; премьер‑министр Кановас в Испании.
[216] Организация и мобилизация сельскохозяйственного пролетариата имела успех в Италии, где Федерация сельскохозяйственных рабочих была крупнейшим профсоюзом, который стал в дальнейшем основой коммунистического влияния в Центральной и, отчасти. Южной Италии. В Испании подобное же распространение среди безземельных сельскохозяйственньис рабочих время от времени получал анархизм.
[217] На примере многих стран известна роль таверн как мест проведения собра
[218] ний профсоюзов и организаций социалистов, а также роль содержателей та
[219] верн как профсоюзных и социалистических активистов.
[220] До 1917 года в России действовал Юлианский календарь, отстававший на 13 дней от Григорианского, принятого в Европе; отсюда произошла и путаница с названием русской революции, которая именуется Октябрьской, но празднуется 7 ноября.
[221] Рабочая кооперация была обычно тесно связана с движением трудящихся и представляла собой своего рода «мост», связывавший утопические идеалы социализма периода до 1848 года с идеями нового социализма; однако это не относится к большей части преуспевавших кооперативов крестьян и фермеров, не считая, впрочем, кооперативных организаций некоторых районов Италии.
[222] Созданию мифов о ковбоях больше других поспособстювали три представителя аристократии северовосточных штатов США: писатель Оуэн Уистер, автор романа «Человек из Виргинии», вышедшего в 1902 г.; художник Фредерик Ремингтон (1861–1909) и Теодор Рузвельт, ставший впоследствии президентом США" Между прочим, этот миф отодвинул в тень людей, в среде которых родились на самом деле обычаи и язык ковбоев – т. е. мексиканцев.
[223] В этот период началась публикация справочной литературы о личностях национального масштаба (тогда как раньше существовали только описания состава королевских и аристократических семейств, например, «Готский альманах»). Британский справочник «Кто есть кто» начал выходить с 1897 года и был, вероятно, первым изданием такого рода.
[224] Генрих Манн, вероятно, больше известен за пределами Германии (хотя это и не вполне справедливо), потому что он написал книгу, по которой был поставлен фильм «Голубой ангел» с участием Марлен Дитрих.
[225] Роль таких эмифантов из России в политике других стран знакома: Люксембург, Гельфанд‑Парвю и Радек в Германии, Куличев и Балабанов в Италии, Раппопорт во Франции, Доброгеану‑Гереа в Румынии, Эмма Голдман в США.
[226] Как это и написано, автор размешивает свой чай ложкой, сделанной в Корее, мотивы художественного оформления которой явно исходят от нового искусства.
[227] Когда это случилось, атом, вскоре разделенный на более мелкие частицы, вернулся в этот период в качестве основного строительного блока физических наук после периода относительного пренебрежения им.
[228] Простым примером (Берри и Расселл) является утверждение, что «класс целых чисел, чье определение может быть выражено менее чем в шестнадцати словах, является конечным». Это невозможно без противоречия, чтобы определить целое число как «малейшее целое число, не определимое менее чем в шестнадцати словах)^, так как второе определение содержит только десять слов. Наиболее значимым из этих парадоксов является «Парадокс Расселла», который спрашивает, является ли набор всех наборов, что не являются членами самих себя, членом самого себя. Это аналогично древнему парадоксу греческого философа Зенона относительно того, можем ли мы верить жителю Крита, который говорит «Все жители Крита – лгуны».
[229] За исключением того, что второй закон термодинамики предсказывал возможную гибель вселенной от оледенения, заражая таким образом здоровый викторианский базис пессимизмом.
[230] «О Индия... поймешь ли ты, посредством своей изящной трусости, что сво
[231] бода заслуживается только храбрым и героическим?.. О Ты, Мать силы, забери мою слабость, забери мою немужественность, и сделай меня мужчиной» (Вивекананда)’ .
[232] Исламский закон не предусматривал какой‑либо особой юриспруденческой профессии. С 1875 по 1900 г. уровень грамотности утроился, что обеспечило рынок ббльшему числу периодических изданий.
[233] Адмирал Редер даже заявлял, что в 1914 г. военно‑морской штаб Германии не имел никаких планов войны против Британии'^ .
[234] Германская стратегия (план Шлиффена 1905 года) предусматривала блицкриг против Франции, сопровождаемый быстрым ударом против России. Первый подразумевал вторжение в Бельгию, извиняя таким образом вступление Британии в войну, к которой она была давно и хорошо подготовлена.
[235] Южные славянские народы были частично наполовину под властью австрийской Габсбургской империи (словенцы, далматинцы, хорваты), наполовину венгерской частью (хорваты, часть сербов), частично под главенством общей имперской администрации (Босния и Герцеговина), остальные – в малых независимых королевствах (Сербия, Болгария и мини‑княжество Черногория) и под властью турков (Македония).
[236] За исключением Испании, Скандинавии, Нидерландов и Швейцарии, все европейские государства, а также Япония и США, оказались вовлеченными в нее.
[237] В 1939 г. из двадцати семи государств Европы, единственными, которые могут быть описаны как парламентарные демократии, были Соединенное Королевство, Ирландское свободное государство, Франция, Бельгия, Швейцария, Нидерланды и четыре скандинавских государства (Финляндия точно). Все из них, кроме Соединенного Королевства, Ирландского свободного государства, Швеции и Швейцарии, вскоре временно оказались под оккупацией или в союзе с Германией.
[238] Его отношение ко второй мировой войне, борьбе против фашистской Германии, естественно, было очень от этого отлично.
[239] Скандинавия, Соединенное Королевство, Нидерланды, Бельгия
[240] Германия, Франция, Швейцария
[241] Италия, Испания, Португалия
[242] **♦* Австрия/ Богемия, Польша Источник: Жан де Врие, ^Европейская Урбанизация, 1500–1800 гг.» (Лондон, 1984), таблица 3.8