Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 

 

Факультет культурологии

Кафедра музееведения и экскурсоведения

Факультет музееведения и экскурсоведения

 

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

 

ЧАСТЬ V

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

 

Программа и методические материалы
для студентов специальности
070503

«Музейное дело и охрана памятников»

 

 

Санкт-Петербург
2008

 

 

ББК 85.103 (0) 3

УДК 7 (3)

И – 86

 

 

Программа рекомендована к изданию
Редакционно-издательским советом Санкт-Петербургского
государственного университета культуры и искусств.

 

Составитель:

А.Н. Балаш,

кандидат культурологии

 

 

И – 86    Искусство Древнего мира: Программа курса / сост.

АН. Балаш; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств.
- СПб.: СПбГУКИ, 2008. - 19 с.

 

ББК 85.103 (0) 3

УДК 7 (3)

 

 

©Федеральное государственное
образовательное учреждение
 высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
университет культуры и искусств», 2008











I . Организационно-методический раздел.

Структура курса:

Курс состоит из разделов, соответствующих принятой в искусствознании периодизации искусства Древнего мира.

Тематика занятий, составляющих каждый раздел, посвящена искусству крупнейших цивилизаций Древнего Востока и греко-римской Античности. Особое внимание уделяется изучению уникальных памятников древнего искусства, сохранившихся архитектурных объектов, которое дополняется свидетельствами письменных источников,  научно обоснованными реконструкциями  утраченных памятников.

В рамках предложенных тем рассматриваются специфические аспекты искусства Древнего мира, неразрывно связанного с мифологией, религией и ритуальной культурой. На примере конкретных памятников демонстрируется процесс развития художественной культуры древних цивилизаций, особо выделяются произведения, свидетельствующие о межкультурных контактах. Обобщить материал данного курса позволяет вопрос о роли художественного наследия Древнего мира в развитии культуры и искусства последующих веков.

 

Цель курса: осмысление художественного наследия ведущих культурных центров Древнего мира и основных этапов становления и развития творческой деятельности человека в период древнейших цивилизаций; формирование представления об уникальных памятниках мирового искусства и крупнейших музейных коллекциях искусства Древнего Востока и Античности.

 

Задачи курса:

- дать развернутое представление об искусстве крупнейших культурных регионов Древнего мира, о происхождении и развитии искусства Древнего Египта, Передней Азии, Крито-микенской цивилизации, Греции и Рима, а также цивилизаций Древней Индии и Китая;

- познакомить с персоналиями крупнейших художников древности и проблемами сохранения и реконструкции их наследия;

- обосновать связь художественной деятельности древности с мифом, религией, ритуалом и социальными институтами, показать специфику положения художника в древнем обществе и особые, внеэстетические функции произведения искусства в культуре
Древнего мира;

- познакомить с историей археологического изучения, коллекционирования и музеефикации памятников искусства Древнего мира.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Изучение искусства Античности традиционно является основой классического гуманитарного образования. Курс «Искусство Древнего мира»  читается в седьмом семестре студентам, обучающимся по специальности «музейное дело и охрана памятников». Данный курс является первым разделом  лекционных циклов, посвященных истории зарубежного искусства.

Ориентируясь на будущую специализацию слушателей, и в лекционном материале, и на семинарских занятиях демонстрируется роль памятников древнего искусства как посредников в передаче духовного опыта, мировоззрения древних цивилизаций современному обществу. Отдельное внимание уделяется судьбе древних памятников в истории мировой культуры, их влиянию на культуру и искусство последующих веков.

В рамках курса студенты знакомятся с крупнейшими музейными коллекциями памятников искусства Древнего Востока и Античности. Коллекционирование античных памятников является одним из первых и постоянно развивающихся направлений собирательской деятельности, в рамках которого накоплен богатый профессиональный опыт в области музеефикации и экспонирования памятников искусства. Студенты знакомятся с реализуемыми сегодня новейшими проектами в области создания музеев древнего искусства – одного из передовых и перспективных направлений современной музеологии.

Требования к уровню освоению курса:

 

Студент, прослушавший курс «Искусство Древнего мира»  должен знать:

- основные принципы периодизации искусства Древнего мира и тенденции его развития, обусловленные общеисторическим развитием древних цивилизаций;

- основные канонические системы, сложившиеся в искусстве Древнего Востока и Античности, причины их возникновения, механизмы воспроизведения, значение канонических систем в консолидации и сохранении художественного наследия древних культур;

- специфику ритуального синтеза искусств в культуре древних цивилизаций (на примере храмовых ритуалов и храмовой архитектуры, ритуалов царской власти, дворцовой архитектуры и царской скульптуры и др.);

- особое значение античного художественного наследия для дальнейшего развития европейского искусства и художественных институций;

- основные этапы археологических открытий, ведущие направления исследований в области истории искусства Древнего Востока и Античности;

- крупнейшие музейные коллекции и частные собрания искусства Древнего мира.

 

Студент, прослушавший курс «Искусство Древнего мира» должен уметь:

- осуществлять образно-стилистический анализ произведений искусства Древнего Востока и Античности, раскрывая их формальные и содержательные аспекты в контексте эстетических принципов локальной древней культуры;

- анализировать и интерпретировать канонические системы, доминирующие в искусстве Древнего мира;

- осуществлять сравнительный анализ произведений искусства разных культур, выявляя черты  типологического сходства и уникальные различия, обусловленные традициями, религиозными и социальными нормами конкретной культуры;

- интерпретировать культурный контекст создания и бытования произведений искусства Древнего Востока и Античности;

- выявлять и изучать фонд памятников искусства Древнего мира в крупнейших музейных собраниях, изучать архитектурные памятники и методы их музеефикации.

 

II . ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА:

 

 

 

Тема

 

Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

лекции семинары
1. Введение. 4 2   2
2. Раздел I. Искусство Древнего Востока.        
3. Тема 1. Искусство Древнего Египта. Древнее и Среднее царство. 4 2   2
4. Тема 2. Искусство Древнего Египта. Новое царство и Поздний период. 4 2   2
5. Тема 3. Искусство Передней Азии: древнего Шумера, Ассирии, Нового Вавилона и Персидского царства. 8 4   2
6. Раздел II. Античное искусство.        
7. Тема 1. Искусство крито-микенской цивилизации и происхождение греческого искусства. 4 2   2
8. Тема 2. Греческое искусство периода ранней и высокой классики. 4 2   4
9. Тема 3. Греческое искусство периода поздней классики и эллинизма. 6 2   2
10. Тема 4. Искусство Древней Этрурии и Древнего Рима периода республики. 4 2   2
11. Тема 5. Искусство императорского Рима и римских провинций. 6 2   2
12. Раздел III. Искусство Древней Индии и Древнего Китая.        
13. Тема 1. Искусство древней Индии. 4 2   2
14. Тема 2. Искусство древнего Китая. 4 2   2
15. Заключение.   2   2
16. Семинар 1. 4   2 2
17. Семинар 2. 4   2 2
18. Семинар 3. 4   2 2
  Итого: 64 26 6 32

 


III . ПРОГРАММА КУРСА.

 

Введение. Открытие, изучение и музеефикация  искусства Древнего мира.

«История искусства древности»  И.-И. Винкельмана - начальный этап изучения художественной культуры древних цивилизаций. Раскопки в Помпеях и Геркулануме во второй половине XVIII-первой половине XIX и их влияние на увлечение античной культурой. Исследователи языка и искусства Древнего Востока и Эгейского мира в XIX - начале ХХ века: Ф. Шампольон, О. Мариэтт, П.-Э. Ботта, О.-Г. Лэйярд, Р. Кольдвей, А. Эванс. Основные направления исследований искусства Древнего Востока и Античности в ХХ веке и в настоящее время. Искусство древних цивилизаций в музеях мира: коллекции Британского музея, Лувра, Берлинских музеев, музея Метрополитен, Археологического музея в Каире, Иракского музея в Багдаде, Иранского национального музея, Национального музея археологии в Афинах, Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина. Проблема сохранения культурных ценностей древних цивилизаций.

 

Заключение. Наследие искусства Древнего Востока и Античности и его значение для мировой художественной культуры.

Искусство Древнего мира – основа дальнейшего развития мировой художественной культуры. Особая роль античного наследия в истории развития европейского искусства. Проблема «ренессансов» античности в культуре Запада (по Э. Панофскому). Возрождение и развитие античного ордера в европейской архитектуре, обращение к античной пластической традиции в изобразительных искусствах. Античные традиции в движениях классицизма и нео-классицизма. Диалог с античным наследием в искусстве ХХ в. Искусство Древнего Востока в интерпретации западноевропейского и русского искусства XIX-ХХ в. Современная культура и искусство Древнего мира.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Проблемы, вынесенные на семинарские занятия, связаны с основополагающими ценностями древнего искусства. Их осмысление поможет студентам закрепить лекционный материал, выйти на обобщающие выводы о мировоззренческих основах искусства Древнего мира. Ордерная система, идеальная пластическая форма – основополагающие аспекты античной культуры, к которым обращается затем и европейское, и русское искусство в периоды оживления диалога с античным наследием. Контакты общества с подлинными памятниками древнего искусства происходят в музеях, на экспозициях и временных выставках, которые оказывают существенное влияние на развитие современной культуры.  Эти обстоятельства определяют актуальность тематики семинаров.

При подготовке к семинарским занятиям особое внимание уделяется работе над иллюстративным материалом, формированию навыков отбора и систематизации изобразительных источников. На втором семинаре отрабатывается методика составления синхронистических таблиц. Заполняя таблицу, подбирая и сопоставляя памятники искусства, обобщая материал в концептуальных выводах, студент проводит самостоятельный сравнительный анализ  основополагающих категорий древних культур. Таблица должна содержать точное научное описание произведения искусства, необходимое при атрибуции памятника.

При подготовке к третьему семинару, посвященному проблемам музеефикации памятников искусства древности, студент выбирает для изучения и выступления коллекцию одного из крупнейших зарубежных или отечественных музеев, или же один из опубликованных в профессиональных источниках проектов строительства новых музеев, посвященных искусству Древнего мира. В докладе на третьем семинаре необходимо обозначить историю формирования музейной коллекции, наиболее выдающиеся памятники, особые формы экспонирования произведений искусства, опыт проведения крупнейших временных выставок, посвященных искусству древних цивилизаций.

 Семинары проводятся и в форме представления и обсуждения докладов (семинар № 1, 3), и в форме коллоквиума (семинар № 2).

 

 

Искусство Древнего Востока

  1. Искусство раннединастического Египта.
  2. Эволюция погребальных комплексов в архитектуре Древнего Египта.
  3. Стилистические особенности царского скульптурного портрета в Древнем Египте.
  4. Иконографические типы заупокойных статуй аристократии в искусстве Древнего Египта.
  5. Придворное искусство эль-Амарны: архитектура, скульптура, живопись.
  6. Архитектурная композиция и символическое осмысление древнеегипетского храма (храмы Карнака и Луксора).
  7. Рельеф и живопись Древнего Египта: основные виды, композиционные приемы, тематика.
  8. Прикладное искусство Древнего Египта (на примере погребального комплекса фараона Тутанхамона).
  9. Архитектурная композиция и символическое осмысление храмов Передней Азии (храмы на платформах, зиккураты).
  10. Композиционные принципы и пластические приемы в круглой скульптуре Древнего Шумера.
  11. Канонические принципы изображения в рельефах Древнего Шумера и Вавилона (стелы Эанатума, Ур-Нанше, Нарам-Сина, царя Хаммурапи).
  12. Прикладное искусство Древнего Шумера (на примере погребального комплекса гробниц I династии Ура).
  13.  Искусство Хеттского царства.
  14. Рельефы на ортостатах во дворцах ассирийских царей (тематика, стилистическая эволюция).
  15. Церемониально-репрезентативное значение архитектурного ансамбля Вавилона.
  16. Культово-церемониальное значение архитектурно-скульптурного ансамбля Персеполя.
  17. Искусство Индии периода Маурья, художественная деятельность царя Ашоки.
  18. Скульптура Гандхары и ее значение в истории индийского искусства.
  19. Погребальное искусство древнего Кита (основные памятники и произведения).
  20. Развитие прикладного искусства и его значение в культуре древнего Китая.

 

Античное искусство.

 

1. Искусство древнего Крита и его роль в развитии эгейской культуры.

2. Искусство микенской культуры (Микены, Тиринф, Пилос).

3. Греческое искусство эпохи архаики: архитектура, скульптура, вазопись.

4. Формирование и развитие ордерной системы в архитектуре Древней Греции и Древнего Рима. Эстетика античного ордера.

5. Древнегреческий храм: генезис, основные типы, символическое осмысление.

6. Творчество Мирона и Поликлета.

7. Творчество Фидия.

8. Архитектурный ансамбль Афинского Акрополя.

9. Творчество Скопаса, Праксителя и Лисиппа.

10. Греческая живопись IV-III в. до н.э.

11. Скульптурные школы эпохи эллинизма.

12. Этрусская скульптура: основные виды, стилистическая эволюция.

13. Символика росписей этрусских гробниц.

14. Римский скульптурный портрет.

15. Римская мозаика.

16. Римская декорационная живопись (греческие источники, стилистическая эволюция).

17. Общественная и частная архитектура Древнего Рима (арены, термы, дворцы и частные дома).

18. Триумфальность в культуре Древнего Рима (форумы, триумфальные сооружения – арки, колонны, ростры, статуи императоров-триумфаторов).

19. Типология и своеобразие римского храмового зодчества.

20. Искусство римских провинций (Пальмира, Баальбек).

 

V . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.

 

Справочные издания.

 

  1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь. - М.: Эллис Лак, 1997. – 736 с.
  2. Мировая художественная культура. Древние цивилизации: тематический словарь. – М.: Крафт, 2004. – 800 с.
  3. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2-х т. - М., 1988.
  4. Словарь Античности. - М.: Эллис Лак, 1994. - 704 с.

 

Учебники и учебные пособия.

 

  1. Архитектура античной Греции и античного Рима. Зарисовки к экзамену по Всеобщей истории архитектуры. - М.: Архитектура-С, 2006. - 142 с.
  2. Блэк В.Б. Пластика Передней Азии II-I тыс. до н.э.: Учебно-методич.пособие /
    В.Б. Блэк. – СПб.: ИЖСА им. Репина, 1994. – 130 с.
  3. Блэк В. Б. Искусство Древнего Востока (Древний Египет и Передняя Азия): учебное пособие / В.Б. Блэк. - Л.: ИЖСА им. Репина, 1986. – 83 с.
  4. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность: учебник ИЖСА им. Репина / под ред. А.П. Чубовой. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 384 с.
  5. Галеркина О.И. Искусство Древней Индии. Искусство Древнего Китая / О.И. Галеркина, Н.А. Виноградова // История искусства зарубежных стран. Средние века и Возрождение: учебник ИЖСА им. Репина / Под ред. Ц.Г. Нессельштраус. – М.: Сварог, 2003. -  С. 128-130.
  6. Кравцова М.Е. История искусства Китая: учебное пособие/ М.Е. Кравцова. - СПб, Лань, 2004. – 992 с.
  7. Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: хрестоматия / сост. И. Химик. - СПб.-М.: Лань, 2004. – 800 с.

 

Основная литература.

 

1. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика / Л.И. Акимова. - СПб., Азбука-классика, 2007. – 464 с.

2. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика / Л.И. Акимова. - СПб., Азбука-классика, 2007. – 400 с.

3. Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции /
М.В. Алпатов. - М.: Искусство, 1985. – 221 с.

4. Афанасьева В. К. Искусство Древнего Востока / В.К. Афанасьева,  В.Г. Луконин, Н. Померанцева. - М.: Искусство, 1976. – 375 с. – (Малая история искусств)

5. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции / Б.Р. Виппер. - М.: Наука, 1972.
– 270 с.

6. Вертоградова В.В. Изобразительное искусство и архитектура Древней Индии / В.В. Вертоградова. -  М.: Искусство, 1975.

7. Колпинский Ю. Д. Искусство этрусков и Древнего Рима: Памятники мирового искусства / Ю.Д. Колпинский, Н.Н. Бритова. - М.: Искусство, 1982. – 112 с., 180 л.илл.

8. Колпинский Ю. Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции: Памятники мирового искусства / Ю.Д. Колпинский. - М.: Искусство, 1970. – 90 с.,
160 л.илл.

9. Матье М.Э. Искусство Древнего Востока: Памятники мирового искусства / М.Э. Матье, В.К. Афанасьева, И.М. Дьяконов. - М: Искусство, 1968. – 96 с., 163 л. илл.

10. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта/ М.Э. Матье. - СПб.: Университетская книга, 2005. – 576 с.

11. Нессельштраус Ц.Г. Раннехристианское искусство / Ц.Г. Нессельштраус. Искусство раннего Средневековья / Ц.Г. Нессельштраус. - СПб.: Азбука-классика, 2000. - С. 27-88.

12. Пунин А.Л. Искусство Древнего Египта. Древнее царство / А.Л. Пунин. – СПб.: Азбука-классика, 2008. - 464 с.

13. Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима / Г.И. Соколов. - М.: Искусство, 1971.
 – 231 с.

14. Соколов Г. И. Искусство этрусков / Г.И. Соколов. - М.: Искусство, 1990.
– 317 с.

15. Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран / Н.Д. флиттнер. - М.-Л.: Искусство, 1958. – 298 с.

16. Чубова А. П. Античная живопись / А.П. Чубова, А.П. Иванова. - М.: Искусство, 1966.  - 194 с.

Дополнительная литература.

 

  1. Античное наследие в культуре России / Под общ.ред. Г. С. Кнабе. – М.: РНИИ культур и природ.наследия, 1996. – 260 с.
  2. Античность в культуре и искусстве последующих веков: матер.научн.конф. – М.: Советский художник, 1984. – 356 с.
  3. Большаков А.О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства / А.О. Большаков. - СПб.: Алетейя, 2001.- 288 с.
  4. Бритова Н.Н. Римский скульптурный портрет: очерки / Н.Н. Бритова, Н.М. Лосева, Н.Д. Сидорова. - М.: Искусство, 1975. – 104 с.
  5. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока / И.П. Вейнберг. - М: Наука, 1986. . – 206 с.
  6. Древний Восток и мировая культура: сб. статей / Отв.ред. И.М. Дьяконов. – М.: Наука, 1981. – 181 с.
  7. Дьяконов И.М. Люди города Ура. – М.: Наука, 1990.
  8. Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры / В.В. Емельянов. - СПб.: Азбука-классика, 2001. – 320 с.
  9. Емельянов В. В. Ритуал в древней Месопотамии / В.В. Емельянов. - СПб.: Азбука-классика, 2003. – 320 с.
  10. Искусство Востока и античности / под ред. М.А. Коростовцева. - М.: Наука,1977. – 166 с.
  11. Керрам К. Боги, гробницы, ученые / К. Керрам. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. – 398 с.
  12. Кинк Х.А. Художественное ремесло Древнего Египта и соседних стран /
    Х.А. Кинк. - М.: Наука, 1976. – 176 с.
  13. Кинк Х.А. Древнеегипетский храм / Х.А. Кинк. - М.: Наука, 1979. – 199 с.
  14. Кларк К. Нагота в искусстве / К. Кларк.- СПб.: Азбука-классика, 2004. – 480 с.
  15. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима / Г.С. Кнабе. - М.: Индрик, 1993. – 527 с.
  16. Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность / Г.С. Кнабе. – М.: Искусство, 1986. – 206 с.
  17. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития / А.Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1992. – 656 с.
  18. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность / А.Ф. Лосев. – М: Мысль, 1994. – 919 с.
  19. Ллойд С. Археология Месопотамии / С. Ллойд. – М.: Наука, 1984. – 280 с.
  20. Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана / В.Г. Луконин. - М.: Искусство, 1977. – 231 с.
  21. Матье М. Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта / Матье М.Э. - М.: Вост.лит., 1996. – 325 с.
  22. Неверов О. Я. Геммы античного мира / О.Я. Неверов. - М.: Наука, 1983. – 144 с.
  23. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации / А.Л. Оппенхейм. - М.: Наука, 1980. – 407 с.
  24. Павлов В. В. Художественное ремесло Древнего Египта / В.В. Павлов, С.И. Ходжаш. -  М.: Искусство, 1959. – 268 с.
  25. Петербургские сфинксы: солнце Египта на берегах Невы / Под ред. В.В. Солкина. – СПб.: Искусство России, 2005. – 302 с.
  26. Померанцева Н. А. Эстетические основы искусства Древнего Египта / Померанцева Н.А. – М.: Искусство, 1985. – 255 с.
  27. Поплавский В.С. Культура триумфа и триумфальные арки Древнего Рима / В.С. Поплавский. - М.: Наука, 2000. - 436 с.
  28. Раушенбах Б. Живопись и рельеф Древнего Египта / Б. Раушенбах. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б. Раушенбах. - СПб., 2001. - С.181-218.
  29. Саверкина И.И. Древняя Пальмира / И.И. Саверкина. - Л.: Аврора,1971. – 46 с.
  30. Соколов Г.И. Античное Причрноморье. Памятники архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного искусства. Л.: Аврора, 1973. - 191 с.
  31. Соколов Г.И. Дельфы / Г.И. Соколов. -  М.: Искусство, 1972. – 184 с.
  32. Соколов Г.И. Олимпия / Г.И Соколов. -  М.: Искусство, 1981. – 207 с.
  33. Сидорова В.С. Художественная культура Древней Индии / В.С. Сидорова. -  М., 1972.
  34. Сидорова В. С. Скульптура Древней Индии / В.С. Сидорова. -  М.: Искусство, 1971. – 86 с.
  35. Сидорова В.С. Художественная культура Древней Индии. – М.: Наука, 1972.
    – 122 с.
  36. Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира / Н.А. Сидорова. - М.: Искусство, 1972.
  37. Сидорова Н. А.Искусство Римской Африки / Н.А. Сидорова, А.П. Чубова. - М. Искусство, 1979. – 224 с.
  38. Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египет / В.В. Солкин. -  М.: Вече, 2006. - 458 с.
  39. Таруашвили Л.И. Тектоника визуального образа в поэзии Античности и христианской Европы. К вопросу о культурно-исторических предпосылках ордерного зодчества / Л.И. Таруашвили.- М.: Языки русской культуры, 1998. - 374 с.
  40. Таруашвили Л.И. Эстетика ордера: от Витрувия до Катрмера де Кенси / Л.И. Таруашвили. - М.: Architectura, 1995. – 178 с.
  41. Тахо-Годи А.А. Классические и эллинистические представления о красоте в действительности и искусстве. Эстетика и искусство / А.А. Тахо-Годи. - М., 1966.
  42. Тутанхамон и его время: сб. статей. - М.: Наука, 1971.
  43. Франкфорт Г. В преддверии философии: духовные искания древнего человека / Г. Франкфорт и др. - СПб.: Амфора, 2001. – 314 с.
  44. Художественные модели мироздания  / Под общ.ред. В.П. Толстого. - М.: Наука, 1999. – 363 с.
  45. Чубова А.П. Античные мастера: скульпторы и живописцы / А.П. Чубова. - Л.: Искусство,1986. - 249с.
  46. Чубова А.П. Искусство Восточного Средиземноморья I- IV веков / А.П. Чубова и др. -  М.: Искусство, 1985. - 255 с.
  47. Чубова А. П. Искусство Европы IV-V вв. / А.П. Чубова. - М.: Искусство, 1970. – 279 с.

 


 












СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационно-методический раздел. ……………………………..…. 3

2. Тематический план курса. ……………………………………………..…4

3. Программа курса ……………………………………………………….... 5

4. Форма итогового контроля ……………………………………………... 14

5. Учебно-методическое обеспечение курса……………………………... 15

 

Подписано в печать               Формат 60х90/16
Усл.печ.л. 1,1 Тир. 150 экз. Зак.

 

ФГОУВПО «Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств»
191186. Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 2. Тел. 312 85 73.

 

 



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 

 

Факультет культурологии

Кафедра музееведения и экскурсоведения

Факультет музееведения и экскурсоведения

 

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

 

ЧАСТЬ V

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

 

Программа и методические материалы
для студентов специальности
070503

«Музейное дело и охрана памятников»

 

 

Санкт-Петербург
2008

 

 

ББК 85.103 (0) 3

УДК 7 (3)

И – 86

 

 

Программа рекомендована к изданию
Редакционно-издательским советом Санкт-Петербургского
государственного университета культуры и искусств.

 

Составитель:

А.Н. Балаш,

кандидат культурологии

 

 

И – 86    Искусство Древнего мира: Программа курса / сост.

АН. Балаш; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств.
- СПб.: СПбГУКИ, 2008. - 19 с.

 

ББК 85.103 (0) 3

УДК 7 (3)

 

 

©Федеральное государственное
образовательное учреждение
 высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
университет культуры и искусств», 2008


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.073 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь