Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Искусство древней Индии.



Культуры Мохенджо-Даро и Хараппы (2500 - 1500 гг. до н.э.) в долине Инда. Арийское нашествие, сведения о культуре и искусстве арийских племен в гимнах «Риг-Веды». Искусство государства Магадха (VII-V вв. до н.э.): утверждение брахманизма и его отражение в принципах градостроительства, иконография духов плодородия якша и якшини.

Индийский поход Александра Македонского (326 г. до н.э.) и первое проникновение влияния греческой культуры в северо-западную Индию (Пенджаб). Расцвет индийского искусства при династии Маурья (IV-II вв. до н.э.), провозглашение буддизма официальной государственной религией (261 г. до н.э.). Строительная деятельность царя Ашоки. Регламентация каменного культового и светского деревянного зодчества. Большая ступа в Санчи (III-II вв. до н.э.) и ее символика; скульптурный декор каменных ворот–торана, его стилистическая связь с древнейшими традициями резьбы по дереву и слоновой кости. Мемориальные столбы–стамбха, посвященные земной жизни Будды и их декор (Львиная капитель столба Сарнатха). Пещерные буддийские храмы и их эволюция в III-I в. до н.э. (храм в Карли).

Греко-бактрийское влияние на культуру кушанского государства Гандхары (I в. н.э.): формирование антропоморфной иконографии Будды и обращение к опыту античной пластической традиции.  Портретные статуи правителей. Древнейшие образы индийской культуры в памятниках матхурской скульптурной школы.

Последний этап развития древнеиндийского искусства в период возвышения династии Гупта (IV-VI в. н.э.). Архитектурный трактат «Манасара»: фиксация традиционных правил строительства. Сохранение форм ступы и пещерных храмов, появление новых типов наземных башнеобразных храмов (храм Махабодхи (Великого просветления) в Бодхгайе). Фрески Аджанты: содержание, символика, стилистика. Преемственность и роль древнейших традиций в культуре и искусстве Индии.

Тема 2. Искусство древнего Китая.

Керамика древнейших центров культуры Китая Яншао и Луншань (III тыс. до н.э.): основные формы, геометрический декор, влияние на искусство последующих эпох. Период Шан-Инь (XVII-XI в. до н.э.): создание городских поселений, развитие художественного ремесла. Дворец в Аньяне и формирование основ древнекитайского зодчества. Скульптура из погребений аристократии: ритуальное значение, мифическое содержание, стилистические особенности. Развитие резьбы по камню и кости. Разнообразие и высокий художественный уровень бытовых и ритуальных бронзовых сосудов; их орнаментальный, рельефный и скульптурный декор. Симметричность, композиционная ясность – основа китайского искусства.

Развитие художественного ремесла в период Чжоу (XII – V вв. до н.э.). Период «Воюющих царств»: производство и орнаментация шелковых тканей, возникновение лаковой техники. Преемственность и инновации в бронзолитейном деле и в резьбе по нефриту. Государство Цинь (221-207 гг. до н.э.): строительство Великой китайской стены; терракотовая армия из склепов гробницы императора Цинь Шихуана.

Расцвет культуры и искусства в период Хань (III в. до н.э. – III в. н.э.): дворцовое строительство, конструктивные особенности китайской архитектуры. Ансамбли погребальных сооружений (архитектурная композиция, скульптурный декор, росписи, терракотовая пластика). Картины на шелке. Развитие художественного ремесла, первые опыты производства фарфора в период Восточная Хань. Влияние искусства древнего Китая на развитие искусства Дальнего Востока; культурные контакты Китая со странами Античного мира и Передней Азии.

 

 

Заключение. Наследие искусства Древнего Востока и Античности и его значение для мировой художественной культуры.

Искусство Древнего мира – основа дальнейшего развития мировой художественной культуры. Особая роль античного наследия в истории развития европейского искусства. Проблема «ренессансов» античности в культуре Запада (по Э. Панофскому). Возрождение и развитие античного ордера в европейской архитектуре, обращение к античной пластической традиции в изобразительных искусствах. Античные традиции в движениях классицизма и нео-классицизма. Диалог с античным наследием в искусстве ХХ в. Искусство Древнего Востока в интерпретации западноевропейского и русского искусства XIX-ХХ в. Современная культура и искусство Древнего мира.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Проблемы, вынесенные на семинарские занятия, связаны с основополагающими ценностями древнего искусства. Их осмысление поможет студентам закрепить лекционный материал, выйти на обобщающие выводы о мировоззренческих основах искусства Древнего мира. Ордерная система, идеальная пластическая форма – основополагающие аспекты античной культуры, к которым обращается затем и европейское, и русское искусство в периоды оживления диалога с античным наследием. Контакты общества с подлинными памятниками древнего искусства происходят в музеях, на экспозициях и временных выставках, которые оказывают существенное влияние на развитие современной культуры.  Эти обстоятельства определяют актуальность тематики семинаров.

При подготовке к семинарским занятиям особое внимание уделяется работе над иллюстративным материалом, формированию навыков отбора и систематизации изобразительных источников. На втором семинаре отрабатывается методика составления синхронистических таблиц. Заполняя таблицу, подбирая и сопоставляя памятники искусства, обобщая материал в концептуальных выводах, студент проводит самостоятельный сравнительный анализ  основополагающих категорий древних культур. Таблица должна содержать точное научное описание произведения искусства, необходимое при атрибуции памятника.

При подготовке к третьему семинару, посвященному проблемам музеефикации памятников искусства древности, студент выбирает для изучения и выступления коллекцию одного из крупнейших зарубежных или отечественных музеев, или же один из опубликованных в профессиональных источниках проектов строительства новых музеев, посвященных искусству Древнего мира. В докладе на третьем семинаре необходимо обозначить историю формирования музейной коллекции, наиболее выдающиеся памятники, особые формы экспонирования произведений искусства, опыт проведения крупнейших временных выставок, посвященных искусству древних цивилизаций.

 Семинары проводятся и в форме представления и обсуждения докладов (семинар № 1, 3), и в форме коллоквиума (семинар № 2).

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь