Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I . Организационно-методический раздел.



Структура курса:

Курс состоит из разделов, соответствующих принятой в искусствознании периодизации искусства Древнего мира.

Тематика занятий, составляющих каждый раздел, посвящена искусству крупнейших цивилизаций Древнего Востока и греко-римской Античности. Особое внимание уделяется изучению уникальных памятников древнего искусства, сохранившихся архитектурных объектов, которое дополняется свидетельствами письменных источников,  научно обоснованными реконструкциями  утраченных памятников.

В рамках предложенных тем рассматриваются специфические аспекты искусства Древнего мира, неразрывно связанного с мифологией, религией и ритуальной культурой. На примере конкретных памятников демонстрируется процесс развития художественной культуры древних цивилизаций, особо выделяются произведения, свидетельствующие о межкультурных контактах. Обобщить материал данного курса позволяет вопрос о роли художественного наследия Древнего мира в развитии культуры и искусства последующих веков.

 

Цель курса: осмысление художественного наследия ведущих культурных центров Древнего мира и основных этапов становления и развития творческой деятельности человека в период древнейших цивилизаций; формирование представления об уникальных памятниках мирового искусства и крупнейших музейных коллекциях искусства Древнего Востока и Античности.

 

Задачи курса:

- дать развернутое представление об искусстве крупнейших культурных регионов Древнего мира, о происхождении и развитии искусства Древнего Египта, Передней Азии, Крито-микенской цивилизации, Греции и Рима, а также цивилизаций Древней Индии и Китая;

- познакомить с персоналиями крупнейших художников древности и проблемами сохранения и реконструкции их наследия;

- обосновать связь художественной деятельности древности с мифом, религией, ритуалом и социальными институтами, показать специфику положения художника в древнем обществе и особые, внеэстетические функции произведения искусства в культуре
Древнего мира;

- познакомить с историей археологического изучения, коллекционирования и музеефикации памятников искусства Древнего мира.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Изучение искусства Античности традиционно является основой классического гуманитарного образования. Курс «Искусство Древнего мира»  читается в седьмом семестре студентам, обучающимся по специальности «музейное дело и охрана памятников». Данный курс является первым разделом  лекционных циклов, посвященных истории зарубежного искусства.

Ориентируясь на будущую специализацию слушателей, и в лекционном материале, и на семинарских занятиях демонстрируется роль памятников древнего искусства как посредников в передаче духовного опыта, мировоззрения древних цивилизаций современному обществу. Отдельное внимание уделяется судьбе древних памятников в истории мировой культуры, их влиянию на культуру и искусство последующих веков.

В рамках курса студенты знакомятся с крупнейшими музейными коллекциями памятников искусства Древнего Востока и Античности. Коллекционирование античных памятников является одним из первых и постоянно развивающихся направлений собирательской деятельности, в рамках которого накоплен богатый профессиональный опыт в области музеефикации и экспонирования памятников искусства. Студенты знакомятся с реализуемыми сегодня новейшими проектами в области создания музеев древнего искусства – одного из передовых и перспективных направлений современной музеологии.

Требования к уровню освоению курса:

 

Студент, прослушавший курс «Искусство Древнего мира»  должен знать:

- основные принципы периодизации искусства Древнего мира и тенденции его развития, обусловленные общеисторическим развитием древних цивилизаций;

- основные канонические системы, сложившиеся в искусстве Древнего Востока и Античности, причины их возникновения, механизмы воспроизведения, значение канонических систем в консолидации и сохранении художественного наследия древних культур;

- специфику ритуального синтеза искусств в культуре древних цивилизаций (на примере храмовых ритуалов и храмовой архитектуры, ритуалов царской власти, дворцовой архитектуры и царской скульптуры и др.);

- особое значение античного художественного наследия для дальнейшего развития европейского искусства и художественных институций;

- основные этапы археологических открытий, ведущие направления исследований в области истории искусства Древнего Востока и Античности;

- крупнейшие музейные коллекции и частные собрания искусства Древнего мира.

 

Студент, прослушавший курс «Искусство Древнего мира» должен уметь:

- осуществлять образно-стилистический анализ произведений искусства Древнего Востока и Античности, раскрывая их формальные и содержательные аспекты в контексте эстетических принципов локальной древней культуры;

- анализировать и интерпретировать канонические системы, доминирующие в искусстве Древнего мира;

- осуществлять сравнительный анализ произведений искусства разных культур, выявляя черты  типологического сходства и уникальные различия, обусловленные традициями, религиозными и социальными нормами конкретной культуры;

- интерпретировать культурный контекст создания и бытования произведений искусства Древнего Востока и Античности;

- выявлять и изучать фонд памятников искусства Древнего мира в крупнейших музейных собраниях, изучать архитектурные памятники и методы их музеефикации.

 

II . ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА:

 

 

 

Тема

 

Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

лекции семинары
1. Введение. 4 2   2
2. Раздел I. Искусство Древнего Востока.        
3. Тема 1. Искусство Древнего Египта. Древнее и Среднее царство. 4 2   2
4. Тема 2. Искусство Древнего Египта. Новое царство и Поздний период. 4 2   2
5. Тема 3. Искусство Передней Азии: древнего Шумера, Ассирии, Нового Вавилона и Персидского царства. 8 4   2
6. Раздел II. Античное искусство.        
7. Тема 1. Искусство крито-микенской цивилизации и происхождение греческого искусства. 4 2   2
8. Тема 2. Греческое искусство периода ранней и высокой классики. 4 2   4
9. Тема 3. Греческое искусство периода поздней классики и эллинизма. 6 2   2
10. Тема 4. Искусство Древней Этрурии и Древнего Рима периода республики. 4 2   2
11. Тема 5. Искусство императорского Рима и римских провинций. 6 2   2
12. Раздел III. Искусство Древней Индии и Древнего Китая.        
13. Тема 1. Искусство древней Индии. 4 2   2
14. Тема 2. Искусство древнего Китая. 4 2   2
15. Заключение.   2   2
16. Семинар 1. 4   2 2
17. Семинар 2. 4   2 2
18. Семинар 3. 4   2 2
  Итого: 64 26 6 32

 


III . ПРОГРАММА КУРСА.

 

Введение. Открытие, изучение и музеефикация  искусства Древнего мира.

«История искусства древности»  И.-И. Винкельмана - начальный этап изучения художественной культуры древних цивилизаций. Раскопки в Помпеях и Геркулануме во второй половине XVIII-первой половине XIX и их влияние на увлечение античной культурой. Исследователи языка и искусства Древнего Востока и Эгейского мира в XIX - начале ХХ века: Ф. Шампольон, О. Мариэтт, П.-Э. Ботта, О.-Г. Лэйярд, Р. Кольдвей, А. Эванс. Основные направления исследований искусства Древнего Востока и Античности в ХХ веке и в настоящее время. Искусство древних цивилизаций в музеях мира: коллекции Британского музея, Лувра, Берлинских музеев, музея Метрополитен, Археологического музея в Каире, Иракского музея в Багдаде, Иранского национального музея, Национального музея археологии в Афинах, Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина. Проблема сохранения культурных ценностей древних цивилизаций.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь