Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Древний Восток: государство и общество.



Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти – неограниченной монархии, которую часто называют “древневосточной деспотией”. Сущность ее – в подавлении сопротивления эксплуатируемых, поддержании общественного порядка. Однако специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной деятельности в стране. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице. Таким образом, из-за того, что древневосточный правитель и его аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения (а в конечном итоге – всего земледелия), а также ремесла и торговли, государство рассматривало орошенную землю в качестве своей собственности – государственной или царской земли. Но скорее всего это было право распоряжения и контроля, получение определенного налога. Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства – правителя-деспота. Царь считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной, - но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов. Обожествление личности царя-деспота – важная особенность древневосточной деспотии. Но в разных странах степень деспотизма была разная (в Древнем Египте – наиболее полная; весьма ограниченная – в Хеттском царстве). Но существовали на Востоке и немонархические формы правления – олигархические республики (ряд государственных образований Древней Индии, в некоторых городах Финикии).

Общество. В странах Древнего Востока постепенно сформировались три основных класса: класс подневольных работников и рабов, положение которых было сложным; класс мелких свободных производителей и господствующий класс, куда входили землевладельческая, придворная и служилая аристократия, командный состав армии, жречество, состоятельная верхушка земледельческих общин, но каждый класс не был монолитен и однороден и состоял из нескольких слоев, различающихся по юридическому и бытовому положению, имущественной состоятельности. Например, среди рабов имелись рабы-“чужеземцы”, приравненные к вещи, и рабы-должники, сохранявшие элементы правоспособности. Класс мелких производителей состоял из свободных и зависимых землевладельцев, ремесленников различного имущественного положения. Особенностью господствующего класса в странах Древнего Востока являлась его тесная связь с государственным аппаратом.

Наличие трех основных классов определило сложный характер социальных взаимоотношений в древневосточных обществах. Сохранились сведения о социальной борьбе, о восстаниях, в которых принимали участие обездоленные слои общества. Между различными слоями господствующего класса имелись трения, перераставшие иногда в острые столкновения между военной и жреческой аристократией, жречеством и служилой знатью во главе с царем.

Сложная классовая и социальная структура свидетельствует о высоком уровне развития древневосточного общества по сравнению с первобытным, но нужно отметить относительно замедленный темп развития древневосточных стран по сравнению с древнегреческими полисами и Древним Римом. Это проявилось в застойном характере древневосточной экономики, слабом развитии товарного хозяйства и медленном совершенствовании техники и технологии, а также в неглубоком разделении труда.

Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке являлось существование общин – основных социальных и территориальных единиц, каждая из которых представляла собой замкнутый мир и имела свою организацию, но по своему содержанию она утратила родовый характер и стала организацией соседей. Она состояла из отдельных домохозяйств больших семей или семейных общин.

Внутри общин существовала имущественная дифференциация, несмотря на это община сохраняла свои коллективные формы, что тормозило развитие частнособственнических отношений. Устойчивость этого явления на Древнем Востоке объясняется особенностями древневосточной экономики, социальной структуры и форм государственной власти, прежде всего организацией ирригационного земледелия, которое предполагало то, что отдельная семья не могла справиться с могучей речной стихией, требовались объединенные усилия многих общин, руководимых государственной администрацией, чтобы создать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин.

Древний Восток: специфика регионов и динамика исторического процесса.

Историю древневосточных народов принято изучать с появлением первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине 4 тысячелетия до н.э. и заканчивать для Ближнего Востока 30-20 годами 4в. до н.э., когда греко-македонские войска под руководством А. Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней Азии и северо-западную часть Индии. Со времени похода А. Македонского на этой территории возникли так называемых эллинистические государства, которые изучаются в курсе “Истории Древней Греции”. Что же касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до 3-5вв. н.э., т.е. до того времени, когда на смену древнему обществу пришло феодальное. Таким образом, история древневосточных народов насчитывает около 3-х тысячелетий.

Большая географическая зона, условно называемая Древним Востоком простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагался Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север – от современных Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. Здесь в древности существовали многочисленные государства, сыгравшие важную роль в истории: Великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Фригийское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, Персидская монархия, в состав которой входили территории Ближнего Востока и всего Среднего Востока, государственные образования Средней Азии, государства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.

Древний Египет: общая характеристика региона, периодизация, источники, историография

В древности Египтом называли узкую долину реки Нил, начиная от первого порога и обширную дельту Нила, образованную несколькими руслами, впадающими в средиземное море. Долина Нила называлась Верхним Египтом, а дельта – Нижним Египтом. Название “Египет” греческое и происходит от видоизмененного названия древнейшей столицы Египта города Мемфиса (по-египетски Хетт-ка-Пбах или Хикунта, что обозначает “крепость души бога Птаха”). “Египет есть та вся та земля, - писал греческий историк Геродот – которую своими водами орошает Нил, а египтяне все те, которые живут ниже города Элефантины и пьют воду из реки Нил”. Египет расположен в северо-восточном углу Африканского континента и узким Суэцким перешейком связан с Передней Азией. По Суэцкому перешейку проходила караванная дорога, связывавшая Египет с культурными центрами Передней Азии. По Нилу обеспечивались сношения Египта с далекими странами Тропической Африки и Средиземноморья.

Древние египтяне освоили дороги – русла высохших рек, идущих от Нила к берегам Красного моря, откуда открывались морские пути на Синайский полуостров, в Аравию и через Баб-Эль-Мандебский пролив в обл. современного Сомали (древняя страна Пунт). Таким образом Египет находился на перекрестке различных путей, связывающих его со многими странами и регионами Африки, средиземноморья, Передней Азии и Аравии. Но эти связи могли быть реализованы лишь на довольно высокой стадии египетской цивилизации, когда были освоены сухопутные и морские пути. На первых же порах Египет находился в некоторой географической изоляции (труднопроходимые пороги Нила, раскаленные пески Аравийской пустыни, болотистая дельта Нила, а также жившие на южных, западных и восточных границах племена кочевников, враждебных Египту, усиливали его обособленность).

 Эта географическая изоляция способствовала формированию египетской цивилизации как самобытного исторического явления, но со временем, с укреплением государственности и становления экономики и культуры налаживались связи Египта с соседними странами, а его влияние распространилось на юге до 4-го нильского порога, на западе – до отдаленных оазисов Сива и Фарафра в Сахаре, в Передней Азии – до Сирии, в средиземном море – до Кипра и Крита.

 Нил – единственный источник влаги в засушливом Египте. Длинная лента могучей реки обеспечивала связь всех областей Египта между собой и с берегами средиземного моря.

Основы хозяйства: поливное или ирригационное земледелие бассейнового типа. Плодородная, легкая для обработки, ежегодно удобряемая нильским илом почва – главное богатство Египта, основа жизни его населения, развития египетской цивилизации. Выращивали: ячмень, полбу, пшеницу, кунжут, лен. В заводях Нила росли густые заросли лотоса и папируса. В самой долине произрастали финиковые, кокосовые пальмы и древовидные акации – основной строительный материал у египтян. Виноградные лозы и фруктовые деревья. Скотоводство: разведение крупного рогатого скота, коз, овец.

Окружающие области Египет были богаты полезными ископаемыми: базальт, гранит, алебастр, известняк, песчаник, шифер. Залежи медных руд на западе Синайского полуострова. Золото поступало с приисков Аравийской пустыни и из Северной Нубии. Но не было запасов олова, важнейшего компонента для получения бронзы, серебра – главного эквивалента древности, железа – отсутствие которого сдерживало развитие техники и ремесленного производства.

Древнейшее оседлое население появляется в долине Нила в конце VI тыс. до. н.э. Это были племена, которые приходили из Сахары Ливийской пустыни и областей современной Эфиопии. Из слияния этнических групп постепенно сформировалась египетская народность. Это подтверждают найденные статуэтки изображающие древних жителей Египта, черепа, найденные в погребениях Негады, черты сходства древнеегипетского языка с рядом африканских, а также с некоторыми берберскими языками северной Африки, подтверждают слияние различных этнических групп в долине Нила. Также в египетском языке прослеживаются и некоторые заимствования из древнесемитских языков, объяснимые как результат культурных и политических контактов Египта со странами восточного средиземноморья (Палестины, Финикии и Сирии). Но в целом древние египтяне представляли собой вполне сложившуюся устойчивую народность со своим языком собственной письменностью и оригинальной культурой.

Периодизация: Под историей Древнего Египта подразумевается история египетской цивилизации со времени зарождения в Египте раннеклассового общества и государственности, которое произошло во второй половине IV тыс. до н.э., до падения независимости египетского государства в конце VI в. до н.э., когда Египет был включен в состав Персидской державы.

История Древнего Египта подразделяется на следующие периоды:

1. Первый додинастический период (начало IV тыс. до н.э.). Начало разложения родовых отношений.

2. Второй додинастический или герзейский период (сер. IV тыс. до н.э.). Появление социальной дифференциации, создание элементов ирригационной системы, появление первых номовых государственных образований. В конце периода – создание Верхнеегипетского и Нижнеегипетского царств.

3. Ранее царство. Правление “нулевой”; I–II общеегипетских династий. Образование единого общеегипетского государства (33-29 вв. до н.э.)

 4. Централизация Египта в эпоху Древнего царства. Правление 3-6 династий (28-23 вв. до н.э.)

5. I Переходный период (7-10 династий, 23-21 вв. до н.э.). Распад единого египетского государства на отдельные номы.

6. Возрождение централизованного египетского государства в эпоху среднего царства. Правление 11-13 династий (сер. 21-18 вв. до н.э.)

7. II Переходный период (14-17 династии, конец 18 – сер. 16 вв. до н.э.). Ослабление Египта. Народные восстания. Захват Египта гиксосами.

8. Расцвет египетской цивилизации в эпоху нового царства. Правление 18-20 династий (16-11 вв. до н.э.). Создание египетской империи.

9. III Переходный период (21 династия, 11-10 вв. до н.э.) – упадок Египта.

10. Позднее царство. Египет под властью иноземных династий (22-25 династии, 11-8 вв. до н.э.). Возрождение Египта при саисской (26) династии (7-6 вв. до н.э.)

11. Завоевание Египта Персией и включение его в состав Персидской державы (27-30 династии, конец 6-4 вв. до н.э.).

Источники: семь типов 1) Письменные источники: исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы, инструкции. 2) Памятники материальной культуры: остатки городов, крепостей, храмов, гробниц, жилища, керамика, различные предметы культа. 3) Памятники устного народного творчества: песни, сказки, пословицы, поговорки, легенды, эпические сказания. 4) Данные языка: заимствование из других языков, различные временные пласты в языке и т.п. 5) Этнографические материалы: обычаи, нравы, культы, сохранившееся из далеких времен в более позднее время. 6) Данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на древних фресках и рельефах. 7) изменения географической среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей: остатки каналов, домов, дорог и т.д.

Богатейшую информацию об истории и культуре Древнего Египта содержат письменные источники. Французский египтолог Ж.Ф. Шампольон расшифровал секреты иероглифической письменности, появилась возможность перевести и прокомментировать большое число различных письменных памятников.

1. Остатки древнейшей летописи на большой плите, хранящейся сейчас в Палермо (Сицилия) и получившей название Палермского камня. Летопись дает краткое перечисление царствующих фараонов, начиная с додинастического периода до 5 династии, упоминает крупные походы, катастрофические разливы Нила.

“Анналы Тутмоса III” (18 династия), записанные на стенах храма – Амона-Ра в Карнаке (г. Фивы). Перечислены важнейшие события царствования и военные походы Тутмоса III, определена концепция его царствования: он рассматривает Египет, как страну, находящуюся под покровительством богов, как центр тогдашнего мира.

Сочинение Жреца Манефона, написанное в IV-III вв. до н.э. Манефон написал свой труд на греческом языке. Волю богов он считает определяющим началом всех исторических событий, но редко ссылается на их вмешательство. Заслуга Манефона – объединение по признаку родства или особенностям внутренней политики нескольких сотен фараонов в 30 династиях, которые им в свою очередь были разделены на 3 декады по 10 династий. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения его важнейших периодов (Древнего, среднего, Нового и Позднего царств).

“Поучения” и “пророчества” как источник.

Их можно отнести к дидактическому материалу. “Поучения” можно разделить на два разряда: “поучения” фараонов (т.е. написанные от их имени), например гераклеопольского царя Ахтоя или фараона – основателя XII династии Аменемхетат, содержащие советы по управлению страной и является политическими сочинениями с большой информацией о внутреннем и внешнем положении египетского государства. “Поучения” частных лиц, например “Поучение Ахтоя” о преимуществах профессии писца над другими.

Пророчества: “Речение Ипусера” и “Речение Неферти”. Они представляют собой описание грядущих несчастий в случае уничтожения привычного порядка и принятого строя жизни. Исследователи считают их описанием подлинных народных восстаний против существующего порядка, которым авторы дали форму пророчеств.

Произведения художественной литературы: “Повесть о красноречивом крестьянине”, “Рассказ Синухета”, “Сказания о фараоне Хуфу”, реалистично описывают быт, занятия египтян, их профессии, произвол царской администрации, содержат данные о жизни египетского общества.

Религиозная литература: “Тексты пирамид”, т.е надписи богословского характера, написанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов 5-8 династий. Во времена среднего царства проявляются тексты аналогичного содержания на стенках деревянных саркофагов. Так “тексты пирамид” и “тексты саркофагов” послужили для составления одного из главных произведений древнеегипетской религии – “Книги мертвых” (описание обрядов, заклинаний, молитв, позволяющих умершему благополучно пройти суровые испытания в загробном мире, чтобы достичь вечного блаженства на полях “иалу” (“Елисейские полл”). “Мемфисский богословский трактат” содержит сведения о том, как бог Птах своим словом творит мир (эпоха Древнего царства – 3 тыс. до н.э.).

Медицинские папирусы: Большой папирус Эверса, хирургический папирус Эдвина Смита, математические произведения (Лондонский математический папирус Ринд и Московский математический папирус из собрания ГМИИ им. Пушкина) дают представление о развитии научных знаний в Древнем Египте.

Важные сведения о Египте содержатся в произведениях античных авторов: “История Греко-персидских войн” Геродота (5 в. до н.э.). “Историческая библиотека” Диодора Сицилийского (I в. до н.э.). “География” фараона (I в. до н.э.); и трактат Плутарха “Об Жирисе и Исиде” (II в. н.э.).

Характеристика общественного строя: В середине IV тысячелетия до н. э. в Египте наметились контуры трех – основных прослоек древнеегипетского общества: господствующий слой (потомки родоплеменной знати, жречество, зажиточные общинники; члены земледельческих общин, основные производители материальных благ древнеегипетского общества; прослойка рабов, пока весьма незначительная, но постоянно увеличивающаяся. Наиболее многочисленной была вторая прослойка, т.е члены земледельческих общин, все более теряющих родовой характер, превращающихся в территориальные или соседские общины. Образование социальных прослоек и формирование классов привели к появлению государства, которое должно было регулировать отношения между новыми социальными группами и рождающимися классами в интересах господствующего слоя. В Древнем Египте государство выступало и как организатор работ по созданию и поддержанию ирригационной сети, без которой невозможно существование продуктивного земледельческого хозяйства. Первые государства возникли в пределах небольших областей (номов), которые охватывали несколько поселений, объединенных вокруг городского центра, где находились резиденция вождя и святилище почитаемого здесь главного божества. На территории Верхнего Египта в период нового царства существовало 22 таких нома, в Нижнем Египте – 20 номов. В силу особенностей природных условий номы – древнейшие самостоятельные государственные образования расположенные в дельте Нила – тяготели к объединению, что и привело к созданию более крупных государств. Очевидно объединение номов Верхнего Египта в одно царство номов Нижнего Египта в другое крупное царство произошло в конце герзейского периода. Столицей первого был город Энхав (Нехен), а северного царства – Буто. Два древнеегипетских крупных государства некоторое время сосуществовали рядом друг с другом ведя между собою войны. Но тенденция к объединению продолжала действовать и привела в конечном итоге к объединению нижнеегипетского и верхнеегипетского царств в единое древнеегипетское государство, охватывающее всю долину Нила от первого порога до средиземноморского побережья.

Институт рабства: Скорее всего рабы появились в результате военных столкновений между племенами и родами. Но в условиях первобытного строя, низкого уровня производительных сил было невыгодно брать людей в плен. Создание продуктивного земледелия, необходимость в в дополнительной рабочей силе повысили ценность человеческого труда и дали возможность использовать труд пленников, которых теперь оставляли в живых. Древние египтяне называли таковых термином “убитый – живой”. Таким образом, рабов давали войны, однако в условиях растущей дифференциации до уровня рабов – пленников могли опуститься и бывшие общинники. Следовательно, формирующийся слой рабов мог пополняться из источников внешних, так и внутренних.

Объединение Египта и создание централизованного общеегипетского государства (31-23вв. до н.э.)

Объединение нижнеегипетского и верхнеегипетского царств было революционным по своему значению в истории Древнего Египта. В рамках одного государства были сосредоточены ресурсы всей долины и Дельты Нила, появились благоприятные условия для создания общеегипетской ирригационной сети. На смену постоянным внутриегипетским войнам, ославившим страну, пришло политическое единство.

Объединение Египта было достигнуто в результате многих войн между верхнеегипетским и нижнеегипетскими царствами.

Правитель верхнеегипетского царства стал первым царем всего Египта. В списках царских династий, составленных Манефоном, он назван Миной. Мина стал родоначальником I общеегипетской династии, стремясь сплотить Египет Мина на стыке Дельты и долины основал город Мемфис. При Мине была построена система каналов и плотин. В столице был возведен храм богу Птаху.

Фараон Джер был удачливым завоевателем. При I династии египтяне стали продвигаться на богатый медью Синайский полуостров, походы в Нубию.

При II династии опять становиться неспокойным Нижний Египет, одной из главной задач остается окончательное воссоединение страны, решительное подавление нижнеегипетского сепаратизма. Последние цари II династии называют себя не только именем Гора – покровителя Верхнего Египта, а Гфом и Сетом, почитавшегося в Нижнем Египте. Очевидно, что при фараонах II династии была успешно решена задача окончательного объединения Египта в одно сильное централизованное государство.

Социально-экономическая структура: Объединение всех египетских номов в рамках одного государства, организация единого управления страной привели к концентрации людских и материальных ресурсов в руках центрального правительства. Его усилия были направлены на создание эффективной общеегипетской ирригационной системы, причем все существующие местные системы в номах входили в нее как составная часть.

Основа хозяйства: Ирригационное земледелие.

Разводили: ячмень, полву, лен. Дополнением к земледелию было разведение крупного и мелкого рогатого скота (коров, овец, коз, ослов, свиней). В Дельте получило развитие виноградарство и садоводство. Основная масличная культура – кунжут.

Заметные успехи были сделаны в трех основных отраслях ремесла и техники: в металлургии меди, обработке камня и гончарном деле. Эпоха Древнего царства – начало строительства грандиозных сооружений из камня (пирамиды, храмы, крепостные сооружения).

Организация сельского хозяйства и ремесленного производства.

Основными были крупные хозяйства трех типов: царские, храмовые и вельможные. Крупное хозяйство вельмож состояло из двух частей: перешедшей по завещанию или купленной земли, которая обозначалась как “дом отца” и была собственностью, и земли полученной за службу, которая считалась условным владением. Эта неридическая разница была номинальной, поскольку должности передавались по наследству, так же как и родительское землеимущество. Однако даже собственность на наследственную землю не была полной частной собственностью, т.к. земля в Египте могла быть обработана лишь при условии ее орошения, а верховным организатором и распорядителем общеегипетской ирригационной системы было государство, т.е. фараон, поэтому фараону принадлежали верховные права на всю возделываемую землю, которые и ограничивали права собственности на все виды египетских земель.

Хозяйство египетского вельможи состояло из резиденции – дворца, окруженной поселениями земледельцев и домами ремесленников. На полях господина трудились многочисленные работники, объединенные в рабочие отряды. Они получали из господской усадьбы посевное зерно, тягловый скот, сельхоз инвентарь. Они работали под наблюдением надсмотрщиков. В особых мастерских на тех же основаниях работали ремесленники, продукция которых поступала на склады господина.

Основные работники вельможного хозяйства не имели ни собственной земли, ни орудий труда, и не могли распоряжаться собранным урожаем или изготовленными изделиями. Все необходимое они получали со склада вельможи таким образом, крупное поместье было натуральным, замкнутым в себе производством, мало связанным с рыночным обменом. Основные работники вельможных хозяйств не имели своей земли, орудий труда и не распоряжались произведенной продукцией, тем не менее, они не были рабами так как имели свою семью и некоторое личное имущество. В письменных текстах их называют “мерет” или “жемуу”, в то время как рабов обозначали термином “бак” очевидно, что организация царского и храмовых хозяйств, была такой же, как и в вельможных имениях, хотя, возможно, что роль рабского труда в них была выше. Хозяйство вельмож и храмов облагались налогами, а их работники отрабатывали многочисленные повинности в пользу центральной власти. За особые заслуги фараоны могли освобождать отдельных вельмож и храмы от налогов и повинностей, даря им иммунитетные грамоты.

На ряду с крупными хозяйствами царя, храмов, вельмож в Египте Древнего царства существовали территориальные или соседские общины. Земли их обрабатывали общинники, которые обозначались термином “царские люди”, платили многочисленные подати в царскую казну и исполняли различные повинности. Работники царских, храмовых и вельможных земель (меред или хемуу) и члены египетских общин (нисутму или хентиуше), включая сюда и ремесленников, составляли две прослойки египетского общества, которые противостояли господствующему классу во главе с фараоном.

Рабы “бак” составляли особую прослойку египетского общества. Рабов покупали и продавали. Рынки рабов пополнялись за счет продажи военнопленных, порабощения впавших в долги бедняков. Так как большей нужды в рабах не было, источники порабощения были ограничены: завоевательные походы были редкими, а порабощение коренных египтян не поощрялось центральной властью. Рабы имеющиеся использовались на тех же работах, что и отряды подневольных работников. Резкой разницы между жестоко эксплуатируемыми работниками вельможных, царских и храмовых хозяйств и, собственно рабами не было. Таким образом во времена Древнего царства сложилась специфическая система эксплуатации основной массы египетского населения, зависимых работников и рабов, которая станет характерной чертой социальной структуры Египта последующих эпох. Это тщательно организовано центральной властью эксплуатация низших слоев египетского общества порождала некоторую близость социальных интересов бедняков и рабов, приводило к возрастанию социальной напряженности в египетском обществе.

Организация государственного управления. Египетская деспотия: необходимость в защите привилегий господствующего слоя, организации ирригационного земледелия, в поддержании общественного порядка привела к созданию многочисленного и хорошо организованного государственного аппарата. Он состоял из трех звеньев: центрального, областного (номового) и местного (на уровне поселений – общин) аппарата.

Во главе центрального управления стоял царь, носивший пышные титулы царя Верхнего и Нижнего Египта. Фараон олицетворял своей особой мощь египетского государства и был полновластным правителем, сосредоточил в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власти. Но он считался не только всемогущим правителем, но и воплощением божества в образе человека, богочеловчеком, а его распоряжения приобретали характер безусловного повеления. Фараон считался воплощением бога Бора, сыном бога Ра, после смерти его изображали как Осириса. Для почитания умершего фараона строились грандиозные пирамиды.

Ближайшим помощником фараона был высший чиновник – чати, наподобие средневекового везира. Он был руководителем многочисленного чиновничества, принадлежавшего к разным ведомствам. Организации ирригационного земледелия, наблюдения за скотом, ремесленниками военного дела, налоговых поступлений и повинностей, судебных дел, строительства.

Особенность центрального аппарата Египта – его нерасчлененность придворных функций по обслуживанию личности фараона, государственного управления и выполнения жреческих обязанностей. Носитель царских сандалий был вместе с тем и главнокомандующий армией, управителем дворца и начальником обширной области Верхнего Египта, виночерпием и верховным жрецом какого-нибудь храма. Государственное управление имело двойственную структуру: каждое ведомство делилось на два подразделения, которые обслуживали Верхний и Нижний Египет. Армия была органической частью гос. аппарата. Она комплектовалась по царскому двору из свободных египтян и состояла из отрядов пехоты, вооруженной луками, стрелами, копьями и короткими мечами, но в армии могли быть и отряды иноземных наемников.

Номовый аппарат управления копировал центральные органы и также делился на подразделения и ранги, но уже областного значения. Номовое управление возглавлялось номархами представителями древней аристократии, власть которой передавалась от отца к сыну, образующих своего рода номовые династии.

“Джаджат” и “кенвет” - советы, управляющие жизнью общин. Они наблюдали за местной оросительной сетью, вершили суд, особенно в области семейного права и в делах наследственных. Постепенно общинные советы были подчинены вышестоящим властям, а их члены превратились в низших чиновников.

Таким образом такую систему государственного управления, существующую в эпоху Древнего царства, предполагающую неограниченную власть обожествленного монаха, опирающегося на разветвленный аппарат многочисленных чиновников, определяется как монархия деспотического типа, или древневосточная династия.

Внутренняя и внешняя политика: После объединения Верхнего и Нижнего Египта военным путем при Хасехемун перед основателем III династии фараоном Джоаром (28 в. до н.э.) встала задача укрепления единства страны. Оно проводилось следующими путями: через строительство единой ирригационной сети для всего Египта активизацию внешней политики, организацию центрального управления. Одним из путей стала ослабление наследственной власти мирных династий в номах путем назначения представителей центра на должности номахов и их перемещение из нома в ном.

Важную роль в укреплении центральной власти сыграла новая концепция обоготворения царя. Это выразилось в строительстве гробниц невиданных размеров и ступенчатых пирамид. При IV династии централизация государственного управления достигла своих крайних пределов, поскольку высшие должности оказались сосредоточенны в руках царской семьи (дети и родственники фараона).

Внешняя политика: Энергичная завоевательная деятельность развернувшаяся при основателе IV династии Снофру (28 в. до н.э.). выработаны основные направления внешней политики Египта: 1) на юг, в Нубию; 2) северо-восток, на Синай и в Палестину; 3) на запад, в сторону Ливийских племен.

При IV династии Египет, осуществляющий контроль гад захваченными территориями в Нубии, на Синае, среди части Ливийских племен, превратился в одну из самых крупных держав на Ближнем Востоке.

Однако в конце правления IV династии внутреннее положение в Египте – осложнилось. Строительство гигантских пирамид и активные завоевательные походы привели к расточению огромных людских и материальных ресурсов, что привело к общему истощению страны. Эксплуатация населения вызвала недовольство, приводила в к обострению социальных противоречий. Излишняя централизация власти в руках относительно узкой группы царских родственников вызывало недовольство номовой знати и служилой аристократии. 

Стремясь укрепить внутреннее положение в стране, фараоны V династии (26-25 вв. до н.э.) отказываются от строительства огромных пирамид. Они привлекают в центральный аппарат представителей местной и служимой знати, открывая дорогу вверх более широки кругам аристократии, укрепляют общее положение египетской знати. Изменилась и религиозная политика. Начинается активное строительство храмов солнечному богу Ра, культ которого становится главным государственным культом. Господствует идеал прямого происхождения от верховного бога Ра объявленного отцом царствующих фараонов. Успех во внешней политике, дальнейшее расширение влияния Египта за его рубежами. На юге египетские отряды доходят до третьего порога Нила, морские походы на Финикию.

При VI династии (25-23 вв. до н.э.) продолжается процесс укрепления номовой и служилой знати. Многие ее представители добиваются от фараонов иммунитетных грамот. Происходит перераспределение материальных и людских ресурсов в пользу местных властей. Экономическое и политическое могущество центрального правительства падает так же как и внешнеполитическое влияние Египта. После прекращения VI династии власть мемфисских царей становиться номинальной. Страна распадается на множество самостоятельных княжеств, состоящих из одного или нескольких номов.

Египет в период Среднего царства (21-18вв. до н.э.)

Между Древним и Средним царством лежал период политической раздробленности (1 переходный период), время правления 7-10 династий, о которых практически ничего неизвестно. Это был период самовластного правления номархов, расцвета храмов на местах и почти полного упадка власти центра. Лишь в 21в. до н.э. вновь наметились два центра притяжения для номов Верхнего и Нижнего Египта – Фивы и Гераклеополь. Борьба между правителями этих центров привела к новым попыткам объединения Египта, сначала под главенством девятой, а затем сменившей ее 10 династии. Усиление Фив привело к выходу на передний план 11 фиванской династии. Фараоны носили имя Ментухетеп, но более центральная власть усилилась при фараонах 12 династии Аменемхетах и Сенусертах.

Внутренняя политика фараонов Среднего царства осуществлялась сначала под знаком ожесточенной борьбы центра с сепаратистскими тенденциями на местах. Только Сенусерт III и его преемники снова стали практиковать назначение сменяемых сановников центра в качестве правителей номов, причем именно теперь перестали сооружать богатые гробницы номархов.

В годы правления 12 династии и особенно Сенусерта III на передний план заметно выдвинулось служилое чиновничество, заместившее собой наследственную знать. Большую силу при дворе стала играть армия. Все то способствовало укреплению власти центра, созданию эффективной администрации. После Аменемхета III власть фараонов сначала начала клониться к упадку, хотя были совершены походы в Нубию, Ливию и Азию, откуда шли потоком драгоценные металлы, нужные стране строительные материалы и пленники-рабы, число которых в период Среднего царства увеличилось. Вскоре (при 13 и 14 династиях) страна распалась на 2 части, а затем наступил II переходный период.

Изменения в социально-экономической структуре. Начавшийся в конце Древнего царства процесс приватизации стал заметно ощущаться после I Переходного периода, с начала Среднего царства. На смену абсолютно господствовавшему царско-храмовому и вельможному хозяйствам с их псевдолатифундистскими методами обработки земли рабочими отрядами во главе с надсмотрщиками, пришла новая система хозяйствования, характерная для более развитого государства. Государственные царско-храмовые, региональные номово-храмовые и номово-вельможные хозяйства начали использовать надельно-арендную систему. Земли начали отдавать в аренду “слугам царя”, которые обрабатывали их теперь уже своими орудиями и на свои средства, выплачивая при этом ренту-налог казне, храму или номарху, вельможе. Усиление централизованного контроля при Сенусерте III не изменило этой практики: львиной долей доходов распоряжались уже не номархи или жрецы номовых храмов, а казна в лице ее представителей, присланных из центра чиновников.

Социальный статус населения. Основным контингентом работников были “слуги царя” (хемуу нисут). Этим термином именовали и земледельцев, обрабатывавших земли государства, храмов, и должностных лиц, и ремесленников разных специальностей, и представителей сферы услуг. Все “слуги царя” были обязаны, помимо выполнения своих основных функций, еще и выполнять “царские работы”, т.е. трудовую повинность в пользу казны. Это были строительные и ирригационные работы, труд в копях и каменоломнях. Но на фоне общей массы “слуг царя” появились некие “неджес” (малые), лица, связанные с рынком, товарно-денежными отношениями, возникавшими с частнособственнической деятельностью.

В Египте Среднего царства существовал уже достаточно развитый регулярный рыночный обмен. Мерилом ценности было зерно, реже медь и еще реже серебро или золото. Товарно-денежные отношения в условиях жесткой государственной регламентации развивались крайне медленно.

Надписи подтверждают существование большесемейных групп домовых общин, “домов” (обычные семейно-клановые группы во главе с отцом-патриархом в эпоху Среднего царства). Таким образом, трансформация социальной структуры в период Среднего царства по сравнению с Древним очевидна, но характер этой трансформации во многом зависел от сложившихся издревле социально-экономических и политических отношений. Слабое развитие рынка накладывало свой отпечаток.

Во II Переходный период 13-я и 14-я династии сменены вторгшимися в Египет азиатскими племенами гиксосов, которые познакомили египтян с боевыми колесницами и лошадьми. Осевшие в районе дельт гиксосы правили около полутора веков, но период их правления не был отмечен ни политическими, ни экономическими успехами. Время 15-й и 16-й династий гиксосов было временем упадка и деградации, многие храм были разрушены, а знатные семьи разорены. Так, нашествие гиксосов в древнеегипетской традиции было принято рассматривать как великое несчастье, страшный погром, полный упадок. Владычество гиксосов было непрочным. В Фивах почти параллельно с гиксосами существовала египетская 17 династия, контролировавшая почти весь Верхний Египет, и ведшая успешные войны с гиксосами. Фараон Яхмос I изгнал захватчиков из страны.

В период Среднего царства возросло количество рабов. Если раньше раб0иноземцы были лишь зависимой и бесправной рабочей силой в храмовых, царских и вельможных хозяйствах, то теперь рабы чаще стали использоваться для услуг власть имущим. Частные рабы были немногочисленны, стоили дорого и считались важным элементом престижа. Порабощение соплеменников-египтян было весьма редким (долговое рабство) и официально не допускалось.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь