Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Липицкое сражение. Миниатюра XVI в.



 

Князь Юрий Всеволодович (см. с. 366) допускал ошибки, делал просчёты, не всегда поступал верно с политических позиций. В борьбе за политическое и материальное наследство после смерти отца он даже не пытался проявить гибкость, не старался путём переговоров решить мирным путём конфликт с братом Константином. Он не хотел, не смог убедить брата Ярослава помириться с князем Мстиславом Мстиславовичем Удалым (который почитался как защитник старины, борец за правду, покровитель слабых), когда они поссорились из‑за новгородских владений. Не смог Юрий преодолеть гордыню и перед Липецкой битвой (1216), не согласился начать переговоры с Мстиславом, Константином и их союзниками; расплатой стало поражение в Липецкой битве. После поражения в этой битве он прискакал во Владимир и пытался скрыться там, но увидев, что Мстислав и Константин готовятся начать штурм Владимира, чтобы спасти жителей города, Юрий сам вышел и сдался победителям. Они были в меру великодушны, приняли дары Юрия и позволили ему и его семье, двору, церковному владыке уехать в пожалованный Юрию Радилов Городец на Волге. Юрий Всеволодович проявил политическую близорукость, когда в 1237 г. ордынцы осадили Рязань. Он не помог рязанцам, так как считал, что захватчиков обессилят битвы с удельными князьями, а он потом сможет легко одержать победу над обескровленными ордынцами и снискать славу победителя. Ордынцы разрушили Рязань, захватили Коломну, сожгли Москву, разгромили Суздаль. Юрий Всеволодович собрал войско и выступил за стены Владимира, который остались защищать дружины его сыновей – Всеволода и Мстислава. Ордынцы осадили Владимир 2 февраля 1238 г. Ордынское войско во главе с ханом Батыем и опытным полководцем Субудаем насчитывало 150 тысяч воинов.

 

 

Епископ Кирилл Ростовский обнаруживает тело великого князя Юрия II после битвы на Сити. Рисунок В.П. Верещагина. 1891 г.

 

Великий владимирский князь Юрий Всеволодович собрал войско на р. Сити, где намеревался дать бой неприятелю. Пока готовились отражать вражеский отпор ордынцам удалось овладеть Владимиром, они разграбили его, подожгли Успенский собор, убили епископа Митрофана, великую княгиню с дочерью, многих владимирцев. Битва на р. Сити состоялась (1238), но русское войско потерпело поражение, погибли 49летний князь Юрий Всеволодович и много удельных князей. Безжизненное тело князя нашел на поле боя ростовский епископ Кирилл, князь Юрий Всеволодович был канонизирован, тело его покоится в Успенском соборе во Владимире. После захвата Владимира и победы на р. Сити ордынцы переписали население Владимирского княжества и обложили всех владимирцев большой данью.

Следующим владимирским князем был брат погибшего Юрия – Ярослав Всеволодович, княживший во Владимире в 1238–1246 гг. Его правление запомнилось победой над литовцами (1239), возвращением домой с большой добычей и честью, посильным отстаиванием интересов и утешением владимирцев, попытками улаживания отношений с ордынцами. Он умер, возвращаясь из Орды, скорее всего его отравили.

Затем два года великим князем был Святослав Всеволодович (см. с. 367). Его прогнал (это своего‑то дядю) московский князь Михаил Ярославич Холобрит (сын Ярослава II), который и года не княжил, погиб в битве с литовцами (1248). Потом по воле ордынского хана владимирским князем был четыре года Андрей Ярославич (сын Ярослава II). Яркими личностями все они не были и благодарную память о себе не оставили.

Затем сын хана Батыя – хан Сартак сделал в 1252 г. великим князем владимирским сына умершего князя Ярослава II – 32‑летнего князя Александра Ярославича, вошедшего в русскую историю как Александр Невский. Он княжил во Владимире 11 лет до своей смерти. Князь Александр Ярославич, к тому времени уже прославившийся защитой Великого Новгорода и Пскова от немцев, понимал, что время открытой борьбы с ордынцами еще не наступило и нужно в новых осложнившихся условиях сохранить Русь как самостоятельное государственное образование, сохранить его единство и верность Православию. Александр Ярославич принял подвиг мудрого и разумного смирения жизненным обстоятельствам. Он смог найти общий язык с Батыем, подружился с Сартаком, умел ладить и с ханом Берке. Использованием инструментария дипломатии он спас Русь от политического и экономического разрушения, полного порабощения. Ордынцам приходилось платить большую дань, народ бунтовал, сборщиков дани пытались прогонять, нередко убивали, злодейство ордынцев вызывали законный гнев русских людей, но сил сбросить ненавистное иго еще было недостаточно. Люди возмущались, на Владимирской земле особенно сильные волнения поднялись в 1262 г. Александр Невский несколько раз ездил в Орду с большими дарами, задабривал хана, дипломатическими приемами спасал Русь. Жизнь и княжение Александра Невского были полны тревог, трудных и непопулярных, сполна не понятых очень многими его современниками вынужденных тяжелых решений, но Русь была сохранена как единое и политически самостоятельное образование.

Александр Ярославич Невский (1220–1263) вошёл в русскую историю как яркий борец за сохранение и усиление Православия на Руси, в котором он видел основу и залог её жизнеспособности, свободолюбия, сохранения политической самостоятельности Александр Ярославич отказался от помощи Римского папы в борьбе с ордынцами в обмен на подчинение папской власти. Он был выдающимся полководцем: побеждая везде, он никем не был побеждён. Он был очень образованным (знал латинский и греческий языки), был мудрым и ловким дипломатом (во имя интересов своего народа научился находить общий язык с ордынскими ханами, путём системы компромиссов с ними спас Русь от нравственно‑духовного и политического порабощения, потери государственной самостоятельности). Был талантливым государственным деятелем, искусным и дальновидным правителем, понял необходимость подвига смирения в отношениях с Ордой в то время (разумная покорность ордынцам давала определенные выгоды русским князьям и их подданным), был чрезвычайно смелым и внешне очень красивым человеком.

Александр был князем Новгородским в 1236–1251 гг., затем князем Владимирским с 1252 г. Он своими блистательными победами над шведами (Невская битва, 1240) и немецкими рыцарями (Ледовое побоище, 1242) обезопасил западные границы Руси, спас её от чужеземного владычества и католицизма. Побеждая западных врагов – немцев, шведов, литовцев, – князь Александр Невский совершенно иначе вёл себя по отношению к ордынцам, потому что понимал, что пока не пришло ещё время и пока не хватало сил освободиться от ордынского ига. Он выбрал тактику вынужденного смирения и внешней временной покорности, поэтому несколько раз ездил в Орду с богатыми дарами, выказывал повиновение воле хана и убеждал других князей пока повиноваться хану во имя высших интересов Руси. Своей умелой политикой он ослабил тяготы ордынского ига. Он добровольно склонился под временное старшинство ордынцев, заботился о сохранении мира с Ордой, под прикрытием которого он мог все силы бросить на отражение католической агрессии, чтобы избежать вхождения Руси в западный католический мир.

Князь Александр Невский понимал, что ордынское иго было колоссальной бедой, их хана русичи были вынуждены почитать царём и платить ему «выход» – дань. Но ханы не вмешивались во внутренние дела Русского государства, не мешали ему увеличивать его территориальные владения (значит, и его экономическую и политическую силу), не вмешивались в религиозную жизнь русичей, давали определённые привилегии православным священнослужителям, неизбежно и независимо от субъективных желаний ордынцев и их правителей притормаживался процесс вторжения на Русь западных рыцарских войск. Западные враги Руси ставили своей целью замену Православия католицизмом (то есть господство принципиально иной, чуждой русичам духовно‑нравственной основы, насаждение принципиально другой социальной психологии), а также ликвидацию Русского государства как самостоятельного образования, его включение в состав иностранных владений, установление в нём правления администратора, поставленного ими. Всё это заставляло Александра Невского сохранять терпимые отношения с ордынскими правителями, которые – надо отметить особо – уважали его смелость, мудрость, яркий полководческий талант, умение найти решения в казалось бы безвыходных ситуациях. Фактически своими решениями и делами он утверждал: кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.

Суровый в бою и изворотливый в политике князь Александр Невский по своей натуре был добрым, незлобливым, благородным человеком, хорошим семьянином. Женившись в 19 лет на дочери Брячислава Полоцкого Александре, он жил с ней в любви и взаимопонимании. У них родились 5 детей (4 сына, в том числе Даниил – будущий основатель династии московских князей и русский святой, а также дочь), которых он трепетно любил. В 1241 г. он простил поссорившихся с ним новгородцев, в том числе своевольных новгородских бояр, вернулся к ним княжить и защищать Новгород от немецких рыцарей. Умер он в возрасте 43 лет, возвращаясь из четвёртой поездки в Орду. Приняв схиму под именем Алексия, он скончался в г. Городец, на Волге (скорее всего его отравили, причём не ордынцы). В 1380 г. во Владимире были открыты его мощи; их в 1724 г. по повелению императора Петра I перенесли в Санкт‑Петербург, в Александро‑Невскую лавру. Князь Александр Невский был причислен к лику русских святых в 1547 г.

После кончины князя Александра Невского Владимир официально оставался столицей великого княжества, столицей Руси. Но князья, получившие титул великого князя, уже жить в нем не хотели и оставались в своих городах, уездах, хотя формально носили титул великого князя владимирского и венчались на великое княжение в Успенском соборе Владимира. Участились междоусобные войны среди русских удельных князей, некоторые из них в борьбе за титул великого князя призывали себе в помощники ордынцев, что неизбежно усиливало разорение Владимира.

Постепенно умалилось и церковное могущество Владимира. В 1299 г. Владимир стал резиденцией русских митрополитов и оставался ею более 26 лет. В 1325 г., учитывая длительные просьбы московского князя Ивана Даниловича Калиты (1283–1341), митрополит Петр переехал в Москву и вместе с князем заложил в Кремле Успенский собор, где завещал его похоронить (что и сделали); его преемник (с 1326) митрополит Феогност стал постоянно жить в Москве. Так статус церковной, то есть духовной столицы перешел к Москве. В 1328 г. в Успенском соборе Владимира венчался на княжение и стал великим князем Владимирским Иван Калита; он закрепил великокняжеский титул за своим родом. Постепенно все свыклись с мыслью, что Владимир стал наследственным уделом московского князя, потерял статус административной и духовной столицы Руси.

 

 

Памятник Александру Невскому во Владимире.

 

Владимир не смог сохранить статус церковной столицы в большой мере из‑за политических и субъективных причин. По инициативе князя Андрея Боголюбского во Владимире в XII в. появился свой епископ. Владимир в Древней Руси почти три десятилетия (26 лет, 1299–1325), до учреждения Московской митрополии, был главным духовным центром, церковной столицей Руси, в нем жил в своей резиденции Русский митрополит. Грек Максим занял в Киеве митрополичью кафедру в 1283 г., засилье ордынцев в Киеве заставило его сменить место своей резиденции в 1299 г. Митрополит Максим переехал во Владимир, сместил владимирского епископа на пустовавшую тогда ростовскую кафедру. Так Владимирская епархия перестала существовать, она была превращена в митрополичий диоцез (территория, которая в церковном отношении управлялась митрополичьими чиновниками, церковные поборы с которой шли только митрополиту). К концу ХII – началу ХIV в. под началом Русского митрополита, то есть митрополита всея Руси, были Киевский диоцез, епархии Новгородская, Ростовская, Владимирская, Тверская, Суздальская, Черниговская (Брянская), Смоленская, Рязанская, Белгородская, Юрьевская, Туровская, Полоцкая, Волынская, Галицкая, Перемышльская, Холмская, Сарайская, Луцкая, Новогрудская, Коломенская, Пермская, Переславль‑Залесская. (Границы епархий во многих случаях совпадали с границами княжеств.) Владимирская епархия была возобновлена в 1274 г., Суздальская епархия возникла до 1314 г. Владимирский епископ собирал церковные пошлины с населения великого княжества Владимирского, Московского, Дмитровского, Галицкого, Юрьевского (Юрьева‑Польского), Стародубского (Стародуба‑Ряполовского), Костромского. С переездом митрополита всея Руси Максима во Владимир в 1299 г. образовался Владимирский митрополичий диоцез.

В конце ХIII – начале ХIV в. получилось, что Русская митрополия была расположена в пределах пяти крупных государственных образований: Золотой Орды, Литовского государства, великого княжества Владимирского, Новгородской феодальной республики, Галицко‑Волынского княжества. Эти пять государственных образований соперничали, враждовали, что осложняло развитие Русской митрополии, заставляло ее главу – Русского митрополита во имя предотвращения раскола митрополии всея Руси идти на компромиссы с лидерами этих государств. Глава Русской церкви митрополит Максим, обосновавшись в относительно спокойном для жизни Владимире, перестал посещать свои западные епархии. Это дало возможность галицкому князю Юрию Львовичу выхлопотать у Константинопольского патриарха разрешение на создание Галицкой митрополии, которую в 1303 г. возглавил его ставленник митрополит Петр (игумен основанного им в Перемышльской епархии на р. Рате – притоке р. Западный Буг – Спасского монастыря). Лишившись западных епархий, митрополит Максим искал содействия у самого тогда могущественного из князей Северо‑Восточной Руси. Таким после смерти в 1304 г. великого князя Владимирского Андрея Александровича являлся Тверской князь Михаил Ярославич (1272–1318), стремившийся завладеть вакантным владимирским престолом. Михаил Ярославич Тверской был заинтересован в своей поддержке главой Русской церкви, поскольку на великое княжение Владимирское предъявлял права и московский князь Юрий Данилович. Митрополит Максим принял сторону тверского князя, отговаривал московского князя от притязаний на великое княжение в обмен на территориальные уступки со стороны тверского князя, но московский князь Юрий его не послушал. Для решения вопроса о получении статуса великого князя оба эти князя поехали в Орду, где богатые подарки тверского князя решили вопрос в его пользу. Тверской князь Михаил Ярославич получил в Орде ярлык на Владимирское великое княжение. Митрополит Максим совершил во Владимире, в Успенском соборе, торжественный обряд посажения Михаила Ярославича на великокняжеский стол.

В 1305 г. митрополит Максим умер. Михаил Ярославич захотел сделать Русским митрополитом своего ставленника, но византийский император и константинопольский патриарх, руководствовавшиеся более высокими политическими соображениями, думали о восстановлении единства исторической Русской митрополии, сделали Русским митрополитом галицкого митрополита Петра. Митрополит всея Руси Петр стал жить в резиденции во Владимире. Великий князь Михаил Ярославич всячески мешал митрополиту Петру, мечтал о его смещении и его замене человеком из Тверской земли. Митрополит Петр нашел поддержку у соперничавших с тверскими князьями московских князей. Хотя великий князь Михаил Ярославич (с тверскими корнями) прикладывал усилия для объединения русских земель, но, вступив в конфликт с митрополитом Петром, он неизбежно тормозил этот процесс. Митрополит Петр добросовестно выполнял возложенные на него церковные обязанности, не враждовал с князем Михаилом Ярославичем, стремился найти с ним общий язык, но ничего не получалось, и ему пришлось хлопотать, искать пути сохранения своего статуса Русского митрополита. Получилось, что митрополит всея Руси Петр, живший в митрополичьей резиденции во Владимире, имел доверительные отношения не с великим, тогда тверским князем, а с князьями московской династии. Союз русской церкви не с великокняжеской властью, а с князьями рядового тогда княжества способствовал усилению авторитета московских князей и возвышению Москвы. С общерусских позиций этот союз сыграл в известной мере отрицательную роль, так как препятствовал усилиям тверской княжившей династии объединить русские земли, не дал раскрыть политические способности великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому, человеку талантливому, неординарному, со временем причисленному к лику святых.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь